Рассказ гоголя нос в чем смысл
Безносый ужас. Три смысловых пласта повести Нос
Повесть Н.В. Гоголя «Нос» принадлежит к тому кругу художественных текстов, для которых характерна многослойная структура смысловых значений. Каждое из них необходимо держать в уме. Только тогда мы постигнем подлинную глубину и значительность исследуемого произведения.
В качестве предварительных замечаний приведу ряд деталей из биографии писателя, которые, как мне кажется, дают веские основания трактовать повесть именно в том ключе, в каком она здесь представлена. Отмечу, что «Нос» был написан в 1836 году, на следующий год после «Невского проспекта». Обе повести написаны по «свежим следам»: Н.В. Гоголь прибыл в Петербург в 1829 году и естественно изучал этот город как провинциал, прибывший в столицу великой империи. Автору «Носа» в момент ее опубликования было всего 25 лет, он был еще совсем молодым человеком, жаждущим не только творчества и славы, но и, надо полагать, жизненных удовольствий и счастья. Повесть «Невский проспект», в которой, думается, имеется автобиографическая основа, в какой-то мере позволяет делать такие предположения.
В повести «Нос» я выделяю три смысловых пласта: социальный, эротический (фаллический) и религиозно-философский. У самого писателя можно обнаружить в тексте мысль о многозначности и многослойности его произведения. Подводя в шутливой форме итог своего повествования о приключении с маиором Ковалевым, Гоголь пишет: «… как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно…нет, нет совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это…
А однако же при всем том, хотя, конечно, можно допустить и то, и другое, и третье…»
Молодого провинциала, приехавшего в Петербург, не могло не поразить обилие чиновников и та огромная роль, которую они играли в жизни не только государства, но и простых граждан. Внимательному взору умного и наблюдательного человека открывалось, что при всей значительности роли чиновника в жизни государства и его граждан сами они были в своем большинстве незначительными персонами. Сатирический талант писателя едва ли мог обойти эту благодатную тему. Художественное осмысление феномена чиновничества, осмеяние и критика безликого бюрократического чина были неизбежны. Так появился на свет «Нос».
И, наконец, уместно напомнить, что коллежского асессора Ковалева (коваль-кузнец, символ мужской силы и повышенной витальности) звали Платоном. Независимо от того, сознательно или произвольно Н. В. Гоголь назвал своего героя именем античного мыслителя, но в нашем сознании неизбежно возникает ассоциация с автором не только «Государства», но и диалогов «Пир» и «Федр», посвященных проблеме Эроса. Можно вспомнить, что в «Пире» философы дискутируют вопрос о том, смертен или бессмертен бог Эрот. Окончательный вывод, сформулированный Сократом, таков: Эрот, единственный из богов, и смертен, и бессмертен. Он умирает, но затем заново возрождается. Следовательно, здесь мы находим намек на то, что как физические желания, так и любовные чувства могут угасать, но они со временем способны вновь возродиться. Образ умирающего и воскресающего бога очень важен для понимания главной идеи рассматриваемой повести.
Повесть, прочитанная под новым углом зрения, приобретает совершенно новый колорит.
Можно представить ужас гоголевского персонажа, мечтавшего приобрести капитал выгодной женитьбой и вообще ловеласа и сладострастника, потерявшего если не сам детородный орган, то хотя бы его функции. Проблема пола, точнее бездеятельного (безжизненного) пола, является иновыражением проблемы смерти. Смерти не только физической, но и личностной и социальной. Утрата так называемого «носа» сталкивает маиора Ковалева со смертью, которая — то и сводит его с ума, принуждает совершать судорожные поступки. Паника, которая охватила маиора Ковалева, есть состояние умирающего, цепляющегося за все, что может вытащить его из этого состояния.
Теперь попытаемся собрать все три смысловых пласта повести воедино в одной идее, на мой взгляд, главной в этом произведении Н.В. Гоголя. Но прежде, отмечу факт чудесного (магически чудесного ) воцарения носа на свое привычное место через две недели самостоятельного существования.
Итак, главная идея повести такова: чиновничество бессмертно. Оно бессмертно в этой земной жизни. Всякие попытки посрамить, поколебать его устои или уничтожить чиновничество, государственную бюрократию (в особенности в России) будут иметь лишь кратковременный успех. Рано или поздно оно с неизбежностью и чудесным образом возрождается, восстанавливая свое тело и функции, чиновничество, подобно богу Эроту, умирает, но затем вновь воскресает. Как фаллос, оно может в мгновение ока пасть и умалиться, но через какое–то время снова восстает, торжествующе властвует, вселяет страх и чувство покорности в сердца рядовых граждан. После каждой временной и насильственной смерти чиновничество увеличивается количественно, его жажда наслаждений возрастает в геометрической прогрессии. В то же время качественный состав чиновничества ухудшается. Образно говоря, тело его становится все более массивным, а душа и ум – все более измельчаются, т.е. чиновников, преданных государственной идее или художников в бюрократическом хороводе, наподобие Акакия Акакиевича, становится все меньше и меньше. Чиновничество живет, но вырождается, а следовательно вырождается и народ, которым оно управляет.
Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.09.2019 · Обновлено 12.11.2020
Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История создания
История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:
Направление и жанр
Повесть нос относится к литературному направлению реализма. Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.
Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.
Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
Суть: о чём произведение?
Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.
В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.
Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.
В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.
Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.
Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.
Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос» | характеристика |
платон ковалёв | кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию. |
нос | часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином. |
иван яковлевич | цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству. до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь. |
образ города | санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом. горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете. |
Тематика повести Гоголя «Нос» тоже весьма своенравна и предпочитает свободно разгуливать по данной странице. Если она Вам насолила, пожалуйтесь на нее Многомудрому Литрекону в комментариях:
Проблемы
Проблематика повести «Нос» хорошо знакома каждому современному жителю России:
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
Чему учит?
Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо.
Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой.
Художественное своеобразие
Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.
Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)
Автор: Guru · 25.10.2017
Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.
История создания
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
Жанр и направление
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
Композиция повести
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
О чем?
Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.
Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».
Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.
Реальное и фантастическое
Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.
В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.
Главные герои и их характеристика
Темы повести
Проблемы
Смысл произведения
Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.
Чему учит?
В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.
Художественное своеобразие
В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.
На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.
Критика
Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.
Смысл рассказа Нос — Гоголя
Признанный уважаемыми историками и литераторами великий русский публицист, поэт и прозаик Н.В.Гоголь взбудоражил русскую литературу своими, не побоюсь сказать, гениальными рассказами и повестями, в которых в совершенно непредвиденных ситуациях с долей мистики и тайны раскрываются обыденные темы и вопросы. Одной из подобных повестей Н.В.Гоголь не на шутку ввел в замешательство читателей, ведь в ней происходили абсолютно никому непонятные события, а суть и основной посыл были скрыты в самых глубоких глубинах. Речь идет о известном произведении русского драматурга под названием «Нос». Давайте же разберемся, что такого удивительного можно прочесть в этой книги и как это повлияло на читателей той эпохи!
Смысл названия Нос
Название повести уже заставляет призадуматься и навострить уши. «Нос»? Почему целое произведение названо в честь одной части лица человека? Неужели нос является главным героем? Ха-ха, смешно. Да как бы не так! Нос действительно можно назвать ведущим героем произведения. Дело в том, что, по сюжету, нос главного героя обособляется и становится отдельной личностью! Такой абсурдный зачин произведения заставляет усомниться в возвышенности посыла всей повести. Но это вовсе не так. Как мы сказали ранее, Н.В.Гоголь позволяет читателю заинтересоваться сюжетом и замыслом произведения путем предоставления большой роли мистике, фантастике и всем известному абсурду. Чем ярче и необычнее описаны события, тем сильнее виден смысл и тем сильнее он отпечатается в памяти читателей.
Такой ход очень важен для самого писателя, ведь его главной целью является донести до людей свои мысли как можно четче и понятнее. В данном случае, Гоголь хотел продемонстрировать две основные идеи, плавно переплетающиеся друг с другом. Первой реакцией главного героя (асессора Ковалёва) после обнаружения необычной пропажи был страх показаться на публике в таком виде. Стать выше чином, построить успешную карьеру любым путем — именно это являлось главным желанием бедного асессора. Но без носа его планы терпят крушение, ведь Ковалев не может предстать перед уважаемыми вышестоящими гражданами в таком виде.
Смысл рассказа Нос
Н.В.Гоголь показал, что ведущей целью жизни практически всех «маленьких людей», нищих и бедных является рост по карьерной лестнице. Это, безусловно, показывает глубочайшие изъяны общества того времени (на самом деле, сейчас мало что изменилось). Второй смысл, который внес писатель в свою повесть — истинный Петербург представлен не высокими чинами и ухоженными улицами; правдивая сторона «гиблого» города состоит из бедных людей «низшего сорта», отчаянно стремившихся встать на чин выше, стать богаче и краше, гоняясь за благословением «значительных лиц». Как и во многих своих произведениях («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и т.д.),
Н.В.Гоголь в своей повести «Нос» стремился показать во всей красе острую социальную несправедливость, недостатки и «пробоины» иерархии, абсурдность современного общества. Также можно заметить, что во всех своих произведениях «о маленьком человеке» писатель использует Петербург в качестве фона действий, предоставляя читателю возможность увидеть настоящую сторону аристократичного города.
Раскрытая тайна повести Н. В. Гоголя Нос
«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что ещё ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот моё главное свойство…»
Н.В. Гоголь. Фрагмент из «Авторской исповеди».
1.
Теперь, в нашей современности, нет определенного мнения на предмет содержания странной повести Николая Васильевича Гоголя «Нос». Фантасмагорическая история остается загадкой русской классической литературы. Действительно, а что конкретно автор имел в виду? В большинстве своем читатель признает некую запредельность содержания повествования и склоняется к тому, что произведение это СТРАННОЕ.
Есть работа, в которой автор вполне серьезно усматривает некий фрейдистский смысл, подсознательные мотивы и занимается только характеристикой главного героя – Платона Ковалева[1]. Есть работа, в которой раскрывается затейливый народный лубочный смысл повести – придурковатый, мол, традиционный [2]… Школьная программа трактует повесть как сатирическую и критическую: мол, государство – полицейское, в котором все персонажи носят маски, которую даже автор, Н.В. Гоголь примеряет на себя – маску этакого простака в недоумении[3]… Есть работа, которая не решает вопросы повести, а ставит их, да как: ставит нос Ковалева в один ряд – и смех и грех (и пусть не обидится на меня автор этой работы) – с Иисусом Христом! [4]
Имею смелость спорить. Такие намеки в повести есть. И цирюльник – неспроста разбойник. Он действительно напрямую причастен ко всем событиям с носом и Ковалевым. Цирюльник действительно вор, действительно мошенник. И вывеска его – не просто так. И носу Ковалева найтись именно в печеном хлебе и больше нигде. И все современники Гоголя знали, о чем идет речь. Только ведь тогда правила приличия в обществе были. Были темы, которые не обсуждались, о которых только намеками можно. Такие темы, например, как эта, с «Носом».
Первая – личность автора. Гоголь – носитель украинской культуры, национального характера и тонкого юмора. Человек ироничный, умный, остро наблюдательный. Качества эти могут свидетельствовать о недюжинном таланте и редкой выдумке. Ведь Чичиков-то – его герой, например. Которого ему подкинул всё тот же Пушкин. И написать о собирании мертвых душ – это же догадаться надо, а? И вряд ли «Нос» чем-то стоит обиняком в этом списке… Все произведения Гоголя написаны в стиле наблюдения, репортажа, и автор нигде не скрывает своего мнения. Ну и чем должен отличаться, спрашивается, «Нос»?
Вторая причина – сама повесть. Опуская бредовое содержание источника, можно попытаться найти во всем этом истинный голос автора. Подсказку. Ведь, если действительно зашифровал, значит, и «ключ» оставил. Значит, можно попытаться найти в повести этот пресловутый «ключ», который откроет тайный смысл всего этого бреда. Грязный, пошлый, тривиальный смысл, который на поверхности лежал для одних, и который так развеселил Александра Сергеевича, если вспомнить его «слово издателя»[7]. Ну об этом ниже.
На самом деле в тексте обнаружилось несколько интересных мест, за которые можно «зацепиться», так сказать.
С чего бы автору в заключение задавать читателю вопросы? Очень похоже на закрепительные вопросы к пройденному материалу, не правда ли? Если предположить – чисто гипотетически – что ответы на эти вопросы всё-таки существуют, то автор их в тексте оставил. А где же еще? А найдя эти ответы, можно увидеть истинный смысл повествования. Что и требовалось доказать.
Умный, ироничный Николай Васильевич предупреждает читателя, что как автор знает точно, что в представленном варианте произведение не поймут и не оценят: одни скажут, что такого на свете быть не может, другие станут предполагать то одно, то другое, то третье. Он предвидит упреки: «как авторы могут брать такие сюжеты», и с лукавой улыбкой, тем не менее, заявляет: что такие вещи на свете бывают. Редко, но бывают. Значит, знает, о чем говорит. И дело совсем не в чудесах, а в чем-то другом, скрытом от глаз. Ведь не носы же, в самом деле, оживают и покидают своих владельцев, правда ведь? Значит, точно задал загадку? Значит, шифровка? По всему получается, что так. Тогда – какая? Каким образом разобрать и расшифровать кучу несуразиц и нелепостей, происходящим с главным героем на протяжении всего повествования?
Прежде, чем взяться за анализ произведения, настоятельно советую читателю освежить в памяти оригинал текста. Поскольку очень это утомительное дело – давать прямой текст в кавычках, делать на него внизу страницы сноску, и да и вообще – просто полезно иногда перечитывать классику. Особенно ТАКУЮ.
Одно не вызывает сомнения: герой. Главный герой – настоящий. Остается найти способ, каким один сюжет – реальный и таинственный, автор спрятал в другой – несуразный и нелогичный.
Первый. Автор – начинающий литератор, еще не переборовший в себе страсть к детальности и описательности. Только версия эта несостоятельна в корне. Разве таков писатель Николай Васильевич Гоголь? Нет.
Значит, имеет место второй вариант. А вдруг как раз эти детали и несут основную смысловую нагрузку происходящего? А вдруг в них-то и спрятал Николай Васильевич истинный смысл повествования? То есть сделал всё это специально. Может быть, если разгадать заложенный автором в деталях смысл, то и разгадка появится тут же? А что если эти детали – что-то вроде символов, что-то означающих?
В связи с этим предположением вспоминается размышление одного китайского философа, который приснился себе бабочкой, и теперь не знает точно, то ли он – бабочка, которой приснилось, что она – философ… то ли он – философ, которому приснилось, что он – бабочка[11]…
Вот такой расклад событий был бы очень даже в духе Гоголя. Вот здесь он точно получил бы удовольствие и от процесса шифрования, и от реакции недалекой и пустозвонной публики. Как, собственно, и получилось. Такая завязка весьма бы развеселила и Пушкина, который вообще был большим любителем всяких литературных шуток и хулиганств. Какие уж тут эпиграммы, они ни в какое сравнение не идут с масштабной мистификацией общества.
Действительно, идея проста до гениальности. И только ленивый в то время не разгадывал сны. Было принято рассказывать их друг другу и разгадывать их[12]. Как просто оказывается: разгадай треволнения майора Ковалева КАК сон, и не нужно будет ни одного, ни другого, ни третьего (что, впрочем, и произошло с трактовками как то и предполагал Николай Васильевич).
И откроется истинный смысл.
Каково: превратить явь в сон, а?! Вот идея так идея! Установив истину, нам останется только вернуть вещи в их истинное положение – туда, где они находились, пока Гоголь не превратил их в сонные символы.
Что же, обратимся к старинным славянским традициям, символизму сна, который складывается веками и которым пользовался Гоголь, как до него его бабки и прабабки, которым с такой же легкостью пользуемся мы сейчас.
2.
«То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов»;
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».
Рассказ идет о коллежском асессоре Ковалеве, который прибыл в Петербург после похождения службы на Кавказе. Там он за какие-то пару лет получил звание коллежского асессора, что характеризует его как человека смелого, авантюрного и умного. Действительно, а где еще можно получить быстрое продвижение по службе и жалование, как не в зоне военизированного конфликта? Смелости этому парню точно не занимать. Его «быстрое» асессорство давало ему несравненно большие перспективы на гражданке, чем те, которые он получил бы, честно учась в университете[13]. Кто был бы майор Ковалев сейчас, в наше время? Получается, он – провинциал, контрактник кавказской войны, на которой получил «быстрое» звание. И теперь, как и тогда бы, приехал бы по окончании срока службы покорять столицу. Тогда – Петербург, теперь – Москву… «по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном месте»[14]. Губа не дура, одним словом. Ну, да смелость только города и берет. Ведь за что-то же ему дали звание ТАК БЫСТРО…
А почему бы ему не мечтать и таких планов не строить – ведь первая половина его плана удалась: у него – звание майора, сэкономленное время на учении – то есть молодость. У него романтический образ героя и доброе имя защитника отечества. Плюс крепкая провинциальная хватка. Ну это – природное…
Вот что по сути своей представляет майор Ковалев.
И ведь как это Николай Васильевич подчеркнул: «Кавказский коллежский асессор… ведь коллежские асессоры, которые получают звание это с помощью ученых аттестатов, никак нельзя сравнивать с теми коллежскими асессорами, которые получают звание свое на Кавказе. Но Россия такая чудная земля…»[15] Действительно, чудная… И ничто в ней не меняется…
Ну да вернемся к нашему страдальцу майору. Как уже было упомянуто, описание внешности майора несет массу мелких и ненужных, на первый взгляд, подробностей: «…воротничок его манишки всегда чрезвычайно чист и накрахмален… бакенбарды идут до середины щеки и… доходят до носа. Майор Ковалев носил множество печаток сердоликовых с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч.»[16].
А если попробовать перевести описание образа Ковалева в сонные символы – так, если он нам приснился, и мы бы гадали: к чему это мы видели на его руках столько разных колец… и почему это воротничок у него накрахмален… Как себя видим во сне в новом наряде, а с утра уж ждем перемен наяву или новостей.
Вот такую логику применим мы.
Для верности обратимся к современному повести соннику Мартына Задеки[17] и символьной системе Евгения Петровича Цветкова. Исследования последнего в этой области кажутся мне наиболее полными и достоверными, что ли… если можно говорить о достоверности в таком деле, как разгадывание снов… однако обмолвился он в одном из своих комментариев, что исследование его основано, в том числе, и на старорусских сонниках, символами которых и пользовались, возможно, все современники Гоголя, как и сам Николай Васильевич, чему имеется подтверждение и из других источников[18].
Итак, согласно соннику ВОРОТНИК во сне – знак престижа и социальной защищенности. Воротник Ковалева мало того, что всегда чист, но еще и накрахмален – то есть искусственно упрочен. Значит, и социальное положение Ковалева такое же. Он – чист, престижен и устойчив в глазах окружающих. БАКЕНБАРДЫ означают по соннику прибыль (148) – а как же иначе у военного офицера с такой хваткой…
Даже при такой поверхностной накладке символов на образ просматривается дубляж прямых описаний персонажа, данных автором в тексте. Но это может быть и совпадением, почему нет. Значит, можно дальше проверить.
Вот о чем, на мой взгляд, эта повесть.
И ничьи носы тут ни при чем.
И название должно быть у нее что-то вроде «Репутация», или «Доброе имя». Такой вот НОС получается. Но – не будем обольщаться. Ведь и теперь мы не застрахованы от простых каких-то совпадений. И дальше всё-таки надо подтверждать предположения, иначе… зачем это всё?
Возникают вопросы.
Например, такой: а почему, собственно, такой расчетливый и продуманный Ковалев вдруг одним днем потерял свое доброе имя? Ведь, по большому счету, его репутация – это всё, что у него есть. Всё в его жизни вертится вокруг одной цели: выгодно жениться. И тогда ему откроются все двери, и жизнь будет устроена навсегда. Поэтому он не пропускает ни одной юбки, каждый раз надеясь на устройство брака. Женитьба – его единственный путь в высшее общество. Где ж тогда он промахнулся? С какой стати?
Или вот еще: цирюльник Иван Яковлевич с Вознесенского проспекта. Ведь это он обнаружил майорский нос у себя в печеном хлебе, а потом выбросил его в реку. Что за персонаж он в реальной истории Ковалева? Какое у него его настоящее второе дно, а? Гоголь его характеризует так: «Пьяница страшный… фрак был пегий… воротник лоснился, а вместо трех пуговиц висели одни только ниточки». Ковалев брился у него, и частенько указывал брадобрею на вечно вонючие руки. И что же всё это может значить? По соннику ПЬЯНЫЙ, ПЬЯНИЦА – виноватый, дурные вести, обвинения (209), стыд, неприятность (М,З,). Этот же факт установила уже полиция, изобличившая цирюльника в мошенничестве с носами, возвращая Ковалеву утраченное достоинство лица в тряпочке, обвинив во всем цирюльника. Но это – в финале. Мы же имеем дело с авторской заявкой персонажа. Он, значит, и правда, страшно виноватый во всей истории с самого ее начала.
Однако, вернемся к Ивану Яковлевичу. Итак, однажды утром за завтраком наш цирюльник разрезал белый хлеб на две половинки и обнаружил а его середине нос, в котором узнал нос нашего главного героя. После некоторого замешательства он сбросил его, завернутый в тряпку, в реку у Исаакиевского моста. Махинации заметил надзиратель и вроде стал допытываться, что это делается, да почему… но вдруг «происшествие совершенно закрывается туманом, и что дальше произошло, решительно ничего не известно»
Вообще ХЛЕБ свежий мягкий белый во сне – к богатству, прибыли и новым возможностям, а если внутри найдется что-то, то через это дохода и жди (211), (М.З). То есть вроде бы получается подтверждение нашему предположению по поводу вида промысла Ивана Яковлевича шантажом. Действительно, а как еще назвать этот промысел, если ядром своего достатка человек находит чужую репутацию и доброе имя? То есть, в один прекрасный день наш цирюльник вдруг стал обладателем каких-то компрометирующих майора Ковалева сведений. А что же сведения такие мог получить о майоре профессиональный шантажист и сплетник?
Есть на примете два-три обстоятельства в повести, о которых мимоходом упоминает Гоголь.
Первое – любовь майора ко всякого рода кольцам и печаткам, которые с удовольствием носил во множестве: помните сердоликовые и другие печатки и даже такие, что с названиями дней недели?
По соннику, КОЛЬЦА любого вида как украшение – это символ связи и отношений (158). Например, во сне потерять кольцо – к разлуке, а найти – к связи или предложению (М.З). Да и наяву-то кольцо потерять – примета плохая, так-то вот… Логично было бы предположить, что обилие колец у Ковалева – знак множества связей и отношений с женщинами. И то, с каким удовольствием он их носил, указывает, судя по всему, на то, что парень любил похвастаться своими победами, не скрывал их. Ведь первая мысль, когда он себя в зеркале без носа увидел, какая была? О том, что не сможет в свете появляться (а жениться – надо!) А вторая? Что у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Да и автор четко указал: жениться майор был не прочь, только невесту хотел не абы какую, а с приданным. И не абы каким, а не меньше двухсот тысяч. А покуда таковой не находилось поблизости, майор не отказывается даже от однодневных связей: помните, печатки с названиями дней недели: середа, четверг, понедельник? Вот это и есть однодневные связи. То есть, можно предположить его походы к проституткам. А почему нет? Ну какая порядочная светская женщина 19 века согласится на однодневную связь, о которой на утро узнает весь Невский (ведь печатки носил на виду, с удовольствием)?
Второе обстоятельство. Точно была связь с некой молодой особой, которую майор поматросил да и бросил и женится категорически не желал – об этом мы узнаем из эпизода с его письмом ее матушке, штаб-офицерше Подточиной. Кстати, письмо это Ковалев писал уже после обвинения шантажиста цирюльника. А еще интересен эпизод появления полицейского в доме Ковалева.
Третье обстоятельство – смысл сонных символов по Мартыну Задеке, которым так увлекались гоголевские современники: нос пропал – женитьба расстроилась, в хлебе нашел – через это богатство получил. Вот так просто.
Интересна с точки зрения некоторых вопросов нравственности встреча Ковалева в храме с собственным носом. ЦЕРКОВЬ – молиться в ней – к счастью во всех делах, войти – угрызения совести, храм – благополучие (138). Здесь автором заявлена кульминация истории, момент истины и для главного героя и для читателя. Ковалев в своем социальном вакууме по причине утраты репутации вдруг осознает и видит наглядно, что ДОБРОЕ ИМЯ – величина самостоятельная. Помните – Нос в храме «молился с выражением величайшей набожности»[21], а Ковалев стреляет глазами по девчонкам.
Помните их диалог? Нос тогда ответил Ковалеву:
-Вы ошибаетесь, милостивый государь, я сам по себе. При том между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству.
Как все сразу становится понятным, не правда ли? Перевести эту фразу теперь просто:
-Ваше ДОБРОЕ ИМЯ теперь само по себе. Между вами нет ничего общего. Судя по вам вы его не достойны по образу занятий.
Вот такой приговор выдал Гоголь своему герою.
Ну как, Николай Васильевич, разгадываем мы вашу шутку потихоньку?
После отказа в редакции, Ковалев, не солоно хлебавши, отправился к частному приставу – законную управу искать, но и тот его, так сказать, послал (ну нет носа и всё тут). А что вы хотели, майор? Законом ваше поведение не регламентируется. Но и не поощряется, так-то вот.
Получив везде от ворот поворот, майор только начал задумываться, что дело-то – в женщинах! И написал Подточиной письмо. Но и тут – не угадал. Не сдала его обманутая девица маменьке – у нее тоже Доброе Имя есть, и она-то им дорожит.
И вот остается он в конце концов дома один, в темноте. ТЕМНОТА по соннику – трудности и неизвестность (140). Думает думу горькую, цирюльничье бритье припоминает ( небезосновательно), после которого все его приключения начались. И тут размышления его были прерваны «светом, блеснувшим сквозь все скважины дверей». Это зажег Свечу Иван и шел с нею к хозяину в темноте, «ярко озаряя всю комнату».
Грязная история, одни словом, получается. Вот и нашелся ответ, в чем причина шифрования. Кто же про такое напечатает? С таким материалом в газетную экспедицию – нельзя…
Недаром В. Г. Белинский восклик¬нул о герое «Носа»: «Он не майор Кова¬лев, а майоры Ковалевы »[23]. В определении критика выделено не просто понятие ти¬пизации, но типизации, возведенной в сте¬пень.
И он прекрасно знал, о чем говорит.
А потому, смею предположить, что они-то ЗНАЛИ ИСТИННЫЙ СМЫСЛ – они же друзья – смысл, который действительно пошл и грязен, спору нет. Отсюда и неуемные восторги Пушкина, который впервые ее и напечатал в 1836 г. в третьем номере «Современника». В примечании к «Носу» Пушкин писал: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки (конечно, рассказывайте! Да отказали ему в первой публикации! А он так хотел ее опубликовать, что готов был события из Казанского Собора перенести в католическую церковь! – прим. Савиной О.А), но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись. Изд.
Конечно, надо понимать весь сарказм пушкинского высказывания: ой, ну прямо-таки и не соглашался… ой, как много фантастического и веселого! Ой, как оригинально – вывернуть его собственную, пушкинскую идею описания сна наизнанку! Написать о проходимце, бабнике, который ходит к проституткам, соблазняет порядочных девиц, строит выгодную женитьбу – и при всём этом – порядочный человек, уважаемый обществом – и никто этого не заметит! ТАКАЯ рукопись действительно доставила Александру Сергеевичу удовольствие, кто бы сомневался. Он сам, любитель эпиграмм и общественных провокаций, не мог не опубликовать такую масштабную и двусмысленную провокацию: всем понятно, о чем речь идет, а формально – по сюжету – не придерешься. Вот почему можно с почти полной уверенностью предположить, что истинный смысл «Носа» знали все: и Шевырев, и Погодин, которые «завернули» рукопись, и Пушкин само собой, и Белинский. Который быстренько обозвал Ковалева социальным явлением. Так что…
3.
Вот, собственно, почти и всё. На главные вопросы автора мы ответили: и почему Ковалев не смекнул, что нельзя ему идти в газетную экспедицию – потому что его поведением скандализированы морально-нравственные ценности общества; и каким образом его нос оказался в печеном хлебе – потому что таким образом автор закодировал центр интриги о шантаже; и даже соглашаемся, что такие истории всё-таки бывают на свете – еще как бывают! И редкость, исключительность этой истории именно в том, что Ковалев вышел сухим из воды: сохранил звание, асессорство и связи. Такие истории, как правило, заканчиваются отставками как минимум. Мы вместе с главным героем получили исключительную возможность порадоваться за такой счастливый для него поворот событий и возвращению его в стан избранного общества.
Вот и вся разгадка, не правда ли? Майор Ковалев, как провинциал, не знал, да и не мог знать правил «света», вот и попался. Вот и не понимает, почему Ярыгин ходит, как ни в чём ни бывало; и такой же коллежский асессор как он сам… А всё потому, что они знают правила игры, а он – нет. Потому и не видать ему больше выгодной невесты – «Бог его знает, что он за человек»…
Только вот опять же возникает вопрос. Да, без носа нашему герою пришлось трудно. Но чему радоваться, если герой наш всё равно в конце концов в прямом смысле остался с носом? То есть наяву – ни с чем. Жениться он на богатой уже не сможет – Иван Яковлевич, хотя и обвинен во всех грехах, но репутацию Ковалева все-таки похоронил (нос закопал). Не будет у Ковалева двухсот тысяч. Да и кресел вожделенных ему больше не светит. Теперь ему разве что по любви – как раньше… А он рад, как ребенок! Вот это странно. Хотя… Ведь мог все потерять, даже возможность просто жить в столице (что в ней делать, если отовсюду гонят, как собаку). А всё закончилось просто прекращением социальных перспектив. Но историю эту ему простили – вина-то не его! – и принимают снова. Вот удача так удача! Бог с ними, с перспективами, девчонки-то ведь остались! Какая-нибудь – да пойдет за него! Вот так остался Платон Кузьмич с носом и совершенно счастлив.
Идея зашифровать грязный и непристойный сюжет сонными символами проста и гениальна. Только откуда Николай Васильевич мог знать, что когда-нибудь люди перестанут разгадывать сны.
Но он точно знал, что, узнав когда-нибудь истинное содержанием его фантастической повести, людям «станет неприлично, неловко, нехорошо!» Николай Васильевич Гоголь здорово развлекался, сочиняя эту головоломку… И Александр Сергеевич, судя по его слову издателя, тоже получил от всей этой затеи полнейшее удовольствие[28]. И если бы они могли только предположить, что по повести этой еще спектакли будут ставить… и фильмы будут снимать… Ха-ха-ха… С таким же успехом могли экранизировать катрены Нострадамуса… ну, правда, смешно.
Давно нет на свете Николая Васильевича. Но и сейчас, спустя 200 лет, человеческие ценности не меняются. Всё новые и новые ковалевы приезжают покорять столицу, и ничего не меняется под солнцем. А Гоголь посмеивался, наверное, своей лукавой украинской улыбочкой: ну что, съели? Слабо разгадать, что я до вас донести-то хотел?
Уже не слабо. Догадались. И повесть ваша в школьную программу ну никак не идет, ох… не зря шифровали…