Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Ваш ребенок какает только в памперс? Проблемы с горшком у ребенка.

Редко стала встречать детей у себя на психологической консультации, не имеющих «горшочных» проблем. Жалобы родителей сводятся к одному — ребенок не хочет, отказывается ходить на горшок.

Ребенок может писать, а может и не писать в горшок, но какает всегда стоя в трусики или подгузник или вообще не какает. И тут речь пойдет о детях от 2 лет с полностью сохранным интеллектом и критикой к своим действиям. Иными словами, ребенок может и в состоянии сходить на горшок, у него все в порядке и недержания не наблюдается, мозг созрел, но сформировался полный негатив к горшку. Большинство таких детей уже очень давно не носят памперсы и специально просят подгузник у родителей, покакать в него.
Большинство детей с такими отклонениями — следствие неправильного использования подгузников и слишком раннего знакомства с горшком.

Ошибки при знакомстве с горшком:

Часто родители просто не знают, что к сложностям с горшком могут привести:

Сам по себе способ утилизации естественных отходов — социальная вещь, в разных культурах и в разные времена всегда были слишком различные модели поведения.

А биологически обусловленной программы в пользовании горшком нет, есть только модель, принятая в каждой конкретной семье.

И у ребенка могли не сработать социальные стимулы. Он не вписывается в эту модель. Не хочет быть как все, хочет быть «маленьким» и какать в памперс. Так спокойнее, надежнее, привычней…

Чтобы что-то изменить потребуется много времени и терпения. И если терпения родителей не хватает проделать все изменения самостоятельно, то потребуется помощь психолога. Причем посещение психолога показано не только ребенку, но и родителям.

Что же мешает ребенку принять нормы поведения?

🚩Ребенок постоянно в подгузнике. Он не имеет возможности познакомиться со своим телом, с процессами выделения.

Если малыш без памперса бывает мало, то осознать связь между процессом дефекации и мочеиспускания и результатом он не сможет.

Дети, часто и долго бывающие в подгузниках, не хотят ничего менять. Им комфортно иметь «защитный» слой на нижней половине тела.

🚩Страх унитаза или туалета. Прежде чем осваивать горшок или унитаз, надо познакомиться со всеми процессами туалетной комнаты. Возможно, у мамы на руках понаблюдать как что-то можно вылить в унитаз, бросить кусочек туалетной бумаги, понаблюдать за спуском воды. Посмотреть, как выливают горшочек.
🚩Регресс. Часто, после казалось бы приобретенного навыка использования горшка, малыш вдруг отказывается снимать памперс, хочет и писать и какать снова только в него.

Постарайтесь не заострять на этом внимание. Проявите терпение. Ваша неправильна реакция может закрепить нежелательное действие.

Через какое-то время малыши возвращаются к привычному способу дефекации.
Если этого не произошло, работаем и играем с такими детками как будто они никогда и не какали на горшке.

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Медведева Наталья

Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.

Источник

Запор у ребенка — причины, лечение задержки стула у детей 2-3, 4-5 лет

Самочувствие ребенка во многом зависит от работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Родители должны контролировать как часто малыш испражняется и какой у него стул.

Запор у ребенка 2-5 лет встречается не редко. Чтобы помочь крохе справиться с этой проблемой, важно понимать причину ее возникновения, без устранения которой лечение будет малоэффективным.

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Как понять, что у ребенка запор?

В норме ребенок в возрасте старше 2 лет опорожняется ежедневно. Стул детей в возрасте 4-5 лет может быть до 3-4 раз в неделю, что также является нормой, если дефекация происходит естественным путем, не вызывает боли и других дискомфортных ощущений.

Если стул отсутствует более 2-3 дней и появились вышеперечисленные признаки, то вероятнее всего у ребенка запор.

Причины запора у детей

Все причины задержки стула можно подразделить на несколько групп.

Задержка стула у детей старше 2 лет чаще всего связана с нарушением в питании и питьевом режиме. Причины следующие:

К распространенным функциональным причинам запора у детей 2 лет относится подавление позывов в туалет. Например, такое возможно при приучении крохи к горшку. Если родители чрезмерно давят на ребенка, то у него появляется страх дефекации, из-за чего он сдерживает позывы. Аналогичная ситуация может произойти, когда малыш начинает посещать детский сад или школу. Он испытывает психологический дискомфорт при опорожнении вне дома, поэтому сдерживает акт дефекации. В результате каловые массы затвердевают и создают своеобразную пробку.

Примечание! Намеренное подавление ребенком позывов в туалет — серьезная проблема, поскольку в целом нарушается моторика кишечника, из-за чего могут появиться более серьезные нарушения.

Посещение детского сада, повышенные умственные нагрузки, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье — это стрессовые факторы, которые могут стать причиной запора, диареи и даже нарушения функционирования ЖКТ.

Если у ребенка запор, то нужно обязательно провериться на заболевания ЖКТ, поскольку они могут нарушать перистальтику кишечника.

Примечание! При сильных сокращениях мышц кишечных стенок, когда становится невозможным продвижение каловых масс наружу, говорят о спастическом запоре, при полном расслаблении стенок — об атоническом.

Органические причины задержки стула:

К более редким причинам относится муковисцидоз, эндокринные и метаболические нарушения.

Чем опасен запор и какой врач его лечит?

Хронические и часто повторяющиеся запоры приводят к осложнениям, поэтому важно вовремя начать лечение. Несвоевременное опорожнение кишечника вызывает интоксикацию организма, плохой сон, кожные высыпания, анальные трещины и геморрой.

Лечить задержку стула должен врач. Если у ребенка нет заболеваний ЖКТ, то помощь может оказать педиатр. В противном случае нужно обратиться к гастроэнтерологу.

Перед посещением врача следует вести мониторинг опорожнения кишечника: время и день дефекации, консистенция стула, сопутствующие патологические симптомы. Это поможет составить максимально точную клиническую картину.

На приеме доктор проведет пальпацию живота, спросит о рационе ребенка, внимательно выслушает жалобы. Если он заподозрит органические нарушения, назначит дополнительное обследование:

После обследования врач составляет комплексную лечебную программу.

Задержка стула может доставлять существенный дискомфорт ребенку, поэтому первоочередная задача доктора — вызвать дефекацию. Сделать это можно с помощью клизмы или слабительных препаратов.

Примечание! Слабительные средства должен назначать врач, поскольку их неправильный прием может вызвать привыкание, привести к диарее.

Помимо первой помощи, необходимо устранить причину запора и нормализовать работу кишечника, чтобы предупредить возникновение подобной проблемы в будущем. Как будет выглядеть лечение органических патологий, зависит от их вида. Схема подбирается индивидуально для каждого маленького пациента.

Основное лечение обязательно дополняют правильным питанием, соблюдением клинических рекомендаций, которые выглядят так:

Если вылечить все заболевания ЖКТ, нормализовать режим и рацион питания, то стул ребенка станет регулярным.

Источник

Энкопрез у детей

Эта деликатная проблема — н едержание кала, или энкопрез — встречается не настолько редко, как может показаться. Признак энкопреза родителям заметен сразу — это з агрязнение нижнего белья фекалиями. К ак правило, эта проблема является следствием хронического (постоянного) запора.

Почему развивается фекальное недержание?

Как лечат фекальное недержание?

Лечение фекального недержания похоже на терапию, рекомендованн ую для запора:

Чем могут помочь родители?

Туалетное время

Награда за хорошие результаты

Постарайтесь с формировать у ребенка положительное отношение к самому процессу хождения в туалет — пусть там хорошо пахнет, пусть будут его игрушки, какие-то интересные изображения, например звездная карта. За успехи в туалете награждайте чадо объятиями и похвалами. Можно придумать какие-то задания, чтобы в туалете было не скучно сидеть, а положительный опыт закреплялся независимо от результата. Ну а если уж результат есть, то вознагра ждай те ребенка обязательно.

Слабительные

Будьте готовы к тому, что с лабительные средства могут потребоваться в течение нескольких месяцев, иногда до 6 – 12 месяцев у детей младшего возраста, но прием лекарств долж ен контролировать врач.

Диета

Медицинская помощь

Источник

Энкопрез: причины, лечение

Содержание

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

Навык контроля тазовых функций приходит постепенно. Для отправления «большой нужды» характерно следующее развитие: сначала ребенок начинает воздерживаться от дефекации во время ночного сна, потом приходит умение осознанно регулировать этот процесс в дневное время. Сроки приобретения этих навыков определяются:

Если этот социально значимый навык не формируется или утрачивается, врачи говорят об энкопрезе, что дословно переводится как «недержание кала» (неспособность к контролю за отправлением «малой нужды» называется энурез). Почему это происходит?

Энкопрез у детей. Причины

Можно выделить три группы причин:

Примером первого типа служит т.н. болезнь Гиршпрунга или аганглиоз. Это редкая наследственная патология нервной системы толстого кишечника, следствием которой становятся множественные нарушения его работы. В том числе, проблемы с перистальтикой и контролем за опорожнением. На своевременное формирование навыка контроля дефекации влияют также патологии других органов — печени, поджелудочной железы, желчного пузыря, тонкого кишечника.

Примером второго типа служит недержание вследствие переполнения и перерастяжения кишечника в результате длительных запоров. И/или сдерживания дефекации из-за страха перед болью (например, при трещинах заднего прохода).

Третий тип характерен для детей с психическими патологиями, недостатком воспитания, неврозами, измененными моделями поведения и др.

Энкопрез. Психологические причины

Стоит различать две ситуации.

Энкопрез. Симптомы у детей

Главный «качественный» признак исходит из этимологии самого наименования болезни. Недержание кала бывает:

Для постановки диагноза играет роль и «количественный» фактор:

Энкопрез у детей. Лечение

Если причина органического или смешанного характера (аганглиоз, длительные запоры и др.), требуются совместные усилия и врача-педиатра, и психотерапевта. Первый лечит тело, второй — помогает ребенку освободиться от страха, вины и прочих переживаний, вызванных как собственным осознаванием проблемы, так и реакцией окружения. В особо тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Но! В любой ситуации не менее важны усилия родителей! Именно от их настроя на качественные изменения атмосферы в семье зависит выздоровление ребенка. Особенно важно понять маленького человека, искренне и беспристрастно разобраться в причинах расстройства. Основа успеха — доверие и оптимистичный настрой. И на этом фоне все остальные физиологические рекомендации (гигиена, диета, клизмы, физиотерапия и др.) обязательно помогут.

Энкопрез у взрослых. Лечение

В отсутствии психиатрического диагноза, у взрослых людей недержание кала является следствием органических патологий кишечника.

В зависимости от длительности и тяжести состояния их лечение может осуществляться как в профильном стационаре, так и амбулаторно. Как с использованием арсенала классической медицины, так и альтернативными методами — классической и резонансной гомеопатией, методами традиционной китайской медицины, остеопатии, фитотерапии.

Лечение энкопреза у детей и взрослых в Москве

В Zagerclinic возможно комплексная помощь пациентам, страдающим энкопрезом. Как со стороны психологов и психотерапевтов, так и со стороны врачей холистической медицины — иглорефлексотерапевтов, остеопатов, гомеопатов, фитотерапевтов.

Каломазание Здравствуйте. Ребёнку 6 лет. Подмазывает трусикис 4 лет,почти каждый день. Сам в туалет не идёт только, вечером, когда ему говорят идти идёт и какает. Были у хирурга, невролога. Ничего. Не знаем куда обратиться, какие анализы нужно здать. Где лечиться?

Ответ: В первую очередь необходимо проконсультировать ребенка у гастроэнтеролога и пройти обследования для исключения органической патологии толстой кишки, при исключении такой патологии возможно будет провести лечение иглоукалыванием и классической гомеопатией.

С уважением, Загер К.Л.

Ответ: В данном случае возможно лечение иглоукалыванием и классической гомеопатией, но об эффективности и сроках лечения можно говорить только после консультации.

С уважением, Загер К.Л.

Редкий стул У моего ребёнка с 2 лет началось недержание кала. Были у невропатолога. Причина оказалось в неправильном строении кишки. Сейчас он взрослый. 27 лет. Проблема в том, что ходит по большому 1 раз в 3-4 дня и помногу. Даже не смывается в унитазе. Что можно сделать?

Ответ: Обычно, такая проблема решается правильным подбором диеты с большим количеством клетчатки, так как применение слабительных препаратов еще больше усилит запор.

С уважением, Загер К.Л.

Ответ: В первую очередь необходимо исключить органную патологию при которой может выявляться симптом каломазанья, если патология толстой кишки будет исключена, необходимо проконсультироваться с неврологом и психологом. В нашей клинике данная патология эффективно лечится иглоукалыванием и классической гомеопатией.

С уважением, Загер К.Л.

каломазание у ребенка Добрый день! Много читала про энкопрез и по всем признакам похоже, что у ребенка это заболевание. Наш педиатр настаивает, что это запоры, назначает клизмы и диету, отправила на ирригоскопию. Что может выявить ирригоскопия? И к какому еще врачу можно обратиться с этой проблемой?
Спасибо за ответ.

Ответ: Действительно, в первую очередь необходимо исключить органную патологию при которой может выявляться симптом каломазанья, если патология толстой кишки будет исключена, необходимо проконсультироваться с неврологом и психологом.

С уважением, Загер К.Л.

Болезнь ребенка энкопрезом. У ребенка не удержание кала,а его направили на лечение в неврологическое отделение.Как быть?Стоит ли ложить его в больницу

Ответ: В первую очередь необходимо исключить патологию ЖКТ, так что сначала необходимо обследовать ребенка у гастроэнтеролога, если проблем со стороны толстой кишки не будет выявлено, тогда показана консультация невролога.

Источник

Запоры у детей: взгляд невролога

Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть фото Ребенок какает в штаны что делать. Смотреть картинку Ребенок какает в штаны что делать. Картинка про Ребенок какает в штаны что делать. Фото Ребенок какает в штаны что делать

В лекции рассматривается проблема запоров, рутинно встречающихся в нейропедиатрии. Представлены современные принципы подхода к их диагностике и лечению у пациентов педиатрического возраста.

The problem of constipation, known to be regularly encountered in neuropediatrics is covered in the lecture. Contemporary principles of approach to its diagnostics and management in pediatric patients are considered.

Запоры — одно из частых проявлений при многих видах патологии нервной системы. В частности, хронические запоры относятся к симптомам целого ряда патологических состояний и синдромальных состояний с поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Запоры практически любой этиологии и выраженности полностью или частично поддаются методам диетической коррекции, то есть частично сопряжены с концепцией нейродиетологии [1]. Игнорировать органические или функциональные запоры не рекомендуется, поскольку при отсутствии их систематической коррекции могут появляться патологические изменения со стороны ЦНС, а также других органов и систем [1, 2].

Определение

Запор — это задержка или трудность при дефекации, присутствующая в течение двух и более недель, достаточно сильно выраженная, чтобы вызывать значительный дискомфорт и нарушения состояния здоровья у пациента.

Физиологические аспекты дефекации

Определенное значение для акта дефекации имеет и гастроколический рефлекс (волна перистальтики, возникающая в ободочной кишке при попадании пищи в желудок или вскоре после этого), механизм которого объясняется воздействием нейроэндокринной системы (ряда нейротрансмиттеров и гормонов). При этом желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) как бы стремится освободить место для новой пищи. У детей грудного и раннего возраста физиологический гастроколический рефлекс после первого приема пищи в утренние часы выражен значительно сильнее, чем в более старшем возрасте [1, 2].

Дефекация совершается частично произвольно; происходит сокращение мышц брюшной стенки и диафрагмы в совокупности с расслаблением наружной кольцевой мышцы (сфинктера) анального отверстия. Непроизвольный компонент процесса дефекации обеспечивается расслаблением внутреннего сфинктера и сокращением толстой и прямой кишок, при этом происходит выдавливание ректального содержимого наружу.

Вообще позывы к опорожнению кишечника обусловлены растяжением прямой кишки, стимулирующим нервы, расположенные в ее стенке. Если ребенок игнорирует этот сигнал, то прямая кишка адаптируется к своему увеличенному объему, и стимул, ослабевая, в конце концов исчезает [1, 2].

По мнению M. Fontana и соавт. (1989), нормальная частота дефекаций у детей различного возраста такова: в возрасте 0–3 мес — 2 раза в сутки и 5–40 раз в неделю (при грудном вскармливании) или 2 раза в сутки и 5–28 раз в неделю (при искусственном вскармливании), 6–12 мес — 1,8 раза в сутки и 5–28 раз в недедю, 12–26 мес — 1,4 раза в сутки и 4–21 раз в неделю, > 36 мес — 1 раз в день и 3–14 раз в неделю [3].

Механизм развития запоров

В основе развития запоров обычно выделяют три основных патогенетических механизма (в отдельности или в сочетании): 1) повышенное всасывание воды в толстой кишке; 2) замедленный транзит каловых масс по толстой кишке; 3) неспособность пациента провести акт дефекации [1, 2].

Определенное значение имеют дискоординация ректосфинктерного рефлекса, а также напряжение тазового дна во время акта дефекации (вместо релаксации).

Этиологически можно выделить несколько возрастзависимых причин возникновения запоров у детей. В частности, у детей периода новорожденности и грудного возраста причинами запоров могут служить лактобезоары (плотные образования, состоящие из створоженного молока, формирующиеся в просвете ЖКТ вследствие попадания туда плохо перевариваемых компонентов молочной пищи); обычно лактобезоары встречаются у недоношенных детей, получающих искусственное вскармливание [1, 2].

У детей грудного возраста выделяют следующие наиболее частые причины функционального запора: неправильный питьевой режим, непереносимость/плохая переносимость молока, нерациональное искусственное вскармливание, неправильно подобранная диета и несвоевременное введение продуктов прикорма, рахит, гипотиреоз, полиомиелит и врожденные миопатии (редко), дискинезия ЖКТ и «боязнь горшка». У пациентов более старшего возраста (> 12 мес) среди причин запоров фигурируют другие факторы: сниженное потребление продуктов питания, богатых пищевыми волокнами; неправильный режим дня, психоэмоциональные стрессы, гиподинамия, эндокринные нарушения (ожирение и др.), глистные инвазии, аноректальная патология (геморрой, трещины в области ануса), снижение чувствительности ампулы прямой кишки (проктогенные запоры), врожденное удлинение толстой кишки (долихоколон) или сигмовидной кишки (долихосигма), нарушения микробиоценоза кишечника [1].

Подходы к классификации запоров

Единой общепринятой классификации запоров у детей или взрослых в настоящее время не существует, хотя во многих попытках систематизации этих форм патологии вполне адекватно отображены многие этиопатогенетические и клинические варианты течения запоров в различном возрасте.

Острый (временный) запор — это отсутствие дефекации в течение нескольких дней. Временную задержку стула следует рассматривать в качестве функциональной.

В настоящее время в РФ считается, что хронический запор — это стойкое или периодическое (в течение более 3 мес) урежение дефекации: у детей до 3-летнего возраста — менее 6 раз в неделю, у детей старше 3 лет — менее 3 раз в неделю (сопровождающееся вынужденным натуживанием, чувством неполного опорожнения кишечника, изменениями формы и характера стула).

Неоднократно пересматриваемые Римские критерии позволяют установить диагноз хронического запора при наличии не менее двух симптомов из нижеперечисленных: отсутствие дефекации на протяжении не менее 25% нормального времени испражнения; наличие запора не менее 12 мес без применения слабительных; необходимость в натуживании; стул твердый или комковатый; ощущение неполного опорожнения; две и меньше дефекации в неделю [1].

Cреди хронических запоров J. E. Lennard-Jones (1993) предлaгает рассматривать следующие их разновидности:

Функциональные и органические запоры

Функциональные запоры у детей являются следствием привычного подавления рефлексов к дефекации, что со временем приводит к ослаблению нормальной перистальтики кишечника (без органической причины). Органические запоры чаще обнаруживаются у новорожденных и грудных детей, являясь следствием следующих состояний: болезнь Гиршпрунга, врожденные аноректальные мальформации, неврологические нарушения (различные), энцефалопатия, патология спинного мозга (миеломенингоцеле, spina bifida и т. д.), муковисцидоз, метаболические нарушения (гипотиреоз, гиперкальциемия, гипокалиемия, несахарный диабет), отравление тяжелыми металлами, побочные эффекты медикаментов [1, 2].

Считается, что у детей старше одного года функциональные запоры встречаются в 95% случаев, а оставшиеся 5% запоров объясняются органическими причинами (болезнь Гиршпрунга, метаболические нарушения, муковисцидоз, целиакия, травма или повреждения спинного мозга, нейрофиброматоз, отравление тяжелыми металлами, побочные эффекты медикаментов, отставание в развитии, а также сексуальное надругательство) [1].

К психогенным и нейрогенным запорам относятся функциональные запоры, обусловленные нарушениями со стороны ЦНС, представленные выше в классификации J. E. Lennard-Jones (1993) [4].

В основе атонического запора лежит угасание рефлекса на дефекацию, сопровождающееся снижением моторной активности прямой кишки, а спастический запор — это одна из разновидностей синдрома раздраженной толстой кишки [1, 2].

А. И. Хавкин (2000) предложил вариант рабочей классификации запоров у детей, в соответствии с которой запоры следует рассматривать по группам признаков. Так, по течению запоры бывают острыми или хроническими (более 3 мес); по механизму развития: кологенные (с гипер- или гипомоторной дискинезией) или проктогенные; по стадии течения: компенсированные (только диетическая коррекция), субкомпенсированные (диетическая и медикаментозная коррекция), декомпенсированные (необходимы очистительные клизмы); по этиологическим и патогенетическим механизмам: алиментарные, нейрогенные, дискинетические (первичная дискинезия кишечника на фоне резидуально-органического поражения ЦНС), привычные (вследствие подавления физиологических позывов на дефекацию, психического перенапряжения, недостатка гигиенических навыков; пролонгированный акт дефекации у невропатов и т. д.), рефлекторные (вторичная дискинезия при различных заболеваниях — органов пищеварения и др.), вследствие органических заболеваний ЦНС (невриты, миелиты, миопатии), инфекционные (после перенесенной инфекции — болезнь Шагаса, дизентерия и др.), воспалительные, психогенные, гиподинамические, механические (препятствия на пути продвижения каловых масс), вследствие аномалии развития толстой кишки (врожденный мегаколон, подвижная слепая или сигмовидная кишка, синдром Пайра, долихосигма, спланхноптоз, гипо- и аганглиоз), токсические (отравления свинцом, ртутью, таллием, никотином, чаем, какао), эндокринные (гиперпаратиреоз, гипертиреоз, аддисонова болезнь, гипофизарные расстройства, сахарный диабет, феохромоцитома, гиперэстрогенемия), медикаментозные (употребление миорелаксантов, ганглио­блокаторов, холинолитиков, опиатов, противосудорожных средств, антацидов, мочегонных, барбитуратов, препаратов железа и кальция, блокаторов кальциевых каналов и др.), вследствие нарушений водно-электролитного обмена (при потере большого количества жидкости, дефиците витаминов группы В и К, холестазе) [5].

Основные состояния, сопровождающиеся запорами в нейропедиатрии

Как указывалось выше, запоры нередко сопутствуют многим видам психоневрологической патологии. В частности, это происходит при детском церебральном параличе, миеломенингоцеле, рассеянном склерозе, болезни Вильсона–Коновалова, синдроме Дауна, синдроме Рубинштейна–Тэйби, синдроме Вильямса, синдроме Ретта, нервной анорексии, врожденном гипотиреозе и т. д. [1, 2].

Болезнь Гиршпрунга (врожденный аганглиоз толстой кишки) и синдром раздраженного кишечника также имеют прямое отношение к патологии нервной системы. В частности, при синдроме раздраженного кишечника отсутствует так называемый органический «субстрат» болезни, но имеются достаточные основания для ее причисления к психосоматическим расстройствам (негативные реакции и эмоции, повышенная возбудимость вегетативной нервной системы) [1].

При рассмотрении функциональных запоров, вызванных приемом лекарств, необходимо помнить о соответствующих свойствах, присущих следующим препаратам: активированный уголь, некоторые средства от простуды, обволакивающие, препараты кальция и др. Они сравнительно часто используются в педиатрии, что не исключает развития запоров у части детей даже при соблюдении правил применения, рекомендуемых производителями.

Для детских неврологов следует помнить о возможности индукции запоров (ятрогенных) целым рядом препаратов, рутинно используемых в лечении патологии нервной системы:

Гиподинамия (снижение двигательной активности) также может приводить к развитию запоров. Фактически любое неврологическое заболевание, сопровождающееся частичной или полной обездвиженностью, а также требующее ограничения двигательной активности или продолжительного соблюдения постельного режима, потенциально служит фактором риска по формированию запоров у детей и подростков [1, 2].

Клинические признаки и установление запора

Помимо собственно задержки стула у детей с хроническими запорами отмечаются следующие симптомы и субъективные ощущения: вялость, снижение аппетита, тошнота, неприятный вкус во рту, боли в животе (спастического характера), вздутие живота, ощущение тяжести и чувство переполненности в брюшной полости.

Для детских неврологов и психоневрологов особенно важны такие признаки, как головная боль, нарушения сна (инсомнии), снижение настроения. У части пациентов встречаются мнительность, «уход в болезнь» и другие характерологические особенности.

Диагноз основывается на данных анамнеза, жалобах пациента, клинических признаках, результатах пальцевого ректального исследования (для определения тонуса сфинктера), а также (при необходимости) данных дополнительных исследований. Дополнительные исследования: ректороманоскопия и рентгеноконтрастное исследование толстой кишки с барием (для дифференциальной диагностики с аномалиями развития — болезнь Гиршпрунга и др.). При функциональных запорах специфических изменений при этих исследованиях обычно не обнаруживается [1, 2].

Методы нейровизуализации применяются для выявления врожденных дефектов иннервации тазовых органов (спинномозговые грыжи и иные повреждения спинного мозга.

Лечение

При запорах проводится дифференцированная комплексная терапия, нацеленная на обеспечение регулярного и эффективного опорожнения кишечника при отсутствии неприятных субъективных ощущений у пациента.

Применение слабительных средств показано лишь детям и подросткам, у которых диетические методы коррекции запоров оказываются не эффективными. В настоящее время доступны следующие слабительные средства: объемные (натуральные или синтетически модифицированные полисахариды, являющиеся малоперевариваемыми или неперевариваемыми и маловсасывающимися); осмотические (сахара или многоатомные спирты — сорбитол, маннитол, лактитол, лактоза, полиэтиленгликоль, лактулоза); солевые (магния и натрия сульфат, натрия фосфат, натрия цитрат); антиабсорбенты (вещества, стимулирующие секрецию, — антрахиноны, производ­ные дифенолэтана: бисакодил); другие средства (пре- и пробиотики) [1, 2].

Средства-детергенты (натрия докузат, жидкий парафин, минеральные масла) и прокинетики (холинэргические средства, агонисты 5-НТ4-рецепторов) эффективны в лечении запоров, но детям назначаются сравнительно редко (ввиду возрастных ограничений и вероятности побочных реакций) [1].

В ряде случаев используют такие терапевтические методы, как лаваж (оральное промывание с использованием, например, касторового масла и т. д.), очистительные клизмы и лечебные ректальные свечи (содержащие бисакодил, лактулозу, сорбитол и т. д.). Сообщается об эффективности использования поведенческой терапии запоров и применении системы биологической обратной связи. По показаниям осуществляется хирургическое лечение инертной толстой кишки. В РФ имеется опыт применения ноотропных и нейрометаболических препаратов в лечении функциональных запоров в детском возрасте. Необходимо обеспечить максимально возможный уровень физической активности, не приводящий к утомляемости ребенка. Используются массаж и ЛФК [1, 2].

Диетотерапия при запорах традиционно считается одним из основных методов комплексного воздействия на ЖКТ и ЦНС. Адекватная диета в ряде случаев позволяет регулировать функции кишечника без использования медикаментозных слабительных средств. В лечении запоров основными моментами являются повышенное потребление жидкости и пищевых волокон (наряду с адекватным уровнем физической активности) [1, 2].

Диета № 3 предназначена для коррекции запоров (функциональных) у детей. Она физиологически полноценна по содержанию основных веществ и энергии; обеспечивает повышенное введение химических и механических стимуляторов моторики кишечника, а также исключение продуктов и блюд, усиливающих процессы брожения и гниения, а также сильных стимуляторов желчеотделения, секреции желудка и поджелудочной железы. Рекомендуемые состав и ограничения диеты № 3 представлены в доступной литературе.

Пищевые волокна, удерживая воду, способствуют улучшению опорожнения кишечника (стимуляция дефекации) и детоксикации организма. Пищевые волокна (клетчатка) сокращают время пребывания пищи в ЖКТ и усиливают тонус мышц кишечника. Так, применение пшеничных отрубей в количестве 30 г/сут увеличивает объем каловых масс более чем на 50%, а общее время транзита кишечного содержимого по толстой кишке сокращается примерно в 2 раза. В сутки детям с запорами рекомендуется потреблять 15–50 г пищевых волокон [1].

Овощи, фрукты и ягоды являются важнейшими компонентами рациона питания при запорах. Содержащиеся в них пищевые волокна и органические кислоты способствуют усилению перистальтики кишечника. Кроме того, в клеточных оболочках сырых фруктов и овощей имеются белки и углеводы, которые медленно и не полностью перерабатываются под воздействием пищеварительных ферментов. Помимо свежих фруктов, овощей, ягод, а также соков и салатов из них, детям с запорами показано потребление сухофруктов (инжир, чернослив) [1].

Умеренным слабительным эффектом обладают кисломолочные жидкие продукты (с кислотностью > 90–100o по Turner), кефир, биокефир, простокваша и др. Ценным свойством кисломолочных продуктов является способность к поддержанию нормального пейзажа кишечной микрофлоры [1].

Дети и подростки с запорами должны потреблять достаточное количество жидкости. В качестве основных напитков рекомендуются вода (обычная и минеральная), соки из фруктов, овощей и ягод. Питье дается детям с запорами регулярно и часто (натощак, во время еды, в интервалах между приемом пищи).

Для детей с гипермоторными запорами предусмотрено применение слабо минерализованных щелочных минеральных вод (Славяновская, Смирновская, Ессентуки № 4), а при гипомоторных запорах используют газированные воды с высокой минерализацией (Ессентуки № 17). Воды даются в негазированном виде и не холодными (комнатной температуры или немного подогретыми). Предпочтителен прием минеральных вод до еды (за 30–90 мин). Суточная норма минеральной воды определяется из расчета 3–5 мл/кг (в 2–3 приема). Для пациентов, страдающих функциональными запорами, принято также рекомендовать воду Донат Mg [1].

Чай обладает закрепляющим действием, то есть в ряде случаев может приводить к развитию запоров.

В целях алиментарной коррекции зaпоров у детей в возрасте старше 3 лет предусмотрено применение плодов аниса обыкновенного (Anis vulgaris), жостера слабительного (Rhamnus cathartica L.), рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.), щавеля конского (Rumex confertus Willd), корней солодки голой (Glycyrrhiza glabra L.) и стальника полевого (Ononis arvensis L.), листьев мелиссы лекарственной (Melissa officinalis L.), золототысячника обыкновенного (Centaurium erytbraea), одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.), коры крушины ольховидной (Frangula ainus Mill.) [1, 2, 6].

В дополнение к ним P. A. Balch (2006) рекомендует использовать при запорах следующие съедобные лекарственные растения: экстракт люцерны полевой (Medicago L.), алоэ вера (Aloe vera L.), а также жостер Пурша (Сascara sagrada), желтокорень (Hydrastis), корень ревня (Rheum L.) и др. [6, 7].

Для коррекции запоров сравнительно широко применяется морская капуста (Laminaria) и другие водоросли морского происхождения, в изобилии содержащие слизистые вещества (муцилагиназы). Ее использование ограничивается или полностью исключается у пациентов с идиосинкратическими реакциями к йоду [1].

Для оценки эффективности диетотерапии при запорах у детей различного возраста необходимо контролировать количество потребляемой жидкости и качественный состав рациона.

Литература

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ и МАЕ

OOO НПСМЦ «Дрим Клиник», Москва

Запоры у детей: взгляд невролога/ В. М. Студеникин
Для цитирования: Лечащий врач № 1/2019; Номера страниц в выпуске: 20-23
Теги: кишечник, дефекация, грудные дети, ректосфинктерный рефлекс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *