Ребенок на самокате врезался в машину что делать
ДТП с участием электросамоката и автомобиля на дороге: кто виноват и что делать?
ДТП с электросамокатом
Чтобы выяснить, кто виновен в ДТП, произошедшем с участием электросамоката и автомобиля, а также при столкновении пешехода с таким устройством, нужно понять, какие действуют ПДД для этого транспорта в 2021 году. Всё так, потому что именно от наличия нарушения у одного из участников происшествия и отсутствие у другого прямо и непосредственно влияют на исход дела. О том, кто обычно бывает виноват в дорожно-транспортно происшествии с электрическим самокатом, как доказать свою невиновность, что делать, чтобы получить выплату за ущерб, выясним в этой статье. В частности, рассмотрим ситуации при ДТП с самокатами на проезжей части дороги, во дворах, если девайс оказался прокатным либо если речь идёт об аппарате без двигателя, в том числе у ребёнка. Обратите внимание, что всё нижеописанное относится также к другим подобным устройства: гироскутерам, сигвеям, моноколёсам и всему остальному, что имеет электромотор и на чём можно передвигаться.
ДТП с электросамокатом: кто обычно бывает виноват в 2021 году?
Не будем вас обнадёживать и сразу отметим, что чаще всего в судебной практике в судах нижних инстанций виноватым признают водителя автомобиля. А наездника самоката считают попросту пешеходом. Хотя, доля логики здесь есть:
Между тем, когда речь заходит об административном наказании за то или иное нарушение, здесь суды нередко «переобуваются», ведь большинство штрафов ГИБДД для водителя транспортного средства выше, нежели для пешехода. Да ещё и лишение прав можно назначить.
В итоге получаем противоречивую практику:
Ниже мы ещё рассмотрим актуальную судебную практику по данному вопросу. А пока выясним, как быть при сложившейся тенденции именно при дорожном происшествии с самокатами.
И что со всем этим делать?
Очевидно, тут нужно смотреть конкретные обстоятельства ДТП. Однако, обращаем ваше внимание, что в данной статье мы не будем занимать какую-либо конкретную позицию в защиту автомобилистов или самокатчиков. Но вы сами сможете правильно расставить приоритеты и использовать самые «удобные» для вас законодательные факты, будучи на любой из сторон дела.
Итак, если вы попали в такое ДТП, то, в первую очередь, необходимо выяснять следующие обстоятельства и факты.
Давайте по порядку объясним, что здесь к чему!
Кто виноват при ДТП с самокатом без двигателя?
Здесь всё проще всего и неблагоприятнее для водителя машины. Согласно определения в ПДД простой самокат, который приводится в движение исключительно ногами, не является никаким транспортным средством.
Таким образом, управляющий самокатом человек является пешеходом, со всеми вытекающими из этого последствия ДТП с участием автомобиля и такой категории участников дорожного движения. Такая авария равноценна, как если авто просто сбивает пешехода, либо если последний на роликовых коньках, скейтборде, на лыжах, в конце концов.
Что такое электросамокат по новым ПДД?
Однако, неверным будет заключение о том, что самокат с электрическим двигателем по сути также остаётся самокатом. В простонародье да, его можно оставить и так. Но Правила дорожного движения имеют своё мнение на этот счёт. Впрочем, не только ПДД едиными регламентируется такой вид транспортных средств.
Итак, сначала рассмотрим Правила. И здесь снова обращаемся к определениям.
А вот у Административного кодекса тоже есть мнение на этот счёт, оно похожее на ПДД, но несколько иное. Согласно Примечанию в статье 12.1 КоАП РФ, транспортным средством нужно считать любое устройство с мощностью электродвигателя более 4 кВт и максимальной скоростью свыше 50 км/ч.
Чем отличаются эти нормативные акты? Именно они имеют решающее значение в обсуждаемой нами теме:
В каком случае это транспортное средство?
Таким образом, получаем, что электросамокат является полноценным транспортным средством в разборе ДТП при наличии всего одного основного критерия – его электродвигатель развивает более 250 Вт.
В противном случае в судебной практике 2021 года будет гораздо больше шансов, что его признают пешеходом, а вам как водителю машины будет гораздо сложнее доказать обратное. Хотя, здесь тоже есть важная тонкость, о которой мы ещё поговорим ниже касательно допуска электросамокатов к дорогам общего пользования, в том числе тротуарам и обочинам.
Когда самокатчик признаётся пешеходом?
Исходя от обратного, пешеходом во всех случаях признают самокат без мотора. И это закономерно и логично, согласно определения в ПДД.
Изменения в ПДД
Да, в настоящий момент готовятся поправки в Правила, где электросамокатчиков выделят в отдельную категорию – средства индивидуальной мобильности. И в этом случае они будут иметь определённые права на дороге. Если кратко, то их смогут наделить правом передвижения, похожим на велосипедистов. То есть на электросамокате можно будет передвигаться по краю проезжей части, а в ряде случаев – по обочине и даже тротуару.
Однако, по состоянию на 2021 год такие новые ПДД в силу ещё не вступили. И пока имеем то, что есть – электросамокаты никак в Правила не регламентированы. И на дорогах им делать нечего. Почему, узнаете немного ниже.
Важна инструкция к устройству!
А теперь перейдём к практике правоприменения. При попытке доказать одно из двух условий в случившемся ДТП: транспортное средство это или же пешеход, нужно опираться, собственно, на официальную информацию о характеристиках данного конкретного устройства.
И содержатся такие данные, очевидно, в инструкции к электросамокату либо его паспортных данных. Да, если вы являетесь наездником такого аппарата и пытаетесь доказать, что являетесь пешеходом, то для вас не должно быть проблемой просто показать эту информацию. Но что делать водителю автомобиля? Ведь у самокатчика нет обязанности разглашать такую информацию, а за непредоставление паспортных данных наказания ему никакого не будет!
Здесь тоже есть выход, но он сложнее. Придётся в рамках суда ходатайствовать об экспертизе для установления мощности электросамоката с целью определения, является ли он транспортным средством, согласно определения в Правилах.
Судья, как правило, должен удовлетворить такое ходатайство, и по результатам технической судебной экспертизы будет установлена мощность устройства.
Важная тонкость о допуске электросамокатов к дорогам
Но в инструкции в подавляющем большинстве случаев будет ещё одно важное упоминание, даже для самокатов с двигателем мощностью менее 250 Ватт.
Дело в том, что почти все производители электрических самокатов фактически снимают с себя ответственность за инциденты на дорогах фразой наподобие «Данной устройство не предназначено для использования на дорогах общего пользования».
Например, вот такая инструкция к одной из моделей:
Если такое упоминание к указанному электросамокату, который попал в ДТП с автомобилем, есть, то его эксплуатация на дороге была незаконной. Обратите также внимание, что к дорогам по тем же ПДД относятся тротуары, обочины.
Что это значит для судебной практики?
Итак, перейдём к ещё большей практике. Собственно, любое ДТП разбирает суд. Происшествие с участием автомобиля и электросамоката тоже. Только суды уполномочены устанавливать виновность тех или иных лиц. А вместе с виновностью и ответственность за причинение ущерба.
Это значит, что вам в рамках суда нужно будет доказывать, что. А что, собственно, доказывать? Выше мы описали, что правильной целью водителя машины должно являться склонение электросамоката в сторону транспортного средства. Значит ли это, что это поможет в невиновности авто в ДТП? Да, значит.
Дело в том, что Верховный суд в недавней практике прямо указал, что если кто-либо на дороге не имеет права на движение, то он не может иметь и преимущественного права на такое движение (пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда №20 от 25.06.2019 г.).
Таким образом, если произошло ДТП с электросамокатом, и спор зашёл в сторону обязанности уступить дорогу одним из его участников, то здесь и обязанности у водителя автомобиля могло не возникнуть. Потому что уступать тому, кто не имеет права на движение, обязанности нет. Следовательно, виновен наездник электросамоката.
Обратите внимание, что речь идёт именно о тех случаях, когда ДТП случилось именно в рамках неустуления дороги. К таким ситуациям относятся следующие:
А вот если, к примеру, и водитель авто, и самокат двигались по тротуару, где автомобиль сбил последнего, то здесь виновность может быть обоюдная при правильном правоприменении. Но в судебной практике опять же, чаще всего виноватым сделают автолюбителя.
Однако, не всегда такая стратегия выигрыша дела может привести к успеху. Есть различные противоречивые судебные акты по таким спорам. Правда, большинство из них – по применению административного наказания (за пьяную езду на самокате или отказ от медицинского освидетельствования). А вот по ДТП актуальных судебных решений очень мало.
Например, в Казани судья, даже не заглянув в характеристики электросамоката просто указал, что это не транспортное средство, и на это всё. Вот официальная мотивировка суда:
Электросамокат транспортным средством в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения не является, нормами действующего законодательства наличие специального права управления электросамокатом не предусмотрено.
Анализ положений пункта 1.2 не позволяет прийти к выводу о том, что электросамокат является транспортным средством и приравнивается по своим техническим характеристикам к мопедам. В соответствии с указанной нормой к мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
В Орловской области суд на основании данных о том, что мощность самоката составляет 200 Ватт, пришёл к тому, что его наезднику следует назначить наказание как пешеходу.
Зато Тамбовский суд признал электросамокат транспортным средством, и судья привлёк его водителя к ответственности в полной мере как водителя ТС.
А вот ещё одно решение Татарстанского суда, где пьяного водителя электросамоката привлекли к лишению прав, признав его водителем транспортного средства. К такому выводу судья пришёл просто на основании того, что в свою защиту привлекаемое лицо не предоставило доказательств, что мощность устройства составляет менее 250 Вт.
Если самокат шеринговый?
Здесь всё и проще, и сложнее одновременно. Дело в том, что услуга проката – это коммерческая деятельность, которая регулируется законодательством о защите прав потребителей. В нашем случае статья 10 Федерального закона №2300-1 обязывает пункт шеринга электросамокатов доводить полную информацию до своего потребителя об услуге. В том числе и пункт из инструкции, что на дорогу на нём выезжать строго запрещено.
И вот в случае ДТП с электросамокатом потребитель услуги – то есть человек, взявший самокат напрокат – может переложить всю ответственность на пункт шеринга. Так предписывает пункт 1 статьи 12 того же закона.
Самокат врезался в автомобиль. Что же делать?
Приветствую вас, уважаемые читатели!
В настоящей статье я хочу разобрать вопрос правового регулирования повреждения автомобиля человеком на самокате.
Начался сезон катания на велосипедах и самокатах, а значит повышается вероятность причинения вреда транспортным средствам лицами, управляющими летними видами «транспорта».
С чего начать, если это случилось?
Если эта учесть вас не обошла, то для начала необходимо определить есть ли необходимость вызывать скорую помощь для владельца самоката и при, необходимости принять соответствующие меры.
Если медицинская помощь не нужна, а повреждения у автомобиля имеются, то можно попробовать договориться с виновником по хорошему.
По хорошему не договорились.
Не удалось договориться? Производите фото-и видеосъемку происшествия совместно с его виновником, ищите свидетелей.
Вызывать необходимо органы полиции, при чем, если автомобиль двигался — то ГИБДД, а если нет — то участкового.
Спросите почему так? Да потому что самокат (в том числе электрический) не отнесен к категории транспортных средств, а ДТП можно назвать только происшествие возникшее при движении хотя бы одного транспортного средства. Не верите? Почитайте судебную практику — Апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 января 2021 г. по делу N 33-1328/2021.
Органы полиции должны зафиксировать факт повреждения автомобиля определенным лицом. Если оно скрылось, то они обязаны провести расследование по этому делу и выявить такое лицо.
Установить виновное лицо не получилось.
Тут уж ничего не поделаешь. На неустановленное лицо в суд не подашь.
Виновное лицо установлено.
В таком случае делаем следующее:
1) Получаем соответствующие документы у органов полиции.
2) Заказываем и проводим оценку ущерба.
3) Составляем претензию в которой ссылаемся на ст. 15 и 1064 ГК РФ. В претензии обязательно указываем банковские реквизиты для перечисления вам денег.
4) Направляем претензию в адрес виновника ущерба (либо его родителей, если он несовершеннолетний) заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
5) Выжидаем пару недель.
6) Если виновник ущерба возместил вам его, то радуемся данному факту. Если нет — переходим к следующему этапу.
7) Составляем исковое заявление и направляем его в суд по месту нахождения виновника.
8) Успешно судимся и добиваемся решения суда об удовлетворении исковых требований.
9) Дожидаемся вступления решения в законную и силу получаем в суде (на основании заявления) исполнительный лист.
10) Совместно с заявлением направляем исполнительный лист в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика.
11) Регулярно контролируем работу службы судебных приставов до полного взыскания ущерба в виновника ДТП.
Ну вот и всё, что я хотел осветить по данной теме. Надеюсь, что информация была для вас полезной и интересной.
Ребенок ехал на самокате по пешеходному переходу его не пропустила машина и он в неё врезался! Кто виноват?
Ребенок ехал на самокате по пешеходному переходу его не пропустила машина и он в неё врезался! Кто виноват?
Ответы на вопрос:
Обращайтесь к юристу с документами по ДТП.
Просто ответ ничего Вам не даст в данной ситуации.
Исходя из вопроса оба. Автомобиль был обязан пропустить, ребенок не имел права ехать на самокате, а должен был переходить вместе с родителем.
Похожие вопросы
Мой сын переезжал пешеходный переход на зелёный сигнал светофора на самокате и был сбит машиной. Дознаватель интерпретирует нарушение, что он не спешился с самоката как обоюдную вину. Но в ПДД самокат приравнивается к пешеходам. На сколько правомочны действия дознавателя. Заранее спасибо.
Выезжал со второстепенной на главную с лева от меня пешеходный переход на него заходит пешеход соответственно перед ним остановилась машина в правом ряду чтобы его пропустить я тоже начинаю движение в левом ряду никого не было доехав до середины в меня с лева врезается автор он обогнал всех и не остановился перед пешеходом хотя перед пешеходным переходом стояли машины и на самом переходе был пешеход. Кто виноват в этой ситуации.
Мне инспектор ГАИ выписал квитанцию штрафа за переход дороги в неположенном месте. Эта дорога второстепенная. Пешеходный переход находится далеко от того места, где я переходила дорогу (примерно в 50 м); пешеходный переход недавно обозначили около магазина. На протяжении всей этой второстепенной дороги всего 2 пешеходных перехода, 2 пешеходный переход находится около больницы. На противоположной стороне от дороги совершенно неудобная дорога для пешехода, нет ни пешеходной дорожки для пешеходов.
Как я могу обжаловать штраф?
Мне инспектор ГАИ выписал квитанцию штрафа за переход дороги в неположенном месте. Эта дорога второстепенная. Пешеходный переход находится далеко от того места, где я переходила дорогу (примерно в 50 м); пешеходный переход недавно обозначили около магазина. На протяжении всей этой второстепенной дороги всего 2 пешеходных перехода, 2 пешеходный переход находится около больницы. На противоположной стороне от дороги совершенно неудобная дорога для пешехода, нет ни пешеходной дорожки для пешеходов.
Как я могу обжаловать штраф?
Мне инспектор ГАИ выписал квитанцию штрафа за переход дороги в неположенном месте. Эта дорога второстепенная. Пешеходный переход находится далеко от того места, где я переходила дорогу (примерно в 50 м); пешеходный переход недавно обозначили около магазина. На протяжении всей этой второстепенной дороги всего 2 пешеходных перехода, 2 пешеходный переход находится около больницы. На противоположной стороне от дороги совершенно неудобная дорога для пешехода, нет ни пешеходной дорожки для пешеходов.
Как я могу обжаловать штраф?
Во дворе многоквартирного дома на парковке машина проехала по самокату, водитель машины считает возместить 300 рублей только правильным, самокат стоит 2000. Кто прав, что делать?
Мне инспектор ГАИ выписал квитанцию штрафа за переход дороги в неположенном месте. Эта дорога второстепенная. Пешеходный переход находится далеко от того места, где я переходила дорогу (примерно в 50 м); пешеходный переход недавно обозначили около магазина. На протяжении всей этой второстепенной дороги всего 2 пешеходных перехода, 2 пешеходный переход находится около больницы. На противоположной стороне от дороги совершенно неудобная дорога для пешехода, нет ни пешеходной дорожки для пешеходов.
Как я могу обжаловать штраф?
Какой документ мне нужно заполнить?
Я остановился перед не регулируемым пешеходным переходом, чтобы пропустить пешехода. Пешеход начал переходить и в этот момент в заднюю часть моего авто врезался другой автомобиль, от удара мой автомобиль двинулся и сбил пешехода на переходе. Какие последствия могут быть для меня и для того, из-за кого я выехал на пешеходный переход и сбил пешехода? Спасибо за ответы.
Меня сбил электросамокат. Как подать в суд и получить компенсацию?
Электросамокаты в крупных городах в последние годы набирают популярность. Важно, что этот вид транспорта опасен для пешеходов — на нём человек перемещается гораздо быстрее, постоянно обгоняет впереди идущих людей. Велика вероятность столкновения. При этом подать в суд и выиграть его возможно, но сложно. Лайф разбирался, как выглядит процесс.
Закон защищает нас от электросамокатов? Не совсем
И да и нет. Передвижение электросамокатов по тротуарам не регулируется, рассказали Лайфу эксперты. И это считается проблемой дорожного движения. Электросамокаты не раз предлагалось учесть в ПДД и разделить на категории в зависимости от скорости.
Согласно действующим правилам, человек на самокате или гироскутере — тот же пешеход. Для езды на них не нужны права, регистрировать их в ГИБДД тоже нет необходимости. Кроме того, ни в одном законе в принципе нет определения «электросамокат».
Однако повлиять на них всё же можно. Управляющий партнёр юридической фирмы КОДЕСТ Юлия Кочаровская говорит, что бывали случаи, когда водители электросамокатов несли административную ответственность по аналогии с водителями автотранспортных средств (ст. 12.1 КоАП РФ и примечание к ней, а также п. 1.2 ПДД РФ, ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Административная ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, если транспорт нарушителя по описанию соответствует мопеду или мотоциклу. В процессе следствия эксперты изучают характеристики самоката и сравнивают с теми, что указаны в законодательстве под определением «мопед». Если по описанию аппарат под него подходит, то нарушитель понесёт наказание как водитель мопедов и автомобилей.
Для потерпевшего самое главное, чтобы следствие признало электросамокат транспортным средством. В противном случае взыскать компенсацию за происшествие не получится, потому что инцидент не признают как ДТП. Получится, что столкнулись два пешехода.
Отправляют на убой. Владельцам электросамокатов разрешат ездить по дорогам
Человек на электросамокате — пешеход или нет? Покажет следствие
Является ли сбившее вас транспортное средство мопедом или мотоциклом, выяснит следствие. И вот тут возникает главная сложность.
Адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнёры» Анатолий Кузнецов рассказал Лайфу, каким характеристикам должен соответствовать электросамокат или велосипед, чтобы попасть под определение «мотоцикл».
— Согласно ПДД, мотоцикл — это двухколёсное ТС, максимальная скорость которого превышает 50 км/ч. Да, многие электросамокаты позволяют ехать со скоростью, значительно превышающей 50 км/ч, и формально подпадают под определение «мотоцикл». Однако в тех же правилах указано, что пешеход — это лицо, использующее для передвижения самокат или аналогичное ему средство. В этом определении ничего не говорится ни про скорость, ни про наличие электродвигателя. Поэтому в понимании действующих правил дорожного движения человек, управляющий самокатом, — это пешеход, — говорит эксперт.
Мощность электросамоката также влияет на степень наказания. Юрисконсульт онлайн-платформы «Податьвсуд.РФ» Эльвира Прусакова приводит следующие данные:
— Если она выше 250 Вт, то самокат приравнивается сразу к мопедам. Если мощность двигателя менее 250 Вт, то ответственность за нарушение ПДД наступает как для пешехода, совершившего наезд на другого пешехода или автомобиль.
В двух словах — степень наказания зависит от характеристик электросамоката. Чем они выше, тем больше шансов, что дело будет заведено.
Это касается любого вида транспорта. Юристы добавили, что в случае столкновения с гироскутером доказать вину водителя почти невозможно, потому что его мощность слишком низкая. А вот столкновение с велосипедом — это точно ДТП, потому что он входит в категорию «транспорт».
В вас врезался велосипед или самокат. Как судиться с владельцами (3 фото)
Электросамокаты, гироскутеры и другой небольшой колёсный транспорт все активнее развивается. Вслед за популярностью идут проблемы: как быть, если случилось ДТП, а вы на паре колес? И что делать, если моноколесо или велосипед врезался в вас?
Единого определения, что такое электросамокат, нет
Скорость «пешеходного» транспорта за последние годы заметно выросла. Теперь даже электрические самокаты могут спокойно ехать в потоке машин со скоростью в 40-60 километров в час. Хотя под определение традиционного транспорта с бензиновым двигателем самокаты не попадают.
Автоюрист Роман Федосеев отмечает, что владельцы электросамокатов часто не соблюдают простых мер безопасности, не знают правил дорожного движения и постоянно подвергают себя (и заодно других) неоправданному риску, считая, что обладают полным набором прав автомобилиста.
«Самое распространённое нарушение — наезд на стоящее транспортное средство или столкновение после выезда на проезжую часть», — пояснил Федосеев.
В крупных городах России, где владельцы электротранспорта с малой мощностью имеют неосторожность выезжать на дороги общего пользования, судебная практика в спорах с автовладельцами сопровождается целым рядом особенностей. Об этом нам рассказал автоюрист и консультант Telegram-канала «Поворот на право» Тимур Акименко. По его словам, ключевая особенность правовых споров между автомобилистами и владельцами электрического транспорта заключается в том, что единой трактовки самоката как транспортного средства в ПДД нет.
Какими бы большими не были колеса электросамоката, если его мощность менее 250 Вт, он все равно остается самокатом, который должен ездить по пешеходным зонам. Фото: Depositphotos
Мнения относительно того, что представляет собой электросамокат во время движения, расходятся даже у государственных органов. По словам Акименко, из-за этой неразберихи стоит ожидать внесения в ПДД поправок и актов, в которых будут более четко прописаны роли и ответственность владельцев такого транспорта.
Кроме того, любители выпить и затем погонять на самокате никуда не делись. Инспекторы регулярно оформляют на них протоколы, но дальше предупреждения и штрафа дело не движется.
«Есть судебная практика, где водители самокатов привлекались за вождение в состоянии алкогольного опьянения. И в отдельных случаях суды установили, что самокат приравнивался к транспортному средству», — отметил Акименко.
По мнению юристов, водители электросамокатов представляют группу особого риска, поскольку появляются на дороге неожиданно и не оставляют водителям ни места, ни времени на манёвр. Довести дело до суда в такой ситуации сложно, однако в отдельных случаях к владельцам электросамокатов применяется строгое наказание.
«Все зависит от мощности электросамоката. Если она выше 250 Вт, то самокат приравнивается сразу к мопедам (скутерам). Если мощность двигателя менее 250 Вт, то ответственность за нарушение ПДД наступает как для пешехода, совершившего наезд на другого пешехода или автомобиль», — отметил юрист Тимур Акимов.
Судиться уже можно
Другой популярный вид городского транспорта, на который не нужна лицензия и права — моноколесо. Обладатели сложного в управлении устройства после периода адаптации часто начинают расширять горизонты поездок — тротуаров становится мало, и на работу или до ближайшей станции метро на моноколёсах катаются прямо по проезжей части. По данным автоюриста Сергея Ковалёва, только с апреля по май 2019 года в Москве зарегистрировано не менее пяти ДТП с владельцами моноколёс, которые решили прокатиться по дороге вместе с автомобилями.
«Некоторые пострадали от наезда на стоящий автомобиль, другим удалось даже прокатиться на капоте автомобилей, двигавшихся по встречной полосе», — отметил юрист.
Обошлось без погибших, однако двое из пяти пострадавших попали в больницу, после чего встретятся с владельцами автомобилей в суде. Правовая ситуация пока не имеет чёткой трактовки, однако юристы знают, как нужно действовать в такой ситуации и кто будет виноват, что на капоте машины внезапно окажется «оператор» моноколеса.
«С моноколесом ситуация схожая. В большинстве разъяснений прописано, что водитель такого транспорта — это пешеход. В связи с этим, владельцы моноколес будут нести ответственность по статьям 12.29 (простые нарушение ДТП) и 12.30 (нарушения, связанные с вредом здоровью) КоАП РФ», — рассказал юрист Тимур Акимов.
Как отмечает Акимов, при нанесении какого-либо ущерба водителю необходимо обратиться непосредственно к тому, кто вред причинил. Чаще всего можно добиться возмещения ущерба в денежном эквиваленте. Направляется претензия виновнику ДТП, если он отказывается возмещать ущерб, то можно смело писать исковое заявление. Если ущерб от влетевшего в машину моноколеса окажется существенным, то пешеходу не останется ничего иного, кроме как исполнять решение суда.
Как отмечают юристы, в текущей редакции ПДД перечень электротранспорта, для которого не требуются права, отсутствует как таковой. Государственные органы сами не до конца понимают, к какой именно категории относить скутеры, моноколеса и самокаты: к пешеходам или транспортным средствам.
«Целесообразным решением было бы приравнять электротранспорт к велосипедам. Более-менее подходящая скорость и другие параметры, в целом, сходные. Из-за такой трактовки появится запрет для электротранспорта на выезд на проезжую часть, что позволит владельцам моноколеса спокойно двигаться по велодорожкам», — отметил юрист Тимур Акимов.
Если на вас совершили наезд, можно требовать компенсацию
На протяжении многих лет считалось, что ДТП с велосипедистом переживается относительно спокойно. Однако при ближайшем рассмотрении «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» становится ясно, что даже простая авария может обернуться крупным разбирательством.
Для начала стоит прояснить правила пересечения дороги. На перекрёстке владелец велосипеда должен спешиться и пройти шагом всю дистанцию от светофора до светофора. Проезд верхом — нарушение, за которое можно схлопотать штраф.
Часто владельцы велосипедов игнорируют эти правила и сбивают пешеходов, которые получают тяжёлые травмы головы от удара об асфальт. В отдельных случаях владелец велосипеда может получить штраф за причинение лёгкого вреда здоровью по неосторожности, однако уголовной ответственности за это, само собой, не предусмотрено. Аналогичная ситуация с электротранспортом, который движется по тротуару. Размер компенсации, если на вас наехал такой «водитель», определяет суд.
Велосипед — особо опасный транспорт для автомобилей
Стоит помнить, что даже в том случае, если велосипедист двигается в тёмное время суток без «опознавательных знаков» (жилет, катафоты и фонари), наезд автомобиля на него будет считаться серьёзным нарушением.
Если в результате ДТП хозяин велосипеда сломает руку или получит травму головы, есть риск попрощаться с правами на полтора года.
Когда велосипедист сам въехал в автомобиль, а прибывший на место наряд ГИБДД установил его вину (как пешехода), то страховая тоже может натворить чудес с выплатами. Бывали случаи, когда из-за небольших повреждений страховщики отказывают в выплатах. Чтобы доказать собственную правоту и добиться справедливости, нужно иметь на руках копию протокола ДПС, с которой можно смело обращаться в суд. Почти наверняка суд встанет на сторону автовладельца.
Главное в таких случаях, как отмечают юристы, грамотно оценить ситуацию. Если владелец самоката или моноколеса попал под колёса автомобиля, первым делом нужно убедиться, что пешеход не пострадал. Затем стоит оценить ущерб, и в случае отсутствия повреждений и претензий, можно просто разойтись. Если помята дверь автомобиля, поцарапана краска или разбита фара, а владелец электросамоката отказывается возмещать ущерб, стоит вызывать сотрудников ГИБДД.
Ожидание займёт какое-то время, однако в этом случае инспекторы точно установят виноватого, и их решение будет обжаловать крайне тяжело. Не лишним будет проверить записи с видеорегистратора. Эти файлы, как правило, существенно упрощают судебное разбирательство и лишают не совсем честных участников движения права на фальсификацию показаний.
Универсального правила в таких ситуациях нет, а механизм работает в обе стороны — пешеходы на электросамокате могут стать жертвой автохама и нередко страдают из-за обычной невнимательности водителей. Довести дело до суда можно и в том случае, если водитель скрылся с места ДТП, а пешеход получил тяжелые травмы.