Ребенок 8 лет не слушается и психует что делать
Кризис 8 лет: как проявляется у девочек, как у мальчиков и что делать родителям
Ребенок 8 лет старается быть более взрослым. Это можно заметить по его поведению, особенно когда воспитываешь мальчика. Он старается все делать самостоятельно, не привлекать родителей и стремится отдалиться от них. Советую в этот момент не упустить его из рук, иначе дальнейшее воспитание сойдет на нет, а кризис 8 лет скажется на характере ребенка.
Как я стал взрослым
Первый класс позади, семилетний кризис тоже. И казалось бы, родители уже успокоились, позабыли все тревоги и заботы. И зря! Адаптация к подростковой жизни подкрадывается незаметно.
В этот период у детей появляется «Я». И это уже не такое «Я», которое высказывалось в 5 лет. Сейчас процесс идентификации происходит более осознано. У детишек появляется осознание кем он хочет быть в будущем, каково его положение сейчас. Оценка возможностей уже более адекватная, без преувеличения сил. В этот момент формируется личность и самооценка.
Восьмилетка ощущает себя взрослым, ведь его уже стараются отпускать из школы одного. Родители на работе или заняты другими заботами (другими детьми), а бабушки забирать не в состоянии. Продленка в школьном учреждении только для первоклашек. В такой ситуации выход очевиден – чаду приходится добираться до дома самостоятельно. И, с одной стороны, это хорошо, поскольку впервые вы сами даете ребенку возможность почувствовать себя взрослым.
Задача родителей – не потерять контроль
С другой стороны, в таких обстоятельствах кризис 8 лет осложняется, и нужно помнить о главных его опасностях – потерять эмоциональную связь с ребенком, потерять родительское влияние. Дети начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными, начинаю пренебрегать авторитетом родителей и учителей.
Чтобы не допустить плачевных последствий кризиса, придерживайтесь некоторых правил при общении со своим повзрослевшим чадом.
Чрезмерное вмешательство родителей в процесс выбора приведет к плачевным последствиям в дальнейшем: вызовет комплексы и сложности в установлении силы воли. Если ему настоятельно говорить делать то или это, вырастит «маменькин» (или «папенькин») сыночек, который не сможет элементарно понять, что ему одеть и как ему сделать уроки.
Как стать ему другом? Побольше уделяйте ему времени, участвуйте в его жизни, слушайте его проблемы. Разговоры – это важно для любого ребенка вне зависимости от наличия у него кризиса. При помощи разговоров родители формируют ценности в жизни.
Как проявляется кризис 8 лет у мальчиков и что делать?
Психологическое становление мальчика – сложный период для родителей. Заметить кризис можно по резким перепадам настроения – он то уверенный, то неуверенный в своих силах. Он уже не заинтересован в школе, оценках. Мальчишка не хочет выполнять уроки и забывает о предметах. Домашнее задание для него в тягость, и выполняет он его больше по времени.
В таких обстоятельствах немаловажным становится вопрос о воспитании и обучении. Ребенок капризничает и не желает учиться. Родители должны следить за его дневником, общаться с классным руководителем и узнавать домашнее задание. В этот период времени просто необходимо быть рядом и мотивировать ребенка, в том числе и мультиками, на дальнейшее получение образования.
В качестве примера приводить себя. К примеру, показать аттестат или диплом, где числится специальность и награды. В этот момент для мальчика очень важен мужской пример. Он желает получить знания в строительстве, ремонте. В качестве мужчины может быть не только папа, но и дедушка, друг семьи. Не важно какое родство, главное чтобы мужчина дал необходимые знания, которые необходимы мальчику.
Ещё в этот период мальчики становятся непоседами. Если в первом классе их мог усмирить учитель, то теперь они шумят на переменах. Если до этого родители и учителя не приучили дитё к дисциплине, то теперь это уже становится невозможным.
Как проявляется кризис 8 лет у девочки?
Легче всего кризис дается девочке. Она уже адекватно оценивает учебу. И, если мальчишки восьмилетки уже не обращают внимание на появление дырок и грязи на вещах, то девочки наоборот стараются выглядеть опрятно.
Чтобы справиться с ситуацией стоит на время освободить себя от других забот и заняться ребенком. В моем случае кризис настал в 7,5 лет. Ребенок стал активным и не желал выполнять домашнее задание. При помощи постоянных разговоров я выявила, что у него проблемы в школе, что его никто не понимает из детей. А все потому, что он по возрасту младше. При помощи советов я помогла ребенку избавиться от комплексов и подружиться с классом.
Что делать, если ребёнок не слушается: памятка для родителей от психологов
В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим бунтарём и перестал слушаться. Одно дело, когда его неправильно воспитали и имеются проблемы с социализацией. Однако тут совсем другое — назрел личностный кризис, с которым самостоятельно справиться уже невозможно, и он выплёскивается наружу. Взрослым нужно понять, в чём он заключается, и помочь разрешить его.
Почему ребёнок не слушается
Если ребёнок не слушается и ведёт себя не так, как раньше, не спешите наказывать его или тащить на консультацию к психологу. Необходимо выяснить причину такого неожиданного поведения. И поверьте: дело, скорее всего, вовсе не в вашей системе воспитания, потому что тогда подобные вспышки неповиновения и упрямства носили бы постоянный характер. Если это единичный случай, он свидетельствует о каком-то переломном моменте в становлении детской личности, который нужно разрешить с минимальными потерями.
Наиболее типичные причины, по которым дети не слушаются родителей, сводятся к следующему:
Нужно понимать, что это только самые распространённые причины. Не забывайте, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому у него могут быть свои мотивы, выходящие за рамки типичного.
Вывод. Первый шаг на пути исправления неправильного поведения ребёнка — понять почему это происходит, и постараться устранить причину неожиданного и «внепланового» непослушания.
Случай из практики. Подчас понять, что движет ребёнком, сложно, потому что причиной может стать случайность, в которой никто не виноват, но, тем не менее, она способна перевернуть его внутренний мир. К психологу обратились родители семилетнего мальчика. До определённого момента он рос счастливым и адекватным — спокойным, вежливым, хорошо учился, ходил в музыкальную школу. Семья благополучная. В какой-то момент он неожиданно закрылся ото всех, стал мрачным и угрюмым, начал огрызаться, не слушаться, мог просто игнорировать взрослых, стал плохо учиться. Разобрали все возможные причины, начиная от булинга в школе и заканчивая возрастным кризисом.
Настоящая причина оказалась совершенно в другом — нелепая случайность, которая чуть не сломала психику мальчика. Однажды к его маме в гости пришла соседка, они сидели на кухне, дверь была приоткрыта. Ребёнок пошёл что-то спросить, но неожиданно услышал, как его мама говорила о том, что он приёмный! Она рассказывала, как его взяли маленьким из детдома, как им с папой трудно и всё в таком духе. Суть в том, что это он так понял разговор. На самом же деле его мама читала гостье заметку в соцсетях о другой семье. Это и стало причиной неожиданного бунтарского взрыва.
Чтобы убедить ребёнка, что он всё не так понял, пришлось искать ту заметку, привлекать соседку, но самое главное — проблема была решена.
Проявления непослушания
Иногда понять причины непослушания помогает анализ того, как происходит сам акт неподчинения. Психологи выделяют 5 наиболее типичных образцов.
Вариант 1. Опасное поведение
Вариант 2. Протест
Проявляется в том, что ребёнок не слушается вообще: отказывается есть, ложиться спать, идти в садик / школу, помогать по дому. Трёхлетний малыш на требования и просьбы взрослых кричит, что не будет этого делать, швыряет вещи, отворачивается, закрывает уши руками. Подростки выражают протест молча через игнорирование и уединение в своей комнате.
Вариант 3. Помеха
В какой-то момент ребёнок начинает не слушаться при посторонних. Дома он ведёт себя спокойно, выполняет просьбы и требования, соблюдает запреты. Но стоит кому-то прийти в гости или вам выйти на улицу, ситуация в корне меняется. Причём неподчинение выражается в том, что он постоянно мешает взрослым: вклинивается в разговор, лезет к маме на руки, шумит, требует поиграть с ним. Родителям часто бывает стыдно за такое поведение малыша, тем более, что они не понимают, почему он такой разный наедине с ними и на людях.
Возраст: три-пять лет.
Причины: недостаток внимания.
Что делать: проявлять по отношению к нему больше любви и заботы.
Вариант 4. Игнорирование
Такой тип непослушания убивает родителей больше остальных. В ответ на все просьбы и требования они слышат одно — молчание. Подростки начинают в таких ситуациях вести себя так, словно взрослых вообще не существует. Они могут надеть наушники или кому-то звонить в самый разгар разговора.
Что делать: в данной ситуации уместно проявить строгость и заставить подростка выслушать все ваши претензии. Но при этом приготовьтесь понять и его.
Вариант 5. Истерики
Одно из самых ярких проявлений неподчинения — когда ребёнок не слушается и психует, в категорическом тоне требует своё, закатывает истерики (валяется по полу, топочет ногами, кричит изо всех сил). Такое обычно случается, когда он не получает желаемого. Причём одно дело — когда причина в избалованности (в таких ситуациях он истерит постоянно) и нужно в корне менять систему воспитания. И совершенно по-другому нужно отнестись к единичному бунту, если до этого такого не случалось.
Причина чаще всего случайная, основанная на проблемной для несформировавшейся нервной системы ситуации:
Что делать: успокоить, отвлечь, сконцентрировать внимание ребёнка на чём-то другом.
Вывод. Обязательно обращайте внимание на то, как именно ребёнок вас не слушается. Типичные образцы поведения в таких ситуациях помогут понять, что с ним не так, и вместе разрешить проблему.
Случай из практики. 15-летний девятиклассник, успешный в обучении, имеющий много друзей, общительный, вежливый со взрослыми, на уроках биологии замыкался в себе, не работал, не слушался учителя, когда его просили ответить или выйти к доске, полностью его игнорировал, даже контрольные работы не писал. Но при этом посещал все занятия. Причина была банальна. С 5 по 8 класс он обучался у другого учителя биологии, просто боготворил его и увлекался предметом на углублённом уровне. Нового преподавателя не принял, так как тот проигрывал первому в профессиональных качествах, допускал фактические ошибки при объяснении материла, которые парень замечал в силу своей увлечённости предметом.
Чем закончилось: с юношей была проведена беседа о том, что все люди разные, но все одинаково заслуживают уважения. Родители наняли ему репетитора по биологии, чтобы он смог дополнительно заниматься. Новому учителю было тактично указано на то, чтобы он тщательнее перепроверял материал на наличие ошибок и прошёл педагогическую переквалификацию.
Возрастные особенности
Поведение взрослых во многом будет зависеть от возраста бунтаря. Одно дело, если маму не слушается маленький ребёнок, и совсем другое, если это делает подросток со сформировавшимися личностными акцентуациями и дающий себе отчёт в том, что он совершает. В каждом случае методы воспитания будут разными.
Малыши (2-3 года)
Главная причина, почему ребёнок не слушается в 2-3 года, — противоречие между «я хочу» и «я могу». Причём негатив направляется на близких людей, и больше всего достаётся маме. Как проявляется неподчинение в этом возрасте:
Два примера помогут отличить неподчинение, обусловленное возрастным кризисом и избалованностью.
Если виновато воспитание: мама зовёт его с прогулки домой, но он не идёт, потому что просто хочет ещё гулять.
Если виноват возрастной кризис 3 лет: он не пойдёт домой только потому, что так захотела и потребовала мама, а не он сам решил. В таком случае лучше не давить, дать остыть (это происходит в течение 5-10 минут). Вот увидите, скоро он сам это сделает, без напоминаний.
Как сделать так, чтобы ребёнок слушался:
Если родитель в проблемной ситуации теряет контроль над собственными эмоциями и начинает кричать, с каждым разом пропасть между ними будет только увеличиваться.
Дошкольники (4-6 лет)
В 4 года, когда кризис 3 лет миновал, ребёнок обычно затихает и при правильном воспитании слушается родителей. Исключениями могут стать случайности, которые способны вывести из состояния равновесия кого угодно. Это может быть болезнь, плохая погода или ссора.
В 5 лет случаи неповиновения наблюдаются чаще и связаны преимущественно с детскими фантазиями. Ребёнок может выдумать себе несуществующего друга, представлять себя космическим рейнджером, жить в сказочном мире. Иногда это выходит за рамки нормального, и он перестаёт воспринимать окружающую действительность как главную реальность, подменяя её своими мечтами. Акты неповиновения бывают редкими, обычно это случается в момент игры. Проявляется в виде полного игнорирования.
К 6 годам при соответствующих усилиях родителей ситуация выправляется и проблем с непослушанием не возникает.
Младший школьный возраст (7-9 лет)
Причины, по которым ребёнок не слушается в этом возрасте, досконально изучены психологами:
Пик кризиса приходится на 7 лет, когда ребёнок не слушается и…
Главная ошибка родителей первоклассников — они требуют от них слишком многого, заменяют учебники игрушками, записывают в различные кружки и секции, заставляют насильно делать уроки. Накладываясь на возрастной кризис, всё это приводит к тому, что ребёнок перестаёт слушаться.
Что делать: терпеливо переждать трудный период (в 8 лет он будет обозначен уже не так ярко), помочь школьнику адаптироваться к новым условиям, отдавать предпочтение игровой деятельности.
Средний школьный возраст (10-12 лет)
В 10-12 лет перестают слушаться, как правило, девочки. У многих из них к этому возрасту начинается половое созревание, гормональный фон претерпевает существенные изменения и в буквальном смысле слова управляет поведением взрослеющей дочери. У неё появляются секреты от родителей, сформировывается круг друзей, которым она доверяет, она начинает интересоваться модой.
Всплески неподчинения обычно продиктованы по-детски наивными, но для самого подростка крайне важными факторами:
В такие моменты девочки могут и дверью хлопнуть, и истерикой разразиться, и открыто объявить о своём неповиновении родителям. Если взрослые не накручивают обстановку, не срываются на крик, а пытаются понять, что происходит, эти всплески быстро проходят и случаются редко.
С мальчиками 10-12 лет таких проблем обычно не возникает, потому что половое созревание у них начинается позже.
Подростковый период
Один из самых сложных периодов в воспитании ребёнка. Однако, если у него на протяжении предыдущих лет были сформированы правильные ценностные ориентиры и приоритеты, акты неповиновения будут:
Чаще всего неподчинение проявляется игнорированием. Если ситуация накаляется, возможен конфликт (крик, хлопанье дверями, плач). Главная задача родителя — понять, почему взрослый ребёнок так себя повёл в этой ситуации, выслушать его и вместе, успокоившись, найти выход.
Многие родители интересуются, во сколько лет ребёнок начинает слушаться, и психологи однозначно отвечают на него. При правильном воспитании — уже в 2 года. К этому возрасту он должен усвоить основные запреты и осознавать смысл слов «нет» и «нельзя».
Вывод. Чтобы правильно себя вести, когда ребёнок не слушается, необходимо учитывать возрастные кризисы.
Что делать, если ребёнок не слушается
Главное — правильно сформулировать задачу: не заставить ребёнка слушаться родителей, а научить, иначе такое целеполагание обречено на провал. И вот почему.
В связи с этим Фриц Перлз давал родителям дельный совет: если они хотят, чтобы ребёнок их слушался, нужно перестать заставлять его это делать, командовать, поучать, стыдить.
Основные техники и методы
Соблюдать режим дня
Если с маленького возраста приучить его вставать и ложиться спать, есть, гулять в одно и то же время, в дальнейшем можно избежать ситуаций, когда он будет отказываться это делать. Просто это будет обусловлено привычкой его организма.
Домашние обязанности
С этим сложнее. Часто акты неповиновения связаны именно с отказом убирать свои вещи, содержать свою комнату в порядке, помогать по дому. Здесь придёт на помощь техника Л. С. Выготского:
Игровая / соревновательная деятельность
Хотите научить ребёнка слушаться с первого раза? Нет ничего проще! Любую свою просьбу облекайте в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает и срабатывает на 100%. Приказной тон («Садись и ешь немедленно суп!») лучше заменить на шутливо-игривый («Спорим, папа съест быстрее тебя?»). Однако здесь главное не перегнуть палку. К такой технике нужно обращаться только в крайних ситуациях, когда вы чувствуете, что поведение малыша выходит из-под контроля. В остальных случаях ведите себя нейтрально («Пойдём / пора есть»).
Пример. Родители решили приобщить сына к спорту. Купили домой шведскую стенку, поставили турник во дворе. Никакие уговоры не заставляли мальчика начать заниматься. Ровно до тех пор, как папа предложил ему устраивать еженедельно домашнюю олимпиаду. Завели таблицу, кто сколько отжиманий/подтягиваний/приседаний сделает, договорились о призах. Понятное дело, что к итоговым соревнованиям нужно было готовиться в течение всей недели. Так ребёнка и приучили заниматься спортом.
Зона запретов
Чтобы научить ребёнка, как вести себя со взрослыми и слушаться, Ю. Б. Гиппенрейтер (известный психолог) предлагает родителям нарисовать 4 цветовых сектора и прописать в них запреты:
Беседы
Это универсальный способ, который подходит для любого возраста, в том числе и для подростков, ведь с ними выбрать тактику поведения сложнее всего. Чем раньше объяснить ребёнку, что нужно слушаться родителей, тем быстрее он усвоит это правило. С двухлетнего возраста проговаривайте с малышом эту простую истину, чтобы она осталась в его голове.
В более старшем возрасте беседы нужны для того, чтобы выяснить причину неуправляемого поведения. Можно открыто спросить об этом — если он доверяет родителям, расскажет о своих переживаниях. Можно попытаться это выяснить посредством наводящих вопросов. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, её нужно проговорить, чтобы не упустить контроль полностью.
Способы наказания
Случается, что акт неповиновения отличается недопустимой агрессией и не продиктован никакими логическими причинами (ему просто захотелось так поступить, ослушаться, сделать по-своему из вредности). В таких случаях возникает вопрос, как наказать ребёнка, чтобы указать ему, что он поступил неправильно. В этом случае помогут советы психолога.
Родители должны понять одну прописную истину: если хороший, неконфликтный, спокойный ребёнок вдруг перестал слушаться, этому всегда есть причины. Это не характер и не воспитание, которые проявляются в актах неповиновения постоянно. Это какой-то единичный фактор, личностный кризис, возрастная особенность. Их надо выявить и проработать, чтобы подобные инциденты возникали как можно реже и не портили взаимоотношения в семье.
Ругаемся с дочерью (8 лет). Она не реагирует на мои просьбы. Как решить эту проблему?
дочь не реагирует на просьбы, бывает что-либо делает просто на зло, делает вид, что не слышит.
Проблема эта началась год назад где-то (могу ошибаться).
Дочь отличников, в школе все хорошо, я сама работаю в этой школе учителем, вместе с ней ездим, прибегает на каждой перемене обнимает, все просто отлично!
А как приходим домой. Начинается. Доча, переоденься, и прошу много раз, помой руки и тд. Т. Е. Всё нужно ГОВОРИТЬ, и по 100 раз.
Обратилась сейчас, тк у меня уже истерики начались, и разговаривала с ней, спрашивала, почему ты не делаешь ничего делать, на что она сказала мне лень.
Говорила ей, давай решим нашу проблему, либо придется обратиться за помощью. Она испугалась и попросила, что не надо.
Когда поменьше была, помогала всё (как и все дети, любимая фраза; я сама»)
Доброе утро! Отношения у нас (вне
Конфликта) замечательные, мы разговариваем, играем, можем подурачиться, дочь очень ласковая, говорит приятные слова. Я всегда ей говорю, что мама это твоя подруга, если что-то тебя беспокоит, можешь поделиться, спросить как быть. Мы любим друг друга.
Что касается, учебы, конечно, мы занимаемся, она старается, ходит в художественную школу с удовольствием! Творческая личность. Любит рисовать, делать поделки.
Конечно, я боюсь, если сейчас не слушает, то, что будет дальше’! Надеюсь, постепенно, обстановка наладиться. Иначе, это разрыв в моей душе!
Для нее учитель ее авторитет, она ее слушает, все выполняет.
Безумно любит бабушку. Отдыхала у нее в деревне, так за неделю, мама говорит, тоже нервишки помотала, дело в том, что просто ни чего не убирала после своих творческих работ. И как только мама ее не просила.
Вот, в чем, проблема? Вроде с детства приучала ее к чистоте.
Ожидаю я больше всего, это понимания! Дочь знает, что я перенесла тяжелую операцию, что нельзя нервничать, но когда дело до ходит до просьб с моей стороны, она забывает обо всем. Я ей объясняю, что должны быть определенные обязанности, убрать в комнате, складывать вещи на место. Я не прошу ее, мыть посуду, полы. Самое элементарное можно сделать.
Ожидаю я больше всего, это понимания! Дочь знает, что я перенесла тяжелую операцию, что нельзя нервничать, но когда дело до ходит до просьб с моей стороны, она забывает обо всем.
Здравствуйте. Конечно, я считаю важным, чтобы ребенок слушался родителей, прислушивался к ним! Тем более в таком возрасте! А когда будет подростком- качество самостоятельности будет развито больше, и не придется ходить по пятам и повторять»помой руки, помой руки».
Что касается, выделенного места, у нее есть своя комната, и там на столе всегда бардак! Она там делает что хочет, но потом не убирает! Тут моя, наверно, вина (раньше чтоб избежать ссор, мне было проще самой все убрать за ней молча, и так она привыкла, что мама всегда и все уберет). Мне, кажется, она просто знает, если она не уберет, то мама сделает сама. Вот, сейчас, ей и тяжело перестраиваться «на новый лад».
Вчера вечером рисовали с ней негативные эмоции, по Вашему совету!
Я рисовали свои, дочь свои.
Когда началось обсуждение. Тут мне стало стыдно. На одном из рисунке, дочь изобразила меня, кричащую на нее! И добавила, мама когда ты кричит в тебя кто-то вселяется, и становишься такая злая.
Поговорили, что мама такой больше не будет, но и попросила дочь прислушиваться к просьбам.
Я б хотела еще какие-либо психологические тесты.
Я б хотела еще какие-либо психологические тесты.
Ребенок 8 лет не слушается и психует что делать
Вопросы дисциплины волнуют многих родителей. Часто к психологу приходят с вопросами о том, что делать, если, например, ребенок 8 лет не слушается. В данной статье мы будем говорить именно о тех случаях, когда непослушание проявляется очень часто. В первую очередь специалист выясняет, в чем проявляется плохое поведение, как часто, где и когда. Поведение – это самый доступный окружающим показатель того, что что-то не так, ребенку нужна помощь. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос «что делать», необходимо понять причины и механизмы возникновения проблемы.
Если мы спросим у детей, что значит быть послушным, мы увидим, что у большинства детей этого и более раннего возраста понятие послушание крепко связано с степенью «хорошести», т.е. с самооценкой. Получается, что, если ребенок 8 лет по тем или иным причинам не может соответствовать принятым в конкретном месте или конкретным взрослым правилам (что и называют не слушается) и не знает, что делать с этим, он для самого себя может стать плохим. В случае, если ребенок способен соблюдать правила, но все равно их нарушает, можно сделать предположение о возникновении протеста, который возникает, когда окружающий мир воспринимается плохим. Эти две позиции могут объединяться и проявляться одновременно.
Когда ребенок 8 лет не слушается, родителям приходится тратить много сил и эмоций поиск ответа на вопрос что делать, разрешение сложных ситуаций, конфликтов дома и в общественных местах, что неизбежно вызывает целый комплекс сложных эмоций: злость, раздражение, непонимание, беспомощность, вина, усталость и т.д. Поэтому, приходя к психологу, мамы и папы надеются узнать, как сделать общение в семье приятнее и спокойнее.
Секрет заключается в том, что для нормализации поведения родителям и детям необходимо будет потрудиться. Психолог поможет родителям понять, какие есть сильные и слабые стороны их стиля воспитания и разработать новую стратегию построения отношений с ребенком, принятия совместных правил, применения поощрений и наказаний.
Ребенок 8 лет не слушается. но уже способен с помощью игры или даже в прямом диалоге осознавать и пробовать разные стратегии поведения, поэтому со специалистом он будет учиться взаимодействовать с миром по-новому.
Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
Подробнее о занятиях в «Школе общения» можно прочитать на отдельной странице.