Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями

Работу по РСВ следует начинать с выработки недифференцированного и дифференцированного восприятии звуков.

На первых занятиях по недифференцированному восприятию неречевых звуков (восприятие звука без точного определения его источника звучания, т.е. ребенок должен услышать звук, но не определять чем он вызван) используются такие неречевые звуки, которые соответствуют частотному и динамическому диапазону слуха ребенка. Для этого подбираются звуки по интенсивности и частотной характеристике достаточной мощности, чтобы слабослышащие дети могли их воспринять на слух с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Задача ребенка – поднять руку, если он действительно услышит предъявленный звук [25;138].

Перед началом занятия педагог показывает воспитанникам источник звука (например, барабан), дает послушать его звучание, затем, опираясь на слух и зрение детей, показывает, что при восприятии звука (после удара в барабан) нужно поднять руку. Если звука нет, то руку поднимать не нужно. За правильное различение педагог поощряет детей – выдает фишку, картинку и т.д. Так вырабатывается условный рефлекс на звук. После того, как каждый ребенок будет правильно соотносить поднятие руки с издаваемым звуком, переходят к восприятию звука только на слух. Педагог предлагает закрыть глаза. Опустить голову на руки и ударяет 2-3 раза в барабан. Услышав звук, дети должны поднять руку. С целью проверки воспитатель иногда не ударяет в барабан, предлагает открыть глаза и выясняет у детей, слышали ли они звук. Работа продолжается до тех пор, пока большинство учащихся не овладеют умением воспринимать на слух звуки. Если воспитанники не воспринимают звуки или часто ошибаются, значит, нужно использовать более мощные и интенсивные звуки. Для закрепления материала можно использовать следующие игры:

«Издай такой же звук!». Воспитанникам раздают любые звучащие игрушки. Педагог издает звук инструментом, дети издают звуки на своих инструментах. Если звука не слышат, то не воспроизводят звуки на своих инструментах.

«Найди картинку!». Воспитанники получают картинки с изображением инструмента (барабан, бубен) и таблички с надписями: есть звук, нет звука.

Если звук был издан на инструменте педагога и воспитанники его услышали, то поднимают картинку с изображением инструмента или табличку «есть звук».

Под дифференцированным восприятием подразумевается восприятие звука с точным определением источника звука, т.е. ребенок на слух должен определить какой звук он слышит – звук барабана или бубна и т.д. В данном случае целесообразно использовать звукоусиливающую аппаратуру [24;140].

Для первых занятий подбираются источники звука, резко различающиеся между собой по звучанию, например барабан и дудка. Ребенок учиться отличать один звук от другого и соотносить их с объектом, издающим этот звук, оформлять ответ речью по данному образцу: «Я слышу звук дудки». Это способствует формированию умения различать звуки по источнику звучания, «слухового банка» неречевых звуков.

Выработка дифференцированного восприятия зависит:

— от силы звучания (громкий – тихий звук, звонок телефона – звонок будильника);

— от спектра звучания. Низкие звуки различаются легче, чем высокие;

— от длительности звучания. Кратковременные звуки не дают возможности сосредоточиться и уяснить характер звучания. Длительные звуки позволяют запомнить этот звук и в дальнейшем отличить от другого звука.

Постепенно к изученным неречевым звукам добавляются новые звуки. На одном занятии не рекомендуется использовать более 3-4 звуков, из них только два могут быть ранее не воспринимаемыми на слух. Большое количество будет мешать детям ориентироваться в них [25;143].

Затем переходят к различению более близких по звучанию звуков (бубен – барабан, дудка – свисток и т.д.). На занятиях можно использовать игры, способствующие закреплению материала:

«Слушай и называй». Дети встают в круг, у каждого разные звучащие игрушки. Ведущему завязывают глаза. По знаку воспитателя один из детей издает звук игрушкой. Ведущий определяет на слух, какой звук он слышал. Эту игру можно проводить на обобщающем занятии.

«Дождь и солнце». Дети делятся на две группы: капли дождя и птички. Педагог поясняет, что под звук тамбурина выбегают и резвятся капли дождя, под звук бубна – птички. Воспитатель издает звук одним из инструментов, дети соответствующей группы выбегают из комнаты и резвятся.

В дальнейшем детям предлагается определить число сигналов, издаваемых на инструменте. Педагог одновременно с ударом в барабан отсчитывает на пальцах число ударов. Воспитанники выполняют сначала сопряжено с учителем, а потом самостоятельно. После нескольких упражнений дети отсчитывают количество сигналов на слух, без опоры на зрительный анализатор. Для закрепления можно рекомендовать следующее упражнение: педагог издает на инструменте определенное количество сигналов, воспитанники отсчитывают на пальцах, отхлопывают в ладоши, воспроизводят на инструментах, зарисовывают кружками, палочками, составляют из геометрических фигур, показывают соответствующую цифру.

Методика работы по определению количества звучаний

1. Педагог на глазах у детей ударяет один раз по барабану, показывает поднос с одним предметом (например, шариком) и побуждает детей сделать то же. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося «па». После этого педагог ударяет несколько раз по барабану (интервалы между ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с большим количеством предметов (например, 7-8 шариков) и побуждает к этому дошкольников. Затем все вместе многократно хлопают в ладоши, произнося «па-па-па-па-па». Так детям дается образец звучания, который они воспринимают на слухо-зрительной основе, и способ ответа.

3. Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и много ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, за большим экраном ударяет по барабану один раз, а затем указывает на поднос с большим количеством предметов и ударяет по барабану несколько раз подряд.

Если определение количества звучаний проводится на материале слогов типа «па», «па-па», «па-па-па-па» и т.п. (это конечная цель работы в данном направлении, т.к. умение определять количество слогов помогает детям при восприятии на слух речевого материала: слов, словосочетаний, фраз), то воспитанники в ответ показывают карточку с соответствующим количеством предметов или цифру и произносят такое же количество слогов.

Определение направления источника звука. При проведении данной работы следует придерживаться определенной последовательности: сначала узнавать местонахождение источника звука справа – слева, затем спереди – сзади, далее – справа, слева, спереди, сзади. Эта работа осуществляется без применения звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА), т.к. она доносит до обоих ушей звуки одновременно, несмотря на то, что объект, издающий звук, находится ближе к одному уху, либо с использованием двух индивидуальных слуховых аппаратов заушного типа [25;146].

Работу целесообразно начинать со звуков, имеющих для детей реальное практическое значение (звонок в дверь, гудок автомобиля, звонок трамвая и т.д.). Для этого на занятии используются записи уличных шумов, звуков явлений природы и т.п. занятия проводятся сначала с опорой на слухо-зрительное восприятие, с предупреждением о том, где находится источник звука, а затем на слух. Воспитанники учатся определять местонахождение источника звука с соответствующим направлением, где находится источник звука (сзади-слева, спереди-справа, спереди-слева, сзади-справа) и оформлять ответ в речи.

Для закрепления материала можно использовать следующие игры «Где звенит?», «Где стучат?», «Жмурки с колокольчиками» и др.

Особенность работы по развитию определения направления источника звука заключается в том, что работа по различению звука может сразу начинаться со слухового восприятия, а слухо-зрительное используется в том случае, если дети еще не научились использовать свои слуховые возможности.

Следующим разделом по РСВ является определение силы, краткости, длительности, слитности и прерывистости звучания. Работа проводится с опорой на слухо-зрительное и слуховое восприятие.

Педагог предлагает детям прослушать два звука – долгий и краткий и определить, одинаковые ли эти звуки. Воспитанники должны понять и ответить, что это разные звуки: один продолжительный (дети разводят руки в стороны), другой короткий (сводят руки между собой). Затем педагог вывешивает на наборное полотно табличку «Чем отличаются звуки?» и демонстрирует (на дудке, гармонике и т.д.) продолжительный звук и прикрепляет табличку «долго»; демонстрирует краткий звук и прикрепляет табличку «кратко».

Упражнение сопровождается словами: «Я слышу долгий звук (краткий) звук дудки» или «Дудка звучит долго». После ряда упражнений, когда воспитанники начнут отличать один звук от другого, можно перейти к различению материала с исключением из этого процесса зрительного анализатора.

Аналогичная работа проводится при различении силы звука, где она обозначается терминами и табличками: «громко», «тихо», «слитно», «прерывисто».

В заключение рекомендуется проводить упражнения по различению звуков по двум признакам: кратко и громко, долго и тихо, т.е. по интенсивности и длительности звучания.

Важно выработать у детей умение не только различать звуки по характеру звучания, но и переносить их на бытовые явления, использовать в речи.

Далее педагог поясняет детям, что длительные и краткие звуки бывают и в речи, например один слог произносится кратко, а другой – долго. Это подготавливает слуховое восприятие к различению ударного слога в слове. Поэтому в упражнениях по различению ритмов в ряду следующих друг за другом неречевых ритмов и в простейших слогосочетаниях целесообразно выделять один более длительный звук, как это существует в слове (одно ударение), а затем переносить эти умения в речь [25;147].

Методика работы по различению на слух ритмов

1. Педагог демонстрирует образец звучания ритма Тата (например, ударами по барабану), подкрепляет его соответствующим изображением, например рисунком, где ударные слоги – красные круги, безударные – синие; дети воспринимают образец звучания на слухо-зрительной основе, в ответ они отхлопывают ритм, одновременно проговаривая его: Тата (педагог учит правильно отхлопывать данный ритм и произносить его), действие повторяется со вторым ритмом.

2. Дети различают двусложные ритмы, которые они воспринимают на слухо-зрительной основе (видя и слушая, как педагог играет на «инструменте»); в ответ дошкольники отхлопывают ритм, или отстукивают его пальцем по столу, или воспроизводят дирижированием – движением руки сверху вниз или справа налево, при этом ударение подчеркивается большей амплитудой движения. И одновременно проговаривают ритмы, например Тата, таТА. При этом необходимо следить за тем, чтобы слогосочетания произносились педагогом и детьми слитно, а не делились на отдельные слоги.

3. Педагог предъявляет образец звучания ритмов, которые дети воспринимают на слух. С этой целью, прежде чем воспроизводить тот или иной ритм, он показывает соответствующее ему графическое изображение, а затем за большим экраном воспроизводит этот ритм, например, ударами по барабану; в ответ дети воспроизводят ритм отхлопыванием, либо отстукиванием, либо дирижированием с одновременным его проговариванием.

4. Дети различают двусложные ритмы на слух, воспроизводя их отхлопыванием, отстукиванием, дирижированием, игрой на «инструменте» (например, на барабане) с одновременным проговариванием, а в дальнейшем – только проговариванием, например: Тата, таТА. В случае ошибки педагог каждый раз предлагает детям воспринять данный ритм на слухо-зрительной основе, а затем – только на слух [28;38].

При обучении различению на слух ритмов вначале в качестве источника звука используется барабан, по которому производят несильные удары.

Обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование их устной речи, в первую очередь ее темпо-ритмической стороны. Дети успешнее овладевают ею при проведении фронтальных занятий, если обратить внимание на следующее.

Во-первых, знакомство детей с характером звучания (его долготой, темпом, ритмом) проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей группы. Как только дошкольники научаться различать на слух долготу (слитность, громкость) звучания, воспроизводимого на первой игрушке, педагог переходит к работе на материале слогов, т.е дети определяют, как произнесено слогосочетание: слитно или неслитно (например, «татата» или «та та та»), быстро или медленно (например, татата или та__та__та__), в каком ритме (например, ТАтата, таТАта, татаТА). В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используются разные игрушки и голос, которому уделяется главное внимание.

Во-вторых, с первых занятий педагог учит детей различать на слух звучания и воспроизводить их. Вначале дошкольникам предлагается воспроизводить характер звучания различными движениями с одновременным проговариванием слогов, затем игрой на «инструменте» (при этом инструмент – свисток или дудка – должен быть у каждого ребенка), сопровождаемой произнесением слогосочетаний, если это возможно. Первыми используются барабан, бубен, металлофон, затем дудка, гармошка, свисток, т.к. воспроизводить звучание на них маленьким детям сложно. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны им, поэтому лучше использовать слогосочетания типа папапа, татата. Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний.

В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесением слогосочетаний, эту работу можно проводить на материале слов и фраз – учить дошкольников произносить речевой материал медленно, в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты. Для этого используются слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы. Следует заметить, что специально учить детей произносить речевой материал неслитно не нужно, так как это может оказать отрицательное влияние на их устную речь [28;40].

На последнем году занятий следует учить дошкольников выкладывать ритмы геометрическими формами: ударный слог – красный круг, безударные слоги – синие круги. При этом следует следить за тем, чтобы дети располагали формы слева направо и «читали» их также. Таким способом дошкольники воспроизводят ритмы, предложенные для различения на слухо-зрительной или слуховой основе. Ребенок также может самостоятельно выкладывать ритмы и воспроизводить их отстукиванием с произношением слогов. Остальные дети следят за правильностью воспроизведения ритма, глядя на выложенный «рисунок» и воспринимая его звучание слухо-зрительно или на слух [28;42].

Источник

Игры на развитие слухового восприятия с детьми с недостатками слуха

Развитие слухового восприятияидет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух – это улавливание различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи).

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший слух. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.

При обучении ребенка различению на слухнеречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:

звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

звуки,которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;

звуки,которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и т. д. ;

звуки,которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, т. п. ;

транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса.

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, ее нужно развивать с первых лет жизни.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и дифференцировать звуки языка на слух.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу—не слышу) к восприятию (что слышу).

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

1. Восприятиесо зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

2. Слухо-зрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

3. Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят, а только слышит голос.

Усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания, затем короткие слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов, а потом – короткие и длинные фразы.

Игры на развитие неречевого слуха.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков животных и птиц.

Ход игры: Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк).

– Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры: Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, скрипу двери, шуму воды в трубах, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

«Кто больше звуков услышит?»

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование: различные предметы – бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

Ход игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками,которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее и т. п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка.

Найди такую же коробочку

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы – горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы, главное – чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Оборудование: звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.

Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка).В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Взрослый начинает игру с объяснения.

– Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки – повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Взрослый располагается за спиной ребенка на расстоянии 2–4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент, быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различных звуков бубна – звон и стук.

Ход игры: В этом варианте игры «Солнышко и дождик» мы предлагаем научить ребенка переключать слуховое внимание,выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним – легонько трясем бубен в руке; стучим – держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна.

– Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть – вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать – вот так. Услышишь стук – беги домой!

Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.

– Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я стучу в барабан медленно – ходи как мишка, когда стучу быстро – бегай (прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана – медленный, быстрый – несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются, а после этого поменяться в игре ролями.

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана.

Оборудование: детский барабан.

Ход игры: В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используется барабан с палочками.

Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.

Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.

Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.

– Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи,как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук – поиграть на барабане.

Игры на развитие речевого слуха.

Цель: различение на слух звукоподражаний.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

Ход игры:В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др., педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за дверью.Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

– Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

Взрослый идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.

– Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить эту игру, пряча игрушки за ширмой.

Цель: развитие речевого слуха – различение на слух голосов знакомых людей.

Ход игры: Игра проводится с группой людей (мама, папа, дедушка, и т. д.). Ребенок поворачивается к остальным участникам игры спиной. Игроки по очереди называют имя ребенка, а ребенок должен слушать внимательно и постараться угадать, кто его зовет.

Цель: развитие речевого слуха – умения слушать слова.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2–3 метров от взрослого, а на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы.Взрослый объясняет задание:

– Сейчас я буду называть игрушки, а ты внимательно слушай. Постарайся найти игрушку, которую я назвал, и дай ее мне.

Это задание можно усложнять в следующих направлениях:

увеличивать набор игрушек (начиная от 2–3, помимо игрушек использовать различные предметы;

слова-названия игрушек могут усложняться, быть похожими по звуковому составу (вначале следует подбирать игрушки с простыми названиями, резко отличными по звуковому составу);

называть любые игрушки и предметы в комнате, в дальнейшем – во всей квартире;

менять силу голоса – произносить слова инструкции шепотом;

увеличивать расстояние между ребенком и вами;

произносить слова из-за ширмы.

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «холодный» и «горячий» – сравнить контрастные по температуре объекты. Например, зимой можно сравнить снег и горячую батарею. Лучше, если у ребенка будет возможность почувствовать температуру объекта – дотронуться до него.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

– Ну-ка, дотронься до оконного стекла – какое стекло? Холодное. А чай, который ты пил, – какой? Правильно, горячий. Теперь давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч со словами «холодный» или «горячий». Если я скажу «холодный» – можно трогать мяч. Если скажу «горячий» – мяч трогать нельзя.

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» – показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, – это съедобное, и то, что нельзя есть, – это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды.

Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

– Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова.А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать, – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя, – не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч,называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «ручка» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова.

Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию.

Ход игры: Ребенок стоит на расстоянии 2–3 метров от педагога.Взрослый предупреждает ребенка:

– Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова.

Оборудование: различные игрушки и предметы.

Ход игры: Взрослый выполняет роль ведущего.

Давай поиграем в такую игру: я буду показывать на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно – сиди спокойно, если неправильно – хлопни в ладоши!

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Картинка про Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чегоДидактическая игра для развития слухового восприятия Дидактическая игра на развитие слухового восприятия Идею изготовления этой игры мне подсказали вы мои дорогие коллеги. Для изготовления.

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Картинка про Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чегоИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Картинка про Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чегоИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Картинка про Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чегоИнтеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Смотреть картинку Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Картинка про Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чего. Фото Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями необходимо начинать с чегоИнтеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *