Ребенок рисует на уроках что делать

Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать

Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.

В каракулях скрываются эмоции

«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.

Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?

Когда нужна помощь специалиста

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.

Общее впечатление

Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Ребенок рисует на уроках что делать

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать

Софья, спасибо за рисунки. И с художественной/эстетической точки зрения они очень милые. И с психологической тоже всё в порядке.

Судя по рисункам детского периода, Вы чудесная мама. Психологическая тревожность и агрессия не выражена – у персонажей рисунков нет чрезмерно акцентированных глаз, зубов, когтей, рогов. Преобладание ярких, светлых, солнечных цветов говорит о доверии к миру. Детально прорисованные люди, лица, тела, пальцы рук, улыбки говорят о сформированном представлении о схеме человеческого тела, развитом самосознании и позитивном отношении к самой себе. Это, несомненно, Ваша заслуга потому, что эти качества у ребёнка формируются в дошкольном возрасте и зависят от взаимоотношений родителей и ребёнка.

Замечательно, что Вы позволяете рисовать на обоях. Во-первых, когда человек рисует на больших поверхностях – это не стандартно, не традиционно, разрушает стереотипы и стимулирует творческое мышление. Во-вторых, рисование на больших поверхностях (отсутствие у них границ) снимает страх перед листом – боязнь, что рука дрогнет, штрих выйдет за контур и т.д. Это даёт мышечное и психологическое раскрепощение, повышает самооценку. Возможно, именно поэтому сейчас красками девочке легче рисовать на обоях.

Судя по натюрмортам, представленным в вашей подборке, у Алисы прекрасное чувство цвета. Преобладание в настоящее время графических рисунков может быть связанно с тем, что с возрастанием художественного опыта у девочки возросли критерии оценивания своих рисунков. А также о поиске индивидуального стиля, способа адекватного выражения собственного состояния.

Большие глаза и обилие штриховки, присутствующие в рисунках подросткового периода, говорят о появлении тревожности, но это характерно для большинства подростковых рисунков вообще. Подростки – существа маргинальные: в этот период жизни они как бы зависают между двумя мирами миром детей и миром взрослых. Подросток уже не ребёнок, но ещё не взрослый.

Алиса как бы стоит на пороге дома и готовится сделать шаг в новый, неизвестный мир взрослых. Как видно из детских рисунков, мир дома для неё светлый, добрый гармоничный, с уже сложившимися, стабильными отношениями. Но что её ждёт за пределами этого мира и то, каким будет новый мир, как её примет, кем она будет там ни кому неизвестно… Неизвестно даже любимой маме, на которую раньше всегда можно было положиться.
Отсюда и вполне естественная тревожность, вспыльчивость, частые смены настроения. Также влияет гормональная перестройка в организме и бурный рост всего тела.

Софья, похоже ли на правду моё предположение о том, что тревожность Алисы связанна с теми чувствами, которые Вы испытываете к ней? Связанно ли нежелание подростка терять детство с нежеланием родителя терять ребёнка?

Источник

Консультация для педагогов «Детский рисунок — психологический взгляд»

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать Екатерина Коротина
Консультация для педагогов «Детский рисунок — психологический взгляд»

(Консультация для педагогов)

«Детский рисунок- психологический взгляд«

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие педагоги и родители задаются этими вопросами.

Чем же полезно рисование?

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические рисуночные тесты, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Также по рисунку, могут получить представление о душевном состоянии крохи как педагоги так и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

• Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.

• Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.

• Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.

• Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.

• Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).

• Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.

• Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.

Серый: бедность, отторжение, замкнутость.

Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.

• Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка.Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Это свидетельсвует о нахождении ребенка в депрессии или о низкой самооценке ребенка. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. О конфликтах в семье между ее членами. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

И в заключение хочется предостеречь педагогов и родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Источник

“Тайный язык” детского рисунка

Дети очень любят рисо­вать. Они изоб­ра­жают на бумаге все, что чув­ствуют и заме­чают вокруг. Наи­бо­лее удач­ные образцы этого твор­че­ства роди­тели сохра­няют на память, осталь­ным, как пра­вило, не при­дают зна­че­ния. А между тем, вгля­дев­шись вни­ма­тель­нее в самый обыч­ный дет­ский рису­нок, можно уви­деть все, что тво­рится в душе малыша, и чего он не сумеет объ­яс­нить взрос­лым, даже в самой дове­ри­тель­ной беседе.

Ольга Нови­кова, психолог

«Эволюция» юного живописца

Рису­нок для ребенка явля­ется не искус­ством, а речью. Рисо­ва­ние дает воз­мож­ность выра­зить то, что в силу воз­раст­ных огра­ни­че­ний он не может выра­зить сло­вами. В про­цессе рисо­ва­ния раци­о­наль­ное ухо­дит на вто­рой план, отсту­пают запреты и огра­ни­че­ния. В этот момент ребе­нок абсо­лютно свободен.

Дет­ский рису­нок чаще всего наглядно демон­стри­рует сферу инте­ре­сов самого малень­кого худож­ника. На ран­них эта­пах раз­ви­тия (до трех лет) – это чер­точки, линии, круги. Малыш «про­бует» каран­даш или кисть, экс­пе­ри­мен­ти­рует. Обычно он сна­чала делает рису­нок, а потом при­ду­мы­вает, что изоб­ра­зил, на что это может быть похоже. Позд­нее (к четы­рем годам) появ­ля­ется замы­сел рисунка.

С опре­де­лен­ного воз­раста (в 3,5 – 4 года) объ­ек­том при­сталь­ного вни­ма­ния и изу­че­ния ста­но­вится чело­век. С точки зре­ния пси­хо­ди­а­гно­стики рису­нок чело­века явля­ется одним из самых точ­ных и досто­вер­ных источ­ни­ков инфор­ма­ции. Слож­ность заклю­ча­ется лишь в том, что инфор­ма­ция, содер­жа­ща­яся в таком посла­нии, образно говоря «зако­ди­ро­вана», и рису­нок нужно гра­мотно «читать».

Пси­хо­логи, кото­рые исполь­зуют в работе рису­ноч­ные мето­дики, должны обла­дать доста­точ­ной ква­ли­фи­ка­цией и опы­том работы с детьми. Однако вни­ма­тель­ные роди­тели все­гда могут заме­тить в твор­че­ских рабо­тах ребенка что-то необыч­ное, почув­ство­вать его настро­е­ние, уло­вить скры­тое напря­же­ние. Поэтому в каче­стве «довра­чеб­ной помощи» пред­ла­гаем несколько уро­ков ана­лиза дет­ского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно пред­ло­жить нари­со­вать его семью. При­чем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цвет­ных каран­да­шей и доста­точно бумаги — обыч­ный аль­бом­ный лист (фор­мат А4) вполне подой­дет. Не стоит торо­пить малыша или ком­мен­ти­ро­вать его рису­нок в про­цессе рисо­ва­ния. А когда он закон­чит семей­ный порт­рет, самое время обра­титься с вопро­сами: кого именно он нари­со­вал и чем заняты все эти персонажи.

При­сту­пая к ана­лизу рисунка, взрос­лые должны учи­ты­вать, что его содер­жа­ние и, условно говоря, каче­ство зави­сят от воз­раста юного художника.

У трех­лет­них детей люди чаще всего выгля­дят как «голо­во­ноги»: некие суще­ства, тело и голова кото­рых пред­став­ляют собой еди­ный «пузырь» с нож­ками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, ана­ли­зи­ро­вать рису­нок с точки зре­ния лич­ност­ного раз­ви­тия и пси­хо­эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния будет вер­нее с 4–5 лет.

К четы­рем годам ребе­нок обычно уже изоб­ра­жает чело­века в виде двух ова­лов с руч­ками и нож­ками – палочками.

На рисун­ках пяти­лет­них детей появ­ля­ются голова, глаза, туло­вище, руки, ноги.

В шесть лет к выше пере­чис­лен­ному добав­ля­ются нос, рот, пальцы (их коли­че­ство несущественно).

К семи годам «живо­писцы» уже не упус­кают из виду такие детали чело­ве­че­ского образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схе­ма­ти­че­ском виде), а руки и ноги изоб­ра­жают двой­ными лини­ями. Обычно на эти кри­те­рии ори­ен­ти­ру­ются при оценке умствен­ного раз­ви­тия ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Для вер­ного про­чте­ния дет­ского рисунка необ­хо­димо дове­риться своим впе­чат­ле­ниям. Какие эмо­ции он вызы­вает? Покой и уми­ро­тво­ре­ние или бес­по­кой­ство и тревогу?

