Реализация вмр что это
Доходы от продажи ВМР останутся в распоряжении операторов по обращению с ТКО
из всех проанализированных тарифов на обработку ТКО в 72% случаев доходы от ВМР были исключены из НВВ 2 ;
при определении НВВ с учетом выручки от ВМР органы регулирования в 93% случаев использовали плановый (прогнозный) метод – то есть исключали из НВВ прогнозные (потенциально возможные), а не фактические доходы от продажи ВМР. Примечательным в данном вопросе является дело № А40-250892/18, в котором ФАС России, не дожидаясь факта возникновения дохода от реализации ВМР, пришла к выводу о необходимости его исключения из НВВ. При этом органы регулирования применяли различные подходы к определению размера такой выручки, в том числе и для одного региона, например:
Таким образом, операторы сталкивались с рисками снижения тарифа на будущую выручку от ВМР, в отношении которой неизвестно, будет ли она получена и в каком размере. В такой ситуации операторы были вынуждены сначала получить заниженный тариф, а потом искать возможность реализовать ВМР по предопределенной цене, чтобы как-то покрыть убытки. По мнению многих участников рынка (как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса), отсутствие возможности получать прибыль от продажи ВМР являлось одним из факторов, сдерживающих приток инвестиций в отрасль.
Основной причиной такой негативной практики являлось то, что в пункте 11 Методических указаний по регулированию тарифов в сфере обращения с ТКО 3 (далее – Методические указания) действовала норма, согласно которой из НВВ «исключались» доходы от продажи ВМР, при этом стоимость ВМР определялась органом регулирования на основе данных, предоставляемых оператором, и могла устанавливаться на долгосрочный период регулирования.
С 14 октября 2020 года разрешен вопрос о доходах операторов от продажи ВМР: такие доходы теперь не исключаются из НВВ и остаются в распоряжении регулируемой организации (Приказ ФАС России от 14 сентября 2020 года № 840/20, далее – Приказ № 840/20).
Приказ № 840/20, как ожидается, призван решить указанные проблемы с уменьшением тарифов и привести к следующим последствиям, описанным далее.
Стимулирование деятельности по эффективной обработке ТКО
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон об отходах) среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами называет «использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот».
Кроме того, в соответствии с недавно принятыми Едиными требованиями к объектам обращения с ТКО 5 при выборе технологических решений приоритет отдается обработке ТКО в целях выделения из состава ТКО видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации.
В такой нормативной среде возрастает потребность в мощностях по обработке ТКО, но не просто в мощностях по обработке, а в объектах, которые бы обеспечивали реальные показатели по извлечению полезных компонентов ТКО (ВМР).
Изъятие прибыли от реализации ВМР за счет уменьшения тарифной выручки лишало оператора ТКО стимулов к проявлению инициативы, привлечению дополнительных инвестиций в оборудование, внедрению новых методов сортировки и переработки отходов и не соответствовало стратегиям развития устойчивой экономики: в этом не было смысла, ведь выручку от ВМР все равно «заберут».
Новая редакция пункта 11 Методических указаний является примером экономического стимулирования деятельности по обработке ТКО. Во-первых, норма о сохранении дохода от ВМР за оператором может явиться фактором, привлекающим новых инвесторов на рынок и к созданию новых объектов обработки ТКО. Во-вторых, операторы по обработке ТКО будут иметь стимул для внедрения действительно эффективных методов и технологий обработки ТКО, позволяющих извлекать как можно больше ТКО, пригодных для реализации.
Устранение противоречия Методических указаний законодательству, имеющему большую юридическую силу
В прежней редакции пункт 11 Методических указаний противоречил следующим положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу:
Норма законодательства | Содержание нормы | Суть противоречия пункта 11 Методических указаний в прежней редакции |
---|---|---|
Пункт 2 статьи 24.9 Закона об отходах | Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала. | Пункт 2 статьи 24.9 Закона об отходах содержит принцип расчета тарифа исходя из необходимости компенсации расходов и получения экономически обоснованного уровня доходности. В Законе об отходах (равно как и в других федеральных законах) возможность уменьшения тарифа на выручку от ВМР не предусмотрена. |
Пункт 5 статьи 24.8 Закона об отходах | Операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. | Пункт 11 Методических указаний устанавливал, что доходы от нерегулируемой деятельности (доходы, полученные от продажи ВМР) должны учитываться при расчете тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности, при том, что норма Закона об отходах устанавливает принцип раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО. |
Пункт 10 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (Основы ценообразования) | В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. | Пункт 11 Методических указаний устанавливал, что из НВВ исключаются доходы от нерегулируемых видов деятельности, при том, что согласно Основам ценообразования расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются. |
Приказ № 840/20 устранил эти противоречия: сейчас пункт 11 Методических указаний соответствует принципу раздельного учета «тарифных» и «нетарифных» расходов и прибыли.
Как соотносится Приказ № 840/20 и принцип экономической обоснованности тарифа?
В силу закона 8 тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования при установлении тарифов из НВВ исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении тарифов. Критерии экономической обоснованности доходов не раскрываются; понятно лишь только то, что необоснованными являются доходы, полученные с нарушением законодательства при установлении и применении тарифов.
Таким образом, если Методическими указаниями предусмотрено сохранение дохода от ВМР за регулируемой организацией, такие доходы не могут быть признаны полученными в нарушение законодательства при установлении тарифов. Более того, пункт 11 Основ ценообразования об экономически необоснованных доходах распространяется на те доходы, которые были получены в НВВ регулируемой организации в прошлых периодах, но впоследствии были признаны экономически необоснованными.
Доходы от продажи ВМР, в свою очередь, заведомо (независимо от того, является ли период регулирования прошлым или будущим) признаются доходами в распоряжении регулируемой организации и не исключаются из НВВ.
С учетом этого пункт 11 Методических указаний в новой редакции полностью соответствует Основам ценообразования и Закону об отходах.
Будет ли включаться в НВВ налог на прибыль от продажи ВМР?
Таким образом, расходы на уплату налога на прибыль в отношении РПП являются расходами оператора, не покрываемыми за счет тарифа.
Для дохода от продажи ВМР правила учета в тарифе налога на прибыль в законодательстве не установлены. Однако это является излишним, поскольку прибыль от продажи ВМР, в отличие от РПП, не включается в НВВ организации.
Иными словами, деятельность по продаже ВМР и доходы от такой деятельности вынесены за периметр тарифного регулирования и правил расчета НВВ.
1 См. реквизиты источников (актов об установлении тарифов и производственных программ) в отчете LECAP «Концессионные соглашения в сфере обработки твердых коммунальных отходов: инвестиционная привлекательность vs. вопросы вторичных материальных ресурсов», июль 2019.
2 См. подробнее отчет LECAP «Концессионные соглашения в сфере обработки твердых коммунальных отходов: инвестиционная привлекательность vs. вопросы вторичных материальных ресурсов», июль 2019.
3 Утв. Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года № 1638/16.
4 Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 года № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 года), Приказ Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации».
5 Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов».
6 Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ».
7 Подпункт д) пункта 58 Основ ценообразования, пункт 50 Методических указаний.
8 Пункт 2 статьи 24.9 Закона об отходах.
9 Пункт 3 Основ ценообразования.
10 Пункты 29, 50 Основ ценообразования.
11 Пункт 2 Основ ценообразования.
12 За исключением нормативной прибыли и расходов на плату за негативное воздействие.
13 Пункт 39 Основ ценообразования.
Вторичные материальные ресурсы или сокращенно ВМР
Кроме того, использование его снижает себестоимость и удельные капитальные вложения. Также, оно вовлекается повторно в хозяйственно-экономиечский оборот и ускоряется темп экономического роста. Основными источниками вновь созданных материальных ресурсов служит мусор производства и потребления продукции. Стекло, пластик, поддоны, бумага, картон, металл, ПЭТ и другое.
Отходы производства и потребления и их применение в Беларуси
Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при выпуске продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Остатки потребления — изделия и вещества, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. На практике различают неиспользуемый мусор, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования. Вторичное сырье, которое в настоящее время может повторно применяться в народном хозяйстве.
Соотношение категорий вторичные материальные ресурсы и отходы в настоящее время четко не установлено. В результате, существуют три основные точки зрения этого понятия. Согласно первой, понятие ВМР шире понятия мусор. Авторы, придерживающиеся такой позиции, отмечают, что помимо отходов составной частью ВМР является попутная и побочная продукция. Нам представляется, что такая трактовка данного термина включает в их состав попутные и побочные продукты, являющиеся, готовой продукцией. Также ту часть остатков, использование которой невозможно на данном этапе развития науки и техники.
Второй подход к терминам стирает разницу между ними. В соответствии с ним к вторичным материальным ресурсам относятся повторный материал производства и потребления, образующиеся в экономике. На наш взгляд, в этом случае к вновь образовашимся запасам относится и та часть созданных веществ, переработка которых затруднена ввиду технологических ограничений в народном хозяйстве, что вряд ли целесообразно.
И, наконец, можно выделить еще одну точку зрения, согласно которой прикладной характер понятия ВМР (вторсырье) ограничивает круг включаемых в него отходов только теми, которые на данном этапе развития науки и техники используются в народном хозяйстве.
К вторичным материальным ресурсам авторы причисляют виды отходов:
Здесь учтен классификационный признак стадийности производства. Безусловно, с таким определением следует согласится с определенной корректировкой. Остатки сырья и материалов могут иметь потребительские свойства. Но не потребительную стоимость, поскольку последняя характеризует готовый продукт.
Соответственно, понятие ВМР не тождественно значению отходы как вещества повторно во влеченные в хоз. оборот. Главное различие состоит в наличии потребительских свойств и возможности их использования.
По мере того, как выявляются новые потребительские свойства различных видов мусора, они включаются в состав вновь образовавшихся материальных запасов. Однако, поскольку всегда имеется вторсырье, использование которого ограничено техническими возможностями производства, понятие ВМР не может выступать синонимом значения мусор. Следует полностью согласится с авторами работы, которые считают, что прикладной характер ВМР ограничивает круг включаемых в него остатков только теми, которые на данном этапе развития науки и техники могут быть использованы в народном хозяйстве. Иными словами, главным критерием, отличающим понятия, является научно-техническая возможность использования последних в данный момент времени. Следовательно, под вновь созданными запасами (остатками) необходимо понимать только ту часть остатков и материалов, образовавшуюся вследствие нерационального использования природно-сырьевых запасов, которую можно повторно использовать на данном этапе развития науки и техники.
Объекты вторичных материальных ресурсов и вторсырья
Объектом наших исследований являются вторсырье, получаемое в системе недропользования. Учитывая вышесказанное, справедливо будет назвать часть мусора горно-промышленного производства минеральными запасами по аналогии с общими терминами отходов и вторичных материальных ресурсов.
В научной и нормативной литературе используется термин вторичное сырье, что подразумевает возможность его применения. Так, в ряде работ как повторное сырье рассматриваются разнообразные материалы и изделия, которые после первичного полного использования могут применяться повторно. Это означает, что термин вторсырье зачастую дублирует основные понятия. Как показывает анализ, данный термин употребляется, в основном, применительно к остаткам потребления. Таким образом, является синонимом понятия ВМР применительно к данной части отходов.
ВторТехноТорг предоставляет услуги по приему, сбору и заготовке вторсырья. Также, предоставляем в аренду контейнер (бункер) для мусора строительного, крупногабаритного. Контейнеры от 8 до 27 м3, вывоз мусора осуществляем системой лифтрдрип. В наличии для продажи есть щебень вторичный и гранитный щебень с самовывозом в Минске, ТЭЦ-4 и промышленная зона Шабаны.
Отход и вторичный материальный ресурс: есть ли разница?
В. А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
Н ередко возникают споры предприятий с надзорными органами по поводу того, что образуется в результате производства — отход или вторичный материальный ресурс (ВМР).
Предприятиям иногда удается добиться признания спорных объектов продукцией, если они предпринимают определенные превентивные меры.
В большинстве сомнительных ситуаций и надзорные органы, и арбитражные суды, решая вопрос о признании отходами или побочной продукцией веществ и предметов, которые не являются целью производственного процесса, отдают предпочтение отходам.
Тому есть ряд причин, о которых мы неоднократно рассказывали. Главная, на наш взгляд, причина — правовая неопределенность в вопросах:
▸ установления условного момента, когда предметы, сырье, материалы прекращают быть продукцией и становятся отходами;
▸ наличия (у собственников предметов, сырья, материалов) права самостоятельно решать, когда принадлежащее им имущество становится отходами.
Практику по спорам, связанным с разграничением отходов, образующихся в процессе производства, и объектов, не являющихся отходами (то есть сырья, материалов, веществ, предметов ), нельзя назвать абсолютно негативной для хозяйствующих субъектов. Предприятия в ряде случаев отстаивают свой подход и добиваются признания того, что спорные объекты являются продукцией, а не отходами.
Однако для этого необходимо принимать некоторый комплекс превентивных мер. Одной только воли недостаточно.
Отходы как вторичные материальные ресурсы
Отходы как объект управления и государственного регулирования, с одной стороны, загрязняют окружающую среду, а с другой – являются вторичными материальными ресурсами (ВМР). При этом главное свойство отходов как ВМР – постоянное «воспроизводство», что дает основания классифицировать их как одну из разновидностей возобновляемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
По оценкам ФГУ НИЦПУРО, ресурсы многотоннажных видов ВМР в виде промышленных отходов были воспроизведены в расчете на 2005 г. в количестве 2,7–3,4 млрд т. Более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых (табл. 1).
Оценка количества образования важнейших видов ВМР и уровня их использования (по 2005 г.)
Отходы добычи и обогащения
Лом черных металлов
Отработанная серная кислота
Использование ВМР в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуются значительной неравномерностью и зависят от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды, и, самое главное, от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы.
Традиционные виды вторичного сырья, такие как лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры, характеризуются высоким уровнем переработки. Сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы, практически не перерабатываются (смешанные и загрязненные нефтепродукты, изношенные шины, отходы упаковки из ламинированной бумаги, осадки и шламы очистных сооружений, гальваношламы и т.д.).
Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья в промышленных масштабах характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. (табл. 2). Полностью или почти полностью из вторичного сырья изготавливаются отдельные виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т.д.).
Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции
Лом черных металлов
Продукция из термопластичных полимеров
Дробленка, агломерат, гранулят из отходов термопласта
Крошка резиновая, регенерат
Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок)
Отходы добычи и обогащения, шлаки металлургические, золы и шлаки ТЭС
В России средний уровень использования вторичного сырья можно оценить примерно в 1/3, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом уровень переработки ТБО в качестве вторичного сырья в среднем не превышает 4–5%. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде со скоростью 2–2,5 млрд т/год, что составляет примерно 60–70% от количества их образования за год. В конечном итоге, несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по обеспечению экологической безопасности, экологическая обстановка во многих регионах России в связи с воздействием неиспользуемых отходов не улучшается.
Проблема осложняется тем, что в обозримом будущем не существует предпосылок для существенного сокращения образования отходов. Количество отходов производства будет увеличиваться и далее из-за роста объема промышленного производства на фоне сохранения и даже снижения концентрации полезных ископаемых в извлекаемом из недр сырье. Отходы потребления будут расти еще более высокими темпами из-за опережающего роста уровня конечного потребления, в том числе бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т.д.
Что сдерживает использование отходов в промышленности
Основными факторами недостаточ ного в среднем уровня хозяйственного использования отходов как ВМР являются:
Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки ВМР определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки. В особой мере это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции и ее упаковке, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы, как черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое сырье из макулатурообразующих видов картонно-бумажной продукции. Высокий уровень затрат на сбор и переработку значительной части отходов потребления обусловлен:
Отсутствие стимулов для организации сбора и переработки ряда видов ВМР связано также с низкой конкурентоспособностью продукции с использованием отходов, поскольку снижение ее цены в сравнении с продукцией, изготовленной только из природного сырья, не всегда адекватно снижению качества такой продукции. В особой мере это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т.д. Спрос на такую продукцию часто остается довольно низким даже при существенном снижении цены на нее до 50% и более.
Определенное сдерживающее воздействие на использование отходов как ВМР оказывает также высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами и их доступность на фоне высоких мировых цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы.
Следует отметить также, что из-за несовершенства законодательства имеют место значительные экономические потери сборщиков и переработчиков отходов России, обусловленные отсутствием возможности использования для этих целей ресурсов зарубежных поставщиков в Россию тех видов продукции, на которые в странах-импортерах введена ответственность производителей за сбор и переработку после утраты продукцией потребительских свойств.
Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами как с ВМР выражается прежде всего в отсутствии законодательных положений, регламентирующих:
Система сертификации вторичного сырья из отходов производства и потребления, по существу, отсутствует. В особой мере это актуально применительно к полимерному сырью, поскольку наличие в нем даже небольших примесей и мусора значительно снижает качество продукции и производительность оборудования. Отсутствует государственная система маркировки полимерных материалов на деталях промышленной продукции, изготовленных из различных пластмасс, что затрудняет идентификацию полимерных отходов при их сортировке.
Природоохранные инструменты государственного регулирования обращения с отходами предназначены для применения лишь в целях обеспечения предотвращения загрязнения окружающей среды и не предусматривают регулирования обращения с отходами как с ВМР.
Разрешительная система размещения отходов с установлением лимитов не устанавливает ограничения на захоронение и депонирование отходов, характеризующихся высокими сырьевыми свойствами.
Сложившиеся механизмы начисления платежей за размещение отходов во многих регионах России позволяют органам экологического контроля облагать такими платежами и те отходы, которые предназначены для использования в качестве вторичного сырья. Это противоречит нормам, установленным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с изм. от 01.07.2005). В соответствии с этим постановлением нормативы платы за размещение отходов не распространяются (применяются с коэффициентом 0) при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных другой организации (для использования в течение этого срока). Однако доказательство того, что определенные виды отходов удовлетворяют этим условиям, представляет собой непростую задачу.
Необходимо отметить также, что нормативы платежей потеряли свое первоначальное значение (возмещать общественно необходимые затраты на создание мест захоронения и депонирования отходов) из-за отставания их индексации в сравнении с темпами инфляции. Снижение нормативов платежей по этой причине составляет сейчас около 6–7 раз в сравнении с 1992 г. (в сопоставимых ценах). Вместе с тем и эти нормативы считаются обременительными для многих предприятий, в особой мере для предприятий, в производственной деятельности которых образуются многотоннажные отходы 3-го и 4-го классов опасности (отходы производства минеральных удобрений, металлургические шлаки и др.).
Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является также несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов принято относить кредитную, налоговую и тарифную политику. Использование этих инструментов применительно к сбору и переработке ВМР пока не получило развития в России.
Налоговые льготы применительно к сбору и переработке отходов действующим налоговым законодательством не предусмотрены. Некоторым исключением из этого является вывод вторичного сырья (если оно является продукцией черной и цветной металлургии) «из перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, используемых для производства и (или) реализации этих товаров)».
Практика субсидирования мероприятий в области сбора и переработки отходов в рамках специальных региональных и местных природоохранных программ характеризуется пока незначительными масштабами, а на федеральном уровне с 2005 г. упразднена полностью.
Государственная тарифная политика в области железнодорожных перевозок не предусматривает никаких льгот применительно к транспортировке ВМР.
Несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве ВМР заключается:
В соответствии с российским законодательством (федеральные законы «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления»), ответственность за организацию сбора и переработки отходов для использования в качестве вторичного сырья возлагается на органы местного самоуправления. Однако пока они обладают очень ограниченными ресурсами на эти цели. Исключение составляют крупные мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Московская область и др. Однако и в них реализуются лишь пилотные проекты.
Недостатки информационного обеспечения управления сбором и переработкой ВМР выражаются в несовершенстве государственной статистической отчетности, а также в неразвитости информационной инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности в этой области и в целом рынка вторичного сырья.
Государственная статистическая отчетность по форме 2ТП (отходы), введенная с 2002 г., имеет пока ограниченный и недоступный характер для широкого круга потребителей. Имеющиеся данные сосредоточены в Ростехнадзоре и в полной мере не публикуются. Используемая при этом классификация отходов плохо стыкуется с принятыми в отраслях промышленности наименованиями вторичного сырья.
В целом недостаточный уровень использования ВМР обусловлен главным образом не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в частности несовершенством нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.
Предложения по увеличению использования ВМР
В связи с изложенным подъем уровня использования отходов как ВМР видится в создании более благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для их сбора и переработки, что требует значительного усиления государственного регулирования в этой области. В связи с этим представляется целесообразным:
1. Выделить на законодательном уровне хозяйственное использование отходов как ВМР в качестве объекта государственного регулирования и наделить одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области.
2. Ввести на законодательном уровне специальную систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, в том числе:
Особое значение должно иметь введение в России правовой нормы «ответственности производителей продукции» за организацию сбора и переработки (в пределах установленных законодательством нормативов) определенных видов своей продукции после ее использования потребителем, а также использованной в собственном производстве упаковки. В число видов продукции, в отношении производителей которой целесообразно установить это требование, необходимо включить:
Целесообразность введения механизма ответственности производителей продукции обусловлена следующими факторами:
3. Создать особые нормативно-правовые условия для использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к вовлечению отходов в хозяйственный оборот (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, государственной экологической экспертизы и лицензирования деятельности). В частности, природоохранные инструменты и механизмы государственного регулирования отходов можно было бы использовать в целях введения ограничений на захоронение общераспространенных ВМР, экономического стимулирования сбора и переработки отходов как ВМР, стимулирования технического перевооружения производственной базы.
4. Создать особые нормативно-правовые условия для применения традиционных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и использования ВМР, в том числе установить:
Нормативы льгот в этой области, порядок их обоснования и установления должны регламентироваться специальным (налоговым) законодательством.
В конечном итоге все эти меры необходимы для формирования и развития специальной саморегулируемой организационно-производственной инфраструктуры, по существу отрасли промышленности. Глав ной особенностью этой инфраструктуры должна являться возможность ее постоянной подпитки финансовыми ресурсами на покрытие убытков от организации сбора и переработки «нерентабельных» отходов потребления за счет имеющихся и предлагаемых механизмов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности, в том числе за счет средств производителей продукции, в отношении которых предлагается установить ответственность за организацию сбора и переработки их продукции и использованной упаковки. Кроме того, для стимулирования устойчивого спроса на продукцию с использованием «нерентабельных» отходов должно быть предусмотрено использование механизмов государственного и муниципального заказов.
Наиболее рациональной формой введения предложенных выше основополагающих нормативных правовых положений следует считать разработку специального федерального закона «О вторичных материальных ресурсах». Проект такого закона был подготовлен, в частности, ФГУ НИЦПУРО в 2004 г. по заказу Минпромнауки России.
В 2006 г. ФГУ НИЦПУРО совместно с ОАО НТК «Механобртехника» по заказу Минпромэнерго России подготовили новый вариант концепции федерального закона «О вторичных материальных ресурсах», предусматривающий введение норм прямого действия по уровню ответственности производителей продукции за ее сбор и переработку у потребителей после использования. Этот законопроект не требует отмены Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а лишь дополняет его в части обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами.
В.В. Девяткин
ФГУ НИЦПУРО
«Экология производства» №2 2007 г.