Ребенок постоянно болеет в школе что делать
Что делать с учёбой, если ваш ребёнок часто болеет
Поговорим о том, что делать, если ребёнок вязнет во всяких неприятных болячках. Таких как бронхит или астма, постоянные простуды, аллергии, гастриты и прочие проблемы. Больного ребёнка совершенно невозможно учить. Его и воспитывать-то невозможно. Как же быть? «Мел» совместно с «Эргофероном» собрал варианты для самых разных ситуаций.
1. Сменить климат
Многие часто болеющие дети становятся самыми обыкновенными, как только родители уезжают из края, где, например, цветут берёзы, приходит полярная ночь или дымит местный химкомбинат. Менять жизнь — дело огромное и часто неподъёмное. Но некоторым семьям легче начать снова на новом месте, чем беспрестанно лечить дитё, а то и нескольких. Вариант полегче — уехать из крупного города в область. Туда, где есть неплохая школа, например, в маленький город. Родители ездят на работу в центр, а ребёнка завозят в школу поблизости. Здесь меньше эпидемий, меньше шума и копоти, свежее воздух, но взрослым членам семьи придётся, конечно, труднее. Да и само по себе предприятие масштабное.
2. Лечиться правильно и закаливаться
Аллергия и астма, например, — подлые и хитрые болячки. Обнадеживающий момент в том, что у большей части детей они к 18 годам проходят или ослабляются. Но жить надо уже сейчас, а поэтому поиски хорошего врача и следование его рекомендациям — вопрос не только везения, но и упорного родительского труда. Форумы, знакомые, личные исследования проблемы — всё идёт в ход. Что же касается болезней «лёгких», но частых: мой ребёнок перестал болеть, когда начал каждое утро стоять по две минуты под ледяной водой. Решение, естественно, не универсальное, но вдруг кому-то пригодится. Многие ведь и в носочках дома ходят с рождения (и в шарфике при нуле градусов), а потом удивляются, что организм на любую ОРВИ выдаёт бронхит.
3. Учиться дома
Тяжёлый рюкзак, долгая дорога, сидение за партой, школьные стрессы, столовская еда, чихающие дети вокруг — всего этого можно избежать, если перевести ребёнка на семейное образование. Для многих, например, хроников-астматиков, — это очень неплохой выход, позволяющий избегать обострений. А там окрепнет и в школу, глядишь, пойдёт. С социализацией можно повременить. Но лучше, конечно, не затягивать.
4. Учиться рядом
Если есть районная школа, готовая вас принять, возможно, стоит записаться туда. Скорее всего, качество образования там ниже среднего. Но, главное, не треплют нервы, а ходить туда можно «время от времени» — главное, запастись ворохом справок. Всё равно в наше время многими вещами по учёбе можно заниматься самостоятельно.
5. Учиться в маленьком коллективе
Ещё один приемлемый вариант для часто болеющего ребёнка — маленькая школа. Тут многое зависит от достатка родителей. В Москве и в Питере есть варианты небольших и недорогих частных и наполовину частных «школок», в которых к образовательному процессу относятся гибко. Плюс, опять же, в том, что если в классе десять человек, а не тридцать, на ребёнка чихает примерно втрое меньше однокаш (ель)ников.
6. Научить учиться самостоятельно
Часто болеющий ребёнок — это ребёнок, который постоянно сидит дома один. Учить его некому и некогда. Родители на работе, на репетиторов по всем предметам не напасёшься. По опыту мне известно, что научить учиться самостоятельно можно абсолютно любого ребёнка старше 10 лет. Да, результаты будут разными. Но, во-первых, они будут разными и в школе. Во-вторых, мы можем варьировать степень нашего вмешательства. А в-третьих — навык самостоятельного обучения в наше время вообще один из самых главных. Который пригодится, кстати, сразу после ЕГЭ.
7. Болезнь как ресурс
У меня есть знакомый педиатр, который всё детство провалялся по больничкам (ангины, ревматизм, почки, сердце). К 9 классу вопросов о том, кем он станет, у него уже не было. Многие вспоминают, как частые простуды или травмы помогали им стать не только часто болеющими, но и сильно начитанными. Важно понять, что является ресурсом для ребёнка, что поможет поддержать здоровый дух в его довольно медленно крепнущем теле. Болезнь и «нехождение в школу» — это много времени для занятия по душе. Однако важно, чтобы это занятие ребёнок нашёл и выбрал сам.
8. Не бойтесь медикаментов
Очевидный способ укрепления иммунитета — медикаментозный. Конечно, каждый родитель сам выбирает, стоит ли идти в аптеку и покупать лекарство или довериться народным методам — универсального ответа тут быть не может. Но всё-таки лучше пользоваться проверенными средствами. Препарат «Эргоферон» создан для противостояния вирусам и инфекционным заболеваниям. Его задача — активировать иммунные клетки, уменьшать воспаление и снижать выраженность симптомов простуды. Препарат также можно применять как профилактическое средство в сезон простуд и гриппа. Не болейте, скоро весна!
Перед применением «Эргоферона» ознакомьтесь с инструкцией. О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с врачом.
Фото: iStockphoto (Zaikina, Kerkez, dolgachov, Ridofranz)
Часто болеющие дети. Современный взгляд педиатра
Актуальной задачей педиатрической практики остается ведение часто болеющих детей (ЧБД). С наступлением осенне-зимнего периода и началом обучения у школьников нарастают перегрузки, утомление, увеличивается количество контактов в коллективах, и дети начинают чаще болеть острыми респираторными инфекциями (ОРИ). К группе ЧБД относят пациентов с повторными эпизодами ОРИ более 8 раз в год с частыми рецидивами хронических заболеваний ЛОР-органов и бронхолегочной системы.
В структуре заболеваемости ЧБД около 83% занимает патология респираторного тракта. Нормализация вегетативной регуляции организма, стабилизация клеточного энергообмена способствуют возрастанию физической активности детей и повышению показателей иммунитета. При этом важно учитывать индивидуальные особенности детского организма, в т. ч. наличие различных функциональных изменений, что необходимо для составления комплексной программы лечения и реабилитации, включающей средства метаболической коррекции.
В статье рассмотрена возрастная структура заболеваемости, описаны возможные причины, патогенетические механизмы заболеваний и особенности течения. Также представлен краткий обзор исследований, демонстрирующих эффективность энерготропной терапии у ЧБД, в частности лечения левокарнитином (Элькар®).
Ключевые слова: дети, ОРИ, ЧБД, тонзиллит, левокарнитин, энерготропная терапия.
Для цитирования: Морозов С.Л. Часто болеющие дети. Современный взгляд педиатра. РМЖ. Медицинское обозрение. 2019;8:7–9
Ведение
В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема часто болеющих детей (ЧБД). С наступлением осенне-зимнего периода и началом обучения у школьников возникают перегрузки, нарастает утомление, увеличивается количество контактов в коллективах, и дети начинают чаще болеть острыми респираторными инфекциями (ОРИ) [1].
К группе ЧБД относят пациентов с повторными эпизодами ОРИ более 8 раз в год [2]. В структуре заболеваемости вирусные инфекции составляют 65–90% (вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, респираторно-синцитиальный вирус). Вирусная моноинфекция выявляется в 52%, ассоциация из 2 вирусов и более — в 36% случаев [3].
Наиболее высокая заболеваемость респираторными инфекциями отмечена в детских организованных коллективах у детей дошкольного и младшего школьного возраста, пик заболеваемости приходится на первые годы посещения детских дошкольных учреждений [3].
Так, в ясельных и младших группах детских дошкольных учреждений доля ЧБД может превышать 50%, тогда как среди школьников эта доля составляет примерно 10%, постепенно снижаясь до 3–5% в старших классах [3–4].
Факторы, повышающие частоту рецидивирования ОРИ у детей
Частому развитию заболеваний у детей способствуют психологический фактор, нарушение адаптации к нагрузкам, вегетативные дисфункции. ЧБД младшего дошкольного возраста имеют высокий уровень личностной тревожности. Дети с часто повторяющимися респираторными инфекциями негативно реагируют на такие ситуации, как укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, принудительное собирание игрушек, изоляция, еда в одиночестве [5].
Каковы же причины частой заболеваемости детей респираторными инфекциями? К сожалению, это явление носит многофакторный характер.
Общеизвестны эндогенные факторы риска частых ОРИ: неблагоприятное течение беременности, недоношенность, антенатальное и интранатальное поражение ЦНС, дефицитные состояния, раннее искусственное вскармливание, инфицированность микобактериями туберкулеза. Более часто по сравнению со сверстниками ОРИ подвержены дети с экссудативно-катаральной и лимфатико-гипопластической аномалиями конституции. К значимым экзогенным факторам риска можно отнести высокую контагиозность возбудителей ОРИ, наличие взрослых или других детей в семье с хроническими очагами инфекции, пассивное курение, дефицитное по микронутриентам питание, посещение детских учреждений с раннего возраста, экологические факторы (загрязнение воздуха), наличие в воде и продуктах питания ксенобиотиков [6].
Детей с частыми эпизодами ОРИ принято выделять в особую группу диспансерного наблюдения — группу ЧБД и рассматривать их как угрожаемых по формированию рецидивирующих и хронических форм бронхолегочных заболеваний [1].
Особенности ведения ЧБД
В общей педиатрической практике в период респираторных заболеваний детям обычно назначают симптоматическую, противовирусную и антибактериальную терапию, проводят санацию очагов хронической инфекции. В семье, где есть ЧБД, рекомендуется придерживаться определенных правил: установить рациональный режим дня; вести здоровый образ жизни в семье (в т. ч. полностью отказаться от курения в присутствии ребенка или в помещении, где он находится); следить за сбалансированным и полноценным питанием; применять закаливание, лечебную физкультуру, фитотерапию, кислородные коктейли и витаминотерапию, использовать средства и методы, повышающие общую резистентность организма.
Повышение адаптационно-приспособительных резервов ЧБД энерготропными препаратами
Нарушение общей резистентности организма к инфекциям сопровождается снижением энергетического обмена. В последние годы перспективным направлением в терапии ЧБД стало дополнение общепринятых схем лечения энерготропными препаратами. Применение левокарнитина способствует улучшению обмена веществ и энергообеспечения тканей. Препарат способствует проникновению жирных кислот через клеточные мембраны из цитоплазмы в митохондрии, где они подвергаются процессу бета-окисления с образованием АТФ и ацетил-КоА [7]. Левокарнитин улучшает белковый и жировой обмен, угнетает образование кетокислот и анаэробный гликолиз, уменьшает степень лактоацидоза, повышает устойчивость к физическим нагрузкам, способствует экономному расходованию гликогена и увеличивает его запасы в печени и мышцах. Кроме того, он обладает антигипоксантным, антиоксидантным действием, предотвращает дегенеративное поражение клеток нервной системы, способствуя восстановлению их целостности и функций, что крайне важно с учетом тесной связи нервной и иммунной систем и того факта, что среди детей с последствиями перинатальных поражений ЦНС очень высока доля ЧБД. Левокарнитин, являясь универсальным стимулятором и корректором энергетического обмена при различной патологии, повышает общие защитные и адаптационные возможности организма. Доказана эффективность и безопасность препарата в лечении заболеваний детского возраста и их профилактике, в т. ч. в лечении ЧБД [8].
По данным В.С. Сухорукова и соавт., прием препарата в возрастных дозировках приводил к уменьшению жалоб, нормализации сна и аппетита, повышению физической выносливости, было отмечено изменение активности митохондриальных ферментов. Одной из ведущих причин значительной вариабельности показателей клеточного энергообмена являются различия в степени нарушений и уровне адаптационно-приспособительных процессов у детей. Анализ результатов исследования показал, что максимальный эффект коррекции нарушенного энергетического статуса характерен для детей с изначально наиболее низкими показателями ферментативного статуса. Авторы отметили отсутствие каких-либо побочных эффектов даже у детей с отягощенным аллергоанамнезом и признаками резидуального поражения ЦНС [9, 10].
Учитывая зачастую рецидивирующий характер бронхитов, пневмоний на фоне частых респираторных заболеваний, мы проявили интерес к работе Т.Е. Бойченко [11], где продемонстрирована эффективность левокарнитина в комплексной терапии детей в возрасте от рождения до 3 лет с пневмонией. На фоне энерготропной терапии продолжительность симптомов интоксикации (недомогание, слабость, снижение аппетита), частота остаточных изменений в легких (по данным рентгенологического исследования) достоверно были ниже, чем у детей, у которых энерготропная терапия не применялась. Очевидно, что повышение активационных реакций свидетельствует о достаточных адаптационных возможностях детского организма и связано с иммуномодулирующей и метаболической терапией, действие которой направлено на активацию системы иммунитета и энергозатрат, т. е. на активацию саморегуляции систем организма.
Еще одной распространенной проблемой ЧБД является формирование хронического тонзиллита, который носит рецидивирующий характер и обостряется практически при каждом респираторном заболевании. В исследовании В.А. Белова отмечается, что при хроническом тонзиллите нарушается энергетический обмен, развивается энергодефицит, что является несомненным показанием к специальной корригирующей терапии. Применение препарата левокарнитина (Элькар®) у детей с хроническим тонзиллитом в сочетании с энергодефицитным состоянием приводило к уменьшению частоты обострений хронического тонзиллита, нормализации цитохимических показателей активности митохондриальных ферментов [12].
В исследовании С.Л. Морозова (2015) показано влияние левокарнитина на состояние вегетативной регуляции и повышение устойчивости к нагрузкам. Так, при оценке показателей вариабельности сердечного ритма, наряду с нормализацией уровня митохондриальных ферментов, у детей отмечалась нормализация состояния вегетативной нервной системы и, как следствие, повышение адаптации к нагрузкам [13].
Заключение
Таким образом, представляется целесообразным включение в схему ведения ЧБД методов, повышающих общую резистентность, стимулирующих адаптационно-приспособительные механизмы организма. К таким методам можно отнести энерготропную терапию, в частности лечение левокарнитином. Препарат левокарнитина (Элькар®) показал хорошую переносимость в сочетании с высокой клинической эффективностью в терапии ЧБД, а его применение продуктивно не только с лечебной, но и с профилактической целью. Лечение левокарнитином позволяет существенно улучшить состояние здоровья ЧБД, нормализуя механизмы вегетативной регуляции, стабилизируя клеточный энергообмен, что, в свою очередь, способствует возрастанию физической активности детей и повышению иммунитета. При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, в т. ч. имеющиеся функциональные изменения, что необходимо для составления комплексной программы лечения и реабилитации, включающей средства метаболической коррекции [14].
Об этом мы говорим с врачом-педиатром «Клиника Эксперт Тула» Головко Валерией Александровной.
— Валерия Александровна, желание любой мамы – видеть своего малыша здоровым. Правда ли, что детство не должно обходиться без различных вирусных заболеваний и они – тренировка иммунитета?
Мы действительно живём не в изолированной среде. И уже фактически сразу после рождения ребёнок начинает встречаться с огромным количеством чужеродных белков, фактические являющихся для его организма антигенами, т.е. веществами, способными вызывать иммунный ответ. Вирусы, бактерии, грибки и т.д. также являются «чужаками», многие из них способны вызывать заболевания.
По мере взросления ребёнка, изменения окружающих его условий (контакт с родственниками, посещение детской площадки и сада и т.д.) количество таких антигенов постепенно увеличивается. Так на протяжении жизни организма иммунная система «тренируется» распознавать «чужое» и соответствующим образом реагировать на него.
Читайте материал по теме: Непривитые дети – самые здоровые?
Специально созданными «тренерами» можно считать прививки, благодаря которым иммунитет становится подготовленным к борьбе с реальными противниками в виде конкретных возбудителей инфекции.
— Как определить, что ребёнок «часто болеющий»? Это сколько раз в месяц или год?
— до годовалого возраста он болеет 4 и более раз в течение года;
Кроме того, учитывается не только частота случаев болезни, но и то, как болеет ребёнок: возникают ли осложнения, необходимость в приёме антибиотиков.
— Вы высказали мнение отечественной педиатрии. А как на проблему часто болеющих детей смотрят ваши зарубежные коллеги? Для них часто болеющий ребёнок – это какой?
Принцип такой, что у них частота эпизодов ОРЗ в течения года выше, чем по нашей классификации.
— Кто виноват в том, что ребёнок начинает часто болеть? По каким причинам это происходит?
Причин, почему у детей отмечаются частые случаи простудных заболеваний, много. Факторами риска являются, например:
— внутриутробное инфицирование, а также в родах;
— асфиксия при родах;
— патология головного мозга из-за кислородного голодания;
— пониженная масса тела ребёнка;
— рахит и похожие состояния;
— нехватка в организме витаминов;
— хроническая патология носоглотки;
— аллергия и/или отягощённый аллергоанамнез (например, если один или оба родителя имеют аллергическое заболевание);
«В центральной полосе России цветение происходит практически круглый год, поэтому проявления заболевания могут беспокоить больных девять месяцев в году». Цитата из материала «Как спасти ребёнка от поллиноза?»
— вдыхание паров табака (пассивное курение);
— раннее начало искусственного вскармливания;
— конституциональная особенность лимфоидной ткани ребёнка (избыточное её развитие).
— Валерия Александровна, что включает в себя обязательное обследование часто болеющих детей?
В первую очередь это тщательный сбор анамнеза, с исключением наследственных и врождённых патологий (например, муковисцидоза), осмотр.
Из лабораторных методов назначается;
— общий анализ крови и мочи;
— бактериологические посевы из зева, носа;
— полимеразная цепная реакция (ПЦР) с целью обнаружения определённых инфекций в материале мазков из носоглотки;
Читайте материал по теме: Как правильно сдать общий анализ крови?
Как правило, проводится консультация ЛОР-врача, аллерголога-иммунолога. Может назначаться рентгенологическое исследование носоглотки, придаточных пазух носа.
— Говорят, что из часто болеющих детей вырастают редко болеющие взрослые. Ваша практика подтверждает, что это так?
Да, я наблюдаю такую закономерность. Причём это заметно не только у взрослых, но с определённого возраста уже и у детей.
— Что делать, если у ребёнка частые простудные заболевания? Как укрепить детский иммунитет?
Основные мероприятия включают:
— ликвидацию хронических очагов инфекции (лечение кариозных зубов, болезней ЛОР-органов и т.д.);
— сезонный приём поливитаминных комплексов после консультации с доктором;
— дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру;
— применение препаратов, создающих на слизистой оболочке носа защитную «плёнку», препятствующую контакту аллергена со слизистой.
— С чего начать закаливание часто болеющих детей?
Мероприятия по закаливанию лучше начинать летом. Начните с хождения дома босиком. Полезно умываться прохладной водой, включая лицо, руки, область за ушами (местное закаливание).
Можно положить на дно ванны полотенце, смочить его прохладной водой и дать ребёнку потопать по нему ногами в течение 30 секунд. Важно не стоять, а именно походить по полотенцу. Время можно постепенно увеличивать до 1-3 минут.
Полезны воздушные ванны, в том числе детям, которые болеют не часто.
— Назначают ли часто болеющим детям иммуномодуляторы?
Что такое иммунитет и как его повысить? Рассказывает аллерголог-иммунолог «Клиника Эксперт Смоленск» Чемова Ульяна Владимировна
— Иногда детские врачи рекомендуют забрать часто болеющего ребёнка из детского сада. Когда это оправдано?
— Как помочь ребёнку быть здоровым?
Это хорошо известные мероприятия. К ним относятся:
— полноценный сон. Часто болеющему ребёнку ночью нужно спать на 1-1,5 часа дольше, чем здоровому. В идеале должен быть и дневной сон (1-2 часа);
— оптимальная температура в помещении (днём +20°C, ночью +18°C);
— частое проветривание комнаты;
— рациональное лечение возникающих заболеваний;
— гармонизация внутрисемейных отношений.
Другие материалы по темам:
Головко Валерия Александровна
В 2004 году окончила медицинский факультет Тульского государственного университета.
С 2004 по 2005 годы проходила интернатуру по специальности «Педиатрия»
Работает врачом-педиатром в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74.
Если ребёнок часто болеет – советы педиатра
Тутанина Лариса Александровна
С началом осени большинство родителей сталкивается с такой картиной – ребёнок неделю другую посещает детский сад, а потом месяц сидит дома с соплями, кашлем и температурой.
Однако не стоит отчаиваться, частые болезни в детском возрасте – означают, что малыш развивается абсолютно нормально, но под воздействием каких-либо факторов его иммунная защита развивается недостаточно быстро.
Острые респираторные инфекции (ОРИ) являются основной группой заболеваний в детском возрасте.
Когда происходит пик заболеваемости
Дети до шести лет в среднем переносят от шести до восьми ОРИ в год, вплоть до ежемесячных эпизодов ОРИ в период с сентября по апрель. Продолжительность болезни составляет в среднем 14 дней. Это означает, что ребенок может иметь симптомы «простуды» почти половину дней в этот период времени, без всяких причин для беспокойства родителей или врача.
Маленькие дети, посещающие детский сад, судя по всему, страдают от ОРВИ больше, чем дети, воспитывающиеся на дому. Однако, при поступлении в начальную школу, эта группа детей напротив, болеет реже «домашних» детей, потому что они уже защищены от большего числа возбудителей ОРВИ. Таким образом, частые «простуды» не являются признаком «пониженного» иммунитета.
ОРИ можно заболеть в любое время года, но максимальное количество эпизодов происходит во время осенних и зимних месяцев, независимо от географического положения. Эти заболевания не провоцируется холодным климатом или воздействием холодного воздуха.
Что делать
В большинстве своем данные заболевания проходят самостоятельно. Можно облегчить состояние ребенка, создав комфортные условия:
прохладный увлажненный воздух в помещении,
проветривание и влажная уборка,
достаточное теплое питье,
легкое питание без принуждения,
при высокой температуре (выше 38,5°С) – жаропонижающие препараты,
при выраженной заложенности носа – сосудосуживающие (с соблюдением дозы и кратности приема).
Но самое главное – это наблюдать за состоянием ребенка, чтобы не пропустить тревожные симптомы, которые могут свидетельствовать об осложнениях ОРВИ или о том, что под маской ОРВИ протекает другое, угрожающее жизни ребенка заболевание.
Когда нужно обратиться к врачу
Симптомы, при которых вам нужно к доктору в ближайшие 12-24 часа:
температура выше 38°С более 3 суток;
повторное повышение температуры после периода нормализации;
прогрессивное ухудшение состояния;
затруднённое дыхание (одышка);
появление посторонних шумов при дыхании (хрипы, свист);
частый приступообразный кашель;
появление сыпи, рвоты или диареи на фоне ОРВИ.
Симптомы, при которых нужно СРОЧНО к врачу (вызывайте скорую помощь):
нарушение координации движений;
выраженное затруднение дыхания (удушье);
температура выше 40°С, не снижающаяся обычными жаропонижающими;
появление сыпи, не бледнеющей после нажатия;
сильная головная боль или боль в животе;
полный отказ или невозможность пить;
кровотечение из любых источников (нос, рот, кишечник).
Уважаемые родители, не занимайтесь самолечением малыша.
Лечение без назначений врача может принести больше вреда, чем пользы. Если у вас возникли вопросы по поводу детского здоровья, проконсультируйтесь у врача-педиатра.