Ребенка посадили на последнюю парту в 1 классе что делать
Конфликт из-за рассадки в классе – есть ли разумный выход?
Не будем лукавить – ни один учитель, оказавшись лицом к лицу с 25 первоклашками (и хорошо, если не с тремя десятками!) не сможет уделить всем полноценное индивидуальное внимание. Кто-то все равно будет выпадать из его поля зрения, и хорошо, если на время. И вот тут в борьбу за внимание учителя вступают родители – и не всегда корректным образом. А вы с таким сталкивались?
Чтобы привить ребенку навык взаимодействия, учитель должен обратить на него персональное внимание. Проследить, чтобы малыш не отвлекался (на птичку за окном или на новый пенал соседки по парте), убедиться, что он понял задание, вовремя подсказать, если ребенок испытывает затруднения.
” Сколько детей учитель может охватить своим вниманием? Пять-шесть, все-таки педагог – не киборг. Боковым зрением видит еще столько же малышей, а значит, может вовремя отреагировать и переключиться на них.
Если ваш ребенок ходит в частную (или просто малокомплектную) школу, где в классе 15 учеников – поздравляем, вам чужды наши проблемы. Но, как правило, вам повезет, если у вашего первоклассника будет всего две дюжины товарищей. И даже этом случае
” Ровно половина класса получает внимание учителя эпизодически или не получает его вообще! И знаете, кто те счастливчики, которые имеют возможность учиться полноценно? Те, кто сидит на первых партах!
Нет, я уверена, что ни один учитель не планирует нарочно дискриминировать школьников «с камчатки». Просто гораздо труднее заметить, что взгляд у ребенка стал рассеянным, если малыш находится в пяти метрах от вас, а не в полуметре. Размер, знаете ли, имеет значение.
” В моем детстве задача решалась просто – детей пересаживали. Каждый месяц ученики «отъезжали» на ряд дальше, а те, кто был в последнем ряду, пересаживались на первый. Раз в четверть пересаживали и слева направо.
Это объяснялось заботой об осанке и зрении, мол, нехорошо, что первоклассник все время поворачивает голову налево (направо), чтобы увидеть написано не доске. Но фактически в центральном поле зрения учителя все время оказывались разные группы детей! Честно говоря, это, наверное, самый простой и эффективный способ качественно обучать разом два десятка семилеток. И он реально работает! Вернее, работал бы, если бы не вмешательство родителей.
” Сегодня многие мамы считают возможным позаботиться исключительно о собственном ребенке, добиться, чтобы он непрерывно сидел на первой парте прямо перед учителем.
” Но те амбициозные мамы сами себе копают яму! С кем через пару лет будут учиться их дети? С одноклассниками, которые толком не усвоили материал начальной школы? Не умеющими сосредоточиться на уроке, мешающими и учителям, и другим детям? Получившими огромный опыт личной неуспешности?
Или это именно то окружение, которое требуется вечному хозяину первой парты, отличнику и маминой гордости – так сказать, чтобы оттенить достоинства?
Если у вашего первоклассника «не клеится» в школе, то дело не в том, что у вас какой-то «не такой» ребенок. Скорее всего, его буквально «затоптали», оттеснили на последнюю парту активные мамочки и их «самые лучшие» детки. Можно, конечно, организовать и своему ребенку справку от окулиста – чего проще, подговорить ребенка «не видеть» дальше третьей-пятой строки в таблице Сивцева. Потом наступить себе на горло и хорошенько поскандалить на родительском собрании, пусть «на камчатке» зимуют другие неудачники! Но мне кажется, что это не решение вопроса.
По-моему, мы должны проявлять родительскую солидарность. За первой партой должен постоянно сидеть только тот ребенок, физические недостатки которого невозможно скорректировать. Все остальные должны находиться в равных условиях!
Ну а если вашему ребенку нужен особый подход – для вас работают частные школы, в конце концов, всегда остается возможность надомного обучения. Давайте не будем вытягивать своего ребенка за счет соседа!
От Сибмамы. А в вашем классе была такая проблема? Как удалось ее решить? Как действовал учитель, когда претендентов на первую парту оказалось больше, чем парт? Поделитесь опытом, в опросе это можно сделать анонимно!
Пожалуйста есть ли по рассаживаю детей за парты? Мою дочь посадили одну на самую последнюю.
Пожалуйста есть ли по рассаживаю детей за парты? Мою дочь посадили одну на самую последнюю. В прошлом году одна девочка весь год там просидела. Подскажите что нам делать, зрение у нас хорошее.
Ответы на вопрос:
Попросите учителя пересадить ребенка поближе. Аргументируйте свою просьбу, например, плохим усваиванием материала издалека. В силу ст. 44 ФЗ РФ «Об образовании» родители вправе защищать права и законные интересы обучающихся.
Как такового нет в законе пункта о распределении мест в классе, но есть право которое Вам позволяет как родителю направить жалобу директору о том, что ущемлены права ребенка со ссылкой на ст.45
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2020)
При этом вопрос может быть рассмотрен на комиссии.
А вот если ваше письменное обращение проигнорируют то направляйте жалобу в Минобразования
Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссиию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.
То,о чем вы спрашиваете, ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция), ни иные нормативные правовые акты в сфере школьного образования ни как не регулируют
В статье 28 данного закона сказано: Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Другими словами, школа в силу того, что она обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной деятельности-школа самостоятельно определяет каким образом учащихся садить за парты Ни каких руководящих инструкций на этот счет для школы не существует.
У вас как у родителя есть только право попросить учителей пересадить вашу дочь на другую парту Но школа не обязана удовлетворять вашу просьбу, тем более зрение у вашей девочки хорошее
Так, что если вам откажут пересадить вашу дочь поближе, то к сожалению Вы ничего не сможете сделать.
Надеюсь я вам достаточно понятно и обоснованно ответил на ваш вопрос.
К сожалению, на законодательном уровне не существует документа, по которому производится распределение мест детей за парты в классе.
Детей рассаживают по такому принципу:
Остальные дети рассаживаются по росту, с целью, чтобы другие дети могли видеть материал на доске.
НО, я вам из личной практики скажу, что посадка ребенка на последнюю парту на протяжении года плохо сказывается на зрении ребенка, а вы как законный представитель вашего ребенка должны заботиться о его здоровье, согласно ст. 63 СК РФ,
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Таким образом, я вам рекомендую обратиться изначально к директору школы и просить пересадить вашего ребенка не на первые парты, а хотя бы на 3-4, если нет медицинских показаний, ссылаясь на то, что ребенок в связи с удаленностью от доски не усваивает учебный материал, в случае отказа вы можете дойти до Отдела образования.
Похожие вопросы
Пожалуйста как поступить в данной ситуации. Мой сын учится во 2-ом классе, полгода он сидел за последней партой. В начале года проверяли зрение, была 1. Сейчас зрение значительно село, рекомендована 1-я парта. Я просила учителя пересадить, она не реагировала на это, говорила что он по росту высокий, ему положена последняя парта. Что много детей с плохим зрением, в итоге теперь и мой ребенок с плохим зрением. Пересаживать она его не хочет на 1-ую потому что там сидят дети тоже с плохим зрением. Есть ли какие-нибудь нормативные акты, СанПин на основании которых ребенка должны пересаживать несколько раз в год, или что высокие дети обязаны сидеть на последних партах?
У моего мужа есть дочь ей 5 лет. Девочка живет с отцом. Ее родная мама лишена родительских прав на ребенка. Родная мама девочке не раз сидела в тюрьме. У девочки не хорошие воспоминание о матери. Я хочу удочерить девочку. Что мне делать, какие документы нужно для этого собрать?
Моя дочка толкнула 1 девочку она упала на 2 девочку и 2 девочка ударилась об парту спиной а мама 2 девочки пошла в больницу и сняла побои на спине и написала в детскую комнату полиции подскажите пожалуйста что мне делать.
Девочка (1) 15 лет ударила другую девочку (2) 15 лет в лицо один раз. Мама пострадавшей (1) начала нападать на (2) и девочка (2) защищалась не нанеся вред маме девочки (1).
Эта мама подала заявление в полицию, что делать в данной ситуации девочке (2) которая ударила другую девочку?
Мою дочь гнобит и унижает девочка во дворе. Обзывает её и показывает средний палец. Продолжается уже
девочки разбираться. Моей дочери 9 лет. Девочке 10 лет. Папа девочки зам. прокурора.
Как быть в такой ситуации.. мой ребёнок гулял с другим ребёнком после школы на улице, они упали с качели,-другая девочка получила травмы позвоночника, моя дочь привела девочку домой. спустя неделю мама девочки собирается обвинить, что моя дочь виновата,, Как быть? Спасибо.
Ребенка посадили на последнюю парту в 1 классе что делать
может первые дни она и будет слышать. а потом-то прочувствует прелесть камчатки и всеее.
Но кого-то же надо сажать туда? Всем на первых партах места не найдёшь.
да, я понимаю. я не хотела на первой, я хотела по серединке.
6-ая :065:
у нас тоже рост 125 :008: но в классе действительно много мелких детей примерно пол-класса, но это ж не повод сажать ее так далеко.
А кого сажать? Любого другого.
Сами подумайте пол класса маленьких + проблемы со зрением (чел 5 ) + невропатолог(2-3 ребенка) Есть дети который действительно необходимы первые парты.
ваша дочка еще учиться не начала, а вы уже так волнуетесь и заранее прогнозируете негатив.
Во-первых, может у вас очень толковая учительница и она в состоянии удержать внимаение всех деток.
Во-вторых, справками про зрение и СДВГ при желании может обзавестись весь класс в 100%-ном составе, так что справками учителя вряд ли «проймешь», у нее их уже и так кипа, наверное. К тому же у вас девочка, а самые беспокойные в плане поведения, как правило, мальчики. Девочки более ответственныею
В-третьих, их точно будут пересаживать периодически справа-налево и дальше-ближе (за исключением первых парт, скорее всего, там самые маленькие и с явно плохим зрением детки сидят).
да, я понимаю. я не хотела на первой, я хотела по серединке.
нам невропатолог писал про геперактивность. может еще раз сходить :065:
Ну все хотят.
Но правильно Вам написали, кто-то должен сидеть на последней парте.
Меня это тоже напрягало в прошлом году, сейчас смирилась. Мой достаточно непоседливый ребенок очень хорошо сидит и на последней парте, внимание все время на учителя, учится отлично. Пусть сидит, будут проблемы какие-нибудь из-за последней парты, тогда и буду искать выход из ситуации. Хотя, думаю, учитель первая заметит, если что и пересадит.
Ваша девочка, возможно, тоже будет отлично сидеть и на последней парте.Решайте проблемы по мере их поступления. А Вы уже заранее настраиваетесь, что она будет отвлекаться. Не надо так. Дети в школе очень меняются, и они совсем другие, не такие как дома.
Мой может уроки на 10 минут делать пол дня, потому что в облаках вечно. В школе такого нет, они там как-то собраннее..
А кого сажать? Любого другого.
Сами подумайте пол класса маленьких + проблемы со зрением (чел 5 ) + невропатолог(2-3 ребенка) Есть дети который действительно необходимы первые парты.
да, я понимаю. я не хотела на первой, я хотела по серединке.
нам невропатолог писал про геперактивность. может еще раз сходить :065:
ваша дочка еще учиться не начала, а вы уже так волнуетесь и заранее прогнозируете негатив.
Во-первых, может у вас очень толковая учительница и она в состоянии удержать внимаение всех деток.
Во-вторых, справками про зрение и СДВГ при желании может обзавестись весь класс в 100%-ном составе, так что справками учителя вряд ли «проймешь», у нее их уже и так кипа, наверное. К тому же у вас девочка, а самые беспокойные в плане поведения, как правило, мальчики. Девочки более ответственныею
В-третьих, их точно будут пересаживать периодически справа-налево и дальше-ближе (за исключением первых парт, скорее всего, там самые маленькие и с явно плохим зрением детки сидят).
я очень хочу в это верить, конечно это мои тараканы про последнюю парту. правда не только мои :073: бабушка расстроиться когда узнает, пап тоже недоволен :005:
самое главное не передавать своего плохого настроения по этому поводу дочке.;)
стараюсь :091:
В-третьих, их точно будут пересаживать периодически справа-налево и дальше-ближе (за исключением первых парт, скорее всего, там самые маленькие и с явно плохим зрением детки сидят).
:031:
а еще туда сажают таких как мой:0046:: если он сидит не на расстоянии руки учительницы, то он улетает в облака. наша учительница все 4 года всякий раз после попыток его пересадить, возвращала «взад».
Автор! Не волнуйтесь. В нашем классе НИ у кого нет постоянного места. Детки постоянно перемещаются. Даже мой, хоть и не меняет 1-ю парту, но ряды периодически меняет.
Да и вообще, с учителем всегда можно договориться в рамках возможного, она всегда пойдет навстречу.
Я вон сегодня встретила нашу, первую. Так она мне сказала, что она ТАК СКУЧАЕТ по нам. Мы с ней минут десять проболтали.
Ребенок с ММД или как помочь ребенку справиться с дисциплиной в 1 классе.
Он может ходить по классу на уроке, сидеть под партой, он – маленький вихрь, втягивающий всех в свою орбиту, привлекающий внимание и нарушающий дисциплину и тишину в классе на уроке, а на перемене – он ракета, несущаяся по коридору.
Он получает больше всех замечаний, он мешает соседям, и даже если он искренне хочет сдержать свою буйную активность, у него не всегда получается.
Причем он может вполне сносно усваивать информацию, в том числе, сидя под партой, если действительно не устал.
От него страдает и класс, и учитель, а родители уже боятся очередного собрания и выхода в школу.
Ругать такого ребенка не помогает, увещевания не дают толку. Беда еще в том, что из-за такого поведения педагог может ополчиться на ребенка, и тогда прости, прощай мотивация учиться.
Школа становится хронической психической травмой, ребенок знает, что ему там не рады, но остановиться он действительно не может.
Что же такое происходит с этим ребенком?
Имя такому поведению ММД – или минимальная мозговая дисфункция. Это очень распространенный сейчас неврологический диагноз. И хотя она минимальная и корректируемая, этого вполне хватает, что бы испортить жизнь и ребенку, и родителям.
По неофициальным данным, от моего коллеги психолога при тестировании подготовительной группы в хорошей рейтинговой гимназии ММД разной степени тяжести выявлена у 40% детей. И это заботливые родители и хорошая школа. Давайте разберем, что это за зверь такой и откуда он взялся.
Рассказывая вам об этом, я обобщу свой опыт врача психотерапевта, к которому на прием лавиной приходили такие дети после середины сентября каждого года. А чаще всего история их была такая.
После родов ребенку выставлялся диагноз родовой травмы или ишемии в родах, могло быть кесарево сечение или токсикоз во время беременности.
На 1 году ребенок мог наблюдаться неврологом, возможно, было лечение. В 90% случаев после 1 года ребенка снимали с диспансерного учета у невролога, и родители благополучно забывали о таком враче.
Иногда звучали травмы головы или тяжелые инфекции, ОРЗ, операции с общим наркозом в истории ребенка.
ММД похожа на последствия травмы головы у взрослого: ослабляется память, внимание, появляется утомляемость, эмоциональность, и возникают сложности в управлении поведением.
И вот, только в школе проявлялась эта проблема, потому, что там другие требования.
И заключается проблема в том, что у такого ребенка слабое, утомляемое внимание, которым ему трудно управлять. И поэтому внимание, как заяц скачет с предмета на предмет, и вслед за ним идет поведение.
Ребенок просто не может управлять собой достаточно.
Часто у таких детей мотивация учиться есть, пока они не столкнутся со школьной дисциплиной и тем, что они не вписываются в нее.
И этот момент очень важно понимать родителям. Невозможно исправить наказаниями и страхом ситуацию волевой незрелости. Можно только помочь созреть, подтянуться до нужного уровня с минимальными потерями для нервов ребенка, родителя и учителя.
За это короткое время первой четверти можно успеть сформировать устойчивое негативное отношение к учебе, низкую самооценку ребенка и получить ярлык двоечника и хулигана.
С другой стороны, как мама 6 летнего мальчишки с ММД и речевыми проблемами, я знаю, как сложно приходится родителям, при столкновении их ребенка с жесткими правилами дисциплины.
Речевых детей рано нагружают уроками и занятиями, и поэтому конфликт дисциплины возможностей ребенка сидеть и слушать обнаруживается раньше.
Итак, что же делать при ММД.
Стратегия. Это состояние постепенно компенсируется при правильном лечении, по мере взросления ребенка и развития волевых качеств, использовании режима дня и физических занятий, благоприятном эмоциональном климате в школе и семье.
Я пользуюсь для своего ребенка такой схемой: 2 месяца лечение, 1 месяц перерыв. И она себя оправдывает. Как долго: первые три класса точно постоянно.
Есть категория стимулирующих ноотропов, и они могут усилить эмоции и возбуждение, а вам ведь этого не нужно.
Найдите грамотного невролога и наблюдайтесь у него. Про побочные эффекты не волнуйтесь – в целом ноотропы одни из самых безопасных препаратов.
Соблюдайте режим дня. Укладывайте ребенка спать рано, давайте ему высыпаться. Больше физической активности, меньше ТВ и компьютера. Подойдут спортивные секции, развивающие координацию: танцы, плаванье, акробатика, и командные виды спорта – на коммуникацию в группе.
Если уже есть проблемы психологического плана: поможет работа с детским или семейным психологом или психотерапевтом. Кроме того, Вам надо уметь общаться с ребенком, даже если проблем нет, чтобы сглаживать проблемные ситуации и уметь обучить его обращаться со своими эмоциями и регулировать свое поведение.
Это важное умение для родителя такого ребенка.
Если Вы видите, что есть проблемы с дисциплиной до школы, то по возможности, отдайте ребенка в школу позже. Один год иногда очень много значит.
Выбирайте простую программу для ребенка. Не надо программы Занкова, 2100 и прочие новшества. Чем традиционнее, тем лучше. Современные новые программы предъявляют очень высокие требования. Сравните с собой в 1 классе обучение вашего ребенка. Смените программу при критической ситуации, вы выиграете в мотивации к обучению.
Самый важный пункт! Ищите учителя под ребенка. Пусть школа будет дальше, но учитель будет понимать вашу ситуацию. Выработайте совместный план, выполняйте рекомендации.
Итак, Вам придется приложить усилия, что бы помочь ребенку, но ситуацию вполне решаема. Выполняйте эти простые правила, и вы получите результат уже в течение ближайших месяцев.
Автор Анна Святченко-психотерапевт, консультант для мам.
Кто за первой партой?
Близорукий ребенок в школе: права и проблемы
Бытует мнение, что ребенок с близорукостью должен непременно сидеть за первой партой в школе, иначе острота зрения продолжит снижаться. Так ли это и кому нужно уступить места «в партере», выясняла «Сибмама».
Очки в ранце
По мнению педагога Татьяны Сизых, родительский ажиотаж вокруг первых парт – явление не особенно распространенное:
— За время своей работы я не сталкивалась с ситуацией, когда претендентов на первые парты больше, чем собственно парт, этот вопрос решается в спокойном рабочем режиме. Споры о партах в классе обычно начинаются тогда, когда дети привыкли каждый к своему месту, а один из учителей-предметников вдруг хочет рассадить их иначе. В каждой школе свои порядки, но чаще всего в роли третейского судьи приходится выступать классному руководителю.
Проблема ухудшающегося детского зрения не сводится только к месту в классе, считает Татьяна Сизых:
— Я бы посоветовала родителям обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, ребенок, которому доктор только что выписал очки, обычно очень их стесняется, даже если в детском коллективе обстановка в целом доброжелательная и дразнить никто не будет. Очки не любят одинаково и мальчики, и девочки. Зачастую ребенок надевает очки утром перед школой, чтобы родители не ворчали, а придя в класс, потихоньку прячет их в сумку. Поговорите с ребенком, если он болезненно отнесся к необходимости носить очки, поставьте в известность классного руководителя. Учитель может не знать, что школьнику давно полагается приходить на уроки в очках, дети умеют очень хорошо утаивать информацию, если нужно.
Во-вторых, выясните, проводится ли на уроках гимнастика для глаз. Физкультминуткам учителя уделяют внимание, а о гимнастике для глаз могут и забывать, особенно в среднем звене. Упражнения несложные, детям обычно нравится гимнастика, они любят даже просто посидеть полминуты с закрытыми глазами.
Парты в дефиците
Александр ЛАРШИН, директор по развитию офтальмологического центра «Глазка», напротив, полагает, что проблема «битвы за первую парту» вполне актуальна.
— Первых парт всего три, а детей со сниженной остротой зрения больше, и родители часто пытаются посадить их поближе к доске. «Миф о первой парте», скорее всего, связан с давным-давно устаревшей офтальмологической практикой. Когда-то считалось, что очки должны корригировать зрение не полностью, а на 80 – 90 %. Сегодня, согласно европейским нормам, ребенок должен видеть каждым глазом на 100 %. Если зрение полностью скорректировано очками или контактными линзами, первая парта не нужна – это научные данные.
— Если классный руководитель видит такую справку, он вправе спросить у родителя: а что вы дальше делаете, наблюдаетесь ли у специалиста, идет процесс лечения? Конечно, в реальности педагоги редко задают такие вопросы.
— Медицинские показания «для первой парты», конечно, существуют. Например, школьник наблюдается у офтальмолога и проходит функциональное-аппаратное лечение. Нагрузка на органы зрения в этот момент увеличивается, ребенок ежедневно около двух часов проводит на занятиях в офтальмологической клинике. На этот период врач выписывает справку, чтобы школьника посадили за первую парту. Другой пример – ребенок находится на медикаментозном лечении для снятия спазма мышц аккомодационного аппарата. Но это всё единичные случаи.
Ирина СМИРНОВА, врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук, директор центра «Глазка», дополнила список таких показаний:
— Чтобы усадить ребенка за первую парту, у врача должны быть веские основания. Как правило, речь идет о детях с врожденными заболеваниями глаз, врожденными нарушениями развития зрения. Это слабовидящие школьники, которые действительно должны с первого класса сидеть за первой партой. Но чаще всего родители настаивают на том, чтобы дети сидели поближе к доске, совсем по другой причине – у сына или дочери развивается близорукость, приобретенный, а не врожденный, дефект зрения. Если за первую парту и нужно посадить ребенка, то только на самых начальных этапах развития близорукости, когда ему еще не показана очковая или другая оптическая коррекция зрения. Кстати, парта может быть и второй, не обязательно первой.
До семи лет – никаких гаджетов
Что могут сделать родители для того, чтобы предупредить развитие детской близорукости? Немало, уверен Александр Ларшин.
— Зрение у ребенка обычно начинает портиться в самом начале обучения в школе, в первом и во втором классе, когда нагрузка на органы зрения возрастает. Второй пик – 5 – 6 класс, в это время резко увеличивается количество изучаемых школьником предметов. Наши немецкие коллеги выделяют еще и третий пик – 18 – 19 лет, это первые курсы университета. Казалось бы, человек приблизился к возрасту стабильного зрения, но совмещение работы и учебы, постоянное сидение за компьютером делают свое дело.
Александр Ларшин рассказал и о профилактике близорукости.
Во-первых, ребенок должен обязательно проходить ежегодный осмотр у детского врача-офтальмолога. Только так можно поймать близорукость на ранних стадиях.
Во-вторых, задача родителей – научить ребенка взаимодействовать с современными гаджетами. Мы много работаем с педагогами, и обычно они радеют за здоровье школьников. Основной вред зрению ребенка, по нашим наблюдениям, наносится в семье. Если еще до школы малышу не объяснить, что увлекаться гаджетами опасно, то потом будут трудности. Меня родители часто спрашивают: что делать, если у пятиклассника пытаешься забрать телефон, а он в ответ устраивает настоящую истерику. Когда время упущено, этот вопрос лучше адресовать детскому психологу.
Не торопитесь. Конструкторы, игрушки, пластилин, гуашь, химические опыты – есть чем занять дитя и без технических новинок. Но опять же не стоит забывать. Что если ребенок часами собирает мелкий конструктор – это такая же нагрузка на глаза вблизи. Что касается ребят постарше, есть специальная формула, разработанная физиологами-офтальмологами. Возраст в минутах умножаем на три и получаем время, которое в день ребенок может проводить с гаджетом. Например, в 12 лет это время составит 36 минут. Самые опасные устройства – те, которые имеют маленький экран и подносятся ближе к глазам, а именно телефон и планшет. То есть чатиться в мессенджерах и социальных сетях опаснее, чем играть на компьютере.
В-третьих, в школьную практику нужно ввести обязательные физкультминутки с занятиями для глаз. Глазки у детей податливые, они быстро устают. Информацию об упражнениях можно найти в интернете, но это должны быть профильные сайты офтальмологических центров. Гимнастике приписывают множество волшебных свойств. Она, к сожалению, не лечит, зато может снять накопленный спазм аккомодации. Педагогов мы просим проводить для детей гимнастику после второго-третьего уроков, родителей – после приготовления домашнего задания.
В-четвертых, не нужно бояться оптической коррекции зрения. К сожалению, на территории постсоветского пространства циркулирует очень много мифов, посвященных очкам. Есть мнение, что если ребенок надел очки, диоптрии будут только увеличиваться. Это в корне неверно. Если у ребенка уже диагностирована прогрессирующая близорукость, важно вовремя надеть на него очки или контактные линзы».
Нормы и правила
«Вопрос первой парты», между тем, строго регламентирован. Как сообщили журналисту «Сибмамы» в департаменте образования мэрии города Новосибирска,
«в классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации. Детей с нарушениями зрения рассаживают на ближние к классной доске парты согласно рекомендациям».
Правило «перестановки» рядов также существует: не менее двух раз в год первый и третий ряды должны меняться местами. Кроме того, ограничено время непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Для учеников 1 – 2 классов оно составляет не более 20 минут, для учеников 3 – 4 – не более 25.