Ребенок читает по слогам но не понимает что прочитал что делать
Как научить ребенка понимать смысл текста: упражнения для детей от 4 лет!
Многим детям очень сложно дается переход от механического чтения к осознанному. Одной из причин этого может быть дислексия, из-за которой ребенку трудно сосредотачиваться на буквах и связывать их в слова. Поэтому чтение для таких детей превращается в пытку. Подробнее о том, что это за нарушение и как понять, есть ли оно у вашего ребенка, читайте здесь.
Еще одной из причин, по которой ребенку сложно понимать прочитанное, является скорость чтения. Ребенок, который медленно читает, обычно забывает, о чем читал, когда доходит до конца страницы или параграфа.
Причин у медленного чтения может быть несколько:
Мы рассмотрим несколько простых упражнений для дошкольников и школьников, которые помогут увеличить скорость чтения.
Учимся читать быстрее
1. Упражнения на концентрацию внимания
Установите таймер и попросите ребенка назвать все буквы в алфавитном порядке начиная с буквы А и далее по таблице.
Это упражнение также направлено на концентрацию внимания. Попросите ребенка не читать слова, а по порядку называть цвета, которыми написаны слова.
2. Избавляемся от регрессии
Нужно последовательно называть буквы, фигуры, цифры и слова, которые находятся в квадратиках. Благодаря этому упражнению ребенок учится правильно двигать глазами и избегать регрессии.
Чем быстрее будет получаться, тем лучше.
3. Одновременно тренируем концентрацию внимания и логику
Попросите ребенка правильно составить слова в предложениях.
Занимайтесь с ребенком по 15 – 20 минут каждый день и уже через 2–3 недели он будет читать быстрее. А если вы уже пробовали, но у вас ничего не получилось или попросту не хватает времени заниматься, предлагаем вам наш курс «Тренажер чтения».
После обучения ваш ребенок научится читать быстрее, будет понимать прочитанное и начнет читать с интересом, а также сможет писать простые предложения печатными буквами. Записаться на пробный урок можно здесь.
Теперь переходим к упражнениям, направленным на осознанное чтение.
7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное
Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.
Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.
Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.
Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон
1. Визуализируем текст
Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.
2. Составляем текст из частей
Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.
3. Играем в учителя
Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.
4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное
Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.
Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.
Ниже еще примеры задачек для тренировки.
А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.
5. Анализируем текст с помощью вопросов
Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:
Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.
Подведем итоги!
Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.
Если ребенок читает по слогам.
Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу ребенка при чтении необходимо выполнить несколько процессов: не только узнать буквы и произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.
Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем, не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона чтения уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.
Но как перейти к этому этапу, если ребенок читает по слогам и никак не получается его сдвинуть со слогового чтения?
В этом случае просто заставлять читать будет малоэффективно. Важно научить ребенка легко и быстро прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному. Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.
На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.
Почему это так важно? Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово.
Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное — одномоментное — узнавание графического материала, т. е. слов. О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения
А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов. И получить это можно с помощью различных упражнений.
Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.
Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет. 2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н. 4) читаем разными голосами, с разной интонацией.
И таких вариантов можно придумать множество. Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее.
Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать.
Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах. Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти спрятанные слова. К тому же, это отличная тренировка внимания.
И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами.
Много других упражнений можно узнать на тренинге «Все секреты быстрого чтения»:
И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.
С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием.
А какие упражнения и игры используете вы, чтобы помочь ребенку быстрее овладеть навыком чтения?
Преодоление трудностей у детей, имеющих нарушения понимания прочитанного
Семантическая дислексия (механическое чтение). Эта форма дислексии проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.
Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Многие исследователи в прошлом и в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения. Сложность структуры чтения и трудности его исследования привели к появлению разных аспектов его изучения.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных слов.
Когда мы читаем слова, то не просто складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове. Если в читаемой нами книге или газете некоторые буквы случайно окажутся выпавшими, замазанными или плохо отпечатанными, нас это часто совсем не смущает: мы все-таки свободно прочитываем соответствующие слова, дополняя, чего не хватает, своим воображением.
2. Понимание содержания
3. Оценка прочитанного.
Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Факторы, влияющие на процесс чтения:
Процесс осмысленного чтения может быть определен как процесс догадки, т.е. угадывания слов и мыслей по символизирующим их буквам. По мере роста понимания и навыка ребенка, по мере накопления у него специальных знаний, его участие в процессе чтения должно становиться все более заметным. Материал для первоначального чтения должен быть подобран так, чтобы ребенок, настраиваясь на процесс догадки, получал в то же время понимание внутренней стороны процесса чтения. Для этого необходимо, чтобы первая буква, усваиваемая ребенком, была предложена ему при таких обстоятельствах, которые невольно заставили бы его обратить внимание на значение буквы, как символа звука, входящего в состав определенного слова. В качестве примера одного из рассказов, которыми можно было бы воспользоваться на уроке, можно привести следующий:
На Рождество бабушка устроила елку для своих внучат. На елку повесили красивые коробочки, пряники, золоченые орехи и свечи. Свечи зажгли, и елка засияла. Весело было детям. Они прыгали вокруг елки, пели, бегали.
Вдруг бабушка велела принести какую-то большую корзину. Эта корзинка сверху была закрыта белой скатертью. Дети подбежали и стали с любопытством смотреть на корзинку.
— Бабушка! что там у тебя спрятано? — Стойте смирно! Я вам приготовила подарочки. Дети завизжали от радости, но скоро затихли и с нетерпением ждали, что будет дальше.
— Подойди сюда, Танюша, — сказала бабушка своей самой маленькой внучке.
— Отгадай-ка, что я тебе подарю! Танюша радостно улыбнулась и не знала, что ответить.
— Я тебе подарю новую кук.
— Куклу! — вскрикнула Танюша.
— Верно! отгадала, моя умница, — сказала бабушка и вынула из корзины большую куклу с длинными белокурыми кудрями, розовыми щечками и в голубом платье. Кукла умела открывать и закрывать глазки.
-Ну, а теперь ты, Ваня, отгадай свой подарок, — обратилась бабушка к маленькому внуку.
— Ты я знаю, все в солдаты играть любишь. И я тебе купила отличный бара…
— А Варе, — сказала она, — я подарю лошадку и коляс.
— Коляску! — крикнула Варя.
Бабушка дала ей красивую лошадку, запряженную в колясочку.
Теперь очередь осталась за Колей.
— Ослика! — воскликнул Коля.
— Нет, — сказала бабушка, — с осликом много не побегаешь. Подумай еще: о. Коля никак не мог догадаться. Тогда бабушка улыбнулась и сказала:
«Вот посмотри, я тебе нарисую это «о», а ты тогда догадайся, что я тебе подарю». Бабушка нарисовала на бумаге: «о»
Ну, теперь догадайся: я тебе подарю о.
— Обруч! — крикнул и засмеялся. Ему было очень приятно получить обруч.
Этот рассказ составлен таким образом, чтобы обратить внимание ребенка на характерные черты внутреннего процесса чтения, т.е. на пользование буквами, как символами, по которым можно догадаться об известных звуках, входящих в состав определенных слов. Слушая первые примеры неоконченных слов, данных в этом рассказе, ребенок легко предвидит их окончания, и даже сам начинает невольно оканчивать эти слова. Последнее неоконченное слово рассказа (обруч) намеренно дается при таких условиях, которые затрудняют его легкое отгадывание. Пред сознанием ученика вырастает загадка. Для разрешения этой загадки ему дается первая буква. Сходство, существующее между внешним видом этой буквы и обозначаемым ею образом, вместе с тем напряженным вниманием, которое вызывается в ребенке, как предшествующим сознанием трудности задачи, так и пробужденным стремлением разрешить ее, способствует легкому и прочному усвоению навыка чтения.
Тренировочные упражнения
1.Упражнение «Путаница».
Задание: Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывёт?
Кот.
В огороде что растёт?
Рак.
Под водою кто живёт?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз – два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам.
Спросите у детей: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?» Главное – подвести детей к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
2. Упражнение «Придумай новое слова»
Задание: Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нём второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом – дым.
3. Упражнение «Вторая половинка».
(чтение только второй половинки)
Чтение, кровать, трава, только, битвы, рыба, красную, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, берёза, ремень, добыча, солома, магазин, новая, синий, белые, граница, открою, увидели, купить, ошибки, кастрюля, чернее, достанут.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке, рада встрече, остановлюсь недалеко от деревни, листья на деревьях, гуляю в парке, подойдём к берегу, прыгать с вышки, красный шарф, белее снега, в тёплой воде, доброй ночи.
Снегирь.
Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой.
(По Ю. Дмитриеву.)
Тренируйтесь, пока ребенок не перестанет искажать окончания при обычном чтении. Кроме того, полезно обсуждать с ребенком, почему в слове употребляется именно это окончание, что оно обозначает, можно ли было бы использовать другое и как изменился бы от этого смысл фразы. Такое обсуждение поможет осознать роль окончаний в предложении.
4. Упражнение «Догадайся».
5. Упражнение «Пропавшие слова»
Задание: «Прочитай рассказ. Некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие».
5. Упражнение «Найди ошибку»
Задание: Послушай предложения и скажи, все ли в них верно.
6. Упражнение «Объясни»
Задание: Послушай предложения:
7. Упражнение «Что имеется в виду?»
(Тренировка на понимание переносного смысла)
Скажи, как ты понимаешь эти выражения:
8. Упражнение «Правильно или нет?»
Задание: Как ты думаешь, можно ли так сказать?
Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»
9. Упражнение «Составь связанный текст из деформированных предложений»
В результате такой систематической коррекционной работы учащиеся приобретают навык понимание, и осмысление прочитанного текста. При этом они строят высказывания осознанно, используя различные средства связи и разнообразные синтаксические конструкции.
Надеюсь, что мой опыт поможет и вам.
Список литературы.
Если ребенок плохо читает. Дислексия.
Нередко родители замечают у своего ребенка серьезные трудности при чтении. Чтобы понять, нуждается ли ваш маленький школьник в дополнительной помощи специалистов, обратите внимание на ошибки, которые он допускает.
ГРУППЫ ОШИБОК ПРИ НАРУШЕНИИ ЧТЕНИЯ:
1. Ребенок не понимает прочитанный текст (механическое чтение)
2. Ошибается при согласовании слов (СЕМЬ МЯЧОВ, КРАСНАЯ КРЕСЛО).
3. Пропускает, добавляет, переставляет звуки и слоги (смотря, например, на слово ЗИМА, школьник может прочитать ЗЕМЛЯ).
6. Читает буквы поочередно, отрывисто — вместо необходимого слияния звуков (Р. Ы. Б. А).
Если ребенок допускает такие ошибки, возможно, у него ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения). Обратите внимание, что при этом ошибки имеют повторяющийся, стойкий характер.
Такие дети могут иметь успехи в каких-либо других сферах деятельности, но при освоении чтения неизбежно возникают проблемы. У ребенка не получается списать текст без ошибок, он с трудом пересказывает прочитанный текст (или совсем не может пересказать), читает очень медленно, во время письма может необычно держать ручку или карандаш.
Неудивительно, что при таких нарушениях ребенок не любит читать вслух или писать. Также вы можете заметить у своего чада довольно неуклюжие движения, трудности в определении левой и правой стороны. К данным характеристикам часто добавляется плохая память, импульсивность, гиперактивность (иногда, наоборот, заторможенность), плохой почерк, невнимательность, отставание в обучении письму и чтению от одноклассников.
СЛУЧАИ ИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:
В ходе обследования были выявлены трудности с вниманием, зрительным и слуховым восприятием, памятью; сложности с пониманием прочитанного текста, особенно, если в тексте сложные предложения. С 5 лет посещал логопедические занятия для устранения общего недоразвития речи.
В результате коррекционных занятий с логопедом у Гордея повысилась успеваемость в школе по чтению, русскому языку, окружающему миру; улучшились концентрация и устойчивость внимания.
В школе испытывал трудности с усвоением русского языка; читал очень быстро, не внятно, не выделяя границ предложений; в результате чтения информацию получал неточную, так как часто заменял буквы и слова; на занятиях с трудом концентрировал внимание и лишь на короткое время.
После занятий с логопедом читать стал в умеренном темпе, интонационно правильно, четко понимая, что прочитал.
В дошкольном возрасте речь была невнятная, неразборчивая, содержала много грамматических ошибок. Обращались к логопеду ещё в детском саду, но в логопедической помощи было отказано, так как изолированно ребенок произносил все звуки правильно. В школе возникли проблемы с чтением и письмом: заменял, путал буквы, читал медленно, с трудом понимал прочитанный текст. При написании диктантов в начальных классах допускал много орфографических ошибок, заменял, пропускал буквы. Испытывал большие трудности при написании изложения. Читал с ошибками.
После месяца занятий с логопедом при чтении стал замечать и исправлять свои ошибки. Стал правильно строить сложные предложения. Продолжает занятия.
ПРИЧИНАМИ ДИСЛЕКСИИ МОГУТ БЫТЬ:
Речь идет о врожденной форме дислексии. Если у кого-либо из родителей имело место данное нарушение, стоит внимательнее присматриваться к малышу и пройти диагностику у логопеда при малейших подобных признаках.
В случае повреждения определенных зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтения.
Здесь можно выделить внутренние и внешние факторы.
Внешние – задержка речевого развития ребенка (ЗРР), двуязычие (билингвизм), неправильная речь близкого окружения.
КАК ВЫЯВЛЯЕТСЯ ДИСЛЕКСИЯ?
Для выявления дислексии специалист проводит диагностику устной и письменной речи, а также познавательных процессов. Логопед внимательно изучает особенности развития ребенка, в частности формирование речи, диагностирует состояние речевой и ручной моторики; отмечает успеваемость в школе по чтению, русскому языку и другим предметам. По итогу приема озвучивается заключение, при этом рекомендации могут включать дополнительную диагностику у детского невролога или других специалистов.
КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ
Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе. Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.
Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ
Чтобы предупредить дислексию, необходимо с дошкольного возраста проводить занятия по развитию внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и пространственного восприятия. Например, такие игры, как «Найди отличия», «Покажи правильную тень», «Найди гласные буквы» очень нравятся детям и помогают развитию зрительных представлений, предупреждают ошибки по замене букв.
Важно своевременно выявлять у детей нарушения речи, проводить их коррекцию, проводить подготовку к освоению грамоты.
Мы рекомендуем с раннего возраста выполнять упражнения для овладения грамотной речью и письмом; использовать развивающие игры для развития познавательных процессов у детей, которые помогают размышлять и познавать окружающий мир. Например, интересны и полезны игры «Вставь пропущенную букву», «Реши кроссворд». Играйте вместе с детьми!
Логопед центра Fidem
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда