Ребенок очень скромный в школе что делать
Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?
Как повысить самооценку ребенка. Как побороть застенчивость
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности. Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.
Самая низкая самооценка — в 9-10 лет
Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.
И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.
Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:
Тест на самооценку
Наблюдаете ли вы у своего ребенка:
Если вы ответили «да» более 5 раз, то имеет смысл подумать о помощи ребенку.
Как повысить самооценку: 9 правил
Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?
Застенчивость
Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!
А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.
Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.
Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?
Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!
У вас застенчивый ребенок? Как побороть стеснительность
Как общаться с ребенком-интровертом и как повысить его самооценку
Евгения Голобокова журналист
Ирина Кудинова семейный педагог
Родителям застенчивых детей поначалу может быть даже удобно это качество малыша: кроха никого не поколотит в песочнице, не отберет игрушку. Но ближе к детскому саду, а тем более школе многим уже хочется как-то побороть застенчивость сына или дочери, сделать их более общительными. Что действительно можно изменить, если вам достался ребенок-интроверт, а что в его характере стоит просто принять?
У вашего наследника довольно закрытый характер: он редко стремится в общество других детей, умеет сам придумывать для себя игры и глубоко погружается в свои фантазии, чаще слушает, чем говорит сам. Иногда вы думаете, что дело в том, что он интроверт, или застенчивый, или замкнутый.
Вас это может беспокоить – ведь из-за застенчивости малыш все время оказывается где-то в задних рядах, в хвосте, упускает все самое интересное и вообще проводит слишком много времени в одиночестве. Вы боитесь, что у него не будет друзей или что он не сможет получить от жизни то, что захочет, потому что слишком застенчив, чтобы попросить или заявить о себе? А может быть, это «говорит» с вами опыт вашего собственного детства, когда вы всего стеснялись и избегали общения с другими?
Важно помнить, что между замкнутостью и застенчивостью все же есть разница: в первом случае ребенок действительно не нуждается в обществе других людей, во втором – не играет с другими детьми не потому, что сам не хочет, а потому что не знает, как подступиться к этой пугающей задаче. Как научить малыша общаться, ведь жить ему придется в обществе, и он должен найти свое место в мире?
Правила обращения со стеснительным ребенком
Психологи уверены, что в то время как одни малыши стесняются потому, что сомневаются в себе и обладают низкой самооценкой, другие просто генетически предрасположены к такому типу поведения и общения с миром. В их случае застенчивость – это наследственная черта, полученная от мамы или папы (или даже от обоих родителей сразу).
Важно понимать, что интровертность и застенчивость – это черты личности, а не проблемы, с которыми непременно надо бороться. Очень многие проявления постепенно уйдут сами собой – кроха их просто перерастет.
Конечно, это не значит, что нужно смириться и ничего не делать. Наоборот, в детстве гораздо проще принять и освоить основные навыки коммуникации, принятые в социуме. Что же можно сделать прямо сейчас? Вот несколько советов.
Во что поиграть с ребенком-интровертом
Идем в гости. Возьмите несколько мягких игрушек и поделите их: часть останется с вами, часть пойдет «в домик» к малышу. Теперь звери будут ходить друг к другу в гости! Пусть ребенок командует. Кто пойдет первым? Что он возьмет с собой – угощение или игрушки? А что скажет, когда войдет в домик? Как поведут себя хозяева? Разыграйте по ролям все диалоги так, чтобы малыш побыл и гостем, и хозяином.
Ничего не слышу. Договоритесь с ребенком, пусть он расскажет вам, что с ним произошло, или короткую сказку. Но вот незадача – ваши уши сегодня «не работают», так что придется все показывать. Вы можете задавать наводящие вопросы («А потом ты куда пошел? А что ты там делал?»), а малыш будет изображать это с помощью мимики, жестов и пантомимы.
Варим суп. Поставьте в комнате большую коробку или контейнер для игрушек – это будет кастрюля. Договоритесь, что для супа вам нужны разные овощи. Часть их заменят игрушечные, а вы с малышом выберете себе по одному названию, например «морковка» и «свекла». Сначала вы будете поваром: командуйте, что класть в суп, а когда назовете овощ, которым стал малыш, пусть он тоже залезет в коробку. Потом поваром будет ребенок.
Как повысить самооценку ребенка и его уверенность в себе
Многие дети чувствуют стеснение потому, что им не хватает мотивации и уверенности в себе. Помогите ребенку раскрыть свои сильные стороны. Вместе чаще обсуждайте, что у него получается хорошо, в чем он силен, какими качествами обладает.
Кстати, это необязательно должны быть какие-то умения – петь, рисовать, быстро бегать. Может, ваш малыш отличается доброжелательностью, или всегда готов прийти на помощь другим, или очень аккуратный и уже умеет сам наводить порядок в своей комнате. Когда вы рассказываете ребенку о нем самом, это помогает ему лучше понять себя, свое место в мире, формирует его самоидентификацию. Он будто смотрит на себя глазами мамы – любящими и любующимися, и понимает: «Я – хороший».
Не торопите малыша, если он еще не готов к общению. При необходимости станьте «переводчиком»: объясняйте, зачем к нему подошел другой ребенок, что можно ему сказать, чем заняться вместе. Например: «Мальчик пришел с тобой знакомиться. Смотри, какой у него замечательный самокат. И у тебя тоже самокат, немножко другой. Вы можете вместе прокатиться».
Если вы заметили, что малыш с удовольствием общается с каким-то ребенком во дворе или садике, познакомьтесь с его родителями, попробуйте встречаться чаще или вместе сходить куда-то. Можете даже пригласить этого ребенка к себе в гости – в ситуации, когда ваш малыш дома, в своей привычной обстановке, он будет чувствовать себя гораздо увереннее. Это поможет ему освоить первые навыки социализации, быть более открытым и взаимодействовать с другими людьми.
Обойдитесь без ярлыков. Часто мы сами усугубляем ситуацию, называя малыша в присутствии других людей – детей или взрослых – замкнутым, застенчивым, стеснительным. В итоге ребенок думает: «Конечно, мама всегда права, наверное, я и есть стеснительный». Это ведет к очередному «минусу» от уверенности в себе.
Старайтесь меньше комментировать поведение маленького с оценочной точки зрения, не говорите фраз вроде «Жалко, что ты не хочешь ни с кем дружить» или «Ну почему же ты все время стесняешься?». Такие комментарии не стимулируют малыша изменить свое поведение, зато заставляют его чувствовать себя еще хуже.
Запоминайте и затем вместе с ребенком обсуждайте ситуации, когда он смог справиться со своей замкнутостью, например подошел к незнакомой девочке и попросил разрешения поближе рассмотреть красивую куклу или предложил мальчику поменяться ненадолго самокатами. Обязательно уточните, как вы гордитесь тем, что малыш сам вступил в разговор и смог договориться. Поощряйте такое поведение – более открытое и смелое, чем обычно.
Как помочь скромному ребенку?
Что делать, если ребенок слишком скромный и робкий?
Мария Баулина кандидат психологических наук, практикующий психолог
Застенчивый ребенок — педагогическое фиаско, думают многие родители. И их можно понять: сегодня малыш отказывается прочитать стишок перед гостями, завтра он опозорится на утреннике в саду, а через 10 лет не сможет связать двух слов на вступительных экзаменах в вуз. Попытки расшевелить скромников обычно дают обратный результат. Как же быть?
Как воспитать буку
Возможно, вы удивитесь, но застенчивыми не рождаются — ими становятся. Можно выделить четыре основные стратегии воспитания, способствующие развитию у ребенка этого качества.
1. Военная дисциплина. Жесткий контроль — залог того, что малыш вырастет робким и пассивным. Каждое замечание родителя внушает крохе мысль о незначительности или даже неадекватности собственных поступков. Почти полвека назад американский психолог Мартин Селигман провел любопытный эксперимент на собаках. Животных били слабым разрядом электрического тока, при этом лишив их возможности убежать. Через некоторое время шанс спастись у собак появлялся, однако они по привычке продолжали бездействовать. Подобное поведение называется «синдромом выученной беспомощности», и, к сожалению, оно характерно не только для четвероногих.
Если малыш постоянно слышит отрывистые команды «Не бегай!», «Не трогай!» и т.д., то он бессознательно делает заключение, что взрослые не одобряют любые проявления его любознательности и активности, и в результате перестает их демонстрировать. Всякая попытка родителя подбодрить тихоню воспринимается при этом как очередной акт контроля. Знакомая сценка: застывший с подарком в руках робкий малыш оказывается под перекрестным огнем советов — как открыть коробочку, что сказать щедрым гостям и т.д. Виновник переполоха отлично знает, что будет, если он на глазах взрослых неаккуратно развернет упаковку, поэтому еле слышно лепечет «спасибо» и скрывается в своей комнате.
Работа над ошибками. Родителям-военачальникам следует принять к сведению: нельзя упрекать чадо в застенчивости и одновременно требовать от него послушания! Противоречие устраняется путем увеличения количества ситуаций, в которых действует принцип: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Рисовать на обоях? Пожалуйста! Только не на тех, которые на стене, а на остатках рулона, расстеленных на полу. Шлепать по лужам, поднимая фонтаны брызг? На здоровье, но исключительно в резиновых сапогах. Малыш быстро осознает, что, соблюдая разумные меры предосторожности, можно реализовать любую идею.
2. Яблочко от яблони. Если родители привыкли сдерживать эмоции и сами не отличаются коммуникабельностью, ребенку просто неоткуда перенять навыки общения. При этом мамы и папы с «нордическим» характером часто склонны обвинять всех на свете в недостатке чуткости и внимания к их чаду. С одной стороны, они оказывают малышу эмоциональную поддержку, с другой — формируют у ребенка уверенность, будто мир настроен по отношению к нему недоброжелательно. Бывает, что родители намеренно ограничивают контакты малыша со сверстниками, стремясь уберечь его от всевозможных бед. Зимой нельзя ходить на детские представления, потому что там легко подцепить какой-нибудь вирус. А летом все гоняют на велосипедах и могут сбить нерасторопного карапуза, поэтому лучше гулять одному и в сторонке. В результате умение общаться с ровесниками развито у ребенка примерно так же, как навыки ухода за слонами, — ведь и тех и других он видел на почтительном расстоянии от ограды детского сада или зоопарка.
Работа над ошибками. Если вы родитель-социопат, то «неча на зеркало пенять»! Вам совершенно необходимо расширить круг общения своего застенчивого чада. Придется пойти на жертвы вроде приглашения гостей и постараться сохранять улыбку просветленного, даже когда маленькие последователи Мамая будут устраивать скачки в коридоре. Почувствовав вашу искреннюю доброжелательность по отношению к другим детям (достижению нужного состояния хорошо способствует валерьянка), ребенок тоже сможет преодолеть зажим.
3. Марафонский бег. Активные и общительные взрослые, для которых не составляет труда расположить к себе кого угодно, просто не в состоянии понять всей глубины переживаний застенчивого отпрыска. Неужели так трудно сказать «здравствуйте» доктору в поликлинике или, например, попросить лопатку «вон у той девочки»? Да что он, издевается, что ли? Родители начинают действовать — и меры, которые они предпринимают, желая развить у ребенка коммуникативные способности, обычно весьма прямолинейны. Малыша записывают в студию актерского мастерства, заставляют выступать перед публикой и самостоятельно решать конфликты со сверстниками. Особенно туго приходится тем детям, чьи папы и мамы сделали успешную карьеру. Бойкому папе-адвокату, к примеру, становится не по себе при мысли о том, что его сын-тихоня в будущем не сможет достойно выступать на судебных заседаниях.
Работа над ошибками. Нужно признать за ребенком право на индивидуальные особенности характера. Умение кратко излагать мысли и заставлять окружающих ловить каждое слово, произнесенное негромким голосом, достойно уважения так же, как и способность заливаться соловьем. Поэтому вместо кружка сценической речи лучше отвести свою «мышку» на занятия по макраме. Если у чада возник конфликт со сверстниками, не бойтесь брать на себя функции советников и ни в коем случае не допускайте давления на малыша. При этом важно понимать, что грамотное посредничество — это когда вы громко повторяете обидчику то, что тихонько пробормотал ребенок, а не высказываете собственные замечания.
4. Рафинированная среда. Мальчик или девочка в больших очках и с книжкой подмышкой — комический персонаж многих произведений. Как правило, воспитанием таких знаек занимается бабушка или родители, сами когда-то выращенные бабулями. Выходя за порог отчего дома, ребенок сталкивается с настолько непривычной средой, что ощущает полную дезориентацию. Допустим, мальчика ежедневно убеждают в том, что его курточка «немаркого» цвета, сшитая по лекалам эпохи застоя на Ивановской фабрике, — это эталон качества, а все, что производится сейчас, — сплошная синтетика.
Ребенок приходит в детский сад — и испытывает бурю противоречивых чувств, ведь все его ровесники так симпатично смотрятся в яркой «вредной» одежде.
Работа над ошибками. Чтобы приблизить малыша к реальности, взрослым придется пожертвовать значительной частью своих жизненных установок. Рассказывая карапузу о чем-либо, следует подчеркивать, что существуют самые разные мнения — и все они имеют право на существование. Скажем, одни мамы гуляют с ребенком в любую погоду, чтобы он рос закаленным, а другие в дождь и снег сидят дома, но в результате в обеих семьях дети растут здоровыми. Узнав о том, что «правильных» вариантов развития событий может быть несколько, малыш избавится от настороженности.
Громче воды, выше травы
Застенчивость — «недуг», который следует лечить симптоматически. Взгляд исподлобья, тихий голос, упрямое молчание или пунцовый румянец — все это защитные барьеры, возводимые ребенком для обороны от внешних воздействий. Эту баррикаду нужно аккуратно разобрать на дощечки, чтобы потом использовать их для строительства мостиков, соединяющих малыша и его окружение.
На стороне ребенка
Многие взрослые ошибочно полагают, что застенчивость — это следствие низкой самооценки. Ничего подобного! Ребенок считает себя хорошим, просто сомневается в том, что другие относятся к нему положительно. Чрезмерная обеспокоенность по поводу оценки его действий окружающими мешает малышу наслаждаться игрой или полностью погрузиться в содержание занятий. Он хочет общаться, ожидает похвалы, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение, ему страшно спонтанно проявлять эмоции. Так, например, на детском празднике тихоня может настороженно наблюдать за играми сверстников под руководством клоуна, наотрез отказываясь присоединиться. Когда же всех позовут к столу, малыш начнет плакать и требовать продолжения забав: ведь он только-только настроился на то, чтобы встать в хоровод! Доверять окружающим и не бояться собственных чувств невероятно сложно. В этом деле ребенку нужен надежный помощник — им будете вы.
Придумайте универсальную фразу, которой вы будете отвечать на замечания окружающих о застенчивости малыша. Например: «Ему нужно время, чтобы привыкнуть» или «Он просто не любит торопиться». Наследник должен быть уверен в том, что мама и папа всегда на его стороне.
Избегайте ситуаций, в которых ребенку приходится конкурировать с кем-либо. Если же вы хотите, чтобы малыш принял участие в соревнованиях, выступайте вместе с ним, одной командой. Добиваясь от чада послушания, не сравнивайте его поступки с поведением других детей.
Не отговаривайте карапуза, если он хочет попробовать что-то новое, даже если непривычные впечатления, на ваш взгляд, связаны с риском потерять время, испачкаться и т.д.
Играйте дома в шумные игры
Пусть малыш бегает, кричит, корчит рожицы и делает другие «ужасные», с точки зрения соседей снизу, вещи. Так тихоня научится свободно выражать эмоции и отрепетирует свое поведение для будущих аналогичных забав со сверстниками.
Подчеркивайте свой интерес к процессу, а не к результату, приступая к какому-либо занятию. Допустим, если вам нужно слепить слона, предложите малышу проверить, хорошо ли мнется пластилин, как сочетаются цвета и т.д.
Как научить стеснительного ребенка общаться
Ограничивая себя в общении, застенчивый ребенок попадает в замкнутый круг, поскольку не получает необходимого опыта, который в дальнейшем поможет ему находить выход из сложных жизненных ситуаций. Важно объяснить скромняге, как правильно устанавливать контакты с людьми.
Научите малыша смотреть собеседнику в глаза Скажите, например, что у него замечательные глазки, и всякому приятно, разговаривая, глядеть на такую красоту. И другим людям, кстати, тоже нравится, когда обращают внимание на их глаза. Чтобы закрепить навык, играйте с ребенком в «гляделки».
Придумайте вместе несколько фраз, которыми удобно начинать и заканчивать разговор. Используя игрушки, разыграйте по ролям ситуации, в которых малыш чаще всего теряется. Пусть кукла будет, например, строгой воспитательницей, а заяц — испуганным учеником. В процессе игры полезно поменяться привычными ролями, чтобы маленький скромник почувствовал себя на месте бойкого взрослого. Для отработки навыков ведения беседы воспользуйтесь помощью друзей и родственников — пусть время от времени говорят с деткой по телефону.
Отправляясь в незнакомое место, подробно и увлеченно рассказывайте ребенку о том, что ему предстоит увидеть, с кем нужно будет общаться.
Поощряйте общение своего тихони с младшими детьми или с такими же застенчивыми ровесниками. С ними малыш быстро привыкнет ощущать себя в безопасности во время разговора.
Учим плохому
Нельзя игнорировать тот факт, что у робкого ребенка все-таки есть причины не доверять людям. Ведь они могут кричать, обзываться и даже бросаться песком! Поэтому важно предоставить в распоряжение малыша достойный арсенал защитных средств.
Разрешите ему давать сдачи обидчику. Само собой, детей нужно приучать «разрешать конфликты словами». Но совершенно очевидно, что данную воспитательную функцию ребенок не должен брать на себя в тот момент, когда его лупят.
Научите малыша обзываться. Уточнение номер один: только в ответ на обидные слова другого ребенка. Уточнение номер два: никакой грубой брани, ни боже мой! Достаточно придумать смешные, но неприятные прозвища: Лейкин — Бармалейкин, Иванов — «съел сто блинов». Хорошенько поупражнявшись дома в подобном словотворчестве, ребенок быстро отучит обидчиков дразниться.
Коррупция проникла и в ряды дошкольников. Подкуп — старый как мир способ вызвать к себе более доброжелательное отношение. Пусть ребенок время от времени угощает одногруппников в детском саду конфетами, дарит им наклейки и прочую ерунду. Освоившись в роли бескорыстного дарителя, можно переходить к легкому шантажу, обменивая сласти и фантики на равноценные сокровища. Бурная обменная деятельность — прочный фундамент для детской дружбы.
Помогаем школьнику справиться с застенчивостью
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как помочь школьнику справиться с застенчивостью. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Чрезмерная детская застенчивость беспокоит родителей и является одной из самых частых причин обращения к психологу. По статистике, среди подростков от 12 до 14 лет от нее страдают около 50 % мальчиков и более 60 % девочек.
Статистические данные опубликованы в рамках научной работы «Социометрический статус подростка в группе сверстников и его связь с застенчивостью».
Хорошо, если проблемы ограничиваются временным неумением заговорить с понравившимся мальчиком или пригласить в кино симпатичную девочку. Хуже, если это порождает проблемы при общении в социуме, получении качественного образования и, как следствие, определении своего жизненного пути.
Корр.: Как формируется детская застенчивость? Это врождённое качество или приобретённое?
Дарья: В корневой структуре застенчивости лежит неспособность человека справляться с реалиями. Возникает: «Я не беру, не иду и не делаю… потому что боюсь поражения». Это красивая формулировка для маскировки страха. Разъяснения: «Я не боюсь, но стесняюсь», «Просто не люблю, когда меня негативно оценивают» – скрывают страх оценки со стороны окружающих. Итогом позиции «Хочу сделать, но не делаю» становятся расстройство, подавленность, плохое настроение. Потому что хотеть совершить поступок такой ребёнок не перестаёт.
Застенчивость формируется тремя факторами:
Корр.: Бывает ли ситуация, когда у человека с одной стороны – сильный характер, с другой – он всё-таки застенчив?
Дарья: Может быть и так. Упорство – черта сильного человека. Она не чужда застенчивым. Но у нас часто путают застенчивость и скромность, а это разные состояния даже по ощущениям. Скромности стоит поучиться. В том числе для того, чтобы добиться успеха в жизни… Это то, что мы вырабатываем сами, демонстрируя как результат хорошего воспитания. «Я могу себе позволить быть скромным».
Застенчивость же – негативная черта, которая мешает жить и развиваться. Она заставляет нас не сделать, не сказать чего-либо. Если ребёнок не объяснил, что его волнует, не спросил о том, чего не понял, а промолчал – проглотил, и это стало нормой, то он не раскроется и не достигнет в жизни того, на что способен. Выраженная черта застенчивости – невозможность проявляться ярко. В этой области лежит всё, что касается публичных выступлений, громких выражений, импульсивности и эмоциональной реакции… Застенчивость однозначно помешает достичь успеха и вести соответствующую деятельность тем, кто хочет стать публичной персоной …
Корр.: Есть ли форма деятельности, где застенчивость может помочь?
Дарья: Конечно. Есть масса профессий, где она как минимум не станет препятствием. Для писательской или научной деятельности она может быть даже удобна, поскольку поначалу поможет втянуться в предмет изучения и увлечься. Более того, впоследствии она может пройти сама по себе. Ведь глубокие знания – один из факторов, рождающих уверенность в застенчивом человеке. Её носитель может просто перерасти проблему и позже вспоминать о ней с улыбкой.
К слову: самая популярная писательница своей эпохи Агата Кристи сознавалась, что страдает от «унизительной, ужасной, неизбежной застенчивости». Однажды из-за этого она не смогла попасть на вечеринку, устроенную в отеле «Савой», в честь успеха пьесы, поставленной по её произведению. Одетую в своё лучшее платье 67-летнюю писательницу не узнал швейцар и не пропустил в зал. Вместо того чтобы воскликнуть: «Да вы знаете, кто я!», она покорно отошла и, сидя в холле одна, наблюдала за веселящимися гостями. Впрочем, едва ли её детективы обрели бы такую известность, если бы автор не развила в себе умение наблюдать…
Дарья: Застенчивость – это боязнь чужого мнения. Когда человек один, то он от такого мнения гарантированно избавлен. В силу небольшой загруженности посторонними контактами у него есть больше времени для учебы. Если человек упорный или увлечённый, то застенчивость может даже способствовать его развитию.
Минус в сопутствующих внутренних переживаниях: ему чего-либо хочется, но он не делает нужных шагов для достижения желаемого. В детском возрасте это не воспринимается как проблема. Мама кормит, а папа ходит на работу. Кажется, что всё нормально. И если школьник не справился и не смог посещать кружок, то само по себе это не страшно. Но во взрослой жизни – чревато последствиями. Человек не может позволить иметь то, что хочет, потому стесняется. При этом он не станет драться, кусаться и у него будет меньше проблем. Застенчивость оставит его дома и убережёт от негативных событий. У такого человека больше шансов прожить очень спокойную бесконфликтную жизнь, но будет ли она счастливой?
Как бороться с застенчивостью? Рекомендации Дарьи Кузнецовой
В первую очередь, нужно разобраться, чем застенчивость хороша или плоха для самого ребёнка. Нужно ли с ней бороться? В определённой среде застенчивость может быть защитным механизмом. Например, если дома сложилась психологически неприятная обстановка. Мама очень требовательная и слишком много хочет от сына. Она всё время тащит куда-то: «Иди, расскажи стишок бабушке». И «я стесняюсь» в данном случае переводится как «я не буду», которое, в свою очередь, может разниться. Это может быть страх выхода на сцену, где ты обливаешься потом и забываешь всё, что хотел сказать. Но возможно, что ребёнок успешно справится с ситуацией, если среда станет благоприятной или если он осознает необходимость в заданном действии… Главное, чтобы такая реакция не стала привычкой и не превратилась в комплекс или способ ничего не делать. Убегать таким образом от решения проблемы.
Чтобы этого не случилось, нужно уделить ребёнку внимание – ненавязчиво понаблюдать, как и в какой компании он общается. Дать ему возможность проявить себя в разных коллективах и различной обстановке.
Один из самых авторитетных идеологов XX века Махатма Ганди с детства слыл очень застенчивым человеком. Несмотря на глубокие познания в юриспруденции и гибкий ум, ему долгое время не удавалось результативно оказывать поддержку подзащитным в качестве адвоката. Его публичные выступления были слабыми, слова путались, и он не мог справиться с волнением. Изнуренный неудачами Ганди отправился работать в Южную Африку, где многие его соотечественники, попав в тяжёлую ситуацию, стали обращаться к нему за советом и помощью. Именно там он обрёл навыки общения и нашёл свое призвание борца за права угнетённых.
Во-вторых, вспомним, что застенчивость – это обратная сторона страха. Хороший способ борьбы со страхом – ответственность. Мы берём на себя ответственность за что-либо: за выступление, за проведение мероприятия, за событие. Это развитие воли. Если застенчивого ребёнка постепенно наделять полномочиями: «Мы с тобой точно сможем. А без тебя я не смогу», то с развитием зоны ответственности сократится зона застенчивости. Осознание ответственности за что-то или кого-то вытесняет мысли о себе и своих страхах.
Жена американского президента Рузвельта Элеонора преодолела застенчивость, превратив сопереживания и ответственность за других в свою обязанность. Она поддерживала женщин и чернокожих в своей стране, когда те были совсем бесправны, и таким образом вписала свое имя в историю этой страны.
В-третьих, понаблюдайте за застенчивыми детьми. Для них характерны нерешительность, тихий голос, сомнения во всём и нежелание высветиться. Соответственно, предложите им научиться сначала просто говорить. Говорить с каждым разом громче и внятнее. Говорить как можно больше. То есть действовать по нарастающей. И не стоит забывать, что каждое их слово – результат принятого решения. Когда слов много, не остаётся времени для сомнений.
Писатель Стивен Кинг, получивший прозвище «Король ужасов», у которого было продано более 350 миллионов экземпляров книг, в своем интервью давал рекомендации: «Нужно действовать быстро, записывая сюжет, как только он приходит на ум. Только так удаётся сохранить первоначальный энтузиазм и убежать от сомнений в себе». По мнению психологов, чем больше застенчивый человек думает о проблемах, тем больше растут его тревожность и нерешительность.
И важно научиться выражать негативные эмоции. Потому что положительные эмоции застенчивый ребёнок всё-таки выражает. А негативных стесняется. При этом, если застенчивость с возрастом превращается в сдержанность – это плюс. Дипломат должен быть сдержанным, но не может быть застенчивым. У него есть внутренний налаженный механизм сдерживания и проявления своих эмоций…
Четвёртым способом борьбы с застенчивостью я бы назвала увлечённость. Позвольте школьнику увлечься чем-либо всерьёз. Суть в том, что в современном мире застенчивому ребёнку нужно дать место и голос. В буквальном смысле это может быть площадка на YouTube. Ведь он застенчив, потому что считает, что здесь неуместен и не имеет права говорить. Это также может быть возможность проявить себя и раскрыться в том, что ему по-настоящему интересно. Кто-то выплеснет себя в волнующей статье. Другой со временем сможет генерировать уникальные идеи или станет изобретателем. В любом случае человек перестаёт стесняться собственных мыслей и начинает их выражать.
На самом деле, застенчивость проходит, когда человек погружается в по-настоящему интересное занятие. Признанный гений Альберт Эйнштейн в детстве был очень застенчивым мальчиком, отчего в школе успехами, мягко говоря, не блистал. Лишь когда нашёл себя в физике, он обрёл друзей и единомышленников. Любопытно, что в его научных изысканиях от робости нет и следа. Именно ему принадлежит фраза: «Тот, кто никогда не ошибается, никогда не пробовал сделать что-то новое».
Вообще, человек, который был застенчивым в детстве, имеет шансы стать совсем незастенчивым во взрослой жизни. Такие качества качаются как мышцы. Многие навыки достигаются тренировками и постепенным наращиванием количества и качества умений контактировать с миром. Начните с активного общения по телефону, продолжите в социальных сетях, общаясь с незнакомыми людьми, на форумах. Потом можно выйти на улицу и попробовать заговорить с человеком, которого видишь впервые. Нужно помнить, что застенчивость часто проходит, если человек оказывается в сложной ситуации. Даже просто попав в незнакомый район, он вынужден отбросить её, чтобы найти дорогу. Хорошим тренингом могут стать ответы у доски в классе, проведение самостоятельно инициированных конференций. Отлично работают курсы актёрского мастерства и курсы ведущих различных программ.
Нобелевский лауреат физик Лев Ландау для того, чтобы научиться не обращать внимания на чужое мнение, выходил на прогулку по Невскому проспекту с привязанным к шляпе воздушным шариком. Периодически он обращался к солидным незнакомцам: «Вы можете ответить на мой вопрос? Почему вы носите бороду?»
Как помочь застенчивому ребёнку учиться?
Дарья: Для того чтобы раскачать застенчивого ученика, нужно создать доверительную атмосферу, в которой тот сможет раскрыться. Это бывает сложно сделать в обычном классе, где одновременно занимаются 30 детей. Поэтому, если застенчивость болезненна и мешает учиться, стоит подумать о переводе школьника на дистанционный формат получения образования. Это позволит ему получить качественные знания и оставит время для работы над собой: для выполнения вышеперечисленных упражнений, позволяющих преодолеть застенчивость.
Если всё же принято решение учиться в обычной школе, то стоит уделить особое внимание внешнему виду школьника. Ведь застенчивому человеку всегда кажется, что в нём что-то не так. Но если он блестяще одет и выглядит на все 100 %, то его жизнь станет легче. Кроме того, хорошо найти способ позаниматься дополнительно. Качественные знания сами по себе могут стать хорошим подспорьем для преодоления застенчивости. Ведь «если я точно всё знаю, то стесняюсь явно меньше».
Корр.: Есть много тренингов для застенчивых людей, где «специалисты» берутся снять их робость за три или пять дней. Как вы относитесь к такого рода опытам?
Дарья: Я всё-таки сторонник постепенного наращивания контактности, и я однозначно против радикальных мер в отношении детей. Важно дать возможность застенчивому ребенку выйти из-за стенки. Потому что довольно странно стоять с ремнём над ребёнком и пытаться внушить открытость миру: «Нет, ты будешь активным, позитивным, жизнерадостным и контактным ребенком. Я так сказала!». Ведь мир такого ребенка станет еще более небезопасным местом, а значит, его застенчивость останется ведущим защитным механизмом. Кроме того, переживания, вызванные радикальными мерами, могут вылиться в психологическую травму.
Но иногда экстрим и правда работает. Когда застенчивый человек оказывается в реальной опасности, это заставляет его преодолеть застенчивость. Однако это, скорее, исключение из правил.
Поэтому лучше такую «борьбу» с застенчивостью проводить осторожно. Любовь, взаимопонимание, поддержка важны для любого ребёнка. Не думаю, что застенчивость позволяет накладывать на них ограничения.