Ребенок одиночка что делать
Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством
Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке.
Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться? Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет! Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек.
Не секрет,что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?
Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным.На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик». День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.
Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.
Причины детской нелюдимости:
Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них.
Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать.Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками. Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно. Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей. Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением. Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок. Обратитесь за поддержкой к психологу, еслитрудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности. Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации. Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее.Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке. Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш ребенок. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки. Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора. Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми. Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий. Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками,будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.
Консультация «Если ребенок кусается» Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №52 г. Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район Подготовила:Нестерова.
Что делать, если ребенок дерется Физическая агрессия – использование физической силы простив другого лица. Обращение с детьми до вспышки агрессии: 1) отвлечь, предложить.
Если ребенок бьет близких… Речь пойдет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. Иногда вот таким.
Рекомендации педагогам «Если ребенок кусается» Это происходит, когда ребенок: • находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или.
Консультация «Если ребенок — левша…» Наш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы.
Консультация «Если ребенок заикается» Помощь заикающемуся ребёнку 1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами.
Если ваш ребенок не слушается Если ребёнок не слушается Что делать, если ваш ребенок не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие.
Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию «Кто с кем дружит?» Разработала воспитатель МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска: Меркулова Елена Анатольевна. ЦЕЛИ: Автоматизация звуков «Л, Р» в словах,.
Если в семье появился второй ребенок Полезные советы родителям «Если в семье появился второй ребёнок». С рождения второго ребёнка у родителей возникают новые заботы и обязанности,.
Если ребенок – одиночка по характеру, как ему общаться с другими детьми, что может сделать учитель и родители
Не все дети одинаково общительны. Некоторые просто в силу своего темперамента не любят активно контактировать со сверстниками. Обычно им приходится трудно в детском коллективе.
Поговорка «Дети жестоки!» попадает точно в цель, как знают педагоги, в чьих классах учатся ученики с интровертным складом характера. Снова и снова случается, что отдельные школьники маргинализируются другими, потому что они больше относятся к типу «одиноких». Однако это вовсе не означает, что ситуация безвыходна.
Не каждый ребенок или подросток в возрасте полового созревания, который редко приглашает других детей поиграть, является аутсайдером. Некоторые дети с раннего возраста увлекаются собственными играми и не готовы приглашать в свой мир ровесников. Такие малыши чувствуют себя комфортно в стране собственных фантазий как одиночки. Другие счастливы с одним-единственным другом, больше им и не нужно. Это качество характера заслуживает не меньше уважения, чем общительность.
Однако взрослым стоит обратить внимание, если ребенок в последнее время стал заметно более замкнутым и выглядит грустным. Даже если кажется, что никак не связанно с ученическим сообществом, лучше присмотреться.
Самое позднее, когда у ребёнка падают оценки и он не хочет идти в школу утром или в спортивный клуб днем, все сигналы тревоги должны зазвонить для его родителей. Часто таким образом ученик очень ясно показывает, что у него не все хорошо, и пытается избегать ситуаций, где требуется контакт с группой.
Если же ребенка избегают другие и он берет на себя роль постороннего, важно наблюдать за его групповым поведением. А в школе для родителей это невозможно. Так что им стоит поговорить с учителем своего ребенка. Спросить конкретно о его поведении и поведении одноклассников по отношению к нему.
Может быть, в школе кто-то чрезмерно активен, агрессивен или хвастлив? Может быть, в классе есть такие активные дети, для которых более застенчивый ребенок станет легкой добычей? Если учитель подтвердит, что один ученик воспринимается группой как чужой, то нужно попросить его поддержки. Он определенно хочет, чтобы его ученики могли бесстрашно учиться в здоровой классной среде.
Это может сделать учитель:
При всей приверженности со стороны учителя важно, чтобы его помощь не была слишком очевидной. Одноклассники не должны делать никаких выводов о том, что конкретно происходит. Возможно, из-за этого над классным одиночкой будут смеяться и обижать его еще больше. Причём, поддержка учителя может стать дополнительным поводом для оскорблений:
Важно: с издевательствами все выглядит иначе. Здесь должны быть названы и привлечены к ответственности все маленькие агрессоры.
Что могут сделать семьи
Если у родителей возникло ощущение, что их опасения по поводу роли ребенка как постороннего, чужака или одиночки не воспринимаются педагогом всерьез, они могут обратиться к специалистам в области образования или психологии (например, в школьную психологическую службу или консультационные центры по вопросам образования).
И последнее, но не менее важное: найти возможность посоветоваться с родителями, которые пережили то же самое. Например, пообщаться на форумах в Интернете. Приятно знать, что дети хотя бы в этом не одиноки. Здесь взрослые обязательно получат больше советов. В то же время покажут ребенку, как можно уверенно контактировать с другими людьми, и не стесняться консультаций с экспертами. Таким образом, ребенок даже может со временем отказаться от роли одиночки.
Помогите своему ребенку избавиться от роли аутсайдера!
Родители способны показать своему ребенку, что они безоговорочно поддерживают его. Но не стоит объявлять его беззащитным одиночкой и не нужно ругать «других плохих детей». Лучше объяснить ребёнку слабые стороны всех участников конфликта.
Важно помочь ученику увидеть себя со стороны, разыгрывая поведение, описанное учителем по отношению к одноклассникам (например, «играя в классного клоуна, чтобы скрыть свои плохие оценки»). Порой ребенок берет на себя чужую роль и, таким образом, узнает, как это влияет на других. Затем он может потренировать на родителях новое поведение. Например, разобраться, что поможет выглядеть более уверенно.
Кроме того, родители не должны сами дразнить ребёнка и называть его потребность в одиночестве недостатком. Существуют родительские советы и действия, которые отнюдь не безобидны для детской самооценки. Общительнее он от этого не станет.
1) – Начнешь прилично одеваться, сразу друзья появятся!
Необязательно следовать всем модным тенденциям в образе. Но лучше позволить своему ребенку сказать свое слово в выборе одежды в разумных финансовых рамках.
2) Мама не разрешает своему ребенку пользоваться мобильным телефоном.
Родители отказались от использования мобильного телефона для своего ребенка по убеждению? Однако, если в результате ученик становится одиночкой или жертвой преследования, возможно, следует рассмотреть возможность ослабления своих правил (например, специальный детский мобильный телефон, на котором можно набирать только выбранные номера и на котором родители регулярно просматривают игры и приложения).
3) – Так держать, с такими успехами ты обязательно пойдешь в дворники после школы!
Любой ребенок может плохо учиться или работать очень медленно. Остальные оценивают это как лень или даже как недостаток ума. Лучше спросить учителя, как конкретно можно повысить успеваемость ребенка. Также подумать о подходящих методах поддержки. Если это результат травли – тем более родителям стоит воздерживаться от едких и язвительных замечаний.
Важно: смена школы – последний шаг!
Не нужно бояться менять класс или школу, если ребенок не чувствует себя в группе своих одноклассников как дома и ситуация не улучшается значительно даже после всех усилий. Иногда фронты слишком ожесточены, и только начало новой жизни может помочь ребенку вырваться из одинокой роли.
Однако это должно оставаться крайней мерой. Сначала стоит попробовать решить вопрос другими методами, чтобы одиночка учился контактировать с другими и не привыкал к тому, что от проблемы можно быстро убежать. Когда ничего не сработало, тогда, конечно, стоит перевести ребёнка в другой класс или школу.
Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким
Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.
Почему ребенок одинок
Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.
Переезд в другое место, переход в новую школу или класс
Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.
Особенности в поведении и внешности
В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как мишень для издевок. Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.
Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах
Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.
Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.
Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».
Влияние родителей
Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».
Влияние учителя
Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с мнением учителя просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.
Самооценка
Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он считает себя хуже других, а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.
Как помочь ребенку справиться с одиночеством
Проявите чуткость
Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться. Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет. Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.
Используйте «Я-сообщения»
Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.
Расскажите о своем опыте
Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.
Обратитесь к литературе
Почитайте произведения с подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце. Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды». Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.
Обсудите конкретные ситуации
Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал. Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру. Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.
Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.
Как найти друзей
Если ребенок чувствует себя одиноким уже долго, задумайтесь, как это связано с вашей семьей. Что вы, как родитель, делаете для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким? Каково отношение к материальным ценностям в вашей семье? Не считает ли ребенок себя хуже других потому, что вы не покупаете ему модные смартфоны и дорогие игрушки?
Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться. Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей. Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.
Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.
Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.
Ребенок-одиночка
Пожалуйста, помогите! Моей дочери 15 лет и она все время сидит дома, никуда не выходит. У нее совсем нет друзей. Она постоянно или читает, или строчит что-то на своем компьютере, отправляет на какой-то сайт и читает отзывы. Я уже не знаю, что делать, как заставить ее жить полноценной жизнью?
Все дети как дети, и только ваш ребенок всеми вечерами сидит дома, читает или пишет фанфики? У него нет друзей и подруг, и он почти не гуляет? Поздравляем, у вас ребенок-одиночка.
Обычно родители переживают за таких детей. Любимое кресло, плеер и клавиатура ноутбука кажутся не совсем подходящей компанией для подростка. Но вопросы обеспокоенных родителей натыкаются на раздраженное “Да все у меня нормально!”, а дальше — опять носом в компьютер или книгу. А, может быть, у него и в самом деле все нормально? И беспокоиться не о чем?
Большинство людей испытывают тягу к общению. Это нормально. Но есть некая меньшая часть населения, которая не нуждается в активном общении — им хватает телевизора и интернета. Это тоже нормально. Просто у всех нас разные характеры, и каждый из нас имеет право устанавливать тот объем общения, который ему предпочтителен. То же самое относится и к детям. У них тоже у всех разные характеры, то, что нравится одному, может не восприниматься другим. Один весь день виснет на бабушке: “Поиграй со мной”, а другой тихонько сидит в уголке, развлекает сам себя и прекрасно себя при этом чувствует. Потому что он — ребенок-одиночка.
Ребенок может стать одиночкой по нескольким причинам. Например, его забивают в детском саду или школе, он не обрел в силу каких-то причин друзей. Возможно, он чувствует себя более взрослым, чем его одноклассники, и ему попросту не о чем с ними говорить. По этой причине дети-одиночки часто выбирают себе в друзья людей лет на 5–10 старше себя. Есть дети в силу своего характера замкнутые и необщительные, как бы смотрящие внутрь себя, таких принято называть интровертами. Интроверты нуждаются либо в малом количестве друзей, либо вовсе в них не нуждаются. Есть самодостаточные личности, не нуждающиеся в посторонней оценке и поддержке, живущие собственной оценкой. Подростки нередко уходят в свой индивидуальный мир, пряча свои переживания, связанные со взрослением, в неразговорчивость и одиночество. И часто одиночками становятся дети, у которых нет теплых доверительных отношений с родителями. Не нашедший взаимопонимания с родными ребенок испытывает душевную боль и начинает сторониться всех, чтобы еще кто-нибудь не пренебрег им и не причинил еще боли.
Тревожиться о ребенке-одиночке следует только в том случае, если у него есть проблемы с социализацией, то есть он тяжело знакомится, пугливо сторонится людей, чувствует себя изгоем. Детское сообщество жестоко, бывает так, что лидер, воспитатель или учитель навесил на кого-то из класса клеймо неудачника, и соответствующее отношение будет сопровождать ребенка все время учебы до окончания школы. В таких случаях помогает перевод в другую школу, где ребенка никто не знает, он будет выстраивать отношения с чистого листа и в новом коллективе его могут воспринимать совершенно иначе.
Но у детей-одиночек есть большие плюсы. Обычно такие дети склонны к творчеству, а творческая составляющая располагает к спокойствию, некоей отчужденности, парению над миром. Вся их энергия уходит в то, что принято называть богатым внутренним миром. Такие дети обычно весьма эрудированны для своего возраста, их обширные знания во многих областях вызывают уважение у взрослых. То, что они не расточают свои силы на друзей, выливается в явление, характеризуемое поговоркой “талантливый человек талантлив во всем” — в какой бы сфере деятельности они не захотели бы себя попробовать, им это удается. Эти дети частенько пишут стихи, музыку, рассказы, у них получатся все, за что они берутся, будь то стрельба из лука, игра на гитаре или пэчворк. В 10 лет они могут перечитать все книги из детской библиотеки, в 12 легко управляться с “Фотошопом”, а в 14 могут увлечься философией. Среди ближайшего окружения им трудно найти ценителей своих талантов, потому что тех, кто выгодно выделяется на фоне остальных, в детском коллективе тоже, как правило, недолюбливают. Зато у старших они находят признание, и нередко тех, кто берет юный талант под свое покровительство и начинает “продвигать” его. Но они — “белые вороны” среди своих ровесников. “Не таких” не любят, любимчиков взрослых тоже не любят, отсюда может идти неприятие ребенка детским коллективом. Они не вписываются в принятую иерархию и их очень часто начинают травить одноклассники. Спасение — в одиночестве. В компьютере. Там, где тебя знают только по отстраненному от реальной жизни нику, где тебя и твои таланты ценят.
К сожалению, дети-одиночки не очень ладят с учебой, они либо со свойственной им старательностью преуспевают в ней, либо, что наблюдается гораздо чаще, учатся из-под палки, поскольку львиную долю своего времени посвящают творчеству и своим увлечениям, и вывести их из состояния творческого подъема, вернуть к реалиям жизни бывает сложновато. Родителям такое поведение детей доставляет немало переживаний, ведь неизвестно, что будет дальше. Сможет ребенок преодолеть тягу к одиночеству, овладеть профессией, выйти в мир полноценным человеком, членом общества, создать семью, в конце концов, или он навсегда останется пленником своих творческих мечтаний?
Надо ли перевоспитывать одиночку? Стоит ли перекраивать его в соответствии с общепринятыми нормами? Увы, характер не исправить. То, что заложено природой, невозможно “перековать”, и тем более, если сам воспитуемый не горит желанием перевоспитываться. Характер ребенка можно немного откорректировать лет до 4‑х, но затем — что выросло — то выросло. Стремление к одиночеству формируется с самого раннего возраста, задолго до того, как вы начнете понимать, что ваш ребенок сторонится общества ровесников. И обычно ко времени понимания этого изменить что-либо уже не возможно. Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются:
— Немногословность ребенка. Он отвечает на ваши вопросы одним-двумя словами, но при этом вы знаете, что он способен на развернутый ответ.
— Смазанная речь, ребенок произносит слова нечетко, тихо, “бубнит” под нос.
— При разговоре с вами ребенок старается не смотреть в вашу сторону, избегает встречи взглядов. Те же самые явления вы наблюдаете, когда ребенок общается с другими людьми.
— Ребенок не делится своими переживаниями и эмоциями. В доме нет шумных игр и веселья, он предпочитает играть один.
— На детской площадке ребенок держится особняком, не старается завязать новые знакомства, не стремится вступить в контакт с другими детьми и избегает их.
Если вы заметили эти признаки, то есть смысл обратиться к врачу, чтобы выяснить, не является ли такое поведение следствием раннего аутизма. Если аутизма нет, то частично могут помочь занятия с психологом. Но все равно полностью изменить характер не удастся. Если ребенок не асоциален, если его поведение не выходит за рамки адекватного, то, видимо, придется оставить все как есть. Зачем портить отношения ненужными обвинениями, руганью, попытками переделать ребенка? Бессмысленно забирать компьютер, книги, рукоделие и заставлять заниматься чем-то другим. Насильно дружить не заставишь, характер не лечится. Как невозможно заставить человека быть лидером, если он к этому не расположен. Не все хотят быть в центре внимания, не все рождены быть душой компании и “звездами”, и качество их жизни от этого не страдает. Главное, чтобы человеку (в том числе и ребенку) было комфортно. В таком случае лучше помочь ребенку найти одного друга и не пытаться сдружить его со всеми окружающими детьми.
Если ребенок околоподросткового возраста “вдруг” стал замкнутым, то тоже не стоит переделывать его — он должен перерасти этот трудный для него период, и, если сами родители не наломают дров, то годам к 17 все пройдет само собой. Главное — показать подростку, что он любим родителями, что всегда найдет поддержку в своей семье.
Если же замкнутость ребенка является следствием неправильного отношения со стороны родителей, то идти к психологу надо всей семьей — коррекция требуется и ребенку, и родителям. И чем раньше вы сделаете первый шаг к исправлению ситуации, тем лучше, потому что, когда дитя вступит в подростковый период, уже будет поздно.
В заключение хочется сказать, что именно из тех детей, которые не могли найти большое количество друзей, которых не понимали сверстники, зачастую вырастают выдающиеся своими талантами личности, способные к нестандартному, “креативному” мышлению, добивающиеся в жизни больших успехов.