Рассказ монолог что это такое
Что такое монолог
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый школьник знает, что такое монолог.
А вот о том, когда возник данный термин, и для чего использовался в разные эпохи, не лишним будет прочитать ещё раз.
Гибкость и универсальность монолога позволила ему проникнуть во все языковые стили, формы и виды.
Монолог — это.
Учебник русского языка сообщает, что монолог – это речь одного лица.
Его принято противопоставлять диалогу (это как?), который, в отличие от монолога, представляет собой полноценный процесс коммуникации.
Задача монолога – выразить собственные размышления, озвучить внутренние вопросы, не всегда требующие ответа, вместе с самим собой осмыслить ту или иную проблему.
Оказывается, монолог — это не только жанр устной речи, но и один из древнейших литературных приёмов. Герой рассказывает о ком-то или о чём-то (чаще всего – о себе), попутно предоставляя зрителю или слушателю возможность наблюдать за собой, своим характером, способом мыслей.
Монолог содержит подсказки, объясняющие зрителю то, что нельзя произнести в присутствии других героев, некое обращение к высшему разуму через головы других персонажей.
Отличительными чертами монолога можно считать:
Проговаривая своё отношение к ним, герой выделает главное для себя, рассуждает о том, что для него ценно (Монолог «Сатина» «Человек! Это звучит гордо…» в пьесе М.Горького «На дне»).
Историческое развитие монолога
В классической греческой трагедии монологи служили для того, чтобы рассказать зрителям предысторию событий, которым посвящена пьеса.
Монолог произносился актёром и был адресован хору. Хор повторял особо значимые моменты этого обращения для того, чтобы акцентировать на них внимание слушателей. Порой монолог исполнялся как молитва к тому или иному божеству или воззвание к современникам.
Зародившись в недрах драматического искусства, монолог стал мощным способом сценического самовыражения.
С помощью монолога герой европейской драмы, предполагающей «двойное дно» сюжета, делился со зрителями тайными мыслями, плетением интриг, любовными мечтами.
В комедийном жанре монологичность часто демонстрировала глупость, наивность персонажа или, напротив, обнажала всю глубину его коварных замыслов. К.Марло, Ж.Б.Мольер, К.Гоцци по-разному использовали монолог не только как приём-характеристику, но и как сюжетообразующий элемент.
К началу ХIХ века драматическое искусство уступило в популярности лирике (это что?).
Интимный мир личных переживаний, выраженных посредством поэтического слова, обрёл идеальное выражение в форме монолога.
Из поэзии монолог перебрался в прозу. Если стихотворение могло быть целиком выполнено в данной форме и иметь обращение к одному или нескольким адресатам, то в рассказе, романе или повести монолог стал локальным элементом, описывающим внутренний мир героя, одной из его портретных характеристик.
Появился термин «внутренний монолог», означающий такой вид самовыражения, когда мысли не проговариваются вслух, а произносятся «про себя».
В культуре постмодерна монолог стал естественным способом лирического, эпического и драматического выражения, произносимого без расчёта на сиюминутную вербальную реакцию.
То есть, если вы услышите бардовскую песню под названием «Монолог современника» или прочитаете в сети стихотворение «Монолог шестисотого мерседеса», не обязательно отвечать их авторам словами. Достаточно услышать и понять главную мысль автора, его эмоциональный посыл.
Самые знаменитые монологи в литературе
Нередко монологи выбирают для заучивания наизусть в школе. В них много экспрессии (это как?), они отражают внутренний мир человека, в них можно узнать себя.
Если сравнивать литературу с музыкой, то монолог похож на арию. Он всегда выгодно звучит со сцены.
Если вы любите ярко выступать или, например, готовитесь к Всероссийскому конкурсу чтецов «Живая классика», советуем заглянуть в список литературных монологов, которые было бы неплохо знать каждому:
Продолжать этот список можно до бесконечности. Любопытно также написать собственный монолог в качестве маленького литературного эксперимента.
Монолог – отличный способ познать самого себя, понять, кем мы являемся в этом мире и чего хотим от жизни.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Монолог-это конечно хорошо, но не обязательно закапываться и с головой уходить в себя, так можно и головой поехать. Я больше сторонник диалогов, ведь именно в них иногда и кроется истинный смысл, когда из нескольких мнений выносишь для себя одно, именно то, что считаешь по-настоящему важно.
А есть еще внутренний монолог. И хорошо, когда про себя (в уме), а не вслух. В противном случае это уже психиатрический диагноз)) Вот почему в современном русском языке слово «монолог» как правило имеет негативный, несколько презрительный оттенок.
Монолог
МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа монолога — обращенного монолога (Du-monolog), как, например, речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам монолога являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана – где автор ведёт повествование от первого лица.
Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.
Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме.
• по драматургической функции:
• по литературной форме:
Как писать монолог – советы
Перед тем как начать писать монолог, продумайте его, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство.
.
Большинство произведений – это сложная последовательность монологов, диалогов, действий и описаний. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики или интуиции.
Многие начинают писать от первого лица. Возникает проблема с переключением на других героев. Есть несколько неочевидных моментов:
* Можно писать от первого лица, затем неожиданно переключиться и писать от третьего лица. Читатель это поймет и примет.
* Можно писать от третьего лица и переключиться на первое лицо.
* Можно всегда писать от третьего лица, что приводит к частичной потере выразительности.
* Можно писать от первого лица сразу от лица всех главных героев. Но надо иметь громадный опыт, чтобы делать это умело.
2.Монологи можно использовать для знакомства с персонажем или событиями, связанными с сюжетом. А некоторые писатели используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.
Внутренний монолог – это уже совсем другая категория экспозиции, больше, чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.
Даже если персонаж не перенёс никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Почему он(а) высказался (лась) сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?
4.Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Или наоборот – успокоением/ новым решением. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.
5.У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение развития действия.
Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать «Привет» и «Как ваши дела», занимая впустую это место. Ближе к делу.
В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить обращение. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.
Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемому произведению. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.
6.Речь монолога должна убедить читателя – быть правдивой (без вымышленных переживаний и чувств). Автор обязан пережить ситуацию с героем, верить ему, вместе с ним искать выхода, развязки. Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в данном произведении (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).
В качестве упражнения можно переделать произведение или его фрагмент из трагического в комедийный или наоборот. Продумать, как бы собирался поступить герой, будь его характер иным.
7. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи – более убедительными, а ваше произведение – гораздо лучше.
Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.
8.Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.
9. Никто не захочет читать книгу, в которой все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряжённость и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.
Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.
10. При создании произведения иногда очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много событий и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?
11. Хороший монолог необязательно весь должен быть смешным или серьёзным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, обогатите произведение и тем самым поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное.
Однако следует соблюдать грань между смешным и глупым. Построение текста с иронией, в некотором отношении – сарказмом и сложным юмором сделают рассказ более глубоким и интересным для аудитории.
12. Всегда проверяйте ваше произведение. Читайте вслух фрагменты, а затем – всё произведение, чтобы получить представление о речи героев. Убедитесь, что всё звучит естественно.
Расстановка знаков препинания в монологе обычная, не требующая дополнительных правил.
Возможно взять весь монолог в кавычки или поставить тире перед ним, но это необязательно.
Если монолог вставлен в рамки диалога или беседы с другими действующими лицами, он подчиняется правилам пунктуации диалога.
Монологическая речь
Татьяна Мочалина
Монологическая речь
Монологическая речь
Монологическая речь – это речь одного человека. Один говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся выступление одного лица перед аудиторией, а именно – лекция, отчет, сообщение, рассказ воспитателя, учителя, ребенка.
Монологическая речь появляется у детей к 5 годам. Это происходит потому, что у ребенка меняется образ жизни, возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности. У ребенка возникает потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями, переживаниями. И это происходит в виде монологической речи.
Монолог требует памяти, внимание к содержанию и форме речи.
Она сложна и в лингвистическом отношении (стиль). Чтобы она была понятной, в ней должны быть полные распространенные предложения, точный словарь, соответствующая интонация. Основой для развития речи является овладение словарем и грамматическим строем языка.
Овладение монологической речью особенно важно на данном этапе исторического развития.
Изменился образ жизни. Стране уже не нужны рабочие, ткачихи, швеи – все это можно привести из-за рубежа.
Самые популярные и востребованные профессии на данном отрезке времени – это продавцы, официанты, дилеры, менеджеры, агенты по рекламе. Читая бегущую старку рекламы, мы замечаем объявления, «Требуются коммуникабельные люди свободно и грамотно владеющие языком» или «с хорошо развитой речью».
Отсюда видно, как важно умение владеть монологической речью.
Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, и в то же время говорить эмоционально, образно.
Монологическая речь сложна и психологически. Монолог – это умение рассказывать, это средство познания самого себе, своих возможностей.
Монолог требует сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями, не уходить в сторону от основной мысли.
Владение монологомвлияет и на формирование личности: ребенок учится преодолевать застенчивость, быть общительным, развивать уверенность в своих силах.
Монологическая речь формирует мышление, позволяет выявить словарный запас ребенка, его умение строить фразы, строить композицию рассказа (завязка, кульминация, развязка).
Речь отражает культуру человека, умение вести себя в обществе. Ребенок старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. («Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»). Речь должна быть живой и выразительной.
Как же развивать монологическую речь детей?
Речь воспитателя
Культура речи детей зависит от культуры речи воспитателя. Речь воспитателя – это основной источник, из которого дети получают образец родного языка, поэтому она должна быть образцовой – спокойной, уравновешенной, без грубых и нелитературных выражений. Речь может быть экспрессивной, но не грубой.
Дети в своей речи подражают взрослым, они перенимают не только достоинства речи, но и их недостатки. Педагог должен самокритично относиться к своей речи. Это не так легко, потому что говорящий больше внимания уделяет не форме речи, а ее содержанию, то есть – не на то, как сказать, а на то, что сказать.
Многие недостатки речи прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются; быстрый темп, невнятность, монотонность, плохая дикция, неточное произношение звуков (картавость, шепелявость).
Для каждого возраста должен существовать свой тон и стиль:
1. Нельзя часто и не по возрасту употреблять слова с уменьшительно –ласкательными суффиксами: вымой ручки, убери чашечки.
2. Засорять речь словами паразитами: так, вот, да, как бы, так сказать.
Речь воспитателя должна легко и понятно восприниматься детьми. В ней должны быть точно подобраны слова, грамматически точно подобраны фразы.
Мысли должны излагаться просто, в логической последовательности, в доступной детям форме.
Как развивать монологическую речь?
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи: рассказом и пересказом.
Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и выражения, учатся владеть живым родным языком. Пересказ развивает речевое умение детей.
Требования к текстам для пересказа
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца, к произведениям,отбираемых для пересказа предъявляются высокие требования:
— они должны иметь высокую художественную ценность.
Этими качествами (достоинствами) обладают произведения Л. Толстого, К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого.
Как учить пересказу?
1. Чтение произведения
2. Беседа по содержанию
3. Повторное чтение текста
В старшем возрасте пересказ должен быть самостоятельным, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Например, очень хорошим материалом для обучения детей пересказа является рассказ Льва Толстого «Косточка».
Он имеет не только захватывающий, динамический сюжет, но и богатый психологический и нравственный потенциал. Простой образный язык рассказа позволяет лихо его запомнить. Но пересказ – это не механическая передача содержания. Это еще и понимание психологического состояния героев, умение оценить их нравственные качества.
При беседе по содержанию пересказа нужно обратить внимание детей на авторский текст:
«Ваня покраснел, как рак».
Отчего покраснел Ваня?
(Ему было стыдно, что он говорит неправду).
(От страха, что он мог умереть)
И в конце концов Ваня заплакал.
Стыд, страх за свою жизнь, боязнь наказания – все это привело к стрессу, и окончилось слезами. Вот к чему приводит ложь.
После беседы по содержанию – повторное чтение текста и затем пересказ детьми. К пересказу относится и чтение стихотворений наизусть.
Рассказ (монолог)
1. Связным и понятным, правильно отражать объективную действительность.
2. Коротким, без лишней детализации.
3. Самостоятельным монологом. Он не должен прерываться вопросами воспитателя и его подсказками.
4. Рассказчик не должен отвлекаться от темы.
5. Он должен соблюдать последовательность изложения, логичность речи.
6. В рассказе должны присутствовать элементы творчества, интонационная и смысловая выразительность речи.
1. Рассказ по картине
2. Рассказ по серии картин
3. Рассказ пейзаж и натюрморт
4. Рассказ из опыта («Наш огород», «Праздник города»).
5. Творческие рассказы
— продолжи рассказ по плану воспитателя.
— по теме, предложения воспитателем
При этом развивается умение детей использовать свой чувственный опыт, формируется умение понятно излагать свои мысли.
При составлении творческих рассказов дети должны знать композицию (завязка, кульминация, развязка) или вводная часть, основная, заключительная.
Правильная устная речь детей должна формироваться на основе литературного языка своего народа.
Рассказ по картине
Рассматривание картин используется для развития точности и ясности речи.
2. Беседа по картине
3. Рассказ воспитателя (образец)
В старшем возрасте дети должны замечать и рассказывать о самом существенном в картине. Кроме этого замечать детали, фон, пейзаж, состояние погоды или живого существа на картине.
В подготовительных группах в рассказы по картине вводится описание природы. Можно использовать музыку, поэзию для лучшего понимания картины.
Большие возможности для развития монологической речи имеет применение психоэтюдов (готовых или придуманных детьми).
Этюд – это краткий эмоциональный текст, монолог. В нем допускаются восклицания, междометия.
Психоэтюд содержит от 2 – 3 х до 5 – 7 предложений.
1. «Мы – крокодильчики
2. «Я ромашка. Меня долго не поливали. Я повяла и засохла. Полейте меня, люди! Ах, как стало хорошо, как приятно.
Спасибо вам, спасибо»
Итак – Психоэтюд – это связный текст с проблемным моментом в нравственности и экологии.
Текст должен быть коротким. Произноситься от первого или третьего лица. В нем ставится проблема.
К монологической речи относится и литературная загадкаю
«Я длинный и скользкий,
Я – добрый и нежный –
На помощь приходит
Существенную помощь при обучении рассказу и пересказу оказывают мнемотаблицы (или схемы).
В них при помощи намеков на предмет, детали предмета, схематического изображения явления содержится план рассказа или пересказа.
1. Для младшего и среднего возраста
«У лисы в лесу густом»
2. Для старшего возраста
— «Я хочу рассказать о дубе (березе,липе)»
— О бытовых приборах
3. Какое время года?
— В завершении можно сказать, что для развития монологической (связной) речи необходим обширный запас слов, что позволяет точнее выразить мысль.
— Умение говорить предложениями в правильной грамматической форме.
— ЗКР «Умение говорить внятно, четко, выразительно.
Монологическая речь требует обязательной подготовки, а также непрерывного внимания к собственной речи и к реакции слушателей.
Монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления и психологической наблюдательности. Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателя, чем младше дети, тем труднее им воспринимать звучащую речь, особенно монологическую.
Это объясняется тем, что внимание к словам, к рассуждениям говорящего труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.
Монологическая речь по своей структуре близка к письменной, поэтому она трудна и для говорящего и для слушающего.
А пути (или методы) монологической речи – это обучение умению рассказывать и пересказывать.
Воспитатель подготовительной группы «Русалочка» МБДОУ д/с №8
Мочалина Татьяна Михайловна.
Развиваем связную речь ребёнка В младшем дошкольном возрасте закладывается начало умения рассказывать, а именно: малышей учат рассказывать по вопросам взрослого. Это ещё.
Лэпбук «Развиваем речь» для детей 5–7 лет Пребывание детей в детском саду должно доставлять им радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Обучение детей дошкольного.
Развиваем речь, играя В последние годы, к сожалению, наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. У многих детей плохо развита связная монологическая.
Развиваем речь, играя Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности дошкольников создаются.
Развиваем речь ребёнка. Развиваем речь ребёнка. Своевременное и полное овладение речью, является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики.
Речь как психический процесс Речь как психический процесс Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и.
Речь на кончиках пальцев «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.
Консультация «Развиваем речь детей» Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Но у некоторых это выходит естественно,.
Играем пальчиками-развиваем речь Играем пальчиками – развиваем речь. Грамотная речь важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребёнка, тем легче.