Ребенок пишет все слова слитно что делать

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Виды дисграфии

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Как устранить слитное написание слов в предложении

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Как устранить слитное написание слов в предложении.

(консультация для учителей и родителей детей начальных классов с ЗПР)

Надо учитывать и помнить, что внутренний конфликт между требованиями к ребёнку и ощущением, что они невыполнимы, а обвинения несправедливы, приводят нередко к появлению неврозов и отвращают от школы как источника всех его бед и переживаний.

При этом у детей часто страдает почерк. Без квалифицированной медицинской помощи почерк у ребёнка сам по себе не исправиться, будут повторяться грубейшие ошибки в словах и предложениях даже при постоянном переписывании работ.

В любом случае, не теряя времени, надо приступить к исправлению письма.

Прежде всего ребёнок должен осознать, что слова бывают разные: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки и слова, чаще маленькие, которые служат для связи слов в предложении или показывают направление действия, месторасположение предмета относительно других предметов. Эти слова называются служебными – это союзы и предлоги.

У любого слова всегда есть значение, мы его понимаем и употребляем в речи.

Если ребёнок понимает, что такое слово, можно приступить к формированию понятия «предложение.»

Можно начать с того, что спросить у ребёнка:

— Послушай, что я тебе скажу. «Ученик сидит» (говорить надо медленно). Это слог, слово или что- то другое? Верно я сказала два слова. Назови первое слово, потом второе. Это маленький-маленький рассказ о мальчике, о том, что он делает.

— Сколько слов в этом предложении?

— Два.- Нарисуем схему.

Как записаны слова в предложении: слитно или раздельно?

— Значит, запомни первое правило: слова в предложении всегда пишутся раздельно. Так их легче читать.

Начало предложения всегда пишется с заглавной буквы. А уголок в схеме – это сигнальный флажок: будь внимательным, дружок!

Когда будешь читать тексты, рассказы, то сразу заметишь, где начало предложения. Начало предложения – это флажок-уголок, а конец? Это точка (.) или знак восклицательный (!), или вопросительный (?).

Значит, надо запомнить и третье правили. Предложение заканчивается точкой (.)(!) (?)

— Когда набор является предложением?

— Когда выражается законченная мысль.

— Подумай, можно ли назвать предложением сочетания таких слов:

Дворник метлой.

В январе сильные.

Вишни и сливы – это.

Летит и гудит над землёй.

Гонится за.

— Потому, что мысль не закончена, не досказана.

— А как ты думаешь, сколько слов может быть в предложении?

— Одно, два.- Нет в предложении может быть очень много слов.

Холодно. Светает. Вечереет. Сколько здесь предложений? Три, и каждое состоит из одного слова..

— Когда ты легче понимаешь, о чём говорят взрослые? В том случае, если слова произносятся медленно, чётко или быстро, скороговоркой?

— Значит и тебе, дружок, надо самому говорить медленно, когда захочешь записать предложение схемой или буквами.

— Что ты слышишь между словами в речи?

— Это маленький перерыв, пустоту не забывай отмечать и при письме в виде интервала между словами. Это первое правило!

Если ребёнок-школьник не только пишет слитно словав предложении, но и при этом пропускает или вставляет слоги в слова, теряет или пишет лишние буквы, то необходимо подключить к устному анализу предложений моторные ощущения.

Для этого из плотного картона нужно изготовить полоски разной длины. Часть полосок будет с уголком. Уголком отмечают слова, которые пишутся с заглавной буквы. Таку работу можно проводить, используя счётные палочки, спички, кнопки. Главное, чтобы работали руки синхронно с головой.

Когда ребёнок познакомится с обозначением гласных звуков красным цветом (к.), твёрдых согласных – синим (с.), а мягких –зелёным (з), то схему звукового состава каждого слова полезно составлять из разноцветных (синих зелёных красных) кружков, квадратиков или пробок от бутылок.

Любое действие ребёнка должно «оречевляться», комментироваться. Например, надо разобрать предложение «Кошка спит».

В первом слове два гласных звука, значит, в нём два слога. (Гласные звуки – «ротораскрыватели».)

Под первым словом кладём два маленьких отрезка- это слоги. Первый слог «кош-», второй «-ка».

В первом слове «кошка » пять звуков: (к), (о), (ш), (к), (а).в звуковой схеме будут цвета:

(с.) (к.) (с.)(с.) (к.), а о втором слове – четыре звука: (с), (п),(и), (т).- с.з.к.с.

А теперь запишем это слово печатными или прописными буквами и прочитаем.

Будем сначала давать ребёнку для составления схем простые предложения из двух, трёх, четырёх слов, вводя собственные имена или клички животных, избегая предлогов, с опрой на картинки или по воображению, например:

Идёт Маша.

Ира купила книгу.

Собака Бобик сторожит двор.

Кошка Мурка умывается лапой. И т. д.

Потом вводим служебные слова:

На столе стоит ваза.

Боря пошёл в школу.

Лиза и Миша танцуют.

В кормушке крошки и зёрна для птиц.

Папа купил цветы.

Ответы на вопросы:

Кто купил цветы? Что сделал папа? Что купил папа? Сколько слов в предложении?

Какое слово надо писать с заглавной буквы?

Возможные варианты:

Папа подарит букет маме.

Папа принёс букет маме.

Вопросы как в предыдущем задании.

Мальчик окапывает дерево.

Мальчик окапывает вишнёвое дерево.

Мальчик лопатой окапывает дерево.

Девочка несёт тарелки.

Девочка поливает цветы.

1.К какой картинке подходит схема?

Составь предложения к каждой картинке сначала из трёх слов, а потом из четырёх.

2.- К какой схеме подходит предложение?

А) Лида помыла тарелки.

Б) Аня поливает цветы водой.

В) Девочка несёт чистые тарелки.

Девочка несёт письма.

Мальчик получил письмо.

Одновременно с ответами на вопросы вычерчивается схема предложения или конструируется.

(Чётко произносить концы слов в предложении.)

Послушай стихотворение о Маше и вместе с ней повтори три правила написания предложений.

Маша правила не знала: слитно все слова писала.

Русский Маша не любила, фразы как писать, забыла.

Маша думала, читала, не ответила, смолчала.

— Сколько фраз ты написала? Маша слоги посчитала.

Утомилась и устала. – Сбились в кучу, не поймёшь!

Точек нету – не прочтёшь! Я заглавные забыла,

Строчными их заменила!

Очень огорчилась мама и сказала Маше прямо:

— Если фразу начинаешь, то большую букву ставишь.

Слова надо уважать и раздельно их писать.

Не забудь поставить точку. Так учила мама дочку.

— Составление предложений из слов, которые даются ребёнку вразбивку, помогают ориентироваться в их правильной расстановке, закрепляют понимание того, что все слова в предложении пишутся раздельно. Отыскивая подходящие слова для составления предложения, сначала ребёнку даются опоры в виде заглавной буквы и точки с поставленным усложнением, когда увеличивается количество слов в предложениях от трёх до пяти.

рыбу. Вася ловит

Мурка пьёт молоко. Кошка

Мелом. Доске на Вася пишет

Из данных слов составь предложение:

В, яблоки, висели, на, садах, деревьях.

Под, шуршит, прохожих, листва, ногами.

Миша, дереве, на, увидел, белку.

Когда у ребёнка выработается навык составления предложений из отдельных слов, необходимо приступить к выполнению заданий, сплошной текст надо читать и выделять предложения.

— Прочитай и определи, сколько предложений в тесте.

Падаютлистьядуетветерльютдожди.

Курицаснеслаяйцо.

Пришлазимавыпалснег.

Осеньнаступилавсохлицветы.

Излесавышеллосьунегобольшиерога.

Наветкеклёнасиделаптичкаэтосиница.

Узайцазимойбелаяшкуркатруднолисенайтизайкуселзакустикиспит.

Морозсковаллужиначлсьзима.

Многовстепиптицнокрасивеевсехптицжуравль.

Рыбакпоймалщукуилещаонсварилухунаужин.

Налугупаслосьстадокозволксхватилоднукозуиунёсвлес.

Мальчикиселиподельтамтеньвесьдень.

УЗиныжилкотноконбылоченьсмешнойзваликотёнкаПушок.

Наступилавеснаизжаркихстранлетятграчи.

Тучизакрылинебосверкаетмолниягремитгромидётдождь.

БольнойДружоклежитподкрыльцомИльяперевязалемулапу.

Благодаря предложенной системе работы у детей должны исчезнуть не только те ошибки, когда сливаются слова в предложении, но и грамматические; улучшается внимание, зрительная и слуховая память, а главное – будет сформирован языковый анализ и синтез, лежащие в основе грамотного письма и беглого осмысленного чтения.

Удачи вам, дорогие родители!

Материал подготовила по книге «Логопедия для учителей, психологов, родителей.» авторы Л.А.Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е.Земская. «Феникс» Ростов-на-Дону 2010г. учитель-логопед высшей категории МБУ Центр «Успех» Сиряк Екатерина Владимировна.

Источник

Дисграфия в среде младших школьников давно перешла эпидемический порог

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Какие факторы способствуют появлению детской дисграфии

Причин у заболевания очень много. Выделим основные:

Нередко заболевание появляется у детей, если они пережили серьезную родовую травму, асфиксию, например, во время родов или перенесли энцефалит.

По каким признакам определяется дисграфия

Какая-то ранняя диагностика заболевания отсутствует. Пока не начнешь учить ребенка письму, дисграфию не выявишь. Различные тесты, проверочные упражнения на ранних этапах мало что дадут. Проблема проявляется чаще всего во 1-2-м классе. Вот признаки, по которым можно определить склонность к заболеванию:

Заболевание одно, а виды у него разные

Узнав, какие бывают признаки дисграфии, самое время рассмотреть ее виды. Рассмотрим 5 видов, из числа основных:

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Есть еще виды дисграфии, но они на практике встречаются редко.

Устраняем дисграфию с помощью упражнений

Конечно, ребенка, страдающего дисграфией, необходимо показать специалисту. Нужна правильная диагностика заболевания, которая позволит подобрать необходимые упражнения. Родители также могут помочь своему малышу, занимаясь с ним дополнительно. Вот некоторые упражнения для таких занятий:

Как родители могут помочь детям, страдающим дисграфией

С самого рождения ребенка старайтесь следить за тем, как вы с ним общаетесь. Ваша речь должна быть четкой и ясной. Читайте малышу сказки и просите его их пересказывать. Не уставайте поправлять свое чадо, когда он коверкает слова. Это все хорошая профилактика дисграфии.

Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть фото Ребенок пишет все слова слитно что делать. Смотреть картинку Ребенок пишет все слова слитно что делать. Картинка про Ребенок пишет все слова слитно что делать. Фото Ребенок пишет все слова слитно что делать

Когда диагностика показала, что ваш ребенок болен, не торопитесь его быстрее вылечить. Запаситесь терпением. Одним детям достаточно нескольких месяцев упорных занятий со специалистом логопедом, а другим могут понадобиться годы. Внимательно изучите виды заболевания. Определите, какой у вас и начинайте целенаправленно действовать.

Визит к логопеду обязателен. Заболевание может быть запущено и тогда корректировать его станет неимоверно трудно. Будет замечательно, если вместе с логопедом вы привлечете к работе психоневролога. Он даст практические рекомендации по вопросам стимуляции внимания и памяти. Если нужно, то подберет необходимые препараты.

Создайте атмосферу успеха. Ребенок в школе не может быть успешным. Дисграфия уничтожает его радость к учебе. Формула простая: любая неудача переживается, но не является катастрофой, любой успех, даже небольшой, поощряется и становится предметом общей радости.

Поговорите с учителем. Вы должны быть союзниками. Попросите не проверять у вашего «дисграфика» скорость чтения. Некоторые учителя, с подачи администрации школы, делают это регулярно. Очень сомнительный тест для детей, страдающих дисграфией. Он ничего нового вам не выявит. А процедура его проведения может больно ранить малыша. Напомним, что ученика вызывают по списку в класс и там он, при включенном секундомере, пытается за 60 секунд проговорить (прочитать) максимальное количество слов текста, который выбрал учитель. Это, конечно, не ЕГЭ, но обстановочка еще та. Особенно, когда на технику чтения приходит завуч или даже директор. Есть еще один нюанс в этом испытании. Если ваш школьник по списку первый, то он будет читать текст только учителю. А если он в середине списка, то те, кто уже «отбыл» свой номер, будут сидеть в классе и слушать. Это повод для насмешек одноклассников в дальнейшем. Для некоторых детей подобные испытания заканчиваются не просто моральным унижением, а настоящим неврозом.

Источник

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

Разделы: Логопедия

Научить детей читать и писать – задача не из лёгких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребёнок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и учителей, ошибки при чтении и на письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова делать два: и и граигра и т.п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребёнком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребёнка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребёнка частично нарушены процессы письма (дисграфия) и чтения (дислексия).

Что же такое дисграфия и дислексия?

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «З-С», «Ж-Ш». поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный подчерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нём участвуют четыре анализатора:

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной облостях головного мозга и окончательно формируются на 10-11 году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если не четко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребёнок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребёнка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более глубинные факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга отвечает за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находиться в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена.

Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствам изображения на скалах, бересте и т. д.).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются в лево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшевство. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и с другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать?

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия или дислексия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобиться целый год занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улудшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *