Развитый язык что это
развитый язык
Смотреть что такое «развитый язык» в других словарях:
Язык или диалект? — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Государственный язык — Язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Язык государственно административных текстов, законов,… … Словарь социолингвистических терминов
Доминирующий язык — Язык, используемый с максимальной функциональной нагрузкой в большинстве сфер общения по сравнению с другими языками, входящими в данную социально коммуникативную систему в территориальном или государственном образовании. Доминирующим, как… … Словарь социолингвистических терминов
Проблема «язык или диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определённой разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 1.1 Соотношение языка и диалекта … Википедия
Проблема «язык — диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Проблема язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия
Проблема «язык или диалект» — проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Суть проблемы Вопрос, является некоторая языковая разновидность (идиом) языком или диалектом, относится к одной из … Википедия
Дополнительный язык — Язык, используемый наряду с доминирующим языком в социально коммуникативной системе, являющийся одним из компонентов такой системы. Как правило, Д.я. это язык менее развитый в функциональном отношении по сравнению с доминирующим языком, часто… … Словарь социолингвистических терминов
«Русский язык — один из развитых языков мира»
Русский язык – один из развитых языков мира.
Класс: 6-й (общеобразовательный).
Тип урока: сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.
Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина «Русский язык».
Оформление доски:
Русский язык – один из развитых языков мира.
(Эпиграф выведен через кодоскоп)
Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.
(Этот эпиграф закрыт в начале урока)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
I. Слово учителя
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)
Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».
(Материал для учителя.)
Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: » Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?
II. Беседа по притчи
– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)
– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)
III. Повторение за 5 класс
– Как называются такие слова? (Омонимы)
– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)
– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)
– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)
IV. Объяснение нового материала
– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.
Русский язык – один из развитых языков мира.
1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)
– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)
– Составьте предложения с этими словосочетаниями.
2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.
V. Закрепление
– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.
(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)
– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)
– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)
Задание по рядам:
1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.
– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)
– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)
– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.
(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)
– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.
– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава. Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)
– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)
VI. Итоги урока
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)
– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.
VII. Домашнее задание
Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.
Другие болезни языка. Гипертрофия языка (K14.8)
Версия: Справочник заболеваний MedElement
Общая информация
Краткое описание
Примечания
В данную подрубрику включены следующие клинические состояния:
— увеличение языка;
— широкий язык;
— глоссоцеле.
Все эти клинические состояния, как правило, являются осложнениями какой-либо патологии. Таким образом, код данной подрубрики должен использоваться как осложнение какого-либо основного заболевания либо как код сопутствующей патологии. Код может быть использован как код основного заболевания только в случае предварительного диагноза.
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Выделяют относительную макроглоссию (см. раздел «Дифференциальный диагноз») и абсолютную макроглоссию (например, при кретинизме) c нарушением подвижности языка.
Этиология и патогенез
Врожденная, травматическая и некоторые другие виды макроглоссии при системных, эндокринных и иных заболеваниях кодируются и описаны в соответствующих рубриках. Ниже они перечисляются исключительно с целью полноты описания этиологии макроглосии (некоторые состояния могут частично перекрываться).
Поскольку патофизиология макроглоссии связана с конкретной этиологией, описание каждого конкретного этиологически значимого заболевания выходит за рамки данной подрубрики.
Некоторые, наиболее часто описываемые варианты увеличения языка приведены ниже.
Эпидемиология
Признак распространенности: Редко
Приобретенное увеличение языка является редким заболеванием. Точная распространенность неизвестна в связи с полиэтиологичностью заболевания.
Факторы и группы риска
Клиническая картина
Клинические критерии диагностики
Cимптомы, течение
Диагностика
При гипертрофии языка все методы визуализации применяются для выявления этиологически значимых заболеваний и дифференциальной диагностики. ри
При наличии показаний могут быть применены следующие методы:
1. Рентгенография.
1.1. Обзорная рентгенография лицевого и мозгового черепа, внеротовая рентгенография зубов и челюстей, внутриротовая рентгенография и другие виды рентгенологического обследования.
1.2. Исследование функции глотания (эзофагография с контрастированием).
1.3.Обзорная рентгенография органов грудной клетки (при нарушениях дыхания).
2. УЗИ щитовидной железы.
4. Биопсия. Тонкоигольная пункционная биопсия малоинформативна, а хирургическая биопсия связана с большим риском кровотечения из артерий языка. Следует взвешивать риски и проводить биопсию в основном при подозрении на объемные процессы.
5. ЭКГ и ЭхоКГ полезны при нарушениях дыхания для дифференциальной диагностики с заболеваниями сердца.
Могут применяться и любые другие методы для выявления этиологически значимых заболеваний, симптомом которых может быть увеличение языка (например, биопсия костного мозга для диагностики амилоидоза и прочее).
Лабораторная диагностика
Дифференциальный диагноз
1. Врожденная макроглосиия (врожденная изолированная гипертрофия мышц языка).
2. Отек языка (например, при глоссите или других воспалительных заболеваниях языка).
4. Неопластические процессы в языке.
Осложнения
Лечение
Показания к лечению при гипертрофии языка:
— синдром ночного апноэ и затруднения дыхания в состоянии бодрствования;
— дисфагия ;
— дизартрия ;
— косметические дефекты.
Медикаментозная терапия имеет смысл только в случае установленной этиологии макроглоссии. Во всех остальных случаях она бесполезна и основным методом лечения является хирургическое вмешательство.
Послеоперационный период:
— тщательный мониторинг отека, послеоперационной гематомы;
— мониторинг дыхания (особенно при продленной интубации трахеи), седация и обезболивание;
— антибактериальная терапия (клиндамицин, амоксициллин);
— мониторинг сердечного ритма (описаны случаи рефлекторной брадиаритмии и асистолии во время сна).
Язык мой — врач мой? О каких болезнях можно узнать по органу вкуса.
Язык — один из важнейших органов в организме. На нём расположены рецепторы, позволяющие распознавать все оттенки вкуса продуктов, попадающих в полость рта.
Как отмечали учёные ещё в древние времена, язык человека имеет связь с различными органами тела. При диагностике они делили его на условные части: прикорневую, среднюю и кончик. И полагали, что при патологии того или иного органа поражение будет отмечаться строго на одной из этих областей. В том, какие болезни оставляют свой след на языке, АиФ.ru разбирался вместе с профессором, д.м.н., руководителем лаборатории по разработке междисциплинарного подхода в профилактике хронических неинфекционных заболеваний ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России», экспертом «Лиги здоровья нации» Мехманом Мамедовым.
Цветовая гамма
На осмотре у врача нередко просят показать язык. И делают это не из праздного любопытства. Ведь даже по цвету языка вполне можно определить, есть ли та или иная болезнь. Так, например, язык здорового человека должен быть бледно-розовым: именно это принято за норму. В случае если на языке есть белый налёт, можно говорить про грибковые поражения организма или нарушения работы ЖКТ. Язык серого цвета обычно является следствием хронических патологий. Ярко-красный — укажет на инфекционные и воспалительные процессы в организме человека, в случае если красный цвет имеет оттенок алого, врачи заподозрят проблемы с кровеносной системой. Бордовый отлив — яркий признак острого инфекционного процесса. Язык является частью ЖКТ, а также связан и с респираторной системой, т.к. находится в полости рта. При язве желудка и 12-перстной кишки, проблемах с желчным пузырем, печенью и кишечником могут быть изменения цвета языка. Для каждого заболевания характерны свои проявления — где-то он может быть контрастнее, где-то светлее.
Бывает и так, что цвет языка меняется вплоть до синего и фиолетового. В этом случае говорят о проблемах с лёгкими или тяжёлых почечных недугах. Пожелтение языка — это не только характерная особенность заядлого курильщика, но ещё и сигнал о проблемах с ЖКТ. При недостатке витаминов в организме человека язык и вовсе может потерять цвет.
Стоит учитывать, что слишком тёмный и насыщенный оттенок — признак проблем, которые требуют немедленного врачебного вмешательства, а то и госпитализации.
Дополнительные факторы
Однако не только цвет имеет значение. Если язык слишком сухой, могут ставить следующие диагнозы: обезвоживание, непроходимость кишечника, перитонит. Нередко сухость языка отмечается при повышении температуры тела. Если ситуация приближается к критической, от пересушенности орган вкуса может даже потрескаться. В этом случае создаётся дополнительная угроза: он легко инфицируется бактериями, вследствие чего начинается нагноение и тяжёлое воспаление.
Особое значение имеет и вид налёта на языке. Так, если тот тонкий, значит, заболевание находится на начальной фазе, а если откровенно жирный и толстый, то проблема, скорее всего, кроется в патологиях желудочно-кишечной системы: обычно так бывает, если там скопилась слизь и застаивается пища. Пятнистый и фиолетовый налёт указывает на развитие застоя крови. Сбои в работе системы пищеварения приведут к тому, что язык станет немного распухшим, будет влажным. В этом случае рекомендуется провериться на гастрит, холецистит, язву и даже аппендицит.
Отдельное внимание врачи уделяют и месту скопления налёта. Так, если тот больше прилегает к корню языка, то проблемы отмечаются в толстом кишечнике: скорее всего, там скопилось много продуктов жизнедеятельности человека, которые не могут найти выход. Налёт посередине указывает на проблемы в тонкой или двенадцатиперстной кишке, желудке. В случае если налёт такой толщины, а язык так опух, что можно рассмотреть отпечатки зубов по краешку, необходимо пересмотреть свой рацион питания: с большой долей вероятности можно утверждать, что кишечник не справляется с той пищей, которую человек ест.
Наличие глубоких морщин и трещин, расположенных поперек, должно насторожить и отправить к неврологу — как правило, такая проблема проявляется при предрасположенности к сосудистым нарушениям мозга.
Язык может даже указать и на серьёзные сердечные и сосудистые проблемы, которые некоторое время могут протекать без каких-либо симптомов. Так, например, сдвинутый слегка в сторону или немного искривившийся язык укажет на геморрагический инсульт, нарушения мозгового кровообращения, проблемы с функционированием мозжечка.
Увеличение в объёмах органа вкуса может быть следствием проблем со щитовидкой, сбоев в работе гипофиза или расстройств психики.
Дрожь и зернистость
Порой человек может отмечать, что его язык… дрожит. Такое состояние указывает на нервозность и проблемы с ЦНС. Врачи рекомендуют в подобной ситуации сменить психологическую обстановку, а также поработать над своим образом жизни. Также провериться у врача стоит, если началось снижение вкусовых ощущений. Ведь на ровном месте оно не развивается: обязательно должна быть причина, по которой человек больше не ощущает вкусов, к которым привык. Причём важно понимать, что на языке есть определённые зоны и участки, которые отвечают за реакцию на разные вкусы: острый, солёный, сладкий и т. д. Если сбой отмечается на какой-то из частей, это может говорить о том, что страдает нервная или эндокринная система. Потеря вкуса вкусовых рецепторов языка проявляется в результате нарушения обменных процессов в организме человека, а также при сбоях в работе центральной системы различной этиологии, при развитии анемии и при наличии онкологических заболеваний.
Также нередко люди начинают отмечать, что язык стал более шершавым: это происходит из-за увеличения в размерах сосочков на поверхности органа. Когда набухшие сосочки локализуются на кончике, стоит пройти обследование у кардиолога. Если же язык становится «колючим» по краям, надо проверить печень. Пострадавшая средняя часть языка указывает на проблемы в области желудка и кишечника. При этом радоваться, когда язык становится гладким и «зеркальным», не стоит. Ведь это тоже патология. Таким он бывает при анемии, истощении или тяжёлых патологиях желудка.
Лингвистические способности: что это такое и как развивать
От преподавателей и людей с разным опытом изучения иностранных языков можно услышать о таланте к языкам, выдающихся языковых способностях или отсутствии склонности к изучению иностранных языков. Насколько эти рассуждения соответствуют действительности? Что такое языковой талант и существуют ли люди, неспособные к изучению иностранных языков? В чем заключаются лингвистические способности? Они даны от рождения или их можно развивать? Как понять, есть ли склонность к изучению языка и что делать, если ее нет? В этой статье – ответы на все эти вопросы.
Возможности разных людей при изучении иностранных языков
Каждый человек при желании может выучить иностранный язык. Мы часто слышим об этом от преподавателей или полиглотов. И это правда. Но правда также в том, что возможности у разных людей не равны. Приступая к изучению английского или любого другого языка, мы находимся в разных условиях.
У одних людей больше свободного времени, у других очень мало из-за особенностей работы или семейных обязательств. У одних людей есть широкие финансовые возможности, которые позволяют им находить лучших учителей, ездить в языковые школы за границу, путешествовать и общаться с разными людьми. Другим приходится обходиться самыми простыми групповыми курсами и самостоятельным обучением. Одни люди изначально сильно мотивированы – например, предстоящим повышением на работе или переездом в другую страну. Другие понимают преимущества владения иностранным языком, но реальной мотивации им не хватает.
Одни люди наделены определенными личностными свойствами, которые помогают им в овладении иностранным языком: силой воли, усидчивостью, коммуникабельностью. Другие не отличаются этими качествами, и их приходится дополнительно развивать. На эффективность изучения иностранных языков влияют даже особенности нервной системы. Наконец, у всех нас разный жизненный и образовательный опыт, который отвечает за умение учиться.
Также существует мнение, что люди находятся в неравных условиях при изучении иностранных языков из-за когнитивных особенностей. Другими словами, у всех разные языковые способности. Деньги можно заработать или накопить, время – высвободить за счет других дел, а усидчивость натренировать. Но что делать, если не хватает способностей к языку?
Способности к языкам
Для начала необходимо прояснить, что лингвистические способности есть у всех людей без неврологических или психических нарушений. Лингвисты и преподаватели совершенно правы, когда говорят, что любой здоровый человек может выучить иностранный язык. Языковые способности могут отсутствовать только у людей с серьезными расстройствами речи, например, с афазией. Если в детстве вы овладели родным языком и сейчас можете им свободно пользоваться, значит, у вас есть способности к языку.
Дело в том, что лингвистические способности заложены в нас изначально. Язык – это продукт культуры, сформированный искусственно. Но склонность изучать и пользоваться языком – это особенность нашей биологии, она заложена в нас генетически. Максимально сильно она проявляется в детском возрасте, но затем не исчезает полностью никогда, хотя с возрастом заметно ухудшается.
Но нельзя отрицать тот факт, что языковые способности могут быть разными. Одни люди от рождения получили базовые предпосылки для изучения языка, а другим повезло родиться с талантом. И так как лингвистические способности помогают в изучении иностранных языков, от степени их выраженности зависит скорость и эффективность обучения.
Способности к языкам – это вовсе не расплывчатое и загадочное умение нашего мозга. Ученые давно интересуются этой темой. Полностью механизм работы лингвистической склонности еще не изучен, но специалисты уже составили о ней общее представление. К лингвистическим способностям относят любые когнитивные способности, которые отвечают за овладение механизмами речи (такими как грамматика, лексика, фонетика) и видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование). Они формируются на нейрофизиологическом уровне в разных участках мозга, образуя единый психофизиологический комплекс.
Виды лингвистических способностей
Для более точного изучения языковых способностей лингвисты разделяют их на отдельные виды. Существует несколько принятых классификаций от разных ученых. К одной из самых полных и понятных относится модель Робинсона. Он разделил все лингвистические способности на три крупных категории. Первая – это общие интеллектуальные способности, которые так или иначе влияют на изучение и использование языка (память, логика, скорость переработки информации). Вторая – это непосредственно языковые способности (чувство грамматики, семантическая память). И третья категория – это дополнительные приобретенные особенности, которые помогают в овладении языком: лингвистический опыт, уровень знаний и личностные черты.
Подробным разбором классификаций и специфических когнитивных способностей занимаются профессиональные лингвисты. Мы предлагаем рассмотреть самые важные и заметные виды языковых способностей, которые можно тренировать и использовать на практике.
Память
Существует много типов памяти: кратковременная и долговременная; слуховая, зрительная или моторная; логическая, эмоциональная или ассоциативная и многие другие. Все они так или иначе задействованы при изучении языков. Например, слуховая память отвечает за восприятие запоминание услышанной речи, а ассоциативная помогает учить новые слова. Люди с хорошо развитой зрительной памятью хорошо запоминают написание слов и грамотно пишут как на родном, так и на иностранном языке.
Важны не только типы памяти, но и ее объем, так называемая механическая память. Она отвечает за объем хранящейся в мозгу информации – количество слов, выражений и правил, которые мы можем запомнить. Объем памяти зависит не только от возраста, но и от особенностей человека. Кто-то запоминает много информации, а кто-то постоянно забывает слова. Чаще всего плохая механическая память компенсируется другими способностями – например, логической или ассоциативной памятью.
Языковые способности во многом зависят от дифференциальной слуховой чувствительности и способности к фонетическому кодированию. Они отвечают за восприятие, узнавание в потоке речи звуков языка и их оттеков, их фиксацию в памяти и воспроизведение. Эти способности зависят не от качества слуха как такового, а от умения мозга расшифровывать полученную на слух информацию, разбивать поток речи на отдельные части и быстро их обрабатывать, различать интонацию и незначительные отличия в артикуляции звуков. Сюда же относятся и способности запоминать и повторять услышанное с теми же оттенками.
Логика
Из логических способностей на изучение языка больше всего влияет индукция. Индукция – это умение распространять частное на общее, то есть замечать в отдельных примерах общие правила, находить и использовать паттерны. Это умение часто используется в языке: встречая новую конструкцию в определенном контексте, мы можем впоследствии использовать ее в похожих случаях. Способности к индукции могут различаться у разных людей: одним легко переносить единичный опыт на весь язык, другие не замечают аналогий и заучивают правила.
Грамматическое чутье
В нашем мозге заложены такие специфические особенности как грамматическое чутье. Последнее отвечает за восприятие грамматики как целостной последовательной системы. Люди с хорошо развитым чутьем на грамматику умеют объединять отдельные правила и закономерности в ясную картину. Они быстро разбираются в особенностях словообразования, согласования слов в предложении, использовании времен в разных контекстах. Они умеют строить новую грамматическую систему, отличную от системы родного языка, и быстро обучаются ей пользоваться.
Лексическое чутье
По аналогии с грамматическим чутьем, лексическое чутье – это способность глубоко осваивать лексику языка. Память отвечает за запоминание перевода иностранного слова на родной язык, а также за запоминание ассоциаций и дополнительной информации, связанной со словом. А лексическое чутье помогает видеть оттенки значения в новом слове, проводить параллели с другими языками, уметь использовать слова в правильном контексте. Человек с хорошо развитой способностью к лексике при изучении иностранного языка выстраивает отдельную целостную лексическую систему.
Диагностика и развитие способностей к языку
Чтобы определить степень развития своих языковых способностей, проанализируйте свой опыт изучения иностранных языков и отношения с родным языком. Что вам всегда давалось легко, а в чем вы сталкивались с трудностями? Есть ли у вас описанные выше качества и умения –выстраивать грамматические отношения, обобщать, различать звуки? Насколько тяжело вам изучать язык по сравнению с овладением другими дисциплинами?
Также вы можете обратить внимание на факторы, которые говорят о возможных высоких способностях к языку. Это музыкальный слух, высокий темп речи и чтения на родном языке, успехи в математике, умение пародировать, отличная дикция. Наконец, можно пройти несколько тестов в интернете или попросить преподавателей дать оценку вашим способностям.
Лингвистические способности определяются в основном генетикой, но их можно и нужно развивать. До определенного предела каждый человек может улучшить свои способности, чтобы эффективнее учить язык. Память, слух, логика развиваются с помощью постоянной практики. Также важно научиться принимать свои ограничения и компенсировать их другими способностями. Например, если вам сложно понять грамматику, используйте память, чтобы заучивать правила.