Ребенок часто болеет и пропускает школу что делать
Что делать с учёбой, если ваш ребёнок часто болеет
Поговорим о том, что делать, если ребёнок вязнет во всяких неприятных болячках. Таких как бронхит или астма, постоянные простуды, аллергии, гастриты и прочие проблемы. Больного ребёнка совершенно невозможно учить. Его и воспитывать-то невозможно. Как же быть? «Мел» совместно с «Эргофероном» собрал варианты для самых разных ситуаций.
1. Сменить климат
Многие часто болеющие дети становятся самыми обыкновенными, как только родители уезжают из края, где, например, цветут берёзы, приходит полярная ночь или дымит местный химкомбинат. Менять жизнь — дело огромное и часто неподъёмное. Но некоторым семьям легче начать снова на новом месте, чем беспрестанно лечить дитё, а то и нескольких. Вариант полегче — уехать из крупного города в область. Туда, где есть неплохая школа, например, в маленький город. Родители ездят на работу в центр, а ребёнка завозят в школу поблизости. Здесь меньше эпидемий, меньше шума и копоти, свежее воздух, но взрослым членам семьи придётся, конечно, труднее. Да и само по себе предприятие масштабное.
2. Лечиться правильно и закаливаться
Аллергия и астма, например, — подлые и хитрые болячки. Обнадеживающий момент в том, что у большей части детей они к 18 годам проходят или ослабляются. Но жить надо уже сейчас, а поэтому поиски хорошего врача и следование его рекомендациям — вопрос не только везения, но и упорного родительского труда. Форумы, знакомые, личные исследования проблемы — всё идёт в ход. Что же касается болезней «лёгких», но частых: мой ребёнок перестал болеть, когда начал каждое утро стоять по две минуты под ледяной водой. Решение, естественно, не универсальное, но вдруг кому-то пригодится. Многие ведь и в носочках дома ходят с рождения (и в шарфике при нуле градусов), а потом удивляются, что организм на любую ОРВИ выдаёт бронхит.
3. Учиться дома
Тяжёлый рюкзак, долгая дорога, сидение за партой, школьные стрессы, столовская еда, чихающие дети вокруг — всего этого можно избежать, если перевести ребёнка на семейное образование. Для многих, например, хроников-астматиков, — это очень неплохой выход, позволяющий избегать обострений. А там окрепнет и в школу, глядишь, пойдёт. С социализацией можно повременить. Но лучше, конечно, не затягивать.
4. Учиться рядом
Если есть районная школа, готовая вас принять, возможно, стоит записаться туда. Скорее всего, качество образования там ниже среднего. Но, главное, не треплют нервы, а ходить туда можно «время от времени» — главное, запастись ворохом справок. Всё равно в наше время многими вещами по учёбе можно заниматься самостоятельно.
5. Учиться в маленьком коллективе
Ещё один приемлемый вариант для часто болеющего ребёнка — маленькая школа. Тут многое зависит от достатка родителей. В Москве и в Питере есть варианты небольших и недорогих частных и наполовину частных «школок», в которых к образовательному процессу относятся гибко. Плюс, опять же, в том, что если в классе десять человек, а не тридцать, на ребёнка чихает примерно втрое меньше однокаш (ель)ников.
6. Научить учиться самостоятельно
Часто болеющий ребёнок — это ребёнок, который постоянно сидит дома один. Учить его некому и некогда. Родители на работе, на репетиторов по всем предметам не напасёшься. По опыту мне известно, что научить учиться самостоятельно можно абсолютно любого ребёнка старше 10 лет. Да, результаты будут разными. Но, во-первых, они будут разными и в школе. Во-вторых, мы можем варьировать степень нашего вмешательства. А в-третьих — навык самостоятельного обучения в наше время вообще один из самых главных. Который пригодится, кстати, сразу после ЕГЭ.
7. Болезнь как ресурс
У меня есть знакомый педиатр, который всё детство провалялся по больничкам (ангины, ревматизм, почки, сердце). К 9 классу вопросов о том, кем он станет, у него уже не было. Многие вспоминают, как частые простуды или травмы помогали им стать не только часто болеющими, но и сильно начитанными. Важно понять, что является ресурсом для ребёнка, что поможет поддержать здоровый дух в его довольно медленно крепнущем теле. Болезнь и «нехождение в школу» — это много времени для занятия по душе. Однако важно, чтобы это занятие ребёнок нашёл и выбрал сам.
8. Не бойтесь медикаментов
Очевидный способ укрепления иммунитета — медикаментозный. Конечно, каждый родитель сам выбирает, стоит ли идти в аптеку и покупать лекарство или довериться народным методам — универсального ответа тут быть не может. Но всё-таки лучше пользоваться проверенными средствами. Препарат «Эргоферон» создан для противостояния вирусам и инфекционным заболеваниям. Его задача — активировать иммунные клетки, уменьшать воспаление и снижать выраженность симптомов простуды. Препарат также можно применять как профилактическое средство в сезон простуд и гриппа. Не болейте, скоро весна!
Перед применением «Эргоферона» ознакомьтесь с инструкцией. О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с врачом.
Фото: iStockphoto (Zaikina, Kerkez, dolgachov, Ridofranz)
Если ребёнок часто болеет – советы педиатра
Тутанина Лариса Александровна
С началом осени большинство родителей сталкивается с такой картиной – ребёнок неделю другую посещает детский сад, а потом месяц сидит дома с соплями, кашлем и температурой.
Однако не стоит отчаиваться, частые болезни в детском возрасте – означают, что малыш развивается абсолютно нормально, но под воздействием каких-либо факторов его иммунная защита развивается недостаточно быстро.
Острые респираторные инфекции (ОРИ) являются основной группой заболеваний в детском возрасте.
Когда происходит пик заболеваемости
Дети до шести лет в среднем переносят от шести до восьми ОРИ в год, вплоть до ежемесячных эпизодов ОРИ в период с сентября по апрель. Продолжительность болезни составляет в среднем 14 дней. Это означает, что ребенок может иметь симптомы «простуды» почти половину дней в этот период времени, без всяких причин для беспокойства родителей или врача.
Маленькие дети, посещающие детский сад, судя по всему, страдают от ОРВИ больше, чем дети, воспитывающиеся на дому. Однако, при поступлении в начальную школу, эта группа детей напротив, болеет реже «домашних» детей, потому что они уже защищены от большего числа возбудителей ОРВИ. Таким образом, частые «простуды» не являются признаком «пониженного» иммунитета.
ОРИ можно заболеть в любое время года, но максимальное количество эпизодов происходит во время осенних и зимних месяцев, независимо от географического положения. Эти заболевания не провоцируется холодным климатом или воздействием холодного воздуха.
Что делать
В большинстве своем данные заболевания проходят самостоятельно. Можно облегчить состояние ребенка, создав комфортные условия:
прохладный увлажненный воздух в помещении,
проветривание и влажная уборка,
достаточное теплое питье,
легкое питание без принуждения,
при высокой температуре (выше 38,5°С) – жаропонижающие препараты,
при выраженной заложенности носа – сосудосуживающие (с соблюдением дозы и кратности приема).
Но самое главное – это наблюдать за состоянием ребенка, чтобы не пропустить тревожные симптомы, которые могут свидетельствовать об осложнениях ОРВИ или о том, что под маской ОРВИ протекает другое, угрожающее жизни ребенка заболевание.
Когда нужно обратиться к врачу
Симптомы, при которых вам нужно к доктору в ближайшие 12-24 часа:
температура выше 38°С более 3 суток;
повторное повышение температуры после периода нормализации;
прогрессивное ухудшение состояния;
затруднённое дыхание (одышка);
появление посторонних шумов при дыхании (хрипы, свист);
частый приступообразный кашель;
появление сыпи, рвоты или диареи на фоне ОРВИ.
Симптомы, при которых нужно СРОЧНО к врачу (вызывайте скорую помощь):
нарушение координации движений;
выраженное затруднение дыхания (удушье);
температура выше 40°С, не снижающаяся обычными жаропонижающими;
появление сыпи, не бледнеющей после нажатия;
сильная головная боль или боль в животе;
полный отказ или невозможность пить;
кровотечение из любых источников (нос, рот, кишечник).
Уважаемые родители, не занимайтесь самолечением малыша.
Лечение без назначений врача может принести больше вреда, чем пользы. Если у вас возникли вопросы по поводу детского здоровья, проконсультируйтесь у врача-педиатра.
Что делать, если ребенок часто болеет?
Частые простуды у детей – одна из самых обсуждаемых тем на родительских форумах в интернете. «Недавно выздоровел, и опять начинает сопливиться», – сетуют многие мамы и папы. Постепенно у взрослых начинает нарастать паника – с иммунной системой ребенка что-то не так! Естественно, примерные родители не будут сидеть сложа руки: нужно срочно принимать меры.
На помощь спешит телевизионная реклама, призывающая срочно купить новый препарат для повышения иммунитета, родственники и знакомые делятся секретами народной медицины и проверенными домашними средствами.
Что же по этому поводу говорят врачи? Стоит ли беспокоиться из-за частых простуд у ребенка, и надо ли «активировать» детскую иммунную систему с помощью лекарств? Давайте разбираться.
Несколько простуд за год – это нормально?
Обычно «простудная эпопея» начинается после того, как ребенку исполняется шесть месяцев. Иммунитет, который малыш получил от мамы, к этому времени исчезает, а собственный пока еще не прошел «тренировку» и не умеет отбивать атаки зловредных вирусов.
А простудные вирусы, конечно же, не дремлют: их существует около 200 разновидностей, они постоянно мутируют, меняются и ищут новые жертвы. Иммунитет ребенка не сможет им уверенно противостоять, пока не «познакомится» с врагами. На это уходят годы. Можно сказать, что частые простуды – это и есть «тренировка» для иммунной системы малыша.
Дошкольники болеют простудой в среднем 7–8 раз в год, школьники – 5–6, и это совершенно нормально. В подростковом возрасте иммунитет окрепнет, и число простудных заболеваний сократится примерно до 4 раз в год – как у взрослого.
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) – это чаще всего неопасные самоизлечивающиеся заболевания. Среди врачей есть такая шутка: «Если не лечить простуду, она пройдет через семь дней, а если лечить – через неделю». Нет таких препаратов, которые могли бы «вывести» вирус раньше, чем организм избавится от него сам. Лечение носит только симптоматический характер: капли для носа, отхаркивающие, жаропонижающие. Конечно же, ребенка нужно показать врачу и внимательно следить за его состоянием, потому что иногда простудные вирусы могут приводить к серьезным осложнениям. Самый опасный в этом плане – вирус гриппа. Единственный эффективный способ защититься от него – ежегодная вакцинация.
Нужен ли «допинг» для иммунитета?
«Низкий иммунитет» – наверное, вам часто приходится слышать такую формулировку? Любой грамотный врач объяснит, что в ней нет никакого смысла, и она в корне неверна. Иммунитет человека устроен очень сложно, он включает множество компонентов и сложнейших механизмов. Он не может быть низким или высоким. Он может работать правильно или неправильно. Если в нем действительно возникают сбои, дело не ограничивается частыми простудами. Развиваются серьезные заболевания, которые требуют специального лечения.
Если у человека нет врожденных дефектов иммунной системы, он не страдает тяжелыми хроническими инфекциями или серьезными заболеваниями внутренних органов, ему не нужно повышать иммунитет. Все разрекламированные «иммуностимуляторы» – это в основном для самоуспокоения родителей. Если вы считаете, что ваш ребенок болеет слишком часто или дольше, чем обычно – эту проблему нужно решать вместе с врачом.
Защитные силы организма вполне можно укрепить с помощью простейших правил здорового образа жизни, о которых знает каждый:
Когда ребенок ходит в детский сад или школу, он болеет чаще. Что вполне предсказуемо: он находится среди других детей, а ОРВИ в коллективах, как известно, распространяются очень легко и быстро.
Частые простуды – распространенная проблема среди первоклашек, и это совсем не повод диагностировать у ребенка «низкий иммунитет». Важно, чтобы были сознательными родители: ребенок простудился – значит, нужно отсидеться дома и не заражать других.
Детские простуды – частое явление в многодетных семьях, особенно если все дети ходят в школу или садик.
Если у ребенка плохо работает иммунитет, проблема, скорее, будет не с частотой простуд, а с выздоровлением после них. Дети с хроническими заболеваниями и иммунодефицитными состояниями болеют дольше, тяжелее, у них выше риск осложнений.
Кто виноват: вирусы или аллергия?
Простуду не всегда просто отличить от аллергии. Основные поводы насторожиться и проконсультироваться с аллергологом:
Как защитить ребенка от простуды?
Защититься от простуды невозможно. Промокшие ноги, переохлаждение, прогулки зимой без шапки, плохое питание, частые стрессы и переутомления, – всё это НЕ причина ОРВИ, а лишь факторы, ослабляющие защиту организма. Единственная прямая причина – вирус, который передается по воздуху от больного человека. Некоторые меры профилактики во время «простудного сезона» помогают снизить риск заражения:
Если у ребенка появились симптомы ОРВИ, ему нужно остаться дома и не ходить в школу, детский сад. Обратитесь к врачу. Хорошего педиатра вы всегда сможете найти в клинике «Сова».
Запишитесь на прием, позвонив по номеру телефона Воронежа +7 (473) 373-03-03 или онлайн.
Что делать, если ребенок часто болеет?
В нашей стране часто болеющим принято называть ребенка, подвергающегося респираторно-вирусным заболеваниям:
Российские врачи таким детям часто назначают иммуностимулирующие и общеукрепляющие препараты, что в корне противоречит всем принципам доказательной медицины.
Рассмотрим опыт медицины США.
Американские врачи используют понятие «child with recurrent infections» — ребенок с рецидивирующими инфекциями. В справочнике доказательной медицины UpToDate указаны причины рекуррентных инфекций, которые могут быть разделены по 4 группам:
1. У здоровых детей (составляют 50%) частые ОРВИ возникают из-за контактов с другими людьми. Дети без патологий могут заражаться, к примеру, при нахождении в детском саду или различных кружках/секциях. Данная группа детей болеет в среднем 10-12 раз в год. После каждого эпизода простуды у ребенка отмечается влажный кашель и насморк. Иногда может показаться, что такие дети по полгода «сопливят» и кашляют из-за постоянных рецидивов ОРВИ. При этом бактериальные осложнения после инфекций возникают довольно редко. Становление иммунной системы заканчивается к 7-8 годам, поэтому, перейдя в школу, такие дети болеют уже значительно реже.
2. У детей с аллергиями (составляют 30%) проявление аллергических реакций схоже с симптомами инфекционных заболеваний. Так, например, симптоматика астмы схожа с бронхитом или пневмонией. Плюс к этому, аллергический ринит предрасполагает к добавлению инфекции из-за измененного иммунного ответа и большей проницаемости слизистых для микробов. После ОРВИ дети, склонные к аллергии, длительное время могут страдать кашлем. Также может возникать бронхообструктивный синдром.
3. У детей с другими патологиями (составляют 10%) частые и длительные инфекционные заболевания возникают как следствие хронических болезней. Учащенные случаи ОРВИ могут отмечаться при муковисцидозе, гастроэзофагеальном рефлюксе, врожденных пороках сердца. Ситуация возникает из-за нарушения барьера, наличия инородных тел (катетеров, клапанов и т. д.), нарушения удаления секрета и др.
4. У детей с первичными или вторичными иммунодефицитами (составляют 10%) частые простудные заболевания связаны с нарушением иммунитета. Состояние можно заподозрить по следующим проявлениям:
Первичные иммунодефициты являются врожденными состояниями. Патология может возникнуть при нарушении B-клеточного или T-клеточного иммунитета, а также при нарушениях фагоцитоза и системы комплемента. Вторичные иммунодефициты возникают уже после рождения. К наиболее частым причинам можно отнести ВИЧ, лечение иммунодепрессантами, онкологию и лечение противораковыми препаратами. Для того, чтобы определить то, к какой группе относится ребенок, врачу необходимо тщательно изучить историю его болезни, провести общий осмотр и скрининговое обследование. В ряде случаев также потребуется консультация иммунолога и дополнительные исследования — кожные тесты, определение поверхностных антигенов лимфоцитов, генетические исследования и т. д.
Профилактика простудных заболеваний (согласно доказательной медицине) включает два основных компонента — вакцинацию и личную гигиену рук. Именно через загрязненные руки чаще всего бактерии и вирусы заносятся на слизистые оболочки рта, носа и глаз, тем самым провоцируя заражение.
В некоторых случаях необходимы дополнительные меры профилактики:
1. Детям, страдающим аллергическими реакциями — лечение аллергии.
2. Детям с предрасполагающими заболеваниями — лечение этих заболеваний. Например, лечение гипертрофии глоточных и небных миндалин, коррекция пороков сердца и др.
3. Детям с иммунодефицитами — лечение иммунодефицитов при помощи внутривенного введения иммуноглобулина, пересадки костного мозга, профилактических курсов антибактериальных препаратов, заместительной энзимной терапии и других методов.
Как работать с часто болеющими детьми?
Когда дети пропускают занятия из-за болезни каждые две-три недели, приходится сложно и им, и педагогу, ведь нужно двигаться вперед, следуя программе. Что делать? Закрыть глаза на пропуски уроков и подтянуть болеющим оценки за счет других тем? Просить родителей заниматься с ребенком дома? Заставить класс ждать, пока один или два ребенка нагонят пройденное? Нейропсихолог Ксения Вотякова, специалист по психологическому сопровождению обучения онлайн-сервиса Яндекс.Учебник, рассказывает о том, что важно знать про часто болеющих детей и как можно минимизировать проблемы, которые возникают из-за пропусков.
В каждом классе есть дети, которые часто болеют и надолго выпадают из учебного процесса. Официально к часто болеющим относят тех детей, которые болеют 6 и более раз в год и каждый раз отсутствуют неделю-две.
Низкая работоспособность, отсутствие мотивации,
повышенная раздражительность — все это характерные особенности
часто болеющих детей до и после болезни.
Вернувшись в класс, они сильно устают уже к третьему уроку, в то время как большинство детей — только к пятому. В течение учебной недели глубокое утомление у них накапливается уже к среде, у остальных — к пятнице.
Как это проявляется в классе?
И учителя, и родители рады, когда ребенок быстрее возвращается в класс после болезни. Да и сами дети обычно этого хотят. Это приводит к ситуации, когда официально ребенок уже «здоров» и возвращается в школу, а на самом деле все еще очень ослаблен. В период до и после болезни на уроках можно заметить характерные особенности часто болеющих детей:
Низкая работоспособность. Ребенок быстрее устает по сравнению с одноклассниками и часто «выключается из учебного процесса». Внимание неустойчиво; задания выполняются то на «отлично», то как попало; нарастает количество нелепых ошибок по мере утомления.
Отсутствие мотивации. Ребенок быстро начинает лениться. В действительности за этой «ленью» стоит защитный механизм: психика старается защититься от перегрузок, так как обучение требует больших затрат энергии от всех систем организма.
Повышенная раздражительность. Небольшая неудача может вызвать слезы, незначительное неудобство — раздражение или агрессию.
Им нужна поддержка
Часто болеющие дети имеют нормальное интеллектуальное развитие. Если семья поддерживает ребенка, а учитель помогает идти в ногу со всем остальным классом в освоении учебного материала, такие дети будут как минимум хорошистами.
Однако частые болезни проводят к тому, что дети могут стать тревожными, склонными к негативным переживаниям. Отношения с одноклассниками тоже могут страдать от регулярных пропусков, особенно в младших классах. Ребенок начинает бояться, что его забыли и наметившаяся до болезни дружба сходит на нет. Это влияет на общее отношение к школе и учебному процессу.
Если родители и учитель поддерживают ребенка и помогают ему
следовать за школьной программой даже во время болезни,
то он будет как минимум хорошистом.
Что может сделать учитель, чтобы часто болеющие дети не стали отстающими?
Не просить сразу работать в полную силу, когда ученик только вышел в школу после болезни. Лучше подождать с написанием проверочных работ за время его отсутствия — велика вероятность, что из-за ослабленности и стрессовой ситуации ребенок будет выполнять задания не в полную силу и получит оценки, не отражающие его реальных знаний.
2. Организовать дистанционное обучение, когда острый период болезни уже позади
Современные технологии упрощают жизнь как учителю, так и ученику. Если класс проходит относительно легкие для понимания темы, ребенок может справиться с выполнением заданий самостоятельно. Для организации дистанционного обучения можно использовать онлайн-ресурсы и сервисы, которые позволяют учителю выдавать ученикам индивидуальные задания, видеть результат и, таким образом, давать им возможность заниматься параллельно с классом. При этом, например, на Яндекс.Учебнике видно не только правильно ли ученик решил задание, но и с какой попытки, и сколько времени потратил на его выполнение.
3. Давать больше заданий на отработку пройденных тем
Во время болезни любая информация усваивается дольше, и для ее закрепления нужно провести усиленную работу. Упражнения при этом должны быть разные, чтобы ребенок научился не просто применять правило автоматически, а понял его принцип. Здесь учителю снова будет полезен онлайн-сервис. Так, интерактивный формат Яндекс.Учебника позволяет собрать занятие из огромной базы заданий для отработки именно тех навыков, которые нужны ученику именно сейчас.
Используйте онлайн-ресурсы и сервисы, которые позволяют
выдавать ученику индивидуальные задания.
Он сможет заниматься параллельно с классом,
а вы сразу будете видеть результат.
4. Оказывать больше внимания
Всем детям приятна забота и заинтересованность со стороны учителя. С часто болеющими детьми нужно лишь временное усиление, чтобы помочь пройти период адаптации после болезни, «встать на учебные рельсы» и выстроить отношения с одноклассниками.
5. Поддерживать ощущение успешности
Хорошо понимать слабые места конкретного ребенка и выстроить работу на уроке таким образом, чтобы ребенок мог, наоборот, продемонстрировать свои сильные стороны. Задайте ученику вопрос, ответ на который он точно знает, или попросите его объяснить соседу по парте тему, в которой он силен, чаще хвалите за дельные комментарии и добавления к ответам других учеников.
«Учительская газета» совместно с Яндекс.Учебником публикует серию материалов, отвечающих на самые актуальные и важные вопросы из педагогической практики. В рамках спецпроекта «Уроки для учителя» эксперты и методисты Яндекс.Учебника рассказывают о том, как решать ежедневные задачи, выстраивать стратегию обучения и постоянно развиваться профессионально.
Яндекс.Учебник — бесплатный сервис в помощь учителям начальной школы с заданиями по русскому языку и математике для 2-4 классов и автоматической проверкой. Материалы для него пишут опытные методисты и авторы учебных пособий. Задания подобраны так, чтобы из них можно было составить множество уроков в рамках основной программы или дать дополнительные задания чуть выше уровнем.