Расскажите о социально экономическом развитии византии в чем состояла специфика поземельных
Расскажите о социально экономическом развитии византии в чем состояла специфика поземельных
Подробное решение параграф §18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014
1. Почему византийские императоры считали себя преемниками власти римских правителей? Чем закончились попытки Юстиниана I восстановить Римскую империю?
Византийские императоры считали себя римскими правителями (самими правителями, а не их наследниками) потому, что ими на самом деле являлись. После того, как в 395 году Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную регалии императорской власти беспрерывно передавались в Константинополе от предыдущего правителя следующему (в данном случае не важно, каким именно образом порой переходила из рук в руки власть). Более того, в 476 г. Одоакр прислал в Константинополь и регалии императора Западной Римской империи. Потому преемственность императоров Византии власти Диоклетиана, Константина Великого и др. неоспорима.
Попытка Юстиниана I вернуть утраченные римлянами территории закончилась частичным успехом: Византии в результате многолетних войн принадлежали вся Северная Африка, Италия и небольшая часть Испании. Однако все эти успехи были сведены на нет при преемниках Юстиниана в результате новых завоеваний варваров, таких как лангобарды и особенно нашествию арабов.
2. Охарактеризуйте внутреннее устройство Византийской империи. Отметьте особенности императорской власти.
Византийская империя отличалась жёсткой централизацией и всевластием бюрократического аппарата. В империи существовал сенат, но он фактически не влиял на принятие важных решений. Император Лев VI ликвидировал остатки самоуправления городов, приписал их жителей к корпорациям. Единственным источником власти был император, представителями которого на местах являлись чиновники, делившиеся на многочисленные ранги. Также велика была роль церкви, однако со временем она также всё больше подчинялась государству и священнослужители больше походили на чиновников, но составлявших отдельную иерархи.
Тем не менее, большую опасность для императора представляла крупная аристократия. В Византии не сложилось рыцарства, а высшая аристократия сохраняла своё влияние с древних времён. Империя после реформы VII в. делилась на территориальные единицы, называемые фемы, каждой из которых управлял наместник из числа аристократов. Каждый из наместников мог быть в любой момент смещён императором, но до этого он обладал практически неограниченной властью.
Кроме того, Византия унаследовала проблемы, как поздних веков Римской империи, так и более древних эллинистических монархий, на территории которых формировалось её ядро. Как и в IV-V вв., власти императоров нередко угрожали удачливые полководцы. Войска всегда готовы были их поддержать, потому что благосостояние воинов напрямую зависело от успеха такого узурпатора. Кроме того, также, как и в период эллинизма, часто случались дворцовые перевороты. В итоге из 109 императоров, правивших Византией за время её существования (395-1453 гг.) только 34 умерло своей смертью.
3. Расскажите о социально-экономическом развитии Византии. В чем состояла специфика аграрных отношений?
В Византии императорская власть изначально сопротивлялась разорению, обезземеливанию крестьян, потому что из земледельцев, которые могли купить себе вооружение, формировалась армия. В соответствии с фемной реформой VII в. шедшим в армию крестьянам предоставляли земельные наделы и освобождение от некоторых налогов. Знати обычно передавались не наследственные земли, а право собирать налоги с определённых территорий (прония), которое не передавалось по наследству. Однако у аристократов были обширные наследственные владения, оставшиеся с римских времён, или купленные. А крестьянство постепенно разорялось в силу боевых действий, неурожаев и других причин, потому число безземельных увеличивалось. В результате при династии Комнинов (1081-1085 гг.) держатели прониев получили всю полноту власти на вверенных землях, включая судебную. Это был большой сдвиг государственной политики в сторону формирования феодальных отношений.
Значительную роль в государстве играла православная церковь. После падения Западной Римской империи она была крупнейшим землевладельцем. Огромные земли принадлежали монастырям. В ходе иконоборчества в VIII-IX вв. монастыри ликвидировались, их имущество подлежало конфискации. Однако иконоборчество в итоге потерпело поражение, и церковь восстановила свои позиции. Императорская власть предпочитала не уменьшить благосостояние духовенство, а подчинить своей воле само духовенство. Патриарх (глава церкви) вскоре стал одним из придворных, а церковная организация до определённой степени уподобилась чиновничьей на службе императора.
4. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?
Хозяйственный уклад славян формировался в лесной полосе, потому из всех видов земледелия преобладало подсечно-огневое. При таком укладе вырубался и выжигался определённый участок леса, благодаря пеплу почва становилась плодородной на несколько лет, в течении которых её возделывали. После истощения почвы вырубали и выжигали новый участок. Со временем славяне дополнили такой хозяйственных уклад двупольем: они делили пашню на две части и чередовали их обработку, то есть каждый второй год половина пашни «отдыхала». Это позволяло дольше собирать урожай с одного участка.
У соседей славяне перенимали как хозяйственные приёмы, так и различные государственные институты. Например, все монотеистические религии в славянских государствах и их церковные организации – заимствования у соседей. Влиял на славян и уклад жизни других народов. Благодаря ним, к примеру, у западных славян быстрее всего и в наиболее полной форме сформировался феодализм.
5. Заполните таблицу.
6. Объясните, почему произошло обособление славянских племен.
Славянские племена обособились друг от друга потому, что расселились на разных территориях с разными природными условиями, разным окружением. Со временем без взаимного общения разделились их языки, под влиянием различных соседей возникли разные государственные образования, и история разных ветвей славян пошла своими путями.
7. В чем истоки конфликта между двумя центрами христианской церкви? Как происходило разделение церквей?
Истоки разделения церквей проистекают из вопроса о власти в единой церкви, на которую претендовали папа римский и патриарх Константинопольский. В римской империи верховенство было признано за римской кафедрой, перенос столицы империи в Константинополь ситуацию не изменил. Однако после падения Западной Римской империи положение римских пап стало шатким, они часто не могли контролировать даже сам Рим, но продолжали в церковных делах требовать повиновения от патриархов Константинополя, которые опирались на сильную и стабильную власть императоров Византии. Римские папы также искали поддержки у того же императора, потому что Италия продолжала входить в сферу его интересов.
Большую роль в подготовке раскола сыграло иконоборчество, которое не поддержали папы римские. Именно тогда появились догматические различия между конфессиями (в частности, разные формулировки Символа веры). Тогда же римские папы стали искать новой поддержки, которую в итоге нашли в лице франкских королей.
В истории насчитывается несколько церковных расколов, порой весьма длительных. Но до 1054 г. их удавалось ликвидировать мирным путём. В XI в. обострились также споры о сферах влияния иерархов. Римский папа поставил под свой контроль Южную Италию и добивался того же в отношении Иллирии и Болгарии. В 1054 г. представитель папы римского, находившийся с посольством в Константинополе, отлучил от церкви патриарха Константинополя. Действия его были не правомочными, потому что он был представителем не самого престола папы, а только конкретного папы, который к тому моменту уже умер. Однако патриарх Константинополя в ответ на это в свою очередь отлучил папу римского от церкви. С католической стороны церковный раскол был закреплён на Латеранском соборе 1059 г.
Однако строгого разделения между конфессиями не произошло и после официального раскола. Многие считали его обратимым, какими оказались и предыдущими. Окончательным он стал после страшного разгрома, который в 1204 г. учинили в Константинополе католики-крестоносцы в ходе IV крестового похода.
8. Почему вопрос о соотношении светской и церковной властей по-разному решался в католической и православной церквах? Свой ответ обоснуйте.
Католической и православной церквям пришлось взаимодействовать с разными светскими властями. Земли православной церкви долгое время состояли в основном лишь из владений Византии, не считая Балкан (Древняя Русь была периферией и в вопросах церковного строительства не участвовала). У Константинопольских патриархов не было пространства для манёвра между светскими владыками. К тому же их резиденция находилась в императорской столице, в истории были случае арестов патриархов.
Католический первосвященник также изначально опирался на власть единого правителя – императора Карла Великого. Именно тогда возросло влияние папы римского на духовенство на местах. Позже его пришлось восстанавливать, но начало было заложено именно при Карле. Однако вскоре империя Карла Великого распалась, а позже и в самих государствах, на которые она распалась, начались феодальные междоусобицы. В этих условиях наиболее централизованным институтом в Западной Европе осталась католическая церковь, и её глава получил больше влияние, сталкивая интересы королей друг с другом и с интересами их вассалов. Важным было также то, что в Риме не было сильных светских правителей, там папа был для них относительно недосягаем. Недаром во время так называемого Авиньонского пленения (1309-1378 гг.), когда папа римский проживал на территории, подконтрольной сильному престолу (французскому) его самостоятельность значительно ослабла.
Социально-экономическое и политическое развитие Византии в XIII-XV вв.
В этот период господство крупного светского и церковного феодального землевладения еще более упрочилось. Прония вновь приобретает форму наследственного условного владения, расширяются иммунитетные привилегии феодалов. Кроме пожалованного налогового иммунитета, они все чаще приобретают административный и судебный иммунитет. Государство по-прежнему определяло размеры публично-правовой ренты с крестьян, которую оно передавало феодалам. Ее основу составлял налог с дома, с земли, с упряжки скота. На всю общину распространялись налоги: десятина скота и пастбищные сборы. Зависимые крестьяне (парики) несли и частноправовые повинности в пользу феодала, причем они регулировались не государством, а обычаями. Барщина составляла в среднем 24 дня в году. В 14–15 в. она все чаще превращались в денежные платежи. Очень существенными были денежные и натуральные сборы в пользу феодала. Византийская община превратилась в элемент вотчинной организации. В стране росла товарность сельского хозяйства, но продавцами на внешних рынках выступали светские феодалы и монастыри, которые извлекали большие выгоды из этой торговли, усилилась имущественная дифференциация крестьянства. Крестьяне все больше превращались в безземельных и малоземельных, они становились наемными работниками, арендаторами чужой земли. Укрепление вотчинного хозяйства способствовало развитию в деревне ремесленного производства. Поздневизантийский город не обладал монополией изготовления и сбыта ремесленной продукции.
Особенно заметно проявился упадок городской жизни в Константинополе, там целые кварталы были в запустении, но и в Константинополе экономическая жизнь полностью не заглохла, а временами оживлялась. Более благоприятным было положение крупных портовых городов (Трапезунд, в котором существовал союз местных феодалов и торгово-промышленной верхушки). Они принимали участие и в международной и местной торговле. Большинство средних и мелких городов превращались в центры местного обмена товарами ремесленного производства. Они, будучи резиденциями крупных феодалов, являлись также церковно-административными центрами.
К началу 14 в. большая часть Малой Азии была захвачена турками-османами. В 1320–1328 в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андроником III, стремившимся захватить престол. Победа Андроника III еще более усилила феодальную знать и центробежные силы. В 20–30-е 14 в. Византия вела изнурительные войны с Болгарией и Сербией.
Решающим периодом явились 40-е 14 в., когда в ходе борьбы двух клик за власть разгорелось крестьянское движение. Встав на сторону «законной» династии, оно стало громить имения мятежных феодалов, возглавлявшихся Иоанном Кантакузином. Правительство Иоанна Апокавка и патриарха Иоанна поначалу проводило решительную политику, резко выступив как против сепаратистки настроенной аристократии (и прибегая при этом к конфискации имений непокорных), так и против мистической идеологии исихастов. Горожане Фессалоник поддержали Апокавка. Движение возглавила партия зилотов, программа которой вскоре приняла антифеодальный характер. Но активность масс испугала константинопольское правительство, которое не решилось использовать шанс, какой давало ему народное движение. Апокавк в 1343 был убит, борьба правительства против мятежных феодалов фактически прекратилась. В Фессалониках положение обострилось в результате перехода городской знати (архонтов) на сторону Кантакузина. Выступивший плебс истребил большую часть городской знати. Однако движение, потеряв связь с центральным правительством, осталось локальным по своему характеру и было подавлено.
Это крупнейшее городское движение поздней Византии было последней попыткой торгово-ремесленных кругов противостоять засилью феодалов. Слабость городов, отсутствие сплоченного городского патрициата, социальной организации ремесленных цехов, традиций самоуправления предопределили их поражение. В 1348–1352 Византия проиграла войну с генуэзцами. Черноморская торговля и даже снабжение Константинополя хлебом оказались сосредоточенными в руках итальянцев.
Византия была обессилена и не могла противиться натиску турок, которые овладели Фракией. Теперь в состав Византии входили Константинополь с округой, Фессалоники и часть Греции. Поражение сербов от турок у Марицы в 1371 фактически сделало византийского императора вассалом турецкого султана. Византийские феодалы шли на компромисс с иноземными завоевателями, чтобы сохранить свои права на эксплуатацию местного населения. Византийские торговые города, в том числе Константинополь, видели своего основного врага в итальянцах, недооценивая турецкую опасность, даже рассчитывали с помощью турок уничтожить засилье иностранного торгового капитала. Отчаянная попытка населения Фессалоники в 1383–1387 бороться против турецкого владычества на Балканах окончилась неудачей. Итальянское купечество также недооценивало реальной опасности турецкого завоевания. Разгром турок Тимуром при Анкаре в 1402 помог Византии временно восстановить независимость, но византийцы и южнославянские феодалы не сумели использовать ослабление турок, и в 1453 Константинополь был захвачен Мехмедом II. Затем пали и остальные греческие территории (Морея – 1460, Трапезунд – 1461). Византийская империя прекратила свое существование.
7.1. Общая характеристика византийской цивилизации
7.1. Общая характеристика византийской цивилизации
Византийская цивилизация получила свое название от древней мегарской колонии, небольшого городка Византия, на месте которого в 324–330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже.
В отечественной историографии проблемам истории и культуры Византии всегда уделялось огромное внимание в силу того, что в древности Русь и Византийскую империю связывали политические, экономические, торговые интересы. Из Византии на Русь пришло православие, византийское влияние проявилось во всех видах культуры. В связи с этим в исторической литературе получили разработку факторы, обусловившие особенности Византии, в частности оценка этой цивилизации как результата синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира, особенности восточного христианства, трактуемые как выражение своеобразной духовности, догматические расхождения с Западом, особая роль монашества.
Не менее актуальными являются проблемы византийской эстетики, своеобразия византийской литературы и искусства, получившие освещение в трудах С. С. Аверинцева, В. Д. Лихачевой, В. В. Бычкова, З. В. Удальцовой, В. Н. Лазарева и др.
Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV–VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей.
Разделение империи на Восточную и Западную была подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества III в. Однако восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса, который там не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя. Все это обусловило постепенное перемещение центра экономической и политической жизни империи в более богатые восточные провинции, обособление обеих половин империи, подготовившее в конечном итоге и их политическое разделение. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось размежевание также восточной и западной церквей. К концу IV в. процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем.
Формирование византийской цивилизации начинается в IV в. с образования византийской государственности и превращения христианства в главенствующую религию. Оформление византийской цивилизации, которому предшествовала острейшая духовная борьба, проявившаяся, в частности, в богословских спорах IV–VI вв., в иконоборческом движении VIII–IX вв., можно отнести к IX–XI вв. В эту эпоху в основном сложилась византийская богословско-философская картина мира с ее целостной интуитивно-мистической концепцией. К этому времени оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение Западной и Восточной церквей, завершилась кодификация права, греческий язык был признан официальным. На X–XI вв. приходится расцвет византийской цивилизации, в XII в. обнаруживаются черты стагнации, а XIII–XV вв. знаменуют ее закат [5].
Территория империи превышала 750 000 кв. км. В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской империи. Она включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, острова Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии и Армении, опорные владения на южном побережье Крыма и на Кавказе.
Особенности геополитического положения Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, порой простиравшей свою власть на области Африки, делали империю как бы средостением между Востоком и Западом. Византийское государство играло выдающуюся роль в международной жизни средневекового общества, несмотря на то, что империя знала как периоды расцвета своего внешнего могущества, так и военные поражения, и дипломатические неудачи.
Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, смешение греко-римских и восточных традиций с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Вместе с тем Византия взяла от христианского Востока и античности далеко не самые выигрышные черты: от Рима — имперское сознание, произвол и деспотизм, гедонизм; от христианства — аскезу, ригоризм, нетерпимость, а также акцентировку на ощущение начальной греховности человеческого рода и отдельного человека, которое трансформировалось в идею социальной вины, т. е. изначальной вины каждого перед лицом властной иерархии. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб как Востока, так и Запада, причем это своеобразие определилось еще в ранний период ее существования. Она избежала судьбы Западной Римской империи, не знала полного завоевания страны варварами и гибели государства. Появление на ее территории различных народов (славян, арабов, других племен) не привело к образованию на исконных землях империи самостоятельных варварских государств.
Феодальные отношения, развивавшиеся в Византии, начали формироваться относительно поздно и сильно отличались от классических образцов Запада. Для Византии характерны плавная, непрерывная эволюция от античности к средневековью, развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого общества. Синтез прораставших в империи элементов феодализма с общественными порядками варваров был менее интенсивным, чем в Западной Европе. Это обусловило типологические особенности генезиса феодализма в Византии: более длительное, чем на Западе, сохранение рабовладения; более широкое распространение свободной сельской общины, пришедшей на смену разнообразным видам рабовладельческого хозяйства; наличие государственной собственности на землю; замедленное по сравнению с Западом складывание иерархической структуры земельной собственности (в этом аспекте аграрный строй Византии имеет больше сходства с аграрными отношениями стран Востока); меньшая по сравнению с Западом дезурбанизация, происшедшая с конца VII–VIII вв.
Как ни парадоксально, своего наивысшего расцвета города Византии достигли не в конце, а в начале истории. В то время как на Западе многие античные городские центры были смыты волной варварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла называться страной городов — центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Византийские города, преодолев кризис VII–VIII вв. раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили в полосу экономического процветания. Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственная регламентация производства. На средневековом Западе рост городов с XII в. привел к кардинальным сдвигам во всей социально-экономической жизни феодального общества. Городское население составляло корпорацию, противопоставляющую себя светским и церковным властям и ведущую с ними борьбу, в ходе которой формировалось гражданское самосознание, развивавшееся вне рамок традиционных общественных институтов. Эта борьба породила тенденцию к будущим существенным переменам и в результате привела к предельному обособлению сословий, а позднее — к зарождению в наиболее передовых странах того времени, в Италии и Нидерландах, раннекапиталистических отношений, появлению условий для развития мануфактур и в конечном счете — к гибели феодализма.
В Византии город прежде всего Константинополь, являлся моделью империи как воплощения идеи единства народа и власти, что препятствовало вызреванию самосознания городских слоев. Город как центр и выразитель идей бюрократического государственного управления обусловил относительную стабильность византийской цивилизации, ее меньшую динамику по сравнению с Западом, большую традиционность. Кроме того, для Византии было характерно возвышение столицы над всеми другими центрами в сфере как экономики, так и политики и культуры.
Территория империи состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по два-три урожая в год. Было широко развито скотоводство. Богата была Византия и природными ресурсами, различными видами минерального и растительного сырья. Она могла обеспечить свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл, металлические изделия и др.). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю торговлю, быть монопольным посредником в торговле между Востоком и Западом.
До XII в. экономическое превосходство Византии над другими европейскими странами было бесспорным. Изобретение греческого огня и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии наступил в XII в. С этого столетия экономическое превосходство переходит, притом окончательно, к государствам Западной Европы.
Читайте также
1. Общая характеристика
1. Общая характеристика Климат Средиземноморского региона умеренный, ему не свойственны ни зимние холода Европы, ни летняя жара Африки. Его умеренный характер объясняется влиянием моря, благодаря которому зимой в Средиземноморье господствуют несильные западные ветры,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА С середины XV в. история государств в Центральной Европе — Чехии, Венгрии и Польши — сплетается в единый, почти неразрывный узел. Монархов из светской знати, правивших в Чехии и Венгрии во второй половине XV в., к концу столетия сменяют избранные
1. Общая характеристика
1. Общая характеристика В середине XVII в. у московских верхов возникла иллюзия, что страна вступила в период стабилизации. Казалось, что Смута с ее идеологическим и социальным антагонизмом окончательно преодолена. Казалось, что Россия вновь обрела вожделенную «тишину и
1. Общая характеристика
1. Общая характеристика Петровская эпоха по праву считается переломной в культурном развитии России. По одну сторону этой межи лежит древняя литература, по другую — новая. Однако это не две разные литературы, а одна литература. Культурный перелом не похож на внезапный
1. Общая характеристика
1. Общая характеристика Хронологические рамки русского сентиментализма, как и всякого другого направления, определяются более или менее приблизительно. Если его расцвет можно с уверенностью отнести к 1790-м гг. (период создания наиболее ярких и характерных произведений
6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
6.1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше — ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы
1. Общая характеристика
1. Общая характеристика 1.1. Социально-исторические условия. Реформы Петра I, в той или иной степени затронувшие все стороны жизни общества (см. тему 20 «Эпоха петровских преобразований»), содействовали активизации процесса сближения русской и западно-европейской культур. С
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Присоединение Крыма к России привело к коренным изменениям в экономике, культуре, социальных процессах.В 1784 году была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. В 1802 году Таврическая область была