Ребенок одиночка что делать

Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке.

Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться? Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет! Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек.

Не секрет,что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.

Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.

Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.

Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.

Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным.На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик». День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Причины детской нелюдимости:

Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них.

Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.

Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.

Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать.Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.

Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками. Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно. Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей. Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.

В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением. Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок. Обратитесь за поддержкой к психологу, еслитрудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности. Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации. Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее.Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке. Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш ребенок. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки. Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора. Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми. Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий. Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками,будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Консультация «Если ребенок кусается» Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №52 г. Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район Подготовила:Нестерова.

Что делать, если ребенок дерется Физическая агрессия – использование физической силы простив другого лица. Обращение с детьми до вспышки агрессии: 1) отвлечь, предложить.

Если ребенок бьет близких… Речь пойдет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. Иногда вот таким.

Рекомендации педагогам «Если ребенок кусается» Это происходит, когда ребенок: • находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или.

Консультация «Если ребенок — левша…» Наш ребенок — левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже — как наказание, как приговор судьбы.

Консультация «Если ребенок заикается» Помощь заикающемуся ребёнку 1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это обратиться к специалистам, которые занимаются проблемами.

Если ваш ребенок не слушается Если ребёнок не слушается Что делать, если ваш ребенок не слушается? Чтобы разобраться в этом, нужно постараться ответить на следующие.

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию «Кто с кем дружит?» Разработала воспитатель МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска: Меркулова Елена Анатольевна. ЦЕЛИ: Автоматизация звуков «Л, Р» в словах,.

Если в семье появился второй ребенок Полезные советы родителям «Если в семье появился второй ребёнок». С рождения второго ребёнка у родителей возникают новые заботы и обязанности,.

Источник

Если ребенок – одиночка по характеру, как ему общаться с другими детьми, что может сделать учитель и родители

Не все дети одинаково общительны. Некоторые просто в силу своего темперамента не любят активно контактировать со сверстниками. Обычно им приходится трудно в детском коллективе.

Поговорка «Дети жестоки!» попадает точно в цель, как знают педагоги, в чьих классах учатся ученики с интровертным складом характера. Снова и снова случается, что отдельные школьники маргинализируются другими, потому что они больше относятся к типу «одиноких». Однако это вовсе не означает, что ситуация безвыходна.

Не каждый ребенок или подросток в возрасте полового созревания, который редко приглашает других детей поиграть, является аутсайдером. Некоторые дети с раннего возраста увлекаются собственными играми и не готовы приглашать в свой мир ровесников. Такие малыши чувствуют себя комфортно в стране собственных фантазий как одиночки. Другие счастливы с одним-единственным другом, больше им и не нужно. Это качество характера заслуживает не меньше уважения, чем общительность.

Однако взрослым стоит обратить внимание, если ребенок в последнее время стал заметно более замкнутым и выглядит грустным. Даже если кажется, что никак не связанно с ученическим сообществом, лучше присмотреться.

Самое позднее, когда у ребёнка падают оценки и он не хочет идти в школу утром или в спортивный клуб днем, все сигналы тревоги должны зазвонить для его родителей. Часто таким образом ученик очень ясно показывает, что у него не все хорошо, и пытается избегать ситуаций, где требуется контакт с группой.

Если же ребенка избегают другие и он берет на себя роль постороннего, важно наблюдать за его групповым поведением. А в школе для родителей это невозможно. Так что им стоит поговорить с учителем своего ребенка. Спросить конкретно о его поведении и поведении одноклассников по отношению к нему.

Может быть, в школе кто-то чрезмерно активен, агрессивен или хвастлив? Может быть, в классе есть такие активные дети, для которых более застенчивый ребенок станет легкой добычей? Если учитель подтвердит, что один ученик воспринимается группой как чужой, то нужно попросить его поддержки. Он определенно хочет, чтобы его ученики могли бесстрашно учиться в здоровой классной среде.

Это может сделать учитель:

При всей приверженности со стороны учителя важно, чтобы его помощь не была слишком очевидной. Одноклассники не должны делать никаких выводов о том, что конкретно происходит. Возможно, из-за этого над классным одиночкой будут смеяться и обижать его еще больше. Причём, поддержка учителя может стать дополнительным поводом для оскорблений:

Важно: с издевательствами все выглядит иначе. Здесь должны быть названы и привлечены к ответственности все маленькие агрессоры.

Что могут сделать семьи

Если у родителей возникло ощущение, что их опасения по поводу роли ребенка как постороннего, чужака или одиночки не воспринимаются педагогом всерьез, они могут обратиться к специалистам в области образования или психологии (например, в школьную психологическую службу или консультационные центры по вопросам образования).

И последнее, но не менее важное: найти возможность посоветоваться с родителями, которые пережили то же самое. Например, пообщаться на форумах в Интернете. Приятно знать, что дети хотя бы в этом не одиноки. Здесь взрослые обязательно получат больше советов. В то же время покажут ребенку, как можно уверенно контактировать с другими людьми, и не стесняться консультаций с экспертами. Таким образом, ребенок даже может со временем отказаться от роли одиночки.

Помогите своему ребенку избавиться от роли аутсайдера!

Родители способны показать своему ребенку, что они безоговорочно поддерживают его. Но не стоит объявлять его беззащитным одиночкой и не нужно ругать «других плохих детей». Лучше объяснить ребёнку слабые стороны всех участников конфликта.

Важно помочь ученику увидеть себя со стороны, разыгрывая поведение, описанное учителем по отношению к одноклассникам (например, «играя в классного клоуна, чтобы скрыть свои плохие оценки»). Порой ребенок берет на себя чужую роль и, таким образом, узнает, как это влияет на других. Затем он может потренировать на родителях новое поведение. Например, разобраться, что поможет выглядеть более уверенно.

Кроме того, родители не должны сами дразнить ребёнка и называть его потребность в одиночестве недостатком. Существуют родительские советы и действия, которые отнюдь не безобидны для детской самооценки. Общительнее он от этого не станет.

1) – Начнешь прилично одеваться, сразу друзья появятся!

Необязательно следовать всем модным тенденциям в образе. Но лучше позволить своему ребенку сказать свое слово в выборе одежды в разумных финансовых рамках.

2) Мама не разрешает своему ребенку пользоваться мобильным телефоном.

Родители отказались от использования мобильного телефона для своего ребенка по убеждению? Однако, если в результате ученик становится одиночкой или жертвой преследования, возможно, следует рассмотреть возможность ослабления своих правил (например, специальный детский мобильный телефон, на котором можно набирать только выбранные номера и на котором родители регулярно просматривают игры и приложения).

3) – Так держать, с такими успехами ты обязательно пойдешь в дворники после школы!

Любой ребенок может плохо учиться или работать очень медленно. Остальные оценивают это как лень или даже как недостаток ума. Лучше спросить учителя, как конкретно можно повысить успеваемость ребенка. Также подумать о подходящих методах поддержки. Если это результат травли – тем более родителям стоит воздерживаться от едких и язвительных замечаний.

Важно: смена школы – последний шаг!

Не нужно бояться менять класс или школу, если ребенок не чувствует себя в группе своих одноклассников как дома и ситуация не улучшается значительно даже после всех усилий. Иногда фронты слишком ожесточены, и только начало новой жизни может помочь ребенку вырваться из одинокой роли.

Однако это должно оставаться крайней мерой. Сначала стоит попробовать решить вопрос другими методами, чтобы одиночка учился контактировать с другими и не привыкал к тому, что от проблемы можно быстро убежать. Когда ничего не сработало, тогда, конечно, стоит перевести ребёнка в другой класс или школу.

Источник

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Ребенок одиночка что делать. Смотреть фото Ребенок одиночка что делать. Смотреть картинку Ребенок одиночка что делать. Картинка про Ребенок одиночка что делать. Фото Ребенок одиночка что делать

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.

Ребенок одиночка что делать. Смотреть фото Ребенок одиночка что делать. Смотреть картинку Ребенок одиночка что делать. Картинка про Ребенок одиночка что делать. Фото Ребенок одиночка что делать

Почему ребенок одинок

Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.

Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.

Ребенок одиночка что делать. Смотреть фото Ребенок одиночка что делать. Смотреть картинку Ребенок одиночка что делать. Картинка про Ребенок одиночка что делать. Фото Ребенок одиночка что делать

Особенности в поведении и внешности

В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как мишень для издевок. Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.

Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах

Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.

Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.

Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».

Влияние родителей

Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».

Влияние учителя

Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с мнением учителя просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.

Самооценка

Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он считает себя хуже других, а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.

Ребенок одиночка что делать. Смотреть фото Ребенок одиночка что делать. Смотреть картинку Ребенок одиночка что делать. Картинка про Ребенок одиночка что делать. Фото Ребенок одиночка что делать

Как помочь ребенку справиться с одиночеством

Проявите чуткость

Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться. Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет. Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.

Используйте «Я-сообщения»

Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.

Расскажите о своем опыте

Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.

Обратитесь к литературе

Почитайте произведения с подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце. Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды». Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.

Обсудите конкретные ситуации

Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал. Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру. Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.

Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.

Ребенок одиночка что делать. Смотреть фото Ребенок одиночка что делать. Смотреть картинку Ребенок одиночка что делать. Картинка про Ребенок одиночка что делать. Фото Ребенок одиночка что делать

Как найти друзей

Если ребенок чувствует себя одиноким уже долго, задумайтесь, как это связано с вашей семьей. Что вы, как родитель, делаете для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким? Каково отношение к материальным ценностям в вашей семье? Не считает ли ребенок себя хуже других потому, что вы не покупаете ему модные смартфоны и дорогие игрушки?

Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться. Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей. Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.

Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.

Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.

Источник

Ребенок-одиночка

Пожа­луй­ста, помо­гите! Моей дочери 15 лет и она все время сидит дома, никуда не выхо­дит. У нее совсем нет дру­зей. Она посто­янно или читает, или стро­чит что-то на своем ком­пью­тере, отправ­ляет на какой-то сайт и читает отзывы. Я уже не знаю, что делать, как заста­вить ее жить пол­но­цен­ной жизнью?

Все дети как дети, и только ваш ребе­нок всеми вече­рами сидит дома, читает или пишет фан­фики? У него нет дру­зей и подруг, и он почти не гуляет? Поздрав­ляем, у вас ребенок-одиночка.

Обычно роди­тели пере­жи­вают за таких детей. Люби­мое кресло, плеер и кла­ви­а­тура ноут­бука кажутся не совсем под­хо­дя­щей ком­па­нией для под­ростка. Но вопросы обес­по­ко­ен­ных роди­те­лей наты­ка­ются на раз­дра­жен­ное “Да все у меня нор­мально!”, а дальше — опять носом в ком­пью­тер или книгу. А, может быть, у него и в самом деле все нор­мально? И бес­по­ко­иться не о чем?

Боль­шин­ство людей испы­ты­вают тягу к обще­нию. Это нор­мально. Но есть некая мень­шая часть насе­ле­ния, кото­рая не нуж­да­ется в актив­ном обще­нии — им хва­тает теле­ви­зора и интер­нета. Это тоже нор­мально. Про­сто у всех нас раз­ные харак­теры, и каж­дый из нас имеет право уста­нав­ли­вать тот объем обще­ния, кото­рый ему пред­по­чти­те­лен. То же самое отно­сится и к детям. У них тоже у всех раз­ные харак­теры, то, что нра­вится одному, может не вос­при­ни­маться дру­гим. Один весь день вис­нет на бабушке: “Поиг­рай со мной”, а дру­гой тихонько сидит в уголке, раз­вле­кает сам себя и пре­красно себя при этом чув­ствует. Потому что он — ребенок-одиночка.

Ребе­нок может стать оди­ноч­кой по несколь­ким при­чи­нам. Напри­мер, его заби­вают в дет­ском саду или школе, он не обрел в силу каких-то при­чин дру­зей. Воз­можно, он чув­ствует себя более взрос­лым, чем его одно­класс­ники, и ему попро­сту не о чем с ними гово­рить. По этой при­чине дети-оди­ночки часто выби­рают себе в дру­зья людей лет на 5–10 старше себя. Есть дети в силу сво­его харак­тера замкну­тые и необ­щи­тель­ные, как бы смот­ря­щие внутрь себя, таких при­нято назы­вать интро­вер­тами. Интро­верты нуж­да­ются либо в малом коли­че­стве дру­зей, либо вовсе в них не нуж­да­ются. Есть само­до­ста­точ­ные лич­но­сти, не нуж­да­ю­щи­еся в посто­рон­ней оценке и под­держке, живу­щие соб­ствен­ной оцен­кой. Под­ростки нередко ухо­дят в свой инди­ви­ду­аль­ный мир, пряча свои пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные со взрос­ле­нием, в нераз­го­вор­чи­вость и оди­но­че­ство. И часто оди­ноч­ками ста­но­вятся дети, у кото­рых нет теп­лых дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с роди­те­лями. Не нашед­ший вза­и­мо­по­ни­ма­ния с род­ными ребе­нок испы­ты­вает душев­ную боль и начи­нает сто­ро­ниться всех, чтобы еще кто-нибудь не пре­не­брег им и не при­чи­нил еще боли.

Тре­во­житься о ребенке-оди­ночке сле­дует только в том слу­чае, если у него есть про­блемы с соци­а­ли­за­цией, то есть он тяжело зна­ко­мится, пуг­ливо сто­ро­нится людей, чув­ствует себя изгоем. Дет­ское сооб­ще­ство жестоко, бывает так, что лидер, вос­пи­та­тель или учи­тель наве­сил на кого-то из класса клеймо неудач­ника, и соот­вет­ству­ю­щее отно­ше­ние будет сопро­вож­дать ребенка все время учебы до окон­ча­ния школы. В таких слу­чаях помо­гает пере­вод в дру­гую школу, где ребенка никто не знает, он будет выстра­и­вать отно­ше­ния с чистого листа и в новом кол­лек­тиве его могут вос­при­ни­мать совер­шенно иначе.

Но у детей-оди­но­чек есть боль­шие плюсы. Обычно такие дети склонны к твор­че­ству, а твор­че­ская состав­ля­ю­щая рас­по­ла­гает к спо­кой­ствию, некоей отчуж­ден­но­сти, паре­нию над миром. Вся их энер­гия ухо­дит в то, что при­нято назы­вать бога­тым внут­рен­ним миром. Такие дети обычно весьма эру­ди­ро­ванны для сво­его воз­раста, их обшир­ные зна­ния во мно­гих обла­стях вызы­вают ува­же­ние у взрос­лых. То, что они не рас­то­чают свои силы на дру­зей, выли­ва­ется в явле­ние, харак­те­ри­зу­е­мое пого­вор­кой “талант­ли­вый чело­век талант­лив во всем” — в какой бы сфере дея­тель­но­сти они не захо­тели бы себя попро­бо­вать, им это уда­ется. Эти дети частенько пишут стихи, музыку, рас­сказы, у них полу­чатся все, за что они берутся, будь то стрельба из лука, игра на гитаре или пэч­ворк. В 10 лет они могут пере­чи­тать все книги из дет­ской биб­лио­теки, в 12 легко управ­ляться с “Фото­шо­пом”, а в 14 могут увлечься фило­со­фией. Среди бли­жай­шего окру­же­ния им трудно найти цени­те­лей своих талан­тов, потому что тех, кто выгодно выде­ля­ется на фоне осталь­ных, в дет­ском кол­лек­тиве тоже, как пра­вило, недо­люб­ли­вают. Зато у стар­ших они нахо­дят при­зна­ние, и нередко тех, кто берет юный талант под свое покро­ви­тель­ство и начи­нает “про­дви­гать” его. Но они — “белые вороны” среди своих ровес­ни­ков. “Не таких” не любят, любим­чи­ков взрос­лых тоже не любят, отсюда может идти непри­я­тие ребенка дет­ским кол­лек­ти­вом. Они не впи­сы­ва­ются в при­ня­тую иерар­хию и их очень часто начи­нают тра­вить одно­класс­ники. Спа­се­ние — в оди­но­че­стве. В ком­пью­тере. Там, где тебя знают только по отстра­нен­ному от реаль­ной жизни нику, где тебя и твои таланты ценят.

К сожа­ле­нию, дети-оди­ночки не очень ладят с уче­бой, они либо со свой­ствен­ной им ста­ра­тель­но­стью пре­успе­вают в ней, либо, что наблю­да­ется гораздо чаще, учатся из-под палки, поскольку льви­ную долю сво­его вре­мени посвя­щают твор­че­ству и своим увле­че­ниям, и выве­сти их из состо­я­ния твор­че­ского подъ­ема, вер­нуть к реа­лиям жизни бывает слож­но­вато. Роди­те­лям такое пове­де­ние детей достав­ляет немало пере­жи­ва­ний, ведь неиз­вестно, что будет дальше. Смо­жет ребе­нок пре­одо­леть тягу к оди­но­че­ству, овла­деть про­фес­сией, выйти в мир пол­но­цен­ным чело­ве­ком, чле­ном обще­ства, создать семью, в конце кон­цов, или он навсе­гда оста­нется плен­ни­ком своих твор­че­ских мечтаний?

Надо ли пере­вос­пи­ты­вать оди­ночку? Стоит ли пере­кра­и­вать его в соот­вет­ствии с обще­при­ня­тыми нор­мами? Увы, харак­тер не испра­вить. То, что зало­жено при­ро­дой, невоз­можно “пере­ко­вать”, и тем более, если сам вос­пи­ту­е­мый не горит жела­нием пере­вос­пи­ты­ваться. Харак­тер ребенка можно немного откор­рек­ти­ро­вать лет до 4‑х, но затем — что выросло — то выросло. Стрем­ле­ние к оди­но­че­ству фор­ми­ру­ется с самого ран­него воз­раста, задолго до того, как вы нач­нете пони­мать, что ваш ребе­нок сто­ро­нится обще­ства ровес­ни­ков. И обычно ко вре­мени пони­ма­ния этого изме­нить что-либо уже не воз­можно. Пер­выми симп­то­мами, кото­рые должны насто­ро­жить роди­те­лей, являются:

— Немно­го­слов­ность ребенка. Он отве­чает на ваши вопросы одним-двумя сло­вами, но при этом вы зна­ете, что он спо­со­бен на раз­вер­ну­тый ответ.

— Сма­зан­ная речь, ребе­нок про­из­но­сит слова нечетко, тихо, “буб­нит” под нос.

— При раз­го­воре с вами ребе­нок ста­ра­ется не смот­реть в вашу сто­рону, избе­гает встречи взгля­дов. Те же самые явле­ния вы наблю­да­ете, когда ребе­нок обща­ется с дру­гими людьми.

— Ребе­нок не делится сво­ими пере­жи­ва­ни­ями и эмо­ци­ями. В доме нет шум­ных игр и весе­лья, он пред­по­чи­тает играть один.

— На дет­ской пло­щадке ребе­нок дер­жится особ­ня­ком, не ста­ра­ется завя­зать новые зна­ком­ства, не стре­мится всту­пить в кон­такт с дру­гими детьми и избе­гает их.

Если вы заме­тили эти при­знаки, то есть смысл обра­титься к врачу, чтобы выяс­нить, не явля­ется ли такое пове­де­ние след­ствием ран­него аутизма. Если аутизма нет, то частично могут помочь заня­тия с пси­хо­ло­гом. Но все равно пол­но­стью изме­нить харак­тер не удастся. Если ребе­нок не асо­ци­а­лен, если его пове­де­ние не выхо­дит за рамки адек­ват­ного, то, видимо, при­дется оста­вить все как есть. Зачем пор­тить отно­ше­ния ненуж­ными обви­не­ни­ями, руга­нью, попыт­ками пере­де­лать ребенка? Бес­смыс­ленно заби­рать ком­пью­тер, книги, руко­де­лие и застав­лять зани­маться чем-то дру­гим. Насильно дру­жить не заста­вишь, харак­тер не лечится. Как невоз­можно заста­вить чело­века быть лиде­ром, если он к этому не рас­по­ло­жен. Не все хотят быть в цен­тре вни­ма­ния, не все рож­дены быть душой ком­па­нии и “звез­дами”, и каче­ство их жизни от этого не стра­дает. Глав­ное, чтобы чело­веку (в том числе и ребенку) было ком­фортно. В таком слу­чае лучше помочь ребенку найти одного друга и не пытаться сдру­жить его со всеми окру­жа­ю­щими детьми.

Если ребе­нок око­ло­под­рост­ко­вого воз­раста “вдруг” стал замкну­тым, то тоже не стоит пере­де­лы­вать его — он дол­жен пере­ра­сти этот труд­ный для него период, и, если сами роди­тели не нало­мают дров, то годам к 17 все прой­дет само собой. Глав­ное — пока­зать под­ростку, что он любим роди­те­лями, что все­гда най­дет под­держку в своей семье.

Если же замкну­тость ребенка явля­ется след­ствием непра­виль­ного отно­ше­ния со сто­роны роди­те­лей, то идти к пси­хо­логу надо всей семьей — кор­рек­ция тре­бу­ется и ребенку, и роди­те­лям. И чем раньше вы сде­ла­ете пер­вый шаг к исправ­ле­нию ситу­а­ции, тем лучше, потому что, когда дитя всту­пит в под­рост­ко­вый период, уже будет поздно.

В заклю­че­ние хочется ска­зать, что именно из тех детей, кото­рые не могли найти боль­шое коли­че­ство дру­зей, кото­рых не пони­мали сверст­ники, зача­стую вырас­тают выда­ю­щи­еся сво­ими талан­тами лич­но­сти, спо­соб­ные к нестан­дарт­ному, “кре­а­тив­ному” мыш­ле­нию, доби­ва­ю­щи­еся в жизни боль­ших успехов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *