Рассказ для чего пишутся сказки
Рассказ для чего пишутся сказки
«Давным- давно, году в 1987-м, я увидел короткий фильм, сделанный одним мальчиком. Фильм очень простой. Мы видим на экране дерево, нарисованное детской рукой, потом слышим звук бензопилы. Спиленное дерево падает. Долгая пауза.
И вдруг из дерева плывёт вверх его белый силуэт. И мы понимаем, что из дерева вылетает душа. Сейчас автору этого фильма лет, наверное, двадцать восемь.
И я всё думаю: кем он стал, этот мальчик? Мне кажется, сделав такой фильм, его автор не способен на дурные поступки. Во всём живом он будет чувствовать душу.
Для чего же пишутся сказки? Ответов много: Для заветных мечтаний, для забавы, для того, чтобы через сказку вдруг открыть мир, для того, чтобы порадовать близкого тебе человека.
Через сказку мир делается живым. В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. Живые существа помогают друг другу или обманывают. Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти на помощь. У них храброе сердце. Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. Сказка рассказывает о неведомых странах, которые ещё предстоит открыть. Сказка открывает в тебе воображение, потому что отсутствие его может стать бедствием для людей и даже страны. Человек без воображения не способен понять чужую боль.
Сжатое изложение «Для чего пишутся сказки?»
Задание:
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения:
Для чего пишутся сказки? Ответов много: для заветных мечтаний, для забавы, для того чтобы через сказку открыть мир, для того чтобы порадовать близкого тебе человека. Через сказку мир делается живым. В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти к тебе на помощь. Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. Человек без воображения не способен понять чужую боль.
Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твёрдо уверен: правда на земле существует. Если в раннем детстве ребёнок переживает несправедливость и остаётся с этим чувством наедине, то скрыться от этой несправедливости ему некуда. И тогда он живёт с ощущением враждебности мира. Сказка со справедливым финалом снимает эту тяжесть. Она создаёт в детской душе равновесие, поселяет радость.
Взрослея, ребенок начнет постигать сложные истины, учиться жизни. И первая ступень к этому – сказка. Главное, чтобы взрослеющего человека не покидала вера в чудо, тогда мир будет открываться для него постоянно новыми гранями.
(По Ю. Б. Норштейну) 184 слова
Микротемы:
1. Роль сказки велика. Она делает мир живым, учит добру, сочувствию, юмору, открывает в человеке воображение.
2. Сказка утверждает справедливость. Сказка со справедливым финалом снимает ощущение враждебности мира, создает в детской душе равновесие, поселяет радость.
3. Сказка – первая ступень в постижении ребенком мира. Если человека не покидает вера в чудо, мир будет открываться для него новыми гранями.
Сжатое изложение:
Для чего пишутся сказки? Через сказку мир делается живым. Она учит добру, сочувствию, юмору, открывает в человеке воображение, без которого невозможно понять чужую боль.
Но сказка и о торжестве справедливости. Ребёнок, которому читают сказку, должен быть уверен: правда на земле существует. Сказка со справедливым финалом снимает ощущение враждебности мира. Она создаёт в детской душе равновесие, поселяет радость.
Сказка – первая ступень в постижении ребёнком мира. Если взрослеющего человека не покидает вера в чудо, тогда и мир будет открываться для него новыми гранями. (81 слово)
Детский час
для детей и родителей
Чем сказка отличается от рассказа?
Сказка и рассказ — две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?
Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка. Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.
Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?
Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.
Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.
Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.
Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.
…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Польза сказок
Этот литературный жанр очень интересен и важен. Даже в творчестве великого поэта А. С. Пушкина они сыграли важную роль. «Что за прелесть эти сказки!» — писал А. С. Пушкин. И первую поэму в этом жанре — «Руслан и Людмила» — он написал, будучи двадцатилетним юношей (в 1818 г.)
