Рассказ что говорит о человеке исламская культура

Кратко о мировых религиях. Ислам

Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть картинку Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Картинка про Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура

Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

В переводе с арабского Ислам означает «покорность».

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть картинку Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Картинка про Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть картинку Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Картинка про Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть картинку Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Картинка про Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Источник

Исламская культура – что это такое?

Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Смотреть картинку Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Картинка про Рассказ что говорит о человеке исламская культура. Фото Рассказ что говорит о человеке исламская культура

Наверно, не было ещё в истории России, а быть может и всего мира, такого момента, когда вопрос об исламской культуре стал бы с такой остротой. Отчего он столь актуален? Оглянитесь вокруг: вот где-то в «горячих точках» планеты идут войны или совершаются теракты, которые объясняют взрывом «религиозного экстремизма», точнее даже – «исламского терроризма»!

И есть ли вообще в источниках мусульман само это слово «культура»? Уж не выдумка ли это, извне навязанная какими-нибудь «религиоведами» и «доброжелателями»? Разберёмся в понятиях.

Общеизвестно, что ислам – это всемирная и универсальная религия, охватывающая все аспекты человеческого бытия, материальные и духовные. Сам ислам – не культура. Он шире. Но его пронизывает (или при неверном понимании, не пронизывает) культура.

Что же такое культура? Думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако, это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «сакафа» и означает определённые черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином обществе, изучают, создают сами и разделяют друг с другом. Культура – это то, что отличает одну группу в человечестве от другой.

Соотношение религии и культуры, может быть, стоит выразить таким афоризмом: религия без культуры превращается в мракобесие (радикализм, включая терроризм), а культура без религии превращается в цинизм.

В наши дни мы видим горькие плоды этого разлада между культурой и религией: где-то фанатики веры (отбросив свою культуру) превращаются в мракобесов и лже-мучеников, а где-то культура потеряла связи с моральными и религиозными ценностями, стала или «шоу-бизнесом» или «зеркалом агонии всего человеческого». Если первым отклонением страдают в основном восточные сообщества, предки которых были мусульмане, то второе отклонение распространяется в Европе и США, странах, которые всё более утрачивают свои былые корни в христианстве и иудаизме. Парадокс – именно эти две «отклоняющиеся» группы и ведут друг с другом битвы в СМИ и временами в реальном пространстве.

Но поскольку так развивалась наша цивилизация, что исконно слитные понятия «религия» и «культура» разошлись и даже стали… враждовать – нам необходим рациональный анализ: что же составляет особенности, характеристики культуры? В нашем случае – конкретно – исламской культуры?

Пропишем в тезисах по пунктам то, что обычно пишут об этом и сами мусульманские мыслители, и исламоведы.

… Только укоренённость культуры в глубинах религии, неразрывность теоретических понятий и жизненной практики, синтез религии и культуры – залог верного понимания самой «исламской культуры», также как и залог реализации принципов самого «ислама, как религии».

Сергей Маркус – культуролог, поэт, главный редактор журнала «Исламская культура»

Источник

Представления о человеке в Коране и в Новом Завете

Речь у нас пойдет в основ­ном о кора­ни­че­ской антро­по­ло­гии. Рас­ска­зы­вая о ней, я буду обра­щаться к ново­за­вет­ным пред­став­ле­ниям о чело­веке прежде всего для того, чтобы более точно опи­сать неко­то­рые спе­ци­фи­че­ские, совер­шенно осо­бен­ные моменты, черты в мусуль­ман­ском пони­ма­нии при­роды чело­века. Хотел бы сразу под­черк­нуть, что в своей статье я не пре­сле­дую ника­ких апо­ло­ге­ти­че­ских целей, а рас­смат­ри­ваю про­блему с пози­ций срав­ни­тель­ного рели­гио­ве­де­ния.

По своему опыту восто­ко­веда, изу­ча­ю­щего исто­рию ислама, я знаю, что боль­шин­ство из нас имеет об этой рели­гии весьма смут­ные пред­став­ле­ния. Поэтому поз­волю себе сде­лать несколько заме­ча­ний отно­си­тельно того, что же это за рели­гия – ислам и как при­вер­женцы этой рели­гии – мусуль­мане – пони­мают Коран, при­роду Корана.

Прежде всего – что же такое ислам? Само слово это озна­чает пре­да­ние себя, вве­ре­ние себя Богу, а вовсе не «покор­ность», как его иногда неверно пере­во­дят. Соот­вет­ственно, мусуль­ма­нин – это чело­век, вве­рив­ший себя Богу. В евро­пей­ском исла­мо­ве­де­нии неод­но­кратно пред­при­ни­ма­лись попытки дать крат­кое опре­де­ле­ние исламу. Напри­мер, обще­при­знан­ным стало опре­де­ле­ние ислама как нерас­тор­жи­мого един­ства рели­гии, куль­туры и соци­ально-поли­ти­че­ского устрой­ства. Т.е. ислам – это система, объ­ем­лю­щая все сто­роны, все уровни жизни чело­века в их един­стве.

