Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Многим детям очень сложно дается переход от механического чтения к осознанному. Одной из причин этого может быть дислексия, из-за которой ребенку трудно сосредотачиваться на буквах и связывать их в слова. Поэтому чтение для таких детей превращается в пытку. Подробнее о том, что это за нарушение и как понять, есть ли оно у вашего ребенка, читайте здесь.

Еще одной из причин, по которой ребенку сложно понимать прочитанное, является скорость чтения. Ребенок, который медленно читает, обычно забывает, о чем читал, когда доходит до конца страницы или параграфа.

Причин у медленного чтения может быть несколько:

Мы рассмотрим несколько простых упражнений для дошкольников и школьников, которые помогут увеличить скорость чтения.

Учимся читать быстрее

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

1. Упражнения на концентрацию внимания

Установите таймер и попросите ребенка назвать все буквы в алфавитном порядке начиная с буквы А и далее по таблице.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Это упражнение также направлено на концентрацию внимания. Попросите ребенка не читать слова, а по порядку называть цвета, которыми написаны слова.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

2. Избавляемся от регрессии

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Нужно последовательно называть буквы, фигуры, цифры и слова, которые находятся в квадратиках. Благодаря этому упражнению ребенок учится правильно двигать глазами и избегать регрессии.

Чем быстрее будет получаться, тем лучше.

3. Одновременно тренируем концентрацию внимания и логику

Попросите ребенка правильно составить слова в предложениях.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Занимайтесь с ребенком по 15 – 20 минут каждый день и уже через 2–3 недели он будет читать быстрее. А если вы уже пробовали, но у вас ничего не получилось или попросту не хватает времени заниматься, предлагаем вам наш курс «Тренажер чтения».

После обучения ваш ребенок научится читать быстрее, будет понимать прочитанное и начнет читать с интересом, а также сможет писать простые предложения печатными буквами. Записаться на пробный урок можно здесь.

Теперь переходим к упражнениям, направленным на осознанное чтение.

7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное

Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.

Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.

Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.

Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

1. Визуализируем текст

Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

2. Составляем текст из частей

Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

3. Играем в учителя

Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное

Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.

Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.

Ниже еще примеры задачек для тренировки.

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делатьРебенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делатьРебенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.

5. Анализируем текст с помощью вопросов

Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:

Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.

Подведем итоги!

Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.

Источник

Что делать, если ребёнок не понимает и не запоминает прочитанного

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Есть дети, которые и к пятому классу продолжают читать не больше 100 слов в минуту. Причём вслух они читают и всё понимают, но начинают читать про себя — скорость падает на 20-30 слов, понимание ухудшается.

Такие дети не могут пересказывать прочитанные параграфы учебника. И родители начинают сидеть с ними, читать и пересказывать вместе. На это уходит как минимум два-три часа, потому что параграфы в пятом классе — это уже не три страницы, а 10, 15, 20. Пока ребёнок дочитает до конца, он уже забыл, что было в начале. Интеллектуальные карты к параграфу мало чем помогут. Главные термины и мысли помогут выделить родители, а с чем связаны эти слова — дети запоминают с трудом.

В итоге, проблемы со чтением не решаются. Техника стоит на месте. Читать такие дети особо не любят. Одна лишняя страница параграфа для них — это наказание. Читать дополнительные книги по учёбе дети не хотят и всячески уходят от этого.

Причины медленного чтения и непонимания текста

Для начала нужно понять, почему ребёнок так читает. Несмотря на уже немаленький возраст, такому ребёнку хватает ресурсов только, чтобы озвучивать буквы, соединенные в слова, но совершенно не хватает на то, чтобы ещё и понимать, и запоминать прочитанное. Поэтому ребёнок может вслух читать одну страницу или десять. Эффект будет одинаковый — ничего не помнит и не может пересказать. Даже если вы задаете наводящие вопросы и всячески подсказываете, вы ясно понимаете, что ребёнок плохо помнит прочитанное.

Для того, чтобы пересказать параграф в 10-20 страниц, ребёнок потратит много времени, читая его два-три раза. После третьего раза желание читать автоматически исчезает. А материал так и не стал понятен и не запомнился.

Второе, что нужно помнить: проблемы с запоминанием прочитанного не решаются за счёт многократного чтения. У ребёнка будет только ещё более негативное отношение к чтению и конфликты с родителями, которые добиваются от него пересказа параграфов.

Проблему нужно решать не чтением, а многократным улучшением когнитивных функций

Для этого надо д елать упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, ускорения мыслительных операций. Есть специальные книги по возрастам с такими упражнениями, интересные сайты.

Ваш план по улучшению чтения может быть таким

1. 20-30 минут ежедневно упражнения по развитию когнитивной базы.

2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы столбиками. За раз читается вся таблица формата А4.

3. «Волна» — поворот книги на 90 градусов. Поворачиваем книгу каждые восемь строк на 90 градусов.

4. Пересказ коротких текстов в пять-десять строк. Лучше брать отдельные рассказы с законченной мыслью, а не отрывки параграфов. У ребёнка уже есть отвращение к учебнику, а с негативными эмоциями обучение не получится.

5. Пазлы в 24, 36, 54 штуки. Складывать за раз одну картинку.

6. Игра в три алфавита. На столе разложены карточки алфавита, и ребёнок составляет длинные слова в шесть-восемь букв. Это развивает словарный запас и помогает лучше идентифицировать буквы во время чтения.

7. Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, кроссворды.

Если в день тратить на тренировки по чтению 30 минут, вы решите проблему за месяц. Техника чтения вырастет, как минимум в два раза. Но самое главное — успеваемость ребёнка улучшится уже через две недели, желание читать появится через три, а пересказывать параграфы станет во много раз легче.

Помните, что сам школьник проблему со чтением не решит. Если вы не знаете, как правильно строить тренировки и проводить занятия, найдите учителя по быстрому чтению. Работа в группе в учебном центре может помочь не всем детям, помните это, отправляя ребёнка на курсы скорочтения.

Удачи вам в тренировках!

Фото: iStockphoto (LightFieldStudios)

Источник

18 упражнений на понимание текста в начальной школе и не только. Как научить детей понимать прочитанный текст?

Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Смотреть картинку Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Картинка про Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать. Фото Ребенок читает но не понимает смысл прочитанного что делать

Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста.

Чтение без понимания

Одним из первых и самых важных навыков, которым овладевают дети в начальной школе, является навык чтения. Многие родители начинают обучать своих детей чтению уже в раннем детстве, считая, что это окажет им в будущем большую помощь. Однако овладеть навыком чтения еще не значит научиться читать в полном смысле этого слова.

Самое главное — чтобы ребенок мог не только прочитать текст, но и осмыслить его. А между тем данные исследований показывают, что не только учащиеся начальной школы, но даже и старшеклассники далеко не всегда понимают прочитанный текст. Они лишь механически запоминают прочитанное, занимаются «зубрежкой» и при самостоятельном чтении зачастую не могут понять даже фабулу произведения.

Решить проблему «чтения без понимания» можно, если целенаправленно работать в этом направлении уже с первого класса, используя специальные упражнения на понимание прочитанного.

Традиционные упражнения на понимание текста

Конечно, существует ряд традиционных заданий, направленных на понимание текста:

Но есть и другие упражнения на понимание текста, которые используются учителями в начальной школе гораздо реже, но при этом имеют хороший эффект. Выборочно некоторые из них можно использовать и с дошкольниками.

Упражнения для работы со словом и предложением

На первом этапе нужно научить детей внимательно относиться к слову и его частям, развивать логику. Для этого можно использовать загадки, ребусы, шарады, кроссворды.

Следующий этап — упражнения, направленные на понимание текста на уровне предложения. Для развития этого навыка полезно пользоваться такими способами:

Упражнения на понимание и осмысление всего текста

Наконец, ряд упражнений нацелен на понимание всего текста целиком, осмысление главной идеи, смысла произведения:

Что дают ученикам такие упражнения?

В результате систематического использования подобных упражнений на уроках ученики могут научиться:

Главный результат использования подобных упражнений проявится не только в успешной учебе, он будет сопровождать ребенка всю жизнь и превратит его в интеллектуально и духовно активного, вдумчивого читателя, Читателя с большой буквы.

Об авторе: Бокова Оксана Александровна, к.ф.н., филолог, учитель английского языка.

Источник

Преодоление трудностей у детей, имеющих нарушения понимания прочитанного

Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.

Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения. Сложность структуры чтения и трудности его исследования привели к появлению разных аспектов его изучения.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов.

Когда мы читаем слова, то не просто складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове. Если в читаемой нами книге или газете некоторые буквы случайно окажутся выпавшими, замазанными или плохо отпечатанными, нас это часто совсем не смущает: мы все-таки свободно прочитываем соответствующие слова, дополняя, чего не хватает, своим воображением.

2. Понимание содержания

3. Оценка прочитанного.

Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Факторы, влияющие на процесс чтения:

Процесс осмысленного чтения может быть определен как процесс догадки, т.е. угадывания слов и мыслей по символизирующим их буквам. По мере роста понимания и навыка ребенка, по мере накопления у него специальных знаний, его участие в процессе чтения должно становиться все более заметным. Материал для первоначального чтения должен быть подобран так, чтобы ребенок, настраиваясь на процесс догадки, получал в то же время понимание внутренней стороны процесса чтения. Для этого необходимо, чтобы первая буква, усваиваемая ребенком, была предложена ему при таких обстоятельствах, которые невольно заставили бы его обратить внимание на значение буквы, как символа звука, входящего в состав определенного слова. В качестве примера одного из рассказов, которыми можно было бы воспользоваться на уроке, можно привести следующий:

На Рождество бабушка устроила елку для своих внучат. На елку повесили красивые коробочки, пряники, золоченые орехи и свечи. Свечи зажгли, и елка засияла. Весело было детям. Они прыгали вокруг елки, пели, бегали.

Вдруг бабушка велела принести какую-то большую корзину. Эта корзинка сверху была закрыта белой скатертью. Дети подбежали и стали с любопытством смотреть на корзинку.

— Бабушка! что там у тебя спрятано? — Стойте смирно! Я вам приготовила подарочки. Дети завизжали от радости, но скоро затихли и с нетерпением ждали, что будет дальше.

— Подойди сюда, Танюша, — сказала бабушка своей самой маленькой внучке.

— Отгадай-ка, что я тебе подарю! Танюша радостно улыбнулась и не знала, что ответить.

— Я тебе подарю новую кук.

— Куклу! — вскрикнула Танюша.

— Верно! отгадала, моя умница, — сказала бабушка и вынула из корзины большую куклу с длинными белокурыми кудрями, розовыми щечками и в голубом платье. Кукла умела открывать и закрывать глазки.

-Ну, а теперь ты, Ваня, отгадай свой подарок, — обратилась бабушка к маленькому внуку.

— Ты я знаю, все в солдаты играть любишь. И я тебе купила отличный бара…

— А Варе, — сказала она, — я подарю лошадку и коляс.

— Коляску! — крикнула Варя.

Бабушка дала ей красивую лошадку, запряженную в колясочку.

Теперь очередь осталась за Колей.

— Ослика! — воскликнул Коля.

— Нет, — сказала бабушка, — с осликом много не побегаешь. Подумай еще: о. Коля никак не мог догадаться. Тогда бабушка улыбнулась и сказала:

«Вот посмотри, я тебе нарисую это «о», а ты тогда догадайся, что я тебе подарю». Бабушка нарисовала на бумаге: «о»

Ну, теперь догадайся: я тебе подарю о.

— Обруч! — крикнул и засмеялся. Ему было очень приятно получить обруч.

Этот рассказ составлен таким образом, чтобы обратить внимание ребенка на характерные черты внутреннего процесса чтения, т.е. на пользование буквами, как символами, по которым можно догадаться об известных звуках, входящих в состав определенных слов. Слушая первые примеры неоконченных слов, данных в этом рассказе, ребенок легко предвидит их окончания, и даже сам начинает невольно оканчивать эти слова. Последнее неоконченное слово рассказа (обруч) намеренно дается при таких условиях, которые затрудняют его легкое отгадывание. Пред сознанием ученика вырастает загадка. Для разрешения этой загадки ему дается первая буква. Сходство, существующее между внешним видом этой буквы и обозначаемым ею образом, вместе с тем напряженным вниманием, которое вызывается в ребенке, как предшествующим сознанием трудности задачи, так и пробужденным стремлением разрешить ее, способствует легкому и прочному усвоению навыка чтения.

Тренировочные упражнения

1.Упражнение «Путаница».

Задание: Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывёт?
Кот.
В огороде что растёт?
Рак.
Под водою кто живёт?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз – два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам.

Спросите у детей: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?» Главное – подвести детей к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

2. Упражнение «Придумай новое слова»

Задание: Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым.

3. Упражнение «Вторая половинка».

(чтение только второй половинки)

Чтение, кровать, трава, только, битвы, рыба, красную, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, берёза, ремень, добыча, солома, магазин, новая, синий, белые, граница, открою, увидели, купить, ошибки, кастрюля, чернее, достанут.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке, рада встрече, остановлюсь недалеко от деревни, листья на деревьях, гуляю в парке, подойдём к берегу, прыгать с вышки, красный шарф, белее снега, в тёплой воде, доброй ночи.

Снегирь.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
(По Ю. Дмитриеву.)

Тренируйтесь, пока ребенок не перестанет искажать окончания при обычном чтении. Кроме того, полезно обсуждать с ребенком, почему в слове употребляется именно это окончание, что оно обозначает, можно ли было бы использовать другое и как изменился бы от этого смысл фразы. Такое обсуждение поможет осознать роль окончаний в предложении.

4. Упражнение «Догадайся».

5. Упражнение «Пропавшие слова»

Задание: «Прочитай рассказ. Некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие».

5. Упражнение «Найди ошибку»

Задание: Послушай предложения и скажи, все ли в них верно.

6. Упражнение «Объясни»

Задание: Послушай предложения:

7. Упражнение «Что имеется в виду?»

(Тренировка на понимание переносного смысла)

Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

8. Упражнение «Правильно или нет?»

Задание: Как ты думаешь, можно ли так сказать?

Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»

9. Упражнение «Составь связанный текст из деформированных предложений»

В результате такой систематической коррекционной работы учащиеся приобретают навык понимание, и осмысление прочитанного текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.

Надеюсь, что мой опыт поможет и вам.

Список литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *