Расширение eot что это
Embedded OpenType
Компактность файлов достигается путем использования подмножества символов (в шрифт включаются только необходимые) и использованием сжатия данных (LZ компрессия — часть технологии MicroType Express компании Agfa Typographic Systems).
Простота внедрения шрифтов в веб-страницы может способствовать неконтролируемому распространению защищенных авторским правом шрифтов. Формат EOT предоставляет функции, предотвращающие это. Использование подмножеств символов снижает стоимость копии шрифта, так как такие шрифты обычно содержат менее половины символов оригинального шрифта. Другие используемые методы защиты — это шифрование данных и список «trusted roots» на сервере, и проприетарная дешифрующая DLL на клиенте.
Если внедряемый шрифт недоступен по какой-либо причине (файл шрифта не найден, в шрифте нет нужных символов), то будет использован другой шрифт — тем самым страница будет гарантированно читаемая.
Формат Embedded OpenType проприетарный и поддерживается исключительно браузером Internet Explorer. В 2007 году он был представлен на рассмотрение W3C как часть стандарта CSS3 [1] и отклонен им. 18 марта 2008 года [2] он был представлен как самостоятельный стандарт. В комментариях группы W3C к документу говорится что «W3C планирует предложить членам W3C создать рабочую группу, чьей целью будет превращение EOT в рекомендацию W3C». [3]
Содержание
Web Embedding Fonts Tool
Web Embedding Fonts Tool или WEFT — это утилита для генерации внедряемых веб шрифтов, разработанная Microsoft.
С помощью WEFT можно внедрять большинство шрифтов, за исключением тех, которые имеют свойство ‘no embedding’, то есть запрещены для внедрения разработчиками шрифта.
Внедряемые шрифты широко используются при создании веб сайтов с материалами на языках использующих не латинские символы.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Embedded OpenType» в других словарях:
Web typography — Web fonts allow Web designers to use fonts that are not installed on the viewer s computer. Web typography refers to the use of fonts on the World Wide Web. When HTML was first created, font faces and styles were controlled exclusively by the… … Wikipedia
Comparison of layout engines (Web Typography) — The following tables compare support for different font formats and support for CSS3 font resources for a number of layout engines. Web fonts were initially defined (but later dropped) from CSS2, then added into CSS3. The specification is… … Wikipedia
Font embedding on the Web — refers to the ability to embed fonts into web pages. This allows for more flexibility when deciding about what font to use, and is especially useful for web pages that use foreign characters that are not widely supported. However, embedding font… … Wikipedia
TrueDoc — is an outline font standard developed by Bitstream that compactly encodes font for use in web pages through their TrueDoc system. Embedding a typeface in this way has the aim of eliminating graphics sometimes used in headings or other text, and… … Wikipedia
EOT — is an abbreviation for:* Embedded OpenType, a font file format * End of tape, a term in in magnetic tape data storage * End Of Train device, see Flashing rear end device, as used by the railroad industry * End of transmission character, a… … Wikipedia
EOT — ist die Abkürzung für: End of Thread, siehe Liste von Abkürzungen (Netzjargon)#E End of Transmission, ein Steuerzeichen Embedded OpenType, ein Fontformat Equation of time, Englisch für Zeitgleichung Electric Overhead Travelling, Englisch für… … Deutsch Wikipedia
PostScript fonts — are outline font specifications developed by Adobe Systems for professional digital typesetting, which uses PostScript file format to encode font information. Contents 1 History 2 Technology 3 Font type … Wikipedia
Как открыть EOT файлы? 4 простых метода решения таких проблем
Когда вы сталкиваетесь с проблемой с неизвестным файлом EOT и не знаете, как открыть такой файл, первый шаг, который вы должны сделать, это определить причину данной проблемы. Мы покажем вам, как решить наиболее распространенные проблемы с файлами EOT и как их решить, в 4 простых шага.
EOT расширение файла
Что такое EOT файл?
Как открыть файл EOT?
В некоторых случаях проблемы могут возникнуть при попытке открыть файлы EOT. Приведенные ниже шаги могут быть полезны для решения таких проблем.
Шаг 1 – Убедитесь, что файл правильно связан с выбранным программным обеспечением
Первое, что пользователь должен сделать, это связать приложение с файлами EOT. Может случиться так, что даже если в системе установлено приложение, поддерживающее файлы EOT, оно не будет правильно связано с этим форматом файла. Это можно легко исправить, связав программу с файлами EOT. Чтобы связать такие файлы с данным приложением, пользователь должен открыть меню файлов (щелкнув правой кнопкой мыши по файлу) и выбрав «Открыть с помощью». Список предлагаемых приложений будет отображаться в верхней части меню. Затем выберите приложение и подтвердите свой выбор, установив флажок «Всегда использовать выбранное приложение для открытия файлов такого типа». Подтвердите свой выбор, нажав ОК.
Чтобы открыть EOT файл, сфокусируйтесь на шагах 1 и 2
В большинстве случаев для открытия файлов с расширением EOT должно быть достаточно следующих инструкций на шаге 1 и 2. Прежде чем предпринимать следующие шаги, протестируйте все программы, перечисленные ниже.
Шаг 2 – Установите программу, которая поддерживает EOT файлы
Если случится так, что раздел с предлагаемыми программами будет пустым, наиболее вероятно, что в системе не будет установлена программа, поддерживающая файлы EOT. Выберите программу из следующего списка и установите ее:
Веб-шрифты на распутье
Перевод не претендует на 100%-ную точность, но я постарался максимально точно передать мысли и слог автора. Комментарии приветствуются.
Начиная с Интернет Эксплорера 4 в 1998-ом, а затем с марта 2008-ого и до марта 2010-ого, один за другим, вся «большая пятерка» десктопных браузеров — Сафари, Файрфокс, Опера и Хром — выкатили сравнительно похожие реализации правила @font-face для привязки шрифтов. Вместе с тем, неотъемлимая часть веб-издательского паззла, часть, которой не хватает с начала Веба, встала на место и теперь настоящая, веб-ориентированая типографика начинает принимать форму.
WOFF был официально добавлен в W3C Fonts Working Group 8-ого апреля, 2010 года. Microsoft неожиданно спонсировала его внесение вместе с Opera и Mozilla. Поддержка WOFF заявлена в тестовых билдах IE9 для разработчиков. WOFF будет стандартом “транспорта” для шрифтов. Поддержка WOFF уже реализована в Firefox 3.6+, и разработчики Chrome анонсировали поддержку WOFF в ближайшем будущем.
К сожалению WOFF был разрекламирован способами, которые могут ввести в заблуждение. Давайте на секунду остановимся, так как важно знать чем является WOFF и что не менее важно, чем он не является.
Как и его старший брат, EOT (Embedded Open Type), WOFF файл является по сути архивированым файлом шрифта. Он не является шрифтовым форматом, сам по себе. Это файл шрифта, который «собрали в дорогу». Как PNG и JPEG для BMP и TIFF, так и WOFF для TTF и OTF. (В отличии от сжатого изображения, оригинальный шрифт может и должен быть распакован из сжатия.) На практике, WOFF и EOT очень похожи и соотношения сжатия для них более-менее одинаковы.
WOFF это не магический формат шрифта, который раз и на всегда сломит все препятствия на пути лицензирования коммерческих шрифтов. Страхи производителей шрифтов относительно веба гораздо более сложны и скоро мы с ними разберемся в связи с FHOS.
IE9 и DirectWrite
IE9 использует Windows DirectWrite API для отрисовки шрифтов. Если вы еще не скачали предпросмотровую версию IE9 я рекомендую вам попробовать, это может вас приободрить. Проведя некоторое время с IE9 preview, вы не захотите возвращаться к IE8 и XP. (Mac-юзеры, не ржать.) Отрисовка шрифтов в IE9 это нечто гораздо большее, чем мы ожидали. Несомненно на уровне с Маком, а в некоторых случаях даже лучше. Каково бы не было ваше мнение, разница сократилась значительно. Одним из отличных побочных эффектов фокуса на веб-шрифтах стало заострение внимания на том, как желание отрисовки шрифтов в браузерах под Windows сравнивается с отрисовкой в браузерах на OS X. Обратите внимание на то, что DirectWrite является Windows API, а не специфично для IE, и другие браузеры, такие как Firefox тоже реализуют его.
IE9 и @Font-Face с помощью CSS3
Удивительно, но то что делает @font-face годным кросс-браузерным решением сегодня, это то что IE поддерживает @font-face уже более десяти лет. Тем не менее, IE9 будет первой реализацией @font-face так как описано в спецификации CSS3.
Вот основные изменения:
Форматы шрифтов
Дополнительно к TrueType (TTF) шрифтам, IE9 будет поддерживать PostScript-приправленные OTF CFF шрифты, так же как и “большая пятерка” браузеров. Удаление этой преграды для совместимости само по себе очень хорошо, но с предупреждением: только если в интересах обратной совместимости для IE 6–8, это произойдет за несколько лет до того как веб-шрифты перестанут быть TrueType. IE 6–8 будут поддерживать только TrueType шрифты, запакованные как EOT. Кроме этого есть и другие проблемы отрисовки в браузерах под Windows, о которых надо помнить.
Остается надеяться что дизайнеры шрифтов помогут в этом, создавая свои шрифты доступными в TrueType с адекватным TrueType хинтингом. Либо, как вполне серьезно предложил мне один дизайнер шрифтов, все должны воздержаться от использования веб-шрифтов, пока IE8 не уйдет со сцены. Ха! Слишком поздно.
Синтаксис
Обратите внимание на то, что селекторы font-weight и font-style имеют различные значения внутри @font-face правила от тех же селекторов вне правила в основной таблице стилей. Внутри декларации, font-weight: bold означает, “это жирный участик этого семейства шрифтов;” вне декларации font-weight: bold означает, “применить жирность к этому тексту, с помощью участника этого семейства шрифтов, который декларирован как жирный.”
В IE6–8 @font-face работает тем же способом. Однако для того, чтобы EOT-файлы работали правильно, некоторые наименования и описательная информация внутри TTF-файла из которого создан EOT, должны совпадать с CSS декларацией. В большинстве случаев это не проблема. Но иногда, некоторые поля внутри таблиц данных шрифта должны быть изменены. В случае необходимости, все проблемы изучены и легко могут быть исправлены. (Подробности в документации для EOTFAST.)
Инструментарий для Веб-шрифтов
Необходимый инструментарий, которым должны обладать веб авторы:
Font Squirrel Генератор
Генератор это набор онлайн-инструментов, предлагающий конвертацию, очистку, генерирующий CSS стили и так далее. На данный момент, это лучшее что есть в сети и в руках дизайнера шрифтов и веб-разработчика Ethan Dunham только продолжает улучшаться.
EOTFAST
Разработан мной и Филлипом Тейлором из Кембриджа, EOTFAST является бесплатной и простой для использования альтернативой Майкрософтовскому конвертору, WEFT. Используйте EOTFAST для создания оригинально сжатых EOT файлов, совместимых с IE 6–8 и более быстрой загрузкой страницы. Обратите внимание на то, что EOT формат не был признан нерекомендованным и будет продолжать работать во всех режимах рендеринга в IE9, создавая тем самым легкий путь работы со всеми версиями IE, не прибегая к условным комментариям.
Доверительные лицензии
Доверительные лицензии—шрифты по оптовой цене, которые предоставляются в виде устанавливаемых TTF или OTF файлах для упрощения разработки, на равне с публикацией на веб-серверах — доступны в Font Spring. Этот сайт предоставляет, как каждый подобный сайт должен был бы, образцы шрифтов, так что вы в действительности видите то товар, перед тем как покупаете его. Надеюсь, остальные подобные сервисы примут эту простую модель лицензирования за основу.
Шрифтохранилища и «маскирующие» сервисы (FHOS)
Заботы создателей коммерческих шрифтов гораздо глубже, чем сценарий ситуации когда посетитель сайта видит понравившийся ему шрифт, роется в CSS и скачивает его. Позвольте мне предложить объяснение, чтобы вы могли лучше понять почему существуют сервисы шрифтов, использующие «маскировку», а в некоторых случаях и запутанные, и тупые лицензионные соглашения.
Производители шрифтов видели что произошло с индустрией музыки, книг, газет, журналов и банков изображений и они бояться что то же самое произойдет с ними. Это называется iTunes Effect, and it’s about price.
Дизайнеры шрифтов все еще очень сфокусированы на принте. В общем, основные деньги находятся в обслуживании профессиональных клиентов в индустрии печати: книги, журналы, художественное оформление и так далее. Цены обычно варьируются в зависимости от количества пользователей продукта. Основной их страх в том, что как только шрифты появятся в сети, они станут продуктом широкого потребления, существующая бизнес-модель рухнет и произойдет обесценивание шрифтов. Дизайнеры шрифтов боятся того, что не смогут запросить с клиента, скажем, 420$ за четыре семейства шрифтов для 6-10 пользователей, в мире где шрифты предоставляются на сайтах для «условно» неограниченного количества посетителей, которые вобще ничего не должны платить за это. Что если интернет снижает цены в секторе печати и сам по себе фактически не генерирует дохода?
Предостережение покупателям
В ответ на «интернет угрозу», некоторые коммерческие дизайнеры шрифтов выбрали шрифтохранилища и «маскирующие» сервисы. По существу, эти сервисы используют модель Amazon Kindle, но вместо книг вы получаете то, из чего сделаны книги — шрифты. Они раздаются отмереным, контролируемым путем так, что создатели шрифтов занют куда каждый из шрифтов идет и кем используется. Маскировка фокусируется на предотвращении обычного скачивания и возможности создания устанавливаемого в операционную систему шрифта, и поэтому шрифт становится недоступным для работы в таких програмах как InDesign. Основная задача подобных сервисов — удержать семейства шрифтов в своих руках.
Увеличение дискуссий между предтавителями производителей шрифтов, такими как Microsoft, Adobe, Monotype Imaging и другими, в следствии появления Typekit’а в прошлом году, в последние месяцы привело к созданию таких маскирующих сервисов какMicrosoft’s font distribution proxy, Ascender Corp, Extensis (специалисты в програмном обеспечении для управления и лицензирования шрифтов), Monotype Imaging, и коллектив, включающий Font Bureau от David Berlow.
Я могу сказать вам что ребята из Extensis, Ascender и Monotype счастливы и полны энтузиазма предоставлять шрифты для веба. Но они уж точно не будут спешить рассказывать вам, что система распространения этих шрифтов создана в ограничениях умной, но «грязной» DRM-подобной структуры. Это понятно. Но попытки идентифицировать и предотвратить случаи нелицензированого распространения через код доказали свою нецелесообразность фактически для всех и в перспективе, все попытки маскировки шрифтов выглядят тщетными и нецелесообразными.
Дизайнер шрифтов Ray Larabie выразил это лучше всех:
Защита шрифтов от установки в операционную систему, в то время когда изпользование шрифтов где либо, кроме веба, является признаком ретроградства, выглядит нелепо и глупо. Установить шрифты в свою ОСь? Да пожалуйста, дедуля! В ближайшем будущем никто и не захочет устанавливать шрифт в операционную систему.
Покупатель, будь благодарен
Как обычно, есть и обратная сторона. Можно рассматривать FHOS как фазу. Сервисы все время обновляются. Например WebINK сервис от Extensis бесплатный устанавливаемый «мастер предпросмотра» шрифтов Type Drawer, который позволяет, среди прочего, мнгновенно менять определенные шрифты на странице, просто перетаскивая их. Это позволяет сэкономить кучу времени и это то, что нужно дизайнерам в работе. На данный момент это проприетарная разработка WebINK, но она формирует направление развития сервисов.
Проверочный список сервисов шрифтов
Что касается меня, я фокусируюсь на предоставлении информации для разработчиков. И как веб-автор, теперь, когда я не должен полагаться на операционную систему в плане шрифтов, разве что как резерв, я чувствую себя некомфортно с мыслью о том, что такая базовая и фундаментальная часть дизайна моего сайта, как шрифт, будет контролироваться внешней сущностью. Далее, ни один независимый веб-дизайнер, с которым я говорил об этом, ни при каких обстоятельствах не согласен хомутать клиента постоянным расходом на шрифты.Есть тысячи бесплатных шрифтов и многие из них такогоже качества или даже выше, чем те, которые предлагают FHOS сервисы.
Расширеные функции OpenType
С того момента, как John Daggett из Mozilla возглавляет CSS3 Fonts Module, впечатляющая команда приглашенных экспертов в дизайне типографики обдумывает проблемы передовой типографики в W3C.Уже в ближайшее время это может иметь большое влияние на отображение математических символов и не-латинских языков.
Будущее Flash Text Replacement
Библиотека шрифтов Google
Благодаря неожиданной разработке, которая произросла из неформальных разговоров с ребятами из Typekit, Google стал провайдером свободно лицензированых шрифтов через Google Ajax API. Это опенсорсный проект в котором можно найти документацию, примеры и информацию о том, как можно способствовать его развитию в GitHub репозитории.В отличии от многих опенсорсных проектов, у этого есть постоянный куратор Raph Levien.
Заставим это работать сегодня
А теперь давайте окончательно запутаемся: для IE 6–8 вы можете использовать только TTF шрифты, обернутые как EOT или EOT “Lite” (несжатый). Для Firefox, Opera, Chrome, и Safari, вы можете использовать TTF или OTF файлы, как “сырые” или в некоторых случаях обернутые в WOFF файлы или как data URI внутри файла стилей. SVG будет основным форматом шрифтов, идущим вперед, но его основная добродетель сегодня заключается в поддержке в мобильном Safari для iPhone и iPad.
Да, это путает. Сначала. Всегда есть большие изменения. Но я ожидаю от веб-авторов сделать то, что они всегда делают. Найти путь заставить это все работать. Сырые материалы здесь и здесь. Инструменты здесь и здесь. Решения здесь и здесь. Так сложите вместе несколько страниц примеров и темплейтов, и приготовьтесь к распутью. Время пришло.
Translated with the permission of A List Apart Magazine and the author[s].
Встроенный OpenType
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор [ править ]
Файлы шрифтов EOT могут быть созданы из существующих файлов шрифтов TrueType с помощью Microsoft Web Embedding Fonts Tool (WEFT) и другого проприетарного программного обеспечения с открытым исходным кодом (см. «Внешние ссылки» ниже).
Файлы шрифтов сделаны небольшие по размеру с использованием Подменю (только включая необходимые символы), а также путем сжатия данных (сжатие LZ, часть Agfa «s MicroType Экспресс ). Как и шрифты OTF, EOT поддерживает контуры как Postscript, так и TrueType для глифов. [1]
Если встроенный шрифт недоступен для веб-страницы по какой-либо причине (отсутствующий файл шрифта, неправильные ключи в файле, отсутствие поддержки веб-браузером), то используется спецификация шрифта второго выбора, гарантирующая, что страница должна быть читается даже без намеченного шрифта.
Инструмент веб-встраивания шрифтов [ править ]
WEFT может встраивать большинство шрифтов, но не будет встраивать шрифты, которые их дизайнеры обозначили как шрифты «без встраивания». WEFT может отклонить другие шрифты из-за выявления проблем.
В прошлом встроенные шрифты широко использовались для создания неанглоязычных веб-сайтов.
По состоянию на январь 2015 года самая последняя версия инструмента (WEFT 3.2) была выпущена 25 февраля 2003 года. С 2019 года Microsoft больше не предлагает этот инструмент для загрузки.
Проблемы безопасности [ править ]
Критическое обновление безопасности для Windows Vista KB969947 решает несколько проблем безопасности, которые «могли позволить удаленное выполнение кода, если пользователь просматривал содержимое, отображаемое с помощью специально созданного шрифта Embedded OpenType (EOT)». Такие шрифты могут быть встроены в веб-сайты, в том числе те, на которых размещается пользовательский контент. [3]
20 вопросов про веб-шрифты
Привет, Хабр!
Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.
01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?
Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.
И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.
02. Как выбрать хороший веб-шрифт?
Шрифт — это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.
Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает, какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие — только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.
03. Как браузеры отрисовывают шрифты?
Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite, а на OS X и iOS — CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.
Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType. Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:
04. TTF или OTF?
TrueType и PostScript — изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript — OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.
Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.
Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.
05. Что еще влияет на отображение?
Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.
Еще один способ сгладить недостатки сглаживания — это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.
06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?
Хинтинг — это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) — не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.
Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.
С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой — формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.
В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.
В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.
Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.
07. @font-face или Cufon?
Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать. Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR, когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.
Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.
08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?
Подготовленные к внедрению ( @font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:
TTF или OTF — привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT — внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG — для поддержки браузера Safari.
09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?
Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.
Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря — это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.
10. Сколько должны весить веб-шрифты?
Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма — это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.
11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?
С точки зрения дизайнера, много начертаний — это круто. И действительно, для заголовочка — Bold, а вон там, для врезочки — ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно — настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.
12. Нужно ли ограничивать набор символов?
Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).
Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.
13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?
Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа.
14. Как протестировать шрифт?
Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast, где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта — незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer, вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.
15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?
Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов — это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.
Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).
16. Как купить веб-шрифт?
Когда вы «покупаете шрифт» — это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта — это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.
Удобный способ покупки шрифтов — через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику
А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!
17. Какие бывают лицензии?
Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.
Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, — все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.
Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.
Свободные лицензии (public domain) — автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования — то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.
Подробнее про лицензии можно прочитать в статье Эмиля Якупова Практические и юридические аспекты шрифтового бизнеса.
18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?
Веб-лицензии — наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай — использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение — на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.
И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.
После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.
19. Где взять хорошие веб-шрифты?
Каталог свободных шрифтов от Google
Fontsquirrel — известный конвертер и каталог веб-шрифтов
Myfonts — огромный магазин шрифтов с удобной системой оплаты
Fonts.com — главный конкурент MyFonts
Typekit — сервис для аренды шрифтов от Adobe
Typecast — вышеупомянутый магазин с сервисом тестирования
P.S. еще один полезный ресурс, который посоветовал ilyaerin, WebFont.ru
20. Что еще можно почитать про веб-шрифты?
Ильдар Киньябулатов, веб-дизайнер ADV/web-engineering