Чтобы точ­нее опре­де­лить это, можно попро­бо­вать опи­сать рису­нок, исполь­зуя поня­тия: «свет­лый» – «тем­ный», «яркий» – «туск­лый», «гар­мо­нич­ный» – «негар­мо­нич­ный», «спо­кой­ный» – «неспо­кой­ный», «упо­ря­до­чен­ный» – «бес­по­ря­доч­ный», «весе­лый» – «груст­ный», «агрес­сив­ный» – «доб­ро­же­ла­тель­ный», «бога­тый» – «бед­ный», «тяже­лый» – «лег­кий». Это помо­жет более точно вос­при­нять состо­я­ние ребенка.

Воз­можно, подоб­ный спо­соб оценки пока­жется труд­ным. В этом слу­чае можно найти таких же заин­те­ре­со­ван­ных роди­те­лей и обме­няться с ними тво­ре­ни­ями малы­шей. А затем поде­литься друг с дру­гом сво­ими ощу­ще­ни­ями от рисун­ков в каче­стве «неза­ви­си­мых экспертов».

Все слова, кото­рыми можно опи­сать рису­нок, имеют отно­ше­ние к акту­аль­ному состо­я­нию ребенка. Напри­мер, неко­то­рые нега­тив­ные определения.

При боль­шом коли­че­стве нега­тив­ных оце­нок можно гово­рить о внут­рен­нем пси­хо­ло­ги­че­ском небла­го­по­лу­чии ребенка. Однако не стоит делать поспеш­ных выво­дов по одному-един­ствен­ному рисунку. Воз­можно, ребе­нок кем-то оби­жен или недо­ста­точно хорошо себя чув­ствует. Эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния малыша обычно ярки и крат­ко­вре­менны, но они ока­зы­вают зна­чи­тель­ное вли­я­ние на всю его бли­жай­шую дея­тель­ность, в том числе и на творческую.

Домашняя иерархия

Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется ана­лизу струк­туры рисунка семьи. Необ­хо­димо срав­нить ее реаль­ный состав с тем, кото­рый изоб­ра­жен ребен­ком на бумаге. Сле­дует также оце­нить поря­док рисо­ва­ния, раз­мер фигур и их рас­по­ло­же­ние на листе.

К при­меру, 6‑летний Алеша не рисует отца, кото­рый уде­ляет ему мало вни­ма­ния и бывает груб. А его отсут­ствие на рисунке объ­яс­няет тем, что «папа уехал в командировку».

Алиса (4 года) не нари­со­вала свою млад­шую сест­ренку Ксюшу, объ­яс­нив ее отсут­ствие тем, что малышка «спит в дру­гой ком­нате». Девочка не может при­ми­риться с тем, что мама из-за сестры не уде­ляет ей столько же вни­ма­ния, как прежде.

Имеют место и обрат­ные ситу­а­ции, когда ребе­нок изоб­ра­жает на рисунке реально не суще­ству­ю­щих чле­нов семьи. Саша (5 лет) немало уди­вил свою маму, когда нари­со­вал рядом с собой игра­ю­щего малыша и сооб­щил, что у него нако­нец-то появился братик!

Подоб­ные «кор­рек­тивы» в состав семьи вно­сят дети, неудо­вле­тво­рен­ные своим эмо­ци­о­наль­ным поло­же­нием. Им тре­бу­ется больше доб­ро­же­ла­тель­ного вни­ма­ния от взрос­лых и игр «на рав­ных», а лучше – раз­вле­че­ний в ком­па­нии дру­гих таких же малышей.

Важ­ную роль при ана­лизе дет­ского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объ­еди­нены каким-то общим делом, чаще всего это сви­де­тель­ствует о бла­го­при­ят­ном семей­ном кли­мате. Весьма зна­чи­мым пока­за­те­лем пси­хо­ло­ги­че­ской бли­зо­сти явля­ется реаль­ное рас­сто­я­ние между изоб­ра­жен­ными фигу­рами.

Рисуя себя отдельно от осталь­ных, ребе­нок может «сиг­на­ли­зи­ро­вать» о своей изо­ли­ро­ван­но­сти в семье. Если он отде­ляет своих род­ных друг от друга пере­го­род­ками или поме­щает их в раз­ные «ком­наты», это может сви­де­тель­ство­вать о про­бле­мах в общении.

Раз­мер изоб­ра­же­ния гово­рит о том, какое место зани­мает этот чело­век в эмо­ци­о­наль­ной жизни семьи. Напри­мер, если млад­шего по воз­расту брата или сестру ребе­нок рисует круп­нее себя, то можно пред­по­ло­жить исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние к нему со сто­роны близ­ких. Он «зани­мает много места в их жизни».

Отсут­ствие на рисунке самого малень­кого худож­ника – частый при­знак того, что ребе­нок чув­ствует себя в семье оди­но­ким, и ему «нет места» в отно­ше­ниях между близ­кими. Про­ве­рить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нари­со­вать?» Бывает, что даже пря­мое ука­за­ние: «ты забыл изоб­ра­зить себя» ребе­нок игно­ри­рует или объ­яс­няет: «не оста­лось места», «потом дори­сую». Такая ситу­а­ция явля­ется серьез­ным пово­дом заду­маться о семей­ных взаимоотношениях.

Очень плот­ное изоб­ра­же­ние фигур, как бы пере­кры­ва­ю­щих друг друга, гово­рит о столь же тес­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях близ­ких малышу людей или о его потреб­но­сти в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Доста­точно рас­про­стра­нен­ным при­зна­ком повы­шен­ной тре­вож­но­сти ребенка явля­ются само­ис­прав­ле­ния. Осо­бенно такие, кото­рые не ведут к улуч­ше­нию каче­ства изоб­ра­же­ния. Встре­ча­ются рисунки из отдель­ных мел­ких штри­хов — малыш как бы опа­са­ется про­ве­сти реши­тель­ную линию. Ино­гда весь рису­нок или какая-то из его частей штриху­ется. В таких слу­чаях можно также пред­по­ло­жить повы­шен­ную тре­вож­ность юного художника.

Стоит обра­тить вни­ма­ние на пре­уве­ли­ченно боль­шие глаза на порт­рете, особенно—если в них густо заштри­хо­ваны зрачки. Воз­можно, малыш испы­ты­вает чув­ство страха.

Мно­го­чис­лен­ные укра­ше­ния, нали­чие допол­ни­тель­ных дета­лей и эле­мен­тов костюма у автора рисунка ука­зы­вают на демон­стра­тив­ность ребенка, его жела­ние быть заме­чен­ным, тягу к внеш­ним эффек­там. Чаще это встре­ча­ется у девочек.

Очень сла­бый нажим каран­даша, низ­кая (не по воз­расту) дета­ли­зи­ро­ван­ность рисунка встре­ча­ется у детей асте­нич­ных, склон­ных к быст­рому утом­ле­нию, эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ных, пси­хо­ло­ги­че­ски неустойчивых.

А дети, у кото­рых легко, без види­мой при­чины меня­ется настро­е­ние, обычно в про­цессе рисо­ва­ния часто меняют нажим: одни линии едва заметны, дру­гие про­ве­дены с замет­ным усилием.

Импуль­сив­ные малыши часто не дово­дят линии до конца или, наобо­рот, рисуют раз­ма­ши­сто, поэтому их рисунки про­из­во­дят впе­чат­ле­ние небреж­ных, бес­кон­троль­ных. Здесь обра­щают на себя вни­ма­ние силь­ный нажим и гру­бые нару­ше­ния симметрии.

Ино­гда рису­нок «не поме­ща­ется» на листе. Встре­ча­ются рисунки, где все фигуры изоб­ра­жены очень мелко. Обычно вся ком­по­зи­ция ори­ен­ти­ро­вана к какому-либо краю листа. Это зна­чит, что малыш ощу­щает себя сла­бым и не верит в свои силы. Воз­можно, кто-то из род­ных очень строг с ним или тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые ребенку, не соот­вет­ствуют его реаль­ным возможностям.

Если малыш изоб­ра­жает себя в откры­той позе (руки и ноги широко рас­став­лены, фигура круп­ная, чаще округ­лая), это гово­рит о его общи­тель­но­сти и жиз­не­ра­дост­но­сти. И напро­тив, «закры­тая» поза (руки при­жаты к телу или спря­таны за спину, фигура вытя­ну­тая, угло­ва­тая) ско­рее ука­зы­вает на чело­века замкну­того, склон­ного сдер­жи­вать свои чув­ства и мысли.

Как в рисун­ках маль­чи­ков, так и в рисун­ках дево­чек нередко можно заме­тить сим­волы агрес­сив­ных тен­ден­ций пове­де­ния: боль­шие акцен­ти­ро­ван­ные кулаки, ору­жие, устра­ша­ю­щая поза, четко про­ри­со­ван­ные ногти и зубы. Несмотря на кажу­щу­юся враж­деб­ность, они могут быть выра­же­нием защит­ной формы пове­де­ния.

Взрос­лым сле­дует разо­браться, что явля­ется для их ребенка источ­ни­ком повы­шен­ной эмо­ци­о­наль­ной опас­но­сти, и зачем ему пона­до­би­лась такая демон­стра­ция своей силы. Осо­бое место зани­мают рисунки с нару­ше­нием при­ня­тых норм изоб­ра­же­ния. В част­но­сти, изоб­ра­же­ние поло­вых орга­нов. Для малень­ких детей (до 4‑х лет) это, ско­рее, частое явле­ние. Здесь отра­жа­ется тен­ден­ция к есте­ствен­но­сти жизни во всех ее про­яв­ле­ниях. У стар­ших дошколь­ни­ков такой рису­нок гово­рит о демон­стра­тив­но­сти, жела­нии при­влечь вни­ма­ние про­во­ка­тив­ным спо­со­бом, слу­жит выра­же­нием агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начи­нают «чув­ство­вать» цвет и под­би­рать его по сво­ему настро­е­нию и миро­ощу­ще­нию. Док­тор Макс Люшер, пси­хо­лог и иссле­до­ва­тель в обла­сти цвета, изу­чал выбор оттен­ков из цве­то­вой гаммы раз­лич­ными людьми. Он при­шел к заклю­че­нию, что выбор цвета отра­жает пси­хо­ло­ги­че­ские каче­ства чело­века и состо­я­ние его здоровья.

Коли­че­ство исполь­зу­е­мых ребен­ком цве­тов можно рас­смат­ри­вать с несколь­ких пози­ций. В первую оче­редь, это харак­те­ри­стика уровня раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ной сферы в целом.

Обычно дети исполь­зуют 5–6 цве­тов. В этом слу­чае можно гово­рить о нор­маль­ном сред­нем уровне эмо­ци­о­наль­ного развития.

Более широ­кая палитра цвета пред­по­ла­гает натуру чув­стви­тель­ную, бога­тую эмоциями.

Если ребе­нок старше 3–4 лет рисует 1–2 цвет­ными каран­да­шами, это, ско­рее всего, ука­зы­вает на его нега­тив­ное состо­я­ние в дан­ный момент: тре­вога (синий), агрес­сия (крас­ный), депрес­сия (чер­ный).

Исполь­зо­ва­ние только про­стого каран­даша (при нали­чии выбора) ино­гда трак­туют как «отсут­ствие» цвета, таким обра­зом ребе­нок «сооб­щает» о том, что в его жизни не хва­тает ярких кра­сок, поло­жи­тель­ных эмоций.

Наи­бо­лее эмо­ци­о­нально зна­чи­мые фигуры выде­ляют боль­шим коли­че­ством цветов.

А открыто не при­ни­ма­е­мых пер­со­на­жей обычно рисуют чер­ным или темно-корич­не­вым цветом.

Цвета могут пере­да­вать также опре­де­лен­ные свой­ства харак­тера и состо­я­ние. Каж­дый из цве­тов имеет соб­ствен­ное сим­во­ли­че­ское зна­че­ние:

От теории к практике

Итак, малыш про­вел над листом бумаги с каран­да­шами в руках несколько минут, и кар­тинка готова. Как много важ­ного для него самого и для роди­те­лей скрыто в этом рисунке! Попро­буем про­чи­тать его?

Вот ребе­нок изоб­ра­зил себя, но поза неустой­чива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кро­ватке – при­лег отдох­нуть. Воз­можно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал корич­не­вый. Да, так и есть – температура!

Почему все дев­чонки рисуют прин­цесс? Именно так они себя ощу­щают или …очень хотят этого. Всего лишь ока­заться в цен­тре вни­ма­ния, быть самой-самой… Да и какой с прин­цессы спрос?

А вот маль­чик, воору­жен­ный до зубов. Ему тре­бу­ется защита. Может быть, кто-то оби­дел его.

Примеры анализа конкретных рисунков

Детский рисунок 1, автор этого «семейного портрета» — Алеша (6 лет)

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать

В пове­де­нии ребенка при­сут­ствуют черты, при­су­щие более ран­нему воз­расту, эмо­ци­о­нально-воле­вая сфера отли­ча­ется незре­ло­стью. Все пер­со­нажи рисунка изоб­ра­жены одним спо­со­бом. Одежда, с при­су­щими ей дета­лями, отсут­ствует. В каче­стве сим­во­ли­че­ского при­знака пола высту­пает при­ческа. Харак­тер­ное отсут­ствие шеи у изоб­ра­жен­ных людей в дан­ном слу­чае сви­де­тель­ствует о труд­но­сти кон­троля разума над телес­ными побуж­де­ни­ями, то есть в пове­де­нии Алеши наблю­да­ется высо­кая подвиж­ность, вре­ме­нами — рас­тор­мо­жен­ность, импульсивность.

Рису­нок яркий, лег­кий, жиз­не­ра­дост­ный, упо­ря­до­чен­ный, ско­рее доброжелательный.

Осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния семьи

Семья на рисунке отра­жена в пол­ном составе. В цен­тре ком­по­зи­ции – папа как важ­ный субъ­ект в домаш­ней иерар­хии. Можно с доста­точ­ной уве­рен­но­стью пред­по­ла­гать, что мама физи­че­ски и эмо­ци­о­нально ближе к Алеше. Обра­щают на себя вни­ма­ние обра­зо­вав­ши­еся пары: мама – сын (млад­ший в семье), папа – дочь. Сестра Лена нахо­дится дальше всех от автора рисунка. Веро­ятно, не все ладится в их отно­ше­ниях. Пока­за­тельно, что из всех чле­нов семьи только папа «крепко стоит на земле». Осталь­ные – парят, немножко «витают в обла­ках». В целом можно гово­рить о доста­точно теп­лых и близ­ких отно­ше­ниях между чле­нами семьи. Об этом сви­де­тель­ствует незна­чи­тель­ное рас­сто­я­ние между ними, выбор общего цвета и изоб­ра­же­ние в той же гамме дома с дым­ком из трубы, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим «тепло семей­ного очага».

Все линии рисунка сде­ланы уве­рен­ными, реши­тель­ными дви­же­ни­ями. Веро­ятно, именно такой стиль пове­де­ния явля­ется наи­бо­лее харак­тер­ным для Алеши. Но силь­ный нажим и акцен­ти­ро­ван­ная штри­ховка тела маль­чика гово­рят о внут­рен­нем бес­по­кой­стве, тре­вож­но­сти, может быть, физи­че­ском (бук­вально телес­ном) недо­мо­га­нии. При­ческа выдает натуру актив­ную, вре­ме­нами, воз­можно, агрес­сив­ную. Инте­рес­ная деталь — свое­об­раз­ные антенны (со слов Алеши), кото­рые на рисунке «вырас­тают» из ушей маль­чика. Они сим­во­ли­зи­руют потреб­ность в полу­че­нии инфор­ма­ции, чтобы ком­пен­си­ро­вать труд­но­сти в обще­нии (у ребенка на изоб­ра­же­нии нет лица). Позы всех пер­со­на­жей откры­тые, фигуры округ­лые, что пред­по­ла­гает людей жиз­не­ра­дост­ных, общи­тель­ных. В слу­чае с Але­шей это кажу­ще­еся про­ти­во­ре­чие может озна­чать: «Хочу общаться, играть, но меня не все­гда понимают».

Цве­то­вое реше­ние рисунка весьма сим­во­лично. Малень­кий худож­ник оста­но­вил свой выбор на сиг­наль­ном крас­ном цвете для всех чле­нов семьи, осо­бенно под­черк­нуто — для самого себя. Это ука­зы­вает на направ­лен­ность вовне, общи­тель­ность, повы­шен­ную актив­ность автора рисунка. Допол­ни­тель­ный зеле­ный под­чер­ки­вает стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти и жела­ние насто­ять на своем как при­выч­ный спо­соб пове­де­ния. Важ­ной дета­лью рисунка явля­ется четко про­ри­со­ван­ная поверх­ность земли. Если Алеша потра­тил немало вре­мени на ее изоб­ра­же­ние, наверно это явля­ется чем-то важ­ным для него. В дан­ном слу­чае можно рас­смат­ри­вать землю как потреб­ность в опоре, боль­шей устой­чи­во­сти и ста­биль­но­сти. Целью ана­лиза рисунка все­гда явля­ется более глу­бо­кое пони­ма­ние ребенка, взгляд на семью его гла­зами и опре­де­ле­ние путей к пози­тив­ным изме­не­ниям. В дан­ном слу­чае хоте­лось бы поре­ко­мен­до­вать роди­те­лям Алеши, чтобы они уде­ляли больше вни­ма­ния глу­бо­кому, дове­ри­тель­ному обще­нию с сыном, чаще раз­го­ва­ри­вали с ним про­сто так, инте­ре­со­ва­лись его мне­нием по раз­ным вопро­сам. Им также сле­дует поду­мать, в чем состоит труд­ность кон­такта между сыном и доче­рью. А актив­ный отдых, игры на воз­духе могут суще­ственно сни­зить эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское напряжение.

Детский рисунок 2. Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать Воз­раст­ной критерий

Такой рису­нок ско­рее харак­те­рен для шести­лет­них детей. Можно ска­зать, что маль­чик интел­лек­ту­ально раз­ви­ва­ется с опе­ре­же­нием сво­его возраста.

Рису­нок яркий, дина­мич­ный, однако неспокойный.

Осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния семьи

Семья изоб­ра­жена в пол­ном составе. Обра­щает на себя вни­ма­ние поло­вая иден­ти­фи­ка­ция юного автора с папой (см. одежду). Однако эмо­ци­о­нально ребе­нок все еще ближе к маме, что харак­терно для дошколь­ника. Инте­ресно, что маль­чику будто не хва­тает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его поло­же­ние неустой­чиво и изменчиво.

Ребе­нок выбрал для себя фио­ле­то­вый цвет, что в соче­та­нии с его неуве­рен­ным поло­же­нием в семье (об этом было ска­зано выше) ука­зы­вает на воз­мож­ную пси­хо­эмо­ци­о­наль­ную неста­биль­ность, частые пере­пады настро­е­ния. Для мамы малень­кий худож­ник выбрал энер­гич­ный несколько хао­тич­ный, жел­тый цвет. Папа – корич­не­вый. В его образе вни­ма­ние кон­цен­три­ру­ется на физи­че­ском теле. Такими ребе­нок видит своих родителей.

Фигуры круп­ные, угло­ва­тые – ско­рее всего, в обще­нии ребенка при­сут­ствует неко­то­рая пря­мо­ли­ней­ность и склон­ность к кон­флик­там (ост­рые углы). Замет­ная штри­ховка и четко про­ри­со­ван­ные зрачки дают осно­ва­ние пред­по­ла­гать нали­чие скры­той тревоги.

Детский рисунок 3, Петя, 6 летРебенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делать

Рису­нок яркий, насы­щен­ный, энер­гич­ный, хорошо орга­ни­зо­ван­ный. Вполне соот­вет­ствует воз­расту художника.

В струк­туре семьи выде­ля­ются «взрос­лая» и «дет­ская» группы. Млад­ший брат и сестра стре­мятся эмо­ци­о­нально и физи­че­ски быть ближе к Пете. Веро­ятно в семье пси­хо­ло­ги­че­ски близ­кие, рав­ные отношения.

Мама – самый яркий, эмо­ци­о­наль­ный образ. Ребе­нок выде­ляет образ мамы с помо­щью цвета и рисует его в первую очередь.

Петя изоб­ра­жает себя взрос­лым. Руки несколько уко­ро­чены по срав­не­нию с дру­гими изоб­ра­же­ни­ями. Обычно это встре­ча­ется в рисун­ках детей, кото­рые счи­тают себя недо­ста­точно уме­лыми, кри­тично отно­сятся к своим прак­ти­че­ским навы­кам, возможностям.

Солнце и цветы очень часто встре­ча­ются в рисун­ках детей. Стоит обра­тить вни­ма­ние, если их появ­ле­ние неоправ­данно ситу­а­цией. Напри­мер, солнце появ­ля­ется в рисунке ком­наты. Тогда мы гово­рим о потреб­но­сти более теп­лых отно­ше­ний в семье. В рисунке Пети эти сим­волы веро­ят­нее всего гово­рят о пози­тив­ном отно­ше­нии к своей семье.

Детский рисунок 4, Полина, 7 лет

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делатьЧасто дети рисуют про­из­вольно, без спе­ци­аль­ного зада­ния, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком слу­чае мы наблю­даем несколько иде­а­ли­зи­ро­ван­ное пред­став­ле­ние ребенка о себе.

Обра­тим вни­ма­ние на рису­нок Полины. Он рас­по­ло­жен в верх­ней части листа, доста­точно круп­ный и яркий. Можно гово­рить о пози­тив­ной само­оценке ребенка, актив­но­сти, эмоциональности.

Веро­ятно, девочка отли­ча­ется высо­ким само­кон­тро­лем, раз­ви­тым интел­лек­том, общи­тель­но­стью. Но ей не хва­тает устой­чи­во­сти (обра­тите вни­ма­ние на акцен­ти­ро­вано про­ри­со­ван­ную линию земли и малень­кие ножки ребенка). С пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния речь идет о неуве­рен­но­сти в себе. Обычно так бывает в семье, где вос­пи­ты­ва­ется один ребе­нок: ему уде­ляют, как это не пара­док­сально зву­чит, слиш­ком много вни­ма­ния, кон­тро­ли­руют и направ­ляют каж­дый шаг. Таким обра­зом, ребе­нок лишен воз­мож­но­сти как-то про­явить самостоятельность.

Посте­пенно при­вы­кая к этой ситу­а­ции, ребе­нок боится сде­лать невер­ный шаг и ждет «цен­ных ука­за­ний». Может быть, Полине ино­гда стоит сде­лать свои соб­ствен­ные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5, Александра, 4 года

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делатьРису­нок дина­мич­ный, яркий, несколько хао­тич­ный. Эмо­ци­о­наль­ным цен­тром семьи, несо­мненно, явля­ется мама: вокруг нее сосре­до­то­чены тепло (солнце), ребе­нок, собака. Ее пла­тье укра­шено рисунком.

Обра­тите вни­ма­ние, что себя Саша рисует как рав­ную со взрос­лыми и только ножки до земли не дотя­ги­ва­ются. Харак­тер у девочки, веро­ятно, бое­вой, импуль­сив­ный, мальчишеский.

Линии рисунка раз­ма­ши­стые, с силь­ным нажи­мом пред­по­ла­гают невы­со­кий уро­вень само­кон­троля. Для таких детей полезны игры с неслож­ными пра­ви­лами, пред­по­ла­га­ю­щие нали­чие несколь­ких игро­ков. Актив­ные заня­тия спор­том также научат лучше пони­мать себя и соот­но­сить свои жела­ния с инте­ре­сами команды.

Детский рисунок 6, Петя, 4 года 6 месяцев

Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть фото Ребенок рисует на уроках что делать. Смотреть картинку Ребенок рисует на уроках что делать. Картинка про Ребенок рисует на уроках что делать. Фото Ребенок рисует на уроках что делатьСовер­шенно необыч­ный рису­нок для ребенка 4,5 лет. Голо­во­ноги пре­вра­ти­лись сразу в зре­лые рисунки. Осо­бенно это каса­ется изоб­ра­же­ний взрослых.

Несо­мненно, это рису­нок очень наблю­да­тель­ного, раз­ви­того и вме­сте с тем тре­вож­ного ребенка. Обиль­ная штри­ховка, плот­ность, зажа­тость изоб­ра­же­ния, под­черк­нуто про­ри­со­ван­ные глаза ука­зы­вают на нали­чие тревожности.

Наи­бо­лее яркой, зна­чи­мой фигу­рой явля­ется папа. Обра­тите вни­ма­ние на то, как раз­ли­ча­ется штри­ховка одежды у чле­нов семьи. У папы – в строго опре­де­лен­ном направ­ле­нии, костюм офи­ци­аль­ный. Веро­ятно и в жизни папа очень орга­ни­зо­ван­ный, дело­вой человек.

Фигуры на рисунке изоб­ра­жены очень плотно. Это может ука­зы­вать на столь же тес­ные отно­ше­ния и в реаль­но­сти. Но нашему глав­ному герою, похоже, необ­хо­димо для актив­ной жизни боль­шее физи­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское пространство.

На пер­вый взгляд, может пока­заться, что ана­лиз дет­ских рисун­ков – не такая уж слож­ная задача. Однако хоте­лось бы предо­сте­речь роди­те­лей от жест­ких фор­му­ли­ро­вок и поста­новки пси­хо­ло­ги­че­ского диа­гноза. Ведь за кажу­щейся про­сто­той и изящ­но­стью метода стоит мно­же­ство нюан­сов, вза­и­мо­свя­зей отдель­ных про­яв­ле­ний и особенностей.

Кроме того, чело­век, ана­ли­зи­ру­ю­щий рису­нок, рас­смат­ри­вает его через призму сво­его лич­ного опыта и состо­я­ния в дан­ный момент вре­мени. Поэтому не стоит само­сто­я­тельно делать далеко иду­щих выво­дов. А если что-то в рисунке ребенка насто­ро­жило или оза­да­чило роди­те­лей, лучше не откла­ды­вать визит к спе­ци­а­ли­сту. Пусть помо­жет разобраться!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *