Разработка приложений для ios с чего начать
10 навыков и знаний необходимых начинающему iOS разработчику
Профессия iOS разработчик сейчас довольно востребована, хорошо оплачивается и, возможно даже, модная, а потому привлекает много людей.
Ко мне и коллегам на собеседования приходит много кандидатов на открытые у нас вакансии, и я отчетливо вижу у многих новичков отсутствие базовых знаний или просто неуверенное владение ими. Хотя в интернете и много статей, книг и курсов (платных и бесплатных), из которых можно получить необходимые знания, не всегда просто понять, на изучении каких тем стоит сконцентрироваться.
В этой заметке я поделюсь информацией про то, какие навыки и знания я считаю важными для начинающего iOS разработчика, попробую объяснить зачем они нужны и дам ссылки на материалы для их изучения.
Материал адресован в первую очередь тем, кто хочет начать обучение, восполнить пробелы или понять свою готовность работать iOS разработчиком. Буду стараться пояснить все простыми словами.
Сразу скажу, что большая часть материалов, на которые буду давать ссылки, на английском языке. Я понимаю, что учиться на английском может быть сложнее и медленнее в начале, но это даст плоды позже — вы не сможете всегда находить хорошие актуальные материалы на русском.
Первые шаги
Абсолютно нормально, если вы при этом поймете или запомните не все темы, зато у вас появится основа — структурированные базовые понимания устройства iOS приложений и конструкций языка Swift. Уделив время этим вещам на старте, вам будет сильно проще добавлять знания по каждой из тем.
1. Auto Layout, Storyboard, верстка из кода
Создание интерфейса приложения на основе макета — базовый навык для iOS программиста. Знать стоит не только основные компоненты, из которых собирается интерфейс (UIView, UILabel, UIButton, UIImageView и т. д.), но и то как их расположить на экране, чтобы добиться желаемого положения и размера на разных по размеру экранах, в том числе при повороте устройства. Для простоты я бы выделил 3 способа создания интерфейса:
Чтобы освоить тему, рекомендую:
2. Жизненный цикл ViewController
Предположим для простоты, что каждый экран в мобильном приложении — это ViewContoller, а точнее — это наследник класса UIViewContoller. iOS разработчику важно знать, как устроен жизненный цикл экрана, а точнее — какие методы будут выполняться при подготовке, появлении, повороте, уничтожении и других состояниях экрана.
3. Работа с UITableView и UICollectionView
Большая часть интерфейсов мобильных приложений сделаны на основе таблиц. Вы должны уметь добавить на экран таблицу, подготовить ячейки, реализовать нужные протоколы, назначить делегат и источник данных.
Помимо этого важно понимать, зачем нужны идентификаторы, и что понимается под переиспользованием ячеек.
4. Grand Central Dispatch
Приложения должны уметь параллельно решать несколько задач. К примеру, пока пользователь листает ленту новостей, загружаются данные из сети, и интерфейс при этом не блокируется.
Grand Central Dispatch — одна из важных и довольно непростых тем, которую вам точно стоит знать, если вы собираетесь программировать под iOS.
5. Работа с сетью, получение данных из JSON
Какие из ваших любимых приложений продолжают работать без подключения к Интернету? Думаю, что если откинуть игры, вы увидите, что большая часть приложений работает с данными из сети. Что в этом случае должен уметь начинающий iOS разработчик? Думаю, что создать сетевой запрос, получить и обработать данные. Знаний о URLSession для начала должно хватить. Это самый базовый подход, и я рекомендую в первую очередь освоить применение именно его. Возможно будет не лишним знать о существовании такой популярной библиотеки как Alamofire, но это не должно быть в ущерб URLSession.
Чаще всего данные, которые приходят в приложения по сети, передаются в формате JSON. Нужно уметь эти данные получить и обработать, к примеру, вывести на основе их какой-нибудь список. При этом желательно, чтобы вы умели делать это не только с помощь одной из популярных библиотек, к примеру, SwiftyJSON, но также владели стандартными средствами языка, были знакомы с Codable.
Довольно подробно про работу с URLSession рассказано в статье от Audrey Tam. Материалов по работе с JSON довольно много, можно посмотреть статью Anand Nimje.
Чтобы освоить тему на практике рекомендую сделать приложение с прогнозом погоды, в котором есть поле ввода названия города, создается запрос к API (подойдет OpenWeatherMap), и на основе полученного JSON выводится информация о погоде.
6. Знания Swift
Тут очень поможет прочтение документации. Изучение Swift может занять время, но на выходе вы должны взять с собой и свободно ориентироваться в следующих темах:
Тщательно разберите отличия структур и классов — не только потому что этот вопрос вам зададут на собеседовании с большой вероятностью, просто это нужно будет в работе.
Параллельно с прочтением документации по Swift можно смотреть видео марафон по Swift Алексея Скутаренко. Этот марафон не заменит прочтение документации из-за того, что в нем раскрыты не все темы, а еще он опубликовал 4 года назад, и за это время в Swift произошли небольшие изменения. Алексей проделал грандиозный труд, полезного материала и мыслей там много.
7. Сильные и слабые ссылки, ARC, утечки памяти
Как сделать так, чтобы у приложения не было проблем с нехваткой памяти?
Что такое ссылки, какие бывают типы ссылок? Что именно делает ARC, и как избежать Retain Cycle, и что это вообще такое? Тема не сложная, но крайне важная. Ознакомиться можно, к примеру, в SwiftBook.
8. Протоколы и делегаты
При разработке под iOS вы часто будете встречать делегирование, а точнее передачу отвественности от одного объекта к другому. Для примера классическая задача — таблица с ячейками, в каждой из которых есть кнопка «добавить элемент в избранное». Вы должны уметь создать для этой ситуации протокол, назначить делегат, реализовать у него поддержку протокола.
9. Архитектурные подходы: MVC, MVVM, MVP, VIPER
Для простоты создания и поддержки программных продуктов при разработке их разделяют на отдельные блоки. К примеру, один блок отвечает только за работу с данными, а другой за внешний вид. У такого подхода есть ряд преимуществ, к примеру, вы сможете изменить внешний вид, не трогая логику, или при необходимости сможете поменять источник данных, опять же не меняя остальные части приложения. Очевидно, что эти подходы используются не только в iOS, скажу больше — они пришли сюда из других платформ. Есть несколько устоявшихся подходов к разделению ответсвенности между разными блоками, для работы с iOS я рекомендую хорошо разобраться с MVC и MVVM.
Вместо нормального объяснения разделения отвественности в архитектуре я часто слышу на собеседованиях, что-то вроде «MVC это плохо, потому что это Massive View Controller, а MVVM гораздо лучше».
10. Хранение данных, Core Data
Как мы говорили выше, многие приложения работают с данными из сети. Нужно уметь сохранять эти данные на устройстве, а также сохранять то, что вводил пользователь. В базовый набор способов для хранения данных для начинающего iOS программиста, на мой взгляд, входят
Я считаю, что равномерно распределив указанные выше темы и уделяя учебе от 20 часов в неделю, реально даже с нуля освоить всё это за срок в 4-5 месяцев.
С таким багажом знаний можно начинать брать заказы на небольшие приложения или ходить на собеседования. К примеру, при наличии вакансии мы бы человека с таким набором знаний взяли в нашу мобильную команду.
Напишите свое законченное приложение
Я уверен, что iOS разработчику стоит иметь своё приложение. Речь идет про законченное приложение, которое решает какую-то нужную задачу или проблему (ничего страшного, если решает только для автора приложения). В процессе написания своего приложения вы столкнетесь с творческими задачами поиска подходящих решений, это не только позволит лучше закрепить теоретические знания, но и доставит вам удовольствие.
Не стесняйтесь своих приложений, показывайте их на собеседованиях. Даже если приложение простое, даже если дизайн делали сами, и получилось не самое красивое приложение (если приложение нужное, функционал потом можно расширить, а дизайн сделать новый).
Создание iOS приложения. От идеи до результата
Все началось с того, что я огляделся по сторонам и, не увидев автомобиля своей мечты, решил сконструировать его сам
Фердинанд Порше
Привет, Хабр. Хочу рассказать, как создал свое первое iOS приложение и что из этого получилось.
Идея для приложения возникла сама собой: создай то, чем бы ты с удовольствием пользовался бы сам. Я постоянно пишу заметки. Ведь у каждого занятого человека существует определенный набор фактов, которые он получает в течение дня, и которые стоит запомнить. А так как все люди забывают (и это нормально!), то нет лучшего решения, чем просто записать. Я все время чувствовал какое-то неудобство при работе с представленными в AppStore приложениями-заметочниками. Излишняя сложность в управлении, наличие ненужных категорий, нагромождение дополнительной информации — все это мешает приложению выполнять его основную функцию. Плюс ко всему многие из этих вещей выглядят просто некрасиво.
Поэтому, поставив все ставки на простоту и удобство, я приступил к созданию концепции. Модель приложения с единым списком заметок. Все в одном месте, что может быть проще? Если что–то имеет большую ценность или актуальность, совсем не обязательно вешать на него ярлык, ведь достаточно просто переместить более важную заметку в топ списка. Старые и ненужные записи постепенно будут опускаться вниз и в последствии будут удалены пользователем.
Функционал
После того, как концепция была придумана, я выписал основной функционал — те вещи, на которые я хотел бы сделать акцент в управлении:
Инструментарий
Перед тем, как писать код в Xcode, я полностью воссоздал внешний вид приложения в векторном редакторе Sketch. Эта программа отлично подходит для быстрого создания макетов. Для этого приложения доступна масса плагинов, среди них есть Sketch Preview — просмотр артборда сразу на устройстве через программу Skala Preview. Всего лишь нужно скачать бесплатные программы Skala Preview на компьютер и мобильное устройство и установить плагин. После этого выбрать нужный артборд, нажать комбинацию Command+P и уже через секунду внешний вид приложения транслируется на устройство.
Кроме того, в приложении очень удобно создавать скриншоты для публикации в AppStore. Для каждого размера экрана создавался свой набор артбордов, вместе с использованием стилей, время потраченное на форматирование минимально. Но про публикацию чуть позже.
Разработка
В приложении я использовал всего два контроллера – один непосредственно для всех-всех-всех заметок, другой — для отображения небольшого туториала при первом запуске. Работу с базой данных я организовал с помощью фреймворка CoreData.
После создания базового функционала (создание, удаление, редактирование заметок) я решил улучшить каждую из этих функций.
Согласитесь, редактирование текста в iOS реализовано достаточно неудобно. При допущении ошибки в слове для перемещения курсора на нужную позицию необходимо сделать касание и не убирая пальца от экрана, попытаться попасть в выбранную область. К тому же после исправления ошибки нужно вернуть курсор назад в конец строки. В своем приложении я решил переработать механизм перемещения курсора: для того чтобы внести изменение в слово, нужно лишь сделать свайп в зоне между клавиатурой и набираемой фразой не загораживая при этом обзор текста.
Анимации удаление и перемещения в топ я решил реализовать самостоятельно, а визуальное сопровождение максимально приблизить к реальной жизни. Что-то приобрело более высокий приоритет — свайп вправо и заметка перемещается в топ списка. Чтобы удалить — свайп влево и анимация зачеркивания покажет на сколько еще нужно продлить свайп чтоб завершить удаление. При случайном удалении — нужно просто потрясти устройство («Shake»), и заметка вернется на свое прежнее место.
Для того, чтобы выделить заметку, я использовал LongTapGesture и три основных цвета приложения — белый, синий и красный, которые и сформировали главную палитру цветов.
Чтобы поделиться заметками из приложения я добавил дополнительный нижний бар, для появления которого необходимо сделать свайп из-под нижнего края устройства (Bottom Edge Swipe). В панели для шаринга собраны все самые важные действия — публикация в Facebook или Twitter, отправка списка заметок по электронной почте, или просто копирование для дальнейшего использования. Механизм очень простой — нужно выделить необходимые записи, после — нажать на нужную функцию. Если вы необходимо вернуться в обычный режим — свайп по бару, но уже вниз.
Переход между дневной и ночной темами я решил сделать автоматическим — почему никто еще не додумался менять внешний вид в зависимости от положения солнца на небе? Все очень просто — после наступления темноты и после восхода солнца тема меняется, при этом пользователю не нужно отвлекаться от создания заметок, ведь приложение всегда будет автоматически подстраиваться под окружающие условия.
Нейминг
mad note — excellent, entertaining, surprising, unexpected or awe-inspiring
Сразу же появился и слоган: MadNotes — Note your passion. Поскольку палитра основных цветов у меня уже была готова (белый, синий, красный), я решил сразу придумать подходящую иконку. Ситуация с логотипами для приложений подобного рода плачевная:
Поскольку заметки на бумаге пишут карандашом или ручкой, я решил отобразить это на иконке — карандаш повернутый под углом 45 градусов. Получилось вот так:
Результат
Поскольку изначально проект задумывался как дизайнерский, я решил поучаствовать с моим приложением в всеукраинском конкурсе Ukrainian Design Awards: The Very Best Of в категории Digital Design. До конкурса оставалось несколько недель, за это время я успел сделать публикацию на Behance, где визуально показал все основные функции приложения, а также записал видео-превью.
Поскольку победителей конкурса не разглашают до самого последнего момента, было невероятно приятно увидеть свою работу на выставке работ победителей — жюри увидели и оценили главную концепцию — минималистичное и, вместе с тем, функциональное приложение для ведения заметок.
Приложение находится в AppStore уже несколько месяцев, за это время я сделал шесть обновлений и переписал код на Swift. В последней версии (1.2) добавлена синхронизация с iCloud, так что заметки уже успели перебраться в облако.
Как грамотно начать погружаться в разработку под iOS и что для этого нужно?
Решил кардинально сменить сферу своей деятельности (оптимизация и продвижение сайтов, и интернет-магазины) и серьёзно подойти к iOS-разработке. Какого-то конкретного опыта в программировании нет вообще, всё только в общих понятиях на уровне базовой теории. К самой разработке подхожу с точки зрения профессионального развития и заработка на этом, а также с точки зрения просто интересного дела и возможных своих проектов.
Тостер по моей теме читал, поэтому вопросов а-ля «какие книги читать?» задавать не буду.
1. Насколько срочно мне понадобится MacBook для погружения в разработку? Однозначно знаю, что без него в итоге никуда. Дело в том, что купить не проблема (не миллионер, но для серьёзных профессиональных перемен готов потратить 1000-1500$ на рабочую технику), но есть ли смысл, не зная ещё абсолютно ничего по теме, в таких начальных тратах? Достаточно ли, скажем, установить на Windows 7 (если что: HP, 2 x 1.7 ГГц, 2 ГБ памяти, встроенное видео) какой-либо эмулятор и хотя бы первые пару месяцев разобраться с начальной базой и основными понятиями?
3. Нужен ли сам девайс с iOS для старта обучения разработки? Или на Windows 7 / OS X можно будет как-то эмулировать iPhone, чтобы смотреть, что получается? Или это как-то вообще по-другому делается? 🙂 Опять же, купить не большая проблема, но нужно ли мне это сейчас? И, если он необходим, ещё один смежный вопрос: покупать что-то свежее (5 / 5s) или не важно (4s)?
Спасибо большое за ваше внимание и интерес к моим вопросам. Хорошей недели всем! 😉
О том, как я написал простое приложение для Android/iOS
Хочу сразу отметить, что это не статья от профессионала, скорее взгляд любителя на мобильную разработку, скажем так, «с нуля». Мое основное занятие — это создание сайтов. В данное время я работаю у провайдера интернета и занимаюсь поддержкой внутреннего биллинга/сайта и так далее (PHP и немного Perl), довольно скучное занятие, скажу я вам. В общем, я обычный провинциальный «программист».
В один прекрасный момент у руководства компании возникла идея сделать мобильное приложение для iPhone, которое могло бы показать баланс пользователю, его статус, возможность взять «обещанный платеж», фактически, дублирование личного кабинета, но чтобы приложение. Не зная про мобильную разработку совсем ничего, идею воспринял с большим энтузиазмом, потому что всегда приятно делать/узнавать что-то новое, думаю, это у всех так.
Придя на работу в один из серых скучных дней, я решился и написал в поиске Google «как сделать мобильное приложение». Это было очень наивно. Кажется, я даже попробовал задать вопрос на Toster, «с чего начать разработку под мобильные приложения», тогда я еще не понимал насколько глупым воспринимается этот вопрос профессионалами.
Довольно быстро я разделил для себя разработку на две части, это был Android и iOS, потому что они совсем разные (поиск подсказал.
Как-то я наткнулся на Phonegap, насколько я понял, пишем на Javascript+html+css, а потом получаем готовое приложение для Android/iOS, но почему-то мне не хотелось пользоваться подобными решениями, во-первых: были непонятные отзывы, кто-то хвалил, кто-то ругал, а во-вторых: мне хотелось попробовать как это изнутри, каково это сделать «нативное» приложение.
План и подготовка
Начать решил с Android.
Android
Начал я с установки Android Studio, первоначально смутило количество кнопочек/иконок, но за пару дней я уже был как рыба в воде. Для начала надо было понять как вообще делаются приложения, очень помогает изначальное «Hello world!» которое создается по-умолчанию. Выглядело все достаточно просто и понятно. Погуглив «Как начать разработку в Android Studio», я понял, что надо скачать SDK. Открыв SDK-manager я не понял вообще ничего, ну, точнее, не понял что именно надо делать, поэтому поставил все галочки и ждал пока все скачается. Для чего оно мне нужно я совсем не понимал, общее представление конечно было «чтобы работала поддержка такой-то версии», но почему надо все отдельно качать и выбирать среди сотен галочек — бррр.
Вторым достаточно сложным этапом было запустить приложение на симуляторе. Погуглив, пришлось повозиться с AVD, конечно, потыкашись как слепой котенок я сделал несколько виртуальных устройств. На одном даже запустилось приложение. Честно сказать, симулятор у Android Studio совсем не User-friendly, очень долго я с ним воевал, пытался запускать по-разному, хотел чтобы кнопки управления были на экране и работали, но почему-то не работали. Видимо, сказывалось отсутствие опыта.
Как оказалось, для Android пишут на Java. Про Java я знал только то, что это язык программирования и это не Javascript.
Решил разбить большую задачу на более мелкие.
Теперь возникла ситуация когда у меня, в принципе, все готово, но я не знал как вообще делается приложение, поэтому, погуглив, я понял что никакой нормальной информации на русском языке мне не найти (либо я плохо искал). Информация либо устаревшая, либо не то что мне требуется. Спас меня youtube и знание английского языка. Сделав несколько запросов в ютюбе можно найти массу информации, да еще и с самим процессом — это очень помогло, если бы не обучающие видео, думаю, приложение я бы делал несколько месяцев.
Выбирая минимальную версию Android я остановился на 4 что-то там 🙂 (Охват аудитории 90%+ если верить Google).
Опять же разбив свои задачи на более мелкие я искал туториалы в youtube, например: «how to get json in android» или «menu in android studio». Конечно, пришлось пересмотреть штук 30 разных видео и все они были на английском (одно на немецком и одно на китайском — когда показывают не так сложно самому дойти что же говорят :)).
Разработка под Android заняла примерно неделю с момента установки Android Studio. После чего отобрав планшет у сына я смог протестировать свое приложение на реальном устройстве — просто подсоединив его к компьютеру.
Публикация в Google Play
Сначала я думал что будет очень сложно и даже переживал, но как оказалось всего 25$ и фактически без каких-либо серьезных проверок приложение попало в Google Play и через несколько часов было доступно в поиске, публикация заняла около одного дня.
Отдохнув пару дней и поразмыслив, решил что пора реализовать тоже самое приложение под iOS. Но, оказалось, что бесплатная среда разработки xCode может быть запущена исключительно в среде Mac. Пришлось скачать образ виртуальной машины MAC OS Yosemite и запустить ее через VMWare. Сделать это было очень просто и фактически не требовало от меня никаких телодвижений кроме как «ждать».
После чего я скачал xCode и начал разбираться, дело пошло быстрее, так как разработка под мобильные устройства что для Android, что для iOS примерно схожа в своих идеях.
Язык программирования выбрал Swift. Версию iOS минимум 7.1+
В принципе разработка под iOS была более простой, хотя баги симулятора присутствовали, но весь процесс оказался более удобным, нежели под Android. Опять же я открыл youtube и смотрел видео/читал руководства о том, как сделать какую-то вещь. Например, нагуглил прекрасный скрипт который делает slide menu, которого у меня не было в Android. В общем, еще один марафон и за неделю было готово улучшенное приложение, добавил возможность пополнить счет с помощью карты предоплаты и совместил платежи/списания в одно окно.
Использовал тоже самое API (тот же скрипт, что и для Android).
Публикация в iOS
Тут все оказалось не так радужно и просто как в Android. Во-первых, оказалось, что мне требуется реальное устройство для тестирования приложения, а без него никак не опубликоваться. Пришлось искать iPhone и привязать его к профилю тестирования.
Опять же, при создании аккаунта был выбор между «компания» и «индивидуальный разработчик», но начитавшись страшилок про 4+ месяца проверки компаний я решил регистрироваться как индивидуальный разработчик. Сделать это было не сложно, главное оплатить 99$ за аккаунт разработчика iOS со своей кредитной карты чтобы имя совпадало (подсказал поиск). Платеж проходил 2 дня.
После чего пришлось искать целое видео «how to publish in app store» и следовать инструкции, настолько там все непонятно. Какие-то сертификаты, туда — сюда. В общем, не очень удобно, хотя и сделать надо лишь один раз :).
Выводы
1. Как оказалось это не сложно даже для человека который никогда не использовал Java/Swift/Mac OS.
2. Много новой информации заставляло мой мозг просто переполняться в первые дни и зависать. Помогал только сон, после него я более четко понимал что делать дальше. Не надо бояться таких этапов. Иногда мне казалось что «я вообще ничего не понимаю», были ощущения что я бьюсь головой в бетонную стену. Но на следующий день я решал проблему. Например, в Android, в самом начале у меня возникла ситуация «ничего не работает», когда я подключался к серверу и должен был получать информацию, оказалось, надо было это делать в асинхронном потоке. Потратил целый день.
3. Очень быстрое устаревание руководств/видео уроков. Платформы настолько быстро развиваются, что надо сразу проверять актуальность информации. На русском языке ее очень мало, после нескольких попыток я даже бросил искать и сразу начал штудировать stackoverflow и англоязычный интернет. Youtube со своими видео-уроками просто спас меня! Я открывал видео на одном мониторе и работал на втором. Без базового английского — никуда.
4. Сервисы вопрос-ответ реально помогают! Иногда, впадая в ступор я задавал вопросы и почти сразу получал ответы — очень удобно если находишься в тупике.
5. Apple более чутко относится к публикации приложений, но особых проблем кроме длительного времени я не заметил. Android же делают все очень быстро (зато пускают всех подряд, как я понял).
6. В общей сложности я потратил почти месяц (на разработку около двух недель с перерывами). Стоило ли оно того — думаю да, было очень интересно. Если у вас есть желание — попробуйте, все оказалось не так сложно. У меня нет смартфона Android/iPhone, но и без них все оказалось просто. Симуляторы работают достоверно.
Приложение называется dagotel, но оно создано для клиентов, поэтому дальше логина не пустит. Разве что посмотреть скриншоты.
Понятия не имею, зачем я написал эту статью и какие цели преследовал, но раз написал, решил опубликовать.