Другое, менее извест­ное опре­де­ле­ние дал извест­ный фран­цуз­ский исла­мо­вед Луи Мас­си­ньон 1. На первый взгляд оно кажется пара­док­саль­ным: ислам – это эга­ли­тар­ная свет­ская тео­кра­тия. Эга­ли­тар­ная, потому что все мусуль­мане равны перед боже­ствен­ным зако­ном. Свет­ская, потому что в исламе нет церкви, нет духо­вен­ства, т.е. людей, через таин­ство наде­лен­ных осо­быми, пре­вос­хо­дя­щими чело­ве­че­ские воз­мож­но­сти пол­но­мо­чи­ями. Ислам, точнее, сун­нит­ский 2 ислам не при­знает ника­кого посред­ника между Богом и чело­ве­ком. Имам или мулла в исламе – это лишь пред­сто­я­тель на молитве, им может быть любой член мусуль­ман­ской общины, зна­ю­щий Коран. Нако­нец, тео­кра­тия в том смысле, что вер­хов­ная власть в исламе при­над­ле­жит исклю­чи­тельно Богу, Его закону.

Ученик Мас­си­ньона Луи Гарде опре­де­лил ислам еще короче: ислам – это номо­кра­тия 3, т.е. власть Закона; есте­ственно, боже­ствен­ного закона. Дей­стви­тельно, если в вет­хо­за­вет­ной тео­кра­тии закон еди­но­жды данный на Синае, все же допол­нялся инсти­ту­том про­ро­ков, через кото­рых сохра­ня­лась и под­дер­жи­ва­лась живая связь Бога со своим наро­дом, если в хри­сти­ан­стве вет­хо­за­вет­ный закон вообще упразд­ня­ется, поскольку чело­век, как гово­рит апо­стол Павел в Первом посла­нии к Корин­фя­нам, отныне ста­но­вится «под­за­ко­нен Христу» (Кор. 9:21) или в Посла­нии к Гала­там: «Ибо Хри­стос иску­пил нас от клятвы закона, сде­лав­шись за нас клят­вою …» ( Гал. 5:13 ), то в исламе в лице Мухам­мада поло­жен предел всякой духов­ной власти на земле, всякой воз­мож­но­сти посред­ни­че­ства между Богом и чело­ве­ком. Отныне все дано в Коране, боже­ствен­ном законе, кото­рому един­ственно при­над­ле­жат зако­но­да­тель­ные пол­но­мо­чия.

Нам важно понять также, что значит для мусуль­ман Коран. Встре­ча­ю­ще­еся в неко­то­рых евро­пей­ских рабо­тах опре­де­ле­ние Корана как «Библии ислама», данное, напри­мер, Анри Массе 4, прин­ци­пи­ально некор­ректно. Библия бого­дух­но­венна. Коран же, согласно ислам­скому веро­уче­нию, есть прямое, непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние Бога. Это не авто­ри­зи­ро­ван­ное откро­ве­ние, в кото­ром наряду со словом Бога звучит и слово чело­века, то есть вдох­нов­лен­ный Богом чело­век, воз­мож­но­сти кото­рого все же огра­ни­чены эпохой и соци­о­куль­тур­ной средой, интер­пре­ти­рует это вдох­но­ве­ние. Коран, повто­ряю, – это непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние, Мухам­мад же – только пас­сив­ный его пере­дат­чик. Поэтому мусуль­ма­нин нико­гда не скажет: «Мухам­мад сказал в Коране». В Коране гово­рит только Бог. Можно ска­зать, что Коран в пред­став­ле­ниях мусуль­ман – это прямая речь Бога. Поэтому если уж искать в хри­сти­ан­стве аналог Корану, то им будет не Библия, а Хри­стос.

Один совре­мен­ный мусуль­ман­ский мистик так опре­де­лил это раз­ли­чие: «Я часто говорю моим хри­сти­ан­ским бра­тьям: «Для вас Бог стал плотью, а для нас Бог стал книгой». То есть в хри­сти­ан­стве Бог откры­вает Себя людям в полной мере во Христе, а в исламе Бог откры­вает Себя людям в Коране, бого­от­кро­вен­ном законе. В хри­сти­ан­стве чело­век ста­но­вится под­за­ко­нен Христу, вопло­тив­ше­муся Богу; в исламе чело­век ста­но­вится под­за­ко­нен Корану, нис­по­слан­ному на «языке араб­ском, ясном» (Коран 1б:105) 5.

Ислам, наряду с иуда­из­мом и хри­сти­ан­ством, рели­гия теи­сти­че­ская, т.е. исхо­дя­щая из пони­ма­ния Абсо­люта как бес­ко­неч­ного лич­ност­ного начала, транс­цен­дент­ного миру; сотво­рив­шего мир в сво­бод­ном акте воли и затем сво­бодно им рас­по­ря­жа­ю­ще­гося. Проще говоря, рели­гия, испо­ве­ду­ю­щая веру в еди­ного Бога, творца и про­мыс­ли­теля. В то же время ислам прин­ци­пи­ально рас­хо­дится с хри­сти­ан­ством в пони­ма­нии при­роды Бога. Ислам не при­ем­лет хри­сти­ан­ского пони­ма­ния Бога как три­един­ства, Троицы, считая это уступ­кой мно­го­бо­жию, и утвер­ждает веру в еди­ного и един­ствен­ного Бога, Бога моно­лита (самад). Более того, ислам утвер­ждает ради­каль­ную недо­ступ­ность Бога для чело­века, кото­рая исклю­чает как воз­мож­ность Бого­во­пло­ще­ния, так и воз­мож­ность сооб­ще­ния бла­го­дати через таин­ства. Соб­ственно, в исламе и нет поня­тия таин­ство, есть поня­тие тайна, сокры­тое. Коран пред­пи­сы­вает мусуль­ма­нам верить в тайну Бога.

Ислам, исто­ри­че­ски став­ший послед­ней миро­вой рели­гией, самой моло­дой рели­гией, сам себя, по край­ней мере, в лице своего осно­ва­теля Мухам­мада тако­вой вовсе не осо­зна­вал. В Коране вполне опре­де­ленно гово­рится, что Мухам­мад при­зван не для того, чтобы ска­зать новое слово, а для того, чтобы вос­ста­но­вить в изна­чаль­ной чистоте веру в еди­ного Бога. Эта вера зало­жена в каждом чело­веке, свой­ственна его под­лин­ной при­роде бла­го­даря завету, кото­рый Бог заклю­чил с сынами Адама, т.е. чело­ве­че­ским родом: «Неко­гда Гос­подь твой из сынов Адама, из чресл их, извлек потом­ков их и пове­лел им дать испо­ве­да­ние о себе самих: « Не есмь ли Я Гос­подь ваш?» Они ска­зали: – Да, испо­ве­дуем это. – Это было для того, чтобы в день вос­кре­се­ния не ска­зали: мы не были в состо­я­нии постиг­нуть это; или не ска­зали: отцы наши прежде нас при­зна­вали соучаст­ни­ков Богу, а мы были только их потом­ками …” (Коран 7:172–173). Эта идея полу­чает раз­ви­тие и в мусуль­ман­ской тра­ди­ции. Согласно рас­про­стра­нен­ному хадису 6, «каждый чело­век рож­да­ется мусуль­ма­ни­ном (то есть веру­ю­щим в еди­ного Бога). Иудеем или хри­сти­а­ни­ном его делают роди­тели».

Итак, ислам по отно­ше­нию к иуда­изму и хри­сти­ан­ству рели­гия не новая. В чем же мусуль­мане нахо­дят осно­ва­ние для утвер­жде­ния истин­но­сти своей веры? В Коране гово­рится: «Они гово­рят: «будьте иуде­ями» или «будьте хри­сти­а­нами» – най­дете прямой путь! Скажи: нет! мы община Авра­ама, веро­вав­шего в еди­ного Бога, он не был в числе мно­го­бож­ни­ков « (Коран 12:129). В другом месте: «Мы воз­ве­стили тебе в откро­ве­нии: следуй рели­гии Авра­ама, кото­рый был ис-тинной веры» (Коран 16:124). И, нако­нец, еще один айат Корана: «Не был Авраам ни иудеем, ни хри­сти­а­ни­ном, а был еди­но­бож­ни­ком, мусуль­ма­ни­ном» (Коран 3:60).

«И взял Бог Авра­ама другом», – гово­рится в Коране. Эпитет друг Божий при­ла­га­ется в Коране только к Авра­аму. В осталь­ных слу­чаях отно­ше­ние чело­века к Богу мыс­лится пре­иму­ще­ственно в кате­го­рии раб Божий. В Новом Завете статус раба упразд­ня­ется актом усы­нов­ле­ния, кото­рое чело­век полу­чает бла­го­даря иску­пи­тель­ной жертве Сына Божия. Напри­мер, в Посла­нии к Гала­там: «Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наслед­ник Божий через Иисуса Христа» ( Гал. 4:4-7 ). Коран же прин­ци­пи­ально отвер­гает идею сынов­ства Божия, усмат­ри­вая в ней пося­га­тель­ство на абсо­лют­ное един­ство» транс­цен­дент­ность Бога, Его ради­каль­ную недо­ступ­ность. Итак, Мухам­мад при­зван не для того, чтобы создать новую рели­гию, а для того, чтобы вос­ста­но­вить истин­ную веру Авра­ама, кото­рый был первым мусуль­ма­ни­ном. Роль Авра­ама в Коране чрез­вы­чайно важна. Соб­ственно, через него Мухам­мад в своих ранних про­по­ве­дях утвер­ждает опре­де­лен­ное духов­ное род­ство своей веры с иудей­ской и хри­сти­ан­ской духов­ными тра­ди­ци­ями 7, а в более позд­ний период именно через Авра­ама Мухам­мад про­ти­во­по­став­ляет веру мусуль­ман иуда­изму и хри­сти­ан­ству. Можно ска­зать, что рели­ги­оз­ная само­иден­ти­фи­ка­ция Мухам­мада начи­на­ется именно с осо­зна­ния того факта, что Авраам не был ни иудеем, ни хри­сти­а­ни­ном, но был уже веру­ю­щим в еди­ного Бога.

В какой-то сте­пени воз­можно чисто фор­маль­ное срав­не­ние авра­ами­че­ского опыта Мухам­мада с обра­ще­нием апо­стола Павла. После встречи с Хри­стом на пути в Дамаск Павел про­зре­вает в Авра­аме образ того, кто был оправ­дан верой, оправ­дан дове­рием и покор­но­стью самими по себе, а не зако­ном. Поскольку закона еще не было, и даже обре­за­ние Авра­ама после­до­вало позже. Исходя из этого, Павел ставит при­над­леж­ность Авра­аму по вере выше при­над­леж­но­сти ему по закону: «Ибо не зако­ном даро­вано Авра­аму, или семени его, обе­то­ва­ние быть наслед­ни­ком мира, но пра­вед­но­стью веры» ( Рим. 4:13 ).

Говоря о кора­ни­че­ской антро­по­ло­гии, сле­дует иметь в виду, что речь идет не о каком-то систе­ма­ти­че­ском учении о чело­веке. Такого учения в Коране нет, и это есте­ственно, поскольку мы имеем дело с книгой не фило­соф­ской или бого­слов­ской, а рели­ги­озно-зако­но­да­тель­ной. Ее цель – отве­тить не на вопрос, что есть чело­век, а на вопрос, что должен и чего не должен делать чело­век, что есть для него добро и что есть зло, какова его цель в этой жизни. Соб­ственно, как и любая другая рели­ги­озно-зако­но­да­тель­ная книга. Коран – это руко­вод­ство к дей­ствию для чело­века от его рож­де­ния до его смерти, для чело­ве­че­ства – от сотво­ре­ния до Суд­ного дня.

Кора­ни­че­ская антро­по­ло­гия раз­во­ра­чи­ва­ется в трех основ­ных планах: как должен стро­ить чело­век свои отно­ше­ния с Богом, как он должен раз­ли­чать добро и зло и, нако­нец, как он может обре­сти спа­се­ние.

Согласно Корану, чело­век – тво­ре­ние Бога, тво­ре­ние избран­ное, намест­ник (халифа) Бога на земле. Но именно как тво­ре­ние он зави­сим от Бога, зави­сим прежде всего в силу двой­ной сла­бо­сти своей при­роды: онто­ло­ги­че­ской (чело­век смер­тен) и нрав­ствен­ной (чело­век гре­хо­вен). На этом уровне опи­са­ния сход­ство трех моно­те­и­сти­че­ских рели­гий несо­мненно. Однако в акцен­ти­ров­ках ста­туса чело­века перед лицом Бога суще­ствуют зна­чи­тель­ные рас­хож­де­ния.

В Коране нет идеи сотво­ре­ния чело­века по образу и подо­бию Бога. Скорее, гово­рится о том, что Бог создал чело­века по его соб­ствен­ному образу: «Дал вам образ и пре­красно устроил ваши образы» (Коран 64:3). Или в другом месте: «О чело­век, что соблаз­няет тебя в Гос­поде твоем щедром, кото­рый сотво­рил тебя, выров­нял и сораз­ме­рил, в таком виде, как поже­лал, тебя устроил!» (Коран 82:6–8). Нельзя ска­зать, что в исламе вообще отвер­га­лась идея бого­по­до­бия. Многие мусуль­ман­ские мистики, стре­мясь обос­но­вать эту идею, ссы­ла­лись на два хадиса, в кото­рых ее можно усмот­реть. В одном гово­рится, что Бог создал чело­века «по его образу», в другом – создал чело­века «по образу Мило­сти­вого» (Мило­сти­вый – одно из основ­ных имен Бога в Коране). И все же боль­шин­ство мусуль­ман­ских ком­мен­та­то­ров в первом хадисе место­име­ние его отно­сили не к Богу, а к чело­веку; второй же хадис, как пра­вило, счи­тался недо­сто­вер­ным, то есть не вос­хо­дя­щим непо­сред­ственно к Мухам­маду.

Из ново­за­вет­ного веро­уче­ния сле­дует, что как бы сильно ни была повре­ждена онто­ло­ги­че­ская при­рода чело­века пер­во­род­ным грехом, она уже частично реа­би­ли­ти­ру­ется тем, что чело­век создан по образу и подо­бию Бога и окон­ча­тельно реа­би­ли­ти­ру­ется иску­пи­тель­ной жерт­вой Христа. Иное дело в Коране, кото­рый онто­ло­ги­че­скому ста­тусу чело­века не при­дает сколь-либо серьез­ного зна­че­ния, но сосре­до­то­чен пре­иму­ще­ственно на нрав­ствен­ном несо­вер­шен­стве чело­века. Чело­век сам по себе, вне послу­ша­ния и покор­но­сти Богу – ничто, он ничто­жен, непо­сто­я­нен, слаб. Эта тема часто звучит в Коране. Напри­мер, «истинно, чело­век сотво­рен мало­душ­ным, колеб­лю­щимся» (Коран 70:19), «чело­век вос­стает» (Коран 96:6), «чело­век более всего пре­пи­ра­ется» (Коран 18:54), «чело­век враж­де­бен», «небла­го­да­рен» (Коран 36:77 и 17:67), «когда Мы бла­го­де­тель­ствуем чело­веку, он уда­ля­ется, уходит в свою сто­рону, когда же пости­гает его бед­ствие, он отча­и­ва­ется» (Коран 17:83).

Любое дей­ствие чело­века все­цело зави­сит от тво­ря­щего, сози­да­тель­ного дей­ствия Бога. «Бог – творец всякой вещи» (6:102), – гово­рится в Коране и, более того, под­чер­ки­ва­ется: «Гос­подь наш творит, что желает… и нет у Него соучаст­ни­ков» (28:б8). Бог не просто под­дер­жи­вает мир, сво­бодно им рас­по­ря­жа­ется, но именно ежем­гно­венно творит его, творит вновь и вновь, так что в каждое после­ду­ю­щее мгно­ве­ние любая вещь, любое суще­ство, каждый чело­век суть иная, иное, иной. Твар­ный мир не обла­дает даже отно­си­тель­ным онто­ло­ги­че­ским ста­ту­сом. Не через про­мы­сел только, а через само пер­ма­нент­ное тво­ре­ние он зави­сим от Бога. Между дей­ствием и его послед­стви­ями Бог уста­нав­ли­вает лишь связь при­вычки, обыч­но­сти, но Он волен в любой момент нару­шить эту связь, все изме­нить. Таким обра­зом, твар­ный мир не обла­дает даже отно­си­тель­ным онто­ло­ги­че­ским ста­ту­сом.

Равно как и дей­ствия чело­века не имеют ника­кой внут­рен­ней онто­ло­ги­че­ской реаль­но­сти. «И Бог создал вас и то, что вы дела­ете» (37:96), – гово­рится в Коране, и сун­нит­ский ислам бук­вально пони­мает эти слова. Бог непо­сред­ственно творит каждое дей­ствие чело­века как по его сущ­но­сти, так и по его нрав­ствен­ному содер­жа­нию. Вместе с тем в Коране неод­но­кратно гово­рится об ответ­ствен­но­сти чело­века за его дела. Как пра­вило, реше­ние этой слож­ной дилеммы сун­нит­ские бого­словы нахо­дили опять же в кора­ни­че­ской мак­симе: « Не воз­ла­гает Бог на душу [чело­века] ничего, кроме воз­мож­ного для нее. Ей – то, что она при­об­рела, и против нее то, что она при­сво­ила себе « (2:28б). Вместе с дей­ствием чело­века Бог творит и его спо­соб­ность при­нять или отверг­нуть добро, при­нять или отверг­нуть зло.

Однако сам по себе чело­век не спо­со­бен раз­ли­чать добро и зло. В отли­чии от хри­сти­ан­ства в исламе про­блема есте­ствен­ной спо­соб­но­сти чело­века выбрать между добром и злом просто не ста­ви­лась. Раз­ли­че­ние добра и зла дается чело­веку в откро­ве­нии. При­ме­ча­тельно, что кора­ни­че­ское поня­тие фуркан (раз­ли­че­ние добра и зла) часто упо­треб­ля­лось в зна­че­нии «бого­от­кро­вен­ная книга» (не только по отно­ше­нию к Корану, но и Еван­ге­лию или Торе).

Итак, Бог – един­ствен­ная онто­ло­ги­че­ская реаль­ность. Этот онто­ло­ги­че­ский ниги­лизм по отно­ше­нию к твар­ному миру (я отнюдь не вкла­ды­ваю в это опре­де­ле­ние какого-либо нега­тив­ного содер­жа­ния) отчет­ливо про­сле­жи­ва­ется и в мусуль­ман­ских пред­став­ле­ниях о равен­стве, грехе и спа­се­нии.

Идея равен­ства всех людей перед Богом импли­цитно содер­жится как в ново­за­вет­ном, так и в кора­ни­че­ском веро­уче­ниях. Однако осно­ва­ния этой идеи раз­личны. В хри­сти­ан­стве эта идея имеет прежде всего онто­ло­ги­че­ское обос­но­ва­ние. Оно заклю­ча­ется в един­стве чело­ве­че­ской при­роды, создан­ной Богом по Своему образу и подо­бию, при­роды разум­ной, сво­бод­ной и пред­на­зна­чен­ной через бла­го­дать к сверх­при­род­ной цели. Чело­ве­че­ский род нерас­тор­жимо связан един­ством своей при­роды и таин­ством искуп­ле­ния, кото­рые делают людей сопри­част­ными Богу и уже в силу этого рав­но­прав­ными.

Иное дело в исламе, где идея равен­ства имеет скорее не онто­ло­ги­че­ские, а юри­ди­че­ские осно­ва­ния. Все веру­ю­щие в еди­ного Бога, будь то халиф или абис­син­ский раб, равны перед боже­ствен­ным зако­ном и через испол­не­ние этого закона пред­на­зна­чены к той же сверх­при­род­ной цели. В Новом Завете утвер­жда­ется без­услов­ный при­о­ри­тет бла­го­дати перед зако­ном. Напри­мер, в Посла­нии к Рим­ля­нам: « Ибо вы не под зако­ном, а под бла­го­да­тью « ( Рим. 6:14 ). В исламе же Коран как бого­от­кро­вен­ный закон – само­до­ста­точ­ное руко­вод­ство для веру­ю­щих.

Кора­ни­че­ская кон­цеп­ция греха также во многом отлична от ново­за­вет­ной. В Коране нет поня­тия пер­во­род­ного греха. Грех Адама, вку­сив­шего от древа веч­но­сти (не от древа позна­ния добра и зла, как в Книге Бытия; в Коране речь идет либо просто о дереве, либо о дереве веч­но­сти) есть акт его лич­ного непо­слу­ша­ния Богу. Он не имел послед­ствий для всего чело­ве­че­ства. И многие совре­мен­ные мусуль­ман­ские авторы утвер­ждают, что грех Адама не имел насле­ду­е­мого ста­туса. Этот грех не нанес чело­веку непо­пра­ви­мого ущерба. Извест­ная еван­гель­ская мак­сима гласит: « Никто не благ, как только один Бог « ( Мф. 19:17 ). Из Корана же сле­дует, что чело­век не столько гре­хо­вен, сколько слаб и нуж­да­ется не в искуп­ле­нии, а в руко­вод­стве, без кото­рого он неми­ну­емо впа­дает в заблуж­де­ние.

В Коране гово­рится об Адаме: « Мы прежде уже заклю­чили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нем стой­ко­сти. И вот Мы ска­зали анге­лам: «Покло­ни­тесь Адаму!» И покло­ни­лись они, кроме сатаны, тот отка­зался» (Коран 20:114–115)… «Он сказал: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его из глины» (Коран 7:11)… «И Мы ска­зали 8: «О Адам! Ведь это – враг твой и твоей жены. Да не изве­дет он вас из рая, да не ока­жешься ты несчаст­ным. Но нашеп­тал ему сатана, он сказал: «О Адам, не ука­зать ли тебе на древо веч­но­сти и власть непре­хо­дя­щую?» И они оба 9 поели от него, и обна­ру­жи­лась перед ними их скверна, и стали они сши­вать для себя рай­ские листья, и ослу­шался Адам Гос­пода своего и сбился с пути» (Коран 20:115–119). Тогда Бог гово­рит Адаму и Еве, изго­няя их из рая: «Низ­верг­ни­тесь из него вместе, вра­гами друг другу! И если придет к вам от Меня руко­вод­ство – то, кто после­дует за Моим руко­вод­ством, тот не собьется и не будет несчаст­ным» (Коран 20:121–122). И, нако­нец, итог кора­ни­че­ской драмы пер­вого чело­века: «Потом избрал Адама Гос­подь, и про­стил его, и повел прямым путем» (Коран 20:120). Вот, соб­ственно, клю­че­вые моменты кора­ни­че­ской интер­пре­та­ции греха Адама: ослу­шался и сбился с пути, но пришло про­ще­ние и руко­вод­ство от Бога, и Адам пошел прямым путем.

Таким обра­зом, речь в Коране идет явно о личной ошибке, про­ступке Адама. Его грех — первый, но не пер­во­род­ный. Про­сту­пок Адама повто­ряют все люди (за исклю­че­нием Марии и Иисуса, кото­рых, согласно мусуль­ман­скому пре­да­нию, при рож­де­нии не кос­нулся сатана). Грех каж­дого чело­века – это его личный грех. В Новом Завете же гово­рится о дву­еди­ной при­роде греха. Так, в Посла­ния к Рим­ля­нам даются два опре­де­ле­ния греха: «Все согре­шили и лишены славы Божьей» ( Рим. 3:23 ) и «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» ( Рим. 36:9 ). То есть гре­хов­ность чело­века есть след­ствие как его при­над­леж­но­сти от рож­де­ния греху мира, так и под­вер­жен­но­сти лич­ному греху. Согласно Корану, грех имеет нрав­ствен­ную, но отнюдь не онто­ло­ги­че­скую при­роду. Добро и зло, как уже отме­ча­лось, вообще не при­сущи при­роде людей. Един­ствен­ный кри­те­рий нрав­ствен­но­сти – боже­ствен­ная воля. Раз­ли­че­ние добра и зла дается людям в откро­ве­нии, в законе, в кото­ром Бог воз­ла­гает на чело­века опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти (таклиф). От доб­ро­со­вен­но­сти их выпол­не­ния зави­сит судьба чело­века в этой и буду­щей жизни.

Сущ­ность добра для чело­века – в послу­ша­нии боже­ствен­ному закону, непо­ви­но­ве­ние боже­ствен­ному закону неми­ну­емо ведет к греху. Соот­вет­ственно сте­пени непо­ви­но­ве­ния мусуль­ман­ские зако­но­веды и тео­логи раз­ли­чали боль­шие и малые грехи. Однако согласно боль­шин­ству сун­нит­ских бого­сло­вов мусуль­ма­нин, даже совер­шив боль­шой грех, оста­ется пра­во­вер­ным, а в буду­щей жизни его ждет только вре­мен­ное нака­за­ние. Един­ствен­ный грех, кото­рому нет про­ще­ния, – грех отступ­ни­че­ства от веры в еди­ного Бога, а сле­до­ва­тельно, и от мусуль­ман­ской общины. Таким обра­зом, уже сама при­над­леж­ность, вер­ность мусуль­ман­ской общине есть залог спа­се­ния чело­века. В Коране греш­ни­кам прямо про­ти­во­по­став­ля­ются мусуль­мане: «Разве Мы сде­лаем мусуль­ман такими, как греш­ники?» (Коран 68:35) Хотя сле­дует отме­тить, что это ранний кора­ни­че­ский стих, в кото­ром слово «мусуль­мане» упо­треб­ля­ется едва ли не впер­вые и, скорее всего, еще без кон­фес­си­о­наль­ного оттенка, а в изна­чаль­ном своем зна­че­нии – пре­дав­шие себя еди­ному Богу.

Кон­цеп­ция нрав­ствен­ной при­роды греха опре­де­ляет и осо­бен­но­сти кора­ни­че­ского учения о спа­се­нии, кото­рое в общих чертах выгля­дит сле­ду­ю­щим обра­зом. Чело­век по своей при­роде рож­да­ется добрым и веру­ю­щим, но нрав­ственно нестой­ким. Его соб­ствен­ных сил не хва­тает для того, чтобы быть пра­вед­ным, но недо­стает ему для этого только мораль­ных сил. Обре­сти эти силы чело­век может, при­емля боже­ствен­ное руко­вод­ство. Именно поэтому Бог по Своему мило­сер­дию пери­о­ди­че­ски посы­лал людям Своего про­рока или послан­ника 10 с тем, чтобы они напо­ми­нали людям, что они должны делать для своего спа­се­ния. Соб­ственно, каждый новый пророк, вклю­чая и послед­него – Мухам­мада – с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью пол­ноты сооб­щал, а точнее, напо­ми­нал слабым и забыв­чи­вым людям одно и то же. Бог создал чело­века в таком виде, в каком поже­лал. Как тво­ре­ние Божие, тем более тво­ре­ние избран­ное, намест­ник Бога на земле, кото­рому даже ангелы должны были покло­ниться, чело­век изна­чально не может быть плох. Но именно как тво­ре­ние, бес­ко­нечно далеко отсто­я­щее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не срав­ни­мое, чело­век неиз­бежно должен быть слаб и неустой­чив. Поэтому он нуж­да­ется в посто­ян­ном руко­вод­стве Бога. Первый чело­век Адам был и первым послан­ни­ком, т. е. тем, кому Бог дал свое руко­вод­ство.

При­я­тие боже­ствен­ного руко­вод­ства, дан­ного в про­ро­ках и писа­ниях, уже доста­точ­ное осно­ва­ние для вос­ста­нов­ле­ния изна­чаль­ной пра­вед­но­сти и обре­те­ния спа­се­ния. Вот здесь основ­ное отли­чие кора­ни­че­ского учения о спа­се­нии от ново­за­вет­ного. Ново­за­вет­ное учение о спа­се­нии утвер­ждает прин­ци­пи­аль­ную невоз­мож­ность спа­стись чело­веку самому по себе, каким бы совер­шен­ным зако­нам он не сле­до­вал. Без­на­дежно повре­ждена при­рода чело­века, и нужна жертва Самого Бога, чтобы чело­век мог при­ми­риться с Ним и спа­стись. Нельзя не отме­тить, что в исто­ри­че­ском исламе посто­янно пред­при­ни­ма­лись попытки найти в кора­ни­че­ском учении осно­ва­ния если не для идеи искуп­ле­ния, то, по край­ней мере, для заступ­ни­че­ства. Так, в Х веке в народ­ном исламе вопреки осуж­де­нию со сто­роны зако­но­ве­дов скла­ды­ва­ется идея эсха­то­ло­ги­че­ского заступ­ни­че­ства Мухам­мада за веру­ю­щих его общины. Только одна­жды упо­ми­на­е­мый в Коране «путь геенны огнен­ной» пре­вра­ща­ется в учение о мосте, тоньше волоса и острее меча, пере­бро­шен­ном через ад. В рай по нему смогут пройти только пра­вед­ники. Люди же греш­ные, но веро­вав­шие в еди­ного Бога смогут одо­леть этот мост бла­го­даря хода­тай­ству за них Мухам­мада перед Богом.

Другой пример – культ святых, кото­рый посте­пенно офор­мился в суфизме. Он чужд кора­ни­че­скому учению. Святые в исламе – это близ­кие Богу люди, кото­рые в какой-то мере наде­ля­лись ста­ту­сом посред­ни­ков между Богом и людьми.

В самом же Коране отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком стро­ятся на бес­ко­неч­ном мило­сер­дии и снис­хо­ди­тель­но­сти к чело­веку со сто­роны Бога и доб­ро­воль­ной покор­но­сти, послу­ша­нии Богу со сто­роны чело­века. Мило­сер­дие и послу­ша­ние. Каково же место любви в этих отно­ше­ниях? Во Вто­ро­за­ко­нии Бог-Рев­ни­тель любит Свой народ и тре­бует от него любви. Согласно Пер­вому посла­нию Иоанна (4:16), «Бог есть любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нем». В Коране 22 раза гово­рится о любви Бога к чело­веку, точнее, к веру­ю­щим и дважды о вза­им­ной любви Бога и чело­века: «Скажи: «Если вы любите Бога, то сле­дуйте за мной. Будет любить вас тогда Бог и про­стит вам ваши грехи» – поис­тине Бог про­ща­ю­щий, мило­сер­дый» (Коран 3:31). И второй айат: «Бог при­ве­дет людей, кото­рых Он любит и кото­рые любят Его, сми­рен­ных перед веру­ю­щими, вели­ких перед невер­ными …» (Коран 5:54). Любовь чело­века к Богу и Бога к чело­веку нашла в исламе глу­бо­кую раз­ра­ботку в уче­ниях мисти­ков. Однако сун­нит­ское бого­сло­вие и зако­но­ве­де­ние отно­си­лись к этой теме с край­ней осто­рож­но­стью.

В Новом Завете любовь Бога к чело­веку («Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него не погиб, а имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 )), и любовь чело­века к Богу («Воз­люби Гос­пода Бога своего всем серд­цем твоим, всей душой твоей, всем разу­ме­нием твоим» ( Мф. 22:37 )), и любовь чело­века к чело­веку («Воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф. 22:39 )) суть наи­пер­вей­шие, наи­глав­ней­шие темы, тогда как зако­но­вед­че­ский ислам в поле­мике с суфиз­мом даже осуж­дал идею любви к Богу. Любовь есть воле­вой акт, а конеч­ная воля чело­века не может иметь своим объ­ек­том бес­ко­неч­ное. Круп­ный мусуль­ман­ский бого­слов XIII века Ибн Тай­миййа писал, что любовь пред­по­ла­гает прежде всего соот­не­сен­ность, про­пор­ци­о­наль­ность, кото­рых нет и не может быть между Твор­цом и Его тво­ре­нием. Поэтому совер­шен­ная вера должна выра­жаться в любви к закону, к уста­нов­ле­ниям Божьим, а не к Самому Богу.

Поэтому для ислама хри­сти­ан­ская идея под­ра­жа­ния Христу, име­ю­щая все осно­ва­ния в Новом Завете (« Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу», – гово­рит апо­стол Павел в Первом посла­нии к Корин­фя­нам (4:16). «Под­ра­жайте Богу как чада воз­люб­лен­ные» ( Еф. 5:1 ), или в Еван­ге­лии от Иоанна (13:15) слова Самого Христа: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам»), абсо­лютно непри­ем­лема. С точки зрения мусуль­ман­ского веро­уче­ния, она явля­ется прямым пося­га­тель­ством на абсо­лют­ную непо­сти­жи­мость, недо­ступ­ность Бога. Сле­до­вать над­ле­жит не при­меру Бога, а Его закону, кото­рый Он дал людям.

Однако я хотел бы особо под­черк­нуть, что в кора­ни­че­ском игно­ри­ро­ва­нии онто­ло­ги­че­ской при­роды чело­века не сле­дует видеть при­ни­жен­ность чело­века, ума­ле­ние его досто­ин­ства. Да, чело­век слаб, сам по себе несо­сто­я­те­лен. И он должен найти в себе силы при­знать этот факт. Но раз при­знав его и дове­рив себя Богу, он ста­но­вится Его избран­ни­ком, субъ­ек­том Его бес­ко­неч­ного мило­сер­дия. Будучи верным Богу, чело­век ста­но­вится ни много ни мало Его намест­ни­ком на земле. При­зна­вая свое несо­вер­шен­ство, свою сла­бость, чело­век ставит себя на свое место. Все­мо­гу­ще­ство Бога сде­лает все осталь­ное. «И пола­гайся на Все­мо­гу­щего, кото­рый видит тебя», – утвер­жда­ется в Коране.

При­ме­ча­ния:

1. Cf. L. Gardet. La Cite musulmane. P., 1976. P. 65.
2. Сунна («обычай», «пример») – пример жизни Мухам­мада как обра­зец и руко­вод­ство для всей мусуль­ман­ской общины и каж­дого мусуль­ма­нина. Второй после Корана источ­ник мусуль­ман­ского зако­но­да­тель­ства. Сун­ниты (полное назва­ние в пере­воде – «люди сунны и согла­сия общины») – само­на­зва­ние боль­шей части мусуль­ман, состав­ля­ю­щих одно из основ­ных (наряду с шии­тами и хари­джи­тами) тече­ний в исламе. В насто­я­щее время сун­ниты состав­ляют 90% от общей чис­лен­но­сти мусуль­ман.
3. Cf. L. Gardet. Ibid. P. 76.
4. См. А. Массе. Ислам (очерк исто­рии). М., 1982. С. 61.
5. В евро­пей­ской тра­ди­ции нота­ции Корана первая цифра озна­чает номер суры (главы), вторая – номер айата (стиха).
6. Хадис – корот­кий рас­сказ о том что сказал, сделал или о чем умол­чал Мухам­мад. Хадисы состав­ляют сунну.
7. Причем арабы-мусуль­мане утвер­ждают свое род­ство с Авра­амом не только по вере, но и по крови, считая своим пра­от­цом Изма­ила, сына Авра­ама и Агари. Вспом­ним, что в сред­ние века хри­сти­ане часто назы­вали мусуль­ман сектой агарян.
8. В Коране Бог, как пра­вило, гово­рит от Себя в первой форме мно­же­ствен­ного числа. Часто Он пове­ле­вает Мухам­маду пере­дать Свои слова ввод­ным словом «Скажи…»
9. Т.е. Адам и Ева.
10. Коран раз­ли­чает статус про­рока и послан­ника. Пер­вого Бог посы­лает к людям с устным откро­ве­нием, вто­рого с «пись­мен­ным», т.е. Книгой. В Коране названы пять таких Книг: Свитки, нис­по­слан­ные Авра­аму, Тора – Моисею, Псал­тырь – Давиду, Еван­ге­лие – Иисусу, Коран – Мухам­маду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *