Ребенок меняет слоги местами что это
Нарушение слоговой структуры слова
Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если даже в простых словах ребенок переставляет, пропускает, меняет местами слоги – логопед обязательно скажет родителям, что есть нарушение слоговой структуры слова.
Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.
Вот Вам примеры
Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в простых по структуре словах:
Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной! Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.
Фразы ребенка могут выглядеть так: «Да пи тё! Ки бах. Мяу ням ляко» (Дай пить сок! Кошка упала. Кошка лакает молоко.)
Такое состояние речи говорит о тяжелой степени нарушения слоговой структуры слова и если такова речь ребенка, которому исполнилось уже 3 годика, надо обращаться к логопеду. Следует провести курс занятий с целью преодоления нарушений слоговой структуры малыша.
Часто дети даже в 4 года допускают множество ошибок в более сложных по структуре словах, пропуская простые звуки, которые отдельно (изолированно) дети могут легко и правильно произносить.
Приведу примеры.
Речь ребенка может звучать так: «Мачику полялили весипед. Бабушка жалит на соводе катету. Атобус едет быстло, а чепаха позёт медено. Кеновый лист упал на афальт.» (Мальчику подарили велосипед. Бабушка жарит на сковороде котлету. Автобус едет быстро, а черепаха ползёт медленно. Кленовый лист упал на асфальт.)
Такая речь уже насыщена казалось бы, сложными словами, но во многих словах есть перестановки, потери или замены слогов. И это не замечается родителями. А зря! Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи).
А значит – такие нарушения в произнесении слов должны родителей насторожить и явится поводом к срочному походу к логопеду.
Главное правило — идти от простого к сложному. Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например «коза, рука, дома, ваза…. кот, дом, мак…. корова, радуга…». Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от 1-го до 3-х. Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком, а чтобы было интереснее — поиграть в игру «чего не стало», когда выкладывается 4-7 картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, а малыш угадывает, какой картинки не стало.
Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка с слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.
А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, наподобие «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.
И еще один совет — когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.
А звукопроизношением займетесь в другое время.
Наталья Игоревна Кулакова,
Ребенок меняет слоги местами что это
Родители часто жалуются на корявое произношение деток или на то, что ребенок переставляет слоги в словах. Вместо «телевизор» – «тевелизор», вместо «стакан» – «скатан» и «щищиствует» вместо «существует». «У вашего ребенка нарушен фонематический слух», – говорю я им, но многие не согласны, ведь он же слышит то, что ему говорят. Да, он слышит, но не различает, фонематический слух – это часть физиологического слуха, которая формируется по мере взросления ребенка. О том, что такое фонематический слух, как он формируется, и что делать для его развития поговорим в этой статье.
Что такое фонематический слух
Физический слух человека, то есть способность воспринимать и различать звуки окружающего мира делится на три вида: неречевой слух, фонематический и музыкальный слух.
Фонематический слух – это способность человека узнавать и различать фонемы в потоке речи. Способность сопоставлять, анализировать, синтезировать и соотносить звуки с их эталонами.
Физическим слухом ребенок наделен с самого рождения, фонематический слух формируется в процессе воспитания. В норме развития он должен быть сформирован к 5-ти годам, при условии, что ребенок будет находиться в благоприятной речевой среде. Совсем маленькие дети еще не могут различать похожие друг на друга звуки, но если взрослые с ним разговаривают на правильном языке, не сюсюкаются, поправляют его, читают книги и учат стихи, то успех гарантирован.
Если фонематический слух нарушен по той или иной причине, у ребенка после 4-5 лет сохраняется неправильное звукопроизношение и нарушение слоговой структуры слова. Позже эта проблема переходит с ребенком на школьную скамью, отражаясь на письменной речи, и называется дисграфией. Выражается дисграфия в стойких ошибках при написании слов и предложений, например, перестановке слогов в слове, замене одного звука другим. Поэтому очень важно при обнаружении проблемы начать работу по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте.
Как это проверить? Попросите ребенка повторить цепочку слогов со схожими фонемами: та-та-да, да-та-да, да-да-та; га-га-ка, ка-га-ка, га-ка-га; ня-ня-на, на-ня-на, ня-на-ня; са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са. Или похожие слова: ком-дом-том, бочка-почка, крыша-крыса, ложки-рожки. Если ребенок повторяет один и тот же звук вместо разных – значит, у него имеет место нарушение фонематического слуха. Например, вместо да-та-да он произносит «та-та-та», или слова бочка-почка повторяет как «почка-почка».
Причины нарушения фонематического слуха
Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.
Механические обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:
прогнатия – явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.
прогения – обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.
открытый боковой прикус – при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.
Открытый прямой прикус – при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.
неправильное строение зубов.
Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.
непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.
Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:
долгое сюсюкание с малышом.
подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.
двуязычие в семье.
длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.
педагогическая запущенность.
Как формируется фонематический слух
При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.
На первом этапе он дифференцирует гласные и согласные звуки. Но внутри этих групп он не различает один согласный от другого, в то время как самый сильный гласный «А» начинает противопоставлять всем другим. Затем малыш начинает различать такие гласные как «И-О», «И-У», «Э-О», «Э-У». Позже остальных начинают разграничиваться низкочастотные «У-О», высокочастотные гласные «И-Э». Самый трудный для усвоения оказывается звук «Ы».
На втором этапе происходит дифференциация согласных звуков, определение наличия или отсутствия таковых. Постепенно ребенок учится различать твердые и мягкие звуки, сонорные и шумные, свистящие и шипящие, глухие и звонкие.
На третьем этапе ребенок различает фонемы внутри группы, дифференцирует сонорные, свистящие и шипящие согласные. Далее отграничивает сонорные от неартикулируемых шумных, губные от язычных, придувные от взрывных, переде- от заднеязычных, свистящие от шипящих. Позднее других идет дифференциация плавных согласных и среднеязычного «Й». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.
Четвертый этап с 3 до 5 лет характеризуется развитием и совершенствование фонематического слуха и подготовкой к звуковому анализу.
Пятый этап с 5 до 7 лет – приобретение навыка тонкой дифференциации фонем и способность к звуковом анализу. То есть ребенок должен улавливать, на какой звук начинается заданное слово, на какой заканчивается. Есть ли в этом слове заданный звук и где он находится: в начале, конце или в середине слова.
Таким образом, фонематический слух формируется, развивается и совершенствуется все дошкольное детство.
Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха
Если родители заметили искажения слоговой структуры слова у ребенка или неправильное произношение оппозиционных слогов, не стоит паниковать – это все исправимо. Существует множество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Для начала нужно всегда поправлять ребенка, если он переставляет слоги в словах, проговаривать слово медленно по слогам и натренировать произношение. Можно отхлопать по слогам или «прошагать» слово, например, «те» – первый шаг, «ле» – второй, «ви» – третий, «зор» – четвертый шаг.
Также можно поиграть в игру «Поймай звук» – ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Очень полезна для развития фонематического слуха игра «в города» (можно заменить «в продукты питания»). Взрослый называет город, например, «МосквА», ребенок должен придумать следующий город на звук «А» и т.д. по цепочке. Еще одна хорошая игра с мячом «придумай слово на заданный слог». Взрослый кидает мяч – «ба», ребенок придумывает слово и бросает мяч обратно – «банка». Для усложнения можно придумывать «трудные» слоги, например, «пла», «нра», «вздро».
Самый простой способ развития фонематического слуха – повторение рядов оппозиционных слогов. Тренироваться можно до тех пор, пока ребенок не назовет все цепочки верно. Приведу самые распространенные цепочки слогов, в которых ребенок допускает ошибки. Использовать можно все по очереди до получения хорошего результата.
Та-та-да, да-да-та, Га-га-ка, ка-ка-га, Да-га-га, га-га-да,
Та-да-та, да-та-да, Га-ка-га, ка-га-ка, Да-га-да, га-да-га,
Та-да-да, да-та-та. Га-ка-ка, ка-га-га. Да-да-га, га-да-да.
Са-ца-ца, ца-ца-са, За-са-са, са-са-за, Са-ша-ша, ша-ша-са
Са-ца-са, ца-са-ца, За-са-за, са-за-са, Са-ша-са, ша-са-ша,
Са-са-ца, ца-са-са. За-за-са, са-за-за. Са-са-ша, ша-са-са.
Ша-жа-жа, жа-ша-ша, Ра-ла-ла, ла-ла-ра, На-на-ня, ня-ня-на,
Ша-жа-ша, жа-ша-жа, Ра-ла-ра, ла-ра-ла, На-ня-на, ня-на-ня,
Ша-ша-жа, жа-жа-ша. Ра-ла-ла, ла-ра-ра. На-ня-ня, ня-на-на.
Ребенок меняет слоги местами что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Уже к году ребенок в норме должен произносить двусложные слова «ма-ма», «па-па», «дя-дя», «би-би».
Статья:
Уже к году ребенок в норме должен произносить двусложные слова «ма-ма», «па-па», «дя-дя», «би-би». Если такие слова появляются лишь к трем годам и возникают трудности при воспроизведении разнослоговых слов («па-пу», «ба-бе», «ка-ти»), а также ребенок пропускает или переставляет отдельные слоги в трехсложных словах («ма-на» вместо машина, «баб-ка» вместо бабушка, «ламако» вместо молоко), речь идет о несформированности слоговой структуры слова. Необходимо срочно обратиться к специалистам – неврологу и логопеду.
Причины нарушения слоговой структуры
Их может быть несколько. Во-первых, нужно проверить слуховое восприятие ребенка. Слышит ли он речевые и неречевые звуки. Научно подтверждено, что человек сначала слышит звук, а потом его воспроизводит. Для этого в височных долях головного мозга имеются специальные анализаторы, отвечающие за слуховое восприятие. Малыш может не различать не только звуки речи, но и звучание музыкальных инструментов, например, не отличает звон колокольчика от сигнала дудочки.
Слуховое узнавание требует последовательности восприятия стимулов. Поступающую акустическую информацию необходимо еще синтезировать и анализировать в коре головного мозга. На это требуется время. Поэтому малыш овладевает «отслеживанием» звуковых элементов сначала раздельно и не способен воспринимать слуховую информацию в целом. Важно, чтобы в ранний период развития ребенок научился различать цепочки слуховых стимулов как речевых звуков, так и неречевых. Например, мелодию песни, звуки музыкальных инструментов, голоса членов семьи.
Второй причиной несформированности слоговой структуры слова (ССС) являются дефекты артикуляции вследствие гипо-или гипертонуса мышц языка, губ, щек, неправильного прикуса и др. Необходимо вырабатывать четкую артикуляцию, но производить действия принято с использованием предмета. Таким предметом в артикуляционной деятельности, по мнению ученых, является акустический образ. То есть, ребенок все равно сначала должен услышать звук, а только потом подстраивает под него свой артикуляционный уклад. Даже зрительный образ звука (наблюдение за губами мамы) является лишь дополнительной опорой при установлении правильной артикуляционной позы. Часто в логопедической работе важно устранять не симптом, а очаг поражения коры головного мозга.
Виды нарушений слоговой структуры слова
Исходя из причин нарушения ССС, можно выделить несколько ее видов.
Элизии. При преобладании нарушений артикуляционной моторики ребенок пропускает звуки в словах со стечением согласных, целые слоги («тифо» – телефон, «нета» – конфета).
Уподобление слогов друг другу (кокосы-абрикосы).
В случаях преобладания нарушений в акустической сфере наблюдаются:
перестановки звуков или слогов («скатан»);
итерация – добавление лишних гласных («каравать» – кровать);
персеверации – повторение сходных слогов («вададакачка»);
антиципация – уподобление предшествующему или последующему слогу («щищиствует»);
контаминация – объединение частей слов сходных по какому-либо признаку (сахарница и чайник – «сахарник»).
Коррекция нарушений ССС
Работа над преодолением дефекта должна вестись сразу в нескольких направлениях. Неверно начинать работать сразу со словом.
На первом подготовительном этапе необходимо развивать слуховое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, мышление, пространственно-временную организацию, артикуляционную и общую моторику, тонкие движения пальцев рук. Большая часть психических процессов ребенка развивается полимодально. То есть, требует участия сразу нескольких анализаторов головного мозга: зрительного, вкусового, обонятельного, слухового, тактильного. Одни ощущения подкрепляют другие. Поэтому так важно обеспечить малышу разнообразие стимулов.
На втором коррекционном этапе начинаем работать сначала с изолированным звуком, затем с открытым, закрытым слогом, словом, словосочетанием, предложением.
Развитие слухового восприятия
Предлагаемые упражнения родители могут проводить с ребенком дома.
Ребенку сначала предлагают послушать звучание различных музыкальных инструментов: дудочки, барабана, ксилофона, колокольчика, маракасов и т.п. Затем просят закрыть глаза или отвернуться. Взрослый играет на каком-либо инструменте, ребенок угадывает, на чем играли. Игру можно усложнить, если посадить в ряд кукол или мягкие игрушки: мама, папа, Вова, Катя, пони (использовать двусложные слова с открытым слогом). После прослушивания «музыки» положить инструмент возле той или иной игрушки и спросить: «кто играл на дудочке?». Таким образом, развивается не только слух, но и слоговая структура слова.
«Повтори за мной мелодию»
Отстукивание на музыкальном инструменте ритма. Можно использовать ксилофон, деревянные ложки, дудочку, барабан. Ребенка просят послушать «мелодию», а потом воспроизвести ее на музыкальном инструменте. Сначала стучим один раз: бом. Затем усложняем ритмический рисунок: бом-бом; бом-бом-бом; бом-бом (пауза) – бом-бом-бом и т.п.
Взрослый читает стихотворение и просит отхлопать малыша заданный ритм.
Есть у Вани (Темы) два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук-стук, стук-стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук-стук-стук, стук-стук-стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики
Взрослый произносит команды, ребенок повторяет. Сначала одноступенчатые: «встанем в круг», затем многоступенчатые: «встанем в круг, руки поставим на пояс, присядем, левую ногу вперед, голову наклоняем вправо» и т.п. Эти упражнения необходимы, чтобы ребенок умел правильно воспринимать информацию, перерабатывать, программировать действия. Работают сразу несколько анализаторов головного мозга.
Упражнение на переключаемость для рук:
«кулачки-ладошки» (сжимаем один кулачок, другой, разжимаем поочередно, затем повторяем двумя руками);
«пальчики здороваются» (поочередно все пальчики прикасаются к большому пальцу);
«колечко-ушки-рожки» (сомкнули сначала на одной руке, потом на другой указательный и большой палец в кольцо, подняли указательный и средний палец (ушки), затем указательный и мизинец (рожки), эти же движения повторить двумя руками).
Упражнения на переключаемость для губ и языка: «улыбка- трубочка», «блинчик-иголочка» (расслабленный язык, напряженный язык), «окошко-бублик», «часики-качели».
Развитие чувства ритма и пространственной ориентировки
Слоги в словах имеют определенный ритм, выстраиваясь в рисунок, поэтому важно развивать чувство ритма посредством чередования каких-либо элементов. Например, нанизывание бусин: сначала красная, потом зеленая и т.д. в определенном ритме. Выкладывание цветных камушков также поочередно по цветам, формам, размеру. Рисование: палочка, кружочек, палочка, кружочек. Выкладывание бусин из пластилина с чередованием цветов.
Развитию чувства ритма способствуют сюжеты сказок, например, «Репка». Ребенку предлагают подобрать и разложить по порядку героев сказки, можно использовать рамки-вкладыши, готовые картинки, кукольных героев. А затем озвучить, кто за кем стоит, задавая «каверзные» вопросы: «а кто перед внучкой, кто между Жучкой и бабкой?» Аналогично можно заниматься по сказке «Колобок» с проигрыванием ситуации и добавлением музыкальных мелодий. Подобные задания также развивают временно-пространственную ориентировку.
Для развития последней хорошо использовать серию сюжетных картинок «что сначала, что потом», а также прием «повтори за мной все движения». Взрослый сначала показывает, ребенок изучает и воспроизводит в нужной последовательности. Игры с мячом позволяют закрепить понятия «вверх, вниз, за спиной, перед собой».
Такие виды мышления, как наглядно-образное, наглядно-действенное, конструктивное, пространственно-временное, вербально-логическое считаются в психологии самыми важными. За каждый вид мышления отвечает определенные отделы головного мозга, которые находятся в непосредственной близости друг к другу. Развивая одну функцию, мы оказываем влияние на другую.
Самым ранним видом мышления является наглядно-образное: малыш видит предмет, осмысливает, создавая в голове ассоциативные связи. Одним из ведущих методов формирования наглядно-образного мышления является складывание разрезных картинок. По тому, как малыш выполняет задание, можно судить о его способности соотносить образ целого с его частями целенаправленно или хаотично.
Наглядно-действенное мышление – умение производить действия с предметами – также формируется в возрасте 1-4 лет. При этом ребенок может придумать свое применение предметам, например, зарыть машинку в пластилин, насыпать крупу в бутылку. Для детей 3-4 лет приемом исследования уровня данного мышления является складывание пирамидки. Не просто нанизывание колец, а выявление некоего алгоритма действий: сначала большой кружок, потом поменьше… Если трехлетка не может правильно сложить пирамидку, это свидетельствует о снижении его мышления.
Конструктивное мышление формируется в процессе выстраивания башни из кубиков, с помощью досок Сегена, «почтовых ящиков», сортера, где нужно соотнести и вложить фигурку в соответствующую прорезь. Этой способностью ребенок должен овладеть к 5 годам.
Пространственно-временное мышление формируется в 3-5 лет, проявляется в умении воссоздавать последовательность событий, устанавливать между ними причинно-следственные связи. Развивается посредством выкладывания рисунка из счетных палочек, геометрических фигур, раскладывания по порядку сюжетных картинок. Вербально-логическое мышление развивается на основе слова, предполагает способность мыслить с опорой не на предмет, а на его образ.
Особенность организации психики, полимодальность ее развития объясняет, почему ребенку так необходимы игрушки разнообразные по форме, цвету, величине, функционалу. Даже у неговорящего малыша развивается речь, когда он опирается на сенсорные ощущения, производит манипуляции с предметами.
Ребёнок переставляет звуки в словах
Одной из важнейших задач в обучении детей родному языку является формирование у них фонетически четкой, лексически богатой и правильной речи. Это важное условие нормальной коммуникации между ними и другими сверстниками, а также взрослыми. Очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли произносить слова правильно, без каких-либо дефектов. От этого, в том числе, зависит правильное формирование личности ребенка.
Формирование отделов мозга, отвечающих за речь, происходит в первые несколько лет жизни. У некоторых детей могут встречаться различные речевые нарушения, которые проявляются в разной степени интенсивности. Встречаются не только нарушения звукопроизношения, но и нарушения слоговой структуры слова. В частности, ребенок может переставлять местами звуки в словах, что может считаться нормой в определенном возрасте (от 1,5 до 2 лет). Но если ребенок произносит «скатан» вместе «стакан», «малалет» вместо «самолет», и эти ошибки не исчезают к 4-5 годам, то это серьезный повод для обращения к логопеду.
Нормы формирования слоговой структуры слова
В зависимости от возраста ребенка, существуют определенные нормы формирования слоговой структуры:
Понятно, что к школьному возрасту уровень овладения речью повышается и к началу обучения ребенок должен не только нормально говорить, но и уметь хорошо читать, писать и работать с текстом.
Но проблема в том, что у всё большего количества детей встречается нарушение фонематического слуха, что приводит к проблемам звукопроизношения и нарушениям слоговой структуры слова. Кстати, перестановка звуков в словах является характерным признаком дислексии, явные проявления которой заметны к 5 классу школы.
Что такое фонематический слух
Физический слух – это способность воспринимать и различать различные звуки окружающего мира. Он делится на 3 типа: неречевой, фонематический и музыкальный слух.
Под фонематическим слухом понимается способность человека узнавать и различать фонемы в речевом потоке. В отличие от физического слуха, которым ребенок наделен с рождения, фонематический слух формируется в процессе развития личности. Если ребенок находится в правильной речевой среде, то в большинстве случаев происходит это ближе к 5 годам. Если родители уделяют достаточное внимание речевому развитию ребенка, читают вместе с ним книги, не сюсюкаются, а разговаривают нормально, «по-взрослому», то и сам ребенок достаточно быстро станет разговаривать правильно.
Если фонематический слух нарушен, то эти проблемы переходят в школу, что отражается на устной и письменной речи, т.е. у ребенка развивается дислексия и дисграфия. Для дислексии характерны следующие признаки:
Дисграфия выражается в устойчивых ошибках при написании слов и предложений. Ошибки те же, т.е. ребенок также переставляет местами буквы при написании слов. Объясняется это тем, что эти нарушения не являются изолированными друг от друга, потому что у дислексии и дисграфии единые механизмы развития, которые тесно связаны с нарушениями устной речи.