Ребенок бьет себя по голове 2 года что делать
Почему ребенок бьет себя по голове: как реагировать
Если у вас есть ребенок, то почти наверняка вам приходилось наблюдать как ваш малыш бьет себя. И это не само наказание так выражается, а попросту каприз и раздражительность. Ребенок бьет себя по лицу, голове, груди, стучит головой об стену или об пол. Это очень настораживает и неприятно видеть. Без внимания это оставить никак нельзя. Давайте попробуем разобраться в ситуации почему ребенок бьет себя по голове.
Аутоагрессия – агрессия, направленная на самого себя.
Некоторые специалисты говорят о том, что если ребенок бьет себя, то причина этому плохое воспитание.
Причины почему ребенок бьет себя по голове
Ребенок 1 год бьет себя по голове в знак протеста
В младенческом возрасте дети покорны родителям и полностью подчиняются их воле. А вот уже на этапе взросления начиная с года ребенок может проявлять свой протест против желания родителя. Так проявляется качество лидера ребенка, его требовательность. И если малыш не готов мириться с неудачей, с запретом родителей на что-либо, то в качестве протеста бьет себя.
Такая агрессивная реакция может говорить о чрезмерных запретах и отказах со стороны родителей. Родителям стоит задуматься о принципах воспитания. В такой ситуации малыш как бы пытается справиться со своим унижением применяя силу против самого себя.
Большой ошибкой будет ответить ребенку агрессией на его агрессию: крикнуть, физически наказать. Результатом будет: еще больший страх ребенка, сильный плач, истерика.
Правильно будет сделать: Мягко удержать ручки ребенка от ударов, сесть рядом, обнять, взять на руки. Проговорить чувства ребенка вслух, то есть помочь ему разобраться в самом себе: «Я не разрешила тебе смотреть мультик, поэтому ты очень расстроился. Давай сначала соберем игрушки, а потом вместе посмотрим интересный мультик.».
Совет: родителям необходимо со стороны взглянуть на принципы воспитания. Сколько «нет» и сколько «да» вы произносите в общении с ребенком? Родителя должны сами в первую очередь уметь идти на компромиссы.
Дети сами себя бьют, когда чувствуют свою вину
Это противоположный вариант от первого. Если в первом случае малыш демонстрировал несогласие и борьбу, то здесь он чувствует себя виноватым, плохим и «не таким как надо». Это детки со слабой нервной системой.
Причина этому воспитание родителей, в котором они постоянно вербально пристыжают ребенка, ругают его, сравнивают его с «более хорошими» детками, дают обидные прозвища. То есть, если ребенок сделал что-то нехорошее и знает, что это не понравится его родителям, он начинает сам себя ругать и наказывать за проступок.
Когда ребенок бьет себя по уху, это значит, что ему неприятно и больно слышать что-то. И плачет он уже после того как сам себя накажет, от боли, которую причинил себе сам.
Ошибочная реакция родителей: игнорировать такое самобичевание ребенка, запирать в комнате, агрессивно реагировать. В результате: ребенок только убедиться в собственной неполноценности, глупости, неспособности.
Правильная реакция: объяснить ребенку, что даже если родителя злятся, они все равно продолжают любить своего малыша. Никакая шкода ребенка не заставить вас разлюбить его из-за этого. Важно дать понять ребенку, что вы никогда не отвернетесь от него.
Совет: постарайтесь не высказывать вслух чрезмерно критики и своего недовольства ребенку. Делая замечание, тут же объясните, как можно это исправить, или сделать лучше. Предлагайте свою помощь, если она нужна ребенку.
Ребенок в год бьет себя по голове, чтобы добиться желаемого
Наши дети еще те манипуляторы. Нам бы поучится у них. Они манипулируют нами, чтобы добиться внимания и любви, чтобы получить нужное им, чтобы заставить нас почувствовать вину и жалость к ребенку.
Ребенок на этапе взросления берет пример с родителей, он всему учится, глядя на нас. То есть если родителя во всем привыкли угождать своему драгоценному, то и малыш не привык не получать желаемое. Как только ребенок закапризничал, родители тут же чувствуют себя виноватыми, бегут исполнять желание ребенка, лишь бы малыш снова улыбался. Вместо последовательности и твердости в воспитательных решениях, мы даем заднюю.
Как правило, это будет выглядеть так: ребенок бьет психует, но при этом внимательно следит за реакцией родителей. А не зря ли он тут концерт дает? Видят ли это родители?
Ошибка в поведении родителей: тут же нести все ребенку на блюдечке с голубой каемочкой. Проявлять в воспитании исключительно мягкотелость, нежность.
Правильным в этой ситуации будет: не отрываясь от своих дел, поинтересоваться у ребенка, что он хочет этим сказать. Не демонстрируйте полную вашу вовлеченность в проблему ребенка, но при этом объясните, что вам важно понимать, почему он сердится. Так же можно попробовать отвлечь ребенка, или вовсе выйти из комнаты на некоторое время.
Совет: родителям нужно подумать о границах дозволенного для ребенка (а они есть вообще?). Научитесь отвлекать ребенка от его проблемы, предотвращать истерику до ее начала.
Хотелось бы напомнить всем нам: наши дети смотрят на нас и всему учатся на нашем примере. Поэтому очень важно нам самим быть достойными наших детей.
Ребенок 2 года бьет себя по голове, чтобы добиться вашего внимания
Тут все понятно. Особенно это может произойти в ситуации, когда в семье появился второй ребенок. Ребенок четко поймет, что вы теперь не только его родители. А в борьбе, как говорится, все средства хороши. Малыш начнет бить себя, психовать без видимой на то причины.
Почему ребенок бьет рукой сам себя? Из-за скандалов взрослых
Чаще это происходит в неблагополучных семьях, но в обычной семье это можно встретить. Видя ссоры и разборки родителей, ребенок бьет себя с целью остановить их, переключить внимание родителей на себя, остановить их ссору. Ребенок понимает, что он маленький, ни разумных слов, ни физически он не остановит родителей. Поэтому ничего не остается как привлечь их внимание вот таким проявлением протеста: ребенок бьет себя по голове, лицу, груди.
Видео «Аутоагрессия — причины и последствия» (всего 2,5 минуты)
Как отучить ребенка бить себя
Чаще всего родителя сами могут справиться с агрессивным состояние ребенка. Но могут быть и случаи, когда требуется вмешательство специалиста. Важно обычный каприз не перепутать с закладывающимся заболеванием.
Методы отучить ребенка бить себя
• Поддерживать контакт. Для ребенка самое главное на этапе взросления связь с родителями. Ваш ребенок вам доверяет? А вы даете ему возможность откровенничать с вами и не быть за это наказанным?
• Ваше неравнодушное спокойствие на агрессию ребенка. Постарайтесь соблюдать спокойствие рядом с орущим ребенком. Попытайтесь поговорить с ним и прояснить ситуацию. Не ругайте и не кричите.
• Не поддавайтесь ребенку в капризах. То есть, если вы сказали, что так нельзя, а после истерики сказали, что можно – ребенок делает вывод: он себя побил, покричал, добился своего. Значит это работает с вами и случится еще не раз. Опять же постарайтесь объяснить ему, почему именно так нельзя, но обязательно предложите альтернативу.
Если ребенок спокойно играет, а потом в какой-то момент начинает бить себя по голове или биться головой об пол при этом не плача, не крича, затем же возвращается к игре – это нехороший звоночек. Возможно имеет место психологическое заболевание или нервное отклонение. Обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Очень важно не запустить развитие заболевание, если оно конечно вообще есть.
Чаще разговаривайте со своими детьми. У ребенка должно войти в привычку делиться с вами своими проблемами и переживаниями. Создайте в семье атмосферу поддержки и доверия, и, что немаловажно, справедливости к ребенку.
Аутоагрессия у ребенка
Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.
Общие сведения
Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.
Причины аутоагрессии у ребенка
Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:
Патогенез
Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.
Классификация
Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:
Симптомы агрессии у ребенка
Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.
Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.
Осложнения
Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.
Диагностика
Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:
Лечение аутоагрессии у ребенка
Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:
Прогноз и профилактика
Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.
Почему ребенок бьет себя
Детская агрессия: причины возникновения
Виктория Карабанова психолог, мама трудного ребенка
Иногда случается так, что маленький ребенок трех лет в напряженных ситуациях начинает наносить себе удары или биться головой о стену или пол.
Это вызывает у мамы настоящий шок. Если учесть, что эти удары бывают совсем нешуточные, у любого родителя возникают вполне логичные вопросы, которые можно разделить на три условные категории.
Надо сказать, что не существует однозначного ответа ни на один из этих вопросов. Потому что поведение ребенка, который бьет себя — это всего лишь симптом. Это как головная боль — симптом дисбаланса в организме, причины которого могут быть у каждого человека свои.
И все же можно выделить некоторые общие детские особенности, которые провоцируют такое поведение у ребенка по отношению к себе.
Различное сочетание этих трех особенностей дают разнообразие ситуаций и глубину реакции ребенка, когда он начинает себя бить. Кто-то валяется на полу магазина и легонько ударяется головой о пол, добиваясь, чтобы мама купила ему машинку. Кто-то до крови кусает себя за руку, когда мама возмутилась детской проделке.
Ребенок бьет себя — и это поведение всего лишь верхушка айсберга, под которой находится глыба льда неосознаваемой психологической напряженности. Такое поведение может проявляться даже если ребенка в семье очень любят, не ругают, не называют плохими словами.
Если мама будет в каждом случае внимательно наблюдать за выражением лица своего малыша, который бьет себя, то она сможет заметить, что в некоторых ситуациях он это делает по-разному. Естественно, все происходит быстро и спонтанно. Так, что различия в детском поведении мама понимает не сразу. Но если это происходит регулярно, то различия становятся очевидными. Рассмотрим самые основные.
Таким поведением ребенок может манипулировать родителями
Действительно, манипуляциям ребенок учится с младенчества. И иногда он намеренно наносит себе удары, чтобы вызвать желаемую для себя реакцию со стороны родителей. Обычно это замена негативной реакции взрослого на вспышку нежности в сторону ребенка.
Как же понять, манипулирует ли малыш в случае, когда бьется головой об стену или пол? В возрасте двух-трех лет ребенок еще не в состоянии изощренно лгать и притворяться, поэтому «вычислить» его будет просто. Два основных момента, на которые маме следует обратить внимание:
Таким поведением ребенок может сам себя наказывать
В природе человека заложено с самого глубокого детства делать все, что хочет его родитель. На эту тему существует большое количество информации и материала. Поэтому не буду подробно останавливаться на этом, скажу лишь, что механизм этот действует буквально. Говорит мама сыну: «Ты такой же непутевый, как твой отец». В подсознание ребенка идет информация: «Будь таким, как твой отец!» Или говорит отец дочери: «Тебе еще рано дружить с мальчиками». Девочке идет сигнал: «Дружи с взрослыми мужчинами».
Аналогично этот механизм действует, когда мама ругает или корит своего маленького ребенка за его поведение. Детская психика воспринимает это буквально — наказывает себя с высоты своего возраста и понимания. Особенно если учесть, что в возрасте двух-трех лет («кризис трехлеток») ребенок еще только начинает психологически отделять себя от матери. Он не понимает, какие изменения в психике у него происходят, и еще не осознает себя в новом качестве личности, отделенной от матери. Для него пока ее огорчение — это и его огорчение, ее злость и его тоже. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок готов сделать все, лишь бы мама не сердилась. Любого рода комментарии недовольства (не обязательно с повышенным голосом или раздражением) с ее стороны могут спровоцировать ребенка на то, чтобы наносить себе удары.
Мы сами можем наблюдать этот механизм в том, когда, поругавшись с кем-то, якобы случайно режем себе ножом палец. Таким образом как бы наказывая себя за несдержанность.
Этот вид детской реакции можно также определить по выражению лица ребенка:
Таким поведением ребенок может проявлять свое отчаяние
Это, пожалуй, самый сложный для понимания мамы вид реакции ребенка, когда он бьет сам себя. Например, мама наблюдает со стороны за тем, как играет ребенок. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти игрушку или находится в каком-либо другом затруднении. Вместо того чтобы обратиться за помощью к взрослому, начинает бить себя рукой по лицу. При этом ребенок:
Таким образом, внимательно наблюдая за своим малышом, мама может примерно определить, отчего ребенок бьет себя. Малыш, склонный к таким действиям, может действовать в двух любых или во всех вариантах одновременно. То есть он одновременно может испытывать отчаяние и стремиться оказать давление на взрослого. И маме следует в каждом случае действовать не по какому-то шаблону, а стараться найти тот уникальный ключик, который подойдет к ее малышу, чтобы ослабить его внутреннее напряжение.
Маме важно всегда помнить, что поведение ребенка — это лакмусовая бумажка, по которой можно определить общую психологическую обстановку в семье. Ребенок проявляет не только свое психологическое настроение, но и настроение родителей в данный момент.
Из этого вытекает самый главный способ, который сможет изменить поведение ребенка по отношению к себе. Нужно «лечить» психологическую обстановку в семье!
Но бывают обстоятельства, когда это невозможно. Не всегда в силах родителей предоставить ребенку идеальную, гармоничную и счастливую психологическую атмосферу. Мама должна понимать, что ребенок просто так себя проявляет через нанесение себе вреда в силу возраста. Со временем ребенок перестанет бить себя, но склонность к этому, скорее всего, останется на всю жизнь. Только удары он будет наносить себе не по телу, а в душе. Что может привести к пониженной самооценке личности.
И, тем не менее, маме не стоит успокаиваться и ждать, когда ребенок перестанет бить себя. Если мама будет думать, что ребенка не стоит поправлять, когда он себя неверно ведет, или комментировать его плохое поведение, то ребенку это не поможет. Каждый малыш нуждается в том, чтобы ему указывали на границы, в которых он может действовать. Вопрос только в том, как это делать?
Вот только некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание. Мама может сузить или расширить предлагаемые варианты, по своему усмотрению, общаясь непосредственно со своим малышом.
А самое главное, даже если ребенок перестанет со временем наносить себе удары, маме не стоит забывать о том, что ребенок делал это. Когда он будет подрастать, маме надо приложить все усилия, чтобы научить его абстрагироваться от стрессовых ситуаций и не переносить их на себя. Не навешивать на себя чувство вины. Мама должна дать ребенку стержень внутреннего самоощущения цельной личности, который будет поддерживать его в жизни.
Эмоционально-поведенческие нарушения у детей раннего возраста. Агрессия и истерики.
Самыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.
Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.
Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:
Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.
К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.
Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.
По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.
Причинами детской истерики и агрессии могут стать:
Почему же это происходит?
Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.
Можно выделить два типа истерик:
Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.
Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:
Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.
Что же делать?
Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.
Во время истерики:
И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!
Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.