Ребенок нацист что делать
Дети-фашисты: как сориентироваться взрослым?
Недавно на одном из психологических форумов женщина поделилась ситуацией: она узнала, что её 16-летний сын примкнул к молодёжной националистической группировке. Теперь её сын стал занят, окружён друзьями, и… считает, что Гитлер был в целом прав, лучшие обои на рабочий стол — солдаты вермархта, а людей неправильной национальности надо убивать в подъездах и вешать на столбах.
Мать в растерянности, панике, слезах. Даже железный казалось бы аргумент: «А как же воевавший дед?» не меняет речи сына. Отец мальчика, живущий отдельно, вмешиваться отказался, верней не заинтересовался. «Что же делать» — спрашивает она?
Оставлю для отдельной статьи распространённую реакцию одобрения или непонимания, что плохого в приверженности подростка таким радикальным идеям. Ещё для слишком многих россиян за словом «фашизм» — просыпавшиеся с криками наши бабушки, окаменевшие дедушки, ужас и предел. Но назови тот же принцип «современным русским национализмом» — и сознание обрабатывает его иначе. А общий фон накапливающихся со циальных проблем разного уровня совсем не помогает воспитывать ценности гуманизма — цена их все выше.
Совет — не консультация, и для любого психологического анализа индивидуальные детали очень важны. Однако я немного их затру, чтобы оставить анонимность человека, но изложу, какой совет дала в этой ситуации я:
«Здравствуйте! Очень тяжёлая ситуация — обнаружить ценностные расхождения настолько глубокие, что под вопросом оказывается сама возможность быть близкими людьми с сыном. Я бы советовала в первую очередь смотреть на ситуацию под углом контакта с сыном: что в нём остаётся опорой, а что требует работы отношений.
Прежде всего, это подросток. Он вполне реально (и порой всерьёз болезненно для родителей) противопоставляет свои находки семейным. В подростковом возрасте родитель превращается из сильной фигуры в попутчика. В лучшем случае. Поэтому надо самому адаптироваться к этой новой ситуации, переключиться из привычной роли и постараться на новом уровне выстроить взаимопонимание. Задача не рядовая, и это надо понимать.
Что я имею в виду под работой отношений?
Во-первых, хорошо понять себя, понять свой страх, гнев, отвращение — все. Что именно пугает мать? Я выше предположила свой вариант, но может для неё на первом месте страх того, что сын применяет насилие; что он окажется вовлечён в тяжкое преступление; что он будет за него наказан; что он открыто не соглашается с семейными ценностями и тем ставит под вопрос её авторитет и вообще жизнь; что его поведение указывает, насколько мало у неё контроля над важным в жизни областями… Чем точней она сможет сформулировать почему текущие увлечения сына её задевают, тем больше это поможет контролировать себя в общении с ребенком.
Тут очень важно продумать, как перевести это в предельную конкретику: не «… потому что быть нацистом — плохо», а «… когда я слышу, как ты говоришь об угрозах России, называя врагом абстрактную группу, в которую включены например [моя еврейская подруга, мой осетинский коллега] то у меня возникает страх, что ненависть, которую ты испытываешь, не поддаётся контролю, а значит может выплёскиваться не по адресу, не в адекватной форме, привести к непоправимым последствиям»...
Во-вторых, задуматься о том, как мир выглядит глазами её сына. Трудно сознательно разделять националистические взгляды, но эмоционально она может почувствовать то, что ему дорого, оценить это тоже и не спорить с этим — ведь сын похоже правда нашёл круг единомышленников, чувствует мужскую поддержку, обретает смысл и направление в жизни… Хотя это извращённый смысл, в котором на самом деле нет опор и будущего, но он ещё этого не обнаружил, а скорей всего находится в своеобразном «медовом месяце». Что для него главное в этом увлечении? Обретённое самоуважение? Возможность открыто пылать ненавистью, обидой и другими сильными чувствами, которые до того имели мало пространства в жизни? Да, тема отца, который не демонстрирует ни силы, ни образца, ни поддержки — конечно, тут с большой вероятностью влияет, но на самом деле важней понять как именно все это переживается сыном и думать теперь уже о нём.
В-третьих, собственно, общение, поддержание контакта и продолжение разговоров,продумать и менять при надобности их тактику, следить и за содержанием — и за тем, чтобы сам контакт все-таки не прервался до последнего (и хорошо если мама сразу поймёт для себя, что для неё рубеж).
Поэтому помощь консультанта показана матери, потому что предстоит сложный этап, где надо хорошо понимать свои чувства, иметь союзника, демонстрировать гибкость и мудрость… и всё это без всяких гарантий того, что сын поменяется. Уж точно — что он сделает это враз и «обратно». А вот сможет ли она как-то повлиять на его путь из той точки, куда он уже попал, сохранить какие-то из общих ценностей — это ещё открытый вопрос и чем больше ресурсов она для этого активизирует, тем, конечно, лучше.
»Крошечные рабы рейха»: история нечеловеческих страданий детей в концлагере СС
Нацисты уничтожали пленных солдат. Убивали миллионы женщин. Жгли в печах стариков. Однако даже на фоне подобной жестокости это кажется безумием — содержание за колючей проволокой десятков тысяч маленьких детей.
От бывшего учреждения СС «Киндер КЦ» в польском городе Лодзь мало что сохранилось. Сотрудник музея на железнодорожной станции Радегаст показывает на стендах чёрно-белые фотографии детей. «Их привозили отовсюду. Из всех городов Польши, Чехословакии, Югославии, Советского Союза. В среднем в возрасте от 1 года до 14 лет. И сирот, и тех, кого силой отобрали у родителей, и из семей казнённых партизан и подпольщиков. Ребёнок «арийской внешности» (с голубыми глазами и светлыми волосами) подвергался «проверке»: ему измеряли череп. В случае соответствия «расе господ» увозили на усыновление в немецкую семью. Еврейских детей ждал изнурительный труд на фабрике по производству снарядов, а при полном измождении — отправка в газовые камеры. Лагерь был рассчитан на 10 000 малышей», — об этом говорится в репортаже mirnews.su.
За стеклом — лоскутки материи, пуговицы, старый, шитый-перешитый матерчатый медвежонок: игрушки юных узников «Киндер КЦ». В Лодзи до сих пор стоит большое старое здание из красного кирпича. Старожилы помнят, как во время нацистской оккупации по ночам оттуда неслись страшные крики и плач. Там располагался медицинский центр СС — у польских и советских детей откачивали кровь для переливания раненым на Восточном фронте солдатам вермахта. А трупики сотнями зарывали во дворе.
— Я попал в «Киндер КЦ» в возрасте трёх лет, поэтому помню всё очень плохо, — рассказывает гражданин ФРГ Фолькер Хайнеке. В детстве — житель Крыма Саша Литов, перемещённый в Лодзь в 1943 году. — Но в памяти осталось, как нам измеряли черепа, рыдания детей, не прошедших «арийскую проверку», — они бесследно исчезали, и больше мы их не видели. У меня долго и сильно болел глаз: уже после усыновления немецкой семьёй в Гамбурге я прошёл врачебный осмотр. Доктора установили: это следствие сильного удара кулаком. В «Киндер КЦ» малышей били смертным боем за одно лишь слово, сказанное на родном языке, — мы должны были общаться только по-немецки. Лишь в 18 лет мне открыли тайну усыновления: я узнал, что русский и родился в СССР.
На станции Радегаст стоят старые вагоны с колючей проволокой: в этих «гробах» детей перевозили в концлагеря по всей Европе. Набивали внутрь больше сотни человек, иногда в пути из-за тесноты погибала треть крохотных пленников. В еврейском гетто Лодзи (около 200 тысяч населения) во время страшных холодов не было ни дров, ни любой воды (люди сами рыли колодцы) — за первую зиму умерли тысячи, но детей старались согревать своими телами, отдавали им последний кусочек хлеба. Именно поэтому нацисты 4 сентября 1942 года забрали 20 000 малышей (всех до одного) у родителей гетто.
Большинство отправили в Освенцим, некоторых оставили в «Киндер КЦ» — сутками вкалывать на соседних оружейных фабриках: как считали «бизнесмены» из СС, детские ручки лучше всего вытачивают детали для орудий. Неподалёку от Лодзи (в деревне Дзержонзна) в качестве отделения «Киндер КЦ» построили отдельный лагерь для польских девочек (дочерей выселенных поляков и партизан) от 8 до 16 лет. 1600 заключённых в ускоренном темпе обучали сельскохозяйственным работам, чтобы затем массово направлять в Германию для рабского труда на полях местных фермеров.
Охрану осуществляли женские вспомогательные подразделения СС, изощрявшиеся в жестокости. «Известен случай, когда надзирательница Сидомия Байер до смерти запорола розгами перед другими детьми 13-летнюю Урсулу Качмарек, — рассказывает сотрудник музея. — У нас даже нет полных данных, сколько маленьких девочек погибло в этом аду». 84-летняя чешская пенсионерка Мария Долежалова-Шупикова в разговоре со мной вспоминала: после сожжения в 1942 г. её родной деревни Лидице, 23 ребёнка оттуда отвезли в лагерь Лодзи. «Даже бараков не было, спали на голой земле, в лохмотьях и вшах. С нами были один двухнедельный младенец и годовалые малыши — я раньше не могла себе представить, что в таком возрасте могут поместить в настоящую тюрьму».
— «Киндер КЦ» широко использовался как «фильтрационный пункт» для сети приютов СС «Лебенсборн», — сообщает независимый польский публицист Михаил Грацкий. — Замысел нацистов состоял в том, чтобы оторвать младенцев из оккупированных государств (в первую очередь Польши и СССР) от родителей и вырастить в немецких семьях «истинных арийцев», фанатиков национал-социализма, считающих, что их мать — Германия, а отец — Адольф Гитлер. Каждого «отбракованного» ребёнка потом отправляли на тяжёлые работы либо на медицинские эксперименты СС в Освенцим и Бухенвальд. Только четверть детей из проекта «Лебенсборн» смогли вернуться назад к родным и близким: найти остальных не получилось. Их документы были уничтожены.
От Радегаста отходит специально построенный как часть музея бетонный туннель. Внутри выбиты огромные цифры — с 1939-го по 1945-й, время нацистской оккупации Польши. Ты шагаешь внутри, и при подходе каждый «год» автоматически вспыхивает мягким светом, освещая короткий рассказ о жизни людей за колючей проволокой. Красная армия вошла в Лодзь 19 января 1945 года, освободив в еврейском гетто 900 заключённых — взрослых и детей. Всему миру известно имя Оскара Шиндлера — немецкого промышленника, сумевшего спасти на своей фабрике в Польше 1200 евреев. Да, слава ему! Тем не менее стоит отметить: никто на Западе (да и у нас тоже) не знает имён советских солдат, оплативших своими жизнями спасение маленьких обитателей «Киндер КЦ» в Лодзи. Будьте уверены — про них никогда не снимут фильм в Голливуде.
И всё же благодарные люди есть. Я встречаю в музее Радегаста молодую пару туристов из Израиля. «Моего прадедушку в гетто Лодзи спасли русские, — говорит парень. — Если бы не ваша армия, я попросту не появился бы на свет». И это главное, что приходит в голову при посещении бывших концлагерей, от которых избавил мир советский солдат.
Не было бы не только молодого израильтянина, а и всей Европы в принципе. Но задумываться на эту тему в Польше сейчас не модно.
«Я видел ребенка, которому с какой-то «научной» целью вставили чужой кусок тела»: из воспоминаний советских военных, освобождавших Освенцим
27 января 1945 г. Красная армия освободила нацистский концентрационный лагерь и лагерь смерти Освенцим. Представляем на ваш суд воспоминания советских военных, оказавшихся в концлагере в первые дни после освобождения.
Из фронтового дневника главного токсиколога 60-й Армии майора медслужбы Иосифа Бециановича Фридлянда, 30 января 1945 г., 1 февраля 1945 г.:
Меня окружают несколько бывших заключенных и один из них — Гордон, еврей, врач из Белоруссии, находившийся в лагере несколько лет, — говорит: «Я сюда был доставлен с отцом, матерью, сестрой, женой и ребенком. При сортировке прибывших меня направили на работы, а моих близких на сжигание. Они все были сожжены, но до сих пор меня мучает одна мысль — как погибла моя дочурка. Дело в том, что в составе зондеркоманды был один садист, который бросал детей живыми в раскаленную печь. Меня все время мучает мысль, не оказалась ли моя девочка среди сожженных заживо…»
На вопрос о последнем дне лагеря заключенный Гордон рассказал, что 25 января около 2 часов дня на площадь выгнали всех оставшихся в лагере узников. Их окружили 4 десятка эсэсовцев с овчарками. Против колонны были установлены пулеметы и все решили, что наступил конец.
«Я выбрал эсэсовца и решил кинуться на него, когда начнется расстрел, но вдруг к колонне подъехал на мотоцикле эсэсовец и что-то шепнул своим собратьям. Командир выкрикнул, чтобы все вернулись в бараки, и, не дожидаясь исполнения приказа, убийцы мгновенно исчезли. Оказалось, что последний эшелон СС уходил на 1 или 2 часа раньше предполагавшегося времени.
Советские войска продвигались быстрее, чем немцы предполагали. Заключенные остались без своих кровопийц, а 27 января около 3 часов дня в лагере появились освободители — солдаты генерал-майора В. Петренко, командира одной из дивизий 60-й армии».
Из письма советского коменданта освобожденного Освенцима полковника Григория Давидовича Елисаветского, 4 февраля 1945 г.:
Везде валяются столько трупов, что я тебе передать не могу. Входил в барак, где лежит в ряд 400 живых трупов. Эти люди лежат несколько дней, и никто к ним даже не входил. Никто им не давал ни есть, ни пить, и они лежали и ждали своей мучительной кончины. Можешь себе представить какой вой они подняли, увидев живых людей, в которых они сразу почувствовали своих спасителей. Сейчас развернут там госпиталь (наш), куда уже свезли 4000 чел., но это только капля в море. А если бы ты видела, что делалось с людьми, когда они увидели хлеб, они ноги целовали, они выли (буквально выли, а не плакали), как безумные. В лагере имеется детский барак. Когда мы зашли туда, мои нервы больше не выдержали, у меня сперло дыхание и слезы меня начали душить. Туда свели еврейских детей разных возрастов (близнецов). На них, как на кроликах, производили какие-то эксперименты.
Я видел парня лет 14, которому с какой-то «научной» целью впрыснули в вену керосин. Потом у него вырезали кусок тела и послали в Берлин в лабораторию, ему же вставили другой кусок тела. Сейчас он лежит в госпитале весь в глубоких гниющих язвах и ничего с ним сделать нельзя. По лагерю ходит красавица-девушка, молодая, но умалишенная. Я вообще поражаюсь как эти люди, которых мы видели, не сошли с ума все.
Да, если до сих пор мы освобождали лагеря смерти, то Освенцим можно по праву назвать «Город поголовного массового истребления неповинного народа».
Источник: Терушкин Л.А., Тиханкина С.А. Освобождение Аушвица (Освенцима) — уникальный пример межнациональной толерантности. М., 2017
«Господин врач говорит, чтобы вы не плакали»: опыты над детьми в оккупированной нацистами Латвии
Свидетели из числа бывших заключенных лагеря Саласпилс обрисовали Комиссии следующую ужасающую картину нечеловеческого существования советских людей в фашистских застенках.
Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток.
Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей.
Свидетель БРИНКМАН М.Г., содержавшаяся в концентрационном лагере, показывает:
«В Саласписе происходила неслыханная в истории трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные, отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились торжественно у стола. Из рук матерей силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем невинных детей».
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривают 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей.
Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей.
Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.
Немецкие врачи — детоубийцы с докторскими дипломами — больным детям делают инъекции: впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать во внутрь разные средства.
Все эти медицинские приемы вызывают один общий неизменный результат — дети в мучении умирают.
Больных детей кормят отравленной кашей, от которой маленькие страдальцы умирают мучительной смертью. Руководил всеми этими экспериментами немецкий врач МАЙЗНЕР.
Следствием установлено, что заболевшим в лагере детям немцы, как правило, к пище примешивали мышьяк, умерщвляя таким путем больных детей.
Свидетель САЛИЮМС Э.К., бывшая заключенная лагеря, показала:
«В Саласпилском концентрационном лагере немецкие фашисты особенно остервенело истребляли советских детей. Пригнанных в лагеря детей, начиная с грудного возраста, насильно отбирали от матерей, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день».
Ребенок КУХАРЕНОК Галина, 12 лет, Комиссии заявила: «…Папу с мамой немцы угнали, и в лагере остались я, моя сестра Верочка — 4 лет и брат Жоржик — 13 лет. В то время много детей болело разными болезнями. Больных детей отправляли в лагерную больницу, а часть детей лечили прямо в бараке каким-то лекарством. Когда ребенку дадут это лекарство, то ребенок умирал через 2–3 часа. После принятия этого лекарства при мне в бараке умерло 8 детей.
Когда матерей угнали, я ухаживала за детьми-малютками; когда из них заболел мальчик, он ничего не говорил и не ходил, то ему сестра принесла каши. Я его накормила кашей, и после этого вскоре у него посинели губки, он только ручкой взмахнул и умер…
Другие девочки ухаживали, как и я, за маленькими; у них тоже умирали малютки после того, как они кормили их кашей».
Девочка ЛЕМЕШОНОК Наташа, 10 лет, рассказывает:
«Через несколько дней солдаты всех группами выводили из барака и вели через двор в больницу. Там нас выстроили в очередь. Аню я держала на руках. Мы не знали, что с нами будут делать. Потом пришел немецкий доктор, большой и сердитый, и другой немец. Я не видела, что они делают впереди, но какая-то девочка вдруг стала плакать и кричать, а доктор топал ногами. Когда я подошла поближе к нему, то увидела, что он втыкает в руку около локтя девочкам и мальчикам длинную иголку и по трубочке в поставленную стеклянную толстую трубку набирает кровь. От каждого из нас он набирал полную трубку нашей крови. Увидя это, я тоже стала плакать и кричать. Мне было очень страшно, когда подошла моя очередь, доктор вырвал Аню из рук и положил на стол. При этом доктор воткнул мне в руку иглу и, когда набрал полную стеклянную трубку, отпустил меня и стал брать кровь у моей сестрички Ани. Я стала кричать и плакать. Немец посмотрел на нас и что-то сказал. Мы не поняли, а солдат, стоявший рядом, засмеялся и сказал по-русски: «Господин врач говорит, чтобы вы не плакали, девочка все равно умрет, а так от нее хоть какая-нибудь будет польза». Потом через день нас снова повели к врачу и опять брали кровь. Помню, что в неделю четыре раза водили к врачу и брали кровь. Скоро Аня умерла в бараке. У нас все руки были в уколах. Мы все болели, кружилась голова, каждый день умирали мальчики и девочки».
Источник: Латвия под игом нацизма. Сборник архивных документов. — М.: Издательство Европа, 2006
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
«Малыши не так быстро умирали, как хотели нацисты»: воспоминания о детях – узниках концлагерей
11 апреля ежегодно во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата была выбрана и утверждена ООН не случайно. В этот день в 1945 году произошло интернациональное восстание узников концлагеря Бухенвальд. К этому моменту (за восемь лет существования) в нем было замучено 56 тысяч человек, в том числе 19 тысяч советских военнопленных. Узнав о плачевном положении вермахта, узники решились на восстание. Им удалось захватить сторожевые вышки, удерживать лагерные площади и передавать в радиоэфир сигнал «SOS». В тот же день в Бухенвальд вошли войска Третьей армии США.
Концентрационные лагеря не были изобретением Третьего рейха, однако с 1933 года Германия организовала на собственной и оккупированной территории несколько десятков таких учреждений. Не все они были лагерями смерти, то есть предназначались для уничтожения. Лагерями смерти были Освенцим, Дахау, Собибор, Треблинка, Бухенвальд, Равенсбрюк, Хелмно, Белжец и Майданек. Однако условия в так называемых трудовых лагерях отличались не сильно. Чтобы понять, какой порядок навязывала миру нацистская Германия, стоит почитать воспоминания людей, прошедших через концлагеря. Одни из самых страшных страниц в них посвящены детям.
Рапорт акушерки из Освенцима
Всем известно, что Освенцим был местом чудовищных медицинских экспериментов Йозефа Менгеле, не гнушавшегося ни сшиванием близнецов, ни ампутацией конечностей у младенцев без анестезии. Если зверства Менгеле и примерное количество его жертв известны благодаря сохранившейся документации, то многих маленьких мучеников лагерная статистика не учитывала.
В церкви Святой Анны около Варшавы стоит скульптура женщины в полосатой робе, держащей в обеих руках по младенцу. Это памятник польской акушерке Станиславе Лещинской, которая два года была узницей в Освенциме, исполняя при этом профессиональный долг. Лишь в 1965 году она опубликовала свой рапорт, объяснив это «озабоченностью тенденциями, возникающими в польском обществе». Лещинская рассказала о том, что редко вспоминают, говоря о зверствах фашистов, – о судьбе беременных женщин, попадавших в концентрационные лагеря, и их малышей. Вот что говорилось в том рапорте:
«До мая 1943 года все дети, родившиеся в освенцимском лагере, зверским способом умерщвлялись: их топили в бочонке. Это делали медсестры Клара и Пфани. Первая была акушеркой по профессии и попала в лагерь за детоубийство. Поэтому она была лишена права работать по специальности. Ей было поручено делать то, для чего она была более пригодна. Также ей была доверена руководящая должность старосты барака. Для помощи к ней была приставлена немецкая уличная девка Пфани. После каждых родов из комнаты этих женщин до рожениц доносилось громкое бульканье и плеск воды. Вскоре после этого роженица могла увидеть тело своего ребенка, выброшенное из барака и разрываемое крысами».
В мае 1943 года голубоглазых и светловолосых детей из Освенцима начали отправлять в Германию с целью денационализации. Из лагеря их увозили под пронзительный плач матерей.
«Еврейских детей продолжали топить с беспощадной жестокостью, – писала Лещинская. – Не было речи о том, чтобы спрятать еврейского ребенка или скрыть его среди не еврейских детей. Клара и Пфани попеременно внимательно следили за еврейскими женщинами во время родов. Рожденного ребенка татуировали номером матери, топили в бочонке и выбрасывали из барака. Судьба остальных детей была еще хуже: они умирали медленной голодной смертью. Их кожа становилась тонкой, словно пергаментной, сквозь нее просвечивали сухожилия, кровеносные сосуды и кости. Дольше всех держались за жизнь советские дети; из Советского Союза было около 50 процентов узниц».
По словам акушерки, за время ее пребывания в Освенциме ни один ребенок из примерно трех тысяч родившихся малышей, не появился на свет мертвым. Не было ни единого случая заражения и смерти женщины в результате родов. Удивительным образом младенцы рождались красивыми и пухленькими, хотя матерям приходилось долгое время отказываться от своего куска хлеба, чтобы выменять его на простынь, которую можно было порвать на пеленки. По данным Станиславы Лещинской, за два года несколько сотен детей было вывезено в Германию для денационализации, более 1500 утопили Клара и Пфани, более 1000 малышей умерли от голода и холода. Пережили лагерь не более 30 новорожденных. Все эти данные не учитывают периода работы лагеря смерти до конца апреля 1943 года. Освенцим был освобожден советскими войсками 27 января 1945 года.
Детский барак в Саласпилсском лагере
Саласпилсский лагерь, действовавший в 18 км от Риги с 1941-го по 1944 год, печально известен своей «фабрикой» по перекачке детской крови. Маленьких узников использовали в качестве доноров крови и кожи для раненых немцев, а также подопытных для испытания ядов. В 2017 году в Латвии вышел сборник воспоминаний бывших узников «Быль о Саласпилсе». Одна из них, Акилина Лелис, рассказала про суровую зиму 1943-го, в один из вечеров которой в лагерь пригнали большую группу людей из разных районов Беларуси:
«В баню гнали всех вместе: мужчин, женщин и детей. Делали большой крюк мимо лагерных бараков, чтобы дорога
была длиннее. Февральский мороз захватывал дух. Мы слышали, как плакали дети, прижимаясь к матерям, чтобы
согреться. Как спасти крошек от объятий ледяного ветра?! Матери со слезами на глазах прижимали к себе малышей
(там были и грудные дети), дышали на них, растирали и гладили голыми окоченевшими руками. Старшие (в возрасте
от двух до девяти лет) кое-как топали сами. Они плакали и умоляли, чтобы мамы отвели их домой. Мороз жег их
маленькие ножки, а дорога была длинной, и смех эсэсовцев – издевательский. Казалось, они не видят стянутые болью
в гримасу личики, не слышат отчаянные голоса. От нацистов нельзя требовать человечности. Они не знали, что это
такое».
После километра до бани и обратно голышом в стужу многие дети ночь не пережили. Многие заболели и умерли через несколько дней. Оставшихся детей до шести лет поместили в отдельный барак, старших увезли, и больше они не вернулись. Потом увезли матерей. Из числа новоприбывших также отобрали 20 наиболее красивых девушек, которых нарядили в одежду убитых евреек и увезли в публичные дома в Ригу для развлечения гитлеровских офицеров. В итоге в лагере остались маленькие дети, ухаживать за которыми взялись несколько женщин из числа узниц. «Малыши не так быстро умирали, как того желали нацисты», – констатировала Лелис.
«Когда мы, несколько женщин, которым доверили уход за детьми, явились в барак, перед нами открылась страшная картина. В бараке на голых нарах лежали полуголые дети разных возрастов. Некоторые из них умели только ползать, многие не могли даже сидеть. От ужасного запаха можно было задохнуться. Пятьсот детей в течение нескольких дней все свои естественные надобности отправляли тут же, в бараке. Груднички так перепачкались, что не видать было глаз», – с содроганием вспоминала она.
wikipedia.org. Надпись «За этими воротами стонет земля» на входе в Саласпиллский мемориальный ансамбль
Помочь принести воду вызвались узники-мужчины. На то, чтобы обмыть всех детей, потребовалось 12 часов. Одежду в грязи и вшах приходилось сжигать, замену искали в женских бараках, из тряпья сшили пеленки и рубашечки, однако дети плакали от голода. Дневной паек узников состоял из кусочка хлеба, кружки черного кофе и миски вонючей баланды из отходов, в которой могли плавать головы кильки, овощные очистки, пустые банки из-под консервов и старые подметки. Помог один из работников кухни комендатуры, который тайком доставал молоко. Его разбавляли кипяченой водой и давали младенцам и самым слабым детям, но этого было катастрофически мало. Вскоре в бараке начали распространяться болезни, в том числе корь и дизентерия. Ежедневно умирали десятки маленьких узников, от живых старались как можно быстрее избавиться: больных корью начинали часто купать и что-то им впрыскивали, отчего через несколько дней у детей вытекали глаза.
Саласпиллский лагерь был почти полностью сожжен перед приходом советских войск в 1944 году. Заключенные были перевезены в концлагерь Штуттгоф.