Ребенок отключается на некоторое время что это

Обморок у ребенка

Обморок у ребенка — это кратковременная потеря сознания. Вначале ребенок жалуется на сильную слабость, его беспокоит шум в ушах, головная боль, потемнение в глазах. Кожа у него становится бледной, а глаза закатываются и он падает. При падении ребенок может пораниться или сильно удариться. Ребенок может находиться без сознания от нескольких секунд до минут. После он начинает приходить в себя, но он по-прежнему ощущает слабость, боль в голове. Маленькие дети сразу после обморока могут заснуть. Какие причины способствуют возникновению такой ситуации? Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть фото Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть картинку Ребенок отключается на некоторое время что это. Картинка про Ребенок отключается на некоторое время что это. Фото Ребенок отключается на некоторое время что это

Если ребенок внезапно упал в обморок, причина – нарушения в работоспособности головного мозга из-за резкого оттока крови. На некоторое время маленький пациент утрачивает чувствительность, не может контролировать свои движения.

Симптомы:

Малыш резко оседает на землю и полминуты не реагирует на происходящее вокруг. После того как упавший пришел в сознание, он некоторое время не осознает, что с ним случилось, пребывая в прострации.

На этапе реабилитации, у пострадавшего начинает болеть голова, беспокоит тошнота, неприятный дискомфорт в области груди или сердца. Подобное состояние может длиться некоторое время, и зависит от причины внезапного обморока и слабости у подростка, оказания первой помощи.

Причины:

Внешние факторы

Причины обморока у детей могут быть различны, но они все не проходят бесследно. Если своевременно не приступить к лечению патологического состояния, синдром в дальнейшем будут сопровождать постоянные головокружения, тошнота, головные боли, проблемы с памятью.

Внутренние факторы

Если обморок и тошнота у ребенка носит кратковременный характер – повод задуматься о смене режима дня. Систематические потери сознания относятся к патологическим состояниям, которые нельзя оставлять без внимания.

Обмороки, недомогания у подростков и их причины, могут быть связаны со следующими заболеваниями:

Диагностика

Диагностировать причину обмороков могут следующие специалисты:

Для уточнения диагноза вас направят на сдачу анализов и исследования:

Первая помощь при наступлении обморока

Клиника «Epihelp» предлагает пройти диагностику и лечение. Квалифицированные врачи составят план лечения. С нашей клиникой ваш ребенок пойдет на поправку намного быстрее!

Источник

Детская абсансная эпилепсия

Детская абсансная эпилепсия – это разновидность идиопатической генерализованнной эпилепсии. Данный вид эпилепсии встречается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Абсансная эпилепсия характеризуется патогномоничными признаками на ЭЭГ и абсансами. Приступы начинаются внезапно, сопровождаясь кратковременным выключением сознания. Припадки происходят чаще в дневное время суток, но не влияют на интеллект и неврологический статус ребенка. Диагностируется клинически, с проведением электроэнцефалографического исследования. Лечение детской абсансной эпилепсии нуждается в противоэпилептических препаратах.

Общие сведения

Данный вид эпилепсии может впервые проявится в возрасте от 3 до 8 лет. Также выявлено, что это заболевание встречается чаще у девочек. В 1789 году абсанс был описан как симптом. Более подробно ЭЭГ-картина абсанса была продемонстрирована в 1935 году. Собственно это и помогло правильно отнести этот вид пароксизмов в группу эпилептических синдромов. В 1989 году детская абсансная эпилепсия была выделена в отдельную нозологическую форму. Часто родители могут не замечать абсансы у ребенка и списывать данное состояние на невнимательность. Поэтому, если лечение начато поздно, то есть вероятность развития резистентных форм абсансной эпилепсии.

Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть фото Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть картинку Ребенок отключается на некоторое время что это. Картинка про Ребенок отключается на некоторое время что это. Фото Ребенок отключается на некоторое время что это

Причины абсансной эпилепсии

На развитие абсансной эпилепсии оказывает влияние совокупность провоцирующих факторов. Под воздействием этих факторов возникает деструкция вещества мозга. К таким факторам можно отнести травмы до родов, во время родов, в постнатальном периоде и гипоксия. Одной из причин данного заболевания может стать наследственность. Так же было доказано, что гипогликемия, митохондриальные нарушения, а так же болезнь Альперса оказывают влияние на развитие эпилепсии. Происходит изменение параметров отдельных корковых нейронов, происходит формирование очага эпилептической активности. Клетки создают импульсы, которые вызывают припадки. Эти припадки имеют специфическую клиническую картину, которая различается в зависимости от того, где расположены эти клетки.

Симптомы абсансной эпилепсии

Абсансная эпилепсия может начаться в промежутке от 4 до 10 лет. Заболевание проявляется в виде пароксизмов с характерной клинической картиной. Абсанс начинается неожиданно и так же внезапно кончается. Во время припадка ребенок будто замирает. Он не реагирует на диалог, взгляд ребенка устремлен в одну сторону. Внешне можно подумать, что ребенок просто о чем-то задумался. Продолжительность такого приступа в среднем колеблется от 10 до 15 секунд. Приступ, как правило, забывается полностью. Состояние слабости или сонливости после пароксизма отсутствует. Такой вид абсанса называется простым, и встречается лишь у трети пациентов.
В структуре абсанса гораздо чаще присутствуют дополнительные элементы. К данному приступу может добавиться тонический (закатывания глаз или запрокидывания головы назад) и атонический (выпадение предметов из рук) компоненты. Могут присоединиться такие автоматизмы, как облизывание, поглаживание рук, повторение отдельных звуков или слов. Такой вид абсанса называется сложным. И сложные, и простые абсансы можно отнести к проявлению типичной детской абсансной эпилепсии. Но, если приступ становится более продолжительный, частично или полностью утрачивается сознание, после приступа появляется слабость, то можно судить о неблагоприятном течении болезни.

Абсансная эпилепсия характеризуется высокой частотой пароксизмов. Припадки часто вызываются гипервентиляцией. В 30-40% случаев бывают генерализованные конвульсивные припадки, которые сопровождаются потерей сознания, а так же тонико-клоническими судорогами. Случается так, что такая форма припадка может опережать появление типичных абсансов. Детскую абсансную эпилепсию принято считать доброкачественной, так как влияние на интеллект и неврологические изменения отсутствуют.

Диагностика абсансной эпилепсии

Диагностика детской абсансной эпилепсии, как правило, не вызывает затруднений, так как симптомы достаточно специфичны. Если родитель жалуется, что ребенок часто задумчив, невнимателен, плохо справляется со школьной программой, тогда педиатр может заподозрить данное заболевание. Необходимо собрать полный анамнез ребенка, и выяснить когда и какие травмы имели место быть. При осмотре проводятся тесты, которые помогают выявить неврологические симптомы, а так же соответствие интеллекта возрасту. Случается так, что во время осмотра можно зафиксировать приступ.

Электроэнцефалография является обязательной для подтверждения детской абсансной эпилепсии. Но опыт показал, что в редких случаях изменения на электроэнцефалограмее могут отсутствовать. Так же может быть полное отсутствие симптоматики при наличие очага заболевания. Несмотря на это, ЭЭГ является обязательным методом исследования, и проводится в 100 % случаев. Регулярные пик-волны с частотой от 2,5 до 4 Гц являются патогномоничными изменениями на ЭЭГ. У 30 % детей фиксируется биокципитальное замедление. Редко встречается дельта-активность в затылочных долях при закрывании глаз.

Такие исследования, как МРТ и КТ, при диагностике абсансной эпилепсии не показаны. Но так же могут проводиться для того, чтобы исключить симптоматическую эпилепсию и найти причину приступов. Например, киста, опухоль, энцефалит и др.

Лечение абсансной эпилепсии

С целью предотвращения абсансов назначается лекарственная терапия, как правило, монотерапия. Для лечения эпилепсии у детей используют сукцинимиды. Если присутствуют генерализованные тонико-клонические пароксизмы, то лучше использовать препараты вальпроевой кислоты. Когда диагноз подтвержден, тогда назначается терапия врачом неврологом, либо эпилептологом. Если в течение трех лет стойкой ремиссии отсутствуют проявления эпилепсии, то препараты отменяют. В случае если тонико-клонические припадки имеют место быть, то следует выдержать минимум 4 года ремиссии. Применение барбитуратов и группы производных карбоксамида противопоказано.

Прогноз абсансной эпилепсии благоприятный. Абсолютное выздоровление в 90-100 % случаев. Переход данного заболевания в юношеские формы идиопатической эпилепсии, а так же атипичные и резистентные формы встречаются редко. Профилактика абсансной эпилепсии заключается в предотвращении осложнений во время беременности у будущей матери, родовых трав и травм в раннем детстве.

