Ребенку скучно в школе что делать родителям
Почему ребенку скучно учиться в школе и как пробудить интерес к учебе
Современные дети ощущают повышенную нагрузку: в школе дают слишком много заданий, а вне школы родители водят на многочисленные кружки и секции. В наше время появилось много развивающих занятий, детям предлагают чуть ли не с рождения изучать иностранные языки, развивать логику, мышление, заниматься творчеством. В итоге, дети теряют интерес к учебе, и родителей, безусловно, беспокоит этот факт.
Почему школьникам сложно дается учеба?
Детям очень сложно воспринимать большой объем информации, и на это есть ряд объективных причин:
Влияние новых технологий. Взрослые часто включают мультфильмы, предлагают поиграть в компьютерные игры или посмотреть кино на планшете, чтобы освободить собственное время для занятий домашними или личными делами. В результате, страдает детское внимание, неокрепшая нервная система, зрение. Виртуальная реальность намного ярче, чем настоящая жизнь. Скучные уроки – это совсем не то, что быстро меняющие друг друга красочные картинки на мониторе гаджета. Для хорошей учебы школьнику важно почувствовать присутствие родителей рядом, ощутить истинные эмоции, чего не происходит в виртуальной реальности.
Если школьник много времени проводит за компьютером, уроки становятся для него пыткой.
Что же могут предпринять родители?
Для начала нужно восстановить связь с сыном или дочерью. Проводите больше свободного времени вместе: гуляйте, читайте, рисуйте. Придумывайте занятия, которые заинтересуют обоих. Возможно, вас увлечет собирание пазлов или вы с удовольствием нарисуете открытку ко Дню рождения любимой бабушки. Важно, чтобы школьника увлекло предложенное занятие, и при этом вам не было скучно.
Привычка получать желаемое незамедлительно. Каждый родитель хочет сделать малыша счастливым, поэтому многие исполняют любые капризы по первому требованию.
«Хочу новую игрушку!», «Купи мне мороженое», «Поехали в аквапарк» – желания тут же исполняются любящими мамой и папой.
Но, потакая капризам, родители оказывают «медвежью услугу». Вознаграждение должно стать стимулом не сдаваться, идти к намеченной цели, заслужить поведением или поступками. Ребенка нужно подготовить к дальнейшей самостоятельной жизни, а не предоставлять все готовое. В противном случае, мальчик или девочка, когда вырастут, будут ждать помощи от родителей, вместо того, чтобы научиться решать вопросы самостоятельно.
Варианты действий родителей могут быть такими.
Тогда и с учебой в дальнейшем не будет никаких проблем, ведь усидчивость и умение быть терпеливыми важны в получении новых знаний.
Маленький человек чувствует собственную значимость. Родители часто потакают капризам детей, особенно мамы часто подстраиваются под ребенка в ущерб личной жизни. Вместо того, чтобы воспитывать, они исполняют все пожелания. «Сыночек привык смотреть мультики перед сном», «Дочка любит конфеты и не хочет овощи», «Не хочешь рисовать, возьми планшет» – как часто такое можно услышать от родителей. Дети быстро понимают, что могут делать все, что им захочется и, наоборот, не делать то, что не нравится. Чтобы хорошо учиться, нужно прикладывать усилия, чтобы добиться чего-то в жизни, нужно стараться каждый день.
Что делать родителям?
Для начала нужно наладить режим (сон, еда, прогулки, выполнение домашнего задания), выделить время для просмотра телевизора или игры в компьютере. То, что дети не любят делать (убирать в комнате, делать домашнее задание, мыть посуду и т.д.), нужно преподнести в игровой форме, чтобы им было интересно этим заниматься.
С рождения малыша окружают развлечениями. Иногда складывается ощущение, что современные родители соревнуются между собой, кто придумает больше занятий. Развивающие игры, детские центры, занятия творчеством с ранних лет, иностранные языки – это заполняет жизнь малыша с самого рождения. Родителям кажется, что они что-то недодают, из-за чего впоследствии монотонные занятия начнут вызывать у ребенка скуку.
Дети привыкли, что одна деятельность тут же сменяется другой, поэтому учеба кажется скучной и однообразной.
Безусловно, родители должны заниматься с детьми с раннего возраста, но делать это нужно с умом. Приучайте детей к монотонным действиям, а спокойные игры должны вызывать положительные ассоциации. Привлекайте их к домашней работе, особенно в дошкольном возрасте, пока деткам еще нравится вытирать пыль и раскладывать одежду в шкафчики.
Проблема с живым общением. Раньше дети бегали на улице, играли в прятки и «Казаки-разбойники», прыгали в резиночку, ходили на речку, катались на велосипеде. В наше время живое общение заменили социальные сети.
Родители, к сожалению, подают не лучший пример, когда сидят в интернете вместо того, чтобы пообщаться с семьей.
Какие еще могут быть причины, почему ребенку скучно на уроках
Задача учителей – заинтересовать школьников, подать информацию в интересной форме, чтобы они увлеченно слушали. Педагогам нужно прилагать максимум усилий, чтобы школьники не витали в облаках, а с удовольствием получали новые знания. Если учитель монотонно и однообразно излагает предмет, вряд ли на уроке дети не будут скучать.
Сейчас много детей имеют проблемы с успеваемостью. И это не всегда значит, что они не хотят учиться. Родителям и педагогам важно не упустить момент, когда понадобится помощь специалиста.
Если школьнику постоянно твердят, что он плохой ученик, у ребенка могут возникнуть негативные ассоциации, связанные со школой.
Часто ученики начальных классов, которые хорошо учатся, в средней школе показывают не такие блестящие результаты. Ребенок нуждается в похвале, поощрении, родители должны постоянно говорить, что гордятся его достижениями.
Причиной плохой учебы могут стать отношения между учениками в классе. Дети порой бывают очень жестокие и агрессивные. В офисе взрослый человек может выйти, если коллега скажет ему что-то обидное, а в классе иногда начинается травля, и ученику некуда уйти. Важно понимать, что любые проблемы в детском коллективе должны решать взрослые и педагоги.
Существуют и более серьезные причины, по которым школьник не хочет учиться.
Родителям нужно давать детям небольшой отдых от занятий, вместо того, чтобы загружать домашними заданиями, кружками, секциями. У детей должно быть детство, а не только учеба.
Ребенок должен сам захотеть учиться, нельзя его заставить, припугнуть или чем-то задобрить. Получение знаний должно приносить удовольствие, а не вызывать скуку. Родителям и педагогам нужно приложить максимум усилий, чтобы школьники с радостью бежали в школу и хорошо учились.
7 причин, по которым первоклашки теряют интерес к школе
Более миллиона российских первоклассников каждый год садятся за парты. Вряд ли среди них найдутся дети, которые не хотят стать успешными учениками. Но уже через пару недель после 1 сентября некоторые родители могут столкнуться с нежеланием ребенка учиться, а то и с отказом идти в школу. Почему так происходит, разбирается наш блогер, психолог Светлана Дмитриева.
Все это типичные жалобы, которые можно услышать от родителей учеников начальной школы. Почему дети, которые шли в школу, как на праздник, так быстро «скисли»? Причины могут быть разные, поговорим о тех, которые чаще всего встречаются.
Причина первая: неадекватные ожидания
Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.
Взрослым даже сложно представить, какие фантазии о школе могут возникнуть в голове у ребенка. Например, в моей практике был случай, когда мальчик был уверен, что у него будет молодая учительница, а попал в класс к пожилому педагогу. Казалось бы, ничего страшного, привыкнет, но их отношения так и не сложились. Ребенок считал, что пожилые женщины — это бабушки, и не воспринимал учительницу как авторитет. Дело закончилось переводом в другой класс.
Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности. Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Поиграйте в школу, это самый лучший способ для ребенка заранее потренироваться быть учеником. Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.
12 книг для будущих первоклассников — о школе, семье и дружбе
Обсуждайте с ребенком его школьные дела и после 1 сентября, до тех пор, пока вы не убедитесь, что в голове у него сложилась правильная картинка школьной жизни. Первоклассник должен быть в курсе и ближайших событий, и более отдаленных: знать, что может произойти на уроках, когда вы встретите его после школы, чем будете заниматься в выходные, как планируете провести каникулы. Объясняйте в деталях разные моменты, особенно те, с которыми ребенок еще не сталкивался. А если в обычной программе дня предстоят какие-то изменения, не забудьте предупредить своего первоклашку.
Причина вторая: усиленная подготовка перед школой
Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. «Разве может быть слишком много знаний?» — спросите вы. Оказывается, может. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса. Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации. Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.
Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, то важно разными способами показывать ему актуальность тех знаний, которые он получает на уроках. Основная ошибка, которую могут сделать родители, если первоклассник жалуется на то, что ему скучно в школе, это найти ему множество разных дополнительных занятий, чтобы он «работал головой». Тем самым они переключают интересы ребенка на внешкольную жизнь и еще больше отвлекают его от процесса обучения.
Гораздо более эффективный путь — вместе с ребенком находить применение изученным темам, искать в них необычные аспекты, углублять знания
К примеру, дети изучают алфавит. Не уходя далеко от темы, можно найти много интересных фактов про алфавиты в разных языках, вместе с ребенком поразмышлять о том, зачем люди изобрели алфавит, в каких случаях он может пригодиться. Придется проявить изобретательность, но дело того стоит.
Причина третья: несоответствие требований взрослых возможностям ребенка
Она в каком-то смысле является противоположностью второй. Если детям с высоким уровнем подготовки становится скучно от того, что им все слишком легко, то первоклассники, которые не могут справиться с заданиями, теряют интерес из-за того, что не достигают успеха. А быть все время неуспешным никому не нравится, не только детям. При этом совсем не обязательно, чтобы уровень развития ребенка был низким. Бывает, что взрослые предъявляют к детям завышенные требования, идя на поводу своих амбиций. В роли таких взрослых могут оказаться и родители, и учителя.
6 навыков, которые не развиты у современных первоклассников
Что делать? Прежде всего, «снизить планку», не ждать от ребенка, что у него все сразу будет получаться хорошо. Помнить о том, что он еще только учится быть школьником. Тем более что, по разным оценкам, до 60% детей приходят в школу не вполне готовыми к обучению, и это не всегда касается умственного развития. Незрелость эмоциональной сферы, несформированность навыков общения, даже недостаточный уровень физического развития — все это (и не только) может мешать первокласснику успешно учиться.
В начале учебного года трудности возможны у любого ребенка, но поддержка родителей и педагогов творит чудеса. Проявите терпение и понимание, и скоро все наладится. Если же проблемы окажутся серьезными, не теряя времени, обратитесь за помощью к специалистам.
Причина четвертая: возрастной «разрыв»
По существующим сегодня правилам в первый класс можно записывать детей от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в год означает довольно серьезные отличия в уровне развития. Если ребенок окажется существенно старше или младше основной массы своих одноклассников, он может «выпадать» из общего процесса обучения, т. к. учитель поневоле будет ориентироваться на большинство.
Детям постарше может быть скучно, а детям помладше — сложно учиться в одном темпе с одноклассниками. И то, и другое также может привести к снижению мотивации
Конечно, вы не можете предсказать состав класса, но все же стоит попытаться заранее получить какую-то информацию. Особенно важно это для тех детей, чей возраст на 1 сентября будет близок к критическим отметкам — 6,5 или 8 лет. Если у вас есть возможность, постарайтесь записать ребенка в класс, в котором он окажется среди близкого по возрасту большинства детей. А если её нет, продумайте, как вы будете поддерживать желание ходить в школу.
Младшим детям необходимо избегать перегрузки и стрессов, здесь нужны щадящий режим, своевременный отдых, поддержка родителей. Для старших, которым поначалу программа обучения покажется слишком легкой, подойдут способы поддержки мотивации, приведенные в описании второй причины.
Причина пятая: неудачный выбор школы
Подыскивая школу для ребенка, родители ориентируются на определенные критерии. Но далеко не всегда они учитывают особенности и потребности самого ребенка, поэтому даже самый прекрасно подготовленный к школе ребенок может оказаться в некомфортных условиях.
Если видимых причин для нежелания идти в школу у ребенка нет, он справляется с учебой и ни с кем не конфликтует, попробуйте понять, соответствует ли атмосфера в школе характеру вашего первоклашки. Подумайте, что может вызывать у него отрицательные эмоции.
7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу
Прислушайтесь к тому, что он рассказывает про свою школьную жизнь, постарайтесь найти стрессовые факторы. Это может быть что угодно — слишком большая нагрузка, психологический климат в классе, шум и теснота на переменах. Определив источник стресса, вы сможете попытаться устранить его или хотя бы уменьшить. Вариант смены школы, конечно, слишком радикальный, все может оказаться гораздо проще.
Причина шестая: низкая познавательная активность
Желание учиться возникает тогда, когда человек видит в этом смысл, а смысл появляется, если есть потребность в новых знаниях. Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде. Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка. К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.
Первый шаг, который стоит сделать, чтобы исправить ситуацию — ограничить информационный поток и создать хотя бы небольшой дефицит впечатлений.
Проанализируйте основные источники информации для вашего ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы школа оказалась среди них на первом месте
Второй шаг — повысить в глазах ребенка актуальность знаний, которые он получает на уроках. Снова придется проявить изобретательность.
Современным школьникам не всегда понятно, зачем учиться писать и считать, если все уже активно пользуются голосовыми помощниками, банковскими картами и прочими достижениями цивилизации. И все же для первоклассников еще можно придумать какие-то привлекательные стимулы.
Причина седьмая: инфантильность
Ученик — это новая социальная роль, ступенька взросления, которая предполагает новый статус, новый стиль взаимоотношений со взрослыми, расширение возможностей и обязанностей. Не все первоклассники оказываются готовы к этой роли, а в последние годы число таких детей увеличивается.
С одной стороны, это происходит потому, что дошкольное детство современных детей в большинстве случаев очень комфортное. Желания принять на себя другую роль у ребенка не возникает, ведь у него в жизни и так все хорошо, зачем же что-то менять? С другой, сегодня видна тенденция к обеднению игры у дошкольников, да и времени на игры у них все меньше. В результате в первый класс нередко приходят дети, которые не доиграли и не очень понимают, почему они теперь должны соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.
Если вы чувствуете, что описанная ситуация подходит под вашего ребенка, то важно дать ему возможность играть до тех пор, пока он сам не почувствует насыщение игрой. Это не значит, что можно пренебречь учебой, но время после уроков нужно максимально предоставить в распоряжение ребенка, чтобы он сам мог решить, чем ему заняться. Помощь в учебе с вашей стороны тоже лучше облекать в игровую форму. Для таких детей особенно важно как можно скорее подружиться с одноклассниками.
10 навыков, которые нужны первокласснику гораздо больше, чем чтение или счёт
Безусловно, на игровой мотивации далеко не уедешь, постепенно нужно менять ее на учебную. Начать можно с внешних изменений — сделать перестановку, привлекательно оформить рабочее место первоклассника дома, выделить дополнительную полку для учебников, купить новые часы и тому подобное. При каждом удобном случае подчеркивайте новый статус ребенка, давайте ему понять, что вы рады его взрослению, гордитесь его успехами и готовы принимать его в новой роли. От слов переходите к делу: поменяйте распределение обязанностей в семье, поручите ребенку какие-то более «взрослые» дела, привлеките к принятию семейных решений, доступных его уровню. Демонстрируйте новые возможности, которых у него не было в дошкольном возрасте. Через какое-то время внешние изменения перейдут во внутренние, ребенок примет себя как ученика. Следующая задача — разбудить интерес к тем знаниям, которые даются в школе, для этого подойдут рекомендации, данные в предыдущих пунктах.
В одной статье невозможно описать способы поддержки мотивации первоклассников на все случаи жизни, но я надеюсь, что она поможет вам сориентироваться в случае возникновения каких-либо трудностей. Успехов в первом классе!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицие редакции.
Фото: Shutterstock / Yuganov Konstantin
Почему ребенку скучно в школе и что с этим делать
Если присмотреться к школьникам, которые зевают и засыпают на уроках, отвлекают одноклассников, постоянно тянутся за смартфоном, а дома на вопрос «что было в школе» отвечают «как обычно», мы увидим, что они вовсе не лентяи и не хулиганы. Просто на уроках им отчаянно скучно. Как заинтересовать их учебой?
«На уроке скучно. » Школьники часто на это жалуются. Но почему они вообще теряют естественное для детей желание познавать новое? Рассказываем, что может стать причиной потери интереса к учебе и как этот интерес вернуть.
Ребенок не понимает материал
Иногда достаточно отвлечься всего на 20 минут, и вот ты уже пропустил важное объяснение и перестал понимать, о чем вообще идет речь. Особенно это касается точных наук — математики, физики, химии. А нагнать класс ой как непросто. Ведь учителю приходится работать с 30 детьми одновременно, и не получится каждому из них уделить много времени.
Непонимание нарастает как снежный ком, и ребенок впадает в ступор — он не просто не понимает предмет, но уже и не пытается его понять.
Что делать
Самый очевидный вариант — заниматься с репетитором. Однако сами по себе индивидуальные занятия еще не гарантируют индивидуальный подход. Важно, чтобы репетитор сперва побеседовал с ребенком и родителями и помог поставить конкретные цели.
Они могут быть такими: закрыть пробелы в школьной программе и догнать класс, подготовиться к экзамену или олимпиаде, прокачать какой-то отдельный навык или даже поверить в себя. После этого репетитор составляет план на следующие несколько недель.
План должен быть краткосрочным, ведь в процессе обучения преподаватель сможет оценить умения ученика и подстроить учебную программу под его ритм и интересы, найти методы объяснения, которые ученик понимает хорошо, и так выстроить урок, чтобы он не стал проверкой на усидчивость.
В нашей онлайн-школе Skysmart мы строим процесс именно так: наши преподаватели знают, как помочь определиться с желаемыми результатами обучения, как проводить диагностику знаний, как составлять и корректировать учебный план. И это работает лучше, чем занятия строго по школьной программе, которая игнорирует потребности ребенка.
Ребенок не видит своих успехов
Если человек раз за разом не может справиться с заданием достаточно хорошо, он теряет интерес к делу и решает, что это «не его»: никому не нравится чувствовать себя неудачником. Но существующая школьная система оценок мало заточена под поощрение и мотивацию. Никто не говорит ребенку: «Молодец, сегодня ты выучил 10 новых слов». Он чаще слышит: «Всего 10, а надо было 20! Садись, тройка».
В идеальном мире оценка означает только то, что ученик усвоил тему и может переходить к следующей. Но в реальности оценка знаний нередко становится оценкой личности ребенка — отсюда пренебрежительное определение «троечник» и гордое «отличник».
Несмотря на то что в классической шкале баллов 5, значимыми являются только 3 из них. Единица и двойка — непроходные баллы, и между ними фактически нет разницы. Тройка может заключать в себе и предельные старания ребенка, которому тема не дается, и лень хорошиста.
Даже хорошие оценки мало говорят о прогрессе, которого добился ученик. А ведь есть еще и человеческий фактор — учителя могут «тянуть» любимчиков или ставить «четверки» из жалости.
Что делать:
Раз школьная система оценок не мотивирует почти никого, мало отражает реальные усилия и совсем ничего не говорит о конкретном прогрессе, нужна иная демонстрация достижений. Мы, например, решили придумать другую систему — с 10-балльной шкалой и наглядной динамикой прогресса.
В личном кабинете на образовательной платформе и ребенок, и его родители видят сумму всех его усилий — сколько уроков он прошел и сколько домашних заданий сделал, сколько ошибок допустил и сколько заданий выполнил правильно.
Не нравится учитель
Иногда проблемы возникают на одних и тех же уроках — ребенок может увлеченно писать сочинения и решать уравнения, а на обществознании или физике буквально засыпать. Может, учитель не смог найти подход к вашему ребенку или его манера изложения материала действительно скучная.
Не у всех учителей есть педагогический талант. И мало кто из школьных преподавателей может найти время, чтобы разнообразить задания и добавить в урок искру: учителя в государственных школах перегружены работой с документами.
Что делать
Увы, терпеть учителей, которые не верят в ребенка, иногда значит упустить благоприятный момент для его развития. Если есть причины не менять школу, стоит поменять преподавателя — и может оказаться, что ваш ребенок гораздо способнее, чем казалось предыдущему.
Возьмем, к примеру, школьные сочинения: преподаватель может показать, что писать хорошо — не талант, а навык: для этой задачи есть понятные правила и алгоритмы, которые не исключают творческий подход.
То же самое с математикой: если учитель перестанет твердить про «математический склад ума» и приведет ребенка к пониманию через диалог или игру, окажется, что у того все супер и с творчеством, и с абстрактным мышлением.
Слишком академический подход
Школьная программа на самом деле может быть скучной — особенно в средних и старших классах. Почему-то считается, что если учеба увлекает, то это несерьезное обучение и пользы оно не принесет. Хотя психологи регулярно доказывают, что мы учимся быстрее, когда нам интересно и когда в процессе есть элемент игры.
Например, американские биологи Гейб Циммерман и Кристофер Каннингем* еще в 2011 выяснили, что игра помогает запоминать информацию на более долгий срок. Игровые механики используются даже в обучении взрослых. В обучающих языковых приложениях, рассчитанных на взрослую аудиторию, есть элементы сторителлинга, поощрения, игровые задания, квесты и соревнования с другими пользователями.
Но почему-то детям мы выдаем черно-белые учебники, полные формул и унылых упражнений, и ждем, что они поймут красоту математики и физики. Или полюбят великий русский язык, изучив тексты Тургенева и Пришвина, хотя они смотрят «Нетфликс» и слушают Моргенштерна.
Что делать
Раз привычные материалы не выдерживают конкуренции с мультиками, сериалами, комиксами и видеоиграми, значит, нужно найти другие. Хорошо, если вы живете в большом городе — наверняка где-то по соседству есть музей, где проводят детские экскурсии и научные шоу. Они помогут заинтересовать детей физикой, химией, биологией и историей.
Обучающие реальные квесты тоже отлично подойдут, чтобы сделать игру полезной. Нет квестов — попробуйте настольные игры: среди них немало тех, которые помогут прокачать математику, геометрию, английский, русский, развить навыки логического мышления.
Онлайн-формат обучения дает новые возможности для превращения учебы в увлекательную игру. Например, мы включаем интерактивные задания даже в уроки для старшеклассников, а все задачи строим на современном материале. Потому что считать, во сколько обойдутся съемки одного эпизода любимого сериала, намного интереснее, чем решать задачи про то, сколько тракторов выпустил завод.
Мария Шчекич, продуктовый менеджер Skysmart English, методист и учитель с 13-летним опытом, отмечает: «В детских уроках английского языка Skysmart часто встречается развлекательный контент: мультики, песни, чанты (рифмованные куплеты, под которые можно приплясывать и прихлопывать), сказки. Может показаться, что это время для паузы и отдыха. На самом деле такие задания имеют большой образовательный эффект.
Мультики помогают понять и потренировать коммуникативную ситуацию, а песни и чанты — лучше запомнить новые слова и конструкции за счет их многократного повторения под веселую мелодию. Интересный и вовлекающий контент поможет повысить мотивацию к изучению языка и принесет быстрые и долгосрочные результаты».