Разница сказуемого и глагола в чем

Как отличить глагол от сказуемого с помощью театра. Помогаем детям учить русский

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

Не у всех взрослых многое осело в голове из школьной программы. Особенно тяжело в этой ситуации тем, чей ребёнок учится дома — приходится заменять учителя. Тамилу Казанок спасает фантазия и правильные ассоциации.

Готовится моя младшенькая к экзаменам. Четвёртый класс. Уже второй год, как она ушла на экстернат из престижной гимназии. Учится сама дома. В апреле ей предстоит сдавать пять экзаменов. Обычный ребёнок, не гений.

— Я ни-че-го не понимаю! А-а-а! Чем отличается существительное от подлежащего?! У-у-у! А глагол от сказуемого?! Ы-ы-ы!

Я задумалась. Взяла чистый лист и фломастеры. Проходить-то мы это когда-то проходили, ещё в школе. Значит, не очень понятно проходили. Система в голове не осталась, да и системой это не было, всё кусочками.

Нарисовала я шесть кубиков, подписала их: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Нарисовала пять полочек в одну линию. Подписала: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Поставила жирную точку, собралась расставлять кубики на полочки.

Рыдания прекратились, Алиса смотрит исподлобья. Не верит, что я смогу ей донести истину о строении языка. И вдруг меня осенило: театр! Алиса посещает театральную студию, театром просто бредит.

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

«Игра — это главный способ развития детей»

— Алиса, в нашем театре шесть актеров: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное. Кто из них самый любопытный?

— Наречие, — Алиса уже улыбается. — Вон у него сколько вопросов: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?

— Кто самый конкретный? Кому интересно: конкретно, сколько?

— Глагол. Он всегда что-то делает.

— Кто самый возвышенный, восторженный?

— Кто самый таинственный?

— М-м-м… Думаю, местоимение: указывает на предмет, но не называет его.

— А кто самый главный в этой команде, в этой театральной труппе? Кто задаёт тему всем разговорам?

— Точно. Каждое предложение — это отдельная пьеса. Главные роли дают чаще всего лидеру и самому деловому. Кто будет играть роль дополнения? Тоже зачастую существительное, только ему придётся переодеться, а иногда местоимение.

— Переодеться? Это как?

Я беру деревянный кубик. Какое совпадение: у него столько же граней, сколько падежей в русском языке. Первое пришедшее на ум слово прописываем на всех гранях во всех падежах.

Поиграли. Потом Алиса уже легко подчёркивала все слова в предложении. А сложные вещи стали простыми и понятными, потому что обрели образ и характер.

Источник

Сказуемое и глагол — в чем разница?

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

В рамках школьного курса детей знакомят с частями речи. Они учатся делать синтаксический разбор. В общеобразовательных школах ключевым показателем освоения программы по дисциплине «Русский язык» в начальных классах является умение обучающихся выделять главные и второстепенные члены, умение определить, чем в речи является то или иное слово.

После окончания школы каждый способен объяснить, что означает то или иное слово, какую роль оно играет в устных и письменных высказываниях. Однако раскрыть отличия подлежащего и существительного или глагола и сказуемого способен далеко не каждый.

Что такое сказуемое?

Сказуемое наравне с подлежащим — первостепенная деталь в любой реплике. В связке с подлежащим они образуют грамматическую основу. Часто в роли него выступает глагол, неразрывно связанный с существительным или местоимением. В повествовании он описывает подлежащее: «Что делал?», «Что сделал?», «Какой он?», «Что с ним происходит?». В научно-методической литературе сказуемое иногда называют «предикат».

Таким образом, в тексте сказуемое призвано описать многообразие поступков героя, выступая в любой временной форме, в любом наклонении. Оно может быть простым или составным. Его отличительной особенностью является то, что от него нельзя задать вопрос к определению. Так, в художественной литературе можно встретить повествовательные предложения, которые состоят из 2 или даже 1 слова. В качестве примера могут выступить фразы: «Стоит печальная» и «Лежу больной». Здесь подлежащее только подразумевается. Также здесь нет определения. Эти высказывания содержат в себе только сказуемые — оба слова в них при синтаксическом разборе нужно подчеркивать 2 чертами.

