Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма в чем своеобразие реализма
Реализм в русской литературе 19 века: черты, примеры произведений
Реализм – наиболее живучее, многогранное и масштабное направление в искусстве и литературе. Зарождаться оно в Европе и России начало в 30-е годы 19-го столетия и не потеряло актуальности по сей день, хоть и порядком изменилось. Предлагаю сегодня рассмотреть, чем характеризовался реализм в русской литературе 19 века. Вы узнаете основные черты этого направления, его представителей. Приведу я и примеры реалистических произведений.
Понятие реализма и история его возникновения
Для начала напомню определение реализма.
Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке.
В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.
Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков. Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».
Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.
Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.
В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком «
Характерные особенности реализма
Перечислю основные признаки того, что произведение относится к реализму:
Важным признаком реализма является аналитичность произведения: автор не только описывает события, но и устанавливает его связь с другими обстоятельствами, определяет их влияние на становление характера героя.
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге «
Реализм и романтизм: общие черты и основные различия
Реализм пришел на смену романтизму. Однако не стоит думать, что эти направления в литературе и искусстве не имеют ничего общего или даже являются антиподами. Да, они во многом противопоставлены друг другу, но у них есть и общие черты.
Сначала остановлюсь на сходстве этих направлений, так как об этом обычно говорят редко и мало. Итак, общими чертами реализма и романтизма являются:
Различия между реализмом и романтизмом я свела в таблицу.
Романтизм | Реализм |
Идеализация (исключительный герой, исключительные обстоятельства) | Типизация (типический герой, типические обстоятельства) |
Личность самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества определены природой | Личность – «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств |
Читатель знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного героя | Характер героя передан во всей его многогранности и противоречивости |
Концепция двоемирия | Мир – один, а художественное произведение отражает его, как зеркало |
Во главе угла находится внутренний конфликт в душе героя | Главным является конфликт между личностью и социумом |
Разрешение конфликта находится за гранью реальности | Пути разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности |
События реальной жизни не являются определяющими поведение героя | Поступки героя мотивированы событиями реальной жизни |
Невозможность полного решения конфликта | Конфликт может быть разрешен в действительности |
У. Хомер «Попутный ветер «
Разновидности реализма
Некоторые литературоведы замечают, что черты реализма можно обнаружить даже в античной литературе, поэтому его подразделяют на античный, эпохи Возрождения, просветительский, реализм 19 века и неореализм (20 век).
По идейно-художественной направленности русский реализм тоже не однороден. Он может быть классическим, критическим, социалистическим и магическим.
Классический реализм обращается к теме становления, развития, перерождения личности человека, характер и поступки которого социально детерминированы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого служат его примерами.
Критический реализм отличается аналитическим подходом к изображению действительности и обличением социальных пороков. Много его примеров можно найти в русской литературе 19 века: «Парадный подъезд» Н.А. Некрасова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И.С. Тургенева и многие другие произведения этих и других авторов.
Социалистический реализм сложился после Великой Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма. Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится на сталинскую эпоху.
Магический реализм предполагает обращение к фантастическим сюжетам, фольклору, далекому прошлому, использование фантастических элементов, образов, искажение времени или пространства, но при этом все равно в центре находятся обыденные ситуации и предметы, хоть и показанные с чудесной стороны, под особым углом зрения. К магическому реализму обычно относят «Пиковую даму» А.С. Пушкина, «Нос» Н.В. Гоголя, «100 лет одиночества» Г.Г. Маркеса. Этот вид реализма нельзя привязать к какому-либо конкретному историческому периоду, но можно отметить, что он часто ассоциируется с неореализмом.
И. Шишкин «Рожь «
Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной литературе
Всех писателей и поэтов, произведения которых можно отнести к реализму, не перечислить. Самих творений еще больше. Приведу лишь небольшой список:
Реалистическому направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.
Реализм – масштабное и огромное по своему весу явление в искусстве и литературе. К нему относятся творения большинства известных русских писателей, драматургов и даже поэтов 19 века. Для этого литературного направления характерны правдивость, психологизм, типизация, демократизм и многие другие черты.
Своеобразие становления реализма в русской литературе
Урок 6. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Своеобразие становления реализма в русской литературе»
Сегодня на уроке мы:
– Проследим, как развивался русский реализм.
– Узнаем, в чём его своеобразие.
– Выясним, почему русский реализм считается эталонным во всём мире.
Прежде чем начать разговор о русском реализме, стоит определиться с понятием.
Что же такое реализм?
Очень часто говорят о реализме и реалистичности, имея в виду метод, а не направление литературы. Каждое художественное произведение так или иначе отражает реальность. И если изображённая реальность кажется достоверной, то и возникают слова о реализме в книге.
Но при таком подходе реализм можно обнаружить и в античных поэмах, и в романтических балладах, и в романах жанра фэнтези. Поэтому важно не путать реализм как метод с реализмом как литературным направлением.
У литературного направления есть чёткие признаки, характерные особенности и временные рамки. Мы можем точно сказать, когда литературное направление появилось и как развивалось. О методе такого сказать нельзя.
Выделяют несколько ключевых особенностей реализма.
Во-первых, это достоверное и максимально полное изображение действительности.
Во-вторых, это типизация явлений и характеров. Герой реализма – типичный человек в типичных обстоятельствах. Типизация даёт возможность через историю одного человека показать судьбу целого социального слоя общества, к которому принадлежит этот герой. Так что при всей своей яркой индивидуальности, герой реализма – собирательный образ, своего рода портрет целого социального слоя.
Например, в романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев создаёт портрет нового героя – разночинца и нигилиста Базарова. Писатель проверяет на прочность набирающие популярность идеи нигилизма, заставляя героя проходить болезненные испытания.
Третьей ключевой особенностью реализма можно назвать важную роль социальной среды. Характер героев в реалистических произведениях определяется социальной средой. Он неразрывно связан с уровнем образования, достатком семьи героя, его положением в обществе. Кроме того, герои реализма влияют и друг на друга. Они меняют и среду, в которой находятся. Писатели-реалисты наблюдают за процессами, происходящими в обществе. Они исследуют жизнь социума художественными методами.
Четвёртой особенностью реализма является психологизм. Мы помним, что внимание к внутреннему миру человека проявилось в литературе сентиментализма. Да и романтики описывали движения души. Что нового дал миру реализм? Прежде всего, целостную картину развития человеческого характера. Не описание сиюминутных эмоций, душевных порывов, падений и взлётов, как у сентименталистов и романтиков. Для реалистов важен процесс внутреннего развития человека, его «диалектика души». То есть, противоречия между желаниями человека и его принципами. Эти противоречия и становятся основой духовного развития героя. Преодолевая внутренний конфликт, герой вырастает над собой.
Пятую особенность реализма определяют как историзм. Реалистическое произведение описывает конкретный исторический период той или иной страны. Например, в романе «Евгений Онегин» даётся полная картина русской жизни 20-х годов XIX века. И в романе Чарльза Диккенса «Холодный дом» читатель видит срез всех слоёв общества викторианской Англии, начиная от жителей подворотен, заканчивая высшей аристократией.
Как литературное направление реализм появился в XIX веке, а его родиной стала Россия. Мы уже привыкли, что все литературные течения русская литература заимствовала из западноевропейской.
И некоторые направления литературы ассоциируются у нас с определёнными странами. Например, слова «литература эпохи Возрождения» вызывают в памяти имена итальянцев Джованни Бокаччо, Петрарки, Данте Алигьери. Точно так же прежде всего мы вспоминаем французский классицизм. А при слове «романтизм» на ум первым приходит байронический герой. Реализм же прочно связан с Россией, с именами Толстого, Достоевского, Тургенева и Чехова.
Почему? Давайте разбираться.
Первым реалистическим романом русской литературы считается «Евгений Онегин» Пушкина. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил в сентябре 1830 года. А романы европейских писателей-реалистов появляются уже в 30-e годы. Самыми известными европейскими реалистами этого периода можно назвать англичанина Чарльза Диккенса, а также французов Эмиля Золя и Оноре де Бальзака.
Конечно, нельзя говорить о том, что европейская литература заимствовала реализм, но факт остаётся фактом. Впервые реализм появился в России. Более того, зарубежные классики прямо говорят о том, что они считают своими учителями русских писателей. Вот как писал английский классик, создатель знаменитой «Саги о Форсайтах» Джон Голсуорси: «И если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим прежде всего он обязан Тургеневу».
А отличался ли русский реализм от европейского? Разумеется, отличался.
Помимо принципа историзма, для русского реализма характерен принцип народности. Для русских классиков в центре внимания стояли события, значимые для русского народа. Чувство связи с родным народом, русской почвой было ключевым. Так же как и мучительный поиск ответа на вопрос о будущем России, о судьбе русского народа, о его предназначении и о том, как сделать его счастливым.
В русском реализме появились и новые типы героев. Например, тип «лишнего человека», к которому относят Чацкого, Онегина, Печорина и к которому критик Добролюбов причислил Обломова. Ещё один важный тип героя – «новый герой». Это герой-разночинец, нигилист, представитель нового времени. К этому типу принадлежат герои Чернышевского и тургеневский Базаров.
Есть в литературе и очень важный тип «маленького человека»: к нему относятся Самсон Вырин, Башмачкин, Мечтатель, Червяков и т. д.
Тип «маленького человека» можно назвать ключевым в русском реализме. Он встречается и у Гоголя, и у Достоевского, и у Чехова.
Создателем этого типа считают Николая Васильевича Гоголя.
Помните известную фразу «все мы вышли из гоголевской шинели»? Акакий Акакиевич Башмачкин из повести «Шинель» открывает тип «маленького человека» в русской литературе. А некоторые исследователи первым «маленьким человеком» в русской литературе называют пушкинского Самсона Вырина.
Тип «маленького человека» в русской литературе переживает настоящую эволюцию. Каждый писатель заново переосмысливает этот образ. У Гоголя Акакий Акакиевич всего лишь винтик в бездушной бюрократической машине.
Маленькие люди Достоевского – Макар Девушкин, Мечтатель, семья Мармеладовых – это люди с богатым внутренним миром, тонкие, восприимчивые к добру и злу. Но при этом задавленные нищетой и необходимостью выживать в нечеловеческих условиях.
Маленький человек Островского, Юлий Капитоныч Карандышев, вызывает у читателя острое отвращение и столь же острую жалость.
А у Антона Павловича Чехова целая галерея маленьких людей, не похожих друг на друга. Сравните, ведь извозчик Ионыч из «Тоски» и Червяков из «Смерти чиновника» маленькие люди, но какая пропасть между ними!
От чего зависит характер и тип реализма в литературе? Разумеется, от общественно-политической обстановки в определённый исторический период.
40-90 годы XIX века – это время критического реализма. Его формирование началось ещё в 30-е годы, но уже к 40-ым направление полностью сформировалось. Что это было за время? Время активных политических споров, время поиска исторического пути России, поиска выхода из кризиса. Именно это и определило становление критического реализма.
На страницах романов либеральные идеи сражались с революционными. Идейные споры продолжались в критических статьях. Классический пример такого противостояния – роман «Отцы и дети» Тургенева.
В нём утверждению общечеловеческих и культурных ценностей противопоставляются идеи нигилизма, то есть отрицания общепринятых ценностей.
Главной чертой реализма этого периода стала критика социальных пороков общества – собственно, потому реализм и прозвали критическим. Писатели прежде всего обращались к проблемам униженных и обездоленных людей, негативным сторонам действительности. Но при этом целью критического реализма было вызывать у читателей стремление бороться с несправедливостью, пороками, социальным неравенством.
С развитием критического реализма меняется литература в целом. Первую половину XIX века характеризуют как эпоху поэзии. Во второй половине главенствует проза. Очерки, рассказы и, конечно же, достигает вершины развития реалистический роман.
В начале века писатели пробуют свои силы в разных жанрах. Например, Пушкин и Лермонтов писали стихи, прозу, создавали эпические и драматические произведения.
В середине XIX века эта тенденция исчезает. Большинство писателей работали в одном жанре, не сочетая в творчестве лирику, эпос и драму. Например, нам неизвестны стихи Гончарова или Толстого. Островский был великим драматургом, но чурался лирики и не писал романов.
А Некрасова мы прежде всего знаем как поэта.
Критический реализм XIX века во всём мире считается величайшим достижением русской литературы. Но к концу столетия традиции реализма стали угасать. На смену ему пришёл символизм и литература декаданса. Золотой век литературы сменился серебряным.
Но самое интересное, что реализм не исчерпал себя. Он заново возродился в советской литературе. Тогда появился так называемый социалистический реализм. Традиции классиков века XIX продолжали классики века XX: Николай Островский, Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Демьян Бедный и другие писатели.
Новые классики унаследовали социальную направленность, внимание к тяготам трудового народа. Новшеством соцреализма была вера в то, что человек может построить идеальный мир. А идеалом было коммунистическое общество. Возник соцреализм в 20-е годы XX века. А временем его заката считают 80-е годы – эпоха перестройки. Время, когда распался Советский Союз и полностью сменилась идеология.
В современной литературе реализм тоже существует. Но с новым временем появляются новые формы. Так называемый неореализм и магический реализм развиваются вместе с традиционным реализмом.
«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни», –писал Белинский.
Конспект лекции по литературе на тему: «Становление реализма в русской литературе» для обучающихся ссузов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект лекции по литературе на тему: «Становление реализма в русской литературе»
(по учебнику Г.А. Обернихиной)
Наследие романтизма и его традиции оказали огромное влияние на развитие русской литературы. В начале XX века, когда поэты-символисты возродили интерес к романтизму, А. А. Блок писал: «. подлинный романтизм не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни».
В начале 1820-х годов отношение писателей и читателей к романтизму постепенно изменялось, интерес к нему стал угасать. Реалии времени выводили на сцену других героев и другие конфликты, романтическое мышление все больше воспринималось как оторванное от действительности. Развитие литературы и искусства начинало уверенно продвигаться по пути становления реализма, который стал основным художественным методом отражения действительности и направлением русской литературы начиная с середины XIX века и остается таковым до сих пор.
Термин «реализм» происходит от латинского прилагательного realis, что значит «вещественный», «действительный». В эстетике, литературоведении и искусствоведении реализмом в самом широком смысле называется художественный метод, при котором задачей искусства считается правдивое изображение действительности такой, «как она есть».
Литература реализма разнообразна и многогранна именно потому, что писатели-реалисты черпают идеи, сюжеты и образы для своих произведений в реальной действительности. Художественным открытием реализма стали узнаваемость, конкретность времени и места действия, события, характера. Все явления действительности в произведениях реалистической литературы неразрывно взаимосвязаны, как и в самой жизни. Писатели- реалисты не только изображают узнаваемый, типический характер, существующий в естественных для него условиях, но и показывают закономерности его формирования и развития. Конфликты реалистических произведений происходят из противоречий самой жизни и разворачиваются под воздействием многих факторов; герои предстают перед читателем не носителями определенной черты характера или идеи, а личностями, адекватно проявляющими себя в различных ситуациях.
Одним из первых европейских писателей-реалистов был Оноре де Бальзак (1799 —1850). В повестях и романах, объединенных названием «Человеческая комедия»1, запечатлена масштабная картина жизни и нравов современной ему Франции. Бальзак называл себя «секретарем французского общества», выводя на страницах произведений разнообразные сферы жизни, типажи и характеры из различных социальных слоев. Одна из центральных
тем его творчества — власть денег над обществом и человеком, их гибельное воздействие на души, что приводит к распаду личности, к разрыву человеческих связей и отношений. Герой романа «Гобсек» — ростовщик, которого автор называет то «человеком-автоматом», то «человеком-векселем», абсолютно равнодушен ко всему, что находится вне его стяжательских интересов. Деньги дают ему неограниченную власть над теми, кто имел несчастье попасть в долговые сети. «Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти», — говорит он. Его жизненное кредо: «Лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя
давили», он не знает ни любви, ни милосердия. Достоверность и кинематографическая точность деталей, тонкий психологизм в изображении характеров — черты, которые отличают произведения Бальзака.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первый русский реалистический роман, в котором передано естественное течение жизни, герои которого одновременно типичны и глубоко индивидуальны, и тем трагичнее выглядит неразрешимость конфликта произведения.
Реалистическое видение мира и человека находит отражение и в зрелой лирике поэта. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в произведениях Н.В. Гоголя по разному, но явственно проступают черты реализма.
Основными жанрами реалистической литературы становятся повесть и роман, поскольку они дают возможность констатировать закономерности жизни, создать объемные, многогранные характеры героев, увидеть последовательное развитие конфликта. Вторая половина XIX века получила название «эпоха русского романа».
Характеризуя культуру рубежа XVIII — XIX веков и ее влияние на общество, Ю. М. Лотман писал: Есть эпохи, как правило, они связаны с «молодостью» тех или иных культур, — когда искусство не противостоит жизни, а как бы становится ее частью. XVIII — начало XIX века — эпоха, пронизанная молодостью. Ей присущи и молодая непосредственность, и молодая прямо-Название «Человеческая комедия» возникло по аналогии с «Божественной комедией» Данте. линейность, и молодая энергия. В подобные эпохи искусство и жизнь сливаются воедино, не разрушая непосредственности чувств и искренности мыслей. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и, одновременно, только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры.
Первая половина XIX века стала для русской литературы временем блестящих побед и великих открытий. В творчестве писателей и поэтов этой эпохи искусство слова не только достигло высочайших вершин, но и явилось неотъемлемой частью общественной жизни, национального самосознания.
Из всех видов искусств ярче всего русский романтизм проявил себя в живописи, которой присущи смелые, неожиданные композиционные решения, световые контрасты, жанровое и сюжетное разнообразие.
Первым русским художником-романтиком можно назвать Ореста Адамовича Кипренского. Его портреты, запечатлевшие героев войны 1812 года, декабристов, писателей и просто современников, — своеобразная история эпохи в лицах. А. С. Пушкин и В.А. Жуковский в памяти многих остаются именно такими, какими их изобразил Кипренский.
Еще один великий портретист той эпохи — Василий Андреевич Тропинин. Он говорил, что портрет человека пишется для памяти любящих его людей, поэтому все работы художника проникнуты какой-то особой теплотой, лишены парадности и искусственности. Таков и «домашний» портрет А.С. Пушкина, написанный Тропининым.
Первым русским художником, заслужившим признание и высокую оценку не только на родине, но и за границей, стал Карл Павлович Брюллов. Он был своего рода художником-универсалом, писал портреты, жанровые сценки и крупные полотна, самое знаменитое из которых — «Последний день Помпеи». В искусстве Брюллову удалось соединить черты, казалось бы, двух несовместимых художественных направлений: классицизма и романтизма.
Иным по масштабам и идейно-художественным особенностям было творчество Александра Ивановича Иванова. Этот великий русский художник в памяти большинства остался автором одной картины — «Явление Христа народу», работа над которой продолжалась 20 лет и превратилась в своего рода творческий подвиг. В одной картине Иванов воплотил целую галерею
человеческих типов и характеров. Это полотно является шедевром русской психологической живописи.
Романтизм оказал огромное влияние на развитие театрального искусства, введя в драматургию психологизм. На смену рационально выверенной классицистической манере актерской игры пришли эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров. Для русского театра наиболее значимыми фигурами стали актеры Павел Степанович Мочалов, Михаил Семенович Щепкин, Василий Андреевич Каратыгин, Екатерина Семеновна Семенова. Романтизм обогатил и палитру постановочных средств театра: актерская игра, режиссура, сценография, музыка и декорации стали оцениваться с точки зрения эмоционального
воздействия на зрителя.
В эпоху романтизма происходит становление русской национальной музыки. Композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Алексей Николаевич Верстовский, Александр Егорович Варламов, создавая свои произведения, соединяли в них достижения мировой музыкальной культуры с художественным переосмыслением народных традиций.
Особое развитие получил жанр романса: романсы Глинки, Варламова, Алябьева на стихи русских поэтов представляют собой совершенное слияние музыки и текста, их отличают живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм. Баллады, оперы, симфонии, музыкальные миниатюры русских композиторов также вошли в сокровищницу мирового музыкального искусства.