Ребенок не усвоил программу 1 класса что делать
Как поступить в данной ситуации?
Ребёнок не усвоил программу 1 класса. Родители хотят оставить его на повторное обучение в 1 классе, но проходить ПМПК отказываются. Я кл.руководитель этого ребёнка. Как поступить в данной ситуации?
Ответы на вопрос:
Прохождение комиссии возможно только с согласия родителей. Также как и оставление на второй год.
Могут ли родители по собственному желанию оставить ребенка на второй год. Нет, такой нормы в законе. Почти никакой ребенок не захочет оставаться на второй год, учиться вне своего класса. Такое решение родителей будет противоречить его интересам. Для того, чтобы ребенка оставить на второй год нужны веские основания заключение ПМПК. Ст. 58 закона «Об образовании в Рф» Каждый ребенок имеет право на обучение. Родители в этом случае несут полную ответственность за образование ребенка. Обычно отстающих первоклассников условно переводят во второй класс при плохой успеваемости.
Повторное обучение в 1 классе допустимо, если задолженность не ликвидирована, при условии согласия родителей (ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме повторного обучения есть возможность также перевода на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. В случае если промежуточная аттестация в отношении первоклассников не проводится, оставление на повторный год обучения (по инициативе ООО) не представляется возможным. На законодательном уровне не определяется порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, данные полномочия относятся к компетенции образовательной организации. Школа вправе самостоятельно ввести форму промежуточной аттестации в 1 классе, при условии отсутствия бального оценивания. Такой формой может быть, например, педагогическая диагностика знаний обучающегося. Следует иметь в виду, что контроль за освоением образовательной программы должен проводиться в течение учебного года, а не по его завершению, так как учащемуся необходимо предоставить срок для устранения академической задолженности.
Ответ бесполезный. Я Вас об этом не спрашивала.
Ребёнок много пропустил по болезни.
Ответы на уточнение:
Вы вообще не сформулировали какого-либо вопроса.
Таким вопросом нельзя считать фразу «Как быть в данной ситуации» либо ее аналог— «Что делать в данной ситуации».
Поскольку о содержании вопроса приходится судить только косвенно.
Например, путем реконструкции списка возможных вопросов и выбора из них наиболее вероятного, по мнению консультанта.
Неявно предлагать юристам проделывать такие операции — элемент необдуманного поведения и показатель неуважения к чужому труду.
Если вас интересует возможность принятия решения о повторном обучении ребенка в 1 классе при отсутствии заключения ПМПК, то это возможно при наличии двух юридических фактов:
1.Наличие академической задолженности, которая не ликвидирована в установленные сроки
2. Усмотрение родителей (их заявление) об оставлении на повторное обучение.
(п.9 ст.58 Закона РФ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Если вы хотели выяснить, можно ли провести обследование ребенка на ПМПК без заявления или согласия родителей, тогда ответ-нельзя. (п.14 Положения, утвержденного Приказом Минобранауки от 20 сентября 2013 года N 1082).
Если вы хотели выяснить, что лично вам сделать при невозможности получить согласие родителей на участие ребенка в ПМПК, тогда ответ таков: написать докладную директору школы о том, что с учетом п.14 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии и возражением родителей участие ребенка в ПМПК невозможно, но возможно издание приказа об оставлении на повторное обучение, если академическая задолженность не будет ликвидирована ребенком в установленные для этого сроки.
Закон РФ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
(приложение к Приказу Минобранауки от 20 сентября 2013 года N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Что делать, если первоклассник не справляется со школьной программой?
Пост опубликован: 2017-12-05
Когда родители отдают своего малыша в школу, то надеются, что у него все будет благополучно. Не все из родителей сами хорошо учились в школе, но для своего чада они желают самого лучшего. Когда ребенок оказывается в школе, то многие родители сталкиваются с большим разочарованием, так как их малыш не справляется с программой. Что в таком случае стоит делать?
От чего зависит успеваемость ребенка?
Специалисты утверждают, что прежде чем начинать бить панику о плохой успеваемости первоклассника, стоит выяснить причину происходящего. Важно понимать, что процесс перехода ребенка от его веселого образа жизни в детстве к учебному процессу является очень сложным. И на адаптацию первоклассника может уйти немало времени.
- Успеваемость ребенка зависит от таких факторов:
Как видно, если ребенок не успевает со школьной программой, то это может быть связано не только с его плохим интеллектом или низкими способностями, но и бывает вызвано другими особенностями малыша.
Не стоит забывать и о том, что большую роль в успеваемости ребенка играет учитель. Возможно, ваш малыш не смог найти с ним общий язык, или ему не нравится метод объяснения материала. Причин может быть множество. Цель родителей: определить причину неуспеваемости, а затем попытаться устранить ее, прибегнув к помощи учителей, репетиторов и, возможно, психологов.
Что стоит сделать родителям?
Каждый родитель, отдавший ребенка в первый класс, должен осознавать следующее:
Стоит ли обращаться к репетитору?
Большинство родителей решают вопрос успеваемости ребенка с помощью репетитора. Не все родители обладают временем и способностями, чтобы доступно объяснять школьную программу своему чаду. Поэтому обращение к репетитору будет очень верным способом помочь малышу повысить свою успеваемость в классе.
Учебный центр «Эвентус» предоставляет помощь родителям и их детям в обучении различным предметам. Дети младшего и школьного возраста требуют особого подхода к себе, и специалисты «Эвентус» обязательно найдут «ключик» к ребенку.
Рекомендуем вам обратиться к опытным репетиторам, чтобы повысить успеваемость вашего малыша. Иначе проблемы со школой, начавшиеся в первом классе, могут полностью отбить у ребенка желание получать знания во взрослой жизни.
Как влияет настрой ученика на его успеваемость?
Наверняка каждый родитель слышал мотивирующие истории о том, как мама с папой верили в своего умственно отстающего ребенка, и он стал ученым, музыкантом или еще каким-то великим человеком. Для многих такие истории кажутся не больше, чем сказка. Хотя психологи заверяют, что если настроить свое чадо на учебу, то он будет ходить в школу с радостью.
Чтобы помочь первокласснику освоить предметы, нужно:
Главное, что нужно запомнить, — не позволяйте другим критиковать ребенка и позволить ему думать, что у него ничего не получится.
Как делать уроки с первоклассником
Проблемы обучения в первом классе и как с ними справиться
Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учительницы начальных классов Серпуховой Валентины Давыдовны, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.
Наиболее распространенные проблемы первого класса:
И общие советы, как их преодолеть
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.
Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша «Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появиться позитивная установка «Я сам все могу».
Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.
Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.
Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.
Как мы усваиваем информацию
К какому типу относится ваш ребенок?
Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:
Кинестический тип. Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.
Ребенок не усваивает школьную программу
Можно ли привлечь к ответственности учителя за что ребенок не усваивает школьную программу.
Каким документом должен руководствоваться директор школы, чтобы по желанию родителя оставить ребенка на повторное обучение в первом классе, если по результатам года ребенок не усваивает школьную программу.
Мой ребенок не усваивает й павствуйте. Мой ребенок не усваивает школьную программу, в заключении ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР. В школе таких классов нет, переводить ребенка в другую школу не хочу. Могу ли я перевести елочная индивидуальное обучение? И что для этого надо сделать? Программу, в заключении ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР. В школе таких классов нет, переводить ребенка в другую школу не хочу. Могу ли я перевести елочная индивидуальное обучение? И что для этого надо сделать?
Мой ребёнок слабо усваивает школьную программу учитель постоянно говорит про спец школу вызывают на комиссию с ПДН ноя не согласна могут ли они без моего согласия отправить сына в спец школу?
У меня ребенок в 1 классе, учитель говорит, что мой ребенок не усваивает школьную программу, то что она не дает заниматься другим детям, обижает их. Меня вызвали к директору и предлагают перейти на домашнее обучение, но я этого не хочу, что мне делать. Заранее спасибо.
На какие пункты закона об образовании необходимо ссылаться, чтобы вывести ребёнка на индивидуальное обучение? Ситуация в том, что обучающийся учится в 3 классе, хотя должен учиться в 5. Ребёнок не усваивает школьную программу. Стало проявляться асоциальное поведение. Данный ребёнок был направлен на консультацию к детскому психиатру, после чего поступил отказ о выведении его на индивидуальное обучение. На какие пункты мы можем ссылаться, чтобы вывести данного ребёнка на индивидуальное обучение. Спасибо.
У меня ребёнок учится в 1 классе. Учитель считает, что он не усваивает школьную программу. Нас отправили на ПМПК. Комиссия поставили ЗПР. И рекомендуют перейти на домашнее обучение. Наш школьный психолог говорит, что мне с заключением ПМПК нужно ехать к психотерапевт, что бы она назначила лечение и дала направление для школы на индивидуальное обучение. А психотерапевт говорит, что с ЗПР на индивидуальное обучение не переводят. Что мне делать?
На какие законы мне опираться, что бы требовать признать ребенка с С 1 со статусом ОФЗ
Здравствуйте. У меня ребенок инвалид с детства, с сахарным диабетом 1 типа (инсулинозависимый). Она учиться в общеобразовательной средней школе. Имеет ли право мой ребенок с С 1 на признание его ребёнком с ОФЗ, если школьную программу усваивает хорошо. Но возникают проблемы из-за за того что у нас инсулинотерапия и нужен контроль сахара во время учебного процесса и питания. Есть опасность гипогликемии. На какие законы мне опираться, что бы требовать признать ребенка с С 1 со статусом ОФЗ. Нам отказывают в этом статусе, мотивируя только тем что ребенок учиться хорошо. По закону об образовании в перечень заболеваний С 1 конкретно не прописан. Есть ОФЗ медицинское понятие, но они ссылаются на понятие которое дается по гос.
В 2010 году в апреле наш ребенок (10 лет) был направлен на медико-педагогическую комиссию для перевода его на обл. егченную программу (не усваивает школьную программу) по выводам комиссии его перевели на Программу 8. По выводам психиатра у него присутствует слабоумие первой степени, хотя тесты психолога он прошел загвоздка у нас только в математике. Психиатр написала в рекомендации: требуется консультация в Областной психиатрической поликлиники у психиатра, а в июле 2010 мы уже были поставлены на псих учет в обл. псих диспансере, узнали об этом только в этом году случайно когда приехали туда на консультацию. Узнали что поставила нас на учет наш районный психиатр без нашего ведома, без нашего согласия, в законе о псих помощи я ничего не нашел подходящего чтобы нас ставили на учет без согласия родителей, а теперь мы пытаемся доказать что наш ребенок не даун и не имбицил. Врач психиатр в ОП к нам относится как к соответствующим данному диагнозу написанному нашим психиатром. Что нам сейчас делать, подскажите возможные наши действия, как нам снять ребенка с этого учета? Семья у нас полная, трое детей, я военнослужащий, в семье психическими расстройствами никто не болел как с моей стороны так и со стороны жены.
Если ребенку не дается математика и все остальные предметы
Дисграфия, дислексия, дискалькулия: как проявляется и что делать
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
Родителям, которые когда-то учились на пятерки, трудно представить себе ребенка, которому не под силу выучить таблицу умножения. Но такие дети бывают, и не всегда у них стоят серьезные диагнозы. Что может происходить в голове у ребенка, который не усваивает школьную программу, рассказывает психолог Екатерина Мурашова.
— Мурашова, сядешь с Тарасовым! — распорядилась учительница математики где-то ближе к концу седьмого класса.
— А это почему?! — по-подростковому ощерилась я. Спорить и препираться с учителем нам было не положено. Но вопросы задавать системой разрешалось и даже официально поощрялось («на местах» — по большей части лицемерно, разумеется): обязательно спрашивайте, если вам что-то непонятно.
— А вот потому! — ответила учительница. — Иди и садись.
Даже самые бойкие из нас на открытые протесты решались крайне редко. Действовали методом тихого, но упорного саботажа. Каждый раз, приходя на урок, учительница математики видела меня на прежнем месте — у окна, рядом с моей подружкой Светкой.
— Мурашова, пересядь! — приглушенно рычала она.
Я подчеркнуто медленно собирала вещи в портфель и так же медленно, нога за ногу, плелась к последней парте, колонка у стены, где в одиночестве, опустив голову, сидел Сережа Тарасов.
Зачем Мурашову посадили с Тарасовым
Лично против Сережи я ничего не имела. Он был крупным, рыхлым, тихим двоечником и никогда не только не делал мне ничего плохого, но даже, кажется, ни разу со мной и не разговаривал. Появился он у нас то ли в четвертом, то ли в пятом классе, оставшись на второй год.
Общался он. «А с кем он, собственно, общался?» — задумалась я, в очередной раз оказавшись рядом с Сережей и исподтишка разглядывая его крупные, уже почти мужские руки с обведенными траурной каймой ногтями.
Подумав, я не вспомнила (Сережа всегда находился вне сферы моего внимания), а скорее решила, что он, наверное, общается с еще двумя такими же безнадежными и тихими двоечниками (у нас еще были идейные двоечники-хулиганы, а это совсем другое дело!): Кириллом (которому уже исполнилось чуть ли не шестнадцать) и Игорем. С кем же еще?
После звонка, когда мы всей гурьбой ринулись в коридор, учительница раздраженно приказала: «Мурашова, останься!».
«Будет мораль читать и угрожать, — подумала я. — Пропала перемена».
— Мурашова, я могу поговорить с тобой как со взрослым человеком? — спросила учительница. Это был с ее стороны беспроигрышный ход.
— Да, конечно, Марья Петровна, — ответила я.
— Мне, всей школе нужно, чтобы ты сидела с Тарасовым и помогала ему. Он совершенно ничего не понимает в математике и других предметах и никогда уже, по всей видимости, не поймет. Но нам нужно, чтобы он выпустился из школы с аттестатом за восьмой класс.
— Короче, школе нужно от него поскорее избавиться, а за справку вас в роно не похвалят? — подростки часто понимают взрослость как открытый цинизм.
Марья Петровна тяжело вздохнула и окоротила себя.
— Тарасов и так старше тебя и твоих одноклассников, его пребывание в нашей школе лишено смысла, переводить его в другую, специальную школу уже поздно, чем раньше он окажется в жизни, тем больше у него будет шансов найти себе в ней хоть какое-то место. На экзаменах ему помогут, но нужно, чтобы он эту помощь смог понять и правильно использовать.
— Все так плохо? — удивилась я.
— Ты умная, хотя и неприятная девочка, — признала математичка. — Смотри сама.
Исследовательские задачи привлекали меня с раннего детства, а эмпатия была откровенно снижена. Я собиралась стать ученым и открывать тайны природы.
— Да, — сказала я. — Я попробую посмотреть.
А ты читать умеешь?
Через два дня я выяснила, что Сережа не знает таблицы умножения. Это не показалось мне особой проблемой. Я принесла в школу свой старый железный пенал, на обратной стороне которого эта таблица была напечатана, и велела Сереже смотреть по пеналу. Еще неделя ушла у меня на открытие того, что Сережа не понимает саму суть действия умножения. В этот момент мы проходили, кажется, разложение квадратных трехчленов.
Я велела Сереже списывать всё с меня, а сама продолжала наблюдать. Еще через неделю, ковыряя ногтем краску на парте, глядя в сторону и тщательно стараясь не вкладывать в свой вопрос вообще никаких эмоций, я спросила:
— Сережа, а ты читать-то умеешь?
— Умею, конечно, ты чего! — горячо воскликнул Сережа. — В учебниках — там не понимаю, конечно, ни бельмеса, но вообще умею! Я даже журналы могу! Вот Кирилл.
— Кирилл — он почти читать не может, буквы знает и если простые слова, вроде мама-папа, а если сложные, то уже всё, только если догадается.
Я посидела молча, укладывая в голове новую информацию. Пейзаж вырисовывался поистине безумный.
— Послушай, Сережа, а вот ты на уроках-то, когда Марья Петровна говорит, хоть что-нибудь понимаешь?
— Да что ты! Конечно нет! — Сережа махнул рукой. — Вообще ничего не понимаю. Ну вот как будто мотор работает, и всё.
— И давно так? — я сама услышала дрожь в своем голосе.
— Да всегда так было. Ну, класса с третьего точно.
— И ты вот так ходишь в школу каждый день восемь лет, сидишь шесть уроков за партой, и. и. шум моторов?! Как же ты это выдерживаешь?!
— Да не журись ты! — добродушно усмехнулся Сережа. — Я приспособился уже давно. Сижу, думаю о чем-то, вспоминаю, как с отцом на рыбалку ходили, когда я маленький был.
— А где сейчас твой отец?
— Умер, когда мне десять лет было. Выпил дрянь какую-то и траванулся.
Это был уже запредельный для нас тогдашних уровень откровенности. Я испугалась и быстро вернула разговор к школьным делам.
— И что же, ни одного учителя не понимаешь?
— Ну почему? На труде всё понимаю и делать могу. На рисовании или физкультуре — что ж там не понять? Только я это не люблю. А вот еще. помнишь, в пятом классе у нас училка по ботанике была? Недолго? Вот что она говорила, я все понимал, даже сам удивлялся.
Я уронила голову на руки, сложенные на парте, и долго так сидела. Потом взглянула на своего соседа:
— Ну что ж, Сережа, давай, по крайней мере, попробуем.
Как будто в голове работает мотор
В тот день моя картина мира значительно изменилась. И именно эти изменения я актуализировала сорок лет спустя, когда ко мне на прием привели четвероклассника Сережу и он сказал:
— Учительница на уроке что-то говорит — бу-бу-бу! — а я вроде и слышу, но совсем-совсем не понимаю. Как будто в голове мотор.
Рассказала родителям про Сережу Тарасова. Про десятки, сотни, тысячи детей, которые все эти годы и вот прямо сейчас, вот так, ничего практически не понимая, годами сидят в самых разных школах — от престижных гимназий до самых простеньких. Про американского мальчика, который, не умея читать, умудрился закончить колледж, стать учителем английского языка и 17 лет проработать в школе (потом он читать все-таки выучился и написал книгу о кошмарах своего безграмотного детства и взросления).
Родители и сам Сережа глядели на меня круглыми глазами. Кажется, они никогда не рассматривали свою проблему с популяционной стороны.
— И что же, — осторожно спросила мать, — все вот эти дети. Они что же, по сути, больные? С нарушениями? Это врожденное? Ну вот я читала же про все это: дислексия, дисграфия, дискалькулия. Одни говорят, это лечится, надо лекарства пить и всякие процедуры для мозгов; другие говорят, заниматься много, а мы и так только и делаем, что занимаемся, он уже волосы начал себе выдирать и на той неделе сказал: зачем я вообще родился!
А третьи — приходите в нашу удивительную школу, и за ваши большие деньги мы обеспечим вашему ребенку индивидуальный подход. У нас знакомые с похожей проблемой пошли в такую: работают только на эту школу, а толку чуть, там класс четыре человека, и после каждого урока — игровая пауза на полчаса, и кормят пять раз, и просто ничего не требуют, что сделал — то и хорошо, это такой гуманистический способ обучения.
А четвертые говорят: вот они такие, и ничего не поможет. Тогда, может, просто отстать от него? Вот ваши же эти Кирилл с Сережей как-то сами приспособились? И тот американский мальчик?
Что делать?
— Я не знаю, — честно сказала я. — Мне кажется, тут нет и не может быть универсального рецепта. Медицинские проблемы типа органического поражения головного мозга, разумеется, нужно искать и исключать. Если интеллект нормальный, надо смотреть дальше.
Иногда дело просто в методике. Когда в российских церковно-приходских школах было буквенное обучение: аз-буки-веди, читать по этой методике научались только шесть детей из десяти. Когда появилось звуковое обучение, ситуация с обучением грамоте рывком скакнула вперед. Сейчас есть дети, которые вообще не могут учиться, например, по методике Петерсон. Меняем методику — обучаются если не прекрасно, то вполне удовлетворительно.
Иногда — просто перехлест родительских амбиций: запихали ребенка-гуманитария в матшколу, прошло два года, и у него образовался полный завал по основному кусту предметов, он фигурально закрыл голову руками и даже не пытается уже ничего делать. Если его не плющить в блинчик, быстро забрать из этой школы и честно объяснить (ребенку и самим себе), что произошло, то, скорее всего, всё выправится.
Главное, мне кажется, — словить вот этот момент: ребенок сидит на уроке с включенным мотором — бу-бу-бу! И не один такой урок (это со всяким бывает), и даже не один предмет.
Если словили, то сообщить ребенку: мы понимаем, что происходит, ты не наедине с этим кошмаром, мы все вместе будем с этим работать и обязательно что-нибудь придумаем. Будем сотрудничать, а не сражаться и не закрывать глаза, — вы понимаете? И твое место в этом мире однозначно существует, и мы все сделаем, чтобы тебе помочь его найти и занять, а от тебя вот прямо сейчас нужно конкретно вот это.
Кстати, Сережа Тарасов из моего детства к концу восьмого класса уверенно отличал дополнение от подлежащего и умел решить задачу в два действия. Остальное, правда, так и списывал с меня, но даже от этих небольших достижений (ему впервые стало понятно, что именно он делает в школе) похудел, приободрился и ногти стали чистые.
Маленький Сережа с надеждой взглянул на своих родителей. Мать встала с кресла, сделала шаг вперед и порывисто обняла сына.
А я мысленно передала привет Сереже из своего детства и пожелала ему, где бы он сейчас ни находился, всяческих удач и благополучия.