Что такое глагол?

Данный термин обозначает самостоятельный компонент языкознания, который раскрывает суть вопросов «Что делать?», «Что сделать?» Он позволяет описывать состояния персонажа. В научно-методической литературе по языкознанию и лингвистике его иногда называют итеративом.

Как языковая единица он обладает постоянными и непостоянными признаками. Его постоянные признаки остаются неизменными. Непостоянные признаки итератива изменяются в зависимости от контекста употребления.

Грамматика разных народов отличается. В разных языках существуют различные времена и спряжения слов, обозначающих действие предмета. Так, в русском языке существует 2 спряжения и 3 временных формы у этих лексем. Знание спряжения обеспечивает правильное написание окончаний и суффиксов. В зависимости от контекста, слова, описывающие поступки и деятельность, могут быть действительными или страдательными, возвратными или средневозвратными. Они встречаются в единственном или множественном числе, изменяются по лицам.

Для словообразования глаголы имеет существенное значение: от них образуются причастия и деепричастия.

Таким образом, итератив ­- один из самых важных лингвистических компонентов, который нужен для описания поведения и поступков персонажа или раскрытия особенностей его состояния.

Сходства сказуемого и глагола

Очевидно, что эти две категории похожи. Их сходство усматривается в следующем:

Различия между сказуемым и глаголом

Основными различиями этих понятий можно считать:

Вывод

Несмотря на то, что сказуемое чаще всего выражено глагольной формой, эти 2 термина нельзя назвать синонимами. Между ними существуют как сходства, так и принципиальные различия. На существование различий между этими двумя понятиями указывает хотя бы тот факт, что глагол наравне с прилагательными, причастиями, деепричастиями, существительными, предлогами признается самостоятельной языковой структурой, в то время как сказуемое считается главным элементом реплики.

Источник

Глагол-сказуемое

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сделал?

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах.

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из наклонений.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни глаголаРоссия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись многие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголаЧитал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои мечты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни глаголаВас будут при­гла­шать на роли глав­ных героинь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромашками.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по телефону.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на велосипеде.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и числам.

Белая роза (что сде­ла­ла?) р асцве­ла в палисаднике.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обязательно.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за грибами.

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных условиях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее время.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных компонентов:

Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подробностями.

В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выполняет.

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные глаголы:

1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы)

Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту стену?

Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, намерение

Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путешествии.

Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

Вера наде­я­лась успеш­но сдать экзамен.

Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го предложения?

б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неделе.

Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он думает.

Источник

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем виды ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния, и спо­со­бы их выражения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

Таблица

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Алгоритм определения вида сказуемого

Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть фото Разница сказуемого и глагола в чем. Смотреть картинку Разница сказуемого и глагола в чем. Картинка про Разница сказуемого и глагола в чем. Фото Разница сказуемого и глагола в чем
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Источник

Русский язык

План урока:

Сказуемое: определение и функции

В переводе с латыни термин «сказуемое» означает «провозглашать». Активно его начали изучать в XVIII веке. Сегодня общепринятое определение сказуемого звучит следующим образом:

Сказуемое имеет два основных значения:

Валентина (что делает?) пишет доклад.

Инженер Смирнов (что будет делать?) будет собираться в командировку.

Павел старательно выводил буквы в тетради.

Мы видим глагол в форме изъявительного наклонения. Он рассказывает о том, что произошло в действительности в прошедшем времени.

Если вы одолжите мне журнал, я прочитала бы его.

Это пример условного наклонения, действия которого совершаться при определенных условиях.

Роман, принеси мне вазу, пожалуйста.

Глагол стоит в повелительном наклонении, с помощью которого говорящий выражает свою волю.

Сказуемое как предикативный признак подлежащего охватывает несколько категорий. Самая распространенная среди них – действие. Однако нельзя исключать и другие виды. В предложении этот главный член предложения подчеркивается двумя прямыми линиями.

Рассмотрим их детальнее в таблице.

Сказуемое обозначает действие (состояние, количество, принадлежность, качество или родовое понятие) подлежащего. Смысловое и грамматическое единство подлежащего и сказуемого составляют основу высказывания.

Виды сказуемого

Сказуемое выражается различными частями речи, а также одним или несколькими элементами.

В зависимости от этого оно разделяется на три вида:

Каждая категория имеет свои особенности. Разберем подробнее.

Простое сказуемое

Под простым глагольным сказуемым, как видно из названия, подразумевают самую простую форму глагола. Он выражается двумя способами:

Глагол в форме любого наклонения

Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается глаголом в форме любого наклонения, числа, рода или времени. В предложении оно берет на себя смысловую и грамматическую функцию, а также полностью согласовывается с подлежащим (в двухсоставных предложениях, в которых есть и подлежащее, и сказуемое):

Школьники отправились на экскурсию.

Я бы с удовольствием вышла на прогулку в сад.

Отдай обещанные конфеты!

Запомнить способ выражения этого вида простого глагольного сказуемого легче всего по формуле:

Словосочетание

Часто можно увидеть сказуемое, образованное с помощью фразеологически свободного словосочетания, т.е. свободного соединения двух отдельных слов. Каждое имеет полноценное грамматическое и лексическое значение.

Грамматическое значение – это значение, которое «обязывает» слова изменяться по родам, числам, падежам. Например, неправильно говорить и писать «Я читать книгу». Чтобы грамотно выразить мысль, нужно проспрягать глагол. В итоге получится «Я читаю книгу».

Лексическое значение – это набор признаков, характерных для каждого конкретного слова, его внутреннее содержание. Лексические значения приводятся в толковых словарях. Например, смысл слова «попугай» следующий: это птица из тропических стран с ярким оперением.

Но не все слова в русском языке соотносятся с определенными признаками или действиями. Например, слово «быть» имеет только грамматическое значение. Его можно изменить по числам и родам: был, была, было, были. Но само по себе ничего не называет, не обладает номинативной функцией. Оно лишь указывает на что-то. Стало быть, лексического значения у него нет.

Такие словосочетания называют синтаксически связанным, потому что они выполняют единую синтаксическую функцию, являются неделимым членом предложения.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое – термин с характерным названием, который состоит из двух и более элементов. Чаще всего это вспомогательный глагол (его еще называют приинфинитивной частью или глаголом-связкой) и инфинитив.

Первый выполняет грамматическую функцию, второй – называет действие и определяет лексическое значение главного члена предложения:

Я рада помочь решить эту проблему.

Схематически составное глагольное сказуемое выглядит так:

Приинфинитивная связь, глагол-связка, вспомогательный глагол – разные названия одного и того же термина. Это:

Приинфинитивная часть придает сказуемому дополнительную характеристику и выражается чаще всего следующими единицами речи:

Обратите внимание! Составное глагольное сказуемое не всегда состоит из двух элементов. Иногда оно создается с помощью фразеологизма, который нельзя разделить по смыслу на действие и его материальный объект, но можно заменить одним глаголом:

Наталья приняла участие в международной конференции (=участвовала).

Барышня изъявила желание тоже там побывать (=пожелала).

Солдаты теряли надежду одолеть врага (=не надеялись).

Важно! Инфинитив в предложении не всегда образует сложное глагольное сказуемое. Иногда он выступает косвенным дополнением или обстоятельством. Как различать такие предложения?

Должен присутствовать субъект и объект действия. Первый будет выполнять основную лексическую задачу, выраженную спрягаемой формой глагола. Второму, объекту, это действие принадлежит:

Учитель заставил нас повторить урок.

Субъект – учитель, который заставил. Объект – мы, которые повторяют урок. От глагола «заставил» можно поставить вопрос «кого?» и получить ответ «нас». От «нас» можно задать вопрос «что?» и получить ответ «Повторить урок». Как результат, инфинитив в предложении играет роль косвенного дополнения.

Отец просил детей (о чем?) поскорее собираться на тренировку.

Родители учили нас (чему?) всегда приходить на помощь.

Мы просим вас (о чем?) высказывать свое мнение по существу.

Инфинитив не будет входить в состав сложного глагольного сказуемого, если в предложении имеется следующая комбинация: глагол движения+его цель, выраженная инфинитивом:

Мама пойдет в сад (зачем?) собрать ромашек.

В рассматриваемом примере есть глагол движения «пойдем». От него можно задать вопрос «зачем?» и получить ответ «собрать». В предложении инфинитив «собрать» выступает обстоятельством.

Андрей вернулся (зачем, с какой целью?) спросить, когда состоится следующая лекция.

Николай вышел на улицу (зачем?) подышать свежим воздухом.

Дети ушли к колодцу (зачем?) напиться воды.

Грамматические и лексические функции между частями составного глагольного сказуемого поделены.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое, как и глагольное, включает две части: глагол-связку «быть» в личной форме и именную часть, выраженную любой частью речи, кроме деепричастия и глагола.

Проще всего запомнить правило так:

Глаголы-связки бывают трех видов. Все они внесены в таблицу.

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Именные сказуемые с грамматической связкой

В роли грамматической связки чаще всего используется глагол «быть» в личной форме:

День был солнечный (сказуемое выражено глаголом-связкой «быть» в прошедшем времени, единственном числе, мужском роде и прилагательным «солнечный»).

После окончания института моя сестра будет педиатром (сказуемое выражено глаголом связкой «быть» в форме будущего времени, единственном числе и существительным «педиатр»).

Грамматический глагол-связка в форме настоящего времени зачастую не используется. В таких случаях говорят, что связка нулевая, и между подлежащим и сказуемым ставится тире:

Моя мама – директор мебельной фабрики.

В указанном пример подлежащее «мама». Рассказывается о факте в настоящем времени. Опущен глагол-связка «есть», а именная часть выражена существительным «директор». Это же слово и будет сказуемым в предложении.

Оптимизм – роскошь великих людей.

Именные сказуемые с полузнаменательной связкой

Полузнаменательная связка – это глаголы с ослабленным лексическим значением.Глаголы с ослабленным лексическим значением больше указывают на предмет, а не называют его. Нельзя сказать, что у них совсем нет «внутреннего содержимого», как, например, у глагола «быть». Однако эти слова имеют недостаточно полный набор признаков, который характеризует их сущность.

Запомните эти глаголы:

Такие слова имеют полное грамматическое значение, они склоняются по родам, числам, падежам. Однако они не могут выступать как самостоятельное сказуемое, только в паре с именной частью.

С первого взгляда Марина казалась больной.

В рассматриваемом примере используется глагол-связка «казалась», которая оценивает предмет с точки зрения реальности и именная часть «больная», выраженная прилагательным в форме творительного падежа.

Именные сказуемые со знаменательной связкой

Такая связка обладает полным грамматико-лексическим значением. Она в одиночку играет роль сказуемого. Знаменательной связкой могут быть только глаголы движения, состояния или положения в пространстве:

Под глаголом-связкой подразумевают специальное слово, которое нужно для связки в единую синтаксическую систему подлежащего и сказуемого. В составных именных сказуемых приинфинитивная часть бывает грамматическая, полузнаменательная и знаменательная.

Грамматическая связка – это глагол «быть» в форме любого времени или наклонения. Он имеет только грамматическое значение.

Полузнаменательная связка – это глаголы казаться, считаться, являться и т.д. Они имеют полное грамматическое значение, но сами по себе выступать сказуемым не могут.

Знаменательная связка – это глаголы движения и положения в пространстве (идти, бежать и т.д.). Они обладают полным грамматическим и лексическим значением, и в одиночку могут играть роль сказуемого.

Теперь остановимся детальнее на способах выражения именной части сказуемого.

Внимание! Прилагательное «грустный» в указанном примере не может выступать определением. Во-первых, здесь наблюдается нулевая связка «быть» в форме прошедшего времени (малыш был грустный). Во-вторых, прилагательное должно стоять в форме именительного падежа.

Составные именные сказуемые включают грамматический глагол-связку (реже полузнаменательную или знаменательную связку) и именную часть, выраженную любой частью речи, кроме глагола в личной форме и деепричастия.

На этом уроке мы узнали, что сказуемое – это грамматическая основа предложения. Мы определили его синтаксические особенности и виды. Давайте проверим ваши знания с помощью тестирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *