Ребенок не может пересказать прочитанный текст 2 класс что делать
Ребенок не может пересказать прочитанное: почему и что делать?
В школах принята следующая методика обучения пересказу:
1. Внимательное прочтение текста.
2. Разбор и объяснение незнакомых слов.
3. Выявление главной мысли прочитанного.
4. Ответы на вопросы по тексту.
Взаимосвязь чтения и пересказа
Нередко невозможность пересказа или его низкое качество связаны именно с чтением — вне зависимости от возраста. Чтение и понимание прочитанного — это разные процессы. Ребенок читает, но у мозга ресурсов хватает только на озвучивание слов и соединение букв, а не на осмысление прочитанного. Ребенок может прочесть один раз, а может пять раз, одну страницу или десять — ситуация не изменится. Заданный текст не становится понятнее, но у малыша формируется стойкая неприязнь к чтению.
Поэтому важно понять 2 основных момента:
1. проблема не решается повторным чтением текста,
2. множественное чтение только ухудшает настрой школьника.
Для улучшения навыка чтения и осмысления текста не делайте упор на скорости чтения, но прокачивайте когнитивные функции мозга: внимание, память, логику, быстроту реакции.
В этом помогут, например, следующие упражнения:
1. Пазлы. Такая простая игра как пазлы развивает внимание, логическое и образное мышление.
2. Игра Алфавит. Распечатайте буквы алфавита в нескольких копиях. Предложите ребенку собирать слова различный длинны: от 4 букв. Игра помогает лучше запомнить буквы и легче узнавать их во время чтения.
3. Игра в слова и различные ее варианты:
Все эти варианты игры способствуют увеличению словарного запаса. Ребенок легче читает и узнает уже знакомое слово, оставляя мозгу ресурсы для осмысления прочитанного.
4. Пересказ коротких текстов в 3-5 предложений. Берите короткие и законченные по смыслу рассказы.
Кроме улучшения навыков чтения и расширения словарного запаса существуют различные техники для того, чтобы научить ребенка пересказывать текст.
Техники пересказа текста
Все техники пересказа подходят как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.
1. Пересказ по иллюстрациям. Для малышей отлично подойдут иллюстрации в книжках, а для детей постарше возможно нарисовать опорные картинки самостоятельно или распечатать из интернета. Попросите ребенка после прочтения текста самостоятельно разложить картинки в связи с развитием сюжета, и пересказать текст с опорой на них.
2. Пересказ от первого лица. Попросите ребенка представить себя на месте главного героя и рассказать текст от собственного имени. Это упражнение подходит для малышей и младших школьников. С детьми 3 класса и старше лучше делать пересказ от нескольких лиц, с описанием их эмоций и объяснением причин поступков.
3. Пересказ в лицах или игра в театр. Способ подходит для малышей — вести пересказ от имени кукол. Но тут понадобится помощь взрослых: малыш озвучивает одного героя, а родитель другого.
4. Пересказ по плану. Метод подходит для школьников: чем старше становится ребенок, тем короче план. Способ учит выделять главную мысль из коротких отрезков текста, а затем соединять их воедино.
Попробуйте эти методы и найдите наиболее подходящий для своего ребенка. Кроме этого, можно задействовать упражнения на пересказ.
Упражнения для легкого пересказа
1. Напишите предложение и разрежьте его по словам. Предложите ребёнку собрать его по смыслу.
2. Подготовьте короткий текст, законченный по смыслу — это важно. Предложите ребенку прочитать текст и зачеркнуть лишние слова так, чтобы смысл текста сохранился.
3. Упражнение схожее с предыдущим: прочитайте текст, пусть ребенок подчеркнет только нужные опорные слова, по которым можно воспроизвести текст.
Для тренировки чтения подбирайте правильные книжки: чем младше ребенок, тем меньше и проще должен быть текст. Ориентируйтесь на такую величину текста, при которой ребенок может прочитать историю полностью за 1 раз. Для младших школьников это могут быть стихи, небольшие сказки, рассказы или книги, состоящие из отдельных историй с одними и теми же героями.
Ребенку, умеющему читать и пересказывать прочитанное, легче дается учеба в школе по любым предметам, не только по чтению — в математике важно понимать условия задач, в русском языке — правила, а по окружающему миру без понимания и умения пересказывать вообще не обойтись.
