Разработка урока что такое общество
Разработка урока по обществознанию на тему «Что такое общество?»
Описание разработки
Цель урока:
— закрепить понятия Общество, сферы общественной жизни, страна, государство.
Задачи:
— Проанализировать общество как человеческий организм;
— Дать характеристику сферам общества;
— Определить роль сообществ в жизни людей;
— Задуматься над ролью человека в обществе.
Ход урока.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами начали изучать новый для вас предмет – Обществознание. Что изучает этот предмет?
Ответ: этот предмет изучает общество и людей
Учитель: давайте с вами вспомним что же означает понятие Общество?
1. Общество – это группа людей, объединенных общими интересами, например, Гринпис.
2. Общество – это группа людей, объединенных происхождением, например, дворянское общество.
3. Обществом называют определенную ступень в развитии человечества, например, первобытное общество.
Учитель: совершенно верно. Почему понятие Общество имеет много значений, и какое из них вы считаете наиболее важным для изучения обществознания?
Ответ: общество – многозначное понятие, так как дает представление о разных сторонах жизни людей. Наиболее важного понятия поэтому нет, они все важны для обществознания.
Учитель: Следующее понятие, о котором мы вспомним – это сферы общества. Что это такое?
Ответ: Сферы – это части общества, которые включают в себя определенные отношения, например, власть – это политическая сфера, образование и религия – духовная, общение – социальная, производство – экономическая.
Учитель: дома вы должны были сделать проект, взяв за основу схему, которую мы зарисовали на прошлом уроке и наполнить ее своими картинками, фотографиями или вырезками из газет или журналов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Как правило, такую работу делают не все ученики класса, а лишь 5-7 человек. На демонстрацию и защиту проектов уходит примерно 15 минут. Ученики выходят к доске, показывают свой проект и объясняют, почему в ту или иную сферу были помещены именно такие картинки. За основу берется схема:
Фотографии работ учеников можно посмотреть в приложении.
Учитель: как вы считаете, какая из сфер общества самая главная?
Ответ: они все одинаково важны.
Учитель: Используя знания об обществе, определите в каком значении употребляются понятия: «древнее общество» (ступень в развитии), «театральное общество»(по интересам), «высшее общество»(по происхождению).
А теперь вспоминаем понятия страна и государство. Я буду читать предложения, а вы будете отвечать, какое понятие они характеризуют.
1. На севере Россию омывают воды Северного ледовитого океана(страна)
2. Во главе России находится президент (государство)
3. Россия является республикой (государство)
4. Столица России – Москва (страна)
5. На востоке Россия граничит с Китаем, Монголией (страна)
Так чем же различаются эти понятия?
Ответ: страна – географическое понятие, а государство – политическое.
Учитель: теперь для закрепления материала вам предлагается небольшая самостоятельная работа, в которой вам нужно будет определить предложенные словосочетания и слова к одной из сфер жизни общества.
На выполнение работы отводится 5-7 минут. Работы собираются. Подводятся итоги урока. Выставляются оценки. Наиболее активными были Прохоров И., Якупова М., Сантимова А., Сорокина А., Павлов И., они получили отметку «5». Сукочев А., Шабанов С., Лобанов Е., Новичкова Н., Коренкова А. получили отметку «4». Харитонов И. и Салов Н. получили отметку «3».
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Что объединяет меня в рамках одного общества с мальчишкой (или девчонкой), живущем в городе на другом континенте или на другом краю нашей большой страны?»
Разработка урока «Что такое общество?»
Что такое общество?
Цель урока: ознакомить учащихся с многогранностью понятия «общество».
Образовательная – разъяснить современное понимание общества и его основных сфер;
Предметные – применять понятийный аппарат (общество, сферы общества);
Метапредметные – 1) коммуникативные – самостоятельное нахождение информации, обмен знаниями в парах и группе;
2) регулятивные – составление плана последовательности действий;
3) познавательные – осуществлять поиск информации, анализировать и классифицировать факты и явления, давать определения понятиям;
4) личностные – причисление себя к тому или иному обществу и нахождение связей личности с общественными сферами.
Основные понятия : общество, страна, государство, сферы общественной жизни.
Оборудование: учебник, памятка «Алгоритм работы с текстом», работа по составлению синквейна, кружочки настроения.
1. Понятие «общество».
2. Сферы жизни общества.
1. Понятие «общество»
I. Организационный момент
Предлагаю вам подумать над высказыванием: «Сила людей заключается в том, что они все делали коллективно, сообща» и прокомментировать иллюстрацию на с. 8.
(На доске записывается тема и план урока.)
II. Работа в группах по изучению понятия, использование приёма технологии критического мышления «Корзина идей»
Учитель организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «общество».
Через 2 минуты после начала работы лист каждой группы учитель забирает и передает соседям. Делает это через каждый равный промежуток времени. В результате каждый раз группа вынуждена дописывать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к группам, которые начали их делать, учитель предлагает обсудить получившееся и попробовать пояснить, как все элементы связаны с понятием «общество». Таким образом в ходе занятия будет получено несколько разных определений одного понятия.
III. Презентация результатов групповой работы
Представитель группы дает определения понятия «общество».
IV. Работа с текстом учебника
Учащиеся, читая текст параграфа на с. 7—10, сравнивают собственные определения с определениями, данными в учебнике. (Общество — это социальная организация государства; общество — союз; общество — это семья; общество — это договор, союз, заключаемый по поводу имущества; общество — страна; общество — народ; общество — это объединение людей по интересам, по происхождению; общество — это этап в историческом развитии народа или страны.)
Записывают определения в тетрадь.
Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Формирование модели «Общество»
Объединение людей этап в развитии часть материального мира, включающая формы и способы
по интересам человечества взаимодействия между людьми
Школьный спортивная трудовой первобытное рабовладельческое феодальное народности город Древний
класс команда коллектив общество общество общество Йошкар-Ола Египет
Современная наука представляет общество в виде целостного социального организма, где каждая из сфер выполняет особую функцию. Сфера — это одна из сторон жизни общества. Обществознание выделяет четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную, духовную.
VI. Работа с текстом учебника
(Учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу.)
Наций, народы, классы, сословия. Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, поликлиники, почта, клубы, парки культуры, стадионы и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения
VII. Подведение итогов урока
(Учащиеся зачитывают выводы по уроку на с. 12 учебника. Отвечают на вопросы.)
— Как объяснить смысл понятий «общество», «сферы общественной жизни», «страна», «государство»?
— К какой из сфер общественной жизни относятся:
1) премьера спектакля в театре;
2) покупка продуктов в супермаркете;
3) сборка новых компьютеров на заводе;
5) выпечка хлеба в пекарне;
6) выборы президента;
7) прием больных в поликлинике?
Составление синквейна «Общество»
Правила написания синквейна
2. Сложное, разнообразное
3.Взаимодействовать, производить, существовать
4. Общество состоит из четырёх сфер.
Упражнение «Мишень настроения»
На доске прикреплена мишень настроения из разных цветовых зон – красная, жёлтая, синяя, фиолетовая, коричневая, серая, чёрная. Каждый ученик берёт кружок белого цвета и крепит в соответствующую зону в зависимости от настроения, полученного на уроке.
Прочитать § 1. Практикум: задание 2. Выучить понятия «страна», «государство», «общество», «сферы общественной жизни».
Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)
Урок по обществознанию в 10 классе.
Тема: «Что такое общество»
Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.
Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.
Актуализация определения понятия « Общество»
Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.
этап исторического развития человечества.
форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности
обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.
Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?
А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.
Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.
В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.
Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.
( как человечество в целом)
Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.
II .Ориентировочно-исполнительский этап.
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.
Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.
Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.
Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.
Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.
1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.
2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.
3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.
4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:
-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),
-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),
— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),
— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),
— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).
II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:
производство материальных благ и услуг
воспроизводство и социализация человека
духовное производство и регулирование активности людей.
распределение продуктов труда
регламентация и управление деятельностью и поведения
Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.
Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.
Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.
Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.
Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.
Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.
2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения
4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.
3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.
Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.
3.развивает, создает, радует
4.нельзя быть свободным от общества.
А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.
Разработка урока «Что такое общество»
МБОУ «Листвянская СОШ»
Разработка урока обществознания в 10 классе
«Что такое общество?»
учитель истории и обществознания
Котикова Алена Владимировна
Разработка урока обществознания в 10 классе
Автор: Котикова Алена Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Листвянская СОШ» Тяжинского района Кемеровской области
Тема урока: Что такое общество?
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
1. Организационный момент.
Кто же есть человек? В чем его особенности?
О том, как трудно дать одно-единственное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.
1. Становление общества.
2. Социальная сущность деятельности.
3. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Сегодня исследования процесса становление человека идут по трем главным направлениям.
Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
Уточняется общая теория антропогенеза – процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.
— Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
— Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
(На доске формируется схема)
Человек
Существо биологическое Существо социальное
Как шло формирование общества людей?
Первые коллективы – человеческое стадо:
· Сходны с поведением высших социальных животных;
· Воспитывают потомство.
Постепенное усложнение человеческого общества.
· Усложнение трудовой деятельности;
· Система табу – запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
· Влияние тотемов.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству.
Переход к оседлому образу жизни.
Увеличение численности людей на земле, необходимость управления жизнью человеческого общества.
Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, наука, религия и другое. Все это передавалось из поколения в поколение.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связана часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласится с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.
Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и так далее.
Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Созидание Творчество Разрушение
Таким образом, деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления и силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый все выше стремится подняться по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы все и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и так далее.
Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, то есть что и как он делает.
Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
III. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.
— Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек – самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного таков: на свете много диковинного, но философа в большей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.
Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?
Человек весь соткан из парадоксов. Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается ее подчинить себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней…
Исключительность человека не только в том, что у него множество качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное – бессознательному, инстинкты – культуре. Человек единственное существо на Земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека самым эксцентричным созданием на Земле.
Однако, как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
Разве волки знают муки совести, а пчелы обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.
По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура.… Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
Человек – единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов.
В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», Артур Шопенгауэр – ее «дезертиром» …
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни – социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности – вот что отличает человека в окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура – это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
Культура – свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Река – это природа, канал – культура.
Кусок кварца – природа, наконечник стрелы – культура.
Запах – природа, аромат и парфюм – культура.
Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Культура – это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время – арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
— Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
Богатый хозяин созвал себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство
приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше.
Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
— Как вы думаете, о чем повествует притча?
Этот щедрый хозяин – природа, приготовившая для нас, еду и питье, а неразумные гости на пиру – люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиваем ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
— Укажите основные признаки понятия человечества?
(К основным признакам понятия «человечество» относятся
1) Культура – как совокупность накопленных знаний, традиций
и обычаев. Духовная сфера человеческой активности.
2) Социум – как особая форма человеческого взаимодействия в
рамках установленных правил.
3) Индивидуальность – как уникальная и неповторимая форма самореализации, присущая каждому индивиду.)
— Что такое общество?
(это обособившаяся от природы, но тесно с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения)
— В чем состоят особенности социальной памяти и чем она отличается от памяти отдельного человека?
(Социальная память передается по наследству (это книги, записи, фильмы и пр.). Такая память является вечной. Память отдельного человека зависит напрямую от самого человека (от его деятельности) и умирает вместе с ним.)
— Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
Прочитать § 1, выполнить задания.
Используя данные таблицы №1, выполните 1 задание.
1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечают на вопрос о том, что она изучает.
А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.
Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.
В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.
Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания.
Е. Отношение господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.
Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества.
З. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.