Ребенок не пишет классную работу что делать
Ребёнок не работает на уроках
Вопрос психологам
Спрашивает: Мария
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте, уже не знаю, что делать. Моему ребёнку 12 лет, не пишет классную работу. И это не первый год. В начальной школе хоть что-то писал, но не всё, а сейчас вообще перестал. Обращались к психологу, порекомендовали строгий режим, игнорировать его, общаться с ним только по делу. Дома он идеальный ребёнок, но в школе всё меняется. Что делать, подскажите пожалуйста. Спасибо.
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребёнок не работает на уроках
Здравствуйте, Мария! давайте разберем, что происходит:
ребёнку 12 лет, не пишет классную работу. И это не первый год.
Обращались к психологу, порекомендовали строгий режим, игнорировать его, общаться с ним только по делу. Дома он идеальный ребёнок, но в школе всё меняется.
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Проблемы с обучением ребенка в школе могут иметь самую разнообразную причину! Речь может идти о физиологических или нейро-психических трудностях, не позволяющих справляться с задачами, доступными сверстникам. Об отсутствии мотивации, о пробелемах в общении со сверстниками, которые, в свою очередь, отражаются на учебе, а также о многом другом.
Именно поэтому, для того, чтобы решить те трудности, которые вы описали, очень важно сперва понять их причины. А для этого необходима диагностика и самого ребенка и системы ваших семейных отношений.
Несмотря на то, что ребенок не записывает именно классную работу, это может иметь прямое отношение к тому, что происходит в семье. Ребенок вообще формируется именно в семье: в семье закладывается мотивация, основы большинства необходимых в школе навыков, личностные особенности. И зачастую даже те проблемы, которые выходят за рамки семьи (например, проблемы с обучением), корнями уходят именно в семейные отношения.
Для примера, на моей практике было огромное количество детей, для которых плохая успеваемость или плохое поведение в школе были всего лишь способом обратить на себя внимание. Именно поэтому, я не верю в то, что игнорирование ребенка приведет к нужному вам результату, Мария. Более того, при определенных обстоятельствах такое решние может только усугубить проблему.
Я рекомендую вам попробовать обратиться к альтернативному специалисту, Мария, который не просто даст рекомендацию «что делать», но сможет объяснить почему с ребенком происходит то, что выописываете. Безусловно, для этого специалист должен будет провести необходимую диагностику. А по ее результатам, вы как минимум будете иметь альтернативное мнение и возможно иной путь для решения возникшей у вас проблемы.
Буду рада помочь разобраться в ситуации, если надумаете!
Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва
Что прячется за банальной ленью?
Умный, способный ребенок идет в школу — и там начинается кошмар. Учитель жалуется, что ребенок ничего не делает на уроках, а в тетради грязища.
Нет, он не глупый и не издевается. То, что родители принимают за лень, тупость, злую волю, на самом деле может оказаться трудностями обучения. Обычно об их наличии говорят, когда есть серьезные «ножницы» между умом и способностями ребенка — и его оценками в школе. У него может быть затруднено понимание прочитанного или услышанного, или нарушена способность выражать свои мысли устно или письменно, или способность к рассуждению, и т. п.
Как правило, ребенку трудно учиться, когда у него по каким-то причинам нарушена часть высших психических функций, иначе называемых когнитивными (то есть познавательными). К их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, воображение и мышление. Развиваются они у каждого человека неравномерно: кто-то лучше воспринимает информацию глазами, кто-то на слух; работают механизмы компенсации — если недостаточно сформировано внимание, удается удержаться на плаву за счет хорошей памяти. Но если отставание значительное и скомпенсировать его не удается, появляются проблемы с учебой. К сожалению, такие дети по сей день считаются лентяями и двоечниками, а вся помощь взрослых сводится обычно к попыткам их усовестить и к стоянию над душой.
Типичные проблемы обучения
Они делятся на три основные группы. Первая группа — это трудности поддержания оптимального тонуса мозга: ребенок при этом не в состоянии активно работать. Тетради детей с этой проблемой легко опознаются: одни строчки написаны почти идеально, другие совсем не читаемы, почерк неустойчивый, изменчивый, строчки сползают вниз. Причем работоспособность может колебаться в пределах двух соседних строчек. Такие дети быстро устают, отвлекаются, начинают шустрить — такая активность сродни дрожи на морозе: организм пытается привести себя в норму. И бороться с этой излишней подвижностью запретами и одергиваниями так же бесполезно, как запрещать дрожать и клацать зубами. Помогает тут другое: чередование разных видов деятельности, частый отдых, интересная подача материала, много прикладной, практической деятельности, экспериментов, игры. Эти ребята не справляются с большими длинными заданиями, их нужно делить на много маленьких и между ними давать передохнуть. Дома учитесь ловить и по максимуму использовать моменты работоспособности. Избегайте ненужных стрессов и шумных сборищ. И, конечно, спорт, режим, прогулки, нормальный сон. Трудности второй группы — это проблемы с обработкой информации — зрительной, слуховой, кинестетической (то есть поступающей посредством движения). Это не снижение зрения или слуха, а нарушение способности понимать на слух и распознавать увиденное; встречаются проблемы и с кинестетической информацией, но этот канал связи с миром в школьном обучении почти не задействован.
Если нарушено восприятие зрительной информации, у ребенка плохой почерк, он «зеркалит», путает буквы, не ориентируется на листе бумаги, делает дурацкие ошибки в словах, проваливает словарные диктанты (не запоминает внешний облик слова). В математике он не может представить себе условия задачи как картинку, цифры при вычислениях в столбик не может написать друг под другом, не видит клеточек. Читает он медленно, понимает прочитанное плохо. При этом он неаккуратен, не может сам проверить, где у него ошибки в работе, не понимает чертежей, картинок, таблиц.
Если нарушено восприятие слуховой информации, то ребенок не воспринимает устные объяснения, плохо распознает новые слова. У него могут быть проблемы с письмом, чтением, иностранным языком, он с трудом будет выполнять устные инструкции учителя. Такому ребенку обязательно нужна помощь специалиста — нейропсихоло-га или логопеда-дефектолога. Задания для него тоже должны быть интересными, подача информации должна дублироваться — не только устно, но и письменно, и наоборот.
Семья без ссор
Для развития дефицитарного навыка американский педагог Скотт Крауз рекомендует следующие занятия. При проблемах обработки визуальной информации: смотреть телевизор без звука и пытаться понять, что происходит; складывать пазлы; строить из конструктора; рисовать; представлять себе разные картины с закрытыми глазами; представлять себе буквы, цифры и слова как картинки; смотреть на рисунок, затем закрывать и перечислять его детали по памяти; искать вокруг себя похожие предметы одной формы; искать изображения, лица, животных в рисунках на обоях, в форме облаков и т. п. Полезны игры и задачки: например, «парочки», ребусы, анаграммы, поиски слов, спрятанных в хаосе букв, создание новых слов из букв определенного слова, «соедини точки» (надо попытаться угадать, что изображено, еще не соединяя точки), «что напутал художник», лабиринты («как попасть от старта к финишу») и т. п.
При проблемах обработки слуховой информации рекомендуется слушать телевизор с закрытыми глазами и пытаться понять, что происходит; слушать радио; вслушиваться в звуки вокруг себя; читать вслух и слушать себя; когда разговаривают несколько знакомых людей — пытаться с закрытыми глазами понять, кто что говорит; представлять себе голоса знакомых; запоминать слова песен со слуха; пытаться разобрать, что говорят по радио на минимальной громкости; повторять за говорящим серии любых цифр; воспроизводить последовательность цифр, дней недели, букв алфавита в нужном порядке и задом наперед. Эти же задания на воспроизведение разных последовательностей могут быть полезны, если у ребенка нарушено восприятие последовательной информации. Другая полезная деятельность — разрезать комикс на отдельные кадры и пытаться их сложить в прежнем порядке.
Таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий и алгоритмы, проговаривать действия, делать вспомогательные рисунки, проверять себя.
Со временем промежуточная стадия думания и планирования вслух отпадет, станет внутренней, но порядок действий будет уже усвоен. Составление планов и списков (выполнение пунктов необходимо отмечать), стратегические игры, игры с правилами, рассказы по рисункам, запись значками и рисунками и воспроизведение рассказа по ним — все это должно помочь ребенку организовывать свою работу и себя — и перестать считаться ленивцем, тупицей и двоечником.
Ребенок не пишет классную работу что делать
Практикующий психолог. 13 лет опыта работы с подростками.
1. Домашка воспринимается как повинность
Учёба — такая же обязанность ребёнка, как работа у мамы с папой. Разница лишь в том, что взрослые умеют заставлять себя выполнять обязательства, даже когда не очень хочется, а дети пока что не обладают достаточно развитым самоконтролем и не всегда грамотно расставляют приоритеты. Зато им свойственна природная любознательность, за счёт которой любой ребёнок может хорошо учиться.
Если же постоянно апеллировать к слову «надо», школьник может начать воспринимать домашку как неприятное обязательство. Одна из частых ошибок родителей — не разрешать ребёнку что-то хорошее, пока не сделаны уроки. «Никаких игр, пока не сделаешь домашку!» — так домашнее задание превращается в повинность, которая мешает быть счастливым.
✅ Что делать? Если ребёнок не хочет заниматься уроками, попробуйте сначала проанализировать, кто заложил в него такое отношение. Понаблюдайте за собой: как вы отзываетесь о своей обязанности ходить на работу? Как часто вы делаете что-либо плохо просто потому, что вам не хочется сейчас этим заниматься? Дети считывают поведенческие паттерны родителей, поэтому решение проблемы с домашкой, возможно, стоит начинать с изменения поведения у взрослых.
2. Размытые требования
Самое сложное в любом деле — начать. Школьники часто прокрастинируют потому, что не знают, как подступиться к заданию. В идеале домашние задания должны быть направлены на закрепление или повторение материала, а значит — быть посильными без участия родителей. На практике ребёнок часто не хочет делать уроки потому, что задания слишком сложные.
✅ Что делать? Посмотрите вместе с ребёнком список домашних заданий и проговорите, что и как необходимо сделать. Если задание слишком большое, разбейте его на маленькие шаги. Когда ребёнок видит последовательность действий, подступиться к заданию становится легче.
3. Конфликт с учителем
Если ребёнок избегает домашки по конкретному предмету, причиной могут быть непростые отношения с преподавателем. Крики и излишняя строгость педагога могут привести к неуспеваемости и, как следствие, проблемам с домашкой.
✅ Что делать? Если школьник жалуется, что ему некомфортно на уроках педагога и поэтому не хочет делать уроки, нужно обсудить ситуацию, а не отмахиваться: «ты просто лентяй», «учитель должен быть строгим». Выслушайте ребёнка, а потом поговорите с преподавателем.
4. Синдром негативного самопредъявления
Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения. Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время.
✅ Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует. Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции.
5. Завышенные ожидания родителей
Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.
✅ Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации — пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок?
6. Повышенная тревожность
Тревожность — это чувство неблагополучия, напряжения, озабоченности, неопределённости, а порой и беспомощности. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него повышенная тревожность. Психологи Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко выделяют такие признаки тревожного ребёнка:
✅ Что делать? Для уменьшения уровня тревожности нужно чаще обращаться к ребёнку по имени, чаще обнимать и отмечать его успехи. Нельзя кричать, угрожать и унижать ребёнка, сравнивая его с «сыном подруги».
7. Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
✅ Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Школьник, который не пишет
Вся валерианка в доме выпита. Левый глаз дергается. Обычные будни 🙂
Давайте отвлечемся от аукционов и полиомиелитов. У меня вот какая беда.
Я уже просто развожу руками. Злюсь на себя и на него.
Готова выслушать ваши мнения.
Опубликовано 2 декабря 2015, 16:12
Умные покупатели выбирают вещи на аукционе. Потому что большой выбор и дешево.
105 комментариев
kusik 2 декабря 2015, 16:19
YanaP 3 декабря 2015, 15:49
Тю,мы в 7-м классе и такая же хрень,причем с первого класса. под конец прошлого учебного года,скорая чуть ли не каждую неделю у меня с магнезией. Сижу и классную и домашнюю и делаем и проверяю. Сил нет,нервы на пределе,а что делать(((,разговариваю постоянно,сына хватает на пару дней(((
YanaP 3 декабря 2015, 15:51
не интересно им там,с устными у нас всё ок
shirin_81 3 декабря 2015, 15:57
Почитайте мои комменты. Оставьте ребенка в покое)). Пусть не учит то, что ему не нужно и возможно и желание учить этот предмет вернется.
Знаете, это из серии киселя в садике, который меня заставляли пить насильно. Я до сих пор его ненавижу!
LudmilaSoul 2 декабря 2015, 16:20
ElenaPre 3 декабря 2015, 00:31
Ой, а можно подробнее о лецитине, как он Вам помогает?
Dasha_elf 3 декабря 2015, 01:54
Cherry_Murray 3 декабря 2015, 12:30
Девочки, скажите, какой именно лецитин нужен? Я загуглила, их там 5 разных банок
Bunadziva 2 декабря 2015, 16:25
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:00
Вопрос не в математике. Он считает иногда даже быстрее чем я)
Списки покупок в магазин пишет с удовольствием. Даже дома книги «писал» и иллюстрации к ним рисовал! Но в школе с нечеловеческими усилиями пишет на уроке.
Olgaaa 2 декабря 2015, 16:27
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:00
SeVera 2 декабря 2015, 16:36
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:17
Он вроде бы не сильно на гаждетах.
Больше лего любит, книги о животных, передачи Animal Planet, National Geograhpyc..
Santa_lu 2 декабря 2015, 18:49
По всем признакам вроде мой, но думаю таких неписак на свете много))
lily_1 2 декабря 2015, 16:39
lily_1 3 декабря 2015, 00:06
riding_habit 3 декабря 2015, 00:42
очень жаль что в свое время моя мама таких советов не услышала, за «прыгающие» буквы у нас дома были ТАКИИИИЕ СКАНДАЛЫ. с разрыванием тетрадей и переписыванием в новую всего что было в той разорванной, до 1-2 ночи. могу точно сказать что училась бы гораздо успешнее и охотнее если бы не все это, маме нужен был идеальный почерк(
viknik70 3 декабря 2015, 07:59
Ирина, аплодирую стоя! Побольше бы таких педагогов! Спасибо за советы))))
Zariwa 2 декабря 2015, 16:39
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:09
Lavazzam 2 декабря 2015, 16:41
ну у нас не так важко, але нам знижуть оцінки за каліграфію
задачу вирішую вже в процесі їх читання
а от записати то все просто жах
ми пишемо кожен день листи Миколаю і діду морозу))
може Ваш буде писати листи солдатам в АТО
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:10
Письма Деду Морозу пишет аж бегом. Но не больше пары предложений, ибо леньки и теряет интерес.
Ktuta 2 декабря 2015, 16:42
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:12
воооот, я боюсь это запустить! Если сейчас так, то в старших классах картина вообще печальная. Учительницу я понимаю, в принципе и не обвиняю ее. Но, мне кажется, ей не хватает этого индивидуального подхода. Дома я стараюсь, правда, но успехи периодически.
Ktuta 2 декабря 2015, 20:26
Santa_lu 2 декабря 2015, 21:21
Пока еще не думала. Надеялась справиться собственными силами.
liliia 2 декабря 2015, 16:43
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:13
А как сестра училась потом, после того как закончила начальную школу?
liliia 2 декабря 2015, 16:45
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:14
Zariwa, конечно, Вы правы! Именно от такой Горгоны мы удрали после подготовительных занятий, и пришли в этот класс, в котором занимаемся на данный момент.
Лилия, +++++++
Santa_lu 2 декабря 2015, 17:15
Ирина, а где индивидуально занимались?
Как сейчас ситуация?
Irschik 2 декабря 2015, 17:29
Сейчас любимые предметы математика и английский.Ищите репетитора желательно из другой школы,района.
Sandra 2 декабря 2015, 17:25
Santa_lu 2 декабря 2015, 18:57
скучно, не интересно
Про нравится-не нравится учитель спрошу.
Vasilisa_3 2 декабря 2015, 17:45
у меня получилось правило «15 минут»
всю начальную школу утром провожу «занятие» которое ни при каких обстоятельствах не длится больше 15 минут
три строчки диктанта, подготовленные к объяснению задачки+ И хвалить, стараться так построить процесс что бы был повод хвалить успехи.
+И всегда гарантированно: вечер- это игра 🙂 у маленького человека гарантированное детство!
и я очень довольна)
для интереса в написании купите любую линейку СПИРОГРАФ
они представлены разнообразием колесиков; цены наборов от 15 до 300 грн
и дешевый и самый дорогой- прекрасные, укрепляющие кисть и улучшающие подчерк игрушки!
удачи!
IrinaNa 2 декабря 2015, 18:17
Santa_lu 2 декабря 2015, 18:52
Вот спасибо! Правило 15 минут почему утром? Просто пытаюсь понять схему. Да, это должно помочь. Мне с флай-леди эти 15 минут очень помогали. До сих пор убираюсь 15 минут, мою посуду 15 минут, 5 минут на спасение комнаты и т.д. Ценная мысль, спасибо!
Vasilisa_3 2 декабря 2015, 22:31
утром? бодрый, свежий, лояльный к моим требованиям 🙂
днем кружки- спорт, поделки
Elena_N 2 декабря 2015, 18:20
Была аналогичная ситуация, помогли индивидуальные занятия с этой же учительницей, буквально после 3 занятия ребёнка как подменили, писал все и всё успевал!
Santa_lu 2 декабря 2015, 18:52
Mariia_k 2 декабря 2015, 18:29
А у невропатолога вы были? Как ребёнок развивался? Речь? Моторика? Ведь он может не писать не из за вредности или рассеянности, а возможно ему нужна коррекция невропатолога.
OlgaOlga 2 декабря 2015, 20:20
Santa_lu 2 декабря 2015, 22:00
Нет, у меня младший левша, а старший 100% правша, не переученный) Он все делает правой, а младший еще не пишет, но когда рисует или есть, левой все. Так что тут я уверена. Почерк у него приемлемый, на мой взгляд.
Наташа, нет гиперактивность у нас стоит с 3 мес. как следствие после родовой травмы (гипервозбудимость клеток коры головного мозга).
Zariwa 2 декабря 2015, 22:45
Где-то я упоминала свои странные наблюдения, но не о них речь.
У меня дочь пишет левой, при этом, начинала держать ручку\карандаш в правой, очень я трепетно к этому относилась, практически с рождения, НО писать вдруг каракули стала левой, причём не с лева направо, с права налево. Для выработки усидчивости мы ходили на рисование, причём не с целью взрастить гения художественной кисти и холста, а именно для осознания того, что рисуют\пишут и держат руку с пишущим предметом именно так. В школе, правда, ребёнок пыталась зарисовывать буквы, но это проходит с увеличением исписанных листов.
мне как-то ваш пост напомнил фильм «звездочки на земле». ))
Santa_lu 2 декабря 2015, 22:04
Мальчик действительно талантливый!
У нас не так. Когда спрашивают, он теряется сразу. Хотя еще в сентябре-октябре несколько раз успешно отвечал у доски на «Молодец!» по разным предметам.
Santa_lu 2 декабря 2015, 22:26
«Звездочек» все собиралась посмотреть.
Теперь обязательно)
Обязательно посмотрите! Я ревела. Некоторые моменты в жизни детей взрослые просто не в состоянии понять
zueva 2 декабря 2015, 20:23
Santa_lu 2 декабря 2015, 22:11
Vasilisa_3 2 декабря 2015, 22:37
OlgaOlga 2 декабря 2015, 22:51
Bantik 3 декабря 2015, 01:28
Santa_lu 3 декабря 2015, 14:57
Я поменяла тактику. Рассчитываю на помощь учителя и немного усилий со стороны сынки.
Bantik 3 декабря 2015, 18:41
Santa_lu 3 декабря 2015, 18:47
Спасибо, Алла! Каждый ребенок особенный.
Dasha_elf 3 декабря 2015, 02:35
Santa_lu 3 декабря 2015, 08:44
Читает только интересные ему книги. Сейчас «В стране невыученных уроков». Читать школьные рассказы приходится заставлять.
В школу ходит без упрямства. Понимает, что надо.
Любимые предметы, по его словам, труд, рисование и природоведение. 🙂
Dasha_elf 3 декабря 2015, 22:32
Santa_lu 3 декабря 2015, 22:58
Спасибо Вам за совет! Поспрашиваю друзей-знакомых о психологе толковом.
sulya 3 декабря 2015, 07:30
Чесно зараз багато дітей які не люблять писати і мій в тому числі, якби не письмо був би відмінником, а так уви. Борюсь, пояснюю що писати потрібно навіть не дивлячись на компютери, що ти з цим будеш кожний день стикатись і без цього ніяк, якось це долаєм, правда почерк препаршивий, але вже який є. Я підтримую він не розуміє для чого йому це робити, попробуйте чимось простимулювати його.
Santa_lu 3 декабря 2015, 08:52
Ребенок не любит писать: что делать?
Советы родителям о том, как заинтересовать ребенка искусством письменного слова
Обучение письму – это непростая задача. Если у вашего ребенка есть проблемы с преобразованием мыслей в слова или с их написанием, процесс освоения письма может восприниматься им, как тягостный и неприятный. Необходимость изучения правил или просто незаинтересованность мешают ребенку открыть для себя волшебство и уникальность письменного слова. Все же письмо – это один из важнейших навыков, и, как бы там ни было, мы должны помогать детям осваивать его, чтобы предотвратить негативные последствия, связанные с неграмотностью.
Конечно, родители хотели бы видеть, как их дети растут и учатся писать уверенно, грамотно и к тому же получают удовольствие от использования письменной речи. В этом нет ничего невозможного! У детей все происходит динамично, и часто их незаинтересованность сменяется подлинным энтузиазмом. Хотя письмо – это непросто, оно является чудесным способом делиться историями и секретами, остротами и шутками, излагать тревожные подростковые мысли, играть, убеждать людей и придумывать все что угодно. Все это открывает ребенку возможность полюбить этот удивительный процесс.
Вот несколько способов, используя которые, родители могут помочь своему ребенку преодолеть свое нежелание писать.
Позвольте ребенку упорно потрудиться
Дети иногда считают, что они должны делать только то, что у них получается легко и непринужденно. Если вы хвалите детей за результат, то подкрепляете их мысль о том, что тяжелая работа свидетельствует о неумении человека сделать что-то хорошо. Освоение письма – трудная работа, для некоторых детей даже более трудная, чем для других, и это абсолютно нормально. Невозможно все делать хорошо и быстро. Мы можем помочь детям научиться писать более уверенно, если будем признавать их усилия, упорную работу и, даже более того, ожидать и поощрять ее.
Письмо должно иметь для детей смысл и значение
Если мы просим детей делать что-то сложное, это, по крайней мере, должно иметь для них осмысленное значение и стоить затраченных усилий. Умение писать поздравительные открытки, тайные записки, вести дневник, написать письмо Дедушке Морозу, подписывать фотографии или письменно излагать убедительные доводы о причинах получения определенного подарка на день рождения имеет для ребенка гораздо большее значение, чем школьная тетрадь. Обеспечьте детей хорошими письменными принадлежностями. Почаще просите излагать свои мысли на бумаге. Помогите им найти и обрести для себя смысл и ценность выполнения домашних заданий.
Вначале нас посещают мысли, поэтому они должны быть в приоритете
Многие дети испытывают психологический барьер перед написанием чего-либо, потому что боятся сделать ошибки. Орфография и пунктуация важны, но только для того, чтобы помочь нам выразить свои мысли. Сосредоточьтесь на самом процессе, а знание правил оставьте на потом. Изобретательность, свободно примененная в письменном изложении своих мыслей, позволяет детям использовать весь свой словарный запас. Если дети беспокоятся о правописании, поощряйте их сначала записывать свои мысли так, как они считают нужным, и лишь потом проверять орфографию. Также и вы, когда читаете детские записи, в первую очередь интересуйтесь содержащимися в них мыслями, а уж потом технической стороной процесса.
Ошибки – это нормально и нет ничего страшного в том, чтобы их исправить
Хорошо писать вовсе не значит делать это правильно с первого раза. Любимая книга вашего ребенка тоже претерпела множество редакционных изменений, прежде чем стала интересной и захватывающей. Приучайте детей пересматривать и проверять выполненную работу, воспринимая этот процесс больше как усовершенствование, чем коррекцию и исправление. Когда вы сами занимаетесь исправлением детских ошибок, в первую очередь обращайте внимание на причины неправильного написания. Помогайте детям придумывать другие возможные варианты. Учите их искать грамотное написание сложного слова, знакомьте с перечнями слов в их нормативном написании, т. е. со существующими словарями (в том числе электронными). Детям необходимо научиться самим искать ответы на вопросы правописания, тогда они будут лучше запоминать новую для себя информацию.
Способы обучения бывают разными, уважайте особенности вашего ребенка
Разным детям подходят разные способы обучения. Чтобы рассчитывать на хорошие результаты, нужно помочь ребенку понять и определиться с тем, какой способ обучения подходит ему лучше всего. Некоторые дети учатся более эффективно, когда говорят или прыгают. У других лучше развита зрительная память. Некоторым нужна тишина, а кому-то – фоновый шум. Некоторые дети делают записи сумбурно и схематично. Другие же подходят к этому процессу системно и логически. Все способы хороши, нужно использовать тот, который больше всего подходит вашему ребенку.
Игры в слова
Процесс обучения эффективен тогда, когда дети получают от него удовольствие. Наш язык очень богат и интересен. Игры в слова и просто игры с использованием речи – отличный способ интересного обучения письму. Придумывайте каламбуры. Подбирайте омонимы. Вспоминайте антонимы. Разгадывайте анаграммы. Давайте аллитерационные прозвища. Сочиняйте забавные стишки. Играйте в настольные игры со словами. При всем при этом уделяйте больше внимания скорости и удовольствию, нежели правильности и точности – это поможет детям с большей охотой и рвением учиться писать слова.
Слова прочитанные и сказанные
Художественные произведения чрезвычайно важны при обучении детей грамотному письму, они способствуют увеличению их словарного запаса, развитию навыков мышления и восприятию себя мыслящим человеком. Тем не менее многому из вышеуказанного можно учиться и в устной форме. Устное повествование, чтение вслух и аудиокниги – все это отличные способы восприятия языка и литературы. Обсуждение прочитанного помогает развивать навыки анализа и обобщения, которые необходимы для освоения письма. Задавайте детям открытые вопросы. Спрашивайте их о том, что они думают о прочитанном и чувствуют, о чем напоминает им данный текст, какие ассоциации вызывает. Рассказывайте о собственных наблюдениях.
Уважайте процесс обучения вашего ребенка
Все дети учатся своими индивидуальными способами и в своем индивидуальном темпе. Письмо может никогда не стать легким занятием для вашего ребенка, но это нормально. Как сказал Томас Манн: «Писатель это тот человек, для которого процесс письма является более трудным, чем для других людей». И сам Томас Манн был в их числе.