Разделить алюминиевые и железные опилки можно с помощью чего
Способы разделения смесей
Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.
Способы разделения смесей | |
---|---|
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
— Отстаивание — Фильтрование — Действие магнитом — Центрифугирование | — Выпаривание. Кристаллизация. — Дистилляция (перегонка) |
Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.
Отстаивание
Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.
Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.
Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):
На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.
Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:
Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.
Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):
Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).
Центрифугирование
Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.
Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.
Фильтрование
Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.
Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.
Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:
При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.
Действие магнитом
С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.
Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:
Выпаривание. Кристаллизация
Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.
Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.
Дистилляция (перегонка)
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.
Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:
Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.
Разделить алюминиевые и железные опилки можно с помощью чего
Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, перекристаллизация.
На рисунках 1–3 изображены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Определите, какие из изображённых способов разделения смесей можно применить для разделения:
1) муки и железных стружек;
2) воды и древесных опилок.
Запишите в таблицу номера рисунков и названия соответствующих способов разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Мука и железные стружки | ||
Вода и древесные опилки |
Муку и железные стружки можно разделить с помощью магнита: железные стружки притянутся к магниту, в то время как мука останется в сосуде.
Воду и древесные опилки можно разделить с помощью фильтрования: вода протечёт сквозь фильтр, а опилки на нём останутся.
Ответ: Мука и железные стружки — 1 — действие магнитом, вода и древесные опилки — 2 — фильтрование.
Разделить алюминиевые и железные опилки можно с помощью чего
Из приборов, изображённых на рисунках, выберите тот, с помощью которого можно разделить смесь железных опилок и порошка карбоната кальция. Какой метод разделения веществ при этом используется? Почему прибор, изображённый на другом рисунке, не может быть использован для отделения карбоната кальция?
Ниже даны описания двух химических превращений с участием веществ, перечень которых был приведён в задании 6:
(1) железо + хлороводород (р-р) → хлорид железа(II) + водород;
(2) хлорид кальция + карбонат натрия → карбонат кальция + хлорид натрия.
Составьте уравнения указанных реакций, используя химические формулы веществ из п. 6.1.
1.
2.
В зависимости от числа и состава веществ, вступающих в химическую реакцию и образующихся в результате неё, различают реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Выберите ЛЮБУЮ реакцию (1) или (2) и укажите её тип.
1. Реакция (1) — реакция замещения (атомы железа замещают атомы водорода в составе сложного вещества — хлороводорода).
2. Реакция (2) — реакция обмена (два сложных вещества (хлорид кальция и карбонат натрия) обмениваются своими составными частями (ионами), в результате чего образуются два других сложных вещества — карбонат кальция и хлорид натрия).
Разделить смесь железных опилок и порошка карбоната кальция можно с помощью действия магнитом, как показано на рисунке 2. Прибор, изображённый на рис. 1, используется для отделения примесей, нерастворимых в жидкости; поскольку и железные опилки, и порошок карбоната кальция представляют собой твёрдые вещества, они не могут быть разделены с помощью этого прибора.
Разделить алюминиевые и железные опилки можно с помощью чего
Из приборов, изображённых на рисунках, выберите тот, с помощью которого можно разделить смесь железных опилок и порошка сульфата бария. Какой метод разделения веществ при этом используется? Почему прибор, изображённый на другом рисунке, не может быть использован для разделения смеси железных опилок и сульфата бария?
Ниже даны описания двух химических превращений с участием веществ, перечень которых был приведён в задании 6:
(1) железо + нитрат серебра → нитрат железа(II) + серебро;
(2) гидроксид бария + серная кислота → сульфат бария + вода.
Составьте уравнения указанных реакций, используя химические формулы веществ из п. 6.1.
1.
2.
В зависимости от числа и состава веществ, вступающих в химическую реакцию и образующихся в результате неё, различают реакции соединения, разложения, замещения и обмена. Выберите ЛЮБУЮ реакцию (1) или (2) и укажите её тип.
1. Реакция (1) — реакция замещения (атомы железа замещают атомы серебра в составе сложного вещества — нитрата серебра).
2. Реакция (2) — реакция обмена (два сложных вещества (гидроксид бария и серная кислота) обмениваются своими составными частями (ионами), в результате чего образуются два других сложных вещества — сульфат бария и вода).
Разделить смесь железных опилок и сульфата бария можно действием магнита (рисунок 2). Прибор, изображённый на рисунке 1, используется для отделения примесей, нерастворимых в жидкости; поскольку и железные опилки, и сульфат бария представляют собой твёрдые вещества, они не могут быть разделены с помощью этого прибора.
Разделить алюминиевые и железные опилки можно с помощью чего
Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, перекристаллизация.
На рисунках 1 и 2 представлены приборы, использующиеся для разделения смесей двумя из указанных способов.
Из числа перечисленных ниже смесей выберите те, которые можно разделить данными способами:
б) вода и сульфат натрия;
в) сахарный песок и мел;
Запишите в графы таблицы названия способов разделения смеси, соответствующие каждому из рисунков, и составы соответствующих смесей.
Номер рисунка | Способ разделения смеси | Состав смеси |
1 | ||
2 |
На рисунке №1 показана установка для перегонки. Таким способом можно разделить вещества с разной температурой кипения — пентан (Ткип = 36,1 °С) и бензол (Ткип = 80,1 °С).
На рисунке №2 изображена установка для выпаривания. Таким способом можно удалить растворитель из раствора — выпарить воду и оставить в чаше сульфат натрия.
Ответ: Перегонка — пентан и бензол, выпаривание — вода и сульфат натрия.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.
На рис. 1–3 изображены два примера использования некоторых из перечисленных способов.
Определите названия способов, которые представлены на каждом из рисунков. Из перечисленных смесей выберите те, которые можно разделить с помощью этих способов:
1) крупа и железные стружки;
2) вода и древесные опилки;
3) вода и хлорид калия;
Ответы запишите в таблицу.
Номера рисунков | Способы разделения смесей | Смеси |
На рисунках изображены действие магнитом (рисунок 1) и выпаривание (рисунок 2).
1. Действием магнитом можно разделить смесь, один из компонентов которой способен притягиваться магнитом, а другой — нет, например, крупу и железные стружки (смесь 1).
2. Выпариванием можно, например, разделить растворитель и растворённое вещество, как в случае с водой и хлоридом калия (смесь 3).
Ответ: 1 — действие магнитом — 1, 2 — выпаривание — 3.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рис. 1−3 изображены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Определите, какие из изображённых способов разделения смесей можно применить для разделения смесей:
2) воды и растворённой в ней глюкозы.
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Бензин и вода | ||
Вода и растворённая в ней глюкоза |
1. Отделение бензина от воды (смесь жидкостей) можно провести отстаиванием, изображенного на рисунке № 1: из-за разности плотностей, при стоянии бензин и вода расслаиваются.
2. Разделение смеси воды и глюкозы можно провести при помощи выпаривания, изображенного на рисунке № 3.
Ответ: бензин и рисунок № 1 отстаивание; вода и растворённая в ней выпаривание.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) муки от попавших в неё железных опилок;
2) воды от растворённых в ней неорганических солей?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Мука и попавшие в неё железные опилки | ||
Вода с растворёнными в ней неорганическими солями |
Железо, в отличие от муки, притягивается магнитом, поэтому железные опилки можно отделить магнитом. Чтобы отделить воду от растворенных в ней солей, раствор нужно перегнать — процесс дистилляции.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) поваренной соли от попавших в неё железных опилок;
2) воды от мелких частиц карбоната кальция?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Поваренная соль от попавших в неё железные опилки | ||
Вода с мелкими частицами карбоната кальция |
Железо, притягивается магнитом, поэтому железные опилки можно отделить магнитом. Чтобы отделить воду от нерастворимых солей ее нужно фильтровать.
Воду от мелких частиц карбоната кальция можно очистить и отстаиванием, и фильтрованием, так что выбрать можно сразу два варианта ответа.
карбонат кальция мелкодисперсный осадок, отстаиванием и последующей декантацией можно с растворителем потерять большую часть вещества, а с использованием фильтра можно сохранить практически весь осадок.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Этанол и вода | ||
Вода с песком |
Смесь жидкостей можно разделить перегонкой. Чтобы отделить воду от песка смесь нужно отстоять.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) воды и хлорида калия;
2) метанола и кусочков серы?
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси |
Вода и хлорид калия | ||
Метанол и кусочки серы |
Если испарить воду мы получим чистую соль хлорида калия. Кусочки серы отделаются фильтрованием.
Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.
Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) смеси железного и алюминиевого порошка;
Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
Смесь | Номер рисунка | Способ разделения смеси | Смеси железного и алюминиевого порошка Железо можно отделить магнитом. Смесь воды с нефтью можно отстоять и разделить отстаиванием. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов. Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения: 1) смеси порошка оксида кремния и металлического кобальта; 2) ацетона и изопропила Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.
|