Ребенок боится выходить к доске что делать
Ребенок боится выходить к доске что делать
Отвечать к доске вызывают всех учеников, а ведут себя у нее школьники по-разному. Уверенные в себе дети у доски отвечают смело и даже шутят, а другие после ответа у доски долго не могут успокоиться, и, наконец, третьи так сильно волнуются, что у доски путаются и забывают даже хорошо выученный урок.
Причин, по которым ребенок боится отвечать у доски, может быть немало. Это и особенности нервной системы, и адаптация к новому коллективу, и низкая самооценка и поведение родителей. Например, если ребенка родители постоянно сравнивают с другими детьми, которые более успешны чем он, то он становится неуверенным в себе и стесняется выступать перед публикой.
Чаще всего неуверенными в себе вырастают дети в семьях, где родители слишком требовательные или тревожные. Исправить ситуацию родители могут, начав с себя. Оцените свое поведение и постарайтесь исправиться. Станьте более спокойным и мягким. Найдите время объяснить своему ребенку, что у него, как и у всех, есть свои сильные и слабые стороны. Одни он должен развивать, а другие стараться преодолеть.
Научите сына и дочь рассматривать стрессовые ситуации с разных позиций. Например, помогите ему прояснить ожидания других людей при ответе у доски. Задайте ему вопросы: «Чего от тебя хочет учительница, когда вызывает тебя отвечать к доске?», «Кто из ребят в школе настроен оптимистично и считает, что ты хорошо справишься, а кто настроен пессимистично?», «Как ты думаешь, что тебе нужно сделать, чтобы оправдать эти ожидания?».
Также можете попробовать рассмотреть возможные рычаги влияния на ситуацию: «Что учительница может сделать, чтобы твой ответ завершился неудачей?» или «Что я, мама, могу сделать, чтобы твой ответ завершился удачей?». Это поможет ребенку выявить большое число альтернативных способов отношения к ситуации.
Родители могут помочь ребенку побороть страхи и поддержать его, соблюдая следующие правила:
1. Ежедневно вместе репетируйте все домашние задания, приобщая к этому родственников и друзей. Попросите ребенка рассказать им выученные темы, такие публичные выступления помогут ему преодолеть стеснительность.
3. Чаще обращайте внимание на заслуги ребенка, больше хвалите его. У большинства стеснительных детей в памяти сидит ситуация, где он был смешон. Такого ребенка очень важно похвалить за любое проявление активности и достижение успеха, за смелость в общении с другими детьми и выступления на публике. Не забывайте каждый раз обратить внимание ребенка на то, где он выглядел похвально и достойно. В разговорах акцентируйте внимание на этих ситуациях, а не на тех, где он стеснялся, боялся или вел себя неуклюже.
4. Окружите ребенка любовью и лаской. Чтобы побороть свою неуверенность, ребенку важно чувствовать себя любимым и защищенным. Он должен знать, что родители принимают и понимают его таким, какой он есть. Не сравнивайте своего ребенка с другими более успешными детьми. Оценивайте не ребенка, а его поступки. Если ваш ребенок плохо учится, помогите ему приобрести необходимые навыки, это поможет снизить уровень тревожности. Не позволяйте никому насмехаться над вашим ребенком!
Кроме того, не забывайте обучать школьника навыкам саморегуляции эмоционального состояния: дыхательным упражнениям, настраивающим на успех, приемам самомассажа, снимающим напряжение. Ну, и конечно, если ситуация не меняется к лучшему, стоит обратиться за помощью к психологу.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Если ребенок боится отвечать у доски.
В классе практически всегда есть несколько детей, которые неохотно отвечают у доски. В формате массового образования это становится неудобно, в первую очередь для педагогов.
Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?
индивидуальные особенности ребенка. Многие дети не любят, когда на них смотрит весь класс, а также персональное внимание педагога: для них такое количество внимания может быть чрезмерно, вызывать лишнее волнение.
перфекционизм (желание все сделать идеально): страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Причем, эта идея может одинаково омрачать жизнь как учеников, так и педагогов.
страх унижения. Наверно, каждый человек может вспомнить урок, на котором выходить к доске, если не вызубрил материал на 100%, невозможно тяжело.
напряженные отношения в группе детей. Могут быть просто конфликтные отношения, а может быть и элементы буллинга или травли.
Приведем несколько вопросов, которые помогут педагогу сориентироваться и выбрать направление работы.
1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?
Ученик плохо или неохотно отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе. Это может означать, что он ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений. Некоторые возможные причины мы описали выше.
Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику, можно воспользоваться идеями из статьи «Методика формирования навыков». Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально). В случае, если вы воспользуетесь методикой «Навыки ребенка» (Kids skills), у вас уже будет согласованная с ребенком программа действий.
2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?
Если да, возможно, что у ребенка и/или его родителей есть установка на идеальную учебу. В этом случае запрещены ошибки, невнимательность, неточность. Все, в том числе ответы у доски, должны быть идеальными или никакими. В небольшой степени выраженности эти особенности помогают повысить качество работ: например, когда ученик может гордиться своим докладом, ответом и т.д. Но при усилении данных характеристик это качество способно блокировать деятельность, и учитель вместо «хорошиста» получает нервничающего ребенка, который получает то «2», то «5».
Возможное решение: вы можете поддержать ребенка, не создавая для него дополнительных «ты должен», а наоборот, предлагая разные «разрешающие» идеи. Например, эту: вы можете раз в четверть рассказывать детям (а заодно и родителям!), что учеба – это процесс, и нельзя в школе получать одни «5», потому что если кто-то приходит в школу со всеми знаниями, то он впустую там тратит время. Учение, обучение – это как раз движение от «незнания» к «знанию», и оценки здесь нужны для того, чтобы понимать, кто на каком этапе этого пути находится, так сказать, отслеживать динамику изменений. Если все бы приходили в первый класс всезнайками, школа была бы не нужна. Также вы можете делать «аттракцион неслыханной щедрости»: например, предлагать задания у доски, которые еще не разбирали в классе, и тот, кто выйдет и проявит смекалку или хотя бы смелость, получит хорошую оценку.
3. Каковы отношения в классе?
В классе может быть напряженная атмосфера, и дети могут обижать и унижать друг друга. В этом случае понятно нежелание выступать у доски.
Возможное решение: если вы узнаете здесь вашу ситуацию, то решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.
4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?
Вероятно, что в других условиях ученики чувствуют себя более раскованно, и им легче даются устные выступления. Если это так, то все в ваших руках.
Возможное решение: подумайте о подходящей вам стратегии снижения стресса при устных выступлениях. Например, вы можете перестать ставить оценки за выступления у доски, а, каждое выступление пусть добавляет 0,5 балла к письменной работе. Или пусть выступление у доски будет вместе с вами оценивать независимое жюри из учеников.
Когда мы встречаемся со стеснением или нежеланием выходить к доске, особенно если не работают привычные методы, стоит пересмотреть свое отношение к устным ответам. Со стеснением не стоит бороться, гораздо эффективнее работают стратегии сотрудничества и парадоксов.
Школьник стесняется отвечать на уроке: что делать
Многие родители сталкивались с ситуацией, когда их ребёнок-школьник, прекрасно зная учебный материал, не поднимает руку на уроке. Более того, когда педагог вызывает такого ученика к доске, то он может просто молчать или бормотать ответ себе под нос. Итогом становятся регулярные «тройки» и «двойки», испорченное настроение. Конечно же, в такой ситуации мама и папа не должны сидеть сложа руки, а искать действенные способы помочь своему чаду.
Причины стеснительности на уроке
Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:
Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.
Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.
Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.
Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке
К сожалению, подобная стеснительность не проходит самостоятельно. С течением времени эта проблема и связанные с ней страхи только усугубляются. Получается замкнутый круг: боязнь не даёт возможности ответить на уроке, в результате плохая оценка вызывает дополнительные негативные эмоции и ещё больший страх.
Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.
В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника
Пути решения проблемы
Определив конкретную проблему, которая мешает школьным успехам сына или дочери, родители должны сделать всё для её устранения.
Ликвидация внутренних трудностей ребёнка
Если школьник боится отвечать на уроке из-за слабого знания предмета, то родителям просто нужно позаниматься с ним и устранить пробелы. Если это не удаётся сделать своими силами, стоит обратиться к репетитору.
Иногда, чтобы преодолеть страх публичных ответов, родителям достаточно устранить пробелы в знании предмета
То же самое касается и речевых трудностей. Обычно они не исправляются в домашних условиях (хотя, если всё не очень серьёзно, могут помочь специальные упражнения). Поэтому оптимальное решение — посещение логопеда.
Если ребёнок сам по себе тревожный и неуверенный в себе, то родителям необходимо проигрывать с ним дома устные ответы. Лучше всего, чтобы слушателей было несколько (бабушка, брат, сестра, даже домашние питомцы). Таким образом, ученик будет привыкать к публичным выступлениям.
Если речь идёт о первокласснике, то можно даже посадить кукол, мягкие игрушки. Кто-то из взрослых тоже должен быть рядом.
Очень полезно выступать перед зеркалом — оно покажет юному «оратору», как он выглядит со стороны. Ведь ребёнку необходимо побороть и внешние признаки волнения: переминание с ноги на ногу, подёргивание рукавов одежды, поправление волос и пр. Поза, мимика, жесты — всё это очень важно во время публичного выступления.
Ребёнку полезно проигрывать своё выступление перед зеркалом, контролируя осанку, мимику и жесты
Родители должны проиграть с сыном или дочерью разные ситуации, которые могут произойти во время ответа у доски. Например, учитель задаёт дополнительные вопросы, одноклассник за первой партой усмехается, «корчит рожи».
Если у мамы или папы в школьные годы была похожая проблема, то обязательно нужно откровенно рассказать о ней своему ребёнку. Ему будет очень интересно узнать, как родной человек переборол свой страх. Малыш поймёт, что трудности могут быть не только у него, и всегда есть выход из ситуации.
Стеснительного и неуверенного в себе школьника дома необходимо чаще хвалить, обращать внимание на малейшие успехи в преодолении робости. Следует поддерживать любую его инициативу. Например, «Учитель сообщил мне, что ты прекрасно прочитал с места текст. Я очень горжусь тобой! А когда ты сам поднимешь руку, то, вообще, будешь молодец!».
Стеснительный ребёнок очень нуждается в ласке и похвале
Специальные психологические упражнения
Эмоции и настроение тесно связаны с мышцами. Так, у человека, который волнуется, напрягается тело и лицевые мускулы, возникают спазмы в горле. Поэтому стеснительного школьника важно научить расслаблять с помощью подобных упражнений (их можно делать прямо во время урока):
Повышение статуса ребёнка в школьном коллективе
Более сложная ситуация — низкий статус ребёнка в школьном коллективе. Здесь родители должны помочь своему чаду наладить контакт с одноклассниками. Чем меньше возраст ученика, тем проще справиться с этой проблемой.
Взрослым необходимо создать ребёнку ситуацию успеха. Например, мальчика хорошо записать в спортивную секцию (например, боевые искусства или плавание). Там, как правило, создаётся коллектив единомышленников, которые поддерживают друг друга. Одноклассники обычно уважительно относятся к детям-спортсменам, а уж тем более, когда появятся первые достижения (грамоты, медали).
В спортивной секции создаётся коллектив единомышленников, которые дружат и поддерживают друг друга
Нужно учитывать, что современные дети с ранних лет заводят себе странички в социальных сетях, и различные аспекты их жизни многие могут увидеть: например, когда ребёнок находится на соревнованиях или другом важном мероприятии.
Даже если отношения с одноклассниками особо не наладятся, школьник просто не будет столь болезненно воспринимать отсутствие контакта с ними: ведь его социальная жизнь уже не будет ограничена только классом, в ней будет много важных вещей, приносящих радость. Соответственно, уменьшится и боязнь публичных ответов.
Что касается девочки, то её можно отдать в танцевальную студию, в секцию фигурного катания или гимнастики. Очень скоро одноклассники поймут, что у ребёнка есть свои увлечения, он является личностью, и они наверняка сами к нему вскоре потянутся.
Конечно, есть особо тяжёлые ситуации, когда ребёнок является в коллективе настоящим изгоем. Здесь уже не обойтись без помощи классного руководителя, психолога. Если проблема никак не решается, то родителям стоит перевести сына или дочь в другую школу.
Беседы с педагогом
Если источником детского комплекса является учитель, то, конечно, родителям нужно побеседовать с ним, не переходя при этом на обвинения и грубость. В лице педагога важно найти союзника. Мама может попросить оказать снисхождение её слишком стеснительному ребёнку: например, давать ответ в письменной форме или наедине с учителем — на ушко во время перемены.
Родитель может попросить учителя оказать снисхождение его слишком стеснительному ребёнку
Когда причина детского страха кроется в поведении педагога, манере общения (чересчур эмоционален и не очень тактичен), то нужно донести до него (опять-таки без упрёков и обвинений), что школьник слишком остро воспринимает некоторые моменты. Ведь порой учитель, у которого в классе много учеников, может даже и не догадываться, что у кого-то из них его реплика стала причиной комплекса.
Грамотный педагог, осознавший, что у школьника есть страх публичных ответов, не должен заставлять говорить его громко, непременно полными предложениями. Двигаться к этому нужно постепенно: вначале пусть ребёнок повторяет за другими учениками, отвечает односложно. Учитель, как и родители, должен оказывать эмоциональную поддержку: не акцентировать внимание на неудачах, а, наоборот, поощрять смелость — добрым словом, искренней улыбкой.
Этот момент очень важен. Ведь именно от учителя во многом зависит эмоциональный комфорт ученика. Работая воспитателем в детском саду, я с детьми часто посещала массовые мероприятия в местном Доме Культуре. Там я неоднократно наблюдала, как некоторые чересчур эмоциональные педагоги старались «раскрепостить» слишком застенчивых детей: насильно вовлекали их в танцы, музыкальные игры, конкурсы и пр. Некоторые ребята просто начинали плакать от обиды и чувства неловкости (я считаю, что скромного малыша это очень травмирует психологически), вызывая тем самым раздражение «горе-воспитателя». Аналогичную картину мне доводилось видеть и в школе, там на подобных мероприятиях я была уже в качестве зрителя — сопровождала своего сына-первоклассника.
Пересмотр собственной позиции со стороны родителей
Обычно завышенные требования к ребёнку предъявляет кто-то один из родителей (обычно он является в семье лидером). Задача второго — спокойно и доходчиво объяснить, что отличные оценки в школе — это ещё не гарантия счастливого будущего сына или дочери. Гораздо важнее для формирующейся личности эмоциональное благополучие и отсутствие комплексов. Когда взрослый осознает свою ошибку и станет снисходительнее к своему чаду, результат не заставит себя долго ждать: ребёнок перестанет бояться домашних укоров за не слишком высокую, по мнению родителя, оценку в школе, и его активность на уроке обязательно возрастёт.
Если завышенные требования к ребёнку имеет один из супругов, то задача другого — переубедить его, объяснить первостепенные ценности в жизни
Типичные ошибки родителей
В поведении родителей бывают некоторые моменты, которые способны только усугубить детский страх ответов у доски:
Некоторые ошибки в родительском поведении (упрёки, запугивание, сравнение с другими детьми) могут только усугубить ситуацию
Видео: ребёнок боится отвечать у доски (советы психолога Натальи Барложецкой)
Стеснительность и неуверенность в себе, безусловно, мешают школьнику достичь успехов в учёбе. Задача родителей — выяснить изначальную причину такого поведения и по мере сил помочь ребёнку. В решении этого вопроса следует активно взаимодействовать с педагогом, а если ситуация не улучшается, обратиться за помощью к специалисту — психологу или психотерапевту.
Почему дети стесняются отвечать на занятии и что с этим делать учителю
Анита Агарвал
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Проверка знаний — один из обязательных элементов урока, и рано или поздно каждый ребенок оказывается у школьной доски. Но некоторым это дается нелегко — дети боятся выступать перед всем классом и отвечать на вопросы учителя. И даже «пятерка» не влияет на состояние ребенка. Психотерапевт Марина Леонтьева рассказывает, почему ученики боятся отвечать на уроках и что с этим может сделать педагог.
Ребёнок боится не оправдать родительские ожидания
Дома ребенка могут считать самым умным, красивым и смелым — всем нравится, как он читает, рисует и лепит из песка. Конечно, такое чудо не заслуживает «тройку» за ответ у доски. Необходимость соответствовать ожиданиям не дает ему чувствовать себя свободно, заставляет контролировать каждый шаг.
Если при этом учитель тоже требует от ребенка слишком многого или ведет себя с ним грубо — например, шутит перед всем классом над его ошибками — то школьник будет сомневаться в себе все в больше. В итоге он может отказаться выходить к доске, несмотря на то, что получит за отказ «двойку».
Что делать учителю
Чтобы понять, почему ребенок не хочет выходить к доске, следует поговорить с ним о его страхах. Конечно, это нужно делать один на один — вопросы при одноклассниках могут только сильнее оттолкнуть. Постарайтесь найти аргументы, которые уменьшат страхи. Если ребенок боится огорчить родителей, успокойте его тем, что оценку всегда можно пересдать.
Показывайте, что ошибаются все, даже учителя. Пусть ребята задают вам вопросы о своих любимых песнях, комиксах или видах спорта — так они увидят, что педагог тоже многого не знает, но относится к этому спокойно.
Если вы понимаете, что школьнику не хватает родительской поддержки, то стоит поговорить об этом с родителями. Будьте вежливы — никому не понравится, что их обвиняют в отсутствии заботы и внимания. Предложите какие-либо способы — родители, которые очень много работают и видятся с ребенком только по выходным, могут и не знать, как правильно его поддержать.
Ребёнок боится оценки одноклассников
В своем классе, особенно в спецшколах, дети часто сталкиваются с высокой конкуренцией. Даже если одноклассники поддерживают ученика, он может бояться оступиться — на кону место в рейтинге класса. А в некоторых классах обстановка бывает токсичной — дети улюлюкают, высмеивают выступающего у доски. Это приводит к тому, что ребенок стыдится публичных эмоций — а стыд парализует все его поведение.
Что делать учителю
В первую очередь, понять, какие отношения сформированы в классе, какую роль в нем занимает стеснительный ребенок. Возможно, он не адаптировался в коллективе и занимает роль изгоя. Тогда необходимо подключать психолога, который поможет ему или предложит сменить класс.
Если одноклассники настроены к школьнику дружелюбно, но в силу возраста не всегда сдерживают свои эмоции и шутки, подавайте пример и сами больше хвалите ребенка. Старайтесь быть как можно более конкретным — разбирайте ответ ученика и предлагайте другим сделать то же.
В младших классах поможет вызывать сразу нескольких учеников, особенно друзей. Они поддержат друг друга у доски, например, пусть возьмуться за руки или встанут с разных сторон, как бы защищая стесняющегося одноклассника.
В «началке» пригодится упражнение «Светофор» — с его помощью легко снизить возбуждение и создать спокойную рабочую атмосферу. Учитель закрепляет на доске карточки разных цветов: красная означает, что говорить может только учитель, желтая требует от одноклассников слушать выступление ученика, зеленая разрешает обсуждать урок во время групповой работы.
Ребёнок не подготовил ответ
Иногда дети забывают подготовить домашнее задание, забывают его дома или не могут справиться самостоятельно. Кроме того, школьник может быть не уверен в том, что правильно выучил термины, верно произносит иностранные слова и не путает части длинного стихотворения.
Что делать учителю
Если ребенок говорит, что подготовил домашнее задание, но боится озвучивать его перед всем классом, опросите его во время перемены или разрешите сдать работу в письменной форме.
Если ученик обещает, что сдаст задание в следующий раз, позвольте ему: доверие со стороны учителя придаст дополнительные силы.
Ребёнок стесняется из-за личных особенностей
Школьник может не любить публичные выступления, даже если ни разу не ошибался. Личностные свойства — например, тип темперамента или характера — определяют детское поведение, пусть и не на 100 процентов. При этом страх выступлений не обязательно связан с когнитивными способностями — ребенок будет решать письменные задания на максимальный балл, но теряться у доски.
Что делать учителю
Если вы подозреваете, что ребенок боится отвечать доски из-за личностных особенностей, предложите ему пройти психологическую диагностику. Школьный психолог проведет тесты, интерпретирует результаты и подскажет, как можно развивать способности к публичным выступлениям.
Помогают снизить тревожность и физкультминутка. Например, перед тем, как начинать опрос, проведите со всем классом дыхательную гимнастику или другие упражнения на снятие мышечных зажимов.
Превратите класс в комфортное пространство — уберите парты и постелите «пенки» или поставьте пуфики, разрешите детям взять на урок напитки и сладости, сделайте перерыв во время занятия. Ученики часто испытывают стресс из-за того, что им приходится сидеть на неудобных стульях и молчать весь урок.