Равелин фридланд что это
Юс Малый
путешествие по жизни и в мире слов.
Октябрь 2014
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Метки
Второе вальное укрепление Кёнигсберга
Пожалуй, начну свое повествование о путешествии этим летом в Калининград и окрестности. В первую очередь мне хотелось посмотреть бастионы и городские ворота Кёнигсберга, которые во время прошлой поездки в этот город по большей части лишь промелькнули за окнами экскурсионного автобуса. Изначально, планировала обойти всё кольцо укреплений за один день, но в силу непредвиденных обстоятельств (неточность карт: на нескольких картах разных годов выпуска нанесен мост, которого нет, и не известно был ли он раньше – и военные учения, в ходе которых был оцеплен весь Южный парк) маршрут этот пришлось разделить на три дня, а кое-что так и не удалась запечатлеть…
Но сегодня я расскажу о том, что удалось увидеть. Начнем мы нашу прогулку от Южного вокзала и отправимся против часовой стрелки, если смотреть на карту города.
Схема Второго вального укрепления Кёнигсберга 1843-1862 гг.
Первым на нашем пути предстал Хабербергский фронт, включающий в себя равелины Хаберберг и Фридланд, а также бастион Прегель.
Между равелином Фридланд и бастионом Прегель располагаются Фридландские ворота. Ворота были построены позже остальных, около 1857-1862 гг. С их вводом в строй был завершен второй пояс укреплений Кенигсберга. Свое название они получили по направлению дороги на Фридланд. Это самые широкие и самые укрепленные ворота с двумя проездами, слева и справа от которых находились казематы охраны, а далее – узкие проходы.
С внешней (полевой стороны) ворота имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней.
По центру ворота были украшены скульптурами. С внешней стороны ворот в нише была установлена скульптура великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангера, который в 1309 году перенес резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург (Мальборк, который находится на территории современной Польши). Великий магистр изображен держащим в одной руке макет замка Мальборк, а в другой – грамоту о перенесении резиденции. Со стороны города установлена статуя гросскомтура Бальги Фридриха фон Цоллерна со знаменем из Таненберга.
Следующим на нашем пути предстали остатки бастиона Прегель. Если верить карте, то построен он в 1862 году архитектором И. Штраусом (но после описанного выше случая, не очень-то я доверяю этой карте, но другой информации просто нет).
К бастиону Литова мы так и не добрались, благодаря всё той же злосчастной карте, хотя кирпичные стены бастиона видели, правда, из-за забора. Подойти ближе и сделать снимки не удалось. Может мы просто не с той стороны подходы искали.
Следующими мы увидели Закхаймские ворота, построенные около 1855-1860 гг. и названные так по месту расположения в городском районе Закхайм («Заплечный мешок»). Изначально ворота представляли собой целый комплекс с большим проездом готической формы. По сторонам от башен располагались помещения для охраны и казематы для технических нужд, разобранные после Первой мировой войны.
В отличие от других ворот, где башенки выполняли чисто декоративную функцию, башни Закхаймских ворот имели и оборонительное значение: внутри башен находятся винтовые лестницы, по которым в случае необходимости можно было подняться наверх. Со стороны города, сверху находились два медальона с портретами генералов времен наполеоновских войн Йорка и Бюлова, а с внешней стороны ворота были украшены изображением черного орла.
Неподалеку находится редюит бастиона Купфертайх («Медный пруд»), получившего свое название от пруда к востоку за оборонительной линией.
Бастион не отличался особой мощностью укреплений. За основным водным рвом, прямо перед Закхаймскими воротами располагался равелин Закхайм, закрывавший подступы к бастиону. Однако все эти укрепления были снесены в 1910-х годах, за исключением редюита.
Рядом находятся Королевские ворота, получившие свое название в 1811 году в честь торжественных королевских выездов через них на парадный плац Девау на войсковые учения и смотры. Вообще впервые ворота на этом месте появились аж в 1626 году и назывались они «Нойе Зорге» («Новая забота»). Затем их сменили Гумбинненские ворота, названные так по дороге, ведшей через них в Гумбиннен (ныне Гусев). Именно эти ворота и были переименованы в Королевские. В 1843 году начался этап модернизации этих ворот в связи со строительством второго оборонительного вального пояса под руководством архитектора, генерал-лейтенанта инженерных войск Эрнста Людвига фон Астера. 30 августа 1843 года состоялась закладка Королевских ворот, в которой участвовал сам король Фридрих Вильгельм IV.
Городской фасад с 1852 года украшают статуи трех «отцов Кёнигсберга»: слева – король Оттокар II Богемский (которого принято считать основателем Кёнигсберга), в центре – король Фридрих I (первый коронованный прусский короля), справа – герцог Альбрехт (реформатор Орденского государства в светское). Ниже скульптур находятся гербы трех государей, а выше – гербы прусских земель Самбии и Натангии.
Строительство бастиона было завершено в 1851 году, а назван он в честь генерала Карла Вильгельма фон Грольмана, реформатора прусской армии и участника освободительной войны против Наполеона. В состав самого крупного бастиона выходят двухэтажный подковообразный редюит (надстроенный третьим этажом в начале XX века) с дворовым пространством для укрытия солдат, земляной вал, капониры и казематы в теле вала.
Напротив бастиона Грольман находится оборонительная казарма Кронпринц, возведенная в 1843-1848 годах и названная в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861 году был коронован в Кёнигсберге.
Казарма создавалась как мощная крепость, устройство которой позволяло вести круговую оборону. Именно с закладки оборонительной казармы Кронпринц 15 октября 1843 года и началось строительство нового оборонительного пояса – второго вального укрепления.
Далее на Литовском валу находится бастион Обертайх, построенный в 1843-1860 годах по проекту Э.Л. Астера. Особенностью бастиона является то, что его редюит состоит из двух прямоугольных зданий. Они использовались в XIX веке как казарменные сооружения для гарнизона бастиона. До сегодняшнего дня сохранился не только его редюит, но и часть переднего вала с кирпичной стеной.
Следующий объект на пути нашего следования Россгартенские ворота, возведенные на берегу озера Верхнего в бывшем районе Россгартен («Конский выпас») в 1852-1855 годах. Это единственные ворота, сохранившие все элементы комплекса: внутренний дворик, мост через крепостной ров, предмостные укрепления и каземат.
Архитекторами постройки были инженер-гауптманн и директор крепостного строительства Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль из Кёнигсберга. Проект фасада был выполнен тайным верховным строительным советником Августом Штюлером. Слева и справа над аркой расположены два портретных медальона, с изображениями знаменитых прусских генералов освободительной войны против Наполеона: Шарнхорста и Гнейзенау.
В непосредственной близости от Россгартенских ворот находится башня Дона, построенная в 1853 году и названная в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Карла Дона.
Широкая круглая башня имеет три этажа и в плане образует кольцо с круглым двором внутри. С городской стороны перед центральным входом в башню расположен замкнутый дворик – кордегардия, обеспечивающая автономность башни и возможность круговой обороны.
С другой стороны Верхнего пруда находится башня Врангель, названная так в честь генерала-фельдмаршала, графа Врангеля. Обе башни устроены одинаково имеют диаметр 34 м и высоту 12 м и представляют собой зеркальное отражение друг друга.
Продолжаем наше путешествие вдоль второго вального укрепления Кёнигсберга. И видим бастион «Астрономический» возведенный в 1855-1860 гг.
Бастион получил такое странное название от находившейся напротив обсерватории, сооруженной Ф. Бесселем в 1813 году. Во время постройки железной дороги в 1910 году была снесена передовая часть бастиона. До наших дней сохранились лишь капонирный редюит полукруглой формы и редюит флангового обстрела рва.
Неподалеку находятся Аусфальские ворота, правда, догадаться, что это бывшие ворота достаточно сложно.
Аусфальские ворота – единственные ворота, предназначавшиеся исключительно для пешеходов, представляли собой узкий пешеходный тоннель с казематом над ним. После устройства улицы, прошедшей рядом по насыпи, и создания ландшафтной прогулочной зоны на месте земляного вала в 1920-1930 гг. ворота оказались ниже планировочного уровня земли. В 1995 году к 50-летию Победы над воротами была возведена православная часовня Святого Георгия.
После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (Гвардейский проспект) и ворота превратились в обычный дорожный мост. Это единственные сохранившиеся в городе железнодорожные ворота. Интересно, что на воротах висит табличка «Кирха XIX-XX вв.». Только я никак не могу понять, глядя на архитектуру ворот, как здесь могла находиться кирха…
Следующие на нашем пути ворота Фридрихсбург. В 1657 году по воле курфюрста Фридриха-Вильгельма на этом было начато строительство цитадели Фридрихсбург. Крепость могла прикрывать огнем все устье Преголи вплоть до её впадения в залив Фришес Хафф. Крепость представляла собой квадратное земляное сооружение, с вынесенными по углам пятиугольными бастионами. Во время строительства второго вального укрепления крепость была усилена тремя равелинами, которые были вынесены за ров, по внешнему периметру вне рва крепость была обнесена стеной и валом. Таким образом, старая цитадель вошла в систему новых оборонительных сооружений, перед мостом в 1852 году были возведены Фридрихсбургские ворота.
В 1920-х годах при строительстве железнодорожного моста крепость была снесена, остались лишь ворота Фридрихсбург, которые сохранились до наших дней.
Завершаем мы наше путешествие по второму вальному укреплению Кёнигсберга возле Бранденбургских ворот, возведенных примерно в 1860 году.
Ворота были названы по расположенному к юго-западу от Кёнигсберга населенному пункту Бранденбург (пос. Ушаково), в свою очередь получившему название от немецкой земли Бранденбург. Это единственные ворота, сохранившие до сегодняшнего момента свою функцию: через них до сих пор осуществляется движение транспорта. Ворота имеют два проезда и казематы для охраны.
Лабиринты Кенигсберга. Глава 7-6
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!
В. Шпинев «Лабиринты Кенигсберга». Глава 7-6.
Материалы, представленные Костей Беркутом. Фортификационные сооружения Кёнигсберга. Список памятников оборонительного зодчества. Городские ворота, оборонительные башни, казармы, бастионы, редюиты, равелины. Продолжение.
Бастион Краузенек, казармы 43 пехотного полка, до постройки казармы на Троммельплатц. (forum.kenig.org).
Казарма Троммельплатц находилась в районе завода «Союзгазавтоматика» (ныне – «Калининградгазавтоматика»). В настоящее время остатки казармы, с ее мощными подвалами и подземными ходами… находятся возле территории данного завода, под Морским деловым центром. (7).
Бастион «Литовский». Середина ХIХ в. Автор не известен. Литовский вал, 105. (119).
Бастион «Литауэн» — на северном берегу Прегеля, где заканчивается Литовский вал. (120).
Бастион «Литва» находился в конце Литовского вала, у реки Прегель. (http://gts39.ru/turizm/o-kaliningrade/ dostoprimechatelnosti/ pamyatniki-kenigsberga/bastioni/).
Бастион Литва (Litauen) находился в Закхайме, южнее Закхаймских ворот. Своей южной стороной бастион упирался в реку Прегель, в реку также вдавалась… башня, которая могла бы прикрывать огнем всю пойменную часть острова Ломзе. Перед бастионом Литва существовал редюит Waffenplatz (в переводе: оружейный склад), который стоял там вплоть до Второй мировой войны.
Часть укреплений бастиона Литауен была снесена в 1910 году. В редюите находился цех по выпуску спортивных лодок. С приходом Гитлера к власти остатки бастиона вновь стал военным объектом, в редюите вместо лодок стали изготавливать торпеды… (51).
Бастион «Литва» располагался на правом берегу реки Новая Преголя, имел пятиугольную форму и был выдвинут за линию валов, чтобы иметь возможность обстреливать рвы фланговым огнем. По центру находился полукруглый редюит, выдвинутый вперед для прикрытия моста. На правом фланге бастиона находился редюит-капонир, предназначенный для прикрытия флангов бастиона со стороны реки Новая Преголя. Этот редюит-капонир – все, что осталось от бастиона «Литва». (http://gts39.ru/turizm/o-kaliningrade/dostoprimechatelnosti/ pamyatniki-kenigsberga/bastioni/).
Бастион Бранденбург находился южнее Бранденбургских ворот, имел мощный подковообразный редюит, но по общей площади уступал большинству бастионов. Он был снесен в 1920-х годах или раньше, сейчас на его месте находится современный Южный железнодорожный вокзал. (51).
По проспекту Калинина от Южного вокзала до улицы Дзержинского тянется комплекс старинных укреплений «Хабербергский фронт». В него входят: бастион «Хаберберг», равелин, башня «Фридлендер Тор», бастион «Прегель». (120).
Бастион Прегель находился на востоке Хабербергского фронта, между Фридландскими воротами и Старым Прегелем… Редюит внутри бастиона окружал еще один водный ров. В 1910 году после уничтожения части укреплений от бастиона был оставлен только редюит, все рвы, включая внутренний, были засыпаны. В нацистское время в редюите разместился склад боеприпасов, в 1960 году там были обнаружены запасы рулонного и листового пороха… (51).
Бастион «Прегель» был построен в 1862 г. и прикрывал реку Прегель. Какой либо значительной роли в военной истории города не сыграл… Редюит бастиона «Прегель» находится на ул. Дзержинского, 29. (http://gts39.ru/turizm/o-kaliningrade/ dostoprimechatelnosti/pamyatniki-kenigsberga/bastioni/).
Бастион Трагхайм находился между Трагхаймскими и Штайндаммскими воротами. Ров перед бастионом имел максимальную ширину. Сооружение было снесено в 1910-х годах, валы срыты и рвы засыпаны. На его месте был возведен комплекс Немецкой Восточной выставки. При строительстве Храма Христа Спасителя были вскрыты подземные сооружения бастиона Трагхайм. (51).
Бастион «Астрономический» расположен на нынешнем Гвардейском проспекте. (120).
Бастион «Астрономический» возведен в 1855-1860 гг. Бастион получил такое странное название от находившейся напротив обсерватории, сооруженной Ф. Бесселем в 1813 году. Во время постройки железной дороги в 1910 году была снесена передовая часть бастиона. До наших дней сохранились лишь капонирный редюит полукруглой формы и редюит флангового обстрела рва.
(http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).
Редюит бастиона «Астрономический». Середина ХIХ в. Автор не известен. Гвардейский пр., 22. (119).
К северу от Астрономического бастиона, вдоль Гвардейского проспекта, в глубине сквера… находится памятник «Погибшим сотрудникам органов внутренних дел»… Мемориал милиционерам может переехать. Уступить место комплексу административных и торгово-развлекательных зданий и ресторанов… С таким ходатайством в УВД области обратилась фирма «Морская звезда». (7).
Редюит бастиона «Купфертайх». 1860 г. Автор не известен.
Литовский вал, 27. (119).
Редюит бастиона «Прегель». Середина ХIХ в. Автор не известен.
Ул. Дзержинского, 29. (119).
Равелин «Фридландский». Середина ХIХ в. Автор не известен. Пр. Калинина. (119).
Равелин «Хабербергский». Середина ХIХ в. Автор не известен. Угол пр. Калинина и Ленинского проспекта. (119).
Редюит бастиона Купфертайх («Медный пруд»), получил свое название от пруда к востоку за оборонительной линией. Бастион не отличался особой мощностью укреплений. За основным водным рвом, прямо перед Закхаймскими воротами располагался равелин Закхайм, закрывавший подступы к бастиону. Однако все эти укрепления были снесены в 1910-х годах, за исключением редюита. (http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).
Хабербергский фронт, включал в себя равелины Хаберберг и Фридланд, а также бастион Прегель. Между равелином Фридланд и бастионом Прегель располагаются Фридландские ворота. Ворота были построены позже остальных, около 1857-1862 гг. С их вводом в строй был завершен второй пояс укреплений Кенигсберга. Свое название они получили по направлению дороги на Фридланд. Это самые широкие и самые укрепленные ворота с двумя проездами, слева и справа от которых находились казематы охраны, а далее – узкие проходы. С внешней (полевой стороны) ворота имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней. По центру ворота были украшены скульптурами. С внешней стороны ворот в нише была установлена скульптура великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангера, который в 1309 году перенес резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург (Мальборк, который находится на территории современной Польши). Великий магистр изображен держащим в одной руке макет замка Мальборк, а в другой – грамоту о перенесении резиденции. Со стороны города установлена статуя гросскомтура Бальги Фридриха фон Цоллерна со знаменем из Таненберга.
(http://www.roadplanet.ru/home/reports/513/).
Бастион «Кронпринц», XIX в. Напротив бастиона Грольман находится оборонительная казарма Кронпринц, возведенная в 1843-1848 годах и названная в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861 году был коронован в Кёнигсберге. (https://m.fotki.yandex.ru/users/pay29/view/847071/).
Напротив бастиона «Грольман» находится впечатляющая своими размерами и формой оборонительная казарма «Кронпринц», торжественно заложенная в 1843 г. (51).
Оборонительная казарма «Кронпринц». 1843-1848 г.г. Автор не известен. Литовский вал, 38. (119).
Напротив бастиона Грольман находится оборонительная казарма Кронпринц, возведенная в 1843-1848 годах и названная в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861 году был коронован в Кёнигсберге. Казарма создавалась как мощная крепость, устройство которой позволяло вести круговую оборону. Именно с закладки оборонительной казармы Кронпринц 15 октября 1843 года и началось строительство нового оборонительного пояса – второго вального укрепления. (http://www.roadplanet.ru/home/ reports/513/).
Построенное в 1843-1848 годах в неоготическом стиле здание казармы Кронпринц стало первым из оборонительных сооружений, вошедших во второе вальное кольцо города. Несмотря на название, Кронпринц представляет собой хорошо укрепленную позицию, позволяющую вести бой, как с внешней стороны города, так и с его внутренней стороны. Здесь размещались элитные части кенигсбергского гарнизона, городская полиция, склады, а позже здесь хранилась казна вермахта. Все сооружение вплоть до Первой мировой войны было окружено рвом. Внутри казармы имеется просторный двор, который был необходим в качестве плаца. В боевых действиях 1945 года казарма не участвовала, а после войны здесь содержались части штрафбата, участвовавшие в штурме Кенигсберга. (https://m.fotki.yandex.ru/users/pay29/view/ 936461/).
Бастион «Кронпринц», XIX век. Казарма создавалась как мощная крепость, устройство которой позволяло вести круговую оборону. Именно с закладки оборонительной казармы Кронпринц 15 октября 1843 года и началось строительство нового оборонительного пояса – Второго вального укрепления. https://m.fotki.yandex.ru/users/pay29/view/842523/
В старые времена в казарме размещался гренадёрский полк № 1. Гренадёров этого полка называли в Кенигсберге «кронпринцами».
Длительное время казарма «Кронпринц» была местом постоянной дислокации 83-го пехотного полка. Иногда здесь размещалось командование кёнигсбергского гарнизона. Артиллерийские казематы казармы были оснащены орудиями калибра 9 см.
В 1890 году, в связи со строительством нового оборонительного пояса, военное значение казармы упало, из нее были выведены орудия, а казематы перестроены под обычные жилые помещения.
После Первой мировой войны в оборонительной казарме располагались полицейские части… (51).
В 1933 года оборонительная казарма стала местом размещения кёнигсбергских полицейских частей, казны вермахта, а также командования Первой дивизии. Кроме того, в ней по-прежнему размещались склады и различные городские службы.
На стенах оборонительной казармы существует множество свидетельств активных боевых действий за обладание этим сооружением… (51).
Артиллерийская казарма. Конец ХIХ в. Автор не известен. Ул. Богдана Хмельницкого, 25.
Казарма кирасир Врангеля. 1880 г. Автор не известен. Ул. Пролетарская, 90-92. (119).
lost_fortresses
Забытые крепости ХХ века
Фортификация ХХ века и не только
Оригинал взят у neringa_iris в Второе вальное укрепление Кёнигсберга
Схема Второго вального укрепления Кёнигсберга 1843-1862 гг.
Начнем мы нашу прогулку от Южного вокзала и отправимся против часовой стрелки, если смотреть на карту города.
Первым на нашем пути предстал Хабербергский фронт, включающий в себя равелины Хаберберг и Фридланд, а также бастион Прегель.
Между равелином Фридланд и бастионом Прегель располагаются Фридландские ворота. Ворота были построены позже остальных, около 1857-1862 гг. С их вводом в строй был завершен второй пояс укреплений Кенигсберга. Свое название они получили по направлению дороги на Фридланд. Это самые широкие и самые укрепленные ворота с двумя проездами, слева и справа от которых находились казематы охраны, а далее – узкие проходы.
С внешней (полевой стороны) ворота имели эскарповую стену (внутреннюю стену крепостного рва) с многочисленными амбразурами и дозорным путем за ней.
По центру ворота были украшены скульптурами. С внешней стороны ворот в нише была установлена скульптура великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангера, который в 1309 году перенес резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург (Мальборк, который находится на территории современной Польши). Великий магистр изображен держащим в одной руке макет замка Мальборк, а в другой – грамоту о перенесении резиденции. Со стороны города установлена статуя гросскомтура Бальги Фридриха фон Цоллерна со знаменем из Таненберга.
Следующим на нашем пути предстали остатки бастиона Прегель. Если верить карте, то построен он в 1862 году архитектором И. Штраусом (но после описанного выше случая, не очень-то я доверяю этой карте, но другой информации просто нет).
К бастиону Литова мы так и не добрались, благодаря всё той же злосчастной карте, хотя кирпичные стены бастиона видели, правда, из-за забора. Подойти ближе и сделать снимки не удалось. Может мы просто не с той стороны подходы искали.
Следующими мы увидели Закхаймские ворота, построенные около 1855-1860 гг. и названные так по месту расположения в городском районе Закхайм («Заплечный мешок»). Изначально ворота представляли собой целый комплекс с большим проездом готической формы. По сторонам от башен располагались помещения для охраны и казематы для технических нужд, разобранные после Первой мировой войны.
В отличие от других ворот, где башенки выполняли чисто декоративную функцию, башни Закхаймских ворот имели и оборонительное значение: внутри башен находятся винтовые лестницы, по которым в случае необходимости можно было подняться наверх. Со стороны города, сверху находились два медальона с портретами генералов времен наполеоновских войн Йорка и Бюлова, а с внешней стороны ворота были украшены изображением черного орла.
Неподалеку находится редюит бастиона Купфертайх («Медный пруд»), получившего свое название от пруда к востоку за оборонительной линией.
Бастион не отличался особой мощностью укреплений. За основным водным рвом, прямо перед Закхаймскими воротами располагался равелин Закхайм, закрывавший подступы к бастиону. Однако все эти укрепления были снесены в 1910-х годах, за исключением редюита.
Рядом находятся Королевские ворота, получившие свое название в 1811 году в честь торжественных королевских выездов через них на парадный плац Девау на войсковые учения и смотры. Вообще впервые ворота на этом месте появились аж в 1626 году и назывались они «Нойе Зорге» («Новая забота»). Затем их сменили Гумбинненские ворота, названные так по дороге, ведшей через них в Гумбиннен (ныне Гусев). Именно эти ворота и были переименованы в Королевские. В 1843 году начался этап модернизации этих ворот в связи со строительством второго оборонительного вального пояса под руководством архитектора, генерал-лейтенанта инженерных войск Эрнста Людвига фон Астера. 30 августа 1843 года состоялась закладка Королевских ворот, в которой участвовал сам король Фридрих Вильгельм IV.
Городской фасад с 1852 года украшают статуи трех «отцов Кёнигсберга»: слева – король Оттокар II Богемский (которого принято считать основателем Кёнигсберга), в центре – король Фридрих I (первый коронованный прусский короля), справа – герцог Альбрехт (реформатор Орденского государства в светское). Ниже скульптур находятся гербы трех государей, а выше – гербы прусских земель Самбии и Натангии.
Строительство бастиона было завершено в 1851 году, а назван он в честь генерала Карла Вильгельма фон Грольмана, реформатора прусской армии и участника освободительной войны против Наполеона. В состав самого крупного бастиона выходят двухэтажный подковообразный редюит (надстроенный третьим этажом в начале XX века) с дворовым пространством для укрытия солдат, земляной вал, капониры и казематы в теле вала.
Напротив бастиона Грольман находится оборонительная казарма Кронпринц, возведенная в 1843-1848 годах и названная в честь наследного принца Вильгельма, который в 1861 году был коронован в Кёнигсберге.
Казарма создавалась как мощная крепость, устройство которой позволяло вести круговую оборону. Именно с закладки оборонительной казармы Кронпринц 15 октября 1843 года и началось строительство нового оборонительного пояса – второго вального укрепления.
Далее на Литовском валу находится бастион Обертайх, построенный в 1843-1860 годах по проекту Э.Л. Астера. Особенностью бастиона является то, что его редюит состоит из двух прямоугольных зданий. Они использовались в XIX веке как казарменные сооружения для гарнизона бастиона. До сегодняшнего дня сохранился не только его редюит, но и часть переднего вала с кирпичной стеной.
Следующий объект на пути нашего следования Россгартенские ворота, возведенные на берегу озера Верхнего в бывшем районе Россгартен («Конский выпас») в 1852-1855 годах. Это единственные ворота, сохранившие все элементы комплекса: внутренний дворик, мост через крепостной ров, предмостные укрепления и каземат.
Архитекторами постройки были инженер-гауптманн и директор крепостного строительства Ирфюгельбрехт и инженер-лейтенант фон Хайль из Кёнигсберга. Проект фасада был выполнен тайным верховным строительным советником Августом Штюлером. Слева и справа над аркой расположены два портретных медальона, с изображениями знаменитых прусских генералов освободительной войны против Наполеона: Шарнхорста и Гнейзенау.
В непосредственной близости от Россгартенских ворот находится башня Дона, построенная в 1853 году и названная в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Карла Дона.
Широкая круглая башня имеет три этажа и в плане образует кольцо с круглым двором внутри. С городской стороны перед центральным входом в башню расположен замкнутый дворик – кордегардия, обеспечивающая автономность башни и возможность круговой обороны.
С другой стороны Верхнего пруда находится башня Врангель, названная так в честь генерала-фельдмаршала, графа Врангеля. Обе башни устроены одинаково имеют диаметр 34 м и высоту 12 м и представляют собой зеркальное отражение друг друга.
Продолжаем наше путешествие вдоль второго вального укрепления Кёнигсберга. И видим бастион «Астрономический» возведенный в 1855-1860 гг.
Бастион получил такое странное название от находившейся напротив обсерватории, сооруженной Ф. Бесселем в 1813 году. Во время постройки железной дороги в 1910 году была снесена передовая часть бастиона. До наших дней сохранились лишь капонирный редюит полукруглой формы и редюит флангового обстрела рва.
Неподалеку находятся Аусфальские ворота, правда, догадаться, что это бывшие ворота достаточно сложно.
Аусфальские ворота – единственные ворота, предназначавшиеся исключительно для пешеходов, представляли собой узкий пешеходный тоннель с казематом над ним. После устройства улицы, прошедшей рядом по насыпи, и создания ландшафтной прогулочной зоны на месте земляного вала в 1920-1930 гг. ворота оказались ниже планировочного уровня земли. В 1995 году к 50-летию Победы над воротами была возведена православная часовня Святого Георгия.
После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (Гвардейский проспект) и ворота превратились в обычный дорожный мост. Это единственные сохранившиеся в городе железнодорожные ворота. Интересно, что на воротах висит табличка «Кирха XIX-XX вв.». Только я никак не могу понять, глядя на архитектуру ворот, как здесь могла находиться кирха…
Следующие на нашем пути ворота Фридрихсбург. В 1657 году по воле курфюрста Фридриха-Вильгельма на этом было начато строительство цитадели Фридрихсбург. Крепость могла прикрывать огнем все устье Преголи вплоть до её впадения в залив Фришес Хафф. Крепость представляла собой квадратное земляное сооружение, с вынесенными по углам пятиугольными бастионами. Во время строительства второго вального укрепления крепость была усилена тремя равелинами, которые были вынесены за ров, по внешнему периметру вне рва крепость была обнесена стеной и валом. Таким образом, старая цитадель вошла в систему новых оборонительных сооружений, перед мостом в 1852 году были возведены Фридрихсбургские ворота.
В 1920-х годах при строительстве железнодорожного моста крепость была снесена, остались лишь ворота Фридрихсбург, которые сохранились до наших дней.
Завершаем мы наше путешествие по второму вальному укреплению Кёнигсберга возле Бранденбургских ворот, возведенных примерно в 1860 году.
Ворота были названы по расположенному к юго-западу от Кёнигсберга населенному пункту Бранденбург (пос. Ушаково), в свою очередь получившему название от немецкой земли Бранденбург. Это единственные ворота, сохранившие до сегодняшнего момента свою функцию: через них до сих пор осуществляется движение транспорта. Ворота имеют два проезда и казематы для охраны.