Ребенок перевозбудился что делать
Как бороться с нервной возбудимостью у малышей? Рекомендации и советы
Все малыши отличаются друг от друга — спит сном богатыря даже под дрель, другие реагируют и плачут от каждого шороха. В последней ситуации ребенок страдает синдромом повышенной нервной возбудимости. Чем вызывается нервная возбудимость у новорожденного и как ее лечить?
Как определить недуг?
Признаками данного заболевания является следующее:
1. Ребенок беспокоится, нервно реагирует на перемену позы или касания тела
2. Вздрагивает от резких звуков
3. Руки и ноги подвержены тремору
4. Подбородок во время плача трясется, малыш визжит
5. Кулачки раскрыты при разведении рук в стороны
6. Тонус мышц повышен, что ведет к раздражительности у младенцев
7. При перевозбуждении новорожденный запрокидывает голову
8. Подошвенные рефлексы не работают, пальцы отказываются сжиматься в ответ на манипуляции, растопырены, как «веер»
9. Малыш часто лежит, открыв глазки
10. Медленно набирает вес, часто срыгивает
Нервозность у новорожденного нужно устранять. Если процесс запустить, синдром приведет к нарушениям в развитии. Могут появиться судороги, затормозиться развитие двигательных навыков, малыш станет чересчур агрессивным или апатичным. Также может наблюдаться развитие гиперактивности, медленная речь и наработка запаса слов.
Причины появления
Нервная возбудимость у грудничка проявляется неполадок в нервной системе во время развития плода и после рождения. Основную роль играют особенности генетики, тяжело протекающие роды, стрессы при вынашивании ребенка, прием ряда медикаментов, раннее отлучение от кормления грудью.
Рекомендации по лечению
Для лечения нервной системы рекомендуется наладить нормальный режим сна, распорядка дня, прогулок, кормления. Любое отклонение воспринимается растущим организмом как внешние раздражители, что губительно для нервной системы новорожденных. Способствует этому постоянная гимнастика и массаж. Массажные процедуры выполняют ежедневно в одно и то же время. Предпочтительное время — за 30 минут до еды.
Продолжительность первого сеанса должна быть 5 минут. Если малыш проявляет недовольство, процедуру прекращают. Со временем ребенок адаптируется и тогда массаж длится до получаса. Выполняется процедура на специальном пеленальном столе. Нельзя массировать ранки, суставы, паховую зону во избежание повреждений.
Во время принятия ванн в воду следует вливать настои успокаивающих трав для сна малышам. В воду с температурой 36–37 градусов добавляют череду, мелиссу, отвар хвойных деревьев, свежей мяты, ромашковых цветков, боярышника. Сеансы «плавания» в ванночке укрепляют мускулатуру малыша. Наденьте на ребенка специальный круг и предоставьте свободу — пусть плескается. Курс приема ванн с травами — 10–15 сеансов.
Поможет и ароматерапия. Она устранит повышенную возбудимость у младенца. Прежде чем использовать эфирные масла, нужно проконсультироваться с врачом, поскольку концентрированный продукт может вызвать аллергию. Курс лечения начинают с одной — двух капель. Наливайте их в ароматические лампы, ставьте в комнату с кроваткой малыша. Добавлять эфирные масла в воду во время приема ванн нельзя — может получиться ожог.
Атмосфера дома тоже важна. Избегайте при общении крика, громких разговоров, раздражения, разговаривайте с лаской и спокойствием. Большей гуляйте, выезжайте на месяц с ребенком к горам или морю. Многие мамы спрашивают — как надо успокоить малыша, если он плохо спит? При беспокойном сне можно временно взять малыша к себе в постель или снять с его кроватки боковую стенку. Колыбельку поставьте впритык со своей кроватью.
Детям с синдромом возбудимости могут назначить препараты для улучшения снабжения мозга кровью в виде таблеток или суспензий как успокаивающее средство для малышей. Приготовьте смесь из лекарств и грудного молока, дайте ребенку.
Как еще успокоить беспокойного малыша?
Для успокоения нервного младенца подойдет пеленание и укладывание в колыбели. Колыбелька для малышей, успокаивающая нервную систему, должна быть удобной. Постельное белье и окружающие материалы не должны вызывать неприятных реакций. Ребенка пеленают, плотно кутают в одеяло и укладывают на бок. Создайте оптимальную температуру и влажность в комнате. Устраивайте регулярные проветривания. Можно использовать соляную лампу — она создаст необходимую атмосферу уюта и благотворно повлияет на микроклимат. Также лампа применяется, если ваше чадо часто болеет.
Хорошо подойдет укачивание — в кровати, на шезлонге, фитболе или руках. Пустышка хорошо помогает заснуть. Равномерные «белые» шумы бытовых приборов, классическая музыка или звуки приборы помогают настроиться на сон. Идеально, если мама будет напевать колыбельную, а малыш, засыпая, будет ощущать себя в безопасности.
Синдром гипервозбудимости у детей
Синдром гипервозбудимости у детей – симптомокомплекс у детей раннего возраста, характеризующийся различными соматовегетативными расстройствами и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Синдром гипервозбудимости у детей проявляется двигательным беспокойством, тремором подбородка и конечностей, беспричинным плачем, нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, частыми и обильными срыгиваниями и т. д. Для выявления органической основы синдрома гипервозбудимости детям проводится нейросонография, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, ЭЭГ, ЭНМГ, УЗИ или рентгенография шейного отдела позвоночника. Лечение синдрома гипервозбудимости у детей проводится детским неврологом и может включать медикаментозную терапию, массаж, водные процедуры, ЛФК.
Общие сведения
Синдром гипервозбудимости у детей (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) – комплекс патологических проявлений, развивающихся у детей с легкой формой перинатального поражения нервной системы. У детей раннего возраста синдром гипервозбудимости диагностируется в 42-44% случаев. В отечественной и зарубежной детской неврологии сложилось различное отношение к синдрому гипервозбудимости у детей. Так, отечественные неврологи рассматривают данное состояние исключительно как патологический синдром, в то время как их зарубежные коллеги склонны считать его скорее пограничным состоянием, не всегда требующим активной коррекции. Вместе с тем, по имеющимся наблюдениям, неблагоприятное течение синдрома гипервозбудимости у ребенка и отсутствие своевременной терапии может являться риск-фактором развития стойких невротических расстройств.
Причины гипервозбудимости у детей
Синдром гипервозбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, инфекционной, токсико-метаболической) или других заболеваний детей раннего возраста.
Чаще всего причина синдрома гипервозбудимости у детей кроется в неблагополучном течении беременности и родовых травмах новорожденного, приводящих к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС. Этому могут способствовать токсикозы беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекционные заболевания будущей мамы, преждевременные роды, переношенная беременность, затяжное или стремительное родоразрешение, узкий таз роженицы и др. Неблагоприятным образом на развитие нервной системы плода влияет неконтролируемый прием будущей мамой лекарственных препаратов, табакокурение, употребление алкоголя, вызывающее фетальный алкогольный синдром. Поэтому дети с синдромом гипервозбудимости часто имеют клинический диагноз «перинатальная энцефалопатия».
Появление преходящей гипервозбудимости у детей может быть связано с нарушением реакции адаптации вследствие стресса, заболеваниями детского возраста (кишечными коликами, прорезыванием зубов, спазмофилией и рахитом, грыжами, дисбактериозом и пр.). Наконец, к гипервозбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерическим типом реагирования). Синдром гипервозбудимости характерен для детей с нервно-артритическим диатезом.
Симптомы гипервозбудимости
Проявления синдрома гипервозбудимости обычно развиваются в первые месяцы жизни ребенка. Основные признаки синдрома гипервозбудимости у детей включают соматовегетативные расстройства, повышенную нервно-психическую возбудимость и одновременно истощаемость.
У детей с синдромом гипервозбудимости отмечается усиленная спонтанная двигательная активность, нарушение сна (удлинение периода бодрствования, трудности засыпания, прерывистый сон, вздрагивания во сне). Несмотря на хороший уход и достаточное количество пищи, дети ведут себя беспокойно, часто и беспричинно плачут. Во время крика у ребенка развиваются вегетативные реакции: акроцианоз, мраморность или покраснение кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, усиление потливости. Дети с синдромом гипервозбудимости плохо берут грудь, часто прерываются во время кормления, склонны к обильным срыгиваниям, пищеварительным расстройствам (чередованию поносов и запоров), плохого прибавляют в весе.
Характерными признаками синдрома гипервозбудимости у детей служат переменный мышечный тонус, тремор подбородка и рук, клонусы стоп, оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро), горизонтальный нистагм. Различные внешние стимулы вызывают у детей быстрое развитие двигательных, сенсорных и эмоциональных реакций, которые столь же быстро угасают, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости.
У недоношенных детей синдром гипервозбудимости обычно является отражением снижения порога судорожной готовности, поэтому у таких малышей могут легко развиваться судороги (при гипертермии, действии чрезмерных раздражителей и т. п.).
В случае благоприятного течения выраженность проявлений синдрома гипервозбудимости у детей обычно уменьшается к 4-6 месяцам и исчезает в сроки до 1 года. В противном случае, по мере развития ребенка может обнаруживаться негрубое отставание в психомоторном и речевом развитии, гиперактивность, энурез, энкопрез, заикание, тики, парасомнии, тревожные расстройства, эпилепсия.
Диагностика у детей
Правильная оценка причин и проявлений синдрома гипервозбудимости у детей может быть дана только детскими специалистами: педиатром и детским неврологом. Осмотр таких детей должен проводиться осторожно, поскольку незнакомая обстановка, раздевание, касание тела холодными инструментами может вызвать у ребенка сопротивление обследованию, повышение тонуса мышц, плач, затрудняющие интерпретацию объективных данных.
После сбора перинатального анамнеза для уточнения диагноза может потребоваться инструментальное дообследование: УЗИ и рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, электроэнцефалография, электронейромиография. Дополнительные исследования дают представление о наличии или отсутствии органических поражений ткани и сосудов головного мозга, особенностях протекания электрофизиологических процессов в нервно-мышечной ткани.
Главной задачей диагностики синдрома гипервозбудимости у детей является определение его причин (неврологических, метаболических, психологических, соматических и др.), отчего будет зависеть лечебная тактика.
Лечение синдрома гипервозбудимости у детей
При синдроме гипервозбудимости, связанном с перинатальным поражением ЦНС, на первом году жизни детям показаны неоднократные курсы массажа, ЛФК, гидротерапии (плавание, солевые и хвойные ванны), физиотерапии (электрофорез, амплипульстерапия, парафиновые аппликации и др.), фитотерапия (седативные сборы и чаи). Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в четком соблюдении режима дня, комфортной спокойной обстановке, длительных прогулках на свежем воздухе. При необходимости, по назначению врача, проводится медикаментозное лечение с назначением ноотропных, сосудистых, седативных, мочегонных, противосудорожных препаратов.
По мере его взросления ребенку может потребоваться помощь логопеда и детского психолога.
Прогноз и профилактика
Профилактика синдрома гипервозбудимости у детей заключается в предупреждении перинатального поражения ЦНС: внутриутробной гипоксии и инфицирования плода, внутричерепных родовых травм, повреждений позвоночника у новорожденных и т. д. После рождения малыша наибольшее значение приобретает полноценное вскармливание, закаливание, соблюдение режима, проведение профилактического массажа и гимнастики.
При отсутствии внимания к проблеме гипервозбудимости, все проявления синдрома у детей могут усилиться в раннем и дошкольном возрасте. В будущем у таких детей могут сформироваться стойкие невротические расстройства, нарушения поведения и социальная дезадаптация. Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в наблюдении невролога и периодических курсах поддерживающей терапии.
10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка
Если ребёнок сильно перевозбуждён, он может выглядеть радостным, бегать, прыгать и хохотать без перерыва. Часто после этого состояния дети начинают капризничать, плакать или даже устраивают настоящий скандал. Любой родитель предпочтёт избежать подобной ситуации. Вот как это можно сделать.
Перевозбуждение нервной системы у детей случается достаточно часто.
Причины, по которым оно может возникнуть:
Заметив первые признаки перевозбуждения, родителям нужно успокоить чадо, переключить фокус его внимания. Вряд ли это удастся сделать, просто призвав к разуму или прикрикнув: к сожалению, дети в таком состоянии не способны успокоиться по одному вашему или даже своему желанию.
Как успокоить перевозбуждённых детей
Я хочу предложить несколько проверенных и достаточно простых способов снять нервное перевозбуждение у детей. Они действуют практически на всех малышей. Некоторые возможно выполнить только в определённое время или дома, но остальные универсальны.
1. Прогулка.
Признаюсь, этим способом я пользуюсь чаще всего. Раззадоренные сын и дочка мгновенно переключают внимание на одевание, а как только мы выходим на улицу, смена обстановки, свежий воздух и возможность свободно побегать быстро их успокаивают.
Даже если сейчас не время прогулки, можно выйти на полчаса — это прекрасно подействует на детей. Если на улице дождь или холодно не беда: просто подберите подходящую одежду и погуляйте меньше времени. Не бойтесь выйти на короткую прогулку перед сном: если малыш перевозбужден, он плохо спит, а прогулка снимет напряжение и поспособствует лучшему засыпанию.
2. Тёплая ванна.
Если вы находитесь дома, подготовьте малышу ванну. Нестрашно, если он помоется не в обычное время: водичка мгновенно снимет напряжение и переключит внимание. Дайте сосуды для переливания, водяную мельницу, леечку, шприц, губку, то, что подходит по возрасту.
Крем для тела и мягкий массаж после купания ещё больше расслабит. Если принять ванну нет возможности, замените её упражнениями с водой: налейте жидкость в большой таз и дайте сосуды для переливаний. Вода имеет прекрасный терапевтический эффект, а занятия с ней расслабляют и развивают моторику.
3. Танцы под спокойную музыку.
Прослушивание спокойной мелодичной музыки станет прекрасной релаксацией. Однако перевозбуждённые дети вряд ли захотят сидеть на месте. Предложите им потанцевать. Обращайте внимание на плавность движений, их соответствие мелодии. Используйте аксессуары, например лёгкие разноцветные платочки.
4. Спортивные занятия с чёткими инструкциями.
Часто взбудораженные дети бегают и не могут усидеть на месте. В таком случае перенаправьте энергию — предложите спортивные занятия с чёткими инструкциями: позы из йоги, которые вы продемонстрируете, или любые другие физические упражнения. Концентрация на правильном выполнении переключит внимание и успокоит ум.
5. Моторная работа с мелкими предметами.
Дети 2–4 лет обожают работать с мелкими предметами, и для такой работы нужна концентрация. Выберите занятие по возрасту:
То, что будет под рукой. Главное, заинтересовать детей, иначе им нелегко дастся такое быстрое переключение.
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
6. Готовка.
Бывает, что встревоженное состояние вызвано голодом. Но даже если это не так, детей обычно увлекает работа на кухне. Спросите малыша, не голоден ли он, и предложите самостоятельно приготовить что-нибудь перекусить. Пусть почистит варёные яйца, порежет фрукты или овощи, приготовит себе салат или бутерброд.
Помните, что сладости, конфеты и печенья способствуют ещё большему возбуждению, поэтому не следует давать их и так взволнованным детям.
7. Творчество.
Другим прекрасным средством от перевозбуждения являются творческие занятия. Одно из самых успокаивающих — лепка. Я всегда вытаскиваю пластилин разбушевавшимся сыну и дочке.
Вместо пластилина можно сделать солёное тесто, смешав стакан муки, полстакана соли и немного воды. Детям обязательно понравится самостоятельно сделать такую смесь.
Рисование красками — другой быстрый способ снять напряжение, так же как и приклеивание разнообразных материалов на картон (коллажи).
8. Упражнения практической жизни.
УПЖ могут занять не только перевозбужденных, но и гиперактивных детей. В зависимости от ситуации вы можете предложить разные виды уборки: помыть посуду, мебель или почистить свои ботинки. В Монтессори-группах прекрасно знают об успокаивающем эффекте таких занятий. Именно с них начинают презентации детям в период адаптации в группе.
9. Чтение книг.
Если малыш — любитель рассматривать книги, нет ничего проще, чем переключить его внимание на любимую или новую книжку.
Как видите, существует множество методов успокоить детей. Каждому подойдёт что-то своё. Но лучшим способом станет предупреждение перевозбуждения, для чего следует:
Но даже при выполнении этих правил в следствие незрелой пока нервной системы, малыши всё равно будут перевозбуждаться. Старайтесь спокойно реагировать на это и переключать внимание детей на спокойные расслабляющие занятия.
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Как уложить ребенка спать легко
Как быстро уложить ребенка спать
Как усыпить ребенка за 5 минут без истерик? Что делать, если малыш протестует перед каждым укладыванием и отказывается спать? Нет одного волшебного рецепта, который моментально решит проблемы со сном. Что же действительно работает, расскажет консультант по детскому сну.
Дети и взрослые спят по-разному, и многие родители об этом не знают. Поэтому у них не получается уложить малыша спать.
Эти рекомендации помогут вам исправить ситуацию.
Если ребенка трудно уложить спать на ночь
1. Создайте физиологичный режим
Предсказуемый распорядок дня позволяет малышу понять разницу между дневными и ночным сном. Режим улучшает качество сна, а хороший сон в свою очередь благоприятно влияет на здоровье ребенка, его физическое и умственное развитие.
2. Учитесь определять признаки усталости
По мере взросления дети способны дольше бодрствовать без накопления усталости. К году малыш в среднем может проводить без сна 3-4 часа. Это знак того, что ребенок растет и развивается. Но в таком возрасте дети пока еще не могут понять сами, что переутомились, и маме важно контролировать этот момент.
Переутомление происходит по одной из причин:
Самое частое заблуждение о переутомлении и частый совет бабушек молодым родителям: ребенка нужно как следует утомить, чтобы он быстрее уснул. Однако при постоянном перегуле повышается уровень гормона стресса кортизола. Переутомленный ребенок будет капризничать, протестовать и просто так не уснет. Он не сможет расслабиться и настроиться на сон. Отсюда возникают частые пробуждения среди ночи и ранние подъемы в 4-5 утра.
Когда кортизола много, фаза глубокого сна существенно сокращается, ваш карапуз спит только поверхностным сном. Вы заметите также, что он спит только на руках, спит, едва прикрывая глазки, его невозможно переложить в кровать.
Как различить усталость от переутомления?
При усталости малыш будет:
Начинайте укладывание, обнаружив один или несколько из перечисленных признаков выше.
Если ребенок плачет, постоянно зевает в любое время, беспрерывно плачет, капризничает, ведет себя агрессивно, значит он переутомлен.
Как уложить ребенка спать если он перевозбудился
3. Регулируйте освещение
Свет и темнота отвечают за работу циркадных ритмов организма. Темнота способствует выработке гормона мелатонина, который отвечает за сон и засыпание. Свет же является раздражителем и заставляет ребенка не спать. Поэтому важно затемнять детскую на все сны, включая отдых днем.
4. Организуйте постоянное место для отдыха малыша, которое будет у него ассоциироваться со сном.
Лучше всего, если это отдельная кроватка в комнате родителей. Если малыш отказывается спать в кроватке, проверьте не совершаете ли вы одну из ошибок:
Для младенцев используйте приставную кроватку. Для деток постарше подойдет обычная кроватка с бортами. Не забывайте о правилах безопасности: в постели не должно быть подушки, одеяла, мягких бортиков и игрушек.
5. Приучайте малыша расслабляться самостоятельно, чтобы в результате он постепенно стал засыпать без вашей помощи.
Если ребенок засыпает на груди, сдвиньте кормление сперва в середину, а затем в начало ритуала. Или кормите при свете. Каждый раз, как ребенок закрывает глазки и засыпает, убирайте грудь. Так вы дадите ему понять, что кормление и сон не связаны. То же самое касается и укачиваний, ношения на руках, пустышки. Пусть они будут частью процесса укладывания, но не способом засыпания.
Введите ритуал перед сном. Он расслабит малыша еще больше и настроить его на отдых. Главное, повторять всю последовательность действий каждый день. Например, купание и умывание, массаж, переодевание в пижаму, сказка, колыбельная, кормление, включение белого шума и прощальная фраза.
Кладите кроху в кроватку после ритуала и кормления сонным, но не до конца уснувшим. Только так он научится засыпать сам.
6. Обучите навыку самостоятельного засыпания, если ребенок старше 4 месяцев.
К этому возрасту малыш уже готов спать более продолжительное время, его нервная система дозревает, а паттерны сна становятся, как у взрослого.
Если вы решили обучать СЗ самостоятельно без консультанта до 6 месяцев, используйте медленные методики. После 6 месяцев можно обучать по медленным и быстрым методам. Помните, что всего существует 4 методики самостоятельного засыпания, которые проверены и одобрены педиатрами: метод исключения, постоянного отдаления, интервалов и обнял-положил.
С каким проблемами столкнулись вы при укладывании? Что не получается?
Ребенок перевозбудился что делать
Легко возбуждающийся, непоседливый, неуравновешенный ребенок… В течение нескольких лет проблемы с такими детьми были поводом для опросов и страстных дискуссий. В результате к нашим дням выработалась тенденция (на наш взгляд, несколько поспешная) считать такое поведение патологическим, хотя вовсе не всегда легкая возбудимость говорит об имеющейся патологии.
Конечно же, существуют проблемы поведения, возникающие с определенной частотой, повторяющиеся, и они действительно требуют обращения к специалисту, но только в том случае, когда нестабильность существенна, не поддается контролю, сопровождается агрессией и продолжается долго.
Чаще же всего речь идет об ответе на события вокруг: может быть, ребенок реагирует подобным образом на какие-то проблемы в семье? А иногда так проявляется скрытая депрессия: у детей она нередко выражается именно в повышенной подвижности — малыш нуждается в движении для того, чтобы бороться с печалью внутри.
Чрезмерная подвижность вкупе с легкой возбудимостью могут быть также просто чертой характера: одни дети более непоседливы, чем другие.
Какие аспекты необходимо принимать во внимание?
Если ребенок кажется вам излишне активным, в какие-то моменты демонстрирует это особенно явно — например, во дворе, где гуляет группа, — но это не отражается ни на чем, включая процесс обучения, можно особенно не тревожиться.
Дети, которым удается сдерживаться во время занятий, дома могут быть более непоседливыми и более возбужденными.
– Совсем маленькому ребенку необходимо двигаться.
Помните, обращаясь к крохе, что эпизоды, когда вы требуете от него внимания, должны быть короткими — их продолжительность всегда зависит от возраста малыша.
– Занимаясь с ребенком, чередуйте типы его деятельности: после периода физической активности, когда ребенок, хорошенько подвигавшись, израсходует энергию, должен иметь место период более «тихий», позволяющий малышу сосредоточиться.
– Будьте внимательны к качеству сна своего ребенка: ни один усталый ребенок не может усидеть на месте, усталость приводит к легкой возбудимости.
– Не является ли чрезмерная подвижность вашего малыша отражением жизни в семье? Если все дело именно в этом, подумайте о том, как сделать семейную атмосферу более спокойной. Конечно, это нелегко, потому что ребенок своим поведением и сам провоцирует стрессы у взрослых, тем не менее именно здесь лежит одна из главных проблем возбудимости и психической нестабильности: они усиливаются из-за реакции, которую вызывают у окружающих, — стало быть, здесь можно говорить о чем-то вроде самовозбуждающейся системы.
У вас ощущение, будто ребенок «бесится» нарочно — чтобы вы на него накинулись
Да, «беситься» для ребенка — один из способов привлечь ваше внимание, когда ему кажется, что вы отдаляетесь, становитесь менее для него доступны.
– Главное в подобных случаях — не наказывать! Прежде всего надо попробовать разобраться, чем вызвано такое поведение ребенка.
– Подумайте, что в вашем методе воспитания можно смягчить или изменить, разнообразить.
– Находите время для ребенка, пытайтесь расшифровать, какие сигналы он вам посылает, формулируйте его просьбы четко, недвусмысленно, спокойно и — показывая, что осознаете их значимость.
– Предлагайте малышу спокойные виды деятельности, выбирая те, что интересны именно для него. Детский психиатр Стенли Гринспен* называл этот вид занятий с детьми «временем на полу», потому что никто — ни родители, ни педагоги — не гнушается тем, чтобы сесть рядом с малышом на землю и заняться там чем-то важным для него.
– Устраивайте «свидания» с ребенком, необязательно очень уж продолжительные, но такие, когда вы на самом деле полностью в его распоряжении. Подобный ответ на неуправляемость сына или дочери поможет им ввести перевозбуждение, только и имевшее целью привлечь к себе внимание мамы, в русло нормальной в вас потребности.
Однако всего этого не всегда достаточно, чтобы помочь чрезмерно возбудимому ребенку.
– Ребенок по-настоящему страдает — точно так же, как вы, даже если вам кажется, будто это не так, даже если кажется, будто именно он за все ответственен. На самом деле чаще всего он пленник собственного поведения.
– Бесполезно, даже вредно множить наказания: в конце концов малыш вас возненавидит или станет избегать, боясь оставаться с вами наедине. Надо проконсультироваться у специалиста, и вам помогут.
– Консультация в любом случае станет этапом, который позволит выйти из замкнутого круга, в котором вы с ребенком оказались.
* Стенли Гринспен (1941-2010) — выдающийся детский психиатр, один из крупнейших в мире специалистов по коррекции детских эмоциональных нарушений. В России издана его книга «Ребенок-тиран. Подход к детям пяти «трудных» типов».