Ребенок аутист ходит на цыпочках что делать
Признаки и симптомы аутизма у детей
О детском аутизме и его признаках в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.
Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм – это нарушение общего развития,которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы.
Существует 3 главных признака аутизма.
Обратите внимание на:
1. Как ребенок себя ведет – поведенческий фактор.
Одним из основных симптомов аутима и расстрйств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стериотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.
Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.
При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.
Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:
Ребенок двигается особенным способом:
У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:
2. Общение – социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Характерными признаками аутизма являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать.
Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций. В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении. Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.
3. Речевые навыки – коммуникация ребенка.
Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться “объясниться” жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр.
“Нарушения общения” означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.
Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень “разговорчива”. Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.
К коммуникационным признакам аутизма относятся:
Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречается агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).
Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.
Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма. Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития. Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.
Ты расти, а мы поможем!
Хождение на носочках при аутизме у ребенка
Причины и подходы к «хождению на носочках» у детей с аутизмом
«У моей внучки аутизм. Как мне прекратить ее хождение на носочках?»
На вопрос отвечает педиатр со специализацией по неврологическому развитию, Кристин Сол, и физиотерапевт Ян МакЭлрой из Центра аутизма и расстройств неврологического развития Томпсона при Университете Миссури, США.
В нашей клинике мы часто наблюдаем хождение на носочках или хождение на пятках у детей, у которых был диагностирован аутизм. Как и в вашем случае, родители и другие члены семьи часто в первую очередь обращают внимание на необычную походку, и их это очень беспокоит.
Даже при типичном развитии многие дети младшего дошкольного возраста проходят короткую стадию хождения на носочках вперемежку с более типичным стилем ходьбы. Однако хождение на носочках, которое упорно сохраняется после фазы «только учится ходить», гораздо чаще встречается у детей с аутизмом, чем в популяции в целом.
Если частое и привычное хождение на носочках сохраняется дольше 6 месяцев, обязательно нужно проконсультироваться по этому поводу с педиатром ребенка, а также с детским физиотерапевтом.
Причины хождения на носочках
Причины хождения на носочках зависят от конкретного ребенка. Поэтому очень важно провести тщательное обследование того, как ребенок ходит, его осанки, навыков крупной мускулатуры (развития крупной моторики), а также общее медицинское обследование. Обычно такое обследование проводит детский физиотерапевт. В идеале, конечно, у этого специалиста должен быть опыт работы с детьми с аутизмом.
Распространенные причины хождения на носочках включают:
– Сенсорные проблемы. Они могут включать дискомфорт или тревожность в ответ на ощущения подошвы от определенных поверхностей.
– Слишком напряженные мышцы икр и слишком короткие ахиллесовы сухожилия. Напряжение мышц и/или слишком короткие сухожилия мешают пятке касаться земли. Так что вместо того, чтобы ходить на всей стопе, ребенок ходит на носочках. Чрезмерное напряжение мышц икр часто встречается при аутизме. Иногда такое напряжение мышц связано с детским церебральным параличом – другим расстройством, которое часто сочетается с аутизмом.
– Гиперреактивность мышц икр. В этом случае быстрые движения, например, ходьба, приводят к тому, что мышцы икр могут спазмировать, то есть, укорачиваться в неподходящие моменты. Чтобы избежать очень неприятных ощущений от спазма, ребенок может начать ходить на носочках и не опускать стопу.
– Чрезмерное разгибание позвоночника (осанка с «отклонением назад»). В при такой осанке вес ребенка переносится на носки. Чаще всего данная проблема осанки встречается у детей с пониженным мышечным тонусом, мышечной слабостью.
Как только специалист определит причину или причины необычной походки, физиотерапевт может разработать эффективное вмешательство.
Возможные вмешательства
В каждой из описанных выше ситуаций физиотерапевт разработает индивидуальную программу по коррекции проблемы и поможет ребенку выработать более здоровый вид ходьбы. Эти вмешательства включают:
– Физические упражнения для укрепления мышц и развития координации. Например, упражнения могут включать ходьбу на пятках и/или ходьбу по канату/узкой линии для улучшения баланса.
– Упражнения для снижения гиперчувствительности и меры для уменьшения сенсорных проблем. Мы знаем случаи, когда для решения проблемы было достаточно подобрать носки, на которых не было раздражающих ребенка швов. В других случаях сенсорные проблемы являются более комплексными. Мы настоятельно рекомендуем обращение к специалистам по поводу сенсорных проблем, потому что сенсорные упражнения, которые помогут одному ребенку, могут ухудшить ситуацию для другого ребенка.
– Растяжка мышц или применение гипсовых повязок для удлинения слишком напряженных или коротких мышц икр.
– Физические упражнения и другие меры для исправления осанки.
Если вышеприведенные подходы окажутся безуспешными, врач-ортопед может предложить ортопедические корсеты или бандажи для ног, щиколоток и стоп. Другой возможный подход включает инъекции Ботокса для того, чтобы расслабить мышцы икр. В самых крайних и редких случаях ребенку может понадобится операция по удлинению сухожилий.
Как видите, нет одного-единственного подхода, который поможет всем детям, которые ходят на носочках. Необходимо, чтобы подход соответствовал конкретной причине такой ходьбы у данного ребенка.
Как мы уже упоминали ранее, главным образом, диагностикой и лечением такой проблемы занимаются детские физиотерапевты, так что мы надеемся, что ваша внучка сможет пройти осмотр для выявления причин хождения на носочках и разработки плана лечения. Если это возможно, мы рекомендуем найти специалиста по физиотерапии, у которого есть опыт в лечении детей с аутизмом.
Тем временем, не стоит ограничивать физическую активность
В целом, при хождении на носочках нет необходимости ограничивать физическую активность ребенка. Хождение на носочках не является противопоказанием для занятий физкультурой или активных игр.
Иногда необычная походка может стать причиной того, что ребенка будут дразнить. Мы рекомендуем поддерживать ребенка с аутизмом и напоминать, что все развиваются по-своему, и все дети разные. Если насмешки станут серьезной проблемой, то важно привлечь к ним внимание педагогов, которые обязаны вмешиваться при подобном поведении других детей.
Уважаемый родитель! В этой рубрике Вы можете подчерпнуть интересную и полезную информацию для развития Вашего ребенка.
Если какая-то тема Вас особенно волнует, пишите нам в разделе сайта «Задать вопрос».
Мы будем рады помочь Вам!
Адрес: 607223, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Ступина, дом 51А
Телефоны: (83147) 7-13-42, (83147) 7-22-60
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
Вопрос-ответ. Хождение на носочках при аутизме у ребенка
Причины и подходы к «хождению на носочках» у детей с аутизмом
«У моей внучки аутизм. Как мне прекратить ее хождение на носочках?»
На вопрос отвечает педиатр со специализацией по неврологическому развитию, Кристин Сол, и физиотерапевт Ян МакЭлрой из Центра аутизма и расстройств неврологического развития Томпсона при Университете Миссури, США.
В нашей клинике мы часто наблюдаем хождение на носочках или хождение на пятках у детей, у которых был диагностирован аутизм. Как и в вашем случае, родители и другие члены семьи часто в первую очередь обращают внимание на необычную походку, и их это очень беспокоит.
Даже при типичном развитии многие дети младшего дошкольного возраста проходят короткую стадию хождения на носочках вперемежку с более типичным стилем ходьбы. Однако хождение на носочках, которое упорно сохраняется после фазы «только учится ходить», гораздо чаще встречается у детей с аутизмом, чем в популяции в целом.
Если частое и привычное хождение на носочках сохраняется дольше 6 месяцев, обязательно нужно проконсультироваться по этому поводу с педиатром ребенка, а также с детским физиотерапевтом.
Причины хождения на носочках
Причины хождения на носочках зависят от конкретного ребенка. Поэтому очень важно провести тщательное обследование того, как ребенок ходит, его осанки, навыков крупной мускулатуры (развития крупной моторики), а также общее медицинское обследование.
Обычно такое обследование проводит детский физиотерапевт. В идеале, конечно, у этого специалиста должен быть опыт работы с детьми с аутизмом.
Распространенные причины хождения на носочках включают:
– Сенсорные проблемы. Они могут включать дискомфорт или тревожность в ответ на ощущения подошвы от определенных поверхностей.
– Слишком напряженные мышцы икр и слишком короткие ахиллесовы сухожилия. Напряжение мышц и/или слишком короткие сухожилия мешают пятке касаться земли. Так что вместо того, чтобы ходить на всей стопе, ребенок ходит на носочках. Чрезмерное напряжение мышц икр часто встречается при аутизме. Иногда такое напряжение мышц связано с детским церебральным параличом – другим расстройством, которое часто сочетается с аутизмом.
– Гиперреактивность мышц икр. В этом случае быстрые движения, например, ходьба, приводят к тому, что мышцы икр могут спазмировать, то есть, укорачиваться в неподходящие моменты. Чтобы избежать очень неприятных ощущений от спазма, ребенок может начать ходить на носочках и не опускать стопу.
– Чрезмерное разгибание позвоночника (осанка с «отклонением назад»). В при такой осанке вес ребенка переносится на носки. Чаще всего данная проблема осанки встречается у детей с пониженным мышечным тонусом, мышечной слабостью.
Как только специалист определит причину или причины необычной походки, физиотерапевт может разработать эффективное вмешательство.
Возможные вмешательства
В каждой из описанных выше ситуаций физиотерапевт разработает индивидуальную программу по коррекции проблемы и поможет ребенку выработать более здоровый вид ходьбы. Эти вмешательства включают:
– Физические упражнения для укрепления мышц и развития координации. Например, упражнения могут включать ходьбу на пятках и/или ходьбу по канату/узкой линии для улучшения баланса.
– Упражнения для снижения гиперчувствительности и меры для уменьшения сенсорных проблем. Мы знаем случаи, когда для решения проблемы было достаточно подобрать носки, на которых не было раздражающих ребенка швов. В других случаях сенсорные проблемы являются более комплексными. Мы настоятельно рекомендуем обращение к специалистам по поводу сенсорных проблем, потому что сенсорные упражнения, которые помогут одному ребенку, могут ухудшить ситуацию для другого ребенка.
– Растяжка мышц или применение гипсовых повязок для удлинения слишком напряженных или коротких мышц икр.
– Физические упражнения и другие меры для исправления осанки.
Если вышеприведенные подходы окажутся безуспешными, врач-ортопед может предложить ортопедические корсеты или бандажи для ног, щиколоток и стоп. Другой возможный подход включает инъекции Ботокса для того, чтобы расслабить мышцы икр. В самых крайних и редких случаях ребенку может понадобится операция по удлинению сухожилий.
Как видите, нет одного-единственного подхода, который поможет всем детям, которые ходят на носочках. Необходимо, чтобы подход соответствовал конкретной причине такой ходьбы у данного ребенка.
Как мы уже упоминали ранее, главным образом, диагностикой и лечением такой проблемы занимаются детские физиотерапевты, так что мы надеемся, что ваша внучка сможет пройти осмотр для выявления причин хождения на носочках и разработки плана лечения. Если это возможно, мы рекомендуем найти специалиста по физиотерапии, у которого есть опыт в лечении детей с аутизмом.
Тем временем, не стоит ограничивать физическую активность
В целом, при хождении на носочках нет необходимости ограничивать физическую активность ребенка. Хождение на носочках не является противопоказанием для занятий физкультурой или активных игр.
Иногда необычная походка может стать причиной того, что ребенка будут дразнить. Мы рекомендуем поддерживать ребенка с аутизмом и напоминать, что все развиваются по-своему, и все дети разные. Если насмешки станут серьезной проблемой, то важно привлечь к ним внимание педагогов, которые обязаны вмешиваться при подобном поведении других детей.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Энциклопедия мам
Радость для любого родителя, когда его ребенок начинает самостоятельно ходить, но вот незадача… он ходит на носочках. И действительно, ХОДЬБА НА НОСОЧКАХ весьма актуальный и частый вопрос для обсуждения на приеме у детского невролога.
Дети, которые продолжают ходить на носочках даже после того, как они достигли возраста 1,5 – 2-х лет, обычно делают это по привычке. Если рост и развитие ребенка нормальные, то самостоятельная ходьба на носочках не повод для беспокойства.
Давайте разберем несколько причин, по которым ребенок может так настойчиво продолжать ходить на цыпочках.
Идиопатическая ходьба на носочках
Самый распространенный и благоприятный случай, причина которого остается неизвестной-идиопатическая ходьба на носочках. Первый случай описан в 1967 году и был расценен, как врожденное укорочение ахиллова сухожилия. Частота встречаемости составляет от 3% до 24% в популяции. Имеет наследственный характер. Её отличительными особенностями являются:
Идиопатическая ходьба на носочках является диагнозом исключения (о данном состоянии можно утверждать только тогда, когда исключены другие состояния, которые будут представлены ниже.)
В некоторых случаях ходьба на пальцах ног может происходить из-за различных заболеваний. Рассмотрим некоторые возможные варианты и потенциальные причины:
Детский церебральный паралич
Известно, что при спастическом церебральном параличе мышцы вокруг стоп становятся очень жесткими, что может вызвать затруднения при ходьбе. Некоторые недоношенные дети также могут страдать от кровоизлияния в мозг, которое может вызвать церебральный паралич и привести к проблемам с ходьбой, что способствует ходьбе на пальцах ног.
Укорочение/уплотнение ахиллова сухожилия
Если ахиллово сухожилие очень короткое, то отмечается ограничение объёма движений в голеностопном суставе. Когда ахиллово сухожилие укорочено сильно, пациент стоит с характерным наклоном туловища чуть вперед. Если попросить такого ребенка выпрямиться, он начинается заваливаться назад. Симптомы ухудшаются при осмотре босиком. Если ничего не лечить, то ахиллово сухожилие обычно немного растягивается, что несколько улучшает походку. Тем не менее такие пациенты обычно ходят припрыгивающей походкой, потому что им приходится привставать на носок стопы, когда вес тела переносится при опоре вперед.
Расстройство аутистического спектра
Мышечная дистрофия
Такие дети начинают поздно ходить, они часто падают при попытке бежать, им трудно прыгать, из-за слабости проксимальных мышц они с трудом поднимаются по ступенькам, лестнице или по наклонному полу, из-за контрактуры сухожилий стопы ходят на больших пальцах. Характерна нарастающая псевдогипертрофия икроножных мышц.
Диагностика
Примеры вопросов, которые может задать врач, включают:
Исходя, из клинической картины врач определит дальнейший план диагностики.
Замечая особенность походки у ребенка во время консультации, врач обязательно проверит подвижность голеностопного сустава, мышечную силу, объём движений бедра, анатомию стопы и икроножных мышц.
В определенных обстоятельствах может потребоваться биохимический анализ крови на креатинфосфокиназу ( КФК ). Это фермент, который содержится преимущественно в клетках миокарда, скелетной мускулатуры, головного мозга, а в минимальном количестве — в щитовидной железе, легких. При разрушении мышц, показатели данного фермента будут очень высокими, превышая норму в 1000 раз.
Также возможно проведение такого исследования, как электромиография (ЭМГ). Вовремя ЭМГ тонкая игла с электродом вводится в мышцу ноги. Электрод измеряет электрическую активность пораженного нерва или мышцы. ЭМГ ног позволяет установить характер, интенсивность и локализацию патологического процесса, нарушения функциональной активности мышечных волокон.
Если врач подозревает такое состояние, как детский церебральный паралич или аутизм, то он может порекомендовать дополнительное обследование (например: МРТ, Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм M-CHAT, генетическое консультирование и т.д.). В случае подтверждения этих состояний, коррекция фокусируется на основном заболевании.
Лечение или наблюдение?
В большинстве случаев к возрасту 5,5 лет происходит спонтанное прекращение ходьбы на носках. Однако в тех случаях, когда дети испытывают перегрузку на суставы и мышцы нижней части спины, может потребоваться консервативная или хирургическая коррекция, что послужит профилактикой болям в спине, нарушениям осанки и появлению контрактуры голеностопного сустава.
Безоперационное лечение
Этапные гипсовые коррекции (смена повязки несколько раз по мере увеличения гибкости и объёма движений в голеностопном суставе). Ношение специальных гипсовых повязок для ног высотой до колена, которые помогут растянуть мышцы и сухожилия задней поверхности голени, если обнаружено, что они напряжены.
Ваш врач может порекомендовать комбинацию процедур для достижения наилучших результатов.
Хирургическое лечение
Если консервативные методы лечения не дали результатов, врач может порекомендовать операцию по удлинению мышц или сухожилий в задней части голени.
После операции ребенок будет носить гипсовые повязки в течение четырех-шести недель. Затем могут быть назначены занятия физической терапией для дальнейшего развития привычки ходьбы на полную стопу.
Отдельно хотелось бы рассмотреть программу ежедневных домашних упражнений, которая направлена на растяжение задних мышц голени и ахиллова сухожилия, а также укрепление передней группы мышц для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой на пятку. Тип упражнений зависит от возраста ребенка. Желательно выполнять упражнения в
игровой форме. Не забывайте хвалить и поощрять, если у ребенка начинает получаться.
Упражнения для детей в возрасте до 6 лет
Важные рекомендации
При идиопатической ходьбе на носочках НЕ ЭФФЕКТИВНЫ:
Прогноз, выводы и основные положения
Не забывайте, что серьёзные диагнозы всегда имеют множество других симптомов, помимо ходьбы на носочках, поэтому пропустить их вряд ли получится.