Разработка мобильных приложений с чего начать
Как с нуля стать разработчиком мобильных приложений
Профессия разработчика мобильных приложений востребована во всём мире: много интересных проектов, вакансий на удалённую работу и найм. Уровень зарплат разработчиков выше многих прочих IT-специалистов. Так как стать мобильным разработчиком?
Вам потребуется заполнить все данные о приложении, описать, что оно делает, приложить скриншоты, описать возрастные ограничения. Далее вы отправите приложение на проверку. Первая проверка приложения обычно занимает 1-2 недели. Может прийти ответ с одобрением публикации или запросчто-либо поменять. После внесения требуемых изменений следует повторная проверка.
Важно, чтобы приложение было не просто тестовым, а выполняло полезную функцию и соответствовало правилам размещения в магазинах приложений. Иначе его не одобрят.
Стоит хотя бы раз пройти путь вплоть до публикации приложения, чтобы понять весь цикл разработки мобильного приложения.
После прохождения курса и публикации первого приложения попробуйте сделать первые бесплатные заказы приложений. Достаточно поспрашивать у знакомых, есть интересные идеи для разработки. Поверьте, запросы появятся. Берите самый простой и пробуйте реализовать. Тут тоже важно пройти до финала: сделать первую версию, обсудить с заказчиком, внести правки, снова показать обновление и так далее, довести до публикации в сторе.
По мере накопления навыка начинайте ходить на собеседования на junior позиции. Собеседования сами по себе полезны для понимания своего текущего уровня. Когда получится получить место в компании, то процесс пойдёт ещё быстрее, так как начнёте учиться у более опытных коллег.
Многие разработчики начинают свой путь ещё в школьные годы и неплохо зарабатывают фрилансом. Образование может понадобиться для каких-то специфических задач, где требуется специализация: математика, искусственный интеллект, блокчейн, понимание какой-то другой специфической предметной области.
Отдельной темой является кроссплатформенная мобильная разработка. Вы пишете единый код, из него собираются сразу два приложения, одно для iOS, второе для Android. Но эта тема уже тема следующего этапа развития.
Введение в мобильную разработку для Android: с каких языков начать изучение?
Авторизуйтесь
Введение в мобильную разработку для Android: с каких языков начать изучение?
преподаватель курса «Android-разработчик с нуля» в Нетологии, Android developer в RoadAR
Сфера мобильной разработки развивается очень быстро. Смартфоны лидируют на рынке технологических товаров в мире, их доля среди всей бытовой техники и электроники — 44 %. А по данным аналитической компании Gartner в 2018 году потребителями был куплен 1,56 млрд смартфонов.
При этом операционная система Android из года в год остаётся самой популярной. В том же 2018 году более 80 % всех смартфонов в мире были выпущены на Android. А если представить, какое количество устройств существует помимо смартфонов — часы, планшеты, телевизоры, терминалы и даже холодильники, то доля Android будет ещё выше.
Но с учётом такой растущей популярности операционной системы, запросы пользователей также постоянно меняются и увеличиваются. Современному человеку нужно приложение под любую задачу — заплатить за услуги в банке, заказать еду, пообщаться с друзьями или скоротать время в игре. Такие приложения постоянно появляются в Play Store.
17–19 декабря, Онлайн, Беcплатно
Именно поэтому и профессия мобильного разработчика на Android имеет огромный потенциал для развития, вы можете работать в крупнейших компаниях и создавать полезные приложения, которыми будут пользоваться тысячи людей. По данным Superjob, средняя зарплата разработчика на Android — 100 000 рублей, а Headhunter публикует более 500 вакансий разработчиков каждый месяц. Невостребованным специалист точно не останется.
В этой статье мы расскажем, с чего нужно начать изучение мобильной разработки, если вы решили стать Android-разработчиком. Какие языки изучить в первую очередь? На какие этапы стоит разбить обучение? А также ответим на вопрос, нужно ли современному специалисту знать несколько языков программирования одновременно.
С чего начать?
Языков мобильной разработки много, но мы советуем начинать изучение с самого базового и традиционного — Java. Он стабильно является 1-м или 2-м языком по популярности у программистов с 2002 года (согласно индексу языков программирования TIOBE).
После того, как вы освоите основы программирования на нём, все остальные языки вам будут даваться легко. При этом мы советуем не учить сразу несколько языков. Лучше сначала полностью разобраться с одним, а уже потом переходить к другому.
Почему Java?
Именно на Java написано большинство проектов и приложений, а также крупные Enterprise-приложения, например онлайн-банки. Он классический, строго типизированный, а значит, отлично подойдёт для начального уровня.
Какие плюсы Java мы можем сразу же отметить:
Поэтому Java — тот язык, с которого стоит начать обучение программированию, освоить мобильную разработку и на котором стоит сделать своё первое приложение, а уже затем развиваться дальше и учить другие языки.
Как начать писать код на Java?
Если вы приступаете к изучению Java с нуля, то сразу ответьте себе на вопрос, сколько времени вы готовы уделять практике. Потому что любой язык программирования — это как английский: только на книжках и теории выучить не получится.
Для начала необходимо разобраться с базовыми понятиями программирования. Они похожи во всех языках, начинайте с переменных и типов данных в Java, условных операторов, циклов, функций и массивов. Это именно те синтаксические конструкции языка, которые вы затем будете использовать для построения кода.
Важно уделить внимание ООП — объектно-ориентированному программированию. Это парадигма (подход, идея) описания вещей из реального мира в коде с помощью объединения свойств и методов. Например, у каждого автомобиля есть набор характеристик: марка, тип топлива, мощность, год выпуска — это свойства автомобиля. В свою очередь, каждый автомобиль обладает набором функций: он может ехать, тормозить, управлять светом фар и т. д. В ООП также важно, как знание функций и характеристик автомобиля для водителя.
На данном этапе этих базовых знаний вам будет достаточно, чтобы создать своё первое приложение, например простой калькулятор или игру.
Приведём простой пример кода, который обычно разбирают новички в начале обучения. Наша задача — сделать простейший экран с одной карточкой для отображения поста из соцсети. Код на Java будет выглядеть так:
Отметим, что если вы уже знаете основы программирования, то за 2 недели можно начать писать на Java. А учитывая, что язык заставляет явно и однозначно прописывать каждое своё намерение, изучение проходит гладко. Если вы приступаете к изучению Java с нулевого уровня, лучше закладывать хотя бы 2 месяца на основы и практику.
Теперь затронем вопрос выбора наиболее удобного способа изучения Java. Предлагаем несколько вариантов. Первый: получение специальности программиста в университете. С одной стороны, это позволит узнать не только Java, но и другие языки и виды разработки, вы получите фундаментальные знания программирования. Но обучение в вузе — слишком долгий и сложный путь для тех, кто хочет начать разрабатывать на Android быстро.
Второй вариант: изучение основ самостоятельно по книгам, видео и статьям. Как мы писали выше, в сети множество актуальных материалов по мобильной разработке и в частности по Java. Такой путь обучения подойдёт тем, у кого много терпения и усидчивости. Всё придется выучить и понять самому. А если ваш уровень знаний — нулевой, то даже базовые понятия и конструкции могут показаться сперва слишком сложными и непонятными. К тому же теория без практики не сможет дать полной картины.
Есть третий способ: получение нужных знаний и навыков на дополнительных курсах, например онлайн. Сейчас курсы по Java предлагают разные школы, а вы сможете выбрать сложность и длительность программы под себя. Плюс такого подхода в том, что вы будете учиться вместе с ментором. Он проверяет домашние задания и показывает, какие пробелы в знаниях вам ещё нужно закрыть. Стандартная продолжительность подобной программы около 4–5 месяцев.
Но на знании Java останавливаться не стоит. После того, как вы закрепили основы, написали своё первое приложение, а лучше и не одно, мы советуем изучить ещё один язык, который сегодня набирает всё большую популярность и получает признание от крупных игроков рынка.
Следующий этап — Kotlin
Kotlin максимально совместим с Java, и поэтому процесс его изучения будет для вас гораздо проще и быстрее.
Язык Kotlin считается молодым. Хотя он и существует с 2011 года, только в мае 2019 года Google объявила его приоритетным языком программирования для платформы Android. А учитывая, что именно Google занимается разработкой Android, после этого события популярность Kotlin среди разработчиков стремительно растёт. Следуя тенденциям, многие работодатели также начинают требовать знания Kotlin.
Помимо признания компанией Google, популярность Kotlin в мобильной разработке обусловлена удобством в использовании.
Изучить Kotlin просто
Kotlin можно назвать «сладкой» добавкой к Java, они действительно во многом похожи. Поэтому, тем, кто уже знаком с самим базовым языком, на изучение Kotlin понадобится максимум 1–2 недели. При этом не нужно сразу же использовать все фичи языка, можно начать писать в «Java-стиле» и, постепенно изучая новое, внедрять это в свой код.
Итак, для начала сами разработчики языка JetBrains советуют обратиться к официальным ресурсам о Kotlin. На них есть библиотеки материалов для начинающих, а также подробные описания истории языка и специфики конструкций. Единственная сложность — ресурс на английском, так что придётся подтянуть ещё и его. Но так как это технический язык и многие термины в принципе не имеют перевода на русский, проблем с этим возникнуть не должно.
Опишем на Kotlin тот же пример, который брали на Java. Просто сравните:
Отметим, что если вы знаете основы Java и уже пишите на нём приложения, пусть и самые простые, вам не нужно проходить тот же путь для изучения Kotlin. Вы знаете общепринятые конструкции, переменные и типы данных. Можно начать писать код, очень похожий на Java, а затем в процессе изучения Kotlin добавлять всё больше фишек из него.
Итого, мы предлагаем понятный и универсальный способ входа в сферу мобильной Android-разработки. Первым этапом становится изучение Java с его длинными, но традиционными и понятными синтаксическими конструкциями. А после их освоения можно приступать к «сахарному» Kotlin. Такой порядок будет для вас комфортным.
Знание двух самых популярных языков мобильной разработки — Java и Kotlin — даст вам преимущество среди других Android-разработчиков. Как уже было сказано, всё больше работодателей ищут разработчиков со знанием Kotlin, а так как знание Kotlin невозможно без Java, вы будете только в плюсе. В любом случае, вам стоит научиться писать мобильные приложения на разных языках, чтобы в конечном счёте выбрать тот, который понравится вам и вашей будущей команде.
📱 Разработка приложений на Android с нуля: установка среды разработки
Vlada Korzun
За последний год 53% интернет-трафика пришло с мобильных устройств, а приложения для Android используются значительно чаще прочих – до 71% смартфонов и планшетов работают под управлением самой популярной ОС в мире.
Знание Kotlin очень востребовано у работодателей. Диаграмма показывает соотношение вызовов на интервью владеющих разными языками программирования специалистов:
Источник: Hired.
В то же время Kotlin – не самый популярный язык среди программистов, следовательно конкуренция среди владеющих им специалистов значительно меньше:
Источник: Hired.
С какого языка программирования начать
Несмотря на более высокую востребованность Kotlin, если вы совсем новичок в программировании, начинать стоит с изучения Java. Тому есть несколько причин:
Тем не менее, в 2019 году Google объявил Kotlin как предпочтительный язык для разработки мобильных приложений на Android.
Структура приложений на Android
Приложение для Андроида состоит из четырех основных блоков, каждый из которых живет своей жизнью (имеет независимый жизненный цикл) – это означает, что создается и удаляется каждый компонент по-разному.
Компонентов одного вида может быть несколько, и они тоже работают независимо друг от друга.
1. Активности (activities) – это части приложения, которые видит (есть интерфейс) и с которыми взаимодействует пользователь. Например, в мессенджере отображаются непрочитанные сообщения, и пользователь что-то с ними делает.
2. Службы (services) – этот блок осуществляет свои действия на фоне работы с активностями или с другими приложениями. Можно выделить два типа: начатые, которые работают пока не завершат определенное действие (музыкальный проигрыватель, синхронизация), а также обязанные сервисы (bound services) – они запускаются по указанию системы или другого приложения.
3. Широковещательные приемники (Broadcast receivers) – это компоненты, которые постоянно сканируют указанную область (систему, другие приложение, ваше приложение) и доставляют в приложение сообщения об отслеживаемых изменениях.
Эти блоки могут запускаться системой (уведомление о низком заряде батареи), а также другими приложениями. Они, например, уведомляют другие приложения, что определенный файл был скачан и теперь доступен для использования.
4. Контент-провайдеры управляют данными приложения. Другие приложения могут запрашивать или изменять какие-то данные в хранилищах контент-провайдеров с их разрешения. Например, контент-провайдер системы Android по запросам от других приложений предоставляет им информацию о списке контактов пользователя.
Этот компонент также может использоваться для чтения и записи приватных данных, которые не предназначены для передачи другому приложению.
В системе каждое приложение работает в отдельном процессе, поэтому чтобы активировать какой-то из компонентов, используются такие объекты как намерения (intents). Они активируют сервисы, активности и широковещательные приемники.
Ресурсы – некодовые компоненты, вроде картинок, звуков, макетов и т.д. Они хранятся в отдельных файлах.
Базовые инструменты для начала
1. Android Studio – интегрированная среда разработки (IDE) для создания андроид-приложений. В ней вы найдете все необходимое: редактор кода, быстрый и многофункциональный эмулятор, образцы кода, интеграцию с GitHub, фреймворки и инструменты для тестирования, встроенную поддержку для облачной платформы Google и т.д.
Чтобы IDE работала быстро, рекомендуется запускать ее на: Windows 7, 8, или 10 (32-bit или 64-bit), Mac OS X от 10.10 (Yosemite) до 10.14 (Mojave), Linux (Ubuntu 14.04 LTS), Chrome OS.
2. Java Development Kit – это набор инструментов, которые помогают писать и запускать код на Java. Туда входят, например, компилятор и дебаггер.
3. Android-устройство – не обязательно телефон. Это может быть планшет, смарт-часы, телевизор, холодильник или какие-то другие умные вещи.
Если под рукой нет нужного устройства, для запуска приложений можно использовать виртуальный эмулятор. Он представляет собой программу, которая запускается на компьютере, но выглядит и ведет себя как физическое устройство.
Создаем приложение в Android Studio
Инсталлируем среду разработки в Windows
3. Когда студия запускается, просто нажимаем несколько раз «next», там все нужное уже отмечено.
4. Когда у вас появляется окошко «Import Android Studio Settings», выбираем «do not import settings».
5. В «Install type» выбираем «Standard».
6. Выбираем светлую или темную тему.
8. Когда появилось окошко для начала нового проекта, нажимаем «Configure», а потом «Settings».
9. В открывшемся окне слева выбираем «System settings», а потом «Andoid SDK». Тут рекомендуется выбрать среды для всех версий Android, так как они пригодятся, когда вы будете создавать приложения под разные устройства. Если у вас не хватает памяти, можно не скачивать – для первого раза они не понадобятся.
Структура проекта в Android Studio
Каждый проект делится на модули, которые имеют отдельные файлы, настройки, функциональность. В проекте может быть один модуль или множество. Они по отдельности разрабатываются, тестируются и очищаются от неполадок.
Когда вы впервые создаете приложение, в новом проекте сразу появятся модули: «Android app module» и «Gradle».
Источник: Developer. Android
«Android app module» состоит из следующих элементов:
«Gradle» – это система сборки приложения. Она настраивается отдельно для каждого приложения.
Можно добавить следующие модули:
Как добавить новые модули: File —> New —> New Module.
Как запустить простое приложение с «Hello world»
1. Открываем Android Studio.
2. В первом же окне вам нужно нажать «Start a new Android Studio project».
3. Далее необходимо выбрать тип устройства (телефон, часы, телевизор, автомобиль, интернет вещей). В каждом есть различные шаблоны. Для начала выбираем «Empty Activity» и нажимаем «next».
4. Теперь появляется окошко, где выбирается название проекта, язык и место на диске, куда сохранится проект.
Остальное пока менять не нужно, но уже в реальном приложении в «package name» вы сможете вписать свое доменное имя вместо «com.example».
Что касается «minimum API level», то приложения разработанные на более старой версии будут доступны для большего количества устройств, а на более новых легче работать.
5. Терпеливо ждем, пока подгрузятся все файлы нового проекта. Следующие будут открываться быстрее.
Запускаем на эмуляторе
Без виртуального устройства приложение не запустится. Поэтому создаем его в Android Studio:
Запускаем на реальном устройстве
1. В настройках устройства нужно найти «Параметры разработчика —> Отладка USB».
2. Убедитесь, что на на вашем компьютере установлен «USB Driver».
3. Подключите андроид-устройство через порт USB.
4. В Android Studio в панели инструментов выберите ваше устройство.
5. Нажмите «Run». Приложение загрузится и запустится.
Если вас интересует полное погружение в профессию разработчика приложений для Android и обучение, после которого сразу можно выйти на рынок и получить оффер, стоит обратить внимание на факультет Андроид-разработки образовательной платформы GeekBrains.
В течение года под руководством экспертов-практиков вы освоите языки программирования Java и Kotlin, основные компоненты и элементы пользовательского интерфейса, жизненный цикл компонентов Activity и Fragment, работу с базами данных, архитектурные шаблоны проектирования, работу со сторонними библиотеками и тестирование приложений.
Успешно завершившим курс студентам выдается диплом о профессиональной переподготовке, а кроме того онлайн-академия оказывает им помощь в трудоустройстве.
Разработка мобильных приложений от А до Я: полный гайд
Если еще пару веков назад в разных частях мира людей массово охватывала Золотая лихорадка, то сейчас с уверенностью можно сказать, что современный мир целиком и полностью поглощен мобильной лихорадкой. Найдется ли в вашем окружении хотя бы один человек, который не пользуется смартфоном? Едва ли. Продажа смартфонов растет с молниеносной скоростью, а компании-производители вкладывают баснословные суммы в мобильные технологии, их развитие и популяризацию на рынке. Мобильная разработка — очень стремительно растущая область программирования, ведь количество мобильных устройств значительно превышает количество персональных компьютеров, и эта тенденция будет только расти.
Давайте подробно разберем, что подразумевают под разработкой мобильных приложений и насколько она актуальна, кто такой программист-разработчик мобильных приложений, какие навыки ему нужно освоить, с чего начать обучение и какие инструменты используют для разработки мобильных приложений. Также, расскажем из каких этапов состоит этот процесс, какая стоимость разработки приложений для смартфонов и насколько это окупаемо, разберемся какая зарплата у мобильного разработчика и как заработать на этом новичку.
Разработчик мобильных приложений — кто это?
Мобильные разработчики — это те люди, которые вдыхают жизнь в бездушные мобильные коробочки, некие шаманы-заклинатели, которые говорят на иностранном языке и могут практически всё, и иногда это действительно так. Но также это те люди, которые двигают прогресс вперед, создавая все более совершенные и сложные программы. Хороший программист — это не только знание языков и технологий, это еще и навыки системного мышления, так как ему приходится из ничего создавать сложные системы, это также умение работать в команде, так как сложно серьезный проект написать в одиночку, это и умение общаться и понимать заказчика, чтобы создать именно тот продукт, который он хочет.
Разработчик мобильных приложений, он же Mobile-разработчик и Mobile-программист — это программист, который разрабатывает программные приложения для всевозможных мобильных устройств, чаще всего — для смартфонов и планшетов. Именно с появлением на мобильных устройствах голосового и жестового интерфейсов профессия мобильного разработчика сейчас по праву считается самой модной и востребованной.
Всех мобильных разработчиков можно разделить на две категории, в зависимости от программного обеспечения для которого они создают программы — iOS разработчики и Android-разработчики. Специалисты из первой категории считаются самыми доходными на рынке труда, более того, после появления языков Swift и Objective-C создание приложений для Apple стало очень лёгким и удобным. Программисты, которые создают приложения для Android, используют в своей деятельности язык Java, который считается самым надежным для разработки мобильных приложений для этой операционной системы.
Какие основные задачи разработчика мобильных приложений:
В целом, главной задачей разработчика является создание удобного мобильного приложения, которое будет безотказно работать, а также будет интуитивно понятным, полезным и многофункциональным для конечного пользователя, и, конечно же, прибыльным для заказчика.
Карьерный путь мобильного разработчика приблизительно выглядит следующим образом: стажер, младший или Junior разработчик мобильных приложений, далее Middle и Senior mobile девелопер (на этих этапах можно получить должность тимлида, то есть руководителя группы разработчиков определенного уровня), руководитель проекта и руководитель отдела разработки. Конечно же, это то, как выглядят идеальный путь мобильного разработчика, но у каждого он индивидуальный.
Разработка мобильных приложений — что это?
В понятие разработки мобильных приложений для смартфонов, планшетов и прочих мобильных устройств входит написание программного кода с целью создания программ, которые будут работать на определенных мобильных платформах (на сегодняшний день существует 2 основные платформы мобильных операционных систем — Android и iOS, и менее популярные Windows Phone и Symbian). Эти программы и приложения могут предварительно устанавливаться на мобильные телефоны, персональные цифровые помощники, корпоративные цифровые ассистенты, смартфоны и прочие мобильные устройства до того, как устройства попадут в руки пользователю, либо загружаться пользователями в устройство непосредственно в процессе использования.
Пользовательский интерфейс мобильных приложений играет очень важную роль в процессе создания приложения, ведь интерфейс является соединяющим звеном между аппаратным и программным обеспечением мобильного устройства и фокусом пользовательского взаимодействия.
В процессе разработки мобильного приложения разработчики должны всегда учитывать насколько внимание пользователей ограничено размером экрана, как сократить количество нажатий клавиш, и как наиболее компактно вместить в приложение необходимый набор функций. Поэтому для мобильных разработчиков процесс разработки мобильных приложений часто не ограничивается одним только написанием кода по поставленному заданию, разработка мобильных приложений включает в себя более широкий и творческий спектр деятельности.
Какие услуги входят в разработку?
Услуги по разработке мобильных приложений можно также разделить в зависимости от платформы, для которой будет создаваться приложение. В основные услуги входит
Многие студии предлагают полное создание и управление проектом под ключ. В таком случае в пакет услуг по разработке мобильного приложения могут входить:
Как к студиям, так и к частным специалистам можно обратиться с просьбой разработать полный пакет, или помочь с отдельными задачами. Например, если у Вас уже есть подготовленное техническое задание и разработан концепт, а вам нужно только написать кодовую часть, — это будет отдельной самостоятельной услугой.
Насколько актуальна разработка мобильных приложений?
Смартфоны и прочее мобильные устройства не только стали частью нашей повседневной жизни, они — полноценное предложение нас. С помощью мобильных телефонов мы не только общаемся друг с другом, но и заказываем товары из магазинов, покупаем билеты, бронируем жилье, вызываем такси, используем телефоны как навигаторы, фото- и видеокамеры, читалки, онлайн банки, и просто как способ развлечься и скоротать время. Согласно статистике опубликованной в Datareportal, 67% взрослых людей во всем мире используют смартфоны ежедневно, а это почти 5,19 млрд человек (при общем количестве населения в 7,75 млрд). Тенденция к переходу с простых мобильных устройств на многофункциональные смартфоны с каждым годом только увеличивается.
Предполагается, что в ближайшем будущем человек будет напрямую связан со своим смартфоном, то есть все функции и вся информация с наших гаджетов будет напрямую поступать в наш мозг. И пока многие изобретатели работают над этим, люди тратят время на такие, казалось бы бесполезные приложения, как отпугиватель комаров низкочастотными волнами, определитель степени зрелости арбуза, имитатор воздушно-пузырчатой упаковочной пленки или приложение, которое визуально превратит экран смартфона в бокал с пивом.
Короче говоря, актуальность разработки мобильных приложений растет не то что с каждым годом, но и с каждым месяцем. Сотни новых мобильных приложений выходят на онлайн площадках каждый день. Казалось бы, сложно придумать что-то новое, но хорошие разработки в коллаборации с хорошим маркетингом могут принести много денег создателю, явное тому подтверждение — недавно нашумевший TikTok, рейтинги которого продолжают молниеносно расти.
Что нужно знать разработчику мобильных приложений?
Разработчик мобильных приложений, как и любой другой программист, должен обладать как техническими навыками, так и личными качествами для успешной работы в команде — soft skills. В данном случае нужны такие софт скилы:
С техническими навыками придется попотеть сильнее, но используя современные языки программирования, которые применяются для разработки мобильных приложений под Андроид или iOS, вполне реально создать свое первое творение уже за месяц. Вы сможете разрабатывать какие-нибудь несложные игры и даже получать с них прибыль после монетизации, но обучение профессии мобильного программиста этим далеко не исчерпывается. Если зайти в Google Play или AppStore, то вы увидите, что таких приложений большинство, и в особенности, в играх (если внимательно присмотреться, то таких игр будет 8 из 10). Простое приложение может создать каждый среднестатистический разработчик, но чтобы не оставаться в рядах “среднестатистических” придется потрудиться над тем, чтобы создать что-то действительно интересное и оригинальное, а главное, качественное. Для этого вам понадобятся такие навыки:
С чего начинают обучение? Как научиться?
Итак, вы решили попробовать себя в разработке мобильных приложений, с чего начать? Чтобы стать разработчиком мобильных приложений, нужно для начала иметь качественный фундамент. Опытные программисты советуют начать своё обучение с компьютерных наук (computer science) или с программной инженерии (software engineering), структуры данных классических алгоритмов, устройства хеш-таблиц и так далее. Нужно уяснить базовые понятия которые используются в программировании и не зависят от языка программирования или устройства. Будет нелишним знать основы C++, хотя многие считают его уже устаревшим. Отчасти это так, но это основы основ без которых не возникли бы Java и PHP. Также, полезным будет узнать о защите данных, шифровании, сетевых протоколах и о ядре unix.
Действительно качественный софт — это не только программа, которая работает без ошибок, это понятный пользователю интерфейс, и хорошо продуманная логика работы с учетом всех возможных исходов событий и вариантов их развития.
Востребованный разработчик мобильных приложений — это тот, который обращает внимание на детали и постоянно ищет новые, интересные, нестандартные решения.
Очень немаловажным является также знание английского языка хотя бы на среднем уровне. Почему это необходимо? Потому что мобильные платформы на данный момент очень быстро развиваются, каждый год появляется новая версия той или иной платформы. Кроме того, вся новая документация появляется в интернете на английском языке и её просто физически не успевают переводить на русский или украинский языки. Поэтому знание английского языка позволит вам достаточно быстро изучать документацию, применять различные новые фичи и элементы приложениях, и держаться современного тренда в данной разработке.
Если говорить о разработке мобильных приложений для чайников, то в интернете существует огромное количество различных ресурсов, сайтов, онлайн уроков, видео о том, как научиться с нуля работать с той или иной мобильной платформой, будь это Android или IOS. Можете выбирать абсолютно любую, главное, чтобы вам это было понятно, интересно, и чтобы вам это нравилось. У Google и Apple есть два главных сайта по разработке под их конкретную операционную систему: developers.google.com, developer.apple.com. При этом каждый из этих сайтов имеет локализацию на русский язык, хотя, опять же, не вся документация переведена с английского.
Разработка мобильных приложений для детей
Отдельной, достойной внимания темой является мобильное программирование для детей. Сегодня абсолютно каждый ребенок проводит невероятное количество времени со своим смартфоном или планшетом. При этом практически в 100% случаев дети играют в игры или смотрят ролики на YouTube, но это увлечение можно перенаправить в очень перспективное и практичное русло. Овладев навыками создания игр и приложений в раннем возрасте, ребёнок может вырасти очень разносторонне развитым и востребованным программистом, ведь, увлекшись программированием в детстве, вероятнее всего в дальнейшем он будет хотеть расширять свои навыки и знания, и пополнять запас новых языков программирования.
Сейчас существует много школ и курсов разработки мобильных приложений для детей 10-13 лет, где они начинают с изучения языка Scratch, который в игровой и очень понятной форме показывает основные принципы программирования. Зачастую дети быстро увлекаются подобными конкурсами, так как они не только продолжают играть на смартфонах и планшетах во время занятия, но и сами могут ощутить эту магию создания мобильного приложения. Далее они постепенно переходят к изучению Python и JavaScript, что станет для них мощной базой и хорошим стартом. Есть также и книги по программированию для детей, которые могут привлечь ребенка к изучению данной сферы.
Под что есть разработка мобильных приложений?
В первую очередь — это те платформы, которыми мы каждый день пользуемся с помощью наших смартфонов — Android и iOS, они занимают приблизительно 95% всего рынка мобильных девайсов. Остальной процент уходит под Linux, Windows, Symbian и другие, менее популярные платформы.
К мобильным гаджетам и мобильным девайсам, кроме смартфонов, мы также можем отнести планшеты, электронные часы, фитнес-трекеры, и огромное количество новых гаджетов, которых с каждым годом появляется всё больше и больше — например, очки с дополненной реальностью и умное телевидение. Все эти девайсы зачастую также используют наши основные 2 платформы, а приложения для них можно отнести к мобильной разработке.
Как разрабатывать мобильные приложения? Какие инструменты есть — какие нужны?
Самое первое — для разработки мобильных приложений нужно выучить языки программирования. Для разных платформ подходят разные языки, поэтому изначально нужно определиться с интересующей вас платформой, а далее — с языком.
Разработка мобильных приложений для Android чаще всего выполняется на Java — старом добром объектно-ориентированном, высокоуровневом языке, на котором написано больше 90% всех приложений под андроид. За последние полгода большую популярность набирает новый язык Kotlin. Пока около 5% приложений в Google Play написаны на языке Kotlin, но с каждым годом количество этих приложений растёт.
Если говорить про iOS платформу, то здесь также используются два основных языка — Objective C, он же первый язык, который был разработан компанией Apple для написания приложений под iOS. А второй язык — это более продвинутый и более современный Swift. Если говорить о поддержке старых предложений, которые были написаны ранее, то здесь однозначно вам нужно знать Objective C, новые же приложение всё чаще пишутся именно на Swift.
Стоит упомянуть, что как для одной, так и другой платформы иногда используется язык C++. Он используется в тех случаях, когда нужно достигнуть максимальной производительности от Вашего приложения.
Очень редко, но все же возможно в мобильной разработке встретить использование таких языков как Python, C# и Unity, особенно после выхода новых фреймворков и библиотек для них, ведь по умолчанию в этих языках нет встроенных инструментов для мобильных устройств. Так, например, выход фреймворка Kivy Python быстро продвинул использование языка Python в мобильном программировании.
Какие есть особенности в разработке мобильных приложений?
Главная особенность в разработке мобильных приложений заключается в форм-факторе самих девайсов, под которые мы пишем программы, потому что это — смартфоны, планшеты, которые имеют маленький либо небольшой экран, либо нестандартный (квадратный, прямоугольный) экран. Кроме того, если мы возьмем смарт-часы, то это экранчик 2х2 см, или вообще круглый экран. Поэтому очень важным моментом создания мобильного приложения является так называемый User Experience, то есть взаимодействие с пользователем.
Следующим важным моментом в разработке мобильных приложений является большое разнообразие устройств, под которые мы хотим создать приложение. То есть, когда создается приложение, оно может рассчитываться только на смартфоны, или на смартфоны/планшеты/часы, на различные устройства дополненной реальности, или может рассчитываться на взаимодействие между несколькими экранами одновременно.
Чтобы приложение работало на всём спектре различных мобильных устройств, нам нужно предусмотреть различные способы взаимодействия с этим приложением, а также разные способы отображения информации в данном приложении.
Еще одной важной особенностью является постоянное взаимодействие с интернетом. Исторически сложилось, что мобильные приложения — это достаточно легкие приложения, которые не несут в себе большой вычислительной логики. Изначально мобильные устройства располагали достаточно скромной вычислительной мощностью, но сейчас способны утереть нос любому компьютеру десятилетней давности. Но даже, учитывая современные многоядерные процессоры и огромное количество оперативной памяти, всё равно производительность остаётся главным фактором в создании мобильных приложений. Поэтому большая часть вычислительной логики, которая есть в приложении, является взаимодействием с интернетом и с облачными сервисами.
Этапы разработки мобильных приложений
Допустим, вы уже освоили один из необходимых языков для написания мобильного приложения и решили создать свой первый самостоятельный проект. Как будет выглядеть план разработки мобильного приложения? Подход к определению этапов разработки приложения в первую очередь должен основываться на принципах Human—centered design (HCD), то есть ориентироваться на проблемы человека (пользователя), и делать ставку на интерфейс.
Можно выделить следующие стадии разработки мобильных приложений:
— Поиск основной идеи приложения, его концепции (разработка чего-то уникального или усовершенствование уже существующего). На этом этапе также проводится анализ рынка и уже существующих продуктов, проводятся интервью со стейкхолдерами/инвесторами, и user research.
Прежде чем перейти к следующему этапу, обязательно нужно подробно описать бизнес-требования продукта (бизнес цели, ЦА, конкурентность, требования бренда, показатели успеха)
Немаловажным также является определение персоны главных клиентов (их мотивация, потребности, цели, триггеры
— Определение базового функционала — минимально жизнеспособного продукта (MVP). Зачастую мобильные приложения рождаются постепенно — сначала в мир выходит демо-версия с упрощенным функционалом, а потом постепенно в последующих релизах выходят новые фичи, и такой подход чаще всего финансово оправдан. Разработчик собирает фидбек от пользователей и понимает на что делать упор в дальнейшей разработке, а в наиболее положительном исходе даже может получить минимальную прибыль.
На этом этапе плана разработки мобильного приложения определяется user experience map, то есть набор базовых функций и возможностей, доступных пользователю и их взаимодействие.
— С точки зрения маркетинга здесь важно обозначить базовую модель распространения, ведь от этого также зависят основные страницы самого приложения. Также, более детально определяем последовательность действий в продвижении — источники/каналы распространения и целевые действия пользователя.
— UI/UX design — это работа дизайнера. На этом этапе мы можем начинать работать с конкретным функционалом и с четким пониманием того, какими будут шаги клиента. Здесь создается информационная архитектура, то есть основная структура навигационной системы приложения:
Важно уточнить что на этом этапе речь еще не идет о непосредственно дизайне приложения, работа проводится только с прототипами или с простыми макетами.
— Валидация прототипов в юзабилити-тестах (очень простое базовое тестирование макетов и прототипов) — этот этап также относится к работе дизайнера — видят ли наши клиенты в приложении ту ценность, которую мы изначально определили, способны ли они разобраться как его использовать. Часто так бывает, что функционал страницы приложения очевиден для заказчика, но совершенно не понятен пользователю.
— Непосредственно разработка мобильного приложения, и вспомогательных сервисов (о которых мы также расскажем ниже).
— Продвижение, без него никак. Здесь подключаем максимальную маркетинговую артиллерию, на какую хватает финансирования — баннеры на сайтах и мобильная, реклама в поисковых системах, SMM, почтовая рассылка, SEO в продвижении сайта приложения, если он есть, отслеживание виральности и максимально быстрое реагирование, публикации в СМИ и на новостных порталах, даже публикация POS-материалов.. все, на что хватает денег, фантазии и инструментов. На этом этапе важно определить где находится ваша лояльная аудитория и какие каналы связи откликаются лучше всего и максимально подготовить маркетинговую часть к запуску сразу после релиза приложения.
— Далее идет повторное тестирование функциональности приложения и поиск багов, переоценка его дизайна и ТЗ, создание тестовой документации (тест-кейсов). Фиксим баги и приводим приложение в предрелизное состояние.
— Наконец, релиз! Когда серия доработок завершена и все отделы довольны результатом работы, приложение можно выпускать в мир, точнее его первую демо-версию — загружать ее в магазины приложений.
Но на этом работа над созданием приложения не заканчивается. Далее следует осуществлять постоянную техническую поддержку его работоспособности, улучшать и расширять функционал.
Как видите, разработка мобильного приложения это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Не существует готового сценария и наш план разработки мобильного приложения может изменяться, и корректироваться в зависимости от проекта.
Как должно выглядеть техническое задание?
Само по себе мобильное приложение не является одним программным элементом при создании подобного рода продуктов. Помимо того что техническое задание на разработку мобильного приложения должно включать в себя подробный план разработки как для Android, так и для iOS, существует еще масса вспомогательных программных элементов, которые помогают правильно функционировать мобильному приложению. Их также необходимо учитывать на этапах создания и разработки как технического задания для приложения, так и самого программного продукта:
Список этих компонентов может изменяться в зависимости от целей и задач мобильного приложения. Поэтому, когда стоит задача разработать одно мобильное приложение нужно понимать, что помимо него следует разработать массу других компонентов, которые также влияют и на сроки разработки, и на стоимость всего проекта в целом.
Когда определена структура мобильного приложения и всех программных элементов, которые должны в него входить, необходимо позаботиться о том, чтобы правильно спроектировать само мобильное приложение, и для этого очень важно понимать что такое мокап, прототипирование и UX дизайн. Этим и определяется подход к проектированию технического задания для мобильного приложения, ведь в этом случае техническое задание не записывается текстом, а изображается в виде графического материала, который воспринимать и реализовывать гораздо легче. Ниже показан пример технического задания на разработку мобильного приложения:
Как было сказано ранее, при разработке мобильного приложения создается множество программных элементов, ими занимается огромное количество разных специалистов. Для того чтобы эффективно синхронизировать работу этих специалистов, и для того, чтобы на выходе получился качественный продукт, который будет соответствовать первоначальной идее и задумке, очень важно: правильно выполнить проектирование, и записать все элементы интерфейса мобильного приложения, отрисовать прототипы отдельных экранов, поработать логику различных элементов меню и кнопок, описать количество экранов, их функции, и продумать поэкранную диаграмму переходов между ними (мокап/прототип). Такой подход избавляет от необходимости долго разбираться в ТЗ и помогает в течение короткого промежутка времени быстро понять, о чём же будет мобильное приложение, какие его основные функции и что оно должно делать.
Методы разработки мобильных приложений
Существует 2 метода разработки мобильных приложений:
Нативная разработка подразумевает создание программы для мобильного устройства на конкретном языке под конкретную платформу. Нативные приложения достаточно производительны и не имеют ограничений в разработке (Java и Kotlin — для Android, а Swift — для iOS). К плюсам такой разработки можно отнести достаточно быструю реакцию на действия юзера, возможность иметь прямой доступ к аппаратной части и разработать наиболее привычный для пользователя конкретной платформы интерфейс. К недостаткам можно отнести достаточно высокую стоимость разработки и поддержки, и длительное время, требуемое на разработку.
Разрабатывать одно и то же приложение под разные платформы (iOS/Android) долго и дорого, к тому же их тестирование также займет достаточно длительное время (к примеру, компиляция обновлений для Андроид занимает около 30 сек), по этому если нужно создать простое приложение сразу для двух платформ, прибегают к гибридному способу разработки. Кроссплатформенная разработка производится с помощью web-технологий — HTML, CSS и JavaScript — которые позволяют разработать приложение сразу на несколько платформ. Но для того, чтобы приложение работало в соответствии со своей платформой, его нужно “перевести” на понятный платформе язык, или добавить промежуточное звено-переводчик. К достоинствам можно отнести низкую стоимость разработки, ведь для этого иногда достаточно будет задействовать всего одного специалиста. А вот к недостаткам можно отнести возможные трудности в работе всех функций и задержки в реакции на действие пользователя (приложение может быть медлительным), также интерфейс будет достаточно простым и нужно будет его дополнительно дорабатывать.
Разработка мобильных приложений дополненной реальности
Технология дополненной реальности уже плотно вошла в нашу жизнь и сегодня простым AR и VR приложением уже никого не удивить. Несмотря на столь большое распространение, для многих данная тема остается странной и непонятной. Помимо развлечения, технологии дополненной реальности используется в самых разных сферах: в медицине и здравоохранении, для обучения студентов, для моделирования и проектирования в производстве, в коммерческих целях для улучшения продаж и коммуникации с потребителем, и т.д. Разработка бизнес-приложений с AR сегодня является одним из самых востребованных и быстро растущих направлений.
Как работает технология VR:
Как видите, главной особенностью создания мобильных приложений с дополненной реальностью является необходимость “научить” программу как можно точнее распознавать маркеры в реальной жизни через камеру мобильного устройства.
Наиболее популярным вариантом для создания приложений с дополненной реальностью является движок от Unity3D — это межплатформенная среда для разработки игр и приложений не только для мобильных устройств, но и для Windows, Linux, консолей PlayStation, Xbox, Nintendo, и для всевозможных VR- и AR-устройств.
Unity, хоть и является частной разработкой компании Unity Technologies, но доступен разработчикам бесплатно, хоть и с некоторыми ограничениями (например, владельцу бесплатной версии проект не должен приносить больше 100 тыс. долларов в год). Хотя у движка есть свои минусы, которые затрудняют создание большой и тяжеловесной игры, все же он отлично подходит начинающим мобильным девелоперам, которым будет достаточно простых инструментов.
Где можно научиться разработке мобильных приложений?
Если вы уже выучили или находитесь в процессе изучения одного из упомянутых выше языков программирования, которые чаще всего применяются при разработке мобильных приложений под iOS и Android, то можете попробовать создать мобильное приложение с помощью доступных в интернете и на YouTube кейсов и видеоуроков. Если же вы только находитесь на этапе погружения в эту тему и планируете стать на путь мобильного разработчика, то самым быстрым и результативным вариантом будет записаться на курсы мобильной разработки в IT школе.
При обучении разработке мобильных приложений на курсе Mobile Development в учебном центре DAN.IT Education вы получите максимальный пакет знаний и навыков, необходимых для создания мобильного приложения с нуля, даже если вы не сталкивались с программированием ранее. На курсе разработки мобильных приложений вы начнете изучение с популярного языка JavaScript, изучите библиотеки react и разработаете свое первое приложение под iOS и Android. Кроме того, вы научитесь строить архитектуру приложений и тестировать их, а также прокачаете софт скилы и научитесь презентовать свой продукт широкой аудитории. На протяжении всего процесса обучения студента сопровождают опытные менторы, которые помогают учитывать все индивидуальные особенности каждого проекта. Внимание к деталям, полезные лайфхаки и экономия времени на обучении и, вследствии, создание своего собственного проекта — неоспоримые аргументы в сторону того, чтобы изучать мобильное программирование на курсах, а не с уроками по разработке мобильных приложений с YouTube.
Сколько стоит разработка мобильного приложения в среднем?
Чтобы узнать правильную цену на разработку мобильного приложения, недостаточно прислать в студию разработки похожий вариант приложения к тому, которое Вы хотите разработать, и написать «Ребята, мне нужно такое же приложение. Сколько это будет стоить?» Мобильное приложение — это технический проект, для которого нужна правильная проектная техническая документация.
Цена разработки мобильного приложения зависит от детально и правильно составленного технического задания, и ее корректность напрямую зависит от того, насколько квалифицированный человек ее подсчитывает.
Также, при подсчете важно учитывать сколько времени займет дизайн, разработка, тестирование и прочие услуги по разработке. Если в студию разработки отправить запрос с просчетом стоимости разработки приложения без должной документации и технического задания, то, вероятнее всего, стоимость будет выставлена наугад, и при этом значительно завышена. Конечно же, высокая стоимость не значит качество.
Стоимость разработки мобильных приложений значительно варьируется также и от региона, в котором работают разработчики. В таких странах как США, Австралия или Великобритания стоимость работы разработчика может в два раза превышать стоимость работы разработчика из Западной Европы (150$ против 70$ в час). Программисту из Восточной Европы за час разработки Вам придется заплатить 35-50$, а разработчику из Индии и вовсе 8-30$. При этом простенькое приложение возможно написать за 1-2 месяца, а более сложное потребует от 4х месяцев работы.
Сегодня украинские программисты на фрилансе способны зарабатывать на уровне со своими западными коллегами, ведь могут позволить себе повышать цену, имея за спиной большой опыт, много сложных и интересных проектов, а также знание английского языка. Самой распространенной платформой для мобильных фриланс разработчиков в Украине является Upwork, и единственный минус этой платформы — слишком большая конкуренция.
Если оценивать стоимость всего процесса разработки мобильного приложения от А до Я в Украине, то она может варьироваться от 50 000 грн до нескольких миллионов гривен, все зависит от масштабов и сложности проекта.
Насколько окупается разработка мобильных приложений для бизнеса?
Далеко не каждый бизнесмен задумывается о разработке мобильного приложения для бизнеса, тем более если речь идет о малом и среднем бизнесе. Владельцам бизнеса мобильное приложение может быть необходимым в таких случаях:
Разработка мобильного приложения для бизнеса может быстро стать окупаемым и прибыльным проектом, если бизнес построен в первую очередь в таких областях как автомобильный бизнес, индустрия красоты, спорт и фитнес, медицина, туризм, заведения общепита, доставка, онлайн-магазины, досуг и развлечения, услуги.
Даже если вы продаёте сантехнику, грамотно разработанное приложение может сыграть на пользу вашему бизнесу, однако, в любом случае, первым делом нужно тщательно просчитать, принесет ли оно ожидаемую пользу, ведь мало одной только разработки приложения, очень важную роль играет его продвижение.
Давайте рассмотрим каким образом можно развить свой бизнес с помощью мобильного приложения и тем самым поспособствовать его окупаемости:
В истории существует много успешных примеров того, как мобильное приложение значительно повлияло на развитие бизнеса, например, как это было с Alibaba Mobile Business Group в Украине и России.
И еще пару советов о том, что нужно учитывать если Вы думаете над тем, чтобы создать мобильное приложение для своего бизнеса:
Как сэкономить на разработке мобильного приложения?
Мобильная разработка даже самой простой программы очень финансово затратна, но всё же у нас есть несколько советов касаемо того как избежать ненужных трат на разработку на начальном этапе:
Какой нужен бриф?
Бриф на разработку мобильного приложения необходим разработчику приложения для того, чтобы понимать какую идею и цели представляет заказчик. По сути, это не инструкция, и тем более не техническое задание, это предварительная заявка на разработку мобильного приложения. То, насколько грамотно составлен бриф, помогает исполнителю понять, на сколько глубоко заказчик погружен в сферу IT и насколько серьезен его подход к проекту.
В бриф на разработку мобильного приложения нужно включить:
Перейдя по ссылке вы можете посмотреть шаблон брифа на разработку мобильного приложения от студии разработки Live Typing.
Какая зарплата у разработчика мобильных приложений?
Зарплата разработчика мобильных приложений в среднем составляет 1500-2000$ в Украине, но она может значительно варьироваться в зависимости от уровня знаний и навыков разработчика, и сложности проекта. Очень весомым фактором является и регион, на который работает разработчик, так как, как уже было сказано ранее, стоимость часа работы мобильного разработчика в Америке, Европе и Индии уж очень отличается. Payscale предоставил статистику, в которой определена цифра в 59100$ в год (по миру), а это 5140$ в месяц!
Согласно недавнему исследованию от Glassdоor зарплата мобильного разработчика уровня джуниор в среднем составляет 60547$ в год в США, в Украине же можно найти вакансии на позицию Junior mobile developer с оплатой в 800-1000$ в месяц. Эту группу сложнее всего анализировать, ведь на рынке большое количество начинающих мобильных девелоперов с очень разными навыками разработки. Важно понимать, что далеко не многие компании и студии готовы платить тысячу долларов мобильному разработчику без опыта, или только окончившему курсы, будьте готовы, что стартовать, вероятнее всего, придется с минимума — от 600$ в месяц.
В некоторых недобросовестных студиях разработки прибегают к “перепродаже” рабочей силы, то есть нанимают программистов с хорошими навыками, но платят по уровню джуна, а заказчику озвучивают стоимость работы программиста уровня middle, чаще всего, это сложно проверить.
Мобильные разработчики уровня middle в Украине получают в среднем 1500-2500$, а заработная плата девелоперов уровня senior может резко варьироваться от 3000-4000$ и выше. Позиция тим лида может также повышать цену работы мобильного программиста на несколько сотен долларов.
Как заработать на разработке мобильных приложений?
Существует огромное количество способов монетизации мобильного приложения и сценариев для их воплощения. Чтобы заработать на разработке мобильных приложений, нужно четко определить вашу целевую аудиторию — кто ваш клиент, что ему интересно, что ему может быть полезным и на что он готов тратить деньги. Вне зависимости от того, какой формат приложения вы хотите выпустить, то, что работает у одних, может не сработать у вас, по этому ни в коем случае не нужно ориентироваться на других и копировать схемы конкурентов (не все фичи одинаково полезны). Можно создать конкретный инструмент под задачу бизнеса и на нем зарабатывать, можно разработать программу в качестве бизнеса под ключ и продать его кому-то, можно разработать приложение, которое будет нацелено на увеличение лояльной аудитории и сбор трафика, который в дальнейшем также может быть монетизирован, и так далее. Самое главное при выборе сценария — не забывать, что приложение в первую очередь должно быть полезным пользователю.
Вот несколько способов заработка, которые чаще всего используются в мобильных приложениях:
Это только самые основные и самые распространенные способы заработка на мобильных приложениях, и они ограничиваются только вашей фантазией.
Лучшие книги по разработке мобильных приложений
Для тех, кто предпочитает обучаться по бумажным изданиям, мы подготовили топ 6 книг по разработке мобильных приложений: