Рациональное поведение потребителя означает что распоряжаюсь доступными ему ресурсами он стремится
Тест с ответами: “Экономическая теория”
1. Выберите факторы, которые приведут к росту предложения российского шоколада на внутреннем рынке:
а) снижение налога на прибыль производителей отечественного шоколада
б) рост цен на отечественный шоколад+
в) рост иностранных капиталовложений в иностранное производство России
г) снижение цен на какао-бобы на мировом рынке
д) переоснащение кондитерских фабрик новым оборудованием
2. Что отражает кривая предложения?
а) при снижении цены на товар растет величина спроса;
б) с ростом цены товара растет объем предложений; +
в) с падением цены товара снижается предложение;
г) при снижении издержек производства увеличивается предложение.
3. Государство установило «потолок» цен на мясо. Выберите действие правительства, которое не будет противоречить принятому ранее решению по регулированию цен?
а) введение нормированного распределения мяса+
б) повышение налогов с целью ограничения производства мяса
в) выплаты дотации малоимущим покупателям
г) организация закупки излишков мяса
5. В каком случае эластичность спроса по цене будет выше?
а) товар не имеет заменителей;
б) данный товар для потребителя является товаром первой необходимости;
в) покупатели расходуют на покупку этого товара незначительную долю своего дохода;
г) относительной изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цен. +
6. Отметьте вариант ответа, где содержатся примеры всех трех видов производственных ресурсов (природные ресурсы, труд, капитал):
а) поезд, машинист, жетон
б) фермер, доярка, ведро
в) лес, охотник, ружье+
г) булочная, батон, покупатель
7. При каких условиях возникает проблема ограниченности?
а) возникает только в процессе производства товаров
б) возникает только у потребителей товаров
в) является временно неразрешимой проблемой
г) является принципиально неразрешимой проблемой+
8. Прочитайте ситуацию и верно отметьте вариант ответа:
«Если производитель использует все имеющиеся ресурсы для производства 100 единиц товара А и 200 единиц товара Б, то производство 120 единиц товара А…».
а) не может быть достигнуто ни при каких условиях
б) может быть достигнуто за счет жестких мер со стороны правительства
в) может быть достигнуто только при сокращении производства товара Б+
г) верного ответа нет
9. Характеристика эластичного предложения:
а) кривая предложения представляет собой вертикальную линию;
б) коэффициент ценовой эластичности предложения равен 0,75;
в) рост цены на 1 % приводит к увеличению величины предложения на 2 %;+
г) любое изменение цены не приводит к изменению объема выручки.
10. Прочитайте ситуацию и верно отметьте вариант ответа:
«Бабушка предложила Сергею выбрать подарок на день рождения: или роликовые коньки, или футбольный мяч, или спортивный костюм. Сергей выбрал коньки, но в случае затруднений был так же согласен на мяч и только в крайнем случае — на спортивный костюм. Что является альтернативной стоимостью его выбора?»
а) Только футбольный мяч+
б) Только спортивный костюм
в) Футбольный мяч и спортивный костюм
г) Разница в ценах этих товаров
11. Прочитайте ситуацию и верно отметьте вариант ответа:
«Фирма ‘Рога и копыта’ может производить одновременно 20 рогов и 40 копыт. При увеличении объема выпуска копыт на 12 штук она вынуждена сократить объем выпуска рогов на 6 штук. Какова альтернативная стоимость производства одного копыта, выраженная в количестве рогов, если известно, что кривая производственных возможностей данной фирмы имеет линейный вид…».
а) 6
б) 0,5+
в) 2
г) 5
12. Прочитайте ситуацию и верно отметьте вариант ответа:
«Кривая АВ является кривой производственных возможностей страны в рассматриваемом периоде. Кривой, иллюстрирующей повышение производительности труда в отраслях, производящих продукты питания, является кривая …».
а) CG
б) EF
в) AD+
г) CB
14. Что НЕ относится к капитальным ресурсам?
а) производственный цех, станки, электричество
б) футбольное поле, ворота, мяч
в) компьютер, модем, принтер+
г) автомобиль, шоссе, река
15. Что означает рациональное поведение потребителя?
а) распоряжаясь доступными ему ресурсами, потребитель будет стремиться максимизировать удовлетворение своих потребностей+
б) распоряжаясь доступными ему ресурсами, потребитель будет стремиться минимизировать свои расходы при удовлетворении своих потребностей
в) распоряжаясь доступными ему ресурсами, потребитель будет стремиться максимизировать свои расходы при удовлетворении своих потребностей
г) нет правильного ответа
Образовательный блог по Экономике преподаватель Елена Шукуровна
Страницы
понедельник, 9 ноября 2020 г.
Тема 2.11 Рациональный потребитель
Наши дома всё больше, а семьи всё меньше.
У нас больше удобств, но меньше времени.
Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла.
Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению.
Больше специалистов, но еще больше проблем.
Больше лекарств, но меньше здоровья.
Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом.
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом.
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве.
Это время быстрого питания, но медленного усвоения.
Людей высокого роста, но низкой нравственности.
Высоких доходов, но мелочных отношений.
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!
1. Цели, виды потребителя, этапы рационального поведения, суверенитет потребителя
2. Общая, предельная полезность, «эффект дохода» и «эффект замещения»
Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Потребитель ограничен семейным бюджетом, ценами, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг. П отребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
1. Производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства)
2. Непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения потребностей)
Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.
Этапы рационального поведения потребителя:
1) осознание необходимости покупки;
2) поиск информации о товаре или услуге;
3) оценка возможных вариантов покупки;
4) принятие решения.
Различают два типа рационального потребителя. Если первый «теоретический» покупатель не поддается на агитацию рекламы, то второй мгновенно на нее реагирует при условии, что она его информирует и приводит «объективные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов. В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами, в то же время стараясь найти рациональные оправдания своего покупательского поведения.
Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.
На первый взгляд, поведение потребителя не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет, фирма может и разориться или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли. Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, “автоматически” согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Таким образом, без всякого преувеличения можно сказать, что потребитель и наделен правом решать судьбу фирм-производителей, “голосуя” своим долларом (рублем) “за” или “против” произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.
С у в е р е нит е т пот р е б и т е ля – право делать свободный осознанный выбор, независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя.
2. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Рациональный потребитель (покупатель) поступает так, чтобы при минимальных расходах приобрести максимальное удовлетворение его потребности, товары и услуги. Именно на такого покупателя и ориентирована рыночная экономика. Но она также ориентирована и на производителя, стремящегося увеличить свою прибыль, для чего ему необходимо произвести такой товар, который будет востребован потребителем. Каждый раз, когда происходит купля-продажа товара, это означает, что осуществились цели основных участников рынка. Покупатель приобрел необходимый товар, а продавец возместил свои затраты и получил прибыль.
Изучая поведение массового покупателя, экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально.
Рациональным считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребностей при данном размере денежного дохода.
Предлагаемые на рынке товары и услуги обладают очень важным для потребителя свойством – способностью удовлетворить его потребности. Это свойство обозначается термином – “полезность”.
Если заменить слово «удовлетворение» более подходящим для данной ситуации термином «полезность», то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребностей.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий “ эффект дохода” и “эффект замещения”.
В экономике для анализа поведения потребителя используют 2 категории:
Зачем нужна теория предельной полезности?
Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.
Поведение потребителя на рынках объясняется с помощью понятий «эффект дохода» и «эффект замещения»
Пример, доход потребителя – 200 рублей. Он может купить 20 кг картофеля по 10 рублей за кг. Если цена картофеля снизится до 5 рублей, тогда он сможет купить 40 кг картофеля. Если же потребление картофеля оставить на прежнем уровне, тогда на высвобожденные деньги он может приобрести другие товары. Т.о., снижение цены делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине дохода.
Пример, снизившаяся цена картофеля при неизменной цене на другие товары будет более привлекательна для покупателей и они увеличат потребление картофеля, заменяя им другие продукты (крупы или макароны), добиваясь тем самым экономической выгоды от активной реализации «эффекта замещения».
«Эффект дохода» и «эффект замещения» вызывают расширение объемов куплей и потребления продаваемых товаров и услуг при снижении цен. Это позволяет стимулировать рыночное поведение потребителей как покупателей.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Содержание:
Экономическое поведение – тип поведения индивида в экономических реалиях. Если выгода превосходит затраты, то действие называется рациональным.
Типы рационального поведения
Главный постулат рациональности – получение прибыли при минимальных усилиях.
Рациональность можно разделить на:
Полная | – комплекс информации, доступный человеку, будет задействован для получения прибыли. |
Ограниченная | – совокупность неполных сведений представляет некие препятствия, в ходе не владения всей информацией человек не достигнет максимальной выгоды. |
Органическая | – формальные и неформальные своды ограничивают рациональность выбора. |
Потребитель – человек или круг лиц, приобретающих продукт и использующий услуги для удовлетворения нужд, не приносящих доход. Потребитель представлен индивидом, фирмой, организацией, государством. Потребление – использование товаров для личных целей.
Виды потребления
Цель потребителя – достижение максимальной пользы в ходе использования товара или услуги. Ограничениями достижения цели представлены: бюджет, ценовая категория, разнообразие предлагаемых товаров.
Рациональное поведение потребителя – обдуманное поведение индивида, представленное сопоставлением товара и издержками.
Суверенитет потребителя – владелец ресурсов единолично принимает решения об использовании собственности.
Этапы рационального поведения
Доход потребителя – финансовая прибыль, которую получает индивид за определённое время для удовлетворения базовых потребностей. Номинальный доход – финансовая прибыль в чистом виде без учёта инфляций и ценовой категории на рынке.
Источники денежного дохода потребителя
Реальный доход – объём приобретённой продукции или услуг за денежный доход.
Виды потребительских расходов
Уровень жизни – индексы удовлетворённости жизнедеятельности населения.
Индекс развития человеческого потенциала – оценивание экономического состояния и возможностей страны. Во время подсчёта статистики во внимания берутся показатели продолжительности жизни, образованности населения и т.д.
Качество жизни определяется уровнем государственной безопасности, образованности, культурного развития, экономической осведомлённости.
Рациональное поведение производителя
Цель производителя в рыночной экономике – максимальный доход при минимальных усилиях. Производитель должен определится какими методами ограничивать ресурсы и добиваться высоких показателей, как увеличить количество выпускаемого продукта при минимальных затратах ресурсов. Производительность – показатель, отражающий низкий или высокий уровень эффективности при создании итогового продукта.
Производительность можно увеличить посредствам: улучшение путей пользования экономическими ресурсами, улучшение эффективности пользования ресурсов.
Производительность труда – результат изготовительного процесса, измеряемый в единице продукта за назначенный временной промежуток.
Факторы роста производительности: разделение по трудовой деятельности, внедрение новых технологий, улучшение квалификации работников, эффективные методы управления.
Бизнес – трудовая деятельность, направленная на постоянное получение прибыли.
Предпринимательство – осознанная трудовая деятельность индивида, происходящая от собственного имени, направленная на увеличение финансового состояния при продаже готового товара или оказания услуг.
Виды предпринимательства
Формы предпринимательства
Предпринимательство заключает в себе следующие функции:
Памятка для потребителей. Рациональное поведение потребителя
Памятка для потребителей. Рациональное поведение потребителя
Научно-технический прогресс за последние полвека привел к безудержному росту потребления товаров и услуг. Еще пятьдесят лет назад для обычной семьи в нашей стране покупка авторучки была событием, приобретение обуви требовало планирования месячного семейного бюджета, а о владении автомобилем большинство только мечтало.
Сейчас все изменилось, потребление существенно возросло. Но для производства всего того, что мы потребляем, требуется огромный объем природных ресурсов, многие из которых не возобновляются. При добыче и транспортировке полезных ископаемых, при производстве товаров и при захоронении отходов наносится ущерб окружающей среде.
В связи с этим рациональное поведение потребителя является ключевым фактором, способным снизать вред, причиняемый окружающей среде.
Советы по рациональному поведению:
1. Не выбирайте одноразовую посуду. В результате производства и использования одноразовых товаров тратится огромный объем невосполнимых природных ресурсов, а вокруг нас растут свалки. Выбирайте те товары, которые могут быть использованы многократно.
2. Выбирайте экологически дружественные товары. При выборе экологически дружественных товаров вам может помочь экомаркировка.
Экомаркировка – это комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.
3. Рационально потребляйте ресурсы. Снизьте количество потребляемой воды, электроэнергии, отопления и других ресурсов.
4. Разумно подходите к покупкам. Выбирайте только то, что действительно необходимо.
5. Избегайте излишней упаковки и использования одноразовых товаров.
6. Продлевайте жизнь вещей. Берегите вещи, предназначенные для длительного использования.
7. Уменьшайте объем отходов. Уменьшайте объем выбрасываемого мусора, сжимая его. Складывайте коробки из-под напитков, плющите пластиковые бутылки и алюминиевые банки.
8. Содействуйте переработке отходов. При покупке предпочитайте товары, изготовленные из вторичного сырья.
Рациональное поведение потребителя в экономике
Rational consumer behavior in the economy
Руководитель со стороны НИУ ВШЭ – Красавин Евгений Михайлович
Количество участников проекта: 5 человек
Срок выполнения проекта: 3 модуль (экзамен, презентация).
Рациональное удовлетворение субъективных интересов потребителя возможно при следующих условиях: а) способности условного ранжирования собственных предпочтений; б) возможности выбрать решение на основе альтернативных способов удовлетворения потребности; в) косвенной ориентации на потребительское поведение окружающих. Анализ рационального поведения потребителя проводится в рамках модели ограниченности используемых возможностей и ресурсов; при этом получение максимальной полезности при минимальных затратах средств и времени обусловлены свободой выбора.
Основные задачи настоящего проекта:
1. Исследование экономического поведения потребителя с точки зрения интенсивности потребности и процедуры поиска удовлетворяющего результата.
2. Выделение основных критериев рационального поведения потребителя.
3. Определение эффектов и границ рационального поведения потребителя.
4. Установление взаимосвязи рациональности и спроса на товары.
5. Выяснение прогностической значимости рациональности для индивидуума, потребительской группы, общества.
Практическая значимость проекта:
1. Установление эффективности затрат на наиболее необходимые потребности ( формирование оптимальной потребительской корзины).
2. Выявление характера взаимосвязи между степенью информированности потребителя о параметрах рынка и получением максимального результата (формирование устойчивого потребительского спроса).
3. Способность делать среднесрочный прогноз рыночной ситуации в зависимости от ценовых и неценовых факторов (формирование мотивированного экономического потребления).
4. Итоги: по окончании проекта (в конце 3 модуля) студенты сдают дневник группы, в котором отмечаются все встречи и обсуждения деталей проекта, а также отчёт (один на всю группу).
Форма контроля: презентация по итогам работы.