Ребенок мной манипулирует что делать
Давайте разберемся, как определить, что ребенок вами манипулирует.
Часто взрослые люди даже не осознают, что полностью подчиняются собственным детям. Благодаря умелым детским манипуляциям, в доме появляется огромное количество ненужных вещей, а наше настроение целиком зависит от поведения дочек и сыночков. Давайте разберемся, как определить, что ребенок вами манипулирует.
Как распознать манипулятора
Ваш ребенок манипулятор, если:
1. У вас нет выбора. Взрослый не принимает решения самостоятельно, а полностью зависит от своего ребенка. Ребенок предлагает определенные варианты, но все они выгодны ему:
– я не пойду в гости (не поеду на дачу);
— я поеду, если ты купишь мне игрушку;
— я буду играть с младшим братом, если ты разрешишь поиграть на планшете.
2. Ребенок часто проигрывает одну и ту же ситуацию: мимику, жесты, слова. Если поступки ребенка повторяются, значит, они работают на достижение его целей. Например, по утрам у него болит голова, чтобы не одеваться самостоятельно, а по вечерам он притворяется, что очень хочет спать, чтобы не убирать игрушки.
3. Вы не уверены в том, что являетесь хорошим родителем. Вы часто меняете стиль воспитания, робки в воспитательных воздействиях. Дети очень тонко чувствуют неуверенность родителей, а иногда даже обращают на это внимание:
— ты плохая мама: со мной не играешь, не занимаешься;
— я ребенок, а ты – мама, отвечать придется тебе;
— это не я плохая девочка, а ты плохая мама;
— ты меня не любишь, мамы так не поступают.
4. Вам бывает стыдно за собственного ребенка. Вы ощущаете свою беспомощность по отношению к нему: он не слушается, не подчиняется. Вы находитесь в постоянном напряжении при посещении детского сада, школы, детских мероприятий. Вам приходится выслушивать претензии воспитателя, учителя или родителей других детей. Окружающие упрекают вас, что плохо воспитали ребенка или просят не приводить его в общественные места. Вы угрожаете ребенку, что расскажете другим членам семьи или обещаете награду за хорошее поведение.
5. Маленькая проблема вырастает в большую истерику или целый спектакль. Ребенок не хочет спать и каждый вечер просит включить ночник, потом его выключить, заменить ему одеяло, открыть или закрыть окно. Иногда возникают капризы, которые заканчиваются скандалом или слезами. Если вы проанализируете причину конфликта, то поймете, что началось все с мелочи.
6. Возникает постоянное чувство вины перед ребенком: задержка на работе, частые командировки, привлечение бабушек и дедушек, отсутствие больших материальных возможностей. Эту вину родители стараются загладить подкупом. Непоследовательность в поведении усваивается детьми, которые начинают играть на родительских чувствах. Дети упрекают родителей, жалуются, разыгрывают страдание, льстят, а родители постоянно пытаются задобрить собственное чадо.
7. Вас шантажирует собственный ребенок. Не бывает идеальных родителей. Однако, даже если вы сделали что-то неправильно, никто не имеет права на шантаж.
Скорее всего, каждому родителю приходилось переживать подобные ситуации. Но если вы можете отнести к себе какой-либо признак как постоянный, то стоит задуматься о манипуляциях собственного ребенка.
Способы манипуляций
Дети-манипуляторы – настоящие мастера своего дела. Они очень ловко расставляют «капканы» собственным родителям:
«Вот тебе! Я больше так не буду». Дети добиваются своего с помощью агрессивного поведения: ссор, драк, оскорблений. Агрессия может быть направлена на предметы (игрушки, посуду, цветы) или других людей (сверстников, младших детей, педагогов, других членов семьи). Ребенок может вести себя опасно и неадекватно, но потом легко и просто сваливает вину на других или извиняется, обещая больше так не делать.
«У меня болит». Дети быстро усваивают, что родители готовы выполнить любые капризы болеющего ребенка, поэтому болезнь можно использовать в личных целях. Дети готовы жаловаться на плохое самочувствие, лежать в постели, пить лекарства для того, чтобы родители исполнили их желание или купили заветную игрушку.
«Я не могу, не умею». Мама и папа всегда жалеют своих детей и многое делают за них – это правило дети усваивают быстро. Главное, найти повод: усталость, боль, желание спать или просто притвориться, что не умеют сами что-то делать.
«Я больше всех тебя люблю». Хитрый ласковый ребенок может «вить веревки» из взрослых. Достаточно обнять, поцеловать, рассказать, как сильно ребенок любит взрослого, наговорить комплиментов. Не обольщайтесь: ребенок так ведет себя, чтобы добиться желаемого.
«Если я сам буду делать, мы опоздаем». Маленькие дети гораздо мудрее, чем мы думаем. Они очень быстро улавливают «слабые места» взрослых. Например, с утра можно заставить маму одевать себя, нести на руках в детский сад или добиться разрешения на покупку новой игрушки, чтобы мама не опоздала на работу, и у нее не было неприятностей. Слабости и ошибки взрослых часто используются для шантажа.
«Еще чуть-чуть». Ребенок просит разрешить ему еще немного поиграть, погулять, посмотреть мультфильмы. Разрешив один раз, вы сталкиваетесь с подобными просьбами постоянно, причем продолжительность «чуть-чуть» будет расти.
Как прекратить манипуляции
Самое главное в борьбе с манипуляциями – терпеливо идти к своей цели. Запомните несколько правил поведения и четко следуйте им.
Правило 1: Самообладание. Не теряйте самообладания, даже если вы стали центром внимания, а истерика усиливается. Помните, что все это попытка управлять вами. Терпение.
Правило 2: Игнор. Детское поведение направлено на контакт с вами, поэтому лучший способ противостоять ему – игнорировать.
Правило 3: Время. Дайте успокоиться ребенку. Выдержите паузу после конфликта или истерики. Если причина в нежелании что-то делать, то дайте ребенку время на раздумье или самостоятельные действия.
Правило 4: Единство требований. Все члены семьи должны предъявлять единые требования к ребенку: четкое соблюдение режима дня, самостоятельность в самообслуживании и выполнении домашних заданий, вежливость и т.д. Если все взрослые скажут «нет» в ответ на хитрости, истерики и шантаж, то план провалится. Кстати, единые требования должны предъявляться ко всем членам семьи, а не только к ребенку.
Правило 5: Доверяй, но проверяй. Вызовите врача к симулянту, выясните у друзей, что было задано на дом, спросите бабушку, что именно она разрешила. Выясните все нюансы сами, не оставив ребёнку повода для последующего обмана.
Маленький манипулятор – настоящий профессионал, но не показывайте, что вы боитесь или находитесь в его власти. Не бойтесь его угроз, шантажа, агрессии.
Недетские игры
Что делать, если ребенок сознательно и целенаправленно нарушает ваши требования?
Ася Штейн учитель высшей категории, специалист по раннему развитию детей
«Все, Кирюша, хватит смотреть мультики», — неуверенно говорит Марина сынишке и тянет руку, чтобы выключить телевизор, хотя точно знает, что последует дальше. Сынишка с воплем повалится на ковер, прибежит из своей комнаты бабушка и начнет упрекать «негодную мать» за то, что опять довела «малыша» до слез. Уж проще оставить все как есть, лишь бы избежать очередного мучительного семейного скандала.
Кукловоды и марионетки
Перед нами — классический пример детской манипуляции: зная, что мама сделает все возможное, чтобы избежать конфликта с бабушкой, мальчик ловко добивается желаемого.
Что же такое манипуляция? Выдающийся психолог Эрик Берн утверждал, что все отношения между людьми строятся по одной из трех моделей: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» или «взрослый-взрослый». В норме изначально детско-родительские отношения основываются на модели «взрослый-ребенок», которая постепенно уступает место модели «взрослый—взрослый». Любая манипуляция основана на эмоциональном давлении, вызывая чувство страха, вины, стыда. Поддаваясь манипуляции, родитель действует не как взрослый человек, который исходит из целесообразности конкретного поступка и несет ответственность за его последствия, а как испуганный ребенок.
К сожалению, в роли манипуляторов часто выступают и сами родители, когда они не уверены в собственном авторитете, когда хотят обеспечить свой покой или самоутвердиться за счет ребенка и компенсировать собственные комплексы.
Это психологическая игра, и отношения в ней строятся в лучшем случае по модели «ребенок-ребенок», а в худшем роль «родителя» (доминирующего участника, задающего тон в отношениях) выпадает как раз на долю ребенка.
Родители в ответе
Обе модели — когда ребенок успешно манипулирует родителями и когда родители манипулируют ребенком — одинаково губительны для детской психики. (В семье, где встречается один тип манипуляции, часто присутствует и второй.)
Родившись, ребенок попадает в абсолютно неизведанный мир. Где опасно, а где нет? Что хорошо, а что плохо? Об этом малыш может узнать только от родителей. Их одобрение и осуждение, запреты и поощрения — своего рода маяки в жизни маленького человека. Но если взрослые: отменяют собственный запрет, стоит только погромче завопить, сегодня едва обращают внимание на проступок, за который вчера серьезно наказали, ведут себя «как маленькие», начиная добиваться своего при помощи криков и страшилок, — значит, они сами не знают, как надо поступать ребенку. Родители не в силах защитить его от бед и опасностей окружающего мира. А если не знают, что для него хорошо, а что плохо, не умеют взять на себя ответственность, может, это вообще какие-то ненастоящие родители?
Вот и получается, что ребенок-манипулятор, даже если ему и удается регулярно добиваться своего, не выглядит ни счастливым, ни спокойным.
Горькие плоды манипуляции
Если в корне не изменить ситуацию и не направить детско-родительские отношения в нормальное русло, ребенок останется один на один со своими проблемами, страхами и сомнениями даже в окружении большой и любящей семьи.
Сильный, волевой ребенок, поняв, что на родителей надежды никакой, очень рано научится полагаться только на себя и начнет строить жизнь по собственному сценарию. Раньше времени станет выступать в роли «взрослого».
Зависимый, слабый, ранимый малыш, напротив, будет пытаться укрыться от непосильной эмоциональной нагрузки в роли «ребенка» и, даже выйдя из детского возраста, продолжит искать настоящего «взрослого», на которого можно переложить бремя ответственности и рядом с которым будет позволительно демонстрировать инфантильные, манипулятивные модели поведения.
Домашние заготовки
Чтобы избежать столь печального развития событий, попробуем определить, какие бывают сценарии манипуляций и как им можно противостоять. Несмотря на кажущееся многообразие арсенала приемов опытного манипулятора, «базовых сценариев» не так уж и много. Рассмотрим самые распространенные из них.
Сценарий первый: запугивание
Родители
«Не ходи туда, а то дед с мешком унесет!», «Прекрати скорее плакать, а то милиционер заберет!».
Зачем тратить время и силы на убеждение, успокаивать и отвлекать малыша, если всегда можно переложить ответственность на виртуального представителя силовых структур и темные силы в лице Бабы-яги или Волка? На ребенка постарше такие способы запугивания уже не действуют. Тогда можно прибегнуть к скрытой манипуляции. Например, отец задумчиво бросает как бы в пространство: «Что-то давно я с твоей учительницей не разговаривал, зайти, что ли, завтра. » А вслед за этим следует малоприятное поручение, отказаться от которого ребенок не в силах: ведь отец недвусмысленно намекнул, что в противном случае серьезного «разбора полетов» не избежать.
Что делать?
Если ребенок сознательно и целенаправленно нарушает ваши требования и запреты, вы можете предупредить его о грозящем наказании. Если он не послушается, обязательно выполните свою угрозу, к примеру, ограничьте на некоторое время свободу передвижения либо лишите желанного лакомства или развлечения. Однако наказание не должно травмировать физическое и психическое здоровье ребенка. Никогда не угрожайте ребенку тем, чего вы на самом деле делать не собираетесь: вызвать милицию, выпороть, отдать в детский дом и т. д.
Никогда не пытайтесь повлиять на ребенка посредством слез, криков, оскорблений. Если вы чувствуете, что действительно не в силах справиться с собой, скажите ему, что не можете сейчас говорить и продолжите разговор, когда немного успокоитесь.
Что делать?
Пресекайте первую же попытку манипуляции. Спокойно покажите ребенку, что вы понимаете его замысел, и предложите более цивилизованные варианты решения проблемы: «Криками ты ничего не добьешься. Скажи, пожалуйста, чего ты хочешь на самом деле, и мы подумаем, как нам быть». Если ребенок устроил истерику, уйдите в другую комнату и оставьте его одного. Если скандал начался в присутствии посторонних, уведите или унесите ребенка в уединенное место. Четко и ясно дайте понять, что вы продолжите разговор только после того, как он полностью успокоится. Постарайтесь согласовать с домашними хотя бы основные воспитательные принципы или как минимум добейтесь, чтобы ваши действия не обсуждались в присутствии ребенка. Если ребенок угрожает вам, не поддавайтесь на провокацию, а спокойно и всерьез обсудите с ним возможные последствия его поступка: «Ты действительно хочешь уйти из дома? Давай подумаем, какие вещи ты с собой возьмешь, куда отправишься. Может, тебе положить спальный мешок и палатку?» Видя, что вы не боитесь его угроз, он перестанет использовать это средство манипуляции.
Сценарий второй: любовь как твердая валюта
Родители
«Раз ты так себя ведешь, я тебя больше не люблю!»
Что может быть ужаснее, чем потерять родительскую любовь! Да малыш на что угодно пойдет, лишь бы снова ее заслужить!
Можно использовать тот же прием и с противоположным знаком: «Ты, наверное, совсем не любишь свою маму, ведь когда любят, заботятся, стараются не расстраивать! А ты опять не слушаешься!» Конечно, он любит маму и обязательно, изо всех сил постарается ей это доказать! Правда, услышав это раз, другой, третий, ребенок начинает понимать, что ничего непоправимого не произошло — достаточно выполнить требуемое, и любовь вернется. Так обесценивается само понятие любви, превращаясь из всепоглощающего высокого чувства в разменную монету детско-родительских конфликтов, а то и вовсе в пустой звук.
Что делать?
Никогда не говорите, что не любите своего ребенка и что он не любит вас. Вы оба знаете, что это неправда.
Если вы заявляете ребенку о своем нежелании говорить с ним или видеть его, брать на руки, это тоже воспринимается им как отказ от любви. Бойкот — тяжелейшая психологическая травма, а не наказание. Никогда не пользуйтесь этой мерой.
Опишите то, что вы чувствуете на самом деле: «Ты меня расстроил. Мне было за тебя стыдно. Мне неприятно, когда ты так поступаешь. Я боюсь, когда ты это делаешь».
Когда двухлетка сердито кричит маме: «Уходи, я тебя не люблю!» — мы вряд ли воспримем это всерьез. Да и малыш пока воспринимает понятие любви сугубо ситуативно: ты меня не пустила в лужу, вот я тебя сейчас и не люблю. А когда первоклассник, чьи родители в разводе, говорит маме, что уйдет жить к отцу, или девочка-подросток заявляет, что ее любит и понимает только бабушка, или если старшеклассник всем своим видом демонстрирует показное равнодушие к кому-то из членов семьи — это уже примеры серьезной, полноценной манипуляции.
Что делать?
Если ребенок совсем маленький, лучше всего отшутиться или вообще не обращать внимания на подобные слова.
Если ребенок постарше в запале кричит: «Как же я вас ненавижу!» или что-то в этом роде, лучше всего действует спокойный вопрос: «Ты действительно уверен, что ненавидишь меня? Посиди и подумай об этом немного, а я пока займусь своими делами».
Школьнику, тоже по возможности спокойно, можно сказать следующее: «Ну что ж, любовь — дело добровольное. Ты не обязан меня любить, хотя мне очень горько это слышать. Но вот уважать друг друга и выполнять взаимные обязательства придется».
Сценарий третий: больной мнимый и подлинный
Родители
Лизина мама, просматривая дочкин дневник, никогда не ругает ее за плохие оценки, но обязательно каждый раз бросает вскользь: «Когда у тебя двойка, у меня всегда болит сердце. Так что ты уж лучше не уходи на улицу, а то вдруг и скорую некому будет вызвать». Мама не только спекулирует на дочкиной любви, но и закрепляет эффект, взывая к вполне эгоистичным струнам детской натуры: если маме будет плохо, придется с ней сидеть, вместо того чтобы идти гулять. Некоторые родители пользуются этим «верным» средством постоянно. Правда, если мама по любому поводу хватается за валидол, то рано или поздно само понятие «мамина болезнь» рискует быть обесцененным, и выросший ребенок просто не придет на помощь постаревшей маме, приняв настоящую болезнь за очередную попытку манипуляции.
Что делать?
Не притворяйтесь больным, чтобы чего-то добиться от ребенка.
Никогда не давайте ребенку понять, что он прямо или косвенно виновен в болезни или тем более смерти кого-то из близких. Если вам и в самом деле стало нехорошо после бурного выяснения отношений, не делайте из этого шоу, однако и нарочно скрывать свое плохое самочувствие не стоит. Как можно спокойнее объясните ребенку, что произошло, стараясь не акцентировать внимание на себе лично: «Видишь, что бывает, когда люди ссорятся и ругаются? У человека от волнения может заболеть голова или сердце. Давай в следующий раз постараемся беречь друг друга и не доводить дело до скандала».
У Никиты часто болит живот. Особенно в те дни, когда в школе дела идут не особенно удачно. Разве повернется у мамы язык ругаться из-за какой-то двойки, когда он лежит, скорчившись, и жалуется на рези и тошноту? Правда, обследование никакой патологии не обнаружило, но мама твердо убеждена: все дело в школьных стрессах.
Конечно, если хитрый мальчишка ловко дурачит тревожную маму, это еще полбеды, хотя привычка изображать больного, чтобы избежать неприятностей, может привести к серьезным последствиям во взрослой жизни. Будет гораздо хуже, если малыш поверит, что болезнь сулит ему особые привилегии, и начнет «прятаться в болезнь» по-настоящему.
Что делать?
Если ребенок заболел, никогда не показывайте ему, что взволнованы, даже если положение серьезное.
Старайтесь говорить не о болезни вообще, а о конкретных симптомах, рассказывайте ребенку о том, как вы планируете его лечить: «У тебя болит горло? Сейчас приготовлю тебе полоскание, а потом сделаем компресс» (вместо «О боже, он опять заболел! Ну когда же это кончится!»).
Если вам кажется, что ребенок притворяется больным, чтобы избежать неприятностей или заставить вас испытать чувство вины, не стоит уличать его во лжи. Спокойно расскажите, какие малоприятные процедуры ему предстоят и каких удовольствии он невольно лишится!
Жизнь без манипуляции
Нетрудно убедиться, что манипуляция хотя и дает впечатляющий временный эффект, в дальнейшем приносит весьма нерадостные результаты. Можно ли избежать манипуляций в отношениях между родителями и детьми?
Лучший способ — с раннего возраста строить с ребенком партнерские отношения: не диктовать свою волю, а учить принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия, аргументированно отстаивать свою точку зрения и в то же время принимать и уважать чужую. Правда, этому искусству нам сначала придется научиться самим. И тогда уже весь богатый и разнообразный инструментарий манипулятора окажется лишним. Ведь в серьезных, доверительных отношениях любящих и уважающих друг друга людей манипуляции места нет.
Дети-манипуляторы: как распознать и что делать родителям, чтобы не допустить такого поведения
Психолог Наталья Белая рассказала корреспонденту агентства «Минск-новости» о тонкостях общения с детьми, которые пытаются манипулировать родителями.
Манипуляция — это завуалированное требование получить то, что человек хочет. Так обычно поступают взрослые. А дети могут манипулировать открыто. Но все ли действия мальчишек и девчонок, где они получают то, что хотят, являются манипуляцией? Стоит различать потребности ребенка и просто капризы. Не все крики и истерики — это манипуляции.
— Иногда дети вынуждены прибегать к такому способу, поскольку родители их не слышат или попросту не вникают в их желания, — говорит Наталья Белая. — Часто манипулируют родителями, у которых нет твердых границ и четких правил, которые подвержены зависимости от мнения других людей, теми, кто испытывает чувство вины перед ребенком за что-то. У таких родителей много двойных посланий.
Как это проявляется в жизни? Например, мама запретила ребенку играть в приставку. Тут ей звонит подруга, хочется поговорить, а ребенок мешает. Тогда мама разрешает поиграть, чтобы не мешал. А ведь таким образом нарушается правило. Отвлечь ребенка и получить возможность пообщаться с подругой можно было бы и другими способами. Малыш усваивает, что мамино «нет» ничего не стоит, что можно мешать и тогда другие «нет» тоже превратятся в «да».
Кстати, вы знали, что на самом деле дети очень нуждаются в четких, последовательных границах и правилах и им намного важнее для ощущения безопасности строгое мамино «нет», чем непостоянное, непредсказуемое «да»?
Что стоит делать родителям
Понаблюдать за собой и последовательностью своих слов и действий. Если вы что-то запрещаете, обоснуйте и себе, и ребенку, почему. На самом деле детям по-настоящему нельзя не так-то и много вещей. И все они чаще всего касаются правил, обеспечивающих безопасность.
Дети часто манипулируют с помощью истерик, могут врать, устраивать сцены при посторонних. Например, родитель переживает, что о нем подумают другие люди. В этом случае, чтобы прекратить истерику ребенка, он соглашается на то, чего на самом деле не хотел делать. И вот манипуляцию определяет такое послевкусие: вы испытываете злость или бессилие, грусть, досаду, понимая, что поступились своими правилами.
— Частый пример: не хочу идти в школу, притворюсь больным. Но иногда с ребенком там что-то происходит, и стоит услышать его и разобраться, что именно. То есть у ребенка, правда, может быть плохое самочувствие как способ избежать чего-то неприятного. Контрольной, например. Если школьник повторяет этот способ из раза в раз, а когда вы разрешаете ему остаться дома, он здоровее всех здоровых, вполне можно рассмотреть манипуляцию. И тогда стоит вызвать врача, — советует психолог.
Если вы идете в магазин и точно знаете по опыту, что малыш устроит истерику, чтобы что-то купить, а вы не выдержите и купите, то или не берите его с собой, или берите с собой ограниченную сумму денег, или сразу оговаривайте, что купите какую-то маленькую вещь и все.
Очень часто детям нужно проверить, держите ли вы свое слово. Пройти такую проверку — хорошее вложение в будущее. То есть признайтесь себе, как часто и почему вы отступаете от своих же слов. Вполне естественно, что ребенок больше ориентируется на ваши действия, чем на слова.
Часто возникают вопросы с уборкой и домашними обязанностями у подросших детей. Они могут здесь получать от нас прекрасный пример манипуляции: уберешь комнату — куплю что-то. Смотрите в чем разница: есть вещи, которые дети должны выполнять, — уроки, уборка своих вещей и игрушек… А поощрять за это каждый раз, правильно ли? Не является ли это манипуляцией? Стоит различать договоренности и просьбу вне этих договоренностей, за выполнение которой можно поощрить. Только это решаете вы, а не выполняете требования ребенка.
Какие правила стоит взять на заметку
Наталья Белая рекомендует составить несколько правил в семье. Так, к ним можно отнести:
— поощрять прямое высказывание детьми своих пожеланий;
— расспрашивать, почему ребенок этого хочет, зачем ему это, что он будет делать с тем, что хочет получить;
— оценивать действия ребенка, а не его личность. Пример: «Ты сейчас мной манипулируешь» вместо «Ты — манипулятор»;
— не сравнивать детей с другими детьми. Это часто работает наоборот;
— не применять физических наказаний при манипуляциях, поскольку это на самом деле не дает нужного результата, а только увеличивает пропасть между родителем и ребенком;
— не игнорировать манипуляции, а показывать ребенку прямые пути получить то, что нужно. Например: поощрять ребенка, когда он может что-то делать сам, а не прикидываться беспомощным.
ТОП-3 О МИНСКЕ
Жилые дома, ясли-сад и не только. Что и где построят в Заводском районе
«Гулливер», «Газпром центр», Novotel на ул. Маяковского… Что будут делать со столичными долгостроями
В Московском районе открылся военно-патриотический клуб «Отвага»
«Приобрели опыт работы». Студотряды БГАТУ трудились на уборке льна до поздней осени
Полторы тысячи студентов Белорусского государственного аграрного технического университета в 2021 г. трудились в 22 студотрядах. Еще около 300 человек были трудоустроены индивидуально, в том числе по запросу Минсельхозпрода. О том, какой опыт получили молодые люди, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в вузе.
Новинкой сезона для студентов стала работа на льнокомбинатах Минской области, помощь которым ребята оказывали до ноября.
— Когда-то наши отряды уже трудились на льнозаводах, — пояснила начальник отдела воспитательной работы с молодежью Татьяна Ващаева, — но это было давно, 10 лет назад. Те студенты давно окончили вуз, а в этом году молодежь осваивала эту отрасль с самых азов.
— Ни одна сельскохозяйственная культура не требует такого количества ручного труда, как лен, — говорит проректор по учебной работе и производству БГАТУ Николай Воробьев. — Разработана специальная техника, но она требует навыков обращения с ней и обслуживания. Подготовка техники к уборке и работа во время страды — особый, напряженный период в жизни механизаторов, когда нужны дополнительные рабочие руки. При этом помощник должен иметь определенную квалификацию. А в нашем университете готовят специалистов, умеющих не только обслуживать сельхозтехнику, но и работать на тракторе, комбайне. Поэтому генеральный директор «Минскобллен» Виктор Гейдель обратился в вуз и пообещал дать ребятам возможность стажироваться под руководством самых опытных механизаторов.
Несмотря на то что Белорусский государственный аграрный технический университет готовит инженеров-аграриев, подобрать работников для студотрядов было непросто. Труд на льнозаводах незнаком ребятам. Те, кто уже имеет некоторый опыт работы на тракторе и даже комбайне, все равно студенты. Доверят ли новичку технику? Сможет ли неопытный работник выполнить норму, чтобы получить достойную оплату? Были вопросы и у руководителей сельхозпредприятий — насколько ответственные люди к нам приедут? Поэтому Виктор Гейдель собрал руководителей льнозаводов, а администрация учебного заведения организовала для них несколько встреч со студентами, во время которых обе стороны могли пообщаться, задать друг другу вопросы. В студотряды вуз рекомендовал тех, у кого есть соответствующая категория, — студентов 3-го курса агромеханического факультета и второкурсников факультета технического сервиса, уже имеющих удостоверения слесарей по ремонту сельхозтехники.
Первыми приступили к работе представители факультета технического сервиса, которые направились на агропредприятия в мае-июне и занялись подготовкой техники. Следующим высадился десант агромеханического факультета, приехавший на уборку льна.
— Возможно, не все прошло абсолютно гладко, — размышляет проректор. — Ребята разные, не все были готовы к тому, что, когда идет уборка, трудиться доводится в будни и выходные, от рассвета и до заката. Приходилось объяснять, что сельское хозяйство — не та отрасль, где работу можно оставить даже на два дня. Но тем не менее с задачей ребята справились, вернулись в город довольные своим трудом. Я сам побывал на нескольких сельхозпредприятиях, общался с руководителями и ни разу не услышал нареканий в адрес наших студентов. А для нас, педагогов и администрации вуза, очень важно то, что, получив в университете теоретическую подготовку, студенты на местах приобрели опыт работы, который никак не получишь в вузовских стенах, отточили профессиональные навыки и научились взаимодействовать с коллективом. Это бесценные знания, которые приобретаются по крупицам.
Назван способ защититься от «омикрон»-штамма COVID-19
Иммунолог Николай Крючков заявил, что хорошей защитой от «омикрон»-штамма коронавируса будет ревакцинация через 4–5 месяцев, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Ura.ru.
Специалист выступил за срочную ревакцинацию, идущую параллельно с прививочной кампанией.
— Причем, прививка через шесть месяцев, с учетом появления «омикрона», это очень большой период. При прежних штаммах такой срок был нормальным, но сейчас лучше всего проводить процедуру через пять месяцев, а людям с хроническими заболеваниями — через четыре, — считает Н. Крючков.
По его словам, ранняя ревакцинация обеспечивает хороший титр нейтрализующих антител.
— Если человеку сделали две прививки и бустер, или он переболел и вакцинировался, или вакцинировался и переболел, то он получил «гибридный иммунитет», то есть антител много и нейтрализующих достаточно, — подчеркнул иммунолог.
Смотрите также:
Анна Сола завоевала серебро в гонке преследования на этапе КМ по биатлону
Белорусская спортсменка Анна Сола заняла второе место в гонке преследования на третьем этапе Кубка мира по биатлону в австрийском городе Хохфильцене. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал TEAM BY.
Белоруска стартовала первой с отрывом в 47 секунд. На четырех огневых рубежах белоруска допустила три промаха при стрельбе стоя, а лежа она выступила безупречно.
Первое место заняла Марте Олсбю-Ройселанн из Норвегии. От нее Анна Сола отстала лишь на 4 секунды. Третьей стала Эльвира Эберг из Швеции.
Еще одна белорусская биатлонистка Динара Алимбекова, стартовавшая восьмой, показала высокий результат и пришла к финишу четвертой. Она сохранила второе место в общем зачете Кубка мира.
Фото Telegram-канала TEAM BY
Смотрите также:
Новый резидент «Великого камня» будет создавать тренажеры для подготовки медиков к практической работе
Новый резидент «Великого камня» займется созданием тренажеров, которые помогут хирургам и студентам медицинских специальностей подготовиться к практической деятельности, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт индустриального парка.
Основной особенностью тренажера станет максимальная приближенность к реальным человеческим тканям, что, в свою очередь, поможет будущим медикам отработать базовые мануальные навыки.
Проект ООО «Нидл Мед» — из Беларуси, был создан в 2019 году. Как отмечает учредитель компании, знакомство с проектом и инвестиции в него стали возможными благодаря развитию инноваций в парке и деятельности Китайско-Белорусского центра сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений.
Смотрите также:
«ВЕЧЕРКА». 55 ШАГОВ. Первая линия должна была связать пл. Ленина с Курасовщиной. История минской подземки
Многие минчане в 1950–1960-х годах бывали в Москве, Киеве, Ленинграде. Там они спускались в метро и восхищались. В столице же БССР подземка открылась лишь в 1984-м. Однако потребность в ней возникла гораздо раньше. Подробнее об истории строительства Минского метрополитена — в материале корреспондента газеты «Вечерний Минск».
Нельзя сказать, что в конце 1960-х в Минске наблюдалась острая нехватка городского транспорта. Но судя по письмам читателей, опубликованным в «Вечерке», в утренние и вечерние часы пик, возле предприятий в автобус или троллейбус попасть было непросто. График интервалов также мало соблюдался. Узкие двери автобусов «ЛАЗ», «ЗИС-155» не позволяли одновременно выйти и войти двум пассажирам.
Да и уровень культуры некоторых водителей оставлял желать лучшего. Например, доцент Гришель писал в газету, что на улице Козлова он едва успел просунуть руку с портфелем в переднюю дверь автобуса, как та закрылась. Машина начала трогаться. Потом притормозила, двери распахнулись — рука с портфелем высвободилась. Гришель собрался было поблагодарить и поднял ногу, чтобы шагнуть в салон. Но двери зашипели и закрылись под крик шофера: «Пошел вон, жди следующего!». Минчанка Курочкина с болью в сердце сетовала в письме, что любит городской транспорт, но его салоны в дыму! Дело в том, что кабина водителей автобусов и троллейбусов была отделена от остального пространства частичной перегородкой. Шоферы находились с пассажирами в одном пространстве. Курить во время работы им тогда не запрещали. Многие весь день смолили едкую «Приму» или «Беломорканал», окуривая пассажиров. Нельзя забывать и о том, что само общество было более курящим, чем сегодня, и смотрело на эти факты сквозь пальцы.
Виноваты пижоны
В 1967 году город закупил первую партию шикарных по тем временам автобусов-гармошек «Икарус-180» (еще не желтого цвета). Просторный салон, относительно широкие двери. Но была у них одна болезнь: после года эксплуатации из выхлопной трубы валил черный дым. Типичная проблема тогдашних дизельных двигателей. Горожане писали в «Вечерку», что иногда после отъезда такого автобуса пассажиры, оставшиеся на уличной платформе, стояли с почерневшими от гари лицами.
В апреле 1968-го некоторые тайны неурядиц, связанных с электротранспортом, раскрыл начальник троллейбусного депо Владимир Щербаков в интервью «Вечерке». Он рассказывал, что на 13 маршрутов всего лишь 230 машин, то есть недостает примерно 80 троллейбусов. Город растет, а число машин не увеличивается. К тому же троллейбусный парк размещен на территории бывшего трамвайного депо (сейчас проспект Машерова, 5) — площадей недостаточно. Многие машины ночуют на улицах. В них пробираются пижоны и срезают с сидений дерматиновую обшивку, чтобы шить себе модные куртки. А потом бегут в обновках на танцплощадку и дико пляшут под иностранные песни. В общем, Владимир Степанович вскрыл не только транспортные проблемы, но и недостатки воспитания подрастающего поколения. А заодно подсказал, где искать злоумышленников.
Грандиозные планы
Другим путем
Далее из интервью выясняется, что пересадочными станциями должны были стать «Октябрьская» и «Площадь Якуба Коласа». И это все в стартовой очереди строительства. С первой подземные электрички планировали пустить в сторону Раковского шоссе (ныне улица Притыцкого). Со второй — в сторону подшипникового завода (сейчас район станции метро «Партизанская»). Кравцов обещал, что эту линию продлят до автозавода, а от него до Чижовки, которую строили ударными темпами. Понятно, что ветка с площади Якуба Коласа должна была пройти через район тракторостроителей и связать центр с Партизанским проспектом. Почти все это осуществили иным путем. Правда, до Чижовки подземка не дотянулась.
Что касается линии от Октябрьской площади в сторону улицы Притыцкого, то она сделана, как и задумывалось. Первые жилые здания там появились в конце 1950-х. В 1960-х построили 16-ю школу, а также девятиэтажные дома в начале улицы Притыцкого. Рядом, где сегодня метро «Пушкинская», находились конечная остановка и троллейбусное кольцо, до которого жители нового района ходили пешком, чтобы добраться до центра. Все знали, что город будет разрастаться и дальше в западном направлении и метро там необходимо.
Продолжение следует
Следующая часть интервью подтверждает: планы менялись.
Первая линия под центральным проспектом должна была лежать глубоко, как в Московском метрополитене, а в микрорайонах — на небольших глубинах. На окраинах рельсы хотели вывести из-под земли и уложить на эстакады. В Москве, да и в Лондоне, есть такая практика.
На втором этапе строительства планировали связать нынешнюю площадь Независимости с Курасовщиной, а Октябрьскую — с Серебрянкой. Увы, по сей день метро в обоих районах отсутствует. Курасовщину тогда едва начали возводить. А вот Серебрянки в современном понимании и вовсе не существовало. За нее взялись в начале 1970-х. В 1968 году на месте этого района находился массив старых домов в черте города. Называли его Железнодорожным поселком.
Сегодня нет поводов для печали. Третья линия в перспективе обеспечит скоростным транспортом жителей Курасовщины (станция «Слуцкий Гостинец» уже строится) и Зеленого Луга. А четвертая, кольцевая линия — жителей Серебрянки.
Еще материалы рубрики:
Смотрите также:
Запланированный на 12 декабря вывозной рейс в Ирак не состоялся
Запланированный на 12 декабря вывозной рейс в Ирак был отменен, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на телеканал СТВ.
Самолет авиакомпании Iraqi Airways должен был отправить беженцев в Багдад. О том, когда будет следующий рейс, пока информации нет.
Смотрите также:
Местами — туман, а утром — осадки. Какой погоды ждать жителям столицы 13 декабря
Новая неделя начнется для жителей столицы с облачной погоды и выпадения небольших осадков в утренние часы, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.
В понедельник утром в Минске ожидаются небольшие осадки в виде дождя и мокрого снега (вероятность — 60-70 %), днем будет без существенных осадков (вероятность — 10-15 %). Ветер северный, 3-8 м/с.
Дневная и ночная температуры воздуха составят 0…-2 о С.
Синоптики предупреждают о возникновении местами по городу тумана, слабого гололеда, на отдельных участках дорог — гололедицы.
Смотрите также:
Сборная Беларуси по биатлону заняла 6-е место в эстафете на этапе Кубка мира в Австрии
Мужская сборная Беларуси по биатлону заняла 6-е место по итогам эстафетной гонки 4х7,5 км на третьем этапе Кубка мира в Хохфильцене (Австрия), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Никита Лобастов, Дмитрий Лазовский, Максим Воробей и Антон Смольский уступили победителям 2 мин. 9,5 сек. Они допустили один промах и затратили пять дополнительных патронов на стрельбище.
Первое место — у команды Норвегии (на финише показали время 1 ч 14 мин. 34,8 сек, не допустили промахов и использовали пять дополнительных патронов. Второе место досталось французам (отставание 21,2 сек., 0+8). Третьими финишировали российские спортсмены (отставание 47,3 сек., 1+9). Всего в гонке участвовало 27 команд.
Смотрите также:
Белорусские спортсмены завоевали 8 наград ЧМ по таиландскому боксу
Белорусские спортсмены завоевали 8 наград на чемпионате мира по таиландскому боксу среди мужчин и женщин в Бангкоке (Таиланд), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.
Фото носит иллюстративный характер
Серебро выиграли Андрей Кулебин (весовая категория 71 кг) и Дарья Белькова (63,5 кг), бронзу — Даниил Ермоленко (60 кг), Дмитрий Варец (67 кг), Евгений Волчек (86 кг), Федор Колтун (свыше 91 кг), Татьяна Поддубная (67 кг) и Диана Емельянова (более 75 кг).
Кроме того, белорусы успешно выступили в состязаниях среди юношей и девушек. Там команда наших соотечественников выиграла 6 золотых, 4 серебряных и 13 бронзовых медалей. Чемпионами мира в данной возрастной категории стали Тимофей Шуляк, Алина Сазанович, Екатерина Сахарова, Владислав Абрамович, Максим Волоткович и Вадим Шепетюк.
В стартах юниоров и юниорок, которые также прошли в рамках планетарного форума, белорусы завоевали одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медали. Награду высшей пробы завоевал Илья Сырыцкий.
Смотрите также:
«Снежная королева» и «Волшебный сон Золушки». Какие спектакли ждут юных зрителей в Музыкальном театре
Белорусский государственный академический музыкальный театр готовит для своих маленьких зрителей праздничные чудеса и сюрпризы. С 24 декабря 2021 г. по 9 января 2022-го он приглашает на новогодние музыкальные сказки, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.
Музыкальная сказка «Новогодние приключения Емели» состоится 24 декабря в 14:00, а 29 декабря — в 11:00 и 14:00
Сюжет спектакля почти такой же, как и в знакомой истории. Все меняется, когда Емеля решает посвататься к дочери Царя — Марье. А тот ставит условие: принести к Новому году в подарок царевне волшебный камень Радомарин.
Емеля и его друг Медведь отправляются на поиски и попадают к предводительнице разбойников Дусе. Она в обмен на самоходную печь рассказывает, где искать волшебный камень. Друзьям по щучьему велению удается завладеть камнем и подарить его Марье на новогодний праздник.
Мюзикл для детей и взрослых «Снежная королева» пройдет в театре 25 декабря в 11:00 и 14:00.
По сюжету в одном городе в небольшом доме живут мальчик Кай и девочка Герда вместе со своей бабушкой. Единственная их ценность — розовый куст, который цветет даже зимой. Однажды в их дом приходит Советник и предлагает продать ему розовый куст, но они отказываются. Советник говорит, что пожалуется Снежной королеве.
Вскоре приходит женщина, которая сообщает, что она одинокая богатая баронесса и хочет взять Кая к себе вместо сына. Мальчик отказывается. Баронесса просит Кая поцеловать ее на прощание. После этого Кай начинает видеть все гадким и безобразным и убегает из дома. Герда догадывается, что к ним приходила Снежная королева, и отправляется в путь на поиски названного брата.
Музыкальная сказка «Новогодние приключения домовенка Кузи» ждет юных зрителей 26 декабря в 11:00 и 14:00.
Накануне Нового года, попав в квартиру, где живет девочка Наташа, Кузя учит ее домашним премудростям, старается во всем помогать, с ним интересно и весело. Вот только однажды из квартиры, где живет Наташа, пропадает Кузин волшебный сундучок. Домовенок, разыскивая его, оказывается у Бабы-яги. Пройдя трудный путь приключений, он возвращает сундучок и оказывается в квартире Наташи у новогодней елки.
Мюзикл-сказка «Волшебный сон Золушки» можно увидеть 8 января 2022 г. в 11:00.
Старая сказка заставляет верить, что мечты любой девушки о любви и счастье обязательно сбудутся.
Авторы мюзикла-сказки предлагают свой взгляд на сюжет. Уставшая от домашних хлопот Золушка видит необычный сон, в котором она в чудесном наряде танцует с Принцем. Все вокруг кажется ей очень красивым и волшебным. И когда Золушка почувствовала себя счастливой, все резко меняется: появляется другая девушка и начинается новая жизнь…
Мюзикл для детей и взрослых «Приключения бременских музыкантов» состоится 9 января 2022 г. в 11:00.
В конце 60-х годов прошлого столетия на экраны вышел мультипликационный фильм «Бременские музыканты» по сценарию Василия Ливанова и Юрия Энтина с музыкой Геннадия Гладкова. Герои мультфильма настолько полюбились зрителям всех возрастов, что по их многочисленным просьбам в 1972 г. было снято продолжение истории о веселом Трубадуре, прекрасной Принцессе и их верных друзьях — «По следам бременских музыкантов».
Эти фильмы стали безусловной классикой отечественной мультипликации. А в 2001 г. вышел фильм «Новые бременские». Уже новое поколение детворы с интересом следит за приключениями неунывающей компании. В Музыкальном театре у юных зрителей есть уникальная возможность увидеть все три истории в одном спектакле. Театр предлагает свою версию увлекательных приключений бременских музыкантов.
Смотрите также: