Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Что такое общество»

Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.

Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.

Актуализация определения понятия « Общество»

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

этап исторического развития человечества.

форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности

обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.

Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?

А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.

В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.

Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.

( как человечество в целом)

Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.

II .Ориентировочно-исполнительский этап.

Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.

Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.

Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.

Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.

Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.

1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.

2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.

4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:

-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),

-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),

— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),

— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),

— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).

II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:

производство материальных благ и услуг

воспроизводство и социализация человека

духовное производство и регулирование активности людей.

распределение продуктов труда

регламентация и управление деятельностью и поведения

Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.

Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.

Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.

Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.

2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения

4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.

3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.

Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.

3.развивает, создает, радует

4.нельзя быть свободным от общества.

А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.

Источник

Конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему: «Что такое общество»

Конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему: «Что такое общество»

Цель: научить понятиям, соответствующим теме урока

Задачи: научить применять знания и умения, полученные на уроке, в жизни.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

— Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)

В науке нет единого определения понятия «общество». Мы можем рассматривать его как в узком, так и в широком смыслах.

Узкое значение понятия «общество»:

Широкое (научное) значение понятия «общество»:

Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя различные способы объединения и формы взаимодействия людей.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

Источник

Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс

§1. Что такое общество

Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.

Основой связей и взаимодействий людей является деятельностьформа активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.

Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом. Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть картинку Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Картинка про Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.

Общество, природа, культура Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть картинку Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Картинка про Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.

Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.

Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?

Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?

Источник

План конспект открытого урока «Что такое общество»

План конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Что такое общество»

МКОУ Урадинская СОШ

Подготовил: Хамзатов Хусейн Зубарович

Учитель истории и обществознания

систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;

формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;

формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них;

Презентация, приложение 1-4

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

— Сколько смыслов у понятия «общество»?

— Что вы понимаете под обществом?

Прочтите еще раз (на слайде) определение понятия «общество». Обратите внимание на то, что общество – это обособившаяся от природы часть мира.

— Что значит «обособившаяся» часть?

— В чем состоит обособление? Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего без учета природных условий?

Именно на эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. А также рассмотрим взаимосвязь общества с природой и культурой. Учимся работать самостоятельно с тестовыми заданиями, документальным материалом; анализировать, высказывать свою точку зрения.

Ответы учащихся (на основе ранее полученных знаний)

Выделившийся, отгородившийся, отделившийся

Тема нашего урока «Что такое общество»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Формирование новых знаний

Между людьми в обществе в процессе общения или совместной деятельности, возникают отношения. Такие отношения называют «общественными»

? Определите все ли отношения можно считать «общественными»?

А теперь давайте выясним, почему общество так связано с природой, в чем проявляется эта взаимосвязь.

? Пользуясь материалом учебника заполните таблицу «Взаимодействие человека и животных с окружающей средой»

— Каким образом природа связана с обществом?

(в широком смысле) ( в узком смысле)

весь мир в много- биосфера,

образии его форм естественные

— Каковы пути взаимодействия человека на природу вы можете назвать?

Таким образом, говоря об обособлении общества и природы, мы имеем ввиду, присущие ему особенные черты, а также неразрывность природы и процессов ее естественного развития.

? Аргументируйте высказывание В.Г. Белинскго, используя раздаточный материал из хрестоматий.

Чтобы стать человеком трудолюбивым, творческим, прекрасным, надо заниматься самовоспитанием, формировать свои способности в любом виде деятельности. В стремлении человека к красоте, к полной самореализации и счастливой жизни, большую роль играет общество, в котором мы живем. Человек создает тем самым свою нужность обществу, а общество нуждается в созидательной активности личности.

В.Г.Белинский прав в том, что «общество развивает и образует» человека.

Таким образом, с понятием «общество» связано и понятие «культура».

— Что дает обществу культура?

Работая с документом, ответьте на вопросы:

— Что такое «культурные универсалии»?

— Что дает обществу культура?

— Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?

Записывают понятие в тетрадь

Работают с текстом учебника стр.10 (4-5 абзац «Но не все…»).

Работа с текстом стр. 8-10, заполняют сравнительную таблицу.

Проверка и анализ таблицы

Записывают понятие «природа» в тетрадь

Ответы учащихся, анализ изображенного на слайдах. Высказывают своё мнение на данную проблему.

Работают с раздаточным материалом «Мысли мудрых»:

— высказывают свою точку зрения на проблему.

Записывают новое понятие «культура» в тетрадь.

Ответы учащихся (предположения)

Учащиеся работают с дополнительным материалом. Ответы подтверждают текстом документа.

Учащиеся выполняют задание, доказывая свою точку зрения по проблеме.

Слайд №7 – заполненная таблица для проверки

На доске таблица «Природа»

Слайд №11 «Мысли мудрых»

Культура области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).

Приложение №2. (Текст « Жизнь во взаимосвязи и движении» ).

Закрепление изученного материала

«Выберите правильный ответ».

Тестовые задания ЕГЭ.

Учащиеся выполняют тестовые задания

— Что нового узнали на уроке?

— Чему учились на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы.

— § 1, с. 10 – 15, пересказ;

— задания ЕГЭ, часть «С» (С8.1 или С8.2);

— выучить термины по теме.

Записывают домашнее задание в дневник

— Вам понравился урок?

-Какой раздел вам был более интересен?

— Мне было приятно с вами работать сегодня на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы

2.Мотивационно целевой этап

Мы продолжаем путешествие в мир знаний об обществе и об уроке.

3.Введение новый материал

1 . «Обществознание» в школе.

2 . Понятие общества и его основные признаки.

3 . Основные сферы общественной жизни:

а) Экономическая сфера общества;

б) Политическая сфера общества;

в) Духовная сфера общества;

г) Социальная сфера общества.

4 . Взаимосвязь основных сфер общества .

Человек – это такое общественное существо, которое способно реализовать свои возможности только в обществе. Только с осознанием понятия социума, мы можем правильно понимать определенные действия человека, его отношения и связи или условия проживания.

Общество не появилось спонтанно, оно существовало всегда, в разные времена и эпохи, когда человек еще даже не имел представления о том, что такое страна или государство. Первоначально, общество в основном ассоциировалось с государством. Сейчас под этим термином подразумевают, такое объединение людей, при котором они владеют общей территорией и государственным устройством.

Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть картинку Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Картинка про Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

Общество – это особая структура жизни человека и его деятельности, которая развивается благодаря социальным законам.

Социальные процессы общества тесно связаны с различными науками и изучаются разными общественными дисциплинами:

Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть картинку Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Картинка про Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

Социальная философия – это такая наука, которая непосредственно изучает состояние общества вместе с законами и функциями, а также его непосредственную взаимосвязь, как с природой, так и с окружающим миром. Ведь общество возникло благодаря природной эволюции, и остается ее непрерывным процессом движения в материальном мире.

2.Характерные эволюционные черты общества:

• Это своеобразная организация, которая владеет такой структурной базой и сочетает в себе не только духовное и материальное производство, но и так называемую, социальную структуру, и различные виды отношений.
• Общество обладает различными возможностями наследования и методами передачи информации.
• Ее главной отличительной чертой социальной материи от других способов движения, является сочетание разных материальных и духовных процессов, а также сознания.

Общество относится к такой системе, которая постоянно развивается. Ее развитие происходит постепенно и по определенным закономерным этапам.

Показатели развития общества:

Показатели социального положения и социального развития являются совокупностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффективность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нравственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективного развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов :

1. Социально-демографический (динамика численности населения, включая половозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни по различным половозрастным, профессиональным и региональным группам, численности семей, их состава, брачности, разводимости, миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

2. Социально-трудовой (характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занятости и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, пороговые значения безработицы, деградации трудового потенциала).

3. Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, среднедушевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом дифференциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значения уровня и качества жизни населения).

4. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по типу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения условий проживания, пороговые значения жилищных условий).

5. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее характеристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

6. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количества обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, характеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

7. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение экологической безопасности, преступности, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).

8.Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовлетворенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позволяющим обеспечить потребности региональных органов управления в информации, характеризующей различные стороны социальных условий.

Большое количество субъективных составляющих и факторов субъективного порядка в социальный информации (такие свойства социальной информации как смысл, ценность, достоверность) и социальной статистики (например, данные социологических опросов) ставят ряд проблем в практической области проведения социальной политики. К подобным проблемам относятся :

проблема измерения качества жизни населения;

проблемы в обеспечении занятости;

проблемы в обеспечении социальной защищенности.

Проблема измерения качества жизни находится в постоянном внимании международного сообщества и России.

В России основными социальными индикаторами качества жизни на федеральном и регионом уровнях являются:

величина прожиточного минимума;

доля населения, находящегося за порогом бедности;

величина поляризации доходов;

доля получающих профессиональное образование;

перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению;

средняя продолжительность жизни;

На международном уровне для измерения уровня жизни первоначально (1961 год) экспертами ООН были выработаны следующие девять показателей :

Потребление продуктов питания.

Занятость, условия труда.

Рекреация, свободное время.

Позднее экспертами ООН разработан интегральный показатель качества жизни в странах мира — « Индекс развития человеческого потенциала » (ИРЧП). Этот индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества:

физическое состояние людей, их долголетие (показатель — средняя ожидаемая продолжительность жизни);

духовное и интеллектуальное развитие людей — показатель, характеризующий уровень образования, рассчитываемый на основе двух элементарных показателей:

а) доля грамотных среди взрослого населения;

б) удельный вес обучающейся молодежи;

материальная обеспеченность людей, т.е. реальные доходы на душу населения (показатель — ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).

В настоящее время ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира, и эти результаты систематически публикуются. Считается, что страны, у которых ИРЧП достигает 80 пунктов и больше, обладают высоким уровнем человеческого развития;

• от 50 до 79 — средним;

• если этот показатель меньше 50 пунктов — низким.

По мнению российских ученых данная методика расчета уровня развития общества дает не вполне точные характеристики при применении ее к расчетам по регионам России. Поэтому для сопоставления между собой регионов России в данную методику вносятся изменения.

Уровень долголетия по регионам России измеряется тем же показателем средней ожидаемой продолжительности жизни, что и в международных расчетах. Методику же измерения региональных различий в уровне образования необходимо корректировать по сравнению с методикой ООН.

Применяемый при международных расчетах показатель доли грамотных среди взрослых нет смысла использовать внутри России, так как в стране, где до принятия конституции 1993 г. всеобщее среднее образование было обязательным, грамотны практически все взрослые. Поэтому для оценки достигнутого уровня образования выбран показатель числа лет обучения, приходящихся в среднем на взрослого жителя региона. Показатель рассчитывается как средневзвешенная величина долей лиц с высшим (15 лет обучения), незаконченным высшим (13), средним специальным (11), средним (10), незаконченным средним (8) и начальным (4) образованием среди взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше).

показатель отношения денежных доходов к прожиточному миним уму (с весом в 2/3) и

показатель отношения средней заработной платы и выплат социального характера к прожиточному минимуму трудоспособного населения (с весом в 1/3).

Использование двух индексов позволяет также скорректировать данные по доходам на душу населения (из-за методики расчетов Госкомстата данные о доходах явно завышены для Москвы и Санкт-Петербурга, и, наоборот, занижены для регионов юга России). При расчете показателей, превышающих среднероссийский уровень, применялась (как и в международных расчетах) особая методика «сглаживания» резких различий.

Расчет всех индексов в методиках измерения уровня развития общества, приведенных выше, основывается на данных государственной статистической отчетности. Сбором и обработкой подобных статистических данных, в основном, занимаются органы государственной статистики.

Главные черты современного общества:

• Это его масштабы производства;
• Информационные методы человеческих отношений;
• Технологические процессы;
• Формы демократии;
• Глобальное развитие науки и культуры;

Основные сферы общественной жизни

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

экономическую (производительные силы, производственные отношения)

политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть картинку Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Картинка про Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

Рис. 1.2. Сферы общественной жизни

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).

Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Смотреть картинку Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Картинка про Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов. Фото Разработка урока что такое общество 10 кл боголюбов

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

4.Взаимосвязь основных сфер общества

правильным подходом к изучению общества является системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.

Структурный анализ системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы обществах:

1. Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

2. Социальная сфера — система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.
Отметим, что термины «социальная сфера» и «социальные отношения» нередко употребляются в более широкой трактовке, как система всех отношений между людьми в обществе, отражающей не специфику данной локальной сферы общества, а интегративную функцию обществознания — объединение подсистем в единое целое.

3. Политическая (политико-правовая) сфера — система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определено институтом государства.

4. Духовная сфера — система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией детерминации ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно и необходимо в рамках его теоретического анализа, однако для эмпирической реальности характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение, что находит отражение в таких терминах, как социально-экономические отношения, духовно-политические и т. п. Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы.

Посмотрим на столько хорошо вы усвоили новую тему

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1) государством
2) обществом
3) цивилизацией
4) племенем

2. Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

1) общественными
2) цивилизационными
3) экономическими
4) политическими

3. Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?

1) взаимодействие двух людей
2) отношения между странами
3) взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом
4) украшение новогодней елки

4. Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

1) центром этого понятия является человек
2) существует и развивается по своим собственным, не за-висящим от воли человека, законам
3) основывается на определенном способе производства
4) включает способы взаимодействия людей

5. Что из названного не относится к понятию «социальный институт»

1) армия
2) семья
3) школа
4) дружба

6. Что из названного не относится к общественным отношениям?

1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приеме на работу

7. Нормы, регулирующие поведение человека в обществе

1) социальные нормы
2) духовные нормы
3) технические нормы
4) материальные нормы

8. К социальным регуляторам поведения человека в обществе не относится

1) экономика
2) право
3) традиции, обычаи
4) мораль

9. К социальным нормам относят

1) любовь, дружбу, религию
2) религию, право, мораль
3) традиции, мораль, экономику
4) право, экономику, религию

10. Общепринятым является деление культуры на
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую

11. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются

1) культурными символами
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями
4) духовными приоритетами

12. Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется

1) обществознанием
2) философией
3) политологией
4) историей

13. Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости называется

1) социологией
2) этикой
3) эстетикой
4) педагогикой

14. Основоположником социологии является

1) О. Конт
2) К. Маркс
3) Платон
4) М. Вебер

15. Наука о наиболее общих вопросах бытия природы, общества, человека, о сущности мира называется

1) историей
2) социологией
3) философией
4) этикой

1. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития, называется __________.

2. Карл Маркс писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей». Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчеркивает?

3. Множество связанных между собой элементов, представляющее собой определенное целостное образование, называется __________.

1) устойчивая совокупность людей
2) выполняет конкретные общественные функции
3) строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения
4) не имеет определенных стандартов поведения

5. Отметьте признаки, характерные для всех видов социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) представляют собой правила поведения общего характера
2) обладают той или иной степенью обязательности
3) их исполнение обеспечивается и охраняется государством
4) направлены на упорядочение общественных отношений

1. Во второй половине XIX века герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров утверждал: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Сформулируйте отношение к данному высказыванию с позиции человека 50-60-х годов ХХ века и современного человека начала ХХ века.

Ответы на тест по обществознанию Что такое общество
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-1, 8-1, 9-2, 10-2, 11-3, 12-4, 13-2, 14-1, 15-3
Часть 2
1-культура
2-общественные отношения
3-система
4-123
5-12

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *