Ребенок пишет безграмотно что делать 10 лет
Почему ребенок пишет с ошибками и как с этим бороться
Сегодня, в Международный день грамотности, «Призыв» вместе с владимирскими педагогами, родителями и логопедом искал причины ошибок в письменной речи детей, выяснял, как связаны спорт, перинатальное развитие и грамотность, выяснял, куда бежать, если у ребенок много пропускает буквы на письме? Как оказалось, не всегда учитель русского языка может помочь справиться с этой проблемой. Нужно обращаться к другим специалистам.
Миф или реальность?
Начнем с азов. Существует три вида речи, которые формируются у ребенка на разных этапах развития:
Руководитель образовательного центра «Высший бал», эксперт ЕГЭ, автор онлайн – курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Екатерина Комарова считает, что главной проблемой многих современных детей является отсутствие «переключателя» между письменной и устной речью. Как слышат — так и пишут.
Екатерина Комарова считает, что врожденной грамотности не существует
Ребенок не понимает, как от устной речи перейти к письменной, у которой другие законы. Умение это не формируется, поэтому так много безграмотных людей. Кстати, Екатерина Комарова уверена, что врожденной грамотности не существует:
— Именно устная речь – основа письменной. Должно быть грамотное развитие ребенка родителями в дописьменный период (в возрасте от 2 до 5 лет). В развивающих центрах, детском саду и в семье должны формировать у ребенка внутреннюю и устную речь.
А учитель русского языка и литературы школы №2 города Владимира Татьяна Хренова считает: врожденная грамотность – это не миф, но обладают ей единицы. И такие дети хорошо пишут диктанты, у них развита речь, сочинение не вызывает затруднений. Татьяна Анатольевна делится личным опытом:
— У меня двое взрослых детей. С уверенностью могу сказать, что дочь в наследство получила способность писать грамотно, а у сына есть проблемы. Научиться грамотно писать можно только с помощью упорного каждодневного труда.
Педагог Татьяна Хренова советует списывать тексты, читать книги, выписывать сложные слова
У педагога три совета, как улучшить грамотность:
— нужно, чтобы дети читали;
— переписывали тексты (лучше, если они будут из сборника диктантов);
— можно завести словарик, записывать туда слова, в которых были допущены ошибки.
Чтение не панацея?
Владимирская мама Анна Форсова уже выучила двоих дочерей в школе, сейчас помогает сыну победить «великий и могучий». Сын Анны перешел в шестой класс. И если с математикой все хорошо, то с русским языком у школьника не очень. Женщина сетует, что с дочерьми проблем не было, а вот сын в одном слове может сделать две-три ошибки:
— И снова для нас начался год мучений с безударными гласными, непроизносимыми согласными и словарными словами. Учитель нам говорит: учите правила, читайте книги. Но у нас это не работает, ничто не помогает победить нашу безграмотность.
Какой ведущий канал?
Екатерина Комарова на собственном опыте репетитора убедилась, что не только в чтении дело:
— Я двумя руками за чтение. Но, дорогие родители, вы должны понимать, какой ведущий канал восприятия у вашего ребенка. Советую его определить. Чтение на 100 % работает только у визуалов. Сейчас большинство детей именно с визуальным каналом получения информации. Но чистых визуалов мало, они смешаны с кинестетиками и аудиалами. Даже в работе с ребенком из старших классов у меня часто возникает необходимость определить его ведущий канал, от этого зависит построение занятий, эффективность обучения.
Визуалы запоминают графический образ текста. Например, они видят слово «мо-ло-ко», и именно так оно отпечатывается в их сознании. Или слово «ко-рабль», который они будут писать правильно, потому что запомнили его по книгам. Врожденная грамотность бывает у гениальных визуалов, которые способны настолько концентрировать свое внимание, удерживать в памяти зрительный образ слова, что им не нужны правила, чтобы его воспроизвести.
Аудиалам сложнее всего, потому что у них регистр трудно переключается между устной и письменной речью. Аудиалы напишут «ка-рабль». Как слышат, так и будут писать, так как их ведущий канал аудиальный.
Екатерина Комарова предостерегает: ругать такого ребенка не надо, этот канал ему пригодится в очень многих видах работ: при написании изложения, в аудировании по иностранному языку. Есть упражнения, которые помогу «переключить» регистр восприятия.
Когда кинестетики читают слово «ко-рабль», они его представляют. Они видят образ: корабль, пираты, море. Но они не воспринимают слово ни на слух, ни как оно написано. Для кинестетиков тоже существуют упражнения, которые помогают формировать образ слова, его видение.
Орфографическая зоркость появляется примерно к 11 годам, так как до этого возраста у ребенка формируются органы зрения.
Если к этому времени орфографическая зоркость не сформировалась, то есть вероятность, что она, по мнению Екатерины Комаровой, не сформируется никогда. Ребенок будет заучивать правила, стараться, но грамотности не будет. Самое эффективное упражнение – списывание с образца, но опять же в большей степени оно сработает у визуалов.
Ищите источник проблемы
Екатерина Комарова вспоминает, когда ее старший сын пошел в школу, у него были пропуски букв в словах. Одна гласная терялась, также пропадало несколько гласных из слова. Слово могло состоять только из согласных. Екатерина была панике, потому что с ребенком много читали, развитие было по возрасту. Она стала искать источник проблемы. И поняла, что правила здесь не сработают.
Обучаясь на эксперта ЕГЭ в Москве, Екатерина случайно попала на лекцию по нейрофизиологии. И узнала, что формирование ребенка до года влияет на многие функции, в том числе, на письменную речь и грамотность:
— По описанию профессора, который вел лекцию, я узнала портрет своего ребенка. Сын поздно научился кататься на велосипеде, был неловкий какое-то время. У него не интегрировался двигательный рефлекс. На это повлияли тяжелые роды, кислородное голодание. Но в большей степени на него повлияло то, что в детском возрасте мы пропустили стадию ползания. Он сразу сел и стал ходить. Ползать он хотел, но был холодный пол, мы его поместили в ходунки. Все эьти моменты могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Работа с нейрофизиологом и упражнения в течение полугода положительно отразились на грамотности старшего сына Екатерины, проблема была решена. Тем, кто страдает дислексией, дисграфией, кому стандартные упражнения, репетиторы и дополнительные занятия не помогают, нужно задуматься о том, что, возможно, проблема лежит глубже. И ее надо обязательно определить по специалистом.
Какие еще причины?
Логопед, психолог Ольга Халчева считает, что повторяющиеся, стойкие ошибки на письме допустимы в первом классе, так как происходит усвоение навыка письма. Но если во втором классе ошибок становится больше, они усложняются, то первая помощь ребенку — диагностика у специалиста (начните с логопеда). Специалист выявит причины нарушений. Возможно, логопеду придется работать в связке с нейропсихологом, неврологом.
Логопед Ольга Халчева считает, что ошибки на письме могут говорить о серьезных нарушениях, которые надо вовремя диагностировать
Дисграфию (нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированностью высшей психической деятельности, участвующей в процессе письма), дислексию (нарушение формирования навыка чтения, связанное с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем) и дизорфографию (специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью, то есть хорошо выученное правило не может применяться на письме) можно выявить у ребенка ко второму классу. В первом классе идет усвоение навыка, который автоматизируется. Многим детям с дисграфией, дизорфографией и дислексией нужна помощь невролога.
По мнению нашего эксперта, ошибки на письме – это не изолированное нарушение. Первичный дефект, являющийся причиной трудности освоения чтения и письма, всегда сказывается на состоянии остальных психических функций, в состав которых входит. Если нарушено чтение и письмо, значит, страдают базовые психические функции, следовательно, есть трудности в обучении, которые могут проявиться не сразу.
Причиной дисграфии и дислексии могут быть:
На письме могут отражаться дефекты речевого развития первичного характера:
При нарушениях вторичного характера очень хорошо помогает подключение нейропсихолога.
Спорт и музыка помогают грамотно писать
Когда специалист выявляет причину, что именно страдает, например, слухоречевая память или зрительно-пространственные представления, то разрабатывается индивидуальный маршрут коррекции, который помогает справиться с нарушениями. Но лучше профилактика нарушений в дошкольном возрасте, чем коррекция нарушений в школе. В дошкольном возрасте необходимо исправить все имеющиеся речевые нарушения.
Ольга Халчева советует отдать ребенка дошкольного возраста в спортивную секцию или в танцы. Именно там он научится произвольной регуляции, разовьет моторику, внимание, скорость реакции, что является базой, необходимой для грамотного письма. Занятия музыкой, особенно игра на фортепиано, также положительно сказывается на развитии моторики и формировании межполушарных связей.
Логопед также советует чаще гулять с ребенком:
— Важно и в школе сохранить режим бодрствования и сна, отдыха и работы. При прогулках мозг ребенка насыщается кислородом, улучшается работоспособность. После школы и вечером после приготовления уроков ребенку можно массировать шейный отдел и затылочную область, мозг будет хорошо снабжается кровью, поступать больше кислорода.
Не только в профилактике, но и в процессе коррекции важны прогулки, массаж, спорт и занятия со специалистом. Помните, что для ребенка письмо – сложный процесс. В процессе подготовки ребенка к школе научите его сначала читать, а только потом писать, но никак не наоборот.
Подготовила Елена Середина
Урок 6. Избавление от безграмотности на письме. Преодоление нежелания заниматься
Многие детишки никак не могут понять, почему так важно быть грамотным и писать грамотно. Они спокойно пишут «арел», «мыш», «орбуз», и все в порядке – какая разница – «а» или «о» в слове, ведь и так всем ясно, о чем речь. Исходя из этого, первое, что нужно сделать, – это самому ребенку объяснить важность грамотности.
Грамотность, и в частности – грамотность на письме, является сегодня признаком образованности человека. Школьнику же быть грамотным необходимо по той причине, что письменные задания и работы есть во всех предметах, а это значит, что грамотность нужна всегда. К тому же одноклассники, а в некоторых случаях и учителя, часто шутят над детьми, не умеющими грамотно писать, и подтрунивают над ними. А кому приятно, когда его «тыкают носом» в его же ошибки, да еще и ерничая при этом?
Что же касается взрослых, то и для них умение грамотно писать крайне важно. К примеру, если человек пишет на «своем» языке, делая неправильные окончания, ставя в слова не те буквы и т.д., его попросту могут не принять всерьез – не принять на работу, не обратить внимания на заявление, пренебрежительно отнестись к составлению договора и т.д.
Чтобы ваш ребенок лучше уяснил для себя значение грамотности в жизни, попросите его самому назвать вам несколько примеров, где может понадобиться умение грамотно писать. Вполне возможно, он придумает реальные ситуации, но если у него возникнут затруднения, задайте ему несколько наводящих вопросов:
Объясните, что все это зависит от многих факторов, и грамотность занимает среди них далеко не последнее место. А когда проведете небольшую познавательную беседу, попробуйте определить, насколько грамотен ваш ребенок, чтобы понять, как выстраивать обучение дальше.
Содержание:
Показатели грамотности для детей разных возрастов
Показателем грамотности для любого ребенка является, как правило, его способность правильно писать слова, которые он знает (изучает в школе). Но нередко детей оценивают и по их умению предполагать написание незнакомых слов с основой на опыт и правила орфографии. Если же обобщить требования к грамотности вообще, для детей разных возрастных групп они могут немного разниться:
На эти показатели должны ориентироваться и вы – они сразу же дадут вам понять, в каком направлении двигаться, чтобы не повторять пройденный материал, идти вперед и избавляться от безграмотности. А в самом процессе вы можете использовать специальные орфографические упражнения и игры.
Орфографические упражнения и игры
Игры – один из самых интересных, веселых и эффективных методов обучения любому навыку, и грамотное письмо – не исключение. Упражнения и игры, о которых мы расскажем, подходят детям от 6 лет. Всего же мы предлагаем 5 игр.
Игра «Юный следопыт»
Первая игра относится к категории настольных. Для нее вам нужно приготовить словарь, карандаши и два листа бумаги. Попросите ребенка открыть словарь, найти любое длинное слово и выписать его на лист большими буквами, например, слово «аквариум». После этого вместе с ребенком ищите маленькие слова, которые можно составить из букв основного. В нашем случае это могут быть слова «аква», «рим», «мир», «рак», «мука», «рука» и т.д.
Игра «Догадайся или сдавайся»
Играть в эту игру можно и дома, и на улице, и в автобусе и в любом другом месте. Один из вас загадывает слово и обрисовывает в общих чертах смысловую категорию. Затем он называет первую и последнюю буквы загаданного слова. Если второй игрок догадался, он по буквам говорит, что это за слово, и называет количество букв. Советуем вам иногда поддаваться, чтобы ребенку было легче играть.
Игра «Буквы-карточки»
Играя в такую игру, ваш ребенок быстро выучит сложные и проблемные в написании слова. Для игры вам нужно на отдельных листах бумаги написать все буквы алфавита (в качестве альтернативы подойдут и карточки с буквами, которые можно найти в любом книжном магазине).
Вы называете слово, а ребенок выбирает из набора буквы и выкладывает в нужном порядке. Если слово составлено неверно, узнайте, где ошибка. Если все верно, переверните одну букву и попросите ученика назвать ее. Также можно усложнять задачу, переворачивая сразу несколько букв.
Затем можете попросить ребенка написать новое слово в тетрадке. Если при написании будут допущены ошибки, вернитесь к карточкам, сымитируйте ошибку и попросите ребенка исправить ее. После этого снова приступайте к написанию слова.
Игра «Веер слов»
Еще одна игра из категории настольных. Приготовьте карандаши и два листа бумаги, и придумайте задание для отбора слов. К примеру, вы можете выбрать слова:
Теперь вы и ребенок должны написать по одному слову на своих листах, а затем сложить гармошкой. Точно так же пишутся и остальные слова. В итоге из листа должен получиться веер. Как только это будет сделано, меняйтесь листами и проверяйте правильность написанных слов, ставя возле написанных неверно вопросы (можно специально делать ошибки, проверяя внимательность ребенка).
Если ученик сам видит ошибку, вы ничего не делаете, но если он ошибку не видит, рядом с неправильным вариантом (на другой стороне веера) вы пишете правильный, но уже другим цветом. Смысл игры – сделать так, чтобы с одной стороны веер остался абсолютно чистым.
Игра для устранения пунктуационных ошибок
Затруднения с расстановкой знаков препинания – одна из самых распространенных проблем среди детей. Если и вам это знакомо, можете поступать следующим образом: вместе с ребенком пишите небольшие рассказы на любую тему, состоящие из 5-6 предложений. Во время написания и вы, и он специально должны делать ошибки в пунктуации. После написания меняйтесь рассказами, перечитывайте и исправляйте ошибки цветным карандашом. Любая ошибка должна быть обоснована – почему должна стоять запятая, двоеточие, кавычки и т.п.
Помимо вышеперечисленных игр, если ваше чадо уже показывает на письме определенные успехи, можете приобрести такие популярные игры, как «Эрудит» или «Скрэббл» (о других настольных играх для детей читайте здесь). Лучше и веселее играть парами, в каждой из которых по одному ребенку и взрослому.
Но игры – играми, а занятия все-таки есть занятия. Бывает так, что дети играть-то не хотят, что уж говорить об учебе. Вполне вероятно, что и у вашего ребенка не всегда есть желание садиться за занятия. Может быть, он вообще не хочет заниматься правописанием, и все ваши попытки усадить его за стол и взяться за уроки тщетны. Чтобы повлиять на ситуацию в положительном ключе, возьмите на вооружение несколько советов.
Что делать, если ребенок не хочет заниматься
На помощь родителям детей, не желающих учиться правописанию, придут следующие рекомендации:
Кстати, по поводу словаря тоже следует поговорить отдельно, ведь множество детей воспринимают эту полезную книгу, как какого-то «кровного врага», а не помощника. Но словарь – это один из тех мощных инструментов, используя которые ребенок может очень быстро «поднатаскаться» в русском языке и стать настоящим грамотеем.
Правильная работа со словарем
Некоторые мамы и папы, увидев в «писанине» своего подопечного какую-то ошибку, указывают властным перстом на толстенный словарь и заставляют искать проблемное слово. Такая «методика» действует на психику ребенка раздражающе, вследствие чего он, естественно, терпеть не может словари. К тому же со словарями нужно долго возиться, а это ужасно скучно.
Чтобы ваш доморощенный ученик начал воспринимать словарь в качестве помощника, вы должны помочь ему перестать испытывать по поводу него негативные эмоции. Для этого нужно-то всего лишь раз в неделю ради интереса вместе с ребенком листать страницы «заветной книги». Попросите его помочь вам найти какой-то термин, сказать, как он правильно пишется или что означает. Охотно помогая вам, ребенок, сам того не осознавая, поймет пользу словаря, и в случае затруднения будет к нему обращаться. Вам останется только купить для него новенький красивый словарь и положить на стол. Можно даже ничего не говорить по этому поводу.
Что же касается техники использования словаря детьми, то здесь основная причина затруднений состоит в том, что в словарях, как правило, не всегда легко сориентироваться. Научите ребенка открывать словарь на страницах с конкретными буквами, расскажите, для чего пишутся слова наверху каждой страницы, объясните удобство этого приема.
Отличный вариант словаря для ребенка – это его собственный словарь. Возьмите красивую толстую тетрадь с тематической обложкой и записывайте в нее проблемные для вашего чада слова. Приучите ученика самостоятельно вносить в словарь слова, с которыми у него возникают затруднения.
И, подводя итог этому большому уроку, мы расскажем вам о принципах, на которых должно выстраиваться выполнение ребенком домашних заданий. Это будет полезно и если ребенок уже ходит в школу, и если он только готовится к первому классу.
Как выполнять домашние задания
Нижеизложенные принципы были составлены известным педагогом с многолетним опытом работы и основателем и директором центра «Как воспитать ребенка, который слушает, слышит и понимает» в Лондоне – Ноэль Дженис-Нортон (для интереса и пользы можете почитать ее книгу «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки»).
Педагог считает, что выполнение любого домашнего задания должно строиться на трех этапах:
В ключе темы правописания каждый из этапов может выглядеть так:
Мозговой штурм
Для начала вам нужно подготовить личный словарь своего ребенка, где собраны все сложные для него слова. Делая уроки, ребенок должен всегда фиксировать этот словарь в поле зрения. Далее вы читаете задание, которое нужно выполнить, и выясняете, какие у ученика есть вопросы или сложности с его выполнением. Узнав эту информацию, спросите, как он планирует решать проблему, и дайте несколько советов. Затем пусть ребенок приступает к работе.
Самостоятельная работа
Когда ученик выполняет задания, вы не должны ему помогать, даже если он что-то спрашивает (изначально предупредите его об этом). В доступе ребенка есть его помощник – словарь, которым он может свободно распоряжаться. Вы не должны давать даже намека на правильные ответы. Это позволит ребенку, во-первых, почувствовать спортивный интерес к уроку, а во-вторых, укажет ему на то, что он несет полную ответственность за свои действия.
Исправление ошибок
Помните, что открыто демонстрировать ребенку его ошибки нельзя. Поэтому работу над ошибками следует начинать с указания на то, что выполнено верно, и только потом переходить к ошибкам, указывая на них как можно мягче и тактичнее. Так вы заинтересуете ученика процессом и добавите ему уверенности в своих силах. Когда же дело дойдет до недочетов, пусть ребенок старается сам их исправить. А новые слова вместе с ним заносите в словарь.
Представленный метод вполне применим не только к правописанию, но и к чтению, счету и другим направлениям обучения. Помните о том, что грамотность не всегда бывает врожденной, но, по сути, это навык, а значит, ее всегда можно развить и закрепить, одновременно прививая ребенку тягу к знаниям и стремление к успеху.
После освоения основных составляющих письма самое время переходить к написанию сочинений – это умение можно назвать заключительным. Поэтому в восьмом уроке мы расскажем, с чего начинать обучение ребенка написанию сочинений, по какому алгоритму проходит работа над сочинениями, а также представим особенности разных видов сочинений и подскажем, как научить ребенка работать с материалами из интернета.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Почему дети пишут с ошибками и как с этим бороться
Школьники часто пишут безграмотно, а их родители из-за этого переживают. Можно ли переучить двоечника и сделать так, чтобы пропащий ученик научился писать грамотно? Мы поговорили с Натальей Романовой — автором книги «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» и руководителем Школы грамотности Романовых в Санкт-Петербурге. Наталья также ведет увлекательный блог, где рассказывает о главных ошибках людей при письме, заблуждениях педагогов и родителей.
Все безграмотные — дисграфики
— Почему вообще дети пишут безграмотно?
— У школьников (носителей языка) причина упорной безграмотности только одна — подростковая дисграфия. Обычно это связано с функциональной незрелостью речевых систем и недостаточно устойчивым нейропсихологическим статусом подростка. Дисграфиками являются все те, кто перебивается с двойки на тройку и делает достаточное количество ошибок. В любом среднестатистическом классе обычных школ таких учащихся в лучшем случае половина, если не подавляющее большинство.
— Что такое дисграфия?
— На бытовом уровне дисграфия обычно выглядит как невнимательность. В ряде случаев таких учащихся в дошкольном возрасте направляют к логопедам. При письме они делают много разных ошибок, которые школьные учителя и родители обычно комментируют вот так: «правила знает, но ошибки делает», «ошибки из-за невнимательности», «занимается, но без толку».
— В одном из ваших постов сказано: «В основе грамотного письма лежит не знание правил, а слаженная деятельность речевых систем коры головного мозга. Для успешного обучения эти участки мозга должны созреть. У некоторых детей этот процесс происходит не так скоро и споро, как хочется взрослым. Именно тогда речь может идти о дисграфии». В каком возрасте обычно созревают эти участки мозга? Когда можно заподозрить у ребенка дисграфию?
— Многие неуспевающие знают нормативную грамматику, годами занимаются с репетиторами, но все это зря. В то же время большинство грамотных людей не вспоминает и не знает никаких правил.
Формирование участков мозга (речевых систем) человека происходит внутриутробно. Качественно сформироваться им могут помешать различные вредности раннего перинатального периода (при рождении), связанные с мелким родовым травматизмом, а именно: токсикозы, гипоксия, безводный период, стимуляция родовспоможения, стремительные роды, недоношенность, кесарево сечение и другие оперативные вмешательства, требующие работы анестезиолога; а также это могут быть особенности межполушарного взаимодействия (у левшей и амбидекстриков). Не надо думать, что дисграфия — это диагноз, заболевание. Это не более чем особенность развития человека в определенный период его роста, которая обычно компенсируется к концу пубертата.
С умственными способностями и общим развитием ее нельзя связывать. Дисграфики обычно хорошо успевают по тем предметам, которые не связаны с письмом.
Дисграфию в перспективе можно прогнозировать, если имели место вышеперечисленные факторы, а также задержка речевого развития, дизартрия и разные другие логопедические проблемы у дошкольников. Но не только. Иногда она может быть следствием перинатальной энцефалопатии, но в нашей повседневной практике это редко бывает.
— Любой ли безграмотный человек — дисграфик?
— Ответ может кому-нибудь не понравиться, но я вынуждена это подтвердить. Да, все безграмотные люди — дисграфики. Никаких других причин для этого нет и быть не может.
Школа и репетиторы не помогут
— Что поможет грамотному письму: практика, чтение, занятия с репетитором?
— Грамотному человеку никаких специальных усилий и занятий не требуется. Дисграфикам репетитор не поможет. Если же он есть, пусть занимаются литературой. Грамотность не повысится от диктантов, заучивания слов и повторения школьных параграфов.
В моей Школе грамотности предусмотрены специальные тренинги, позволяющие развить внимание при письме, слухоречевую оперативную память, научиться писать под контролем интуитивно усваивающихся алгоритмов.
— Есть ли шанс, что в школе ребенка научат писать грамотно? Или на школу не стоит надеяться? Возможно, нужна какая-то реформа, чтобы изменить подходы к преподаванию русского языка?
— У школьной программы другие задачи. Обучение грамотному письму в ее планы не входит. Ее задача — изучение нормативной грамматики. Грамматика и грамотность — это не одно и то же. Грамматика изучает разделы языка, его строение, а также она описывает то, что и так очевидно. А грамотность — это навык, умение писать без ошибок, не думая каждую минуту, что это там за часть речи и что с ней делать или где какое склонение. Ни один нормальный человек при письме об этом думать не станет.
Насчет «реформы». Вряд ли это случится в обозримом будущем, но практическое письмо (умение писать без ошибок) должно быть отделено от изучения курса русского языка. Это разные предметы с совершенно разными задачами.
Мифы про книги и гаджеты
— С детства я слышу: «Чтобы писать грамотно, надо больше читать». Это справедливо? И что именно тогда нужно читать?
— Это широко распространенное заблуждение. Дисграфик не в состоянии продуктивно читать, как ждут от него родственники, от всей души желая ему добра. Надо понимать, что ему так же мучительно читать, как и писать. Люди пишут с ошибками не потому, что не читают книг, а потому, что они дисграфики. А у дисграфиков и с чтением те же самые проблемы, что и с письмом.
Хватит уже повторять этот расхожий штамп: «книг надо больше читать». После таких заклинаний вряд ли кто-то захочет взять в руки книгу.
В читающей семье никогда такая фраза не прозвучит. Там чтение — естественное занятие, и оно передается друг другу безо всяких заклинаний. Там, где стоит вопрос «книг надо больше читать», взрослые сами ничего не читают и не могут назвать ни одного современного автора.
Читать надо не с целью стать в результате этого процесса грамотным. Надо иметь к этому привычку, гарантом которой является семейная традиция.
С нечитающим человеком неинтересно: он не может достойно поддержать разговор, не считывает цитат и различных культурных отсылок, не в курсе актуальных тенденций.
Еще у него узкий кругозор и ограниченный запас слов. При общении с таким человеком приходится адаптировать свою речь.
Чтение необходимо для установки общих кодов общения. Поэтому надо следить за выходом важных и интересных книг, покупать или скачивать их, подписаться на посвященные культурным явлениям сообщества в соцсетях, читать обзоры и рецензии. Надо быть в курсе, а не иметь на всякий случай дежурный ответ: «я классику читаю». Как правило, отвечающие так люди не знают ни одной современной книги, а под «классикой» подразумевают произведения из школьной программы, которых они также на самом деле не открывали.
А грамотность тут ни при чем.
— Вы заявляете (возмутительная для многих позиция!), что телефон и интернет не виноваты в безграмотности детей. Можете развернуть эту мысль? Гаджеты действительно не влияют на грамотность?
— Повторять друг за другом расхожие штампы намного легче, чем думать самому. Обвинять гаджеты и технический прогресс в безграмотности школьников означает расписаться в собственном пещерном мышлении. Сейчас уже, хочется надеяться, так могут говорить лишь совсем отсталые люди, чье использование интернета ограничивается бытовой перепиской в Ватсапе и «Инстаграме».
Всякие глупости насчет пагубного влияния гаджетов идут от привычки некоторых людей перекладывать ответственность с себя на кого бы то ни было.
Я занимаюсь наблюдениями за ошибками и дисграфиями практически всю свою жизнь, так что хочу сказать: задолго до появления гаджетов и интернета количество дисграфиков в классах было такое же, как сейчас. В нашем классе из 30 человек только пятеро писали без ошибок, все остальные были обычными дисграфиками. Та же картина и сегодня.
Малограмотных всегда было в разы больше, чем идеально грамотных. Дисграфия практически всегда имеет эндогенную (внутреннюю, а не внешнюю. — Ред.) природу и не зависит ни от каких влияний: ни от «плохого» учителя, ни от введения ЕГЭ, ни от технического прогресса. Мнения насчет телефона и интернета, которые приводят недалекие люди (вроде того, что «там все пишут с ошибками, а потом мой внук запоминает эти ошибки и сам так пишет») не выдерживают никакой критики. Пора уже принять как данность, что интернет не источник ошибок, а неиссякаемый источник информации. Но, к сожалению, не только учащиеся, но даже многие родители сейчас не умеют им нормально пользоваться и думают, что телефонные приложения — это и есть весь интернет.
Главные ошибки
— Нужно ли знать правила, чтобы грамотно писать?
— Еще раз хочу подчеркнуть, что грамотность человека не зависит от знания правил. Она зависит от других причин, которые находятся не в учебниках, а внутри черепной коробки.
— Какие главные ошибки на письме встречаются у школьников? НН/Н, ТСЯ/ТЬСЯ, обособление причастного оборота? Можете по порядку рассказать об основных? Почему они возникают и как с ними бороться?
— Главные ошибки не только у школьников, но и у всех остальных людей — это не Н/НН и не запятые, а неумение себя вести на границах слов. Все эти ошибки идут в сторону пробелов. И почти никогда не бывает наоборот. Или вообще никогда. Никто не пишет вместе «иду ВМАГАЗИН, залез НАЁЛКУ, пришел СДРУГОМ». Таких ошибок не бывает. Где пробел — там всегда легко и трудности нет. Но зато все пишут вот так (это неправильно!): «вернусь НА УТРО», «бросил В ВЕРХ», «проиграли В СУХУЮ».
Есть главный закон письма, которому я вас сейчас научу: ГДЕ ТРУДНО — ТАМ СЛИТНО!
Пользуйтесь им. Наутро, вверх, всухую — трудные слова. Значит, слитно. А еще можно сделать проверку: взять и поставить их во множественное число: не получится! Нельзя сказать: вернусь наутры, бросил вверхи, проиграли всухие. А там, где было легко, там можно: иду в магазины, залез на елки, пришел с друзьями.
Надо всегда следить только за слитной позицией. Только там можно ошибиться. Так что, где трудно, там слитно, и множественное число при проверке не получится.
Всегда, если начинаешь думать и не уверен, выбирай слитный вариант.
Очень много ошибок «в быту» (вывески, объявления и т. д.) делается в словах «ТАКЖЕ» и «НЕСМОТРЯ». И они всегда делаются в сторону ненужного пробела. Где трудно — там слитно!
Для тех, кто опоздал
— Как быстро подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, если ты 9–11 лет учился, но все равно пишешь с ошибками?
— К экзаменам можно быстро подготовиться по моей книге «Идеальная грамотность в экстремальных условиях», издательство «Питер», 2020. Она как раз для тех, кому нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эта книга классная, веселая и увлекательная, я ею очень горжусь. В ней нет правил, есть алгоритмы, они простые, учить их не надо, они усваиваются интуитивно. Работают точно, как формула. В книге нет никаких примеров из классики, как в учебниках. Все примеры только мои собственные, во-первых, они написаны с учетом проработки необходимых для экзамена тем. А во-вторых, они очень смешные и в сатирическом ключе раскрывают многие проблемы нашего общества, так что скучно вам не будет. Никакими другими пособиями пользоваться не рекомендую. Там все то же самое, что в школьных учебниках, и все очень нудно и затянуто.
— Из безграмотных детей часто вырастают безграмотные взрослые? В каком возрасте не поздно научиться грамотно писать?
— Дисграфия компенсируется. Растут новые нейроны, происходит укрепление нейропсихологического статуса. После 20 лет ее почти ни у кого не остается. Но у всех, кто в школе плохо учился по причине дисграфии, все равно в осадок выпадает много ошибок.
У взрослых при обучении по нашей программе есть преимущество перед школьниками: им не надо идти в школу, где их снова будут грузить правилами. У взрослых устойчивый результат наступает на третий день обучения, и они сами это видят по тесту, который пишется на этом занятии. А на десятый день грамотность взрослого человека становится идеальной, включая самую сложную пунктуацию.
Три закона письма
— Дайте несколько советов, как писать грамотно.
— Нужно освоить всего три закона письма, я называю их «тремя китами грамотности»:
Для начала вам этого хватит, а дальше дело наживное.
Все остальные «советы» (типа «переписывайте книги») крайне вредны.