Источник

Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть фото Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть картинку Ребенок отключается на некоторое время что это. Картинка про Ребенок отключается на некоторое время что это. Фото Ребенок отключается на некоторое время что это

Абсанс — это отдельная форма эпилептических пароксизмов, протекающая с кратковременным отключением сознания без видимых судорог. Может сопровождаться нарушениями мышечного тонуса (атонией, гипертонусом, миоклонией) и простыми автоматизмами. Часто сочетается с другими формами эпилептических приступов. Основу диагностики составляет электроэнцефалография. Для выявления органических изменений мозговых структур показана церебральная МРТ. Лечение осуществляется эпилептологом, базируется на моно- или политерапии антиконвульсантами, подбирается индивидуально.

МКБ-10

Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть фото Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть картинку Ребенок отключается на некоторое время что это. Картинка про Ребенок отключается на некоторое время что это. Фото Ребенок отключается на некоторое время что это

Общие сведения

Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть фото Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть картинку Ребенок отключается на некоторое время что это. Картинка про Ребенок отключается на некоторое время что это. Фото Ребенок отключается на некоторое время что это

Причины абсанса

В основе эпилептических пароксизмов лежит дисбаланс процессов торможения и возбуждения нейронов мозговой коры. По причине возникновения указанных изменений абсанс подразделяют на:

Триггерами, провоцирующими абсанс, могут выступать глубокое, форсированное дыхание (гипервентиляция), чрезмерная зрительная стимуляция (вспышки света, мелькание ярких точек), психические и физические перегрузки, недосыпание (депривация сна). Развитие приступа на фоне гипервентиляции наблюдается у 90% больных.

Патогенез

Механизмы возникновения абсансов точно не установлены. Результаты проведённых исследований указывают на совместную роль коры и таламуса в инициации приступов, участие тормозящих и возбуждающих трансмиттеров. Возможно, в основе патогенеза лежат генетически детерминированные аномальные свойства нейронов.

Исследователи считают, что абсанс формируется на фоне доминирования тормозящей активности, в отличие от судорожных пароксизмов, являющихся следствием гипервозбуждения. Чрезмерная ингибирующая активность коры может развиваться компенсаторно, для подавления предшествующего патологического возбуждения. Появление абсансов в детском возрасте и их частое исчезновение к 18-20 годам свидетельствует о связи заболевания с процессами созревания головного мозга.

Классификация

Абсанс может иметь различный характер, сопровождаться мышечными и двигательными расстройствами. Это легло в основу общепринятого разделения абсансных эпизодов на:

Симптомы абсанса

Пароксизм длится от нескольких до 30 секунд, в течение которых пациент утрачивает осознанное восприятие. Со стороны можно заметить отсутствующий вид больного в момент приступа, его внезапное «выключение» из деятельности, непродолжительное застывание. Выраженный абсанс протекает с прекращением начатого действия, речи; лёгкий — с резко замедленным продолжением предшествующей приступу активности.

В первом варианте после пароксизма отмечается возобновление движений и речи точно с того момента, где они прекратились. Больные описывают абсансное состояние как «приступ заторможенности», «провал», «выпадение из реальности», «внезапное отупение», «транс». В послеприступный период самочувствие нормальное, без особенностей. Кратковременные типичные абсансы зачастую происходят незаметно для пациента и окружающих.

Сложный абсанс более заметен благодаря сопровождающим его двигательным и тоническим феноменам. Атонические пароксизмы протекают со снижением тонуса мышц, что приводит к опусканию рук, наклону головы, иногда — сползанию со стула. Тотальная атония вызывает падение. Тонические эпизоды сопровождаются усилением мышечного тонуса. В соответствии с локализацией тонических изменений наблюдается сгибание или разгибание конечностей, запрокидывание головы, выгибание тела.

Абсанс с миоклоническим компонентом характеризуется наличием миоклоний — низкоамплитудных мышечных сокращений в виде подёргиваний. Отмечается подёргивание уголка рта, подбородка, одного или обоих век, глазных яблок. Миоклонии могут носить симметричный и асимметричный характер. Сопровождающие абсанс автоматизмы имеют характер повторяющихся простых движений: жевание, потирание рук, бормотание, расстёгивание пуговицы.

Частота абсансов может существенно варьировать от 2-3-х до нескольких десятков раз в день. Абсансные эпизоды могут являться единственной формой эпилептических приступов у больного, что типично для детской абсансной эпилепсии. Могут доминировать среди разных видов пароксизмов (миоклонии, тонико-клонические судороги), как при юношеской абсанс-эпилепсии, или входить в структуру эпилептического синдрома, где преобладают другие формы приступов.

Осложнения

Эпилептический статус абсансов наблюдается у 30% больных. Длится в среднем 2-8 ч, может продолжаться несколько дней. Характеризуется различной степенью спутанности сознания от замедленного мышления до полной дезориентации и нарушенного поведения. Двигательная сфера и координация сохранены. В речи преобладают стереотипные односложные фразы. В 20% случаев отмечаются автоматизмы.

Последствиями атонического абсанса являются полученные при падении травмы (ушибы, переломы, вывихи, ЧМТ). Серьёзными осложнениями выступают задержка и снижение интеллектуального развития (олигофрения, деменция). Их возникновение и степень прогрессирования связаны с основным заболеванием.

Диагностика

Диагностические мероприятия призваны установить наличие абсансов и дифференцировать заболевание, составной частью которого они выступают. Важное значение имеет подробный опрос про течение приступа самого больного и его близких. Дальнейшие диагностические процедуры включают:

Дифференциальная диагностика проводится с пароксизмами фокальной эпилепсии. Последние отличаются комплексными двигательными автоматизмами, сложными галлюцинациями, послеприступной симптоматикой; не провоцируются гипервентиляцией.

Лечение абсанса

Сложности терапии связаны с возникновением резистентности. В связи с этим важным моментом является дифференцированный подход к назначению антиконвульсантов соответственно виду и этиологии пароксизмов.

Постепенное снижение дозы антиконвульсанта и отмена противоэпилептической терапии возможны на фоне стойкой ремиссии в течение 2-3-х лет. Вторичные случаи эпилепсии нуждаются в терапии базового заболевания и симптоматическом лечении. Если эпилептический синдром протекает со снижением или неполноценным развитием когнитивных способностей, необходимы занятия с психологом, нейропсихологическая коррекция, комплексное психологическое сопровождение.

Прогноз и профилактика

Успешность противоэпилептического лечения зависит от заболевания. В подавляющем большинстве случаев детские идиопатические абсансы проходят к 20-летнему возрасту. Ювенильные абсансы сохраняются во взрослом возрасте у 30% пациентов. Хуже прогноз при синдроме Леннокса-Гасто, отличающемся резистентностью эпиприступов и прогрессирующим расстройством когнитивной сферы. Прогноз вторичных пароксизмов полностью зависит от эффективности лечения причинной патологии.

Профилактика сводится к предупреждению и своевременному лечению органических церебральных заболеваний, исключению воздействия на плод различных тератогенных влияний, способных вызвать структурные аномалии мозга, генетические нарушения.

Источник

Абсанс (Малый эпилептический припадок)

Неврологическое состояние, которое выражается в коротких внезапных провалах в памяти. Чаще встречается у детей и у большинства исчезает к подростковому возрасту.

Во время приступа абсанса у человека временно (обычно в течение нескольких секунд) отключается сознание: взгляд становится отсутствующим, а сам человек остается неподвижным.

Основной причиной припадков являются аномальные электрические импульсы в нейронах (нервных клетках) головного мозга.

Нейроны посылают электрические и химические сигналы через синапсы, которые их соединяют. У человека в состоянии абсанса во время припадка электрические импульсы начинают повторяться снова и снова с интервалом в 3 секунды. У людей с припадками также могут быть изменены уровни нейротрансмиттеров (биологически активных химических веществ), с помощью которых нервные клетки посылают друг другу электрические сигналы.

Возраст. Приступы абсанса чаще встречаются у детей в возрасте 4-10 лет.

Пол. Более высокая предрасположенность к абсансам наблюдается у девочек.

Генетическая предрасположенность. Примерно у половины детей, страдающих приступами абсанса, есть близкие родственники с этим заболеванием.

Простой (типичный) абсанс длится в среднем от 10 до 20 секунд, сопровождается отсутствующим взглядом, который по ошибке можно принять за потерю внимания. Заканчивается приступ без признаков дезориентации, головной боли или сонливости. К клиническим проявлениям абсанса относят:

Внезапное замирание, не сопровождающееся падением,

Мелкие движения обеими руками.

У больных не формируются воспоминания о приступах. У некоторых пациентов абсансы могут встречаться до нескольких десятков раз в день, что негативно отражается на их учебе и повседневной жизни.

Поскольку приступы абсанса кратковременны, у ребенка может случиться достаточно большое количество припадков до того, как их заметят родители. Первым признаком наличия заболевания может служить снижение успеваемости. Учителя могут сообщить о том, что ребенок рассеян или не может концентрировать внимание.

Когда надо обратиться ко врачу?

При первом обнаружении припадка;

Если характер припадка изменился (приступы стали более интенсивны, изменился характер поведения и т.д.);

Припадки случаются на фоне приема противосудорожных препаратов.

В экстренном порядке:

Если вы заметили у ребенка продолжительное автоматическое поведение в течение нескольких минут или часов (например, циклические неосознанные движения или прием пищи, длительная дезориентация). Это состояние называется непрерывным эпилептическим припадком и требует срочной консультации с неврологом.

Если припадки длятся более 5 минут.

Проводится на основании клинической картины, результатов осмотра невролога и инструментальных методов.

Для диагностики могут быть назначены следующие процедуры:

Электроэнцефалография (ЭЭГ). Безболезненный метод исследования состояния головного мозга посредством измерения волн электрической активности мозга. Мозговые волны снимаются аппаратом ЭЭГ с помощью маленьких электродов, прикрепленных к поверхности кожи головы. Пациента могут попросить начать быстро дышать или смотреть на моргающий источник света, чтобы спровоцировать приступ абсанса. Во время приступа абсанса на ЭЭГ отчетливо видны изменения интервалов появления электрических импульсов в нейронах головного мозга.

МРТ головного мозга. С помощью детальных снимков МРТ головного мозга можно исключить наличие других заболеваний, таких как опухоль головного мозга или инсульт. Во время процедуры могут быть использованы седативные (успокоительные) препараты, чтобы помочь ребенку находиться в неподвижном положении.

Для максимально точной диагностики вы можете записать все замеченные вами симптомы (включая те, что возможно и не относятся к припадкам), чтобы потом описать их врачу. Особенно важно запомнить, когда начались припадки, какова их частота, длительность и общий характер.

Проводится амбулаторно под наблюдением врача-невролога. Лечение приступов абсанса обычно начинают с приема низких доз препаратов, по мере необходимости дозировку увеличивают или снижают. При отсутствии приступов у детей в течение двух лет лечение может быть прекращено по решению врача.)

Внимание! Дозирование и отмена лекарственных препаратов осуществляется строго под контролем лечащего врача.

В большинстве случаев дети «перерастают» проблему абсансов к концу пубертатного периода, но в редких случаях им приходится бороться с ними всю жизнь с помощью противоэпилептических препаратов.

Проблемы с поведением,

Иногда абсансы развиваются в генерализованные (тонико-клонические) эпилептические припадки.

Строгое следование назначенной медикаментозной терапии. Не корректируйте дозировку или прием назначенных препаратов без рекомендации лечащего врача.

Соблюдение режима сна и отдыха. Недостаток сна может спровоцировать припадок, поэтому уделяйте должное внимание отдыху и сну.

Кетогенная диета (с высоким содержанием жиров и низким содержанием углеводов) – может улучшить контроль над приступами, особенно тогда, когда медикаментозной терапии недостаточно. Также могут принести положительный эффект другие диеты – например, модифицированные диеты Аткинса.

Социальные меры. Носите с собой записку о вашем диагнозе. Это может помочь сотрудникам экстренной медицинской помощи справиться с вашим состоянием.

Психологическая адаптация и поддержка. Если вы или ваш ребенок испытываете беспокойство или стресс по поводу того, что ожидает вас в будущем, поговорите с врачом о ваших чувствах и обратитесь за помощью к психологу. Можно присоединиться к онлайн-сообществу поддержки или записаться на коллективную психотерапию. Расскажите о вашем заболевании родным, чтобы они могли оказать необходимую поддержку. Дайте им знать, что вы открыты для разговора. Помогите им понять это состояние, поделившись любыми учебными материалами или другими ресурсами, которые дал вам врач.

Если пациент – взрослый: проконсультируйтесь с врачом насчет возможных ограничений по вождению автомобиля и активному отдыху. Человек с подобным неврологическим заболеванием должен контролировать периодичность припадков прежде, чем получить медицинское заключение, позволяющее управлять автомобилем. Также не рекомендуется принимать ванну или плавать, если рядом нет кого-то, кто может помочь в случае приступа.

Если пациент – ребенок. Поговорите с учителями и тренерами ребенка о его судорожном расстройстве и о том, как оно влияет на вашего ребенка в школе. Обсудите, что может понадобиться вашему ребенку, если в школе случится приступ.

Источник

Ребёнок с синдромом недостаточности внимания

Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть фото Ребенок отключается на некоторое время что это. Смотреть картинку Ребенок отключается на некоторое время что это. Картинка про Ребенок отключается на некоторое время что это. Фото Ребенок отключается на некоторое время что этоНесмотря на повышение качества жизни людей, резко растёт число детей с различными патологиями и отклонениями в развитии. Дети в период внутриутробного развития, в первые годы жизни получают максимальное количество травм, которые приводят к различным нарушениям. Медики научились справляться с травмами, однако бывает так, что они не проходят бесследно, остаются лёгкие нарушения в работе мозга. Эти лёгкие отклонения не считаются острой медицинской проблемой. Скорее всего, являются пограничными медико-социальными проблемами. И психолого-педагогический аспект является более существенным, чем медицинский.

Ежегодно количество детей, имеющих синдром недостаточного внимания с гиперактивностью (СНВГ) увеличивается на 3-6%. Это и социальная проблема и медико-психолого-педагогическая. Если таким детям не помочь, они будут испытывать отвращение к учёбе, теряют учебную мотивацию и могут стать «уличными» детьми, пополнив подростковые асоциальные группировки. То есть, для решения этой проблемы необходимы совместные усилия систем образования, здравоохранения, социально-психологической службы.

Ребёнок с СНВГ, какой он? Как правило, двигательно-расторможенный, с повышенной возбудимостью, переключаемостью (не следует путать с повышенной переключаемостью внимания) и утомляемостью. Быстрая смена деятельности происходит автоматически, непроизвольно, без участия процесса внимания. То есть, ребёнок откликается на любые внешние раздражители, при этом переключаемость внимания снижена. Деятельности переключаются фрагментарно, некачественно. Как правило, такие дети не могут контролировать своё поведение: они сначала действуют, а потом начинают думать. Присутствие родителей, учителей не является для них сдерживающим фактором. При взрослых они ведут себя так, как остальные дети ведут себя в их отсутствие. Их легко спровоцировать на грубые выходки, драки, даже в присутствии учителя. На резкое замечание они дают резкий, и даже грубый ответ. Такие дети доставляют в школе много неприятностей и хлопот, но при этом страдают и сами.

Бывают, агрессивны, так как их действия, зачастую, вызывают раздражение и неприязнь у окружающих. Они быстро утомляются и не могут сохранять умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя и остаются двигательно-активными до позднего вечера. Обладают хорошей памятью, но из-за неустойчивого внимания, поступающая информация закрепляется непоследовательно, и даже могут быть «провалы», казалось бы, в хорошо усвоенном материале. Сильные эмоции оказывают негативное влияние на их деятельность, которая может быть дезорганизована, а может быть даже разрушена. Их эмоциональные реакции бывают бурными, но быстро проходящими. И интенсивно проявляясь внешне, внутренне бывают неглубокими.

То есть, можно отметить, что при СНВГ бывают следующие расстройства: нарушение внимания, даже до лёгкого отключения; неумение планировать и организовывать познавательную деятельность; затруднённый контроль своего поведения; затруднения в выполнении требований учителя; затруднения в понимании материала и ответах на поставленные вопросы. Эти расстройства могут сочетаться в различных комбинациях и приводить к трудностям в учёбе, влияют на познавательную и эмоциональную сферы.

Существует достаточно много причин, по которым созревание мозга нарушается

СНВГ считается достаточно лёгким нарушением в работе головного мозга и не является препятствием к обучению ребёнка в общеобразовательной школе, а в последствии и в ВУЗе при условии, что в детском возрасте ребёнку требуется медикаментозная поддержка и консультативное сопровождение.

Если сравнивать с возрастной нормой, детям с СДВГ свойственны: быстрая умственная утомляемость и сниженная работоспособность; недостаточная произвольная регуляция в различных видах деятельности; нарушение внимания: трудности концентрации, устойчивости, переключения, распределения, слабая помехоустойчивость; снижение объёма памяти, перехода информации из кратковременной памяти в долговременную; недостаточная сформированность зрительно-моторной координации.

Очень сложным является режим школьного обучения: 40-минутные уроки, в течение которых требуется постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплины. Надо сказать, что интеллектуальная деятельность таких детей циклична. Время продуктивной работы не превышает 5-15 минут, после чего они теряют контроль над умственной активностью. В течение 5-7 минут мозг «отдыхает», накапливаю энергию для следующего цикла. После этого ребёнок вновь может продуктивно работать в течение 5-15 минут, после чего снова следует «отключение». Чем дольше ребёнок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время восстановления. И вскоре наступает полное истощение. Когда мозг «отключается», ребёнок перестаёт понимать и осознанно перерабатывать поступающую информацию. Она не фиксируется, не задерживается в его памяти. Так, что в течение 40-минутного урока ребёнок может «отключиться» несколько раз, многое выпустить из объяснения учителя.

В итоге, перестаёт понимать, о чём идёт речь на уроке, либо у него в голове случайно комбинируются отрывочные сведения. И как результат – непонятные, странные ошибки. Но самое неприятное состоит в том, что ребёнок, усваивая абсурдные правила и алгоритмы действия, руководствуется ими в дальнейшей жизни. Закрепляясь, правила и действия, становятся препятствием для последующего обучения. И если говорить о начальной школе, то количество таких детей резко растёт. Система школьного обучения мало видоизменяется, в то время как психофизиологические особенности детей, поступающих в школу, изменились более чем на 40%. Получается, что следует менять режим, форму и методы организации урока. В спокойной обстановке, когда взрослые последовательно направляют их деятельность, гиперподвижные дети могут обучаться весьма успешно.

При работе с детьми с СНВГ следует максимально учитывать их особенности. Лучше всего, если ребёнок позже пойдёт в школу. Например, с восьми лет, но ни в коем случае не с шести. Не следует допускать переутомления в течение учебного дня. Важно оборудовать в помещении зону отдыха, где дети во время перемены могут и посидеть, и полежать, и поиграть (ковёр, диваны, пуфы, игры). Это позволяет детям расслабиться и способствует восстановлению работоспособности. Полулёжа на диване, или играя на ковре, они отдыхают гораздо лучше, чем, бегая по коридору. Беготня, шум, крики только перевозбуждают их и дезорганизуют деятельность мозга. Можно перевести ребёнка на неполную учебную неделю (с добавочным выходным днём). Не рекомендуется оставлять детей в группе продлённого дня, потому что они в большей степени, чем остальные, нуждаются в отдыхе после школьных занятий. Многим необходим дневной сон, и всем – относительное одиночество (отдых от группового общения). Длительное нахождение среди детей, шумные игры – приводит к перевозбуждению, ещё больше дезорганизует их умственную деятельность.

Дети с СНВГ не записывают или записывают неправильно домашнее задание, которое даёт учитель. Родители сами должны узнавать от учителя, что было задано. Можно вывешивать на информационном стенде информацию для родителей о теме пройденного урока, номера, выполняемых в классе заданий, домашнее задание. Забирая ребёнка из школы, родители знакомятся с этой информацией. Дома необходимо не только выполнять домашнее задание, но и повторить материал, пройденный в классе, чтобы проверить, всё ли понято ребёнком правильно, не осталось ли пропущенным что-либо существенное. Полезно ребёнку рассказать заранее содержание предстоящего урока, чтобы ему было легче включиться в работу в классе, и вынужденные «отключения» не нарушали понимание объяснений учителя. Занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы головного мозга ребёнка: 5-10 минут работы и 5 минут – перерыв. Через час работы необходим продолжительный получасовой отдых. При таком режиме занятия могут быть продуктивными.

В процессе обучения необходимо освобождать ребёнка от второстепенной, несущественной, вспомогательной работы. Например, взрослые сами могут отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, что ребёнок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить слева и сверху. Может ошибаться и начинать сначала. При этом устаёт от напряжения, и, найдя, наконец, то место, откуда можно начать писать, работать уже вообще не может. При выполнении ребёнком домашнего задания родителям необходимо находиться рядом с ребёнком, чтобы возвращать его к занятию. Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться. Лучше всего, если ребёнок будет работать с черновиком. Но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дать ему возможность отдохнуть. Само переписывание следует осуществлять с перерывами. Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребёнок делает домашнее задание с перерывами. К вечеру его работоспособность резко снижается. Утомление затрудняет осмысливание, запоминание даже той информации, которую ребёнок воспринял в активные периоды действия мозга. Это надо помнить при заучивании ребёнком правил и стихов. Длинное стихотворение лучше всего учить небольшими порциями, не всё сразу. После повторения стихотворения наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вечером лучше всего ещё раз прочитать ребёнку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил самостоятельно. Дополнительное прослушивание информации способствует её упрочнению, и не приводит к переутомлению. Дополнительное повторение может оказаться той последней каплей, которая приведёт к перенапряжению. И утром ребёнок ничего не сможет вспомнить.

Самое вредное для здоровья ребёнка и бессмысленное для его обучения – не выпускать его из-за стола, пока все уроки не будут выполнены, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается. Не следует с первых дней обучения в школе требовать от ребёнка работать самостоятельно – он всё равно не сможет. О самостоятельности (даже, если об этом настаивает учитель) придётся на время забыть. Работа гиперактивного ребёнка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы она представляла собой чёткую последовательность конкретных действий, между которыми должен быть запланирован отдых.

Для выработки хорошего почерка, мелкую моторику лучше всего развивать, используя метод Монтессори. Проблем с прописыванием букв будет меньше, если к этой работе дети приступят после тренировочной работы с раскрасками. Подача информации должна быть системной, что позволяет организовать работу памяти, развить мышление. При этом существенно снижается нагрузка на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, чёткой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, отвлекающего. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 минуты), лёгкими, быстрыми, весёлыми (не нудными).

Когда информация хорошо систематизирована, ребёнок легко учиться ею пользоваться и с радостью это демонстрирует. В конце работы ребёнка надо обязательно хвалить независимо от того, демонстрировал ли он свои знания или только смотрел, слушал, повторял. Запоминание идёт прекрасно, даже если от ребёнка не требуют воспроизвести всё, что он должен запомнить, и у него нет страха, забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых. Отрицательные эмоции, возникающие, когда ребёнок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать «учебных» ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться с ответами на вопросы. Требуя точного воспроизведения информации, мы ставим ребёнка в ситуацию неуспеха и тем самым снижаем его учебную мотивацию.

Обучение чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у ребёнка не сложился зрительно-звуковой образ слова, то при письме он с трудом перерисовывает слова по буквам. Характерные ошибки при этом: добавление, недописывание, выпадение отдельных букв и элементов. Когда ребёнок пишет под диктовку, в его голове не складываются комплексные образы, которые позволили бы перейти от смысла произносимых слов и фраз к их графическому изображению Главное при обучении чтению – понимание. Поэтому сначала следует дать ребёнку понять текст, а только потом предложить почитать его вслух. Когда ребёнка сразу заставляют читать вслух, ему приходится выполнять две операции. А для этого необходимо распределять внимание, которое у гиперактивных детей, обычно, имеет низкий уровень развития. То есть, когда от них, в первую очередь, требуют озвучить текст, они могут не понимать смысл прочитанного, не могут пересказать текст, ответить на вопросы. И очень скоро чтение может превратиться в ненавистную деятельность.

Нельзя требовать от расторможенного ребёнка невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для них. Ребёнок искренне пытается соблюдать дисциплину (тихо сидеть, не крутиться, не болтать и т. д.) и переживает, так как это никак не получается. Всё это приводит к переутомлению и снижению работоспособности. Если уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя более спокойно и работают продуктивней. Проблему дисциплины можно решить, если есть возможность оборудовать класс партами на одного человека. Когда дети сидят по-одному, они меньше контактируют друг с другом, больше сосредотачиваются на объяснении учителя. Если учитель заметил, что ребёнок «отключился» от работы, сидит с отсутствующим видом. Его в этот момент лучше не трогать: вряд ли он сможет разумно отреагировать на замечания. Следует помнить, что яркие, сильные эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность детей. Существенные моменты объясняемого материала должны быть выражены эмоционально (чтобы привлечь внимание), но не очень ярко. Сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого ребёнка, тем более у гиперактивного. И вряд ли он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его отругали. Одним из препятствий в обучении детей является защитная форма деятельности, которая довольно-таки быстро у них формируется. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь, даже если не понимают, что и как надо делать. Когда хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда ничего не сделано. И дети быстро привыкают к этой бессмысленной деятельности. Как результат, в памяти остаются абсурдные сведения, операции, которые дезорганизуют их мышление и ещё больше осложняют обучение.

У детей возникает проблема с закреплением материала, так как есть трудность, связанная с переводом информации из кратковременной памяти в долговременную. Работая с учителем, ребёнок понимает, правильно выполняет задание, отвечает на вопросы. Однако, если это было единичное занятие, и его содержание не повторялось и не закреплялось, то в памяти ребёнка, практически, мало, что остаётся. Дальнейшее объяснение материала является неэффективным. Когда учитель или родители сталкиваются с таким явлением, им кажется, что ребёнок поступает так по злому умыслу, не могут понять, почему ребёнок вдруг ничего не помнит из того, что недавно делал или отвечал правильно. Лучше всего урок строить так, чтобы на его протяжении варьировалась одна и та же тема задания. При этом, в каком бы ритме не работал ребёнок, он всё время будет «встречаться» с ней. Тем самым повысится вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.

Важно обеспечивать ребёнку полноценный ночной отдых. Отход ко сну должен быть максимально спокойным. Если укладывание сопровождается угрозами, криками, наказаниями, то ребёнок перевозбуждается и долго не может заснуть. Спит он мало и беспокойно, не успевает отдохнуть, и придя в школу. На первом же уроке «выключается» из деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *