Ребенок не берет бутылку со смесью что делать
Ребенок не берет бутылку со смесью что делать
Многие мамы, кормящие грудью, сталкиваются с тем, что ребенок отказывается от груди. Причем это происходит не только в период новорожденности, но и после нескольких месяцев вполне успешной лактации.
Каковы причины этого и как вернуть грудное вскармливание?
Возможно, проблемы чисто физиологического характера, тогда восстановление лактации – дело техники. Но если у проблемы психологические причины, для продолжения кормления грудью придется восстановить утраченную связь с малышом и наладить взаимоотношения в семье.
Слишком тугая грудь. Некоторые дети могут отказаться сосать грудь со слишком узкими молочными протоками. Добыть из нее молоко тяжело, и малыши могут «лениться» и отказываться сосать.
В таком случае нужно помочь крохе добыть молоко. Сделать это можно с помощью легкого массажа молочных желез до и во время кормления, теплого душа перед тем, как дать малышу грудь, и подходящей позы. Многим детям легче сосать, когда молоко под действием силы тяжести само вытекает их нее. Выберите удобную позу, которая понравится вам и поможет молочку быстрее литься из груди. По мере взросления ребенка ему будет становиться все легче, и проблема уйдет.
Иногда проблемой становится слишком сильный поток молока, особенно в начале кормления. В этом случае советуем слегка сцедить молоко перед тем, как приложить малыша. Попробуйте новые позы, например, лежа на спине, а ребенок пусть берет грудь сверху. Так сила потока будет снижена и дискомфорт уйдет.
Плоские или втянутые соски
Ребенка что-то беспокоит (зубы, колики)
Это может быть боль или зуд при прорезывании зубов, колики. Малыш плачет и просит грудь, но, не успев взять ее, отворачивается и начинает плакать еще сильнее. Такой отказ часто возникает в возрасте 3-6 месяцев. Важно как можно скорее установить и устранить причину дискомфорта. Если это проблемы с животиком, то сделайте крохе массаж, погладьте животик по часовой стрелке, положите руку или теплую пеленочку. В случаях необходимости дайте препараты, рекомендованные педиатром.
При прорезывании зубов неприятные ощущения можно снять с помощью специальных гелей или охлаждающих прорезывателей. Как только неприятные ощущения перестанут беспокоить малыша, проблемы с лактацией уйдут сами собой.
Слишком активное введение прикорма
Такие проблемы часто возникают после 8-9 месяцев. Малыш активно пробует новые продукты. Если за столом он получает большое число калорий, а после мама допаивает и докармливает его из бутылочки, намеренно не предлагая грудь, кормление может угаснуть.
Это не является физиологичным самоотлучением. Грудное молоко в этом возрасте еще очень важно, кроха еще беспомощен, поэтому старайтесь сохранить лактацию как можно дольше. Предлагайте после каждого кормления не бутылочку, а грудь, и вводите новые продукты постепенно.
Изменение вкуса молока
Если мама съела что-то непривычное, у нее возобновились менструации или наступила новая беременность, вкус грудного молока может измениться. Дети – большие консерваторы, поэтому новшество может не понравиться крохе. Не волнуйтесь и не нервничайте. Ласково и спокойно говорите с малышом, уверенно поглаживайте его и раз за разом предлагайте грудь снова. Со временем кроха привыкнет к изменившейся ситуацией. Если изменение вкуса вызвано новой едой в рационе мамы, скорректируйте свое меню.
Использование пустышки для успокоения ребенка
Старайтесь не использовать заменители груди в те моменты, когда ребенок в ней нуждается.
Этап развития ребёнка
Нередко отказ от груди возникает из-за развития ребенка. Такое часто случается в возрасте около 6 месяцев. В это время зрение малыша становится более совершенным, развитие моторики уже позволяет взять и держать в руках различные предметы. Такой большой и неизведанный мир манит кроху, отвлекая от груди и кормления. Он начинает крутиться прямо с грудью во рту, отворачивается, едва начав сосать, иногда и вовсе не берет грудь.
В таком случае мама должна сохранять спокойствие и пытаться мягко успокоить малыша, поглаживая его и ласково разговаривая с ним. Этот этап взросления пройдет, и кроха вскоре научится познавать мир, не отвлекаясь от кормления.
Чего делать ни в коем случае нельзя: нервничать, кричать на ребенка, с первого же отказа хвататься за бутылочку со смесью. Введение смеси может привести к тому, что малыш может и вовсе прекратить сосать грудь.
Стресс кормящей мамы
Отрицательно сказаться на лактации может перенесенный мамой стресс. Конфликты с родственниками или между родителями, напряженная психологическая атмосфера дома тоже могут привести к отказу от груди. Такие проблемы решать сложнее всего, но делать это нужно сразу. Прежде всего, мать должна успокоиться сама. Все домашние дела нужно отложить на потом, главное в такой момент – восстановление грудного вскармливания.
Больше будьте наедине с крохой, разговаривайте с ним, рассказывайте, как любите его и как важно кормление грудью для вас. Важен постоянный контакт «кожа к коже». Можно попробовать совместный сон, так как многие дети лучше сосут во сне или перед ним. Если мама будет вести себя уверенно и спокойно, велика вероятность, что вскоре проблема будет решена и лактация восстановлена.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва
Врач «СМ-Доктор» рассказала, как правильно отлучать ребенка от груди
Малыш рыдает, грудь переполнена, но вы твердо решили свернуть грудное вскармливание. Причин может быть много: пора выходить на работу, настало время отправлять ребенка в сад, состояние здоровья и даже «я просто так решила».
Отлучение от груди может стать настоящим испытанием на прочность для всей семьи: бывают случаи, когда дети напрочь отказываются бросать грудь и просто тиранят маму, чуть ли не сдирая с нее одежду. Можно ли избежать проблем на это пути? Как сделать процесс максимально комфортным для мамы и ребенка? Parents.ru узнал у эксперта, какие ошибки делают мамы, отлучая малыша от груди.
Татьяна Кузнецова
врач-педиатр, врач-нефролог, консультант по грудному вскармливанию клиники «СМ-Доктор» в Марьиной Роще.
Слишком рано
Грудное вскармливание — очень непродолжительный этап в жизни ребенка. Идеально было бы докормить ребенка до того возраста, когда его потребность в прикладываниях угаснет сама собой. Возраст, в котором ребенок сам, без маминой помощи и серьезных усилий с ее стороны, готов расстаться с грудным вскармливанием наступает обычно после трех лет. Мамин организм бывает готов к завершению лактации раньше — уже в 1,5-2 года малыша.
Завершение лактации в более ранние сроки не является физиологичным и, как правило, бывает связано с ошибками и болезнями:
Слишком быстро
Прежде всего, очень важно определить, насколько готова конкретная пара мама-малыш к завершению грудного вскармливания. Готовность маминого организма определить легко. Главный показатель — как наполняется грудь молоком во время длительного (до 12-24 часов) перерыва в прикладываниях малыша. Если мама несколько часов не кормила своего ребенка, и ее грудь при этом не наполняется до неприятных ощущений и не нуждается в сцеживании, то мама готова.
Если малышу уже исполнилось 1,5 года, можно попробовать подготовить его к отлучению постепенно. На это у деткам старше полутора лет требуется хотя бы месяца два. Плавное отлучение состоит из нескольких этапов, каждый из которых может занимать около 1-2 недель.
В постепенном процессе отлучения от груди самое важное — не торопить события и действовать по правилу «шаг вперед, два назад». Тогда ваше отлучение пройдет плавно и безболезненно.
Слишком радикально
Среди мам до сих пор практикуются крайне травмирующие способы отлучения дитя от груди — «перетягивание груди», прием препаратов, подавляющих лактацию, смазывание сосков зеленкой или горчицей, уход из дома на сутки-двое/выходные. В итоге, это приводит к нарушению гормонального фона, лактостазам и даже маститам у мам и серьезным психологическим травмам у детей. Для ребенка отлучение — очень непростой период в жизни, и мама должна обязательно быть рядом, компенсируя отсутствие груди своим вниманием, лаской и заботой.
Важно также учесть, что время отлучения от груди не должно совпасть с отпуском, переездом, выходом мамы на работу или малыша в детский сад, появлением в доме няни, прорезыванием зубов у ребенка, заболеванием малыша. В этом случае лучше отлучить ребенка за 2-3 месяца до планируемого события, либо через 2-3 месяца после.
Прекращение грудного вскармливания не должно проходить одновременно с отселением малыша в отдельную кроватку, тем более комнату. С этим лучше подождать 3-4 месяца. И еще один фактор, на который стоит обратить внимание — это психоэмоциональное состояние малыша. Если у него сейчас трудный период, он бунтует или часто капризничает, с отлучением также лучше немного подождать.
Слишком опасно
Что делать, если…
При сокращении количества дневных прикладываний, ночные прикладывания на какое-то время могут стать более продолжительными и частыми. Если через пару недель ситуация не изменится, это, скорее всего, значит, что ребенку пока трудно смириться с такими ограничениями. В такой ситуации с отлучением бывает лучше подождать.
Когда малыш начинает посасывать свой пальчик, нижнюю губку или что-нибудь еще, эти симптомы нельзя игнорировать. Ваш ребенок пока еще не готов к прекращению грудного вскармливания. Более того, такое поведение малыша говорит о том, что ему очень тяжело смириться с происходящими переменами, он очень страдает внутренне. И если не отнестись с пониманием к такому тихому протесту маленького человечка, это может серьезно отразиться на нервной системе малыша в будущем.
…малыш сам отказался от молока до года
Это нельзя расценить, как физиологичное событие. Многие мамы хватаются за подобный шанс без проблем завершить грудное вскармливание. Однако может оказаться, что ребенок еще не совсем готов к отлучению, и есть важные причины, которые могут спровоцировать такое поведение: прорезывание зубов, повышенная температура тела, инфекция верхних дыхательных путей, воспаление ушей, больно двигать челюстями, заложенность носа, боли в горле, раны, бактериальные, грибковые инфекции в рту и другое. Ребенка стоит немедленно показать педиатру.
Ребенок упорно не берет бутылочку: как приучить малыша пить и есть из нее, когда кроха начнет держать бутылочку сам?
Если у матери пропадает молоко или его недостаточно, возникает необходимость в бутылочке со смесью. Бывают моменты и при грудном вскармливании, когда временно приходится сцеживать молоко (например, при травмировании кожи соска) и давать его другим способом. Необходимость в бутылочке возникает и с 1-3 месяца – в это время малышу уже понемногу дают воду или травяные чаи, чтобы не болел животик.
Тогда и возникает вопрос: как приучить ребенка к бутылочке? Обычно это не представляет особых сложностей, но иногда случается, что малышу что-то не нравится и он просто отказывается от нового способа получения пищи. Нужно выявить такие причины и устранить их, тогда процесс кормления придет в норму, и малыш будет сытым.
Необходимость в использовании бутылочки может появиться по разным причинам. Родителям важно приучить младенца к новому для него способу приема пищи, чтобы он стал таким же естественным, как и грудь
Необходимость бутылочки с соской
Как в случае с пустышкой, кормлением из бутылочки не стоит слишком увлекаться, но иногда без нее не обойтись. Когда ребенок ест только молоко из материнской груди, такая необходимость может либо вообще не возникнуть, либо будет эпизодической и кратковременной – в случае травмирования соска, при отлучении мамы из дома на несколько часов, при временном нарушении лактации и заменой грудного молока смесью и других экстренных ситуациях. Тогда молоко из груди просто сцеживается, а по возможности грудное вскармливание возобновляется.
Почему желательно использовать бутылку как можно меньше? Обычно малышу пить из нее легче, в то время как при сосании груди приходится прилагать усилия. Ребенок быстро ощущает эту разницу и ему может настолько понравиться, что он откажется от груди и будет требовать более легкий вариант. По этой же причине, если нужно напоить малыша укропной водичкой или травяным отваром от колик, лучше делать это из ложечки или шприца без иглы.
В случае же, когда ребенок уже кушает только смесь, без бутылочки не обойтись. Дети-искусственники питаются таким образом столько времени, сколько длится период грудного вскармливания, а уже потом будут переходить на ложку.
Ребенок не воспринимает бутылочку
Если ребенок отказывается от бутылочки, на то существует веская причина. Может быть, даже не одна. Маме необходимо проанализировать качество и состояние бутылочки, соски, поведение малыша и все, что связано с этим процессом. Евгений Комаровский вместе с другими педиатрами называют причины, по которым дети отказываются от предложенного им способа кормления:
Возможны и другие причины, но реже. Обусловлены они будут состоянием здоровья малыша, но это уже новая тема.
Устранение причины
Само по себе приучение к новому способу кормления не является чем-то сложным. После того как будут устранены все мешающие факторы, можно увидеть – ребенок станет с удовольствием использовать этот новый для него предмет.
Бывает, что причиной отказа малыша является новая соска, хотя она и не отличается от предыдущей. Здесь дело может быть в легком запахе резины, который какое-то время сохраняется на новых вещах. Чтобы от него избавиться, нужно всего лишь прокипятить (рекомендуем прочитать: как кипятить бутылочку и пустышку для новорожденного?) соску в течение 2-3-4 минут.
Стоит учитывать и психологический фактор. Если при кормлении из соски что-то напугало малыша и он больше не хочет пить из нее, родителям придется запастись терпением, чтобы убедить малыша в том, что это безопасно. Нужно периодически предлагать ее снова – постепенно, при условии спокойной обстановки в доме, он будет брать ее.
Бутылочку следует периодически предлагать – мягко, но настойчиво. Если ребенок снова отказался, ругать его не следует – возможно, требуется еще немного времени для привыкания
Процесс осваивания ребенком бутылочки
Если устранены причины, приучить ребенка к бутылочке несложно. Для этого просто нужно периодически давать ее малышу, и очень скоро он сам начинает пить из нее молоко или воду. Поскольку соска все-таки имитирует грудь, это обязательно произойдет.
Чтобы научить малыша, можно использовать некоторые приемы, которые помогут ему лучше воспринимать бутылочку с соской вместо груди (постоянно или временно). Что можно сделать:
К 8-9 месяцам малыш уже научится самостоятельно держать бутылочку, а затем и вовсе сам берет ее. Такие достижения очень радуют детей, ведь им виден результат их усилий и терпения. Правда, здесь может возникнуть другая небольшая проблема – бутылочка может стать новой игрушкой. Тогда нужно будет доносить до малыша разницу и как только он насытится, убирать бутылочку с соской.