Понимание прочитанного строится на развитых когнитивных способностях: память, внимание, логика, мышление. На развивающей платформе Разумейкин вы найдете готовые задания на развитие этих способностей, а также курсы, направленные на обучение чтению и понимание прочитанного. Мы разработали задания соответственно возрасту детей, вам останется лишь выбрать раздел и приступить к занятиям.
Как помочь школьнику с пересказом?
— У нас проблем с пересказом нет. Мой сын отлично пересказывает текст и делает это легко, практически дословно. – С радостью говорит мама первоклассника.
А уже через год эта же мама может сказать, что с пересказом беда бедовая. Ребенок никак не может понять, что надо рассказывать и пересказывает все подряд.
Почему так получается?
Объяснение здесь простое. В первом классе тексты очень маленькие и ребенок пересказывает его почти дословно. Если память хорошая, то это сделать легко. К тому же, и учителя часто требуют подробный пересказ. А как еще можно пересказать текст из 3 – 5 предложений?
А вот дальше тексты постепенно увеличиваются, а ребенок пересказывает так, как привык – почти дословно. Он по-другому не умеет.
Был у меня такой случай. Уже в 4-ом классе на дом было задано подготовить пересказ текста по литературному чтению. В это время тексты уже достаточно большие. И вот на уроке ученик поднимает руку и начинает пересказывать этот рассказ с самого начала.
Передо мной лежит открытый учебник, и я вижу, что он пересказывает практически дословно. Легко, живо, без запинок. Но так ученик смог рассказать только первый абзац. В конце он просто забыл одно слово и все. Дальше рассказать не смог, даже с наводящими вопросами.
Почему так получилось? Ребенок понадеялся на свою память и решил, что так он расскажет легко и правильно. Он просто механически запомнил первую часть текста и потому так хотел отвечать первым. Но память имеет ограничения, и механическая память может легко подвести. Что и получилось в тот раз.
Понятно, ситуация неприятная для ученика. Как же сделать, чтобы таких ситуаций не было, чтобы школьник смог легко пересказать любой текст?
Прежде всего, стоит понять, что пересказ – это довольно трудная работа для младшего школьника и требует определенной подготовки. Просто прочитать текст – этого мало. Причем, пересказ, как вид работы, используется на всех уроках, только не везде называется именно так – пересказ. На уроках Окружающий мир, Природоведение, История школьник отвечает на вопросы учителя, но ведь это тоже пересказ, только выборочный.
Необходимо научить ребенка пересказывать как можно раньше. И здесь стоит уделить особое внимание пониманию текста. Убедиться, что ребенок понимает все слова, определения, названия, которые встретились в тексте. Особенно важно это, если ребенок учится в начальной школе и читает медленно.
Что нужно ребенку, чтобы хорошо пересказать любой текст?
Для начала прочитать текст, если ребенок младший школьник, то желательно вслух. Представить картину того, что он прочитал, прочувствовать ее, подключив разные органы чувств. Если вы читаете вместе с ребенком, то попросите его рассказать, что он ощутил, услышал, когда читал. Особенно важно это сделать, когда ребенок читает художественное произведение, а не параграф учебника.
Перед чтением следует текст разделить на несколько частей, но не более 6-7. И прочитав каждую часть, обобщить, ответив на вопрос «О чем прочитал?» или «Что узнал?» Так ребенок лучше запоминает информацию. Желательно это зафиксировать в виде пиктограмм или майнд карты.
Кстати, эту работу по развитию речи необходимо проводить все время, начиная с дошкольного периода. Развивать связную речь ребенка, учить выражать свою мысль, использовать в речи сравнения, эпитеты.
Очень важно научить ребенка выделять важную информацию и не важную. И во время чтения фиксировать это важное на листе бумаги. В этом очень помогают майнд карты.
И в завершении всей работы необходимо пересказать текст своими словами. Вот здесь и понадобится умение связно выражать свою мысль. Причем, обязательно пересказ делать вслух. Даже взрослым школьникам. Только так можно услышать, правильно ли ребенок формулирует мысль, понятно ли излагает ее и поправить при необходимости.
Если это младший школьник готовит пересказ, то рассказать вслух желательно несколько раз. Можно рассказать маме, а потом бабушке по телефону, кошке или даже любимой игрушке. Так ребенок запоминает и последовательность пересказа, и слова, которые необходимо использовать и закрепляет умение связно выражать свои мысли.
Если все шаги сделаны, то пересказ ребенок выполнит хорошо. Проверить, все ли шаги сделал ваш ребенок, вы можете с помощью чек-листа Подготовка к пересказу.
Хочу отметить еще одну важную деталь – подготовка к пересказу начинается задолго до школы и длится на протяжении многих лет. И не стоит ждать, что ребенок с первого раза научится этому виду работы. Без помощи родителей школьнику не обойтись. И самое первое, что необходимо сделать родителям – обратить внимание на связную речь ребенка и развивать ее. Как это делать, поговорим в следующий раз.
А как ваш школьник пересказывает? Все ли у него получается или есть трудности? Пишите свои затруднения в комментариях, чтобы мы могли вам помочь.
Как научить пересказывать?
>Особенно меня порадовал «плавный» переход от Петра к войне 1812 года, а после отмены крепостного права сразу жахнула Советская Россия. Вот где ржака-то
Автору: Плешакова могу своему ребёнку подавать только приплетая интересные факты из жизни или быта того времени, тогда сухие оборванные факты хоть как-то в общую картину пересказа вплетаются у неё, может и вам так попробовать?
Если нужен доклад по Ломоносову(это предпоследняя тема. кажется в четверти этой перед Екатериной- могу поделиться готовым, с картинками
«Чем дольше продолжалась война,тем больше проявлялось всеобщее недовольство. В феврале 1917 года в Петрограде ( так во время войны стал называться Петербург ) начались перебои с продажей хлеба. На улицы города вышли рабочие. Они несли лозунги: «долой войну», «долой голод!», «долой царизм».
Народные выступления следовали одно за другим. На сторону восставшего народа перешли войска. Эти события привели к падению царской власти. В марте 1917 г. император был вынужден отречься от престола. Верховная власть перешла в руки Временного правительства. Так произошла Февральская революция.
Победа революции вызвала небывалый восторг у населения. Ее с радостью приветствовали, ожидая скорых перемен. Во многих местах люди сами брали дело управления в свои руки. Стали создаваться Советы. В них входили депутаты, рабочие, крестьяне, и солдаты.
Часто Советам доверяли больше, чем Временному правительству.
Но жизнь не менялась к лучшему. В городах по- прежнему не хватало продовольствия, солдаты не хотели воевать.
События,произошедшие в октябре 1917 года, всколыхнули всю страну.»
В этом куске на ваш взгляд в самом деле не хватает Керенского? Без него эта страница не полна и не подходит для изучения 10-летками? Если ребенок будет знать о февральской революции что она была и что причиной была гражданская война, это как-то помешает последующему изучению истории в старших классах?
Из современных новостей района Чудского озера:
»
heino » 28 мар 2010 17:01
По словам руководителя службы охраны границы бюро погранохраны Идаской префектуры Юхана Войста
«Одно точно, начиная со 2 апреля мы запретим выход на лед Чудского озера как пешком, так и на моторных транспортных средствах. До этого времени просим всех критично оценивать свои физические способности и считаться с изменчивыми весенними погодными условиями. Выходя на лед утром, следует учитывать, что днем снег тает и на льду образовывается местами до 50-70 см слоя снежной каши и воды, из-за чего следует выбирать одежду, подходящую под погодные условия и избежать выход на лед на мотосанях», — сказал Войст.
Учебник сегодня пойду покупать и спрошу у ребенка, как его можно перессказывать.
Знаете, я тоже к 40 годам вполне могу себе плешаковские параграфы пересказывать, и даже разным дополнять из других источников. Только учителя началки обычно хотят слушать пересказ, даже если Плешаков в своем учебнике не указывает такого метода работы с параграфом.
Вы нашли не тесты, а рабочую тетрадь к Плешаковскому учебнику. В тестах немного по-другому ставятся вопросы.
возможно, не стану спорить, сегодня сдавали всё это, учительница спросила меня: выходит между 4 и 5, будем ли мы на 5 ещё всё раз за четверть повторять, сказала: ни за что, ставьте 4 с Богом!
Но терзают меня смутные сомнения, что к концу следующей четверти, не смотря на отвеченные тесты, ребёнок уже не будет помнить при чьём правлении Русь окончательно избавилась от ига, а при ком церкви в Кремле были белокаменные, а стены- дубовые и как звали 2-х богатырей из монашества, которые сражались на нашей стороне при Куликовской битве и в особенности чей внук был Иван Третий. впихнуто было невероятным трудом всё,повторено через мои рукописные таблицы, сдалось, но уже к концу дня полная каша из кучи фактов,сражений-восстаний и родственных связей, причём такая, что вспоминаешь пословицу: лучше меньше, да лучше.
Но может нам только так с памятью не повезло.
>и в особенности чей внук был Иван Третий..
Это было в учебнике Плешакова? В какой главе? Или откуда такие вопросы, из каких тестов?
Два вопроса было в голове и они у меня слились
1) Кто был внук Ивана Калиты?
2) Кто был внук Ивана Третьего?
Про литературу, кстати, имела опыт учёбы в гуманитарном классе, не поверите, Войну и мир до сих пор с трясучкой вспоминаю, потому как дали неделю и сказали, что контрольный срез будет по любой сцене, сцену надо описать максимально подробно. Помню, как мама мне носила к столу еду и с книгой я шла и в туалет и в ванну, как она была до тошноты у меня уже.
Мне досталась сцена расстрела Пьера Безухова, мне потом ещё долго она снилась со всеми подробностями.
Меня четвёрка не напрягает в принципе,и тройка бы не напрягла, мне знания важны,чтобы в голове важное и главное в итоге оставалось, глобальной цели знания истории дочкой нет, вы правы, но она ей интересна, а где-то в глубине меня сидит ясное понимание того, что вот такими галопами и требованием подробностей потихоньку интерес губят.(Тесты придумывает не учитель, она их распечатывает только)
Таблица умножения упорядочена, есть схема и её потому легко учить, цари и события должны также вписываться в определённую схему, к которой как вы сказали будут добавлены 1-2 факта.
По поводу царей и схем:
У Алексея Толстого есть стих/поэма?
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО ТИМАШЕВА».
Сам стих-то дурацкий конечно, частушки-нескладушки временами, но он позволяет четко запомнить кто за кем и что делал. Планирую его дать к заучиванию ребенку.
Может в стихе есть какие-то предвзятости и ошибки, я его дотошно не изучала и не проверяла, но заодно проверить и взять на заметку.
Вот что там по вашей теме
Иван явился Третий;
Он говорит: «Шалишь!
Уж мы теперь не дети!»
Послал татарам шиш.
28
И вот земля свободна
От всяких зол и бед
И очень хлебородна,
А всё ж порядка нет.
29
Настал Иван Четвертый,
Он Третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг.
30
Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.
31
Приемыми не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!
32
Жить можно бы беспечно
При этаком царе;
Но ах! — ничто не вечно —
И царь Иван умре!
Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов
Обычная строчка в домашнем задании — «Пересказать текст». К сожалению, сейчас дети часто с этим не справляются в силу того, как работают с читательской грамотностью в школе. Но все можно исправить. Наш блогер, создатель онлайн-школы русского языка Екатерина Бунеева, предлагает очень простой алгоритм.
Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных текстов.
В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребёнок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.
Расскажу о том, как можно помочь ребёнку овладеть этим важным умением. Только заниматься нужно регулярно: пересказывать небольшие тексты, которые ребёнок читает сам или вместе с родителями. При этом лучше, чтобы пересказ был мотивирован: например, подготовившись с мамой, ребёнок потом рассказывает содержание прочитанного текста кому-то из домашних. Вот алгоритм подготовки подробного пересказа.
Шаг 1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придётся прочитать и понять его, чтобы сформулировать вопросы.
Шаг 2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.
Шаг 3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в первой части текста, и озаглавливаем её. Находим и подчёркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.
«Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Шаг 4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т. д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.
Шаг 5. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.
Шаг 6. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.
Шаг 7. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).
Шаг 8. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.
Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год. Для учеников 3 — 5 классов подойдут короткие тексты про ёжика Васю из электронного учебного пособия «Учимся писать без ошибок», 5 класс. Ссылка на него будет в первом комментарии.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Дислексия: важно заметить вовремя
Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом
Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.
По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.
Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.
В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».
Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.
Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.
Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.
Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.
Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.
Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.
Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.
Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.