Ребенок очень поздно ложится спать что делать комаровский
Проблемы с засыпанием у ребенка 2-3 лет
Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:
Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).
По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:
Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).
Во-вторых, поскольку дети с возрастом становятся более независимыми, они могут начать тестирование пределов своей свободы и ограничительного поведения своих родителей. Стратегии сопротивления отхода ко сну могут запускать гамму форм поведения от очаровательных попыток свалиться («еще одно объятие») до серьезных истерик (Moore et al., 2007). Если правила отхода ко сну неясны или непоследовательно соблюдаются, сопротивление заыспанию становится серьезной проблемой в семье.
Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.
Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.
Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:
Ребенок поздно ложится спать. Что делать?
Ребенок поздно ложится спать. Что делать? 22.05.2019 14:19
РЕБЕНОК ПОЗДНО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Ко мне часто обращаются с подобным запросом. Прежде всего давайте разберемся в ситуации.
Ситуация 1. Вы укладываете ребенка достаточно рано, но он долго засыпает?
Ситуация 2. Вы ждете пока ребенок сам захочет спать, но это происходит поздно?
Узнали себя в ситуации 2?
НЕ ЖДИТЕ, ЧТО РЕБЕНОК САМ УЛЯЖЕТСЯ РАНО
Такое бывает, но редко. И применимо к очень спокойным детям. Среднестатистический ребенок не пойдет спать сам, пока его «не вырубит». Ведь вокруг столько интересного!
Если ваша проблема состоит в том, что вы отдали на откуп самому ребенку решать время начала сна, то не нужно жаловаться.
Вот пример моего недавнего диалога с папой двух детей.
Сергей: «У нас дочки – близняшки. Им по 4 года. Не можем их рано уложить. Раньше 23 не засыпают.»
Я: «А как вы их укладываете?»
Сергей: «Нуу. Ждем пока сами захотят пойти в спальню»
Я: «А во сколько встают?».
Сергей: «В 6.30 встаем в сад.»
Ошибка родителей в этом случае – ожидать, что девочки сами изъявят желание отправиться спать. Как результат девчонки спят 7,5 часов ночью и может еще 1-1,5 в саду. Всего 8,5-9 часов в сутки! При возрастной норме 11-12 часов. А дефицит сна влияет на все: на развитие, на обучаемость, на здоровье.
Если вы устали от такой жизни, тогда начинайте с описанного ниже плана.
1. Поймите: есть ли у вас проблема? А сколько вообще должен спать ваш ребенок?
Проанализируйте наличие признаков переутомления у вашего ребенка, признаков необходимости начинать сон раньше. Здесь сразу скажу, что у детей от двух лет и старше обычно индикаторами могут быть эмоциональные и поведенческие проблемы.
Например, частые истерики, буйное поведение по вечерам, капризы в вечерние часы, повышенная активность в 19-22 часа.
Если вы видите, что ребенок чрезмерно активен в вечерние часы, это не означает, что он не хочет спать. Как правило наоборот.
То есть ребенок мог спокойно уснуть в 21 час и был физически готов к этому. Но так как он не был отправлен в постель, в итоге он пропустил «окно», переутомился и в течение как минимум 90 минут он не мог уснуть физически. Он развил чрезмерную активность потому что переутомился! В итоге он просто выключился в 23 часа в состоянии крайнего утомления.
2. Примите решение об установлении режима
Если вы решили вплотную заняться режимом своего ребенка и сделать его более четким, тогда задайте себе пару вопросов:
Если вы решились, начинайте устанавливать новый режим.
Не ждите изменений в один день. Для установления четкого режима требуется как минимум неделя!
Режим всегда сдвигается с утра. Если ваш ребенок поздно ложится и поздно встает, начинаем с коррекции подъема.
Если же ребенок не досыпает: поздно ложится, но рано встает, тогда начинаем с вечера.
3. Внедрите четкие правила
Самое главное: это вы как родитель решаете во сколько ребенок должен спать. Не ваш ребенок решает, а вы. То есть вы не должны ждать пока ваше чадо уснет само. Идите и укладываете его спать! Каждый день. Такие правила! И эти правила устанавливаете вы.
В зависимости от возраста объясните правила ребенку.
Установите границы в поведении.
Например, после отбоя мы не включаем свет и не выходим из спальни.
4. Помогите ребенку через ритуал
Если до сих пор у вас не было ритуала перед сном – внедрите его. Редко, когда ребенок сам пошел в спальню и молча уснул.
Ребенку нужно помочь настроиться на сон.
В зависимости от возраста наполнение ритуала будет разным. Но как правило, в возрасте от двух лет и старше, это чтение книги, обнимашки, разговоры о прошедшем дне и так далее.
Стабильный ритуал создает привычку. Привычка помогает ребенку не сопротивляться укладыванию.
5. Исключите гаджеты и просмотр телевизора перед сном. Это возбуждает и не способствует сну, а также негативно влияет на мелатонин-гормон сна. Ограничьте просмотр телевизора, планшета или телефона как минимум за 90 минут до начала сна.
Экран не должен быть частью ритуала ни в коем случае!
6. Оптимизируйте уровень мелатонина ребенка натуральным путем
Современный образ жизни не способствует хорошему сну. Существуют факторы, негативно влияющие на гормон сна. Недостаточная концентрация мелатонина не позволяет ребенку уснуть рано.
Ритм ребенка может съезжать на поздний из-за того, что он мало времени проводит на улице.
Читайте подробные статьи с советами на этот счет:
7. Не ждите изменений в один день
Наберитесь немного терпения. Вам потребуется от 7 до 14 дней на изменение существующего порядка.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ДОЛГО ЗАСЫПАЕТ
Ваша проблема состоит в том, что физически ребенок укладывается вроде бы вовремя, а вот засыпает долго?
Это другая ситуация.
Причин может быть множество.
КОГДА РЕЖИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЗДНИМ
Но иногда режим ребенка действительно может быть поздним.
Например, если ребенок сова от рождения или может бодрствовать больше других детей.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Copyright © 2015-2021 «Центр детского и материнского сна»
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
Когда укладывать спать на ночь?
Наступает вечер, зажигаются звёзды, выключается свет, и малыши мирно засыпают в своих кроватках, обнимая красивых плюшевых мишек. Так нам представляется тихий семейный вечер, во время которого все мирно готовятся ко сну. А как же на самом деле? Когда малышей нужно укладывать спать? В одно время с родителями, раньше или, наоборот, позже, чтобы они проспали дольше и не проснулись слишком рано утром? Так есть ли ответ на этот вопрос?
Когда родился наш сыночек, я долго не могла понять, когда же у малышей «ночь». Они ведь едят круглосуточно. Когда же нужно их купать и укладывать «на ночь»? Я перечитывала «наши» книги, в том числе современные учебники по педиатрии, и постоянно что-то не сходилось – например, написано, что малыши в таком-то возрасте спят 11-12 часов, но ночной сон начинается в 22, а утреннее умывание в 6. Или вообще, что детей нужно укладывать спать, когда удобно родителям. Бабушки мне твердили, что в 9 вечера «Спокойной ночи, малыши», и это «правильное» время, в которое нужно укладывать.
Откуда появилось это время «Х» – 9 вечера?
Обратимся к истории. В СССР только в 1917 году ввели декретный отпуск, который составлял 112 дней с момент рождения ребёнка. То есть, уже в 3 месяца малышей отдавали в ясли, если не было возможности договориться с бабушками-пенсионерками или взять работу в другую смену. До этого времени детей отдавали в ясли практически с рождения, то есть они находились в группе 10-15 или даже больше малышей, за которыми ухаживало достаточно ограниченное число нянечек. Именно поэтому использовался «режим по часам», а время дневного сна сознательно увеличено, так как уследить за несколькими грудничками одновременно просто физически невозможно. Вот отсюда и взялось такое позднее укладывание, и просто нереально маленькие цифры времени бодрствования (например, 2,5 часа в 10-12 месяцев), и очень большие цифры дневного сна. В яслях никого не спрашивали – хочет ли он спать. Были нормы, которым нужно было следовать. Со временем малыши привыкали и укладывались спать в «нужное» время, а ночью, соответственно, спали меньше. Времена изменились, а вот нормы почему-то очень часто используются очень устаревшие. Я нахожу их в журналах для мам, в книгах и даже в современных учебниках по педиатрии, в рекомендациях известных врачей.
Какое же время считается идеальным для укладывания?
Оказывается, «идеальным» временем засыпания на ночной сон считается 18:00-20:30. И это время сохраняется вплоть до 5-6 лет! Я была просто шокирована, так как 21 час, когда у нас принято только начинать подготовку ко сну, – это уже поздно! К настоящему моменту проведено множество исследований по всему миру, в результате которых было выявлено, что малыши лучше всего себя чувствуют при режиме 19:00-7:00. На первый взгляд цифры казались просто фантастическими. А почему же нельзя укладывать позже?
Почему так рано?
В головном мозге человека есть специальный центр – супрахиазмальные ядра, – который выполняет функцию внутренних часов. Именно он определяет смену фаз сна и бодрствования, называемую «циркадными ритмами». Вообще в нашем организме всё циклично – менструальный цикл, сердечный цикл, цикл трикарбоновых кислот и ещё более сотни таких циклов различной частоты. От чего же зависит то, когда мы спим, а когда бодрствуем? Почему нельзя спать ночью, например, с 3-х до 10 утра? Оказывается, деятельность наших «внутренних часов» зависит от освещённости. И с наступлением сумерек организм уже готовится ко сну (имеются в виду гражданские сумерки, которые начинаются раньше того времени, когда визуально начинает темнеть). В это время меняется гормональный фон организма, и он все свои силы направляет на то, чтобы отдыхать, восстанавливаться и обрабатывать полученную за день информацию. Если пропустить это время, то наш мозг переходит в режим «перегрузки» и время, которое он мог бы провести с пользой для организма, он тратит на работу, эффективность которой очень низка. Именно поэтому лучше лечь раньше, чтобы попасть на тот цикл нашего организма, при котором он настроен исключительно на сон. Именно этот сон будет самым восстанавливающим.
Неужели у малыша точно так же работают его «внутренние часы»? Представьте себе, это так. Только у новорожденного они ещё «не настроены», а начинают налаживать свою работу к 6-8 неделе жизни, когда малыши начинают различать день и ночь. Теперь они уже могут больше бодрствовать днём, и дольше спать ночью. И наша задача в этот период – помочь «завести часы» правильно. Окончательно формируется цикл ночного сна у большинства деток в 3-м месяцам, когда они начинают спать по 11-12 часов, с перерывами на кормления, но с одним длительным промежутком непрерывного сна длительностью не менее 5-6 часов, который с возрастом увеличивается.
А если укладывать позже?
«Уложите позже, чтобы малыш проснулся позже! Он у вас так рано просыпается, потому что вы его рано укладываете!» Это худшие советы, которые могут вам дать доброжелатели. На практике происходит наоборот – чем позже укладывается малыш, тем хуже он спит. И чем дольше вы «тянете», чем больше малыш переутомляется, тем сложнее его нервной системе справляться с перегрузкой, что значительно увеличивает частоту ночных пробуждений или же слишком раннего подъёма вследствие переутомления (в 4-5 утра вместо «обычного» времени). Это самый большой миф, что уложив малыша позже, «чтобы больше устал», он будет лучше спать. Разумеется, нужно учитывать нормы дневного сна для данного возраста, а также время бодрствования, уменьшив его перед ночным сном, а не наоборот увеличивать его, «чтобы утомить». Нет такого строгого правила, что всех детей нужно уложить именно к 19 часам, но лучше, если они будут уже спать не позже 20:30.
А мой малыш спит до 9 утра…
Часто я встречала ситуации, в которых малышей сознательно укладывали позже, и они «перестроили» свой режим на 20-8, 21-9, 22-10 и даже более позднее время. Что делать в таком случае? В первую очередь, нужно обратить внимание на то, как себя чувствует малыш при таком режиме. Хорошо ли он спит ночью, днём, он бодр и весел, спокойно играет и фиксирует внимание на предметах и людях, мирно укладывается спать на ночь? Если ответы на все вопросы положительные, значит, вам удалось перестроить режим удобным для вас образом. В чём же опасность «поздних» режимов? Как я уже писала, для «внутренних часов» очень важна освещённость. И при такой ситуации, особенно зимой, малыш не получает достаточно дневного света, что очень важно для его развития. И что более важно, он гуляет вечером в то время, когда его организм настроен на восстановление, рост и развитие (которое в основном происходит во сне, а не во время развивающих игр с развивающими игрушками), о чём так сильно беспокоятся все родители.
Муж приходит поздно с работы
В большинстве случаев именно это является отправной точкой начала вечернего укладывания спать. Ведь муж за целый день соскучился по малышу, и тоже хочет с ним поиграть, покупать, принять участие в его жизни. По этому поводу эксперты по сну, к мнению которых я прислушиваюсь, рекомендуют всё же найти выход из ситуации – пробовать брать работу на дом, возвращаться чуть раньше, а если не получается, то выделить время утром перед работой на то, чтобы поиграть с малышом, покормить его или просто понаблюдать за ним. И со временем вы очень полюбите эти радостные моменты, когда вы будете пить свой утренний кофе, а малыш рядом будет играть на детском коврике, ползать по комнате или весело топать и говорить вам «папа». Ведь именно утром малыши, которые достаточно рано укладываются спать и хорошо высыпаются, самые милые и довольные жизнью. Они радостно вам улыбаются, тянут ручки и интересуются всем вокруг. А вечером наоборот могут быть уже утомлены и капризны, так как давно бы уснули, если бы не ожидание папы.
Неужели бывают дети, которые спят уже в 7 вечера?
Да, бывают. Вы дочитали статью и до сих пор не можете в это поверить? Вам кажется, что если вы уложите своего малыша в 19, он проснётся в 3 часа ночи и будет играть? Поверьте, вы не одиноки в своём страхе. Все мои знакомые, когда слышат, что мой малыш в 3, 6, 9 и даже в 12 месяцев засыпает не позже 20:00 (а в большинстве случаев в 19:30), округляют глаза и говорят что-то вроде: «А когда же он просыпается?», «Да он у тебя соня», «Это он у тебя жаворонок» или (просто хит) «А, ну просто мальчики больше спят». Всё что угодно, лишь бы не пересмотреть свои устоявшиеся представления о времени ночного сна. Да, признаюсь, я сама боялась так рано уложить малыша, и до 2,5 месяцев он засыпал в 19 на «вечерний сон», который был, по сути, началом ночного сна. Потом мы его будили около 23 часов, купали и сами укладывались на ночной сон, который длился до 8 утра по нашему плану, составленному по рекомендациям одного известного врача. Но где-то ближе к 2-м месяцам малыш перестал просыпаться охотно в это время, он капризничал, купался без удовольствия и всем своим видом показывал нам, что он бы спал дальше. И тогда я решила рискнуть и перестроить режим таким образом, чтобы уже в 19 часов он спал. И представьте моё удивление, когда малыш мирно уснул сам после купания и проснулся ночью в то же время на кормления, только без этого мучительного для всех полуночного купания и укладывания! Уже на следующее утро я не узнала своего малыша! Я как сейчас помню, что он проснулся настолько спокойным. Он радостно лепетал, игрался ручками и когда мы его положили на пеленальный столик, он спокойно лежал сам долго-долго и наблюдал всё вокруг без малейшего беспокойства, как раньше. И с тех пор я поверила западным учёным и поняла, что наше представления о том, как «должны» спать малыши – это просто стереотипы, передаваемые из поколения в поколения. Разумеется, мы перешли на ранний режим очень рано, поэтому и очень легко, а в старшем возрасте это может занять больше времени и усилий. Но оно того стоит, поверьте! Постарайтесь поверить мне, и забыть о стереотипах, которые только мешают нам жить, и подарите себе и своему малыш здоровый спокойный сон, а вам с мужем – приятный вечер вдвоём!
А вот мы ложились спать в 9 вечера! И ничего… Выросли же нормальными.
Безусловно, на протяжении жизни сон малыша будет меняться. Поход в садик, школа, подростковый возраст… Поневоле много факторов будут нарушать его сон, и вам придётся каждый раз пытаться его наладить. Но основы закладываются уже в младенческом возрасте. Если практически с рождения вы вовремя укладываете малыша спать, не перекармливаете и не ограничиваете его движения – поверьте, это даст свой результат. А чем же плохо укладывать поздно на будущее, так сказать? Да, нас всех укладывали в 9. Но встаёте ли вы в 6 утра с хорошим настроением? Много ли вы знаете людей (не считая бабушек постпенсионного возраста), которые радостно просыпаются в 6-7 утра каждый день и вечером в 22 уже спят? Или же укладываются раньше спать, если переутомились, вместо того, чтобы «отоспаться в выходные»? У нас самих в большинстве случаев отсутствуют правильные привычки сна, поэтому нам порой сложно поверить, что то, как мы спим и то, как «правильно» надо спать – это две большие разницы. Поэтому наша задача, как родителей, дать своим малышам лучшее. Мы живём в век прогрессивных технологий и клинических исследований. Давайте же будет следовать современным открытиям, а не стереотипам прошлого. Подарите своему малышу лучшее – здоровый сон. И вы приятно удивитесь, как быстро это сделает его счастливым!
Наталия Домрес,
консультант по детскому сну и
автор проекта «Сон малыша»
опубликовано 12/06/2015 14:21
обновлено 20/04/2019
— Сон