В сказочных историях всегда есть отчетливая грань между плохим и хорошим, злом и добром. Персонажи своими действиями создают образы поведения хорошего и плохого человека. И ребенок начинает следовать примеру полюбившихся сказочных героев. Черты характера персонажей влияют на основные черты характера ребенка, которые закладываются в детском возрасте. При чтении забавных сказочных приключений формируются основные черты характера: справедливость и порядочность, честность и благородство, искренность и верность, развивается внутренний мир малыша.
В сказках, в отличие от басен, четко не выделена мораль, но она присутствует в каждой, даже небольшой, истории. Вот примеры того какой урок можно из них вынести.
Этот перечень может быть бесконечным. Учащиеся должны записать «сказочную» мораль в свою рабочую тетрадь в виде сообщений. И использовать их как алгоритм действия для становления личности.
Главное, при выборе сказок для детей, чтобы они захватывали ребенка, заставляя его сопереживать и сочувствовать героям, думать и анализировать. Всем этим критериям соответствуют русские народные сказки, в них заключена вся мудрость народа. Этот жанр относится к фольклору.
Мудрость русского народа
На народных сказках выросло не одно поколение людей. В них отражены нравственные ценности, быт русского народа, простодушие, смекалка, мудрость, опыт и знания. Народные сказки создавались не писателями, а самим народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. При этом истории изменялись, персонажи становились мудрее, сильнее, смекалистее. Это, своего рода энциклопедия жизни, переданная предками нам в наследство.
Герои русских сказок — это образы собирательные, которые делятся на положительных (Иван Царевич, Илья Муромец, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Снегурочка и т. д. ) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, леший, водяной и т. д. ).
И все они «самые-самые» как в положительных, так и в отрицательных проявлениях. В сказках об этом говорят фразами: «ни в сказке сказать, ни пером описать» или «каких свет не видывал». Сказочные истории — это особый мир, где злые персонажи и поступки всегда наказываются, а добрые — вознаграждаются.
Многие предметы в русских сказках наделены волшебной силой, рассмотрим самые традиционные из них:
Большая часть этих предметов помогает добру одержать верх над злом. Но и у отрицательных персонажей есть сказочные предметы, поэтому нашим героям и приходится применять смекалку, волю, силу духа.
Роль животных в русских народных сказках также велика. Сказы, мифы и предания с участием животных являются наиболее древними. Самыми распространенными персонажами стали:
Образы животных используются для более выразительной передачи характеров и привычек сказочных персонажей. Нередко, чтобы подчеркнуть культ семьи и домашнего очага, используются образы домашних животных (курица, петух, конь, вол, кот, осел). Это мы видим в удивительных историях «Курочка Ряба», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Петушок — золотой гребешок».
Источник ценных знаний
Сказки учат всему тому, чего так не хватает в нашем современном технократическом мире. Очень жаль, что в наши дни малыши начинают знакомство с окружающим миром не через сюжеты сказочных приключений, а через мини-версии в видеороликах в компьютере или мультфильмы на экранах телевизоров. И это даже не всегда мультфильмы по классическим сказкам. Невозможно прожить без чуда! Ведь только погрузившись в этот чарующий и волшебный мир, можно научиться ценить друзей, не бояться трудностей, понять, что добро всегда возвращается добром.
В сказках все просто и понятно. В жизни все намного сложнее и запутанней, нет четкой границы между белым и черным, существует много оттенков, также сложно провести черту между добром и злом. Но если люди и в жизни будут применять мудрость, умение и опыт, полученные из сказок, так сказать, базовые знания, то выходить из сложных жизненных ситуаций будет намного проще. И, главный вывод, раз уж сказки дошли до нашего времени, значит, этот жанр действительно стоит всеобщего внимания и является источником ценных знаний.
Сказки. Особенности жанра. Как написать сказку.
Здравствуйте, дорогие читатели Liter-RM! Мы продолжаем говорить о литературных жанрах в нашей рубрике “В помощь начинающему автору”. Сегодня мы рассмотрим сказки и особенности этого жанра. И узнаем как можно написать сказку. Итак, слово Ирине Смирновой.
Сказки – особенности жанра
Сказочное мастерство
Наверное, не сыщешь во всей литературе более любимого и близкого жанра, чем сказка. Помните, как мы слушали первые увлекательные рассказы наших матерей и бабушек? Помните, как зачитывали до дыр и без того ветхие книжечки «Курочка Ряба» и «Репка»? Удивительно, но мой литературный путь тоже начался со сказки. Помнится, я тогда писала про маленькую девочку, которая попадает в сад, где живут прекрасные феи. Дело было на литературном кружке в школе. Именно тогда я испробовала и первый художественный приём: гиперболу.
В другой раз со сказкой я столкнулась через несколько лет: мама оставила меня сидеть с заболевшей сестрой. Я не нашла ничего лучше, как придумывать разные волшебные истории. Сестра меня очень увлечённо слушала, а я так и забыла записать то, что приходило в голову. Теперь мне уже и не вспомнить свои первые сказочные опыты. Зато любовь к сказкам сохранилась до сих пор. Правда, писать мне их гораздо труднее, нежели рассказы или эссе.
К счастью, или, к сожалению, но никто не может сказать, когда и как была рассказана первая сказка. Именно рассказана, потому что в ту пору ещё не существовало письменности, не было и литературы как таковой. Были только взрослые люди, которым приходилось обучать своих маленьких детишек уму-разуму. Не надо думать, что тогда процесс обучения был менее болезненным, однако сказка помогала не только в доступной, но и в увлекательной форме передать необходимый опыт следующим поколениям.
Сказки делились на три вида: волшебные, о животных и социально-бытовые. Передавались они из уст в уста, поэтому сейчас существует так много вариантов одного и того же сюжета. Позже сказка выходит за рамки фольклора и начинает входить в большую литературу. Форма сказки стала приобретать другие черты, они начинают писаться и для детей, и для взрослых. С помощью сказок поднимались самые глубокие философские вопросы. К примеру, всем известный А.С.Пушкин, написав ряд знакомых нам историй, с жанром сказки распрощался, так как не смог ответить для себя на вопрос о разделении добра и зла. Помните удивительное сказание о Дадоне, Шамаханской царице и Золотом петушке? Обращали ли вы внимание на то, что это единственная сказка, где нет положительного героя? Вот какова роль сказки и особенности жанра.
Мы же с вами поговорим сегодня о традиционной сказке, предназначенной непосредственно для младого племени.
Как можно написать сказку
Конечно, можно продолжать говорить об особенностях сказки, но лучше перейдём непосредственно к нашему творчеству и узнаем как написать сказку. Вы решили порадовать ребёнка или прославиться, как писатель сказок, но не знаете с чего начать? Тогда следующая инструкция, надеюсь, внесёт в ваш мыслительный хаос некоторый порядок.
Как написать сказку
Возраст ваших предполагаемых слушателей?
Это немаловажный момент, потому что ребёнок – это понятие растяжимое. Дети будут и недельном возрасте, и даже в 20 лет. Всё зависит от самоопределения. Писать для пятилеток, это не то же самое, что например, писать для детей трёх или десяти лет. Ваша задача понять, на какую аудиторию вы нацелены. Отталкиваясь от этого, вы уже сможете выбрать уровень сложности сюжета, рассматриваемых проблем и язык.
Лучше избегать избитых персонажей, известных со времён Царя Гороха. Нет, конечно, если вы сумеете обыграть уже известных героев и внести нечто эксклюзивное, – это замечательно. В противном же случае, следует подумать над тем, чтобы создать кого-то самому. Пусть это будут необычные толстячки с сундуками муки или остроумные великаны с двумя головами. Оживляйте цветы и ягоды, раскройте все необычные стороны жизни, покажите ценность нашей с вами действительности. Не бойтесь придумывать говорящие дома или ускользающие дороги. Не так давно мне пришла в голову мысль, чтобы сделать главной героиней дождевую каплю. Точнее просто каплю воды, которая будет и частью океана, и росой на траве, и снежинкой, и ещё многими другими героинями. Идея пока так и остаётся идеей, хотя лично мне она кажется весьма интересной.
Героев сказок лучше называть какими-нибудь забавными и звучными именами. Пусть эти имена вызывают улыбку у маленьких читателей и заставят подумать о своих значениях.
Детально продумайте как главные, так и второстепенные образы. Будьте однозначны в своей оценке и собственных симпатиях. Положительный герой должен быть исключительно со знаком плюс, даже если он и не лишён изъянов и заблуждений.
Когда вы придумали своих незабываемых героев, стоит изобрести для них череду увлекательных приключений, не лишённых смысла. Пусть весь круговорот событий будет подчинён общей идее, которую вы хотите донести до своих слушателей.
Не бойтесь проявлять свою буйную фантазию и устраивать фейерверк из своего повествования. Пусть с небес падает солнце, а звёзды растут на земле. Главное, чтоб внимание ребёнка было приковано к вашим словам, и он не заглядывал в конец книги, ожидая, когда же мама уже перестанет его мучить чтением нудных историй.
При этом помните о поучительной стороне своего творчество. Заложите нехитрый урок в то, что вы пишите. Ваш читатель (или слушатель) не должен поймать вас на том, что вы кормите его знаниями и строите из себя моралиста. Поверьте, моралистов ему уже хватает и без вас! Подарите ему несколько часов веселья, приключенческой радости и капельку житейской мудрости, которую он обязательно усвоит.
Как сказку назовёшь…
Действительно, как назвать? Что следует учитывать при выборе заголовка своему произведению? Лучше всего интригу. Название должно привлекать внимание, цеплять воображение. Ваша сказка должна манить к себе, обещать время радости и «духозахватыванья». При этом важно, чтобы в названии как-то отражались главные события. Читатель должен заранее настроиться на заданный лад и вообразить себе некую ситуацию, которую вы позже старательно опишите. Заманили в свои словесные сети? Теперь другая задача – не отпустить и не разочаровать!
Задумайтесь о своём стиле!
Если вы склонны к замысловатым стилистическим фигурам и приёмам, то лучше отказаться от написания сказок. Или хотя бы поработать над своим стилем. Сказка интересна тем, что читать её легко и приятно. От неё веет непринуждённостью, наивностью. Она, как воздушный шар, должна взмывать к облакам вместе с читателями. Взрослые хотят отвлечься, малыши просто желают побывать в других мирах. Подарите им эту возможность. Не надо использовать длинных предложений, запутанных ассоциацией и лирических отступлений. Захотелось порассуждать? Отложите сказку и напишите эссе. Сказка – это одно сплошное действие, без остановок и пауз. Читайте и перечитывайте много раз, следите за динамикой и не пугайтесь переделывать, если хоть что-то отдаёт косностью и кажется тяжеловесным.
Самая напряжённая сцена в сказке должна действительно быть самой напряжённой. Пусть маленькое сердечко подпрыгивает в ожидании, а рот уже давно открыт, боясь пропустить всё самое интересное. Кульминационная сцена должна щекотать нервы и дарить массу острых эмоций. Пожалуй, ради кульминации иной раз и читаются сказки. Как выкрутится герой? Что он предпримет в последний момент? Когда уже он обретёт свободу и счастье? Кстати, сами свобода и счастье уже мало, кого интересуют. Главное, это знать, что всё позади, а дальше ничего плохого случиться уже не может. Теперь становится ясно, как можно написать сказку.
Говорят, что сказочниками становятся люди только с позитивным взглядом на жизнь. Я уверена, что придумать сказку может каждый человек, который желает подарить маленькое чудо подрастающему человечку. Мы все выросли на сказках, так почему бы нам не внести свой вклад и не начать придумывать добрые и светлые истории, далёкие от нашествия кровожадных инопланетян и ненасытных шестиглавых монстров? Оглянитесь вокруг: жизнь даёт нам лучшие сюжеты. Просто не проходите мимо!