Разделы лингвистики и что они изучают таблица
Разделы науки о языке
Лингвистика — это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, какие происходят изменения в языке.
Фонетика
раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
Орфоэпия
наука о нормах произношения.
Графика
раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.
Орфография
раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи. Центральным понятием орфографии является орфограмма(Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом…место в слове, где возможна ошибка
Лексика
это совокупность всех слов языка или его словарный состав. Лексикология (от греч. lexikos — словесный, словарный, logos — учение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.
Морфемика
раздел науки о языке, изучающий состав слова.
Словообразование
1) раздел науки о языке, изучающий способы образования слов;
2) процесс образования слов.
раздел науки о языке, изучающий слова как части речи — с точки зрения их грамматических свойств. Этим морфология отличается от лексикологии, изучающей слова с точки зрения их лексических значений.
Синтаксис (от греч. syntaxis — порядок, построение)
Пунктуация
раздел грамматики, который изучает законы организации связной речи, способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи (словосочетание, предложение), их строение, значение и функции.
Фразеология
раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые выражения и сочетания, используемые в языке.
Стилистика
учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи.
Культура речи
раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.
Разделы языкознания (место лингвистических дисциплин)
Ниже представлен авторский взгляд на место различных разделов языковедения и их связи. Разделы страницы с классификацией лингвистических дисциплин:
Языкознание как наука
Место языкознания в системе наук
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история (с археологией), этнография, страноведение, психология, педагогика. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. Языкознание, как и другие науки, связано с философией. Даже развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением.
Структурная схема языковедения как комплекса наук
Здесь показана попытка собственной классификации лингвистических дисциплин как взаимосвязанных исследовательских процессов (на основе интегрального анализа литературы по общему языкознанию):
Примечания к схеме лингвистических дисциплин
Языковедение (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее. (Ю. С. Маслов. Введение в языкознание)
Общее языкознание
Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.
Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии, к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы) или для значительного большинства языков (статистические универсалии, например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).
Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, — таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.
Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию, применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении. Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:
При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ, в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания. Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:
Внутренняя (структурная) лингвистика
Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка, ее единицы и категории, ее уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание — вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка. Объектом ее становятся письмо (графическая и орфографическая форма языка), звуковой строй языка, грамматический строй языка, его словарный состав. Поэтому основными разделами этой науки являются грамматология, фонетика, лексикология и грамматика.
Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык и речь с точки зрения семиотики. Более часто используется термин письмо — как обозначение самого предмета изучения, а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности).
Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке (например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию.
Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причем различно на разных коммуникативных участках. Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь, различные стили литературного языка. Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения. Так возникает еще одна наука — стилистика.
Сравнительное языкознание
Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое и сопоставительное (контрастивное). Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает и не родственные языки [для выявления их типов и ареальных общностей].
Сопоставительное языкознание
Сопоставительная лингвистика называется также контрастивной или конфронтативной лингвистикой, но я бы лучше последними терминами назвал область языкознания, изучающей резко отличные языковые механизмы различных языков. Подразделом контрастивной лингвистики при этом является наука, собирающая языковые феномены (экзотику в лингвистике) и изучающая их причину и развитие. Этот подраздел можно было бы назвать феноменальной лингвистикой или феноменологией в лингвистике.
Ареальная лингвистика (ареология в лингвистике, пространственная лингвистика) изучает распространение одинаковых или похожих языковых явлений в пространстве, учитывая межъязыковые (междиалектные) взаимодействия. Контактная лингвистика (контактология в лингвистике) изучает взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.
Диахроническое и историческое языкознание
Частное языкознание
Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.
Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики; выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка. Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Так, в науке о русском языке выделяются фонетика и грамматика, и это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания. Верно также для всех языков, что звуки речи делятся на гласные и. согласные, а среди частей речи выделяются имя и глагол. Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков.
Диахроническое [историческое] языковедение
Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.
Вот здесь противоречие, ибо выше равнительно-историческое языкознание выросло из общего языкознания, а не из частного. Возможно, сравнительная лингвистика не относится ни к общей, ни к частной лингвистике, а занимает промежуточно еоложение.
Прикладное языкознание
Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности. Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах. Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего учебных словарей и грамматик. Важной отраслью практической деятельности языковедов являются также перевод с одного языка на другой, разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание письменности для ранее бесписьменных народов и т. п. Наконец, отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание, возникшее во второй половине XX столетия. Сюда относятся использование при обучении языку технических средств, проблематика теле- и радиокоммуникации, машинный (автоматический) перевод и т. п.
Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:
Эколингвистика
Эколингвистика сосредотачивается на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка.
Интерлингвистика
Если исходить из того, что создание апостериорных международноых языков тесно связано с контактной лингвистикой, то и всю интернациональную лингвистику (с априорными и ареальными искусственными языками) можно (с некоторой нятяжкой) считать разделом контактологии. А если исходить из того, что создание априорных международноых языков тесно связано с философией языка, то плановое языковедение можно рассматривать как прикладную дисциплину, функционирующую на основе теории языка как системы
Филология
Филология изучает письменные памятники носителей данного языка и его предков в их культурно-исторических связях. Филология даёт основнойфактический материал для диахронной лингвистике. Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области.
Материалы к школьному словарю лингвистических терминов
Основные разделы науки о языке
Продолжение. Начало см. № 1/2010
Фонетика Орфоэпия Графика Орфография Лексикология Лексикография Фразеология Морфемика Словообразование Морфология Синтаксис Пунктуация |
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют такие материальные языковые единицы, как звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация.
Поскольку звуковую материю языка можно изучать с разных сторон, принято различать акустическую, артикуляционную, перцептивную и функциональную фонетику.
Акустическая фонетика рассматривает звуки человеческой речи как физические явления и описывает такие их характеристики, как высота (зависит от частоты колебаний), громкость, или сила (зависит от амплитуды), длительность и тембр звука. Артикуляционная фонетика исследует деятельность речевого аппарата человека, описывает, какие органы речи участвуют в произнесении тех или иных типов звуков. Перцептивная фонетика изучает особенности восприятия и анализа звуков речи человеческим органом слуха – ухом. Функциональная фонетика (фонология) рассматривает звуковые явления как элементы системы языка, служащие для формирования морфем, слов и предложений.
Можно выделить также описательную, историческую и сравнительную фонетику. Предмет описательной фонетики – особенности и общие условия образования звуков, характерных для данного языка в определенный период его существования (чаще всего берется фонетический строй современного языка), закономерности изменения звуков в потоке речи, общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные произносительные единицы. Историческая фонетика прослеживает развитие звукового строя языка на протяжении какого-то длительного периода времени (иногда с момента появления данного языка). Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй родного языка с другими языками, что позволяет не только лучше увидеть и усвоить особенности чужого языка, но и понять закономерности родного.
Орфоэпия – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Понятие орфоэпии включает в себя как произношение отдельных звуков, в том числе и с учетом конкретных условий их реализации, так и звуковое оформление целых слов или высказываний. Например, для русского языка имеет большое значение место ударения, связанное с образованием грамматических форм.
Орфоэпические нормы русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в первой половине XVII в. как нормы московского говора, которые с течением времени стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сформировались во второй половине XIX в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Современные произносительные нормы русского литературного языка включают в себя черты как московского, так и ленинградского (петербургского) произношения.
Орфоэпическая норма, в отличие от орфографической, не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В ряде случаев допускается сосуществование нескольких равноправных вариантов, где, как правило, один является ведущим или более желательным. Так, правильным считается как произношение е[ж’ж’]у, ви[ж’ж’]ать, по[ж’ж’]е с мягким долгим звуком [ж’], так и е[жж]у, ви[жж]ать, по[жж]е – с твердым долгим; правильно до[ж’ж’]и и до[жд’]и, ба[с’]ейн и ба[с]ейн, [д]верь и [д’]верь, п[о]эзия и п[а]эзия.
Орфоэпические нормы устанавливаются лингвистами – специалистами в области фонетики, которые принимают во внимание самые разные факторы, такие как распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка, связь с традицией и др.
Графика – раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма (эти знаки принято называть графемами), и правила и способы обозначения на письме звуковых единиц.
Графическая система русского письма основана на кириллице и устроена достаточно рационально: число фонем русского языка незначительно больше числа букв русского алфавита. В 1928 г. Н.Ф. Яковлев вывел и обосновал математическую формулу построения максимально удобного и экономного алфавита, и русская графика этой формуле почти соответствует.
Рациональность русской графики обусловлена в первую очередь ее слоговым принципом, который проявляется при передаче мягких согласных и фонемы j “йот” на письме.
Следует понимать, что и графика, и орфография связаны с правилами использования графем, но по-разному. Графика изучает и формулирует правила соответствия букв фонемам только в тех случаях, когда выбор буквы определяется одним лишь звуковым окружением (или звуковым контекстом) и предписывает употребление тех или иных букв независимо от того, в состав каких слов они входят. Орфография же представляет собой систему правил написания значимых единиц данного языка.
Орфография – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешенных графикой.
Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме. В современной русской орфографии используется несколько принципов: морфологический, фонетический и традиционный.
Другие разделы орфографии устанавливают правила слитного, раздельного или дефисного написания слов и их частей; определяют правила переноса частей слов с одной строки на другую (с учетом как слогового деления, так и морфемной структуры слова); формулируют правила употребления прописных и строчных букв, а также оформления графических сокращений. Отдельно определяются принципы передачи заимствованных слов (главным образом, имен собственных). Обычно используется либо транскрипционный способ орфографического оформления, либо транслитерационный, т.е. иноязычные слова записываются с учетом их произношения или побуквенно, с учетом их написания средствами другого алфавита.
Теория русской орфографии и определение принципов ее построения ведет свое начало от работ В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова (середина XVIII в.). В истории русского письма было две реформы (1708-1710 гг. и 1917-1918 гг.), которые способствовали как упорядочению алфавита, так и совершенствованию правил правописания. Но исторические изменения, постоянно происходящие в языке, обогащение его словарного состава требуют регулярной работы по улучшению свода орфографических правил. Для этого была создана в 1904 г. и продолжает работать в наши дни Орфографическая комиссия при Институте русского языка им. В.В.Виноградова РАН, в которой принимают участие как лингвисты-теоретики, так и преподаватели-практики.
Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику.
Основными задачами лексикологии являются:
• пределение слова как единицы лексики;
• изучение слов в их отношении к внеязыковой действительности;
• анализ семантической структуры слова;
• определение и описание основных типов лексических единиц;
• характеристика лексико-семантической системы языка, то есть выявление внутренней организации лексических единиц и анализ их связей и взаимоотношений;
• описание истории формирования лексики, закономерностей ее функционирования и анализ тенденций развития современной лексической системы языка;
• изучение принципов функционально-стилистической классификации слов.
Лексикология также исследует пути пополнения и развития словарного состава, основанные как на использовании внутренних ресурсов данного языка, так и на привлечении ресурсов извне (заимствования из других языков).
Можно выделить историческую, сопоставительную и прикладную лексикологию. Историческая лексикология изучает историю слов, в том числе и в связи с историей именуемых этими словами понятий, изменения в различных группах слов – как в литературном языке, так и в диалектах, процессы в семантической структуре слов и т.п. Сопоставительная лексикология исследует словарный состав разных языков, причем сравниваться могут как отдельные слова, так и группы слов, или семантические поля (например, термины родства, цветообозначения). К сфере прикладной лексикологии относится лексикография, культура речи, лингвопедагогика, теория и практика перевода.
Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами теории и практики составления словарей и их изучения.
Принято различать лексикографию теоретическую и практическую. Предмет теоретической лексикографии – весь комплекс проблем, связанных с разработкой макроструктуры (отбор лексики, объем и характер словника, принципы расположения материала в словаре) и микроструктуры словаря (структура словарной статьи, типы словарных определений и толкований, наличие разных видов информации о слове, типы языковых и других иллюстраций и т.п.). Практическая лексикография выполняет чрезвычайно важные социальные функции, поскольку она обеспечивает нормализацию языка, обучение языку (как родному, так и чужим), делает возможным межъязыковое общение.
Лексикография представляет слово в совокупности всех его свойств, дает нам представление о его семантической структуре, о грамматических и стилистических особенностях отдельных лексических единиц, а потому словарь оказывается не только незаменимым пособием по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований. Тем более что современная лингвистика стремится воплотить в словарной форме разные аспекты имеющихся знаний о языке, поэтому объектом описания лексикографии становятся не только слова, но и другие языковые единицы – морфемы, фразеологизмы, словосочетания, цитаты.
Фразеология – раздел языкознания, который изучает семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии.
Предмет фразеологии – исследование знаковой природы фразеологических единиц языка; установление специфики слов и их значений, реализуемых в составе фразеологизмов; выяснение категориальных признаков фразеологизмов и их отнесения к той или иной части речи; определение синтаксических ролей фразеологизмов и особенностей их функционирования в речи; изучение образования новых значений слов на базе фразеологического контекста; определение системности фразеологического состава и в связи с этим описание синонимии, антонимии, полисемии, омонимии и вариативности фразеологизмов.
Важнейшая проблема фразеологии – отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых, а не воспроизводимых в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. Спорным остается вопрос о включении в объем фразеологии коммуникативных единиц типа пословиц, поговорок и сочетаний, образуемых по стандартной модели со связанным значением слов (типа впадать в ярость, зло берет).
Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в отечественном языкознании в 40–50-х гг. XX в.
Морфемика – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм.
Предметом описательной морфемики является рассмотрение следующих вопросов:
• фонологическая структура разных типов морфем;
• различные морфонологические процессы, происходящие на стыках морфем, или морфемных швах;
• правила сочетаемости морфем друг с другом и ограничения, накладываемые в языке на эти сочетания;
• условия варьирования морфем в речи;
• семантические свойства морфем;
• многочисленные типы отношений между корнями и аффиксами – синонимические, омонимические, антонимические и т.п.;
• определение критериев классификации морфем и установление разных типов морфем;
• систематизация слов по их морфемному составу, а также разработка принципов и процедуры морфемного анализа;
• исследование морфемного состава различных частей речи, а также разных разрядов слов в пределах той или иной части речи.
Описательной морфемике противопоставляется историческая, которая изучает особенности формирования и развития системы морфем родного языка, источники возникновения новых морфем в языке, способы освоения заимствованных морфем и их взаимодействие с исконно русскими морфемами.
Морфемика одинаково тесно связана как со словообразованием, так и с морфологией. Раньше ее включали в состав словообразовательных дисциплин. Но в последнее время ее выделяют как самостоятельный раздел науки о языке с особым объектом изучения – морфемой.
Словообразование – раздел языкознания, который изучает способы и средства создания слов, правила и приемы их производства, строение производных и сложных слов – как формальное, так и содержательное.
Словообразование устанавливает и описывает основные модели производных (или мотивированных) слов, предлагает их классификации; изучает словообразовательные ряды и гнезда, словообразовательные (или деривационные) процессы, значения и категории; определяет принципы устройства словообразовательной системы в целом.
Словообразовательная структура производных слов и вся система словообразовательных средств конкретного языка с течением времени меняется. Потому принято различать словообразование синхронное и диахроническое. Синхронное, или описательное, словообразование изучает мотивационные отношения между словами, сосуществующими в один исторический период данного языка, без учета этимологической ситуации. Диахроническое, или историческое, словообразование изучает историю возникновения отдельных слов, развитие и исторические изменения их структуры, изменения формальных и семантических связей между родственными словами.
Специфика предмета словообразования в структуре языка обусловлена особенностями самих деривационных значений и внешних средств их выражения. Данный раздел лингвистики описывает все аффиксы, представленные в словах языка, связывая их с определенными словообразовательными типами – продуктивными и непродуктивными. Так что, по словам Л.В. Щербы, здесь рассматривается и то, “как сделаны слова” (т.е. устройство уже имеющихся в языке слов), и то, “как делаются слова” (т.е. потенциальные возможности создания новых слов). Сами словообразовательные типы изучаются с разных сторон: принимаются во внимание деривационные аффиксы, грамматические и семантические характеристики производных и производящих слов, морфонологические явления на стыках морфем в мотивированном слове (чередование звуков, усечение основ, наложение морфов друг на друга, изменение места ударения и т.п.), стилистическая характеристика и сфера функционирования новых слов.
Морфология – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как “грамматическое учение о слове” (В.В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой “грамматическое учение о предложении”, составляет грамматику.
Границы описательной морфологии понимаются в различных концепциях по-разному. Она может включать в себя:
• учение о структуре слова (т.е. морфемику);
• сведения по словообразованию;
• учение о словоизменении, различных парадигмах и словоизменительных типах, существующих в языке;
• учение о грамматических значениях и об употреблении в текстах разных грамматических форм и категорий (или грамматическую семантику);
• учение о частях речи;
Историческая морфология занимается описанием изменений, происходящих в структуре слова, изучением изменений как формальной, так и содержательной стороны отдельных морфем, исследованием состава грамматических категорий и грамматических значений в истории языка.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий процессы порождения и строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. В ряде работ синтаксис, изучающий смысловую сторону речи, противопоставляется фонетике и морфологии, занимающимся по большей части планом выражения языковой системы.
Предмет описательного синтаксиса составляют следующие проблемы:
• функционирование в речи различных лексико-грамматических классов слов;
• сочетаемость и порядок следования слов при их включении в состав более крупных синтаксических единиц;
• определение и рассмотрение разных видов синтаксической связи;
• общие свойства и грамматические признаки словосочетаний и предложений;
• внутренняя структура синтаксических единиц;
• классификация синтаксических единиц языка;
• изменения, которым подвергается предложение при его включении в состав более крупной единицы речи – текст, т.е. правила его адаптации к контексту и к речевой ситуации;
Исторический синтаксис занимается изучением общих закономерностей развития отдельных синтаксических единиц и изменений, касающихся всего синтаксического строя языка.
Пунктуация – раздел языкознания, занимающийся изучением и описанием системы знаков препинания и правил их постановки в письменной речи.
В истории русской пунктуации выделяются три главных подхода к пониманию ее основ и назначения – логический (или смысловой), синтаксический и интонационный. Теоретиками логического направления были Ф.И. Буслаев, А.Б. Шапиро и др., исходившие из положения, что для большей ясности и в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания, т.е. знаками остановки. Синтаксическое направление теории русской пунктуации, восходящее в первую очередь к работам Я.К. Грота, получило широкое распространение в преподавательской практике. Его представители исходят из того, что знаки препинания прежде всего призваны делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Представители же интонационных теорий (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский и др.) считают, что знаки препинания предназначены для обозначения ритмики и мелодики фразы, темпа речи, пауз и т.п., т.е. то, что интонация делает в устной речи, пунктуация выполняет в речи письменной.