Ребенок плачет в лагере что делать
Ребенок плачет в лагере что делать
Ситуация, когда ребенок, отправленный родителями в лагерь оздоравливаться и проводить с пользой время, вдруг через день-два звонит и со слезами просит забрать его домой, возникает часто. Причем провоцируют такие «упаднические» настроения у своих детей сами же родители. Вот самые частые ошибки родителей, у которых дети отдыхают в лагере:
3. Читают нотации. Не говорите ребенку, что в лагере не стоит дружить с «плохими» ребятами, которые курят, дерутся, неприлично ругаются и так далее. Подростки к мнению родителей обычно прислушиваются меньше, чем к мнению сверстников. Постарайтесь понять, почему он копирует чужое поведение, объясните, почему вы расстраиваетесь, чем это может закончиться. В ситуации с маленькими детьми желательно не акцентировать внимание на плохом, но при этом важно не забывать хвалить, если ребенок ведет себя вежливо и культурно. Обязательно показывайте своим примером, как нужно поступать.
5. Забирают мобильный телефон. Во многих детских лагерях администрация настоятельно советует не оставлять детям мобильные телефоны, дабы они не зависали в виртуальной реальности и не теряли дорогие устройства. Однако оставлять ребенка совсем без связи не стоит. К примеру, телефон можно оставить у дежурного, договориться с воспитателем, что вы будете в определенное время звонить. В любом случае у ребенка должна быть возможность позвонить родителям, если возникнет такая необходимость.
Если ребенок, не успев приехать в лагерь, сразу просит забрать его домой, не торопитесь садиться за руль и покупать билет на ближайший поезд или самолет, чтобы спасать чадо. Попытайтесь понять, в чем дело. Расспросите вожатых, воспитателей. Если лагерь находится недалеко, то можно приехать лично, чтобы оценить ситуацию на месте и найти причины такого поведения. Они могут быть как серьезные, так и несущественные. Чаще всего причиной нежелания ребенка находиться в лагере являются следующее:
— Ребенок не может найти друзей. По этой причине многие дети чаще всего пытаются сбежать из лагеря. Не у всех детей сразу складываются отношения в новом коллективе. Кто-то быстро находит общий язык со сверстниками и заводит приятелей в непривычной среде, другие по природе своей с трудом сближаются с новыми людьми. Поддержите застенчивого ребенка, расскажите об этих особенностях воспитателю или вожатым, чтобы они помогли ему влиться в коллектив. В хороших лагерях, как правило, предусмотрены занятия и кружки для разных детей, как активных, так и пассивных, робких и боевых. И пребывание в лагере учит ребенка выстраивать взаимоотношения в новом коллективе.
— Ребенок сильно скучает по дому. Вроде бы ничего не происходит, но ребенок грустит. Это нормальная реакция. Наоборот, тот факт, что ребенок тоскует по дому и близким, означает, что он вас очень любит. Поддержите его, скажите, что тоже скучаете без него, признайте его чувства «Я тебя понимаю, мы тоже грустим без тебя». Навестите в родительский день или в выходные, если лагерь загородный. Поговорите о том, что он сможет интересно провести время и ему потом будет о чем рассказать родителям. Иногда советуют, напротив, не приезжать и не звонить, чтобы у ребенка быстрее прошла грусть по дому. Это неправильно. Тоска, конечно, пройдет, но напряжение и обида останутся. Ребенок будет чувствовать себя брошенным, у него появится ощущение, что его отправили в лагерь, чтобы отдохнуть от него. Поэтому лучше все же находиться в контакте друг с другом, но дать время на адаптацию.
— Ребенка обижают, портят его вещи. Если такое происходит, то лучше, конечно, ребенка забрать. Одно дело, когда в школе возникают сложные моменты в общении с одноклассниками: нужно разрешать конфликт и пытаться налаживать отношения. В лагере точно нет смысла держать ребенка в такой ситуации. Если очевидно, что вокруг собрались дети, которые обижают вашего сына или дочь, и старшие ничего не могут с этим сделать, то ребенку очень тяжело такое переживать, это требует от него больших моральных усилий. И ради чего ему мучения? Пользы в таком опыте не будет. Закалять его таким образом совершенно точно не нужно. Обиды забудутся нескоро. Утешьте его, объясните, что он не виноват в случившемся, что люди все разные, не все и не всегда ведут себя правильно.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология по гороскопу»
Ребенок в лагере: эмоциональные трудности — что с этим делать?
Сегодня Татьяна Станиславовна Безух, семейный психолог, директор Семейного Центра «Летели Облака» ( лагерь «Треугольное колесо» ) расскажет о видах и причинах эмоциональных затруднений, с которыми сталкиваются дети в лагере.
Детский досуг с каждым годом становится все более интересным, разнообразным, практически «на любой вкус и цвет». И в этом ультрамегаразнообразии родители имеют хорошую возможность выбрать вариант, отвечающий интересам ребенка. Один из таких вариантов — это детский лагерь, где у детей есть возможность отдохнуть, интересно провести время, расширить круг и способы общения.
И вот, казалось бы, родители все учли: и программу, и месторасположение лагеря, и изучили отзывы и рекомендации, отправили ребенка за положительными эмоциями и… вдруг выясняется, что ребенку в лагере некомфортно, неуютно, не радует его то, что радует других ребят. Родитель в ужасе: где он совершил промах? Не те вожатые? Не такие сверстники? Мой ребенок какой-то не такой? Что-то произошло?
Прежде чем мчаться наперегонки с ветром за ребенком в лагерь через два дня после начала смены (или впасть в другую крайность — отключить свой телефон и прекратить любое общение), давайте рассмотрим некоторые ситуации, в которых ребенок чувствует себя некомфортно, а главное, постараемся понять причины и устранить их.
Несамостоятельность
Это самая распространенная причина, особенно среди детей младшего возраста, но и у старших встречается тоже. То есть ребенок попадает в абсолютно стрессовую ситуацию, где ему приходится сталкиваться с тем, что нужно самому следить за своей одеждой — отделять чистое от грязного, мокрое от сухого, свое от чужого. Что нужно обладать навыками самообслуживания и знать, как пользоваться душем, и что делать, если кончилась туалетная бумага, и как хранить зубную щетку, и главный кошмар всех детей – как собственноручно застилать постель.
Если дома все это делают за ребенка взрослые, или не делают вообще и не торопятся этому научить (сам, когда надо, начнет причесываться!), то, отправляя несамостоятельного ребенка в лагерь, родители должны понимать — для того, чтобы привыкнуть самому отвечать за себя, нужно пережить много тяжелых чувств- и страха, и стыда, и гнева на воспитателей, потому что именно они устанавливают правила и соблюдают порядок.
Поэтому, если вы до последнего дня кормили ребенка с ложечки, а завтра он едет взрослеть в лагерь, то навряд ли ребенок получит там большое удовольствие, потому что все его силы уйдут в первую очередь на то, чтобы освоить навыки самообслуживания. Убедитесь в том, что ребенок может постричь себе ногти, причесаться, самостоятельно вымыть волосы и принять душ, знает куда класть грязное белье. Некоторые дети находятся под таким давлением вышеперечисленных эмоций, что даже стесняются обратиться к воспитателю за помощью. Обязательно расскажите ребенку, что он всегда сможет рассчитывать на помощь взрослого в трудных ситуациях.
Конфликтность
Дети с конфликтным типом поведения — это прежде всего дети, неуверенные в себе, и привыкшие получать желаемое конфликтным способом: или громкими криками и истериками; или саботажем и нежеланием выполнять то, что просят; или тихой голодовкой; или безутешным плачем и нытьем; или отказом разговаривать с воспитателем. Все это способы манипулирования другими людьми, которые ребенок так или иначе приобретает, как опыт общения в своей семье. Но не всегда даже самые тонкие манипуляции находят отклик в сердцах окружающих сверстников или вожатых — и вот тогда ребенок сталкивается с ощущением неприятия и отвержения. Гнев и печаль тесно сковывают сердце таких ребят, и им нужно чуть больше времени, чтобы найти новые способы общения с другими людьми. У вожатых большой арсенал игр и мероприятий, направленных на получение социального опыта, и они станут полезным навыком для конфликтного ребенка.
Обязательно предупредите ребенка, что в любом коллективе существуют свои правила и порядки, а также взрослые, которые следят за выполнением этих правил. Научите его, что в большинстве не устраивающих и беспокоящих его ситуациях, как правило, есть компромиссные решения, и что научившись идти на компромисс, он получает гораздо больше, чем если просто будет протестовать и устраивать одиночный пикет. Научите конфликтного ребенка начинать разговор с фраз: «Я бы хотел обсудить следующую ситуацию…», «Мне нужно время, чтобы подумать…», «Я так не думаю, но мне интересна эта точка зрения» и т.д.
Демонстративность
Если у конфликтных детей конфликт — это способ получить свой бонус, то для детей с демонстративным типом поведения – все наоборот: для них способом взаимодействия является избегание конфликта. Эти дети впереди планеты всей — они везде участвуют, первыми тянут руку, готовы взять на себя обязанности старшего, они всегда нарочито веселы и счастливы. Они подолгу с упоением и подробностями могут рассказывать историю, не вызывающую интереса у других. Такие дети стараются быть на виду, они всегда в курсе всех событий. Несмотря на видимую общительность, этим детям очень непросто завязывать равные отношения со сверстниками, потому что они не выдерживают никакой конкуренции. Такая назойливость и навязчивость, как правило, вызывают неприязнь и усталость, и тогда детям с демонстративностью тоже приходится сталкиваться с ощущением отвергнутости, с чувствами печали и одиночества, но, поскольку психические защиты слишком сильны, чтобы позволить этим чувствам быть, дети начинают болеть пищевыми расстройствами и или легкими простудными заболеваниями. Здесь они получают совсем другое, но, тем не менее, все равно внимание.
Помочь такому ребенку родители могут, если снимут негласный «запрет на чувства». «Ну и чего ты плачешь? Это же мелочи жизни!», «Нашел из-за чего расстраиваться!», «Посмотри какая ты некрасивая, когда злишься!»- все это фразы, обесценивающие чувства ребенка, которые являются частью его личности. Необходимо разрешить ребенку и плакать, и печалиться, и злиться; позволить ребенку быть любым в проявлении своих эмоций и почувствовать себя принятым и цельным.
Тоска по родителям и по дому
Все дети — и большие, и маленькие, скучают в лагере по родителям. И это совсем не является показателем того, что в лагере что-то не так; это, как правило, является показателем того, что ребенок любит свою семью, привязан к своим родным; его чувства абсолютно нормальны и даже являются показателем здоровых и теплых отношений в семье.
Предупредите ребенка, что скучать по маме и папе — не стыдно, и что вы тоже будете скучать, и мы всегда грустим в разлуке с теми, кого любим. И обязательно скажите, что так будет не всегда, что в лагере будет еще много интересных событий, выразите свою уверенность в том, что ваш замечательный ребенок сможет справиться с разными ситуациями.
И в заключение необходимо заметить, что трудности, с которыми сталкивается ребенок — это нормально. Что трудности — это часть роста, и задача родителей, в первую очередь быть внимательным к своему ребенку, помогать справляться, быть включенным и деликатным, позволяя ребенку взрослеть, а в некоторых ситуациях помогать осмысливать происходящее. Имея внутренние ориентиры, личные границы, ребенку будет гораздо легче ориентироваться в большом мире, общаясь с другими взрослыми и со сверстниками.
Автор статьи: Татьяна Станиславовна Безух, семейный психолог, директор Семейного Центра «Летели Облака» ( лагерь «Треугольное колесо» )
Что делать, если ребёнок плачет в летнем лагере и просится домой?
Ребёнок не поладил с другими детьми в летнем лагере или просто очень скучает по дому — распространённый родительский страх. Одни считают, что в такой ситуации лучше забрать его домой, другие — что так закаляется характер. Психолог Юлия Старостина объясняет, на что обратить внимание родителям, когда они решают, что делать.
Вопрос. Отправила ребёнка в лагерь на лето. Он плачет, когда звонит мне, жалуется, что его бьют дети старше на год-два. Вожатая подтвердила, что другие ребята его недолюбливают, но, по её словам, это пройдёт. Как помочь сыну и успокоиться самой?
Ответ. В первую очередь постарайтесь успокоиться: решения, принятые сгоряча, редко бывают правильными. Постарайтесь взвесить все варианты, а потом уже действовать. Я бы обратила внимание на следующие факторы:
1. Возраст ребёнка. Чем младше ребёнок, тем с большей вероятностью родителям придётся отправиться в лагерь и на месте разобраться, в чём дело. У маленьких детей меньше опыта взаимодействия с другими детьми, меньше сформированных стратегий поведения. Он рассчитывает на родительскую поддержку, которую бывает трудно дать дистанционно.
2. Опыт посещения детского лагеря. Если ребёнок приехал в первый раз, вероятно, ему действительно, как говорит вожатая, нужно время на адаптацию. Неважно, сколько ему лет. Если это уже не первый опыт ребёнка в детском лагере и на этот раз он настаивает, чтобы его забрали, стоит навестить его и разобраться, что случилось, на месте.
3. Личность ребёнка, желание поехать в лагерь. Если ребёнок тревожный, мнительный, испытывает трудности в общении, а инициатива поехать в лагерь принадлежала родителям, то, возможно, его правда нужно забрать домой. Возможно, у ребёнка есть конкурирующие интересы и он просто не хочет проводить лето в лагере.
4. Репутация лагеря, доверие к вожатым. Когда родители выбирали лагерь, наверное, они ориентировались на отзывы и рекомендации. Могут ли они сейчас поверить словам вожатой? Не возникает ли у них сомнений в профессионализме сотрудников? Сделали ли они что-либо, чтобы успокоить ребёнка? Если ответ на все вопросы «да», то попробуйте договориться с ребёнком о контрольном звонке через день или два. Возможно, к тому времени ситуация разрешится. Если нет, возможно, стоит перевести ребёнка в другой отряд или забрать домой.
Родители точно знают ребёнка лучше, чем вожатая. Поэтому проанализируйте, как именно он сказал вам, что хочет уехать. Был он расстроен, взволнован или в истерике? Говорил ли, что ему понравилось в лагере? Нашёл ли он с кем-то общий язык? Как к нему относятся вожатые, а он к ним? Принимать решение стоит, только проанализировав всю информацию.
Помните: в лагере ребёнку не должно быть некомфортно. Никто не может его бить или унижать, и вы имеете право защищать его.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Как ребенку адаптироваться в лагере: 6 правил, которые помогут избежать истерик
Он просится из лагеря домой или не может поладить с воспитателем? Психолог Наталья Толстая рассказала, как решить проблемы. По мнению специалиста, детей следует постепенно отрывать от родителей, чтобы у тех была возможность стать самостоятельными и приспособленными.
ПРОБЛЕМА №1
Ребенок не хочет оставаться в лагере
Родителям необходимо понять – первые несколько дней в любом лагере дети ноют: «Мама, забери меня отсюда!» Это нормально, и главное тут – не вестись на этот психоз. Не стоит ахать, охать и жалеть дитятю: его там никто не обижает, просто ему непривычно вне дома. Спокойно объясните, что прямо сейчас забрать его не можете – например, уезжаете в командировку. Но при первой же возможности приедете к нему! А также обоснуйте, зачем он находится в лагере.
Скажите, что это его уникальный шанс почувствовать себя взрослым, важным. Возможно, именно там он поймет, кем хочет стать в будущем, и найдет новых друзей. Или откроет себя с другой стороны: например, в школе все зовут его Лунтиком, а в лагере за страсть к приключениям именуют Джеком Воробьем!
ПРОБЛЕМА №2
Ребенок не может ни с кем подружиться
Если ваш цветок жизни звонит и жалуется, что у него не получается найти общий язык со сверстниками, объясните, что ему нужно проявить инициативу и показать себя. Вместе подумайте, что он умеет делать лучше других – играть в шашки, плавать или, к примеру, петь? Пусть не держит эти таланты в себе, а продемонстрирует их окружающим. Идти на поводу, жалеть и забирать чадо из лагеря нельзя. Возможно, неумение коммуницировать – это его точка боли, и пребывание в лагере поможет отпрыску научиться общаться с людьми.
ПРОБЛЕМА №3
У ребенка конфликт с вожатым
Воспитателями в лагерях работают профессионалы, наученные общаться с детьми всех психологических типажей и решать проблемные ситуации. Так что, если у вашего отпрыска что-то не заладилось с наставником, скорее всего, вопрос в ребенке. Часто дети жалуются, что вожатые придираются к ним, слишком строги или, наоборот, игнорируют. Здесь важно объяснить чаду, что вожатые на данный момент для него – как мама и папа, и их нужно слушать беспрекословно. Ни в коем случае не подвергайте сомнению авторитет воспитателя: ребенок должен чувствовать вашу уверенность в том, что вожатые –это те, кому можно доверять.
ПРОБЛЕМА №4
Ребенок скандалит со сверстниками
Бывает, в лагере у детей случаются конфликты. Если сын или дочь звонит и жалуется, что с кем-то поругался, не стоит раздувать из этого конфликт. Скажите: мол, больше не общайся с этой девочкой/мальчиком. А сами после разговора позвоните вожатому и попросите «развести» вражеские стороны и проследить, чтобы они меньше пересекались: например, позаботиться, чтобы их кровати не стояли рядом и они не сидели за одним столом во время трапезы.
ПРОБЛЕМА №5
Ребенок стесняется ровесников
Иногда дети, особенно девочки, переживают, что им в лагере приходится вместе с другими мыться в душе. В такой ситуации стоит поговорить с вожатым – пусть дочь принимает водные процедуры последней. Ребенку важно объяснить, что в лагере он не один. Рядом воспитатель, который всегда поможет и проследит за тем, чтобы его никто не обидел.
ШЕСТЬ ПРАВИЛ, КАК СОБРАТЬ РЕБЕНКА В ЛАГЕРЬ
1. Выбирайте лагерь с учетом предпочтений ребенка. Советуйтесь с ним, чего он хочет от отдыха: заняться спортом, подтянуть английский… Неправильно отправлять ребенка в тот лагерь, путевку в который вам дали на работе. Может, ему это будет совсем неинтересно.
2. Если вы из тревожных мам и пап, ни в коем случае не обсуждайте, как будете переживать за кровиночку, в ее присутствии. Ребенок услышит и сам испугается! Наоборот, подбадривайте его: мол, вот ты у меня какой взрослый и смелый, один едешь отдыхать!
3. Если есть возможность, договоритесь с родителями подруги/друга вашего чада, чтобы ваши дети отдохнули вместе. Это идеальный вариант: ребенку в лагере не будет страшно одиночество, он не замкнется в себе, а это гарант отличного времяпрепровождения.
4. Заранее приучите сына или дочь к режиму, ведь в лагере ему придется жить по общим правилам. Вместе с наследником за месяц до лагеря начинайте вставать по будильнику, заправлять постель, чистить зубы, расчесываться.
5. Перед сбором чемодана промаркируйте детские вещи. Вышейте на каждой (на не самом видном месте) звездочку или еще что-то: так в суматохе общей комнаты дите не растеряет свой гардероб.
6. Проследите, чтобы ребенок не брал с собой никаких гаджетов, иначе просидит в них всю смену. Отбирайте игрушку с боем! И если у чада дорогой телефон, на время отдыха купите ему самый простой аппарат, чтобы избежать кражи модного девайса. Не забудьте записать в новое средство связи телефоны всех родственников, чтобы в случае чего вас можно было набрать. Договоритесь с наследником, что вы будете созваниваться, скажем, в восемь вечера, чтобы не дергать друг друга вызовами: вас – на работе, ребенка – на отдыхе.
ВСЕГДА ГОТОВ?
Психолог рассказал, как понять, что вашему ребенку не стоит ехать в лагерь. Среднестатистический ребенок нормально переносит разлуку с родителями начиная с семи лет. Но есть и те, кому в лагере может прийтись туго. Это, например, усыновленные дети: в первые годы после того, как ребенок обрел новую семью, его лучше с ней не разъединять. Или чрезмерно привязанные к маме и папе отпрыски: если наследник с истерикой едет на выходные к бабушке, в лагерь ему точно не надо. Такой ребенок не привыкнет к новой обстановке и прорыдает целую смену. По статистике, подобных детей около 5% от общего числа.
Надо понимать, что лагерь не должен решать проблемы вашего ребенка и вожатые вряд ли будут уделять ему больше внимания, чем остальным. Вы же не хотите, чтобы кровиночка мучилась и была со стыдом депортирована домой?
Ребенок плачет в лагере что делать
Какие факторы свидетельствуют о том, что ребёнок действительно готов к своей первой поездке в лагерь?
Ребёнок может быть готовым к непродолжительной разлуке с родителями примерно с 5-6 лет. Оптимальным возрастом, когда его можно отправить в летний лагерь, психологи считают 8-9 лет, хотя для многих и это рано. Поэтому, прежде чем планировать поездку, внимательно присмотритесь к ребёнку и оцените его возможности.
1. У ребёнка должно быть личное желание туда ехать. Если ребёнок категорически отказывается от предложения отдохнуть пару недель за городом, вероятно, он не готов расстаться со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.
2. Ребёнка можно считать психологически готовым, если он общительный, легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками.
3. Ребёнок должен иметь навыки самообслуживания и быть самостоятельным в бытовых вопросах. Даже если маленькому путешественнику 6-7 лет, он должен уметь самостоятельно переодеваться, умываться, пользоваться столовыми приборами, застилать постель и следить за своей внешностью.
4. Решения, касающиеся лагеря (куда ехать, какие вещи с собой брать), должны приниматься совместно с ребёнком, учитывая, конечно, степень зрелости ребенка и требования лагеря. Если ребенок чувствует свою вовлеченность в процесс принятия решений, шансы на получение им позитивного опыта в лагере увеличиваются.
С чем же придётся столкнуться ребенку, впервые попавшему в оздоровительный лагерь?
Пребывание в лагере требует определенного уровня самостоятельности и психологической зрелости. Объясните сыну или дочери, что:
1. там придется долгое время быть без родителей;
2. пространство лагеря совершенно незнакомо, и сразу запомнить, что где находится, не так-то просто;
3. правила пребывания в лагере поначалу неизвестны, но их выполнения требуют;
5. детский коллектив абсолютно новый, и нужно найти в нём свое место;
6. ответственность за себя придётся нести самому: решать, в какие кружки записаться, с кем дружить, в каких играх и забавах принимать участие.
Какие существуют способы создания нужного психологического настроя у ребенка?
Для одних людей поездка в лагерь является семейной традицией. Для других, наоборот, это противоречит их внутреннему миру. Если вы впервые отправляете ребёнка в лагерь, то должны осознавать, что и вы сами, и ваш ребёнок вместе учитесь расставанию, но ваша задача – поддержать его в этот нелёгкий для него момент.
1. Родители могут рассказать о том, что такое лагерь, какие в нём правила. Хорошо, если вы вспомните и расскажете малышу несколько интересных историй из вашей «лагерной» жизни, покажете фотографии.
2. Дайте понять, что если ребёнок будет соблюдать основные правила и проявлять доброжелательность в общении, отдых будет удачным. Вселите в ребёнка уверенность, что он сможет хорошо провести время вдали от дома.
3. Если есть возможность, отправьте ребёнка в компании знакомых ему ребят, так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе.
4. Чем спокойнее родители будут реагировать на отъезд ребёнка, тем легче он воспримет разлуку и новые условия в лагере. Тревогой родителей «заражаются» практически все дети (особенно начальной школы). Психологами доказано, что у тревожных (истеричных) матерей дети с такими же показателями. Главное – не паникуйте сами!
5. Родителям необходимо как можно больше собрать информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие кружки, секции, развлечения есть в лагере, когда можно приезжать к ребёнку и т.п. Тогда тревога уляжется.
Как реагировать на просьбы ребенка забрать его домой?
В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слёзные просьбы ребёнка забрать его из лагеря. Даже находясь вдали от ребёнка можно попытаться помочь ему, попробовав воспользоваться простыми советами.
1. Надо расспросить ребёнка о том, что именно не нравится в лагере, вместе поискать решение этих проблем.
2. Важно сказать, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдёт новых друзей, следует настроить ребёнка на хороший отдых.
3. Если ребёнок жалуется, что его бьют, дразнят и обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить воспитателя (вожатого) прояснить ситуацию, можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря, поехать, чтобы понять, говорит ли ребёнок правду или фантазирует с целью привлечения внимания.
4. Демонстративный ребёнок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому может устроить истерику как родителям, так и вожатым. Единой стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дотерпеть до конца смены, оставив ребёнка в лагере в воспитательных целях, те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Всё зависит от терпения родителей и цели, которой они хотят достичь.
5. Ещё один важный совет: постарайтесь общаться с ребёнком по телефону в первой половине дня и до 18 часов – в это время ваш ребенок увлечён деятельностью и общением. Ваш звонок не вызовет грусти и тоски по дому. Поздние звонки, особенно ближе к отбою, напоминают ребёнку об уютной обстановке дома. Ребёнок начинает скучать и проситься домой.
В большинстве случаев то, что поначалу вызывало тревогу, обернется преимуществом. Обстановка непривычная, но сколько всего увлекательного! Коллектив незнакомый, но зато можно решиться и показать себя по-новому, более смелым и интересным! Нужно принимать самостоятельные решения, ведь это же здорово! Да, родители не подсказывают, но нет ни повышенного контроля, ни излишней опеки. Дети, преодолевшие трудности адаптации, радуются, что не уехали домой, а остался отдыхать.
Еще один «острый», но короткий период, — когда смена переваливает за середину. На несколько дней возвращаются тоска по дому, по родителям, усталость от общения в новом коллективе. Снова вы можете услышать жалобы ребёнка и просьбы забрать его домой. Но это лишь на 2-3 дня. Затем открывается «второе дыхание»: дети понимают, что смена движется к концу, и спешат успеть то, что не смогут сделать дома. Ближе к концу смены многие дети говорят, что им жалко уезжать из лагеря. Если вы слышите от ребёнка такие слова, если он просит вас в следующем году ещё раз отправить его в лагерь, значит, он получил от отдыха то, что ему было нужно!
Даже если первое знакомство вашего ребёнка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И, вероятно, что, «выучив этот урок», в следующий раз вы и ваш ребёнок отдохнете с куда большим удовольствием.