Ребенок не реагирует на замечания взрослых что делать
Дети и критика — как не сотворить себе врагов
Когда в семье появляется ребёнок, мама и папа мечтают, что именно у них родился самый послушный и милый малыш в мире. Но годы идут, и уже через 2–3 года родители осознают, что милый крошка имеет свой характер, и он не всегда близок к идеальному. Особенно остро это проявляется, когда малыш делает что-то заслуживающее порицания, по мнению старших, и его начинают ругать.
Почему ребёнок не воспринимает критику или остро реагирует на неё
Самая частая жалоба мам: «Я ему/ей говорю, чтобы он/она больше так не делал (-ла), а ему/ей всё-равно!». Ещё один менее распространённый вариант — вы ругаете малыша, а он начинает плакать, обижаться, и все воспитательные меры бездарно тонут в потоке детских рыданий. Да и то верно — разве можно обижать дитятко, если оно так расстраивается! Обе эти ситуации нуждаются в адекватной реакции родителей, иначе в более старшем возрасте ребёнок может вести себя, как маленькое чудовище (по словам посторонних людей). Но начать стоит с того, как нельзя критиковать детей:
Всё перечисленное в этом списке приводит к тому, что у ребёнка понижается самооценка, он чувствует себя униженным, а иногда и просто испуганным.
Интересный факт — психологи утверждают, что, ругая ребёнка, на самом деле родители выражают вслух свои страхи и упущения в жизни. Однако однозначно и то, что иногда без критики не обойтись. Главное сделать всё правильно, чтобы малыш не обижался, а корректировал своё поведение. Причём реакция родителей должна напрямую зависеть от возраста ребёнка.
Неправильная критика лишь расстраивает ребёнка, но не научит его поступать правильно
От года до трёх
Ребёнок от года до трёх — это настоящая «мина замедленного действия» для молодой неопытной мамы. В этом возрасте мамочка переживает о множестве вещей — малыш влезет в розетку, вылезет сам из кроватки и сломает себе что-то, возьмёт ножницы и порежется, будет кататься верхом на собаке, и она его покусает… Список страшных последствий таких действий в голове женщины просто неисчерпаем, но бороться со своими страхами очень важно. Одновременно нужно правильно реагировать на поведение малыша.
Перепуганная мама, иногда устающая до изнеможения, часто повышает голос на провинившееся дитятко, а иногда может и шлёпнуть. Эти действия не имеют смысла, так как ребёнок не в состоянии осознать возможный результат своих действий — он делает их в русле собственного познания мира. Единственное следствие такого воспитания — малыш будет бить в ответ и родителей, и напарников по детской площадке.
Чтобы обезопасить любимое чадо, нужно постараться убрать самые опасные предметы в недоступные места. Одновременно следует доступно объяснять малышу опасность некоторых объектов и явлений. Лучше всего помогает наглядность, например, чтобы ребёнок понял боль от ожога, можно ненадолго прикоснуться его пальчиком к горячему предмету и сказать: «Горячо!». Пусть лучше малыш заплачет от мимолётной боли, чем разольёт на себя чайник с кипятком!
Ребёнок, которого часто наказывают физически, сам начинает проявлять агрессию
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
В возрасте от трёх до шести лет дети уже могут делать определенные выводы из слов взрослых, поэтому имеет смысл объяснять им причину недовольства их поведением. Главное при этом стараться удержаться от крика, ведь он пугает малыша и не даёт ему осознать суть сказанного родителем. Частая реакция при таком громком отчитывании — истошный плач или игнорирование высказанной критики.
Правильная линия поведения — сесть на одном уровне с ребёнком и глядя ему в глаза и внятно сказать, что именно он сделал неправильно и почему это был плохой поступок. Но тут уже стоит учитывать такие нюансы, откуда вы узнали о плохом поведении малыша. Иногда ребёнок ведёт себя плохо в садике и не слушает воспитателя из-за того, что тот слишком грубо высказался на его счёт, например, при всех детях пристыдил его за намоченные штанишки.
Если вы не присутствовали при совершении ребёнком проступка, а услышали об этом от других, пообещайте разобраться и дома постарайтесь выяснить у малыша, в чём была проблема. Важно при этом, чтобы дитя осознавало, что вы на его стороне, доверяете ему, но не будете потакать плохому поведению. А ещё стоит сказать детсадовцу, что свобода его поведения может отражаться, например, в его творчестве, но не должна заставлять страдать других детей.
Мой сын пошёл в детский сад в пять лет. И поначалу, когда воспитательница рассказывала ему что он, например, не должен быть забирать у Паши кубики, которыми тот играл, и бить его ими же, он прятался под стол и сидел там до моего прихода, вылезая только в туалет. Это продолжалось, пока я ему не объяснила, что воспитатель говорила так, поскольку отвечает за здоровье всех детей и не хотела обидеть лично его.
В дошкольном возрасте нужно учить детей общаться с другими малышами и правильно реагировать на критику
Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет)
Младший школьный возраст — одна из важных вех в становлении личности. Именно в это время ребёнок начинает оценивать свои и чужие поступки, разграничивать добро и зло. И очень важно чтобы родители помогли ему сформировать правильное восприятие себя и мира. В этом возрасте важно избегать постоянной критики за всё подряд. Задача родителей — помочь малышу адаптироваться к началу школьной жизни, поддерживая его во всём, ведь ребёнок, которого только ругают, приобретает заниженную самооценку.
В этот период лучше не ругать младшеклассника за плохие оценки, а сказать ему, что у него всё обязательно получится, пусть и не сразу. Ведь только тот, кто ничего не делает, никогда не ошибается. Но и беспочвенной похвалы лучше избегать, чтобы ребёнок не приобрёл завышенную самооценку и не стал эгоцентристом.
При поступлении в первый класс главная задача родителей — помочь ребенку адаптироваться и не ругать его лишний раз
Средний и старший школьный возраст (от 11 до 17–18 лет)
В средней школе обычно начинается половое созревание, что обуславливает особую эмоциональность детей. Сознание ребенка становится более критичным, он уже способен вырабатывать личное мнение и стремится делиться им. Оборотной стороной медали является нежелание прислушиваться к словам старших, отрицание их точки зрения.
В это время родителям может показаться, что на ребёнка оказывают плохое влияние одноклассники, друзья или интернет. На деле же ваш сын или дочка просто отстаивают своё право на индивидуальность, не задумываясь о чувствах других или правильности высказанной критики. В это время родители могут высказывать замечания лишь в форме дружеского совета, а не категоричного требования. При этом ни в коем случае нельзя позволять себе грубые высказывания в адрес друзей ребёнка.
При разговоре с сыном или дочерью, конечно, нужно проговаривать своё недовольство, вызванное негативным поступком. Но причину своего гнева и ожидаемое от чада поведение нужно тщательно аргументировать, так как в этом возрасте ученик средней и старшей школы ничего не принимает на веру просто так — ему нужны убедительные доказательства.
Подростковый возраст характеризуется стремлением нарушать общепринятые правила и казаться взрослым, чему способствуют вредные привычки
Когда мне было лет двенадцать, я помню, что довольно часто, выясняя отношения с мамой, вернее, выслушивая её претензии, я не раз специально говорила что-то, буквально доводящее её до бешенства. За это меня закрывали в комнате, и я упивалась чувством жалости к себе и мыслями о том, что меня никто не понимает.
Общаясь с ребёнком, помните, что он не ваш раб или собственность, а почти самостоятельная личность. Вы уже не можете просто навязать ему свои правила, заявив: «Сделай это, потому что я так сказал!» В этом возрасте стоит осознать, что любимое чадо — не бездумное и покорное создание, наподобие любимой собаки, а почти взрослый человек, который может (и должен!) стать вашим другом. А теперь задумайтесь, обидится ли ваш друг, если вы скажете ему: «Перестань общаться с Ваней, я считаю, он плохо на тебя влияет».
Умение правильно критиковать детей — не такой уж сложно приобретаемый навык, как может показаться. Главное — помнить, что это не ваша безвольная собственность, а маленькая личность со своими желаниями и потребностями.
Почему ребёнок не слушается с первого раза?
Часто родители жалуются на своих детей:
«Говорю ему: „Собери игрушки“. Играет как играл. Я ему опять: „Поздно уже, пора собирать игрушки“. В лучшем случае кивает. А чаще вообще никак не реагирует — продолжает играть и всё».
«Я десять раз могу попросить дочку о чём-то, но пока не прикрикну, ничего от неё не добьёшься».
«Пока не заору, никто на меня даже не посмотрит. Мне иногда кажется, они специально меня выводят».
Кричать, ругаться не хочется. Гораздо приятнее быть добрым спокойным родителем. Но что же делать, когда раз сказал, два сказал и никакого толка? Давайте, сначала разберёмся, чего делать точно не надо. Итак, ребёнок не реагирует на замечания.
Что может усугубить ситуацию?
Подкуп
«Если будешь вести себя тихо, дам конфету». «Приберись в комнате и тогда сможешь поиграть в компьютерную игру».
Отношения приобретают характер торга: «я сделаю это, только если ты. ». Печально, когда на просьбу «вынеси мусор», ребёнок отвечает: «А что мне за это будет?». Хочется объяснить: «Ничего не будет. Просто это и твоё жилище тоже, вот и давай вместе с нами делать его уютным и чистым». Жаль, что слова не действуют мгновенно. Даже самые справедливые и проникновенные. Отношение ребёнка к своей роли в семье складывается каждый день. Оно зависит от вашей любви к нему, но не только. Важно ещё уметь ставить границы и требовать.
Уговоры
«Сашенька (Машенька, Петенька. ) убери игрушечки, у нас будет чистенько-пречистенько. Ну убери, ну пожалуйста».
Пойти таким путём заставляют родителей чувство вины и страх быть «плохой» мамой (папой). Отсюда бесконечные уговаривания, не умение требовать.
Как-то мне пришлось лечь с ребёнком в больницу. Боксы там разделены прозрачными перегородками, не доходящими до потолка. Все слышат и видят друг друга. В соседнем боксе «поселились» мама с сыном. Сын выше мамы на голову, а капризничал, как малыш.
— Почему ты не взяла мой кофе? Я же говорил! А ножницы где? Что? Тоже не взяла? Ну нормально! Ты как собиралась? Ничего нет.
Мама не злилась. Даже не пыталась оправдаться. Тихим, вкрадчивым голосом, она утешала сыночка:
— Я завтра тебе всё привезу. Может, пока йогурт съешь? Или колбаски?
— Чем я тебе её резать буду? Не надо мне ничего.
Обиженный сын лёг лицом к стене. Мама сидела на краешке кровати и гладила его по спине.
«Ты слышишь меня вообще. Встал и пошёл быстро в ванну! Через пять минут чтоб зубы были почищены!».
Обычно родители переходят на крик, после того, как уже сказано множество слов. Иногда, ощутив тщетность спокойного тона, крик применяется сразу. Это кажется заманчивым выходом, потому что это действует. Но есть одно «но» — со временем кричать надо сильнее и страшнее. А когда и это перестаёт действовать, недалеко до шлепков и оскорблений. Постепенно спокойный тон совсем перестаёт восприниматься ребёнком.
Повышение голоса быстро превращается в привычку. Прикрикнули — помогло. В следующий раз, повышенный тон нарастает быстрее и легче. Потом сразу, без сопротивления. Потом вроде бы можно было сказать спокойно, но крик прорывается неожиданно, сам по себе. И, кажется, уже не управляешь своими реакциями, пускаешь всё на самотёк.
Как сделать, чтобы ребёнок слушался с первого раза?
Удостоверьтесь, что ребёнок слышит вас.
Возьмите его за руку или прикоснитесь к плечу. Присядьте, чтобы ваше лицо было на уровне лица ребёнка. Установите зрительный контакт.
Скажите, что нужно сделать и установите временные рамки.
«Тебе хватит десяти минут, чтобы закончить?». Или: «Поиграй ещё пять минут и пойдём домой». Если резко, без предупреждения выдёргивать ребёнка из песочницы, обрывать игру на самом интересном месте, то это может вызвать протест. И это понятно. Вам ведь тоже не нравится, когда вас отвлекают.
Замените минус на плюс.
Не говорите ребёнку, чего делать НЕ надо. Вместо этого скажите, что ему необходимо сделать. Например, вместо «хватит кричать», эффективнее сказать: «говори тише».
Проанализируйте, из чего состоит ваше общение.
Разговариваете ли вы с ребёнком просто так? Без воспитательных целей, без требований и нотаций? Вашему сыну или дочери необходимо безоценочное общение с вами. Рассказывайте друг другу истории, как прошёл день, мечтайте вместе. При доверительных отношениях детям не приходится сопротивляться, отстаивать свою независимость, мстить или привлекать внимание, пусть даже и негативное. Учитывайте возраст ребёнка. Бесполезно требовать от годовалого малыша, чтобы он всё складывал на место.
Требований не должно быть слишком много.
Если мама постоянно что-то говорит, требует, просит, указывает, срабатывает защитный механизм. Её речь начинает восприниматься, как фон. Значение слов уже не доходит до сознания. Когда требований много, это утомительно ещё и для самих родителей. Сложно проконтролировать выполнение. Возникает ощущение, что тянешь за собой вагон, который двигается с трудом и со скрипом.
Что делать, если ничего не помогает?
Дети не меньше взрослых жаждут тёплых гармоничных отношений с родителями. Даже, если кажется, что уже невозможно выйти из замкнутого круга взаимного недовольства и претензий, это не так. Никогда не поздно. Если вы задумались об изменениях — это уже первый шаг к лучшему. Существует множество техник и приёмов, способствующих укреплению отношений. Они учат честно говорить о своих чувствах, вдумчиво слушать ребёнка, принимать себя и окружающих со всем набором их чувств. Казалось бы, примени всё это, и не только ребёнок начнёт слушаться с первого раза, но и вы научитесь слышать ребёнка. Почему же столько людей до сих пор воспринимают родительство, как тяжёлую ношу?
В этом случае, лучше не терять времени и обратиться к специалисту. Детский психолог поможет взглянуть на ситуацию со стороны, понять, что не так и над чем надо поработать, предупредит появление ошибок.
Да-да бездумное применение воспитательных мер, может и навредить. Например, ребёнок страдает от неуверенности в вашей любви. Он не слушается, закатывает истерики, не желает выполнять даже простейшие просьбы. Вы устанавливаете границы, требуете, следите за выполнением. И этим только ещё больше отдаляете его от себя. Где-то помогают объятия, где-то строгость. Детский психолог поможет, понять, что необходимо не вообще в таких-то ситуациях — он ищет вместе с вами, что подходит именно для вашей семьи.
Что делать, если ребенок 9 лет не слушается?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Для начала мы должны понять, что первично: возраст или особенности поведения? В связи с чем у родителей, воспитателей, учителей возник вопрос о непослушании? Наш ребенок не слушается взрослых с ранних лет, и вот теперь ему девять, а он продолжает игнорировать наши требования и просьбы? Это одна история. Или ребенок был паинькой, и вдруг — бац! — что-то такое случилось, после чего он словно «с катушек съехал», и мы не понимаем, что теперь делать. Это другая история. Ситуации разные, и реагировать на них тоже нужно по-разному… Отвечает семейный психолог-консультант Анна Абраменко.
«Стабильный» неуд по поведению
Итак, если наше чадо — неслух, что называется, изначально, то это вопрос всего чего угодно, только не возраста. Если шило, застрявшее в одном месте у нашего пострела, не давало нам покоя, еще когда ему было два годика и он на детской площадке бил совочком малышей, расталкивал девочек на горке, дрался с соседским мальчиком, если в четыре года ребенок закатывал истерики в магазинах и валялся по полу на глазах у изумленных покупателей, если в пять лет в тихий час он умудрялся поставить на уши всю детсадовскую группу, а в первом классе от малолетнего бунтаря, бандита, шалопая стонали не только одноклассники, но и директор школы, то чему удивляться теперь, когда ему исполнилось девять?
Ребенок «стабилен», верен себе, непослушание его с возрастом только возрастает, и причиной тому может быть что угодно: проблемы со здоровьем — и физическим, и психическим, особенности темперамента, промахи в воспитании. Если наша «точка кипения» обозначилась именно к его девяти годам, то, пусть поздновато уже, но надо идти к психологу. А может быть, к психиатру. А может быть, к невропатологу. И вместе копать, может быть, менять методы воспитания, может быть, находить глубинные, исходные причины. Найти их самостоятельно неспециалисту, как правило, сложно.
Пять причин «праздника непослушания»
Другое дело, если в девять лет поведение ребенка изменилось вдруг. Тогда мы можем что-то сделать и определить причину сами. Почему? Потому что если ребенок, неважно, какого возраста, раньше был более или менее послушным, а потом вдруг резко слушаться перестал, то это — свидетельство психического или физического неблагополучия. Значит, сравнительно недавно что-то случилось, что-то подтолкнуло.
Чем это неблагополучие может быть вызвано?
Во-первых, резкой переменой привычного уклада жизни, каким-то изменением.
Во-вторых, новой проблемой со здоровьем — не «хроникой», а чем-то, чего раньше не было.
В-третьих, ранним созреванием, началом перехода в подростковый возраст.
В-четвертых, конфликтами в семье.
В-пятых, непосильными нагрузками.
Разберем каждую причину подробнее.
1. Откуда дует ветер перемен?
Что у нас случилось? К каким изменениям не может адаптироваться наш ребенок? Из-за чего он встревожен, выбит из колеи настолько, что поведение его становится неадекватным?
а) Переезд. Новая квартира, новый дом, новые район, город, страна. Переезд на новое место, другая обстановка, расставание со старыми друзьями, незнакомое окружение — все это огромный стресс и для взрослого человека. Что уж говорить о девятилетнем ребенке! Он растерян, на него сваливается слишком много новой информации, он пока не может разобраться, как на все это реагировать, и реагирует агрессией, упрямством, игнорированием наших, как нам кажется, совершенно понятных требований. Ему просто нужно время, чтобы осмыслить произошедшее и адаптироваться к новым условиям жизни.
б) Изменился состав нашей семьи. Что это может быть? Развод? Свадьба? Умерла бабушка? Родился братик? Старший брат уехал учиться? Старшая сестра вышла замуж, и ее муж теперь живет с нами. Семья — самое привычное, самое близкое, опора и «тыл» ребенка — стала другой. Основы пошатнулись. Это непросто пережить. На что теперь опираться? Стоит поговорить с маленьким человеком, объяснить, что изменение в семье не означает перемены отношения к нему. «Да, дедушки больше нет с нами, но мы по-прежнему рядом, мы помним дедушку и любим тебя, дорогой!» «Да, у тебя теперь есть целых две сестрички-близняшки и нам приходится уделять им много внимания. Но это не значит, что мы любим тебя меньше, чем их!» «Да, папа теперь будет жить с другой тетей, в другой семье, но вы будете видеться по выходным. Папа любит тебя, и никогда не бросит. »
в) Ребенок перешел в другую школу или в его классе сменился учитель. Причина, которая перекликается с предыдущей, но на которую мы можем не обратить внимания. На новую квартиру мы переезжаем редко, это событие значимое, а замена учителя или школы — событие, кажется, рядовое и вроде бы незначительное. Но это не так. Девять лет — третий класс. Человек два года учился с одними и теми же одноклассниками. В его классе начали складываться группы, у него среди одноклассников появились друзья по интересам, определились роли ребят в классе. И вдруг он оказался «новеньким» в совсем другом коллективе, где тоже за два года все уже сложилось! Новичку всегда сложно, страшно и неуютно. Надо знакомиться, надо заново завоевывать авторитет в новом классе, надо разбираться, кто есть кто, и мириться с тем, что тебя тут не ждали и к тебе первое время особый интерес.
Со сменой учителя — похожая история: два года ребенок учился под началом одного педагога с определенными, уже понятными школьнику требованиями. Этот учитель успел ребенка узнать, приспособиться к его индивидуальным особенностям. У них сложились какие-то личные отношения. И вдруг все меняется — и требования, и методы подачи информации на уроке. Может упасть успеваемость, может появиться нежелание идти в школу. В общем, настоящий стресс. Ребенку в такой момент не замечания нужны, а поддержка и опять-таки время на адаптацию.
г) Кто-то из близких тяжело заболел. Мы заняты помощью страдающему от заболевания члену семьи, мы переживаем и принимаем срочные меры, нам не до здорового ребенка. Но девятилетний человек переживает не меньше, если не больше нас, только никаких мер по малолетству принять не может. Как может думать ребенок? «Мама болеет, ей плохо, а я ничем не могу помочь. » «А может быть, это я виноват в том, что братик заболел. » «А вдруг я тоже когда-нибудь так заболею, как папа. » «А если бабушка умрет? А потом кто-нибудь еще в семье заболеет, и я вообще останусь один. » Страшные взрослые вопросы, которые девятилетка уже может сформулировать в голове и которые, скорее всего, не решится задать вслух.
Это вместо того, чтобы успокоить ребенка, объяснить, что болезнь близкого не повод искать, кто виноват, не повод пугаться за него, за себя и за других и не повод лишний раз привлекать к себе внимание. А вот помочь ухаживать за больным можно в любом возрасте. Каким образом может помочь девятилетний член семьи — придумаем сами, каждый случай индивидуален. Важно проговорить с ним его сомнения, страхи и проблемы, успокоить и направить мысли и действия в созидательное русло.
2. На здоровье!
Это очень короткий пункт. Плохое поведение девятилетнего ребенка может быть связано с заболеванием, которое не сразу бросается в глаза. Повод провести всестороннее обследование, пройти диспансеризацию: окулист, отоларинголог, невропатолог, гастроэнтеролог, кардиолог, стоматолог. Щитовидку проверить, сдать кровь на гормоны, на сахар, на гемоглобин. Не вредно сходить к хорошему остеопату, «подправить» скелет, осанку, позвоночник — всё это влияет на снабжение кровью головного мозга.
3. «Предподросток» — сложный возраст
В наше время заметно сдвигаются границы условных возрастных этапов. Если наши родители подростками становились в 13–14 лет, то сейчас дети настолько развиты, что подростковый возраст часто начинается раньше. Бывает, что в 9–10 лет у ребенка уже начинаются гормональные изменения. И «голова» тоже меняется, сознание созревает, хочется дистанцироваться от родителей, а физически это еще сделать невозможно. Уже хочется самостоятельности, но в то же время ребенок чувствует и понимает, что почти во всем зависит от нас. Это дико раздражает! Причем трудно разобраться не только в отношениях с мамой и папой, но и в собственных ощущениях. Это и для пятнадцатилетнего человека — проблема, а для девятилетнего — просто катастрофа. Отсюда и плохое поведение.
Перестроить отношения с ребенком на более взрослые. Подростки и предподростки, как правило, не выносят обращения с ними как с детьми, запреты без объяснения причины, ситуации, когда не спрашивают их мнения и решают что-либо за них. Именно эти ситуации могут вызывать непослушание.
4. «Скандальные» истории
Конфликты в семье — очень понятная причина плохого поведения ребенка любого возраста. Девятилетний, конечно, не исключение. Во-первых, скандалящие родственники подают пример: близкие люди кричат, ругаются, обижаются, не дай Бог — дерутся, значит, это — норма. И я буду так себя вести. Во-вторых, во время конфликтов нам, как правило, не до детей. А ребенок нуждается во внимании и готов добиваться его любыми способами. Например, не слушаться. Потому что наше раздражение, наше ворчание, наша ругань на него — это тоже внимание, пусть даже и со знаком «минус». В-третьх, ребенку конфликты в семье не нравятся и он хочет их прекратить. Но как это сделать? Все так же: переключить внимание на себя, пусть даже в отрицательном смысле. Единственный доступный ему способ «помирить» взрослых: «Пусть ругают меня, только бы не ссорились!»
Есть много других объяснений, но вывод один: хотим, чтобы ребенок нас слушался, — прекращаем семейные конфликты. Если это невозможно, стараемся, чтобы ребенок не становился свидетелем и тем более участником выяснений отношений взрослых и даже живым «аргументом» в спорах. И — говорим с нашим девятилеткой: спрашиваем, что он чувствует, что думает о происходящем в семье, объясняем, что его вины ни в чем нет, что мы его любим и поддерживаем, что мы, взрослые, разберемся. Ну, что-то вроде: «Это не твоя война, малыш. » Только ни в коем случае не пытаемся «переманить» маленького «союзника» в свой лагерь, обвиняя других членов семьи и настраивая ребенка против них.
В случае серьезных семейных конфликтов имеет смысл обратиться к семейному психологу. Да-да, не к детскому, а к семейному. И речь идет не о том, чтобы вести к психологу ребенка, а о том, что нам самим, взрослым, которые не могут помириться, придется взяться за ум и обратиться к специалисту.
Ребенку же детский психолог может понадобиться во всех названных здесь случаях.
5. Непосильная ноша
Бывает, девятилетка нас не слушается, потому что он нас уже не слышит. Он заполнен, что называется, «под завязку». Перегружен. У него в школе пять уроков, потом — тренировка, потом — секция, потом — репетитор по языку, потом еще домашнее задание, а дальше — ужин и спать. В редкие «окошки» между плотным, очень плотным графиком, который мы ему установили «для его же пользы», ребенок должен успеть выплеснуть все накопившиеся эмоции, переживания, всё, что он мог бы растянуть по времени и переживать постепенно. Но мы не дали ему такой возможности. Понятно, что, наблюдая эффект взорвавшегося котла, мы удивляемся поведению своего чада: «Он стал совершенно неуправляемым! Ведет себя неадекватно!» Ха! Сами бы попробовали.
Нагрузка не по возрасту может быть не только физическая и не только связанная с дополнительными занятиями. Порой в силу обстоятельств маленькому человеку приходится принимать на себя роль взрослого. Опекать одного из родителей. Брать на себя заботу о младшем брате или младшей сестре (речь не идет об обычной помощи в здоровых полных семьях, здесь — форс-мажор, когда девятилетке приходится самому становиться «мамой» или «папой» для малыша). Это тоже может вызвать сильнейший стресс и вылиться в неуправляемое поведение.
Как быть? Снизить нагрузку. Физическую, психологическую — любую. Добавить какие-то способы разгрузки. Проще — дать отдохнуть. Дать возможность какое-то время вообще ничего не делать. Не шпынять, не заставлять, не принуждать и даже не просить. Пусть придет в норму.
Ищем причину!
Девятилетний ребенок плохо себя ведет и не слушается. Легче всего отругать, наказать, разозлиться и обидеться. Сложнее — занять взрослую позицию, подумать и попытаться найти причину. Но сделать нужно именно так, иначе проблема может усугубиться, уйти вглубь и проявиться позже худшими последствиями.
Не всегда это получается сделать самостоятельно. Значит, стоит обратиться к специалисту. Нащупали причину — думаем, что с этим делать. И главное — продолжаем любить своего ребенка, заботиться о нем, доверять ему.