Ребенок разбил голову что делать
Ребенок разбил голову что делать
Маленькие дети очень активны. Они постоянно бегают, скачут, прыгают и падают. Если не с пеленального стола или коляски, то с дивана, стула или другой поверхности. Чаще всего падая, дети ударяются об твердую поверхность головой, чем сильно пугают своих родителей.
В большинстве случаях при падении с дивана, кроватки или стула, у малыша появляется шишка и синяк на голове, а других симптомов, связанных с повреждением головного мозга или других внутренних органов нет. Связано это с тем, что у маленьких детей имеется заложенная природой защита головного мозга. Это родничок на черепе и большое количество спинномозговой жидкости. Благодаря им при ударе головой у маленьких детей происходит амортизация и уменьшается давления на кости черепа.
Но это вовсе не значит, что падения с высоты маленьким детям не страшны. Оставлять без присмотра детей, которые уже умеют ползать или ходить, в комнате лучше на полу и только на короткое время. Иначе малыш может влезть на диван, стул или подоконник, чтобы посмотреть в окно. Последствия такого невнимания со стороны родителей могут быть самыми неприятными. Срочно вызывайте скорую помощь, если после удара головой ребенок заплакал не сразу, не реагирует на голос и не может стоять на ногах, хоть до этого уже ходил.
Определить серьезность последствий удара головой по фокусировки взгляда, симптому Грефе, асимметрии лица и нистагм может только врач, пытаться самостоятельно оценить состояние ребенка, который упал с высоты, ударился головой и теперь еле держится на ногах, невозможно. Только врач может выявить симптомы травмы головы и назначить правильное лечение, после прохождение МРТ, компьютерной томографии и УЗИ, если родничок у малыша еще не закрылся.
Часто бывает так, что врачи никаких повреждений головного мозга не обнаруживают и отпускают родителей с ребенком домой, советуя продолжать наблюдать за состоянием ребенка. Дело в том, что зачастую последствия травмы головы проявляются не сразу, а спустя некоторое время. Нужно вновь обратиться к врачу, если ребенка после удара головой немного укачивало и подташнивало, затем все нормализовалось, а на третьи или четвертые сутки, все повторилось вновь.
Повторное ухудшение самочувствия после того, как родители уже думали, что все прошло, может проявиться и в том, что ребенок стал много спать и его трудно разбудить или наоборот, плохо засыпает и часто просыпается с плачем. Особенно грозным симптомом травмы головы являются запрокидывание головы, судороги тела, заведение глазных яблок кверху и одностороннее расширение зрачка.
Даже при незначительном сотрясении мозга у детей повышается внутричерепное давление, что связано с резким увеличением притока крови к головному мозгу. Поэтому лечение сотрясения мозга, прежде всего, должно быть направлено на то, чтобы уменьшить количество жидкости в центральной нервной системе. Это значит, для успешного лечения сотрясения мозга нужно соблюдать постельный режим, избегать нагрузки глаз и мозга, что приводит к напряжению в нервных волокнах.
Если после падения ребенок плакал, а спустя некоторое время успокоился, то внимательно следите, появилась ли шишка на месте удара и не чувствуется ли в ней накоплении жидкости при легком надавливании. Если жидкость есть, то это и есть характерный симптом ушиба мозга. При ушибе также могут наблюдаться потери сознания, рвоты и головокружения. Ребенок после такой травмы головы должен быть немедленно госпитализирован, кормить малыша или укачивать его, чтобы он уснул, до приезда врачей не нужно.
Наличие трещин и вмятин в черепе свидетельствует о том, что у ребенка открытая черепно-мозговая травма. Это очень опасное состояние, требующее оказания скорой медицинской помощи и доставки ребенка в стационар. В этом случае ребенку срочно назначается медикаментозная терапия и щадящий режим, чтобы избежать серьезных последствий черепно-мозговой травмы на его здоровье.
— Вернуться в оглавление раздела «Травматология»
Травма головы у ребенка
Ребенок растет и стремится познавать мир. Детский возраст является самым опасным периодом для ребенка. Не редко дети получают травмы головы.
Травма головы — это повреждение головы, черепа. Черепно-мозговая травма по частоте возникновения занимает первое место. Она составляет 30–40% от общего количества обращений пациентов. Необходимо вовремя выявлять ЧМТ, так как травма может нанести непоправимый вред здоровью ребенка.
Виды ЧМТ у ребенка
1. Закрытая или открытая травма. При травме нарушается целостность мягких тканей головы. Может быть повреждение костит, перелом основания черепа.
2. По тяжести различают:
3. По повреждению мозга:
Причины травмы головы у детей
Травмы черепа и мозга часто получают из-за причин, не связанных со здоровьем:
Для каждого возраста характерны разные причины. Годовалый ребенок только начинает ходить, а это совсем не просто. Он постоянно падает, но упорно идет к своей цели. Родителям нужно быть особенно внимательными и не допускать травм головы. В более старшем возрасте дети начинают ходить в детские сады и школы. В этот период возможны удары по голове во время игры. Также могут быть аварии ДТП, что особенно опасно для ребенка.
Симптомы ЧМТ
По симптомам можно поделить детей на две группы:
Для первой группы характерны следующие симптомы:
Первая помощь при черепной травме
Необходимо вызвать скорую. От скорости обращения к специалисту зависит здоровье вашего ребенка. При позднем поступлении в отделение больницы могут появиться осложнения.
До приезда скорой вы можете сделать:
Диагностика
При травмах головы у ребенка назначаются исследования в зависимости от характера травмы.
Что делать, если ребенок ударился головой: инструкция для родителей
Если ребенок ударился головой, далеко не всегда это повод для паники и родительских переживаний. Тем не менее, родители должны уметь различать, какая именно «катастрофа» приключилась — у ребенка сотрясение мозга или (что бывает в десятки раз чаще!) всего-навсего легкий ушиб. Потому что на каждый «сценарий» есть свой особый план действий…
© Предоставлено: Woman.ru Ребенок ударился головой: что делать
Согласно статистике: из всех людей, обращающихся за медицинской помощью по случаю черепно-мозговой травмы, 35% — это дети до 15 лет.
Сотрясение мозга у ребенка: не так страшен черт, как…
Одна из наиболее страшных и опасных травм головы у ребенка, по мнению большинства родителей, это сотрясение мозга. Но на деле, как выясняется, все ровно наоборот…
Объясним в двух словах, что вообще происходит при сотрясении мозга у ребенка. Голова (в том числе и детская), если говорить предельно упрощенно, состоит из кости (твердой и относительно крепкой черепной коробки), которая защищает мягкий, уязвимый и «нежный» головной мозг, заключенный внутрь этой самой кости. При сильном внешнем ударе, который приходится на череп, мозг с внутренней стороны в свою очередь тоже ударяется о стенку черепной коробки. При этом клетки головного мозга в месте этого удара не повреждаются, но на некоторое время теряют взаимосвязь друг с другом. Это приводит к потере сознания, чаще всего — предельно кратковременной.
Самый очевидный и обязательный симптом сотрясения мозга у ребенка — это потеря сознания. Если же малыш не «отключался» — то ни о каком сотрясении мозга речи не идет.
При этом родители должны знать, что с медицинской точки зрения сотрясение мозга — одна из наиболее легких и неопасных травм головы. В подавляющем большинстве случаев после сотрясения и потери сознания, ребенок приходит в себя и очень быстро адаптируется.
Максимум недомоганий, которые могут случиться у ребенка после сотрясения мозга — это непродолжительная головная боль, потеря аппетита и сонливость. Однако спустя 1-2 дня и эти симптомы без следа исчезают.
Совсем иначе обстоят дела, если при ударе у ребенка возник ушиб головного мозга.
Ушиб головного мозга у ребенка
Ушиб головного мозга — это ситуация, при которой во время удара о внутреннюю стенку черепной коробки мозг не просто сотрясается, но и получает те или иные повреждения. Как правило, в месте ушиба возникают:
Этот сценарий уже может быть крайне опасен для здоровья ребенка, поскольку поврежденный мозг находится в замкнутом пространстве черепа — крови при кровотечении просто некуда деваться, как и нарастающему отеку. Обычно в этих обстоятельствах возникает риск сдавления головного мозга, что может привести к весьма плачевным последствиям.
Если ребенок ударился головой, и медики зафиксировали у него все три симптома — сотрясение, ушиб и сдавление головного мозга, только в этом случае они имеют все основания поставить диагноз «черепно-мозговая травма».
Таким образом, ни сотрясение мозга у ребенка, ни кровавая ссадина на голове, ни «шишка», ни синяк под глазом — не дают вам права впадать в панику и считать, что вашего ребенка «постигла» черепно-мозговая травма. Для этого есть совсем другие причины, и мы о них позже расскажем…
Ребенок ударился головой: повреждения и раны
Что делать, если ребенок ударился головой и появилась кровоточащая рана:
В этом случае вы должны оказать ему ту же самую помощь, что и при ушибе любого другого места:
На рану с кровотечением следует сперва приложить лед (лучше всего дробленый лед или пакет замороженных овощей), а чуть позже — соорудить давящую повязку;
Если рана на голове больше 7 мм в ширину и 2 см в длину — ребенка необходимо доставить в медицинское учреждение — такие раны обычно требует наложения швов.
Повторимся: если ребенок ударился головой, и в месте ушиба у него возникла «шишка», или даже появилась небольшая кровоточащая рана, но при этом сознание он не терял — то как бы «страшно» ни выглядело это со стороны, но говорить о серьезной травме головы нет повода. И если малыш не демонстрирует никаких опасных симптомов (мы перечислим их ниже) — то вам даже не обязательно вызывать врача или нестись с ребенком в больницу.
Что делать, если ребенок ударился головой и повредил череп:
Естественно, при сильном ударе страдает не только мозг ребенка — повредиться может и сам череп.
В зависимости от того, есть видимые повреждения костей черепа или нет, травмы головы условно делятся на открытые и закрытые. И в том, и в другом случае они требуют немедленного медицинского обследования и квалифицированной помощи.
Однако, череп состоит не только из костей. С внутренней стороны черепа ребенка есть особая стеночка (говоря медицинским языком — твердая мозговая оболочка), отделяющая непосредственно мозг от костей черепа. Если при ударе эта оболочка повреждается и разрывается, то в этом случае медики выносят вердикт «проникающая травма головы». И это тоже безусловно тот случай, когда ребенка незамедлительно необходимо доставить в мед.учреждение.
Итак, ваши действия при очевидных (или предполагаемых) повреждениях костей черепа — везти ребенка в больницу. Чаще всего эту картину сопровождают и соотвествующие симптомы, сигнализирующие о том, что мозг ребенка при ударе тоже серьезно пострадал.
А вот теперь — паника и бегом к врачу!
Итак, если ребенок ударился головой, и после этого вы заметили у него следующие признаки, немедленно везите малыша к врачу:
Проблемы с речью (заплетается язык, ребенок не может подобрать правильные слова и т.п.);
Ярко выраженная сонливость;
Сильная головная боль, которая не уменьшается в течение часа после удара;
Повторяющиеся приступы рвоты (а вот если рвота случилась после удара единожды — это не является тревожным признаком);
Сильное головокружение, которое длится более 1 часа после удара;
Неспособность двигать руками или ногами;
У ребенка разные по размеру зрачки;
Если возникли синяки под обоими глазами или за ушами;
Бесцветные или кровянистые выделения из носа или из ушей (довольно специфический, но очень серьезный симптом: дело в том, что при сильном ударе может нарушиться циркуляция черепно-мозговой жидкости, которая и начинает вытекать через нос или через уши).
Все вышеперечисленные признаки — это симптомы либо ушиба, либо сдавления головного мозга ребенка. Возникают они в подавляющем большинстве случаев в первые 24 часа после того, как ребенок ударился головой. И каждый из этих симптомов грозит серьезными последствиями, поэтому в случае их появления необходимо немедленно доставить ребенка в медиками, или наоборот.
Запомните: если ребенок ударился головой, ваша первая и самая важная задача — зорко наблюдать за ним в первые сутки после удара.
© Предоставлено: Woman.ru Сотрясение мозга у ребенка: симптомы
Сколько пальцев, приятель?
Если ребенок сильно ударился головой, у него могут возникнуть нарушения, связанные с органами чувств и восприятия. «Уловить» эти нарушения несложно.
Если ваш ребенок ударился головой, на время потерял сознание, а потом пришел в себя — проделайте с ним то же самое: убедитесь, что он видит и слышит вас, что он чувствует прикосновения и способен ответить на простой вопрос, что он не испытывает онемения в конечностях, не ощущает прилива аномального жара или холода.
Если нарушения, связанные с органами чувств, у ребенка — на лицо, немедленно отправляйтесь вместе с ним в ближайшую больницу.
Что делать, если помощь врача не требуется
Если ребенок ударился головой, но вы не обнаружили у него никаких опасных симптомов (а стало быть и нет повода для обращения к медработникам), это вовсе не означает, что малыша можно снова выпускать прыгать и бегать по двору. Отнюдь!
Вы должны сделать следующее:
Малыша надо успокоить (чтобы не кричал, не плакал, не боялся);
Ребенка следует уложить в постель и приложить холод к месту удара;
За ребенком необходимо постоянно наблюдать 24 часа с того момента, как он ударился головой;
Как правило, после того, как ребенок ударился головой, и после того, как он успокоился, он на некоторое время уснет. Не препятствуйте — пусть спит. Но каждые 3 часа вы должны его будить и задавать какой-то простой вопрос. Если ребенок отвечает вам связанно и адекватно — пусть спит дальше; а если его сознание стало «затуманиваться» — это повод немедленно ехать к врачу.
Нет таких мер профилактики для ваших детей, которые удержали бы их от любопытства, активных игр и беготни, а значит — от падений и травм. Более того, мало какой семье удается вырастить ребенка, который ни разу не упал бы с дивана или с лестницы. Но вы, родители, можете (и должны!) свести риск черепно-мозговых травм у своих детей к минимуму.
Не дарите ребенку велосипед (роликовые коньки, скейтборд и т.п.), не подарив шлем;
Приучите ребенка мгновенно останавливаться по вашему слову, если вы находитесь около проезжей части, в людской толпе или в других подобных местах;
Если ваш ребенок посещает бассейн, убедитесь, что его шлепанцы не скользят на мокром полу (довольно внушительный процент ребятишек, поступающих в больницы с черепно-мозговыми травмами, поступает именно из бассейнов, где дети нередко подскальзываются на мокрых полах);
Не оставляйте маленького ребенка в комнате или во дворе одного без присмотра.
И т.д. — перечислять можно много и долго, однако благоразумным родителям принцип уже наверняка ясен: вы не можете уберечь своих детей от всех напастей, которые они могут встретить, общаясь с окружающим миром, но оградить детей от травм, которые происходят по глупости или из-за халатности взрослых — вы просто обязаны.
6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Телесная память травмы
Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.
Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?
В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.
В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.
Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.
Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.
Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.
В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».
Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».
Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.
Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.
Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.
Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.