Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить

Правила употребления мягкого знака

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? Расскажем о важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи и правилах употребления.

Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Смотреть фото Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Смотреть картинку Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Картинка про Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Фото Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить

Мягкий знак Ь, ь – это одна из двух букв русского алфавита, 30‑я по счету, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Роль одной буквы

Мягкий знак – одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) – что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова – просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень – пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил:

1) разделительный мягкий знак: правописание;

2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных;

3) мягкий знак после шипящих;

4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).
А может быть разделительным.

Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа].

Давайте рассмотрим примеры:

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е – [й’э], ё – ]й’о], ю – [й’у], я – [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу.

Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Разделительный мягкий знак пишется:

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Обозначение мягкости согласных

Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 ‑го лица ед. числа — ляг и форму 2‑го лицами, ч. — лягте.

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями (дочерями, костями, плетями), а устаревшие формы (дочерьми, костьми, плетьми) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах (лечь костьми, бить плетьми).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь.

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3‑га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший, нянька и нянчить.

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.

Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Смотреть фото Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Смотреть картинку Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Картинка про Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Фото Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить

В словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

Таким образом, мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.).

Источник

Разделительный мягкий знак

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Смотреть фото Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Смотреть картинку Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Картинка про Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить. Фото Разделительный мягкий знак и показатель мягкости в чем разница как объяснить

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Источник

Мягкий знак — разделительный или смягчающий?

Мягкий знак сильно изменился в процессе развития русского языка. Изначально эта буква называлась «ерь» и звучала как очень короткий согласный звук.

По произношению он напоминал что-то среднее между буквами И и Е. Сейчас он не имеет звука в русском алфавите и выполняет несколько важных функций, одна из которых — разделительная.

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Разделительный Ь используется в корне слова между его частями. Как уже было сказано, в русском языке ь не имеет звука, но выполняет три основных функции.

Зачастую, людям известна только одна функция — показатель мягкости, из-за этого допускаются ошибки в таких словах как, например, «статья» или «вьюга».

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь очень легко определить в слове — он будто бы разделяет его на две части. Если при произношении хочется сделать паузу, то чаще всего между этими буквами будет стоять мягкий знак. Но, существуют определенные правила написания, которыми не стоит пренебрегать.

Как правило, разделительный ь ставится между такими частями слова:

Разделительный ь никогда не употребляется после приставки.

Отдельно стоит разобрать написание разделительного ь после шипящих в различных частях речи.

Ь после шипящих в наречиях

Употребляется: в наречиях с основой на шипящий (вскачь, сплошь).

Ь после шипящих в конце частиц

Пишется: в конце частиц — ишь, лишь, вишь, бишь.

Ться и тся в глаголах

Неправильное написание ться и тся в глаголах — практически самая распространенная ошибка. Зачастую, ошибка в инфинитиве может не только испортить первое впечатление, но и абсолютно изменить смысл предложения.

Правописание глагола зависит от вопроса, который можно ему задать, и от наличия в нем мягкого знака. Чтобы понять, когда нужно использовать мягкий знак в инфинитиве, достаточно запомнить простые правила:

Говоря более простым языком, перед написанием глагола нужно задать ему вопрос (что делать?, что сделать?) Если мягкий знак в самом вопросе присутствует, значит и в глаголе он употребляется, а если нет — то нет.

Примеры слов с мягким знаком

Любое правило легче всего разбирать на конкретном примере. Рассмотрим, в каких словах мягкий знак употребляется в середине (корне) слова, а в каких в конце.

В середине слова

В конце слова

Теперь вы знаете, в каких случаях нужно писать разделительный мягкий знак, а в каких нет. В начале изучения данной темы лучше проговаривать слово в голове, и, если слышно, будто оно делится на две части — сверять его с представленными выше правилами.

В последствии, употребление разделительного мягкого знака в словах дойдет до автоматизма и уже не будет казаться такой сложной задачей.

Источник

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака»

Цель: формировать умение различать ь – показатель мягкости согласных и ь – разделительный.

Тип урока: урок-исследование.

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

— С егодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. Но вот над какой проблемой вы будете сегодня работать, попробуйте догадаться:

Буква Р перевернулась
Какой буквой обернулась?

— Верно, ь обернулась.
— Сегодня на уроке мы проведём исследовательскую работу. Мы будем заниматься изучением слов с ь.
— Что вы знаете об этой букве?

4. Словарная работа.

— Перед большой исследовательской работой проведём словарную разминку. Внимательно слушайте загадки, а отгадки записывайте в тетрадь.

(На проекторе картинки)

Очень чудные ботинки
Появились у Иринки.
Не годятся для ходьбы,
В них по льду кататься бы.

Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?

Из почек появляются,
Весной распускаются,
Осенью увядают
И все опадают.

— Какое слово лишнее? Почему? (Листья – разделительный ь, не словарное слово).

5. Работа по теме урока.

— Будут работать 2 лаборатории. Одна лаборатория будет заниматься изучением слов с ь- показателем мягкости согласных. А вторая лаборатория будет заниматься изучением слов с разделительным ь.

— Начинаем теоретическую работу.

— Руководители групп, получите задания. (Руководители групп получают карточки-задания)

(Вопросы на проекторе)

Проверка. (К доске выходят два ученика и отвечают на вопросы).

6. Упражнения на умение образовывать слова с ь.

— Вы прекрасно справились с теорией, а сейчас займёмся практической работой.

Вы будете “синтезировать” слова. Что значит “синтезировать” слова? (Получать новые слова).

Прочитайте эти слова. (Слова на доске). Слова написаны во множественном числе.

Напишите эти слова в единственном числе.

Двери –
Голуби –
Кони –
Лоси –

(Руководители групп получают карточки-задания).

Учёные второй лаборатории будут образовывать слова с разделительным ь. Прочитайте эти слова (слова на доске). Слова написаны в единственном числе. Напишите эти слова во множественном числе.

(Руководители групп получают карточки-задания).

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.

Вспомнили? Теперь внимание, новое задание.

8. Работа с предложением.

Настоящие учёные должны быть творческими людьми.

— Составьте из слов предложение.

На проекторе: Листьями, питается, сухими, лось.

(Лось питается сухими листьями).

(Предложение записывают в тетрадь. Один ученик работает у доски).

— Подчеркнуть главные члены предложения.
— Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (Лось).
— Надпишите над этим словом, сколько букв, сколько звуков.
— На что показывает ь? (На мягкость согласного).
— Назовите слово с разделительным ь. (Листьями)
— На что показывает раздел. ь? (На разделения согласного и гласного).

9. Выборочное письмо.

— Настоящие учёные должны быть не только творческими, но и очень наблюдательными.
— Прочитайте стихотворение на проекторе.

Очень крепкая, друзья,
Муравьиная семья.
Вместе все они сильны,
Хоть в траве едва видны.

Проверка по проектору.

Мы закончили исследовательскую работу.

Поднимите смайлик настроения.

(Я все понял! У меня есть вопросы! Пока не все понял!)

Источник

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 58. Разделительный мягкий знак

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Разделительный мягкий знак пишется в корне слова и отделяет согласную букву от гласных букв Е, Ё, Ю Я,И.

Мягкий знак – показатель мягкости – это буква, которая не обозначает звуков, а только указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 31 – 38.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19-22.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 41.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 64-68.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Среди этих «трудяжек» есть и такие, которые даже не обозначают звуков, но без них всё равно не обойтись. Догадались, о какой букве речь? Конечно, это мягкий знак!

То, что эта буква не обозначает звука и только указывает на мягкость предшествующего согласного, вам известно давно. А вот какие у неё ещё роли?

Может и с третьей группой слов будет то же самое? Больше экспериментировать не нужно? Нет! У настоящих учёных гипотеза требует многократного подтверждения. Поэтому продолжаем работать!

Но посмотрите на звуковые схемы! Мягкий согласный звук не заменил парный ему твёрдый согласный, как мы с вами предполагали!

Значит, наша гипотеза неверна? Мягкий знак не только указывает на мягкость предшествующего согласного, а выполняет ещё какую-то работу? Да, это так. Наша гипотеза не подтвердилась, но мы сделали открытие!

В таких словах как солью и колья, главная задача мягкого знака отделить согласную букву от гласной. Только при этом условии у гласной буквы появляется возможность обозначать два звука – согласный звук [Й′] и последующий гласный звук.

Такой мягкий знак стали называть уже не показателем мягкости, а разделительным мягким знаком.

В некоторых словах, где есть разделительный мягкий знак, предшествующий согласный звук вовсе не мягкий, а твёрдый. Произнеси и прислушайся: вьюга, бью, ружьё, вьюнок. Буквы, стоящие перед мягким знаком обозначают твёрдый согласный звук.

Понаблюдав за большим количеством слов, учёные-языковеды выяснили, что разделительный мягкий знак от согласных отделяет не все гласные, а только Е, Ё, Ю, Я, И

Как же не пропустить эту орфограмму в словах?

Вот алгоритм правописания разделительного мягкого знака.

Шаг 1. Произнеси слово.

Шаг 2. Определи, есть ли в нём звук [Й′].

Шаг 3. Определи, какие звуки слышатся до и после звука [Й′].

Если запомните этот алгоритм и будете его применять, то ошибок в правописании разделительного мягкого знака не будет. Но надёжнее всего проверять правописание слов с разделительным мягким знаком по орфографическому словарю. Он всегда будет вашим добрым другом в безбрежном море орфограмм русского языка.

Слова с разделительным мягким знаком нужно переносить так же, как и слова с мягким знаком – показателем мягкости.

Очень непросто научиться правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Вас часто в них будут подстерегать ошибки. Но если вы будете пользоваться теми знаниями, с которыми встретились на этом уроке, то вас ждёт успех! Кому ум служит, тот ни о чём не тужит!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Поставьте слова в таблицу.

Определите, какой мягкий знак записан в словах. Расставьте слова в соответствующий столбец таблицы.

ОКУНЬКИ, ОСЕНЬЮ, ПЛАТЬЕ, СЕМЬЯ, ВЬЮГА, УЧИТЕЛЬ, ЖИЛЬЁ, КОНЬКИ, СЧАСТЬЕ, ПТИЧЬИ, КРЫЛЬЦО, ПАЛЬТО, ХЛОПЬЯ

Подсказка: Вспомни, в каких случаях в словах русского языка пишется разделительный мягкий знак. Определи, в каких из предложенных слов, пишется разделительный мягкий знак, а в каких мягкий знак – показатель